Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительное число условий и факторов, способствующих росту нарушений дисциплины и законности сотрудниками ОВД, можно и подразделить на специфичные группы. В качестве наиболее действенных детерминант, обусловливающих делинквентное поведение сотрудников ОВД, сегодня следует рассматривать: объективные социальные причины (экономическая ситуация в стране, устойчивая тенденция снижения жизненного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения делинквентного поведения и его психологического прогноза у сотрудников органов внутренних дел
    • 1. 1. Анализ подходов к изучению и психологическому прогнозу делинквентного поведения
    • 1. 2. Факторы и условия, влияющие на нарушение сотрудниками ОВД дисциплины и законности
    • 1. 3. Организация и методика диссертационного исследования
  • Глава 2. Анализ состояния делинквентного поведения сотрудников ОВД и возможности его психологического прогноза
    • 2. 1. Мониторинг особенностей личности и других детерминантов, обуславливающих нарушения сотрудниками ОВД дисциплины и законности
    • 2. 2. Эксперимент по оптимизации технологии психологического прогноза предрасположенности к делинквентному поведению сотрудников
    • 2. 3. Рекомендации психологам ОВД по совершенствованию технологии психологического прогноза делинквентного поведения личного состава

Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В условиях проводящейся в России административной реформы повышаются требования к прохождению службы в системе органов внутренних дел, подчеркивается важность контроля наличия и развития у каждого сотрудника высокой нравственной устойчивости личности и профессионализма, транскультуральной толерантности и навыков эффективной коммуникации с гражданами, профессиональной самоотверженности и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях.

В Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск, утвержденной приказом МВД России № 145−1996г., деятельность по укреплению духовно-нравственных основ службы, воспитанию у личного состава чувства патриотизма, гражданственности, соблюдения законности и этических норм, четкому выполнению Присяги и приказов определена как приоритетное направление. [7] В этой связи проблемы профессионально-психологического отбора, мониторинга и укрепления служебной дисциплины и законности среди личного состава ОВД имеют большую актуальность, требуют соответствующего нормативно-правового регулирования и инструментально-методического обеспечения.

Специфика службы в органах внутренних дел определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и морально-психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативных и оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с криминальной средой.

Процессы радикальных социально-экономических преобразований, построение в России демократического и правового государства, на фоне продолжающей иметь место криминализации российского общества, актуализировали потребность в улучшении деятельности правоохранительных органов. Однако, в настоящее время, не только не принимаются должные меры по улучшения социально-статусного и материального положения личного состава ОВД, но и допускается негативизация через СМИ профессионального имиджа сотрудников правоохранительных органов. В итоге недостаточной социально-правовой защищенности сотрудников ОВД и возрастания, из-за сохраняющегося значительного некомплекта кадров, профессиональных перегрузок, происходит рост разного рода деликтов в служебных коллективах, грубых нарушений дисциплины и законности. Так, анализ ведомственной дисциплинарной статистики свидетельствует о том, что в 2006 году, по сравнению с 2005 годом, на 9,0% возросло число сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение законности, а также на 1,8% за дисциплинарные нарушения. Особое беспокойство вызывает прирост привлеченных к ответственности за совершение преступлений в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями (на 33,3%) и во вневедомственной охране (на 15,4%).'.

Учитывая, что материалы значительного числа научных исследований, проведенных в последнее десятилетие, свидетельствуют о влиянии содержания и условий профессиональной деятельности на виктимность и делинквентные проявления среди личного состава, а также сформирован социальный заказ на внедрение новых психотехнологий в кадровую и воспитательную работу, нами избрана тема настоящего диссертационного исследования, связанная с теоретическим обоснованием модели и эмпирическим апробированием технологии психологического прогноза делинквентного поведения сотрудников ОВД, с последующим ее включением в систему психологического сопровождения работы с кадрами.

1 Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006 год: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.:ЦОКР МВД России, 2007. — С. 45.

Одним из эффективных путей предупреждения делинквентного поведения сотрудников ОВД, повышения эффективности и качества профессиональной деятельности личного состава, является прогноз склонности к нарушению дисциплины и законности по психологическим показателям. Основу такого прогноза должны составить надежные, валидные и удобные для применения на практике психологические средства, позволяющие оценивать симптомокомплексы наиболее важных личностных качеств сотрудников, детерминирующие делинквентное поведение.

Широкие возможности методов математического моделирования позволяют осуществить практическую разработку критериев склонности к делинквентному поведению на основе эмпирических данных. Это потребует систематизации и обоснования концептуальных основ, принципов и методологии психологического прогноза.

Степень научной разработанности темы исследования. Рассмотрением вопросов, связанных с особенностями делинквентного поведения, как формы отклоняющегося поведения личности, занимались отечественные правоведы в рамках дореволюционной моральной статистики и при реформе законодательства в первое десятилетие Советской власти (М.Н. Гернет [78], А. А. Герцензон [79], М. И. Исаев [123], Н. М. Коркунов [146], В. П. Куваев [159] и др.). Далее это направление получило свое дальнейшее продолжение в концептуальном развитии лишь в 1970;1980;е годы в трудах А. С. Белкина [44], Ю. Д. Блувштейна [50], А. И. Долговой [98], Л. М. Зюбина [117], К. Е. Игошева [122], А. И. Кочеткова [151], Г. М. Миньковского [192], И. А. Невского [202] и других ученых.

Предметом особого внимания со стороны юристов и социологов прежде всего стали вопросы теории и методологии профилактики отклоняющегося поведения (А.И. Алексеев [289], Г. А. Аванесов [15], М. М. Бабаев [36], С. Е. Вицин [71], Я. И. Гилинский [80], А. И. Долгова [98], К. Е. Игошев [122], В. М. Кукушин [163], Л. М. Колодкин [143], В. В. Лунев [179], В. М. Ремнев [238], А. Н. Роша [244] и др.).

Детерминация и психологические закономерности делинквентного и преступного поведения активно разрабатывались в исследованиях Ю. М. Антоняна [31], JI.B. Алексеевой [17], С. А. Беличевой [43], И. П. Башкатова [41], М. И. Еникеева [105], А. Ф. Зелинского [110], А. Н. Пастушени [216], В. Ф. Пирожкова [221], А. Р. Ратинова [235], Е. Г. Самовоичев [250], А. И. Ушатиков [279]). Особое внимание со стороны юридических психологов было обращено на изучение направленности личности конкретных типов преступников и психологических механизмов такого вида делинквентных проявлений, как агрессия и аутоагрессия (С.Н. Ениколопов [106], К. Е. Игошев [122], Е. Н. Казакова [126], Ю. Г. Касперович [131], М. И. Марьин [182], В. В. Романов [241], Д. И. Пономарева [228]).

Изучением негативных явлений в поведении сотрудников правоохранительных органов и специалистов экстремального профиля занимались такие ученые, как: С. П. Безносов, 1996 [42]- А. В. Буданов, 1997 [64]- А. Т. Иваницкий, 1994 [119]- В. Л. Васильев, 2005 [67]- Я. И. Гилинский, 2004 [80]- И. О. Котенев [149], Кроз М. В., 2002 [157], Л.А. Китаев-Смык, 1998 [137]- М. В. Леви, 1997 [170], А. В. Метелев, 2003 [189]- М. И. Марьин, 2005 [182]- B.C. Медведев, 1999 [185]- И. А. Панкин, 2003 [215], Е. В. Петухов, 2004 [220]- В. Е. Петров, 2005 [217], В. Ю. Рыбников, 2003 [246], В. Н. Смирнов, 2004 [256] и др.

Значительный научный и практический интерес представляют концептуальные обобщения по девиантологии (Я.И. Гилинский, 2004 [80]- Е. В. Змановская, 2006 [ИЗ]- В. Д Менделевич, 2003 [186]- Ю. А. Клейберг, 2001 [138]- А. Г. Тюриков, 2001 [278]), разработанные в рамках научной специальности 19.00.06 — юридическая психология.

Вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований в данной области, психологическая проблематика делинквентного поведения сотрудников органов внутренних дел, как социального феномена, имеющего системные черты и свойства, возможности осуществления психологического прогноза деликтного потенциала сотрудников ОВД и его проявления в специфичных условиях служебной и внеслужебной деятельности, монографическому исследованию не подвергалась.

Объектом исследования выступают кандидаты на службу в ОВДсотрудники при перемещении по должности, при освидетельствовании на пригодность к дальнейшей службе в органах внутренних дел, при направлении и после прибытия из служебной командировки в зону локальных конфликтовабитуриенты при поступлении в ведомственные учебные заведения.

Предметом исследования являются индивидуально-психологические особенности личности, склонной к нарушению дисциплины и законности, детерминация и закономерности развития деликтного потенциала сотрудников ОВД, а также разработка психотехнологии прогноза предрасположенности к делинквентному поведению представителей различных служб и подразделений органов внутренних дел.

Целью исследования является изучение детерминант и закономерностей развития деликтного потенциала кандидатов на службу и сотрудников ОВД, научное обоснование их с учетом модели и апробации технологии психологического прогноза склонности к делинквентному поведению представителей различных служб и подразделений ОВД, а также разработка рекомендаций по ее реализации в деятельности Центров психофизиологической диагностики и практических психологов ОВД.

Гипотеза исследования.

Специфика профессиональной деятельности определяет характер связи между личностными особенностями и формами проявления делинквентного поведения у сотрудников ОВД.

Отсутствие в методическом комплексе сотрудников психологической службы МВД России инструментария по психологическому прогнозу склонности личного состава к нарушениям дисциплины и законности затрудняет работу кадровых и воспитательных подразделений по превенции делинквентного поведения, а поэтому выявление закономерностей развития деликтного потенциала сотрудников ОВД, создание научно обоснованной модели психологического прогноза и экспериментальное апробирование ее оптимальной технологии дает возможность внедрить в практическую деятельность психологов-экспертов Центров психологической диагностики и практических психологов подразделений МВД России рекомендации, направленные на совершенствование психологического сопровождения и профилактики делинквентного поведения сотрудников различных служб и подразделений ОВД.

С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

1) осуществить методолого-теоретический анализ концептуальных подходов к проблеме изучения делинквентности;

2) на основе имеющихся публикаций, нормативно-правовой базы и ведомственной статистики раскрыть предпосылки, закономерности развития деликтного потенциала у сотрудников ОВД и подходы к психологическому прогнозу склонности личности к делинквентному поведению;

3) разработать программу проведения исследования и осуществить обоснованный выбор комплекса валидных и надежных психодиагностических методик по изучению феноменов, соответствующих целевой направленности диссертационного исследования с применением методов математического моделирования, позволяющих осуществлять прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников ОВД;

4) эмпирически выявить факторы и условия, влияющие на делинквентное поведение сотрудников различных служб и подразделений ОВД;

5) экспериментально апробировать оптимальную технологию психологического прогноза склонности к делинквентному поведению сотрудников различных служб и подразделений ОВД, базирующуюся на интерпретации психодиагностических данных;

6) подготовить методические рекомендации по применению модели психологического прогноза склонности к делинквентному поведению сотрудников ОВД в деятельность Центров психофизиологической диагностики МВД России и практических психологов подразделений ОВД.

Методологическая основа исследования.

Общенаучная ориентация исследования предопределяется диалектическим положением о взаимосвязи в развитии теории и практики, принципами системного подхода и прогнозирования, а также концептуальными идеями деятельностного (C.J1. Рубинштейн [245], А. Н. Леонтьев [172]) и субъектно-ситуационного (JI. Росс и Р. Нисбет [242], К.А. Абульханова-Славская [14], А. В. Брушлинский [63] и др.) подходов, культурно-исторической теории (JI.C. Выготский [75]) и психологии девиантного поведения (Е.В. Змановская [112], В. Д. Менделевич [186]), а также теоретико-методологическими ориентирами в развитии юридической психологии (А.Р. Ратинов [235], A.M. Столяренко [268], В. М. Поздняков [224], В. В. Романов [241], О. Д. Ситковская [253]) и нормативно-методическими требованиями к психодиагностической практике с личным составом ОВД (М.И. Марьин [182], Н. И. Мягких [195], В. Ю. Рыбников [246]).

Организация и методика диссертационного исследования.

Реализация диссертационного исследования проводилась в 2003;2007 годах и состояла из трех этапов:

1) информационно-аналитического;

2) эмпирико-экспериментального;

3) обобщающе-внедренческого.

Первый этап исследования проводился в период с января 2003 года по ноябрь 2004 года.

Второй этап осуществлялся в три фазы (декабрь 2004;январь 2005 гг., май 2005 г.- июнь 2006 г., сентябрь-октябрь 2006 г.) на базе Центра психофизиологической диагностики МСЧ ГУВД Краснодарского края,.

Краснодарского юридического университета МВД РФ, в подразделениях (УВД — ОВД) ГУВД Краснодарского края.

Третий этап исследования выполнялся с ноября 2006 по апрель 2007 года.

В процессе научного исследования использован ряд взаимодополняющих друг друга методов и методик, позволяющих проводить отбор и верификацию данных, осуществлять проверку диагностического инструментария, в том числе: методы изучения личности (наблюдение, беседа, стандартизированное интервью, изучение официальной и медицинской документации, анкетирование, психодиагностическое тестирование).

В качестве психодиагностического инструментария применены: стандартизированная многофакторная методика исследования личности СМИЛ, методика «Прогноз делинквентного поведения» (модифицированный вариант опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению, разработанный А. Н. Орёл [207]), адаптированная для тестирования кандидатов на службу и сотрудников ОВД, опросник Басса — Дарки, определяющий склонность к агрессивному поведению и изучающий виды агрессии.

Всего протестирован 1121 человек, в том числе 491 сотрудник и 530 кандидатов на службу. При этом эмпирическая база научного исследования представлена: анкетированием (570 человек, в том числе 300 сотрудников и 270 кандидатов на службу) — предъявлялись специально разработанные анкетыпсиходиагностическим обследованием (451 человека, в том числе 191 сотрудник и 260 кандидатов на службу в ОВД, при этом контрольную группу составили 60 человек.

Для обработки эмпирических данных и проверки достоверности полученных результатов применялись математико-статистические методы, в том числе:

— метод регрессионного анализа (метод логистической регрессии);

— t-критерий Стьюдента для долей и средних значений;

— метод корреляционного анализа (коэффициент линейной корреляции Пирсона), с использованием пакета прикладных программ SPSS 10.0.5.

Исследование проводилось в 37 подразделениях ГУВД Краснодарского края, а также на базе Центра психофизиологической диагностики ГУВД Краснодарского края, в Краснодарском юридическом университете. При организации психодиагностического исследования, в обязательном порядке, учитывалось отнесение, в соответствии с приказом МВД России № 440 от 4.04.2004 г. [8], кандидатов на службу и сотрудников ОВД в 4-е группы предназначения по специфике профессиональной деятельности.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивалось применением комплекса научно обоснованных и взаимодополняющих методов и методикрепрезентативностью эмпирического материала, лежащего в основе исследованияиспользованием современных методов математико-статистической обработки эмпирических данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ существующих теорий девиантного поведения и проведенное изучение причин и закономерностей делинквентного поведения личного состава ОВД позволяет понимать под ним индивидуальные или групповые акты поведения сотрудников, которые публично осуждаются и рассматриваются как нарушения дисциплины из-за их нежелательности в силу сложившихся профессионально-культурных традиций или запретов, содержащихся в принятых ведомственных нормативных правовых документах, или как деяния (бездействие), приведшее к нарушению конкретных норм федерального законодательства.

2. Значительное число условий и факторов, способствующих росту нарушений дисциплины и законности сотрудниками ОВД, можно и подразделить на специфичные группы. В качестве наиболее действенных детерминант, обусловливающих делинквентное поведение сотрудников ОВД, сегодня следует рассматривать: объективные социальные причины (экономическая ситуация в стране, устойчивая тенденция снижения жизненного уровня сотрудников ОВД, экстремальные условия несения службы) — постоянные институциональные трансформации в ведомстве, в целом, и негативные субкультуральные изменения, происходящие в его отдельных подразделениях, субъективные причины (правовой негативизм, недостаточный уровень общей и правовой культуры, снижение профессиональной мотивации, пренебрежение служебными обязанностями).

3. Разработанная на основе методологии субъектно-ситуационного подхода, концептуальная модель и экспериментально апробированная технология психологического прогноза склонности к делинквентному поведению сотрудников ОВД позволяют выявлять деликтный потенциал личности сотрудников различных служб и подразделений ОВД, предрасположенных к совершению асоциальных или противоправных поступков и определять его уровень с применением уравнений логистической регрессии.

4. Методические рекомендации по применению модели прогноза склонности к делинквентному поведению личного состава способствуют совершенствованию психологического сопровождения сотрудников ОВД различных групп предназначения, осуществляемого психологами-экспертами Центров психофизиологической диагностики и реализации психопрофилактики со стороны практических психологов подразделений органов внутренних дел.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретико-методологического анализа подходов к изучению делинквентности, нормативных правовых документов и ведомственных статистических источников, уточнено понятие «делинквентное поведение сотрудников органов внутренних дел" — выявлены причины и психологические особенности отклоняющегося поведения личного состава ОВД, проявляющиеся в конкретных формах нарушения дисциплины и законностиразработана и включена в систему психодиагностического мониторинга методика определения склонности к делинквентному поведению сотрудников ОВДнаучно обоснована концептуальная модель и экспериментально апробирована технология психологического прогноза склонности к нарушению дисциплины и законности сотрудников различных служб и подразделений ОВД.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Полученные результаты расширяют компетентность сотрудников подразделений собственной безопасности, кадровых и воспитательных аппаратов по вопросам причин и закономерностей роста нарушений личным составом дисциплины и законности, применению, с учетом деликтного потенциала личности сотрудников различных служб и подразделений ОВД, конкретным мер превенции и профилактики подобных нарушений.

Разработанные, научно обоснованные и экспериментально апробированные модели психологического прогноза склонности к делинквентному поведению вооружают сотрудников подразделений психологической службы и центров психофизиологической диагностики новым методическим инструментарием, позволяющим, с учетом проведенного обследования, принимать индивидуально адекватные меры по психологическому сопровождению сотрудников различных служб и подразделений милиции.

Предложенные организационно-методические рекомендации расширяют превентивно-прогностические возможности комплекса психологического сопровождения сотрудников ОВД и профилактики нарушений с их стороны дисциплины и законности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась:

— единством методологического, теоретического, эмпирического и экспериментального подходов к исследованию;

— репрезентативностью представленной выборки;

— применением комплекса надежных приемов и валидных методик, адекватных задачам исследования, с использованием современных методов статистической обработки эмпирических данных и оценки их достоверности;

— практическим подтверждением выдвинутой гипотезы исследования при обработке и анализе экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования психодиагностической технологии осуществлено в учебно-воспитательные процессы Академии управления МВД России при подготовке и проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД», «Организация работы с кадрами», Краснодарского юридического университета в виде методических материалов для практических занятий со слушателями в рамках дисциплин «Психология управления» и «Юридическая психология», а также в практическую деятельность психологов в виде индивидуальных и тренинговых занятий.

Выводы к второй главе.

Одним из главных критериев оценки работы с кадрами органов внутренних дел является состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава. Это положение закреплено в Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел России.

Само предназначение управления и всей исполнительной властидействовать на основе и во исполнение закона. Такова незыблемая конституционная доминанта любого вида государственной деятельности.

Состояние законности в деятельности органов внутренних дел оценивается по количеству и видам нарушений, степени тяжести, численности сотрудников, совершивших нарушения. Прочная законностьприоритетная задача органов внутренних дел, которые, являясь государственными органами исполнительной власти, обязаны действовать только на основе Конституции и законов РФ.

Неблагоприятные демографические тенденции и изменения в уровне физического и психического здоровья населения сочетаются с негативными социально-психологическими факторами, что неизбежно отражается на состоянии дисциплины и законности в ОВД.

Система ценностных ориентаций (представлений) неодинакова у различных категорий сотрудников, они зависят от выслуги, возраста, образования, состояния здоровья, соответствия занимаемому должностному положению, социальному благополучию и др.

С учетом вышеизложенного, теоретически и методически обоснована, а также экспериментально апробирована модель психологического прогноза предрасположенности к делинквентному поведению у сотрудников ОВД.

В ходе психодиагностического исследования и применения методов логистической регрессии получены математические прогнозные модели, позволяющие определить наличие личностных качеств, способствующих нарушению дисциплины и законности у сотрудников ОВД.

Прогностическая модель носит дифференцированный характер и учитывает отнесение кандидатов на службу и сотрудников ОВД по виду профессиональной деятельности к одной из четырех групп предназначения.

Разработанная психодиагностическая модель имеет разноплановые возможности применения, проста в предъявлении и не требует от практических психологов освоения дополнительных знаний и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать общие выводы, внести предложения и наметить перспективы дальнейших практических действий.

1. В диссертационном исследовании проведен расширенный анализ методолого-теоретических подходов к изучению делинквентного поведения, имевший место в истории отечественной и зарубежной психологии, а также смежных по объектной области науках. Он позволяет констатировать, что в современной научной литературе существует как неоднозначное определение делинквентного поведения и делинквентности, так и различное толкование причин её проявлений у людей, имеющих разную степень просоциального развития и профессиональной деформации личности.

2. Для изучения феноменологии и закономерностей развития делинквентного поведения, а также разработки модели его психологического прогноза, в качестве методолого-концептуальной основы был избран субъектно-ситуационный подход, реализованный в программах теоретических и прикладных исследований, проведенных под руководством ряда видных отечественных ученых. Данный подход отражает современную тенденцию в развитии мировой криминологии и разработке юридическими психологами, в рамках диссертационных исследований, частных теорий психологии субъекта девиантного и преступного поведения.

3. В связи с чем, в рамках настоящего исследования, с учетом имеющейся латентности по деликтам в ведомственной дисциплинарной статистике, по различным категориям сотрудников ОВД, проведено эмпирическое исследование причин делинквентного поведения у личного состава. Результаты исследования позволили уточнить базовое для диссертации понятие, закономерности возникновения и развития различных видов деструкций у конкретных субъектов (кандидаты на службу, сотрудники разных служб, имеющих и не имеющих взысканий за нарушения дисциплины и законности).

4. Теоретически обоснована необходимость создания дополнительного психодиагностического инструментария по прогнозу склонности к делинквентному поведению кандидатов на службу и сотрудников ОВД.

В этой связи нами применена методика ПДП, адаптированный для кандидатов на службу и сотрудников ОВД вариант опросника СОП, позволяющая изучать прогностически важные качества личности, способствующие проявлению делинквентного поведения у кандидатов на службу и сотрудников ОВД, в том числе: установку на социальную желательность ответовсклонность к преодолению норм и правилсклонность к аддиктивному поведениюсклонность к рискусклонность к агрессии и насилиюконтроль эмоциональных реакцийсклонность к нарушению дисциплины и правонарушениям.

5. Теоретически и методологически обоснована модель и экспериментально апробирована технология психологического прогноза предрасположенности к делинквентному поведению у сотрудников ОВД.

В ходе психодиагностического исследования и применения методов математической статистики получены следующие регрессионные уравнения:

Группа предназначения сотрудников или кандидатов на службы в ОВД Диагностическая модель.

ДлПв по 1-й группе предназначения 18,522 — 0,379*П1 — 0,203*П2 — 0,114*ПЗ + 0,326*П4;

ДлПв по 2-й группе предназначения 4,197 + 0,491 *П1 — 0,680*П2 + 0,154*ПЗ;

ДлПв по 3-й группе предназначения 63,201 — 0,823*П1 + 0,947*112 — 0,809*ПЗ -0,503*П4+ 0,806*П5 — 0,391 *П6 — 0,315*П7;

ДлПв по 4-й группе предназначения 1) 3,060 + 0,230*П1 — 0,508*П2 + 0,229*ПЗ, 2) 15,727 + 0,354*111 — 0,617*П2 + 0,517*ПЗ -0,614*П4.

Прогностическая модель носит дифференцированный характер и учитывает отнесение кандидатов на службу и сотрудников ОВД по виду предстоящей деятельности к одной из четырех групп предназначения.

6. Таким образом, в диссертационном исследовании теоретически обоснована, методически разработана и эмпирически апробирована психодиагностическая технология прогноза делинквентного поведения сотрудников и кандидатов на службу в ОВД. В качестве ее составляющих выступают: содержательная компонента, основу которой составляет психодиагностическая модель личности, склонной к делинквентному поведении, а структурными элементами модели являются группа прогностически важных личностных качеств;

— методическая компонента, образованная комплексом методов и методик психологической диагностики в составе: специально разработанной анкеты для опроса личного состава ОВД, многофакторного теста СМИЛ, методики прогноза, делинквентного поведения (ПДП), применение в качестве дополнительной методики опросника Басса-Дарки;

— математическая компонента включает в себя психодиагностические модели оценки степени выраженности склонности к делинквентному поведению у кандидатов на службу и сотрудников ОВД;

— организационная компонента, охватывает процедуру применения психодиагностической технологии прогноза делинквентного поведения, а также интерпретацию полученной психодиагностической информации.

7. Разработанная психодиагностическая технология имеет разноплановые возможности ее применения:

— психологами-экспертами центров психофизиологической диагностики при отборе кандидатов на службу и обследовании сотрудников при перемещении;

— практическими психологами при работе с резервом кадров на выдвижение и психологическом сопровождении сотрудников, убывающих или возвратившихся из командировки в зону служебно-боевого применения;

— при психологическом отборе кандидатов для обучения в ведомственные учебные заведениях, а также в учебно-воспитательном процессе курсантов в вузах МВД РФ.

На основании проведенного исследования могут быть сформулированы следующие предложения:

— материалы диссертационного исследования использовать в научно-педагогической деятельности кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ при подготовке и проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД», «Организация работы с кадрами», а также в организации работы со слушателями ВАК — руководителями подразделений психологического обеспечения ОВД;

— издать учебно-методическое пособие «Возможности осуществления психологического прогноза склонности к нарушению дисциплины и законности у сотрудников ОВД», предназначенное для подготовки и проведения лекционных и практических занятийрекомендовать расширенное апробирование разработанной «Модели психологического прогноза склонности сотрудников ОВД к делинквентному поведению» психологами-экспертами Центров психофизиологической диагностики при отборе кандидатов на службу и обследовании сотрудников при перемещениипрактическими психологами при работе с резервом кадров на выдвижение и психологическом сопровождении сотрудников, убывающих или возвратившихся из командировки в зону служебно-боевого примененияпри психологическом отборе кандидатов для. обучения в ведомственные учебные заведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений МВД России на 2007 2009 гг. от 9 июля 2007 г. № 1/5446: К Приказу МВД РФ № 120 от 2.02.2007г.
  2. Об утверждении комплексной Программы медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД РФ, выполняющих задачи на территории СевероКавказского региона: Приказ МВД РФ от 30.04.2004 г. № 273.
  3. Об образовании: Закон РФ от 1996 г.
  4. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.92 № 3185−1 (в ред. Федерального закона от 21.07.98 № 117 ФЗ).
  5. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006 год. М., ДКО МВД РФ, 2007.
  6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.93 № 5487−1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288 и в ред. Федерального закона от02.03.98 № 30-ФЗ).
  7. О милиции: Закон Российской Федерации от 18. 04. 1991 годаК 10 261.
  8. О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ОВД и ВВ МВД России: Приказ МВД РФ от 4.04.2004 г. № 440
  9. О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: директива Министерства внутренних дел России от 19.06.1996 г. № 1
  10. О центрах психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД: приказ МВД России от 22.08.1995 г. № 330
  11. Об утверждении Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России: Приказ МВД России от 30.12.1997 г. № 862
  12. Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 26.09.2006 г. № 770
  13. Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: Метод. Указания. М.: ГУК и КП МВД России и МУ МВД России, 1999.
  14. Абульханова-Славская К. А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории РАН. Ин-т психологии. — М., 1997.
  15. Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975.
  16. Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. JL, 1977.
  17. JI.B. Психология субъекта и субъекта преступления. -Тюмень, 2004.
  18. М.А. О структуре личности несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970.
  19. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: учебник. М., 1997.
  20. .Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога : Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. гос. социал. ун-т. М.: Академия, 2002.
  21. М.В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопр. психол. 2000. № 6.
  22. Аналитический обзор деятельности центров психологической диагностики органов внутренних дел Российской Федерации по итогам 2006 года.- М.: ГЦПД МВД России, 2007.
  23. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  24. .Г. О соответствии способностей и одаренности. Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева. М.: АПН РСФСР, 1962.
  25. .Г. Психологическая структура человека как субъекта: в сб. Человек и общество, вып.2. Л., 1967.
  26. .Г. Психология и проблемы человека. М., 1996.
  27. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  28. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  29. Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  30. Д.А. О понятии «адаптация». Исследование адаптации студентов к условиям учебы в ВУЗе // Человек и общество. ЛГУ, 1973. Вып. 13.
  31. Ю.М.- Кудрявцев, В.Н.- Эминов, В. Е. Личность преступника / Ассоц. юрид. центр. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
  32. А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 1995.
  33. Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психол. журн.-М., 2005.-Т. 26, N3.
  34. М. Основные характеристики ситуаций В кн.: Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. — СПб., 2001.
  35. А.Г. Назад к методологии психологии // Вопр. психологии. — М., 2004. — N3.
  36. М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982.
  37. А. Теория социального научения. СПб., 2000.
  38. А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты. Автореф. дисс. СПб., 2002.
  39. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1993.
  40. В.М. Избранные произведения. Л., 1954.
  41. И.П. Психология делинквентных групп несовершеннолетних в США и Англии. Коломна, 2000.
  42. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб, Речь, 2004.
  43. Ф.Б. Психическая и психологическая адаптация человека: Монография. — Л.: Наука, 1988.
  44. А.Н. Что нас убеждает. М., 1990.
  45. П.И. Основы психотерапии. Л., 1974.
  46. Н.А. Очередные проблемы физиологии активности. В кн.: Проблемы кибернетики. — М., вып. 6,1961.
  47. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
  48. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. М., 1970.
  49. Ю.Д. Методологические проблемы изучения преступности и личности преступника. (Логико-математический аспект).// Докт. дисс., М., 1974.
  50. Р. Психология криминального поведения. СПб.: Питер, 2004.
  51. Д. Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства. Нью-Йорк, 1976.
  52. .Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. // Справочное пособие. М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения МВД РФ, 1997.
  53. А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998.
  54. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. -М.: ПЕРП СЭ, 2001.
  55. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  56. С.Е. Профессиональная деформация сотрудника // Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. проф. A.M. Столяренко. М., 2003.
  57. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: 19.00.06. М.: Академия управления МВД.
  58. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! Новосибирск, 1987.
  59. .С., Зейгарник Б. В. Очерки психологии аномального развития личности. М., 1980.
  60. Е.И. Психолого-акмеологические и педагогические особенности профилактики и коррекции делинквентного поведения юношей допризывного возраста.// Канд. дисс. М., РАГС, 2004.
  61. А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). -М., 1979.
  62. А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  63. А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. М., 1997.
  64. Военная психология: методология, теория, практика. М., 1998. — Ч. 1−2.
  65. М.В. Психологическая служба в системе реорганизации воспитательной работы в ОВД / М. В. Воропаев, В. А. Якушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999.- № 1.
  66. B.JI. Юридическая психология / 4-е изд., доп. и перераб. -СПб., 2001.
  67. Ф. Е. Методологический анализ в психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. гор. психол.-пед. ун-т. М.: Смысл, 2003.
  68. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: Нормативные и аналитические материалы. М., 1998.
  69. М.В., Ермачков А. И., Мягких Н. И. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел: Учеб. пособие. М., 1986.
  70. С.Е. Системный подход и преступность.: Учеб. пособ. М.: Академия МВД СССР, 1980.
  71. Д.А. Деформация профессиональной деятельности. // Дисс. М., РАГС, 2004.
  72. Д.В. Анализ концепций девиантного поведения несовершеннолетних (Автореферат). Рязань, 2001.
  73. JI.A. О системном подходе к изучению сущности преступности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1972. Вып. № 15.
  74. JI.C. Переживание как единица лйчности и среды: В кн. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. -СПб., 2001.
  75. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб., 1977.
  76. Э.Е. Административная деликтология. // Дисс. М., РАГС, 2001.
  77. М.Н. История царской тюрьмы. М., 1981. Т. 2.
  78. А.А. Введение в советскую криминологию. М.: Юрид. лит., 1965.
  79. Л.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Ассоц. юрид. центр. СПб.: Юр ид. центр Пресс, 2004.
  80. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. -М., 1976.
  81. А.Г., Гонтарь С. А. Некоторые интеллектуальные и опреациональные аспекты профессионализма выпускников образовательных учреждений МВД России оперативно-розыскной специализации// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000.
  82. А.Н. Формирование профессиональной психологической пригодности курсантов военно-учебных заведений министерства обороны Российской Федерации: Монография. -М.: Военный университет, 2003.
  83. А.А. Феномен девиантного поведения военнослужащих. // Канд. дисс. СПб., 1997.
  84. И.С. Социально-психологические аспекты групповой преступности несовершеннолетних: 19.00.05. -М.: Академия МВД, 1975.
  85. С.В. Социально-психологические аспекты повышения исполнительности инспекторского состава органов внутренних дел: 19.00.06. -М.: Академия МВД, 1991.
  86. И. Представление себя другим в повседневной жизни //Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М., 2000.
  87. Н.Л. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики. -М., 1993.
  88. Л.П., Скрыпников А. И., Лаговский А. Ю., Зубрилова И. С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. -М., 1999.
  89. Н.В. Психологические проблемы восприятия ситуаций: в Ежегоднике Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. Т. 2.
  90. А.Л. Коллективная психотерапия. М., 1969.
  91. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976.
  92. Гульдан В. В Два подхода к экспериментально-психологическим исследованиям при психопатиях // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980.-Т. 30. Вып. 12.-е. 1841−1846.
  93. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.
  94. К.М., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения. // Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение, 1966.
  95. В.И., Кудрявцев А. И. Личность преступника на рубеже веков (среди участников преступных групп в местах лишения свободы) // Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.
  96. М.Г., Лебедев А. В. Критерии оценки ведомственной психологической службы (на примере уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации)// Актуальные проблемы психологии управления. Тверь, 2001.
  97. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
  98. Н.А. Методологические вопросы изучения влияния средств массовой коммуникации на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1974.
  99. В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999.
  100. А.В. Судебная психология. Изд. 2-е, испр. и доп. — Минск, 1975.
  101. Ю2.Дьячкова Ю. Е. Психологический прогноз поведения участников следственных действий при расследовании преступлений. // Канд. дисс. М., 2004.
  102. ЮЗ.Дюркгейм Э. Норма и патология: Сб. статей «Социология преступности"/ Пер. с англ. А. С. Никифорова, A.M. Яковлева под ред. Б.С. Никифорова-М.: Прогресс, 1966.
  103. Ю.Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии: в кн.: Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной.-СПб., 2001.
  104. Ю5.Еникеев М. И. Юридическая психология: Учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2005.
  105. Юб.Еникополов С.Н.- Мешкова, Н. В. Направления исследования предубежденности в современной психологии// Толерантность в подростковой и молодежной среде. М., 2004.
  106. Г. Х., Ратинов А. Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов.-М., 1989.109.3акалюк А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986
  107. А.Ф. Криминальная психология. Киев, 1999.
  108. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М., Академический проект, 2005.112.3мановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения Изд. 2-е — М., 2004.
  109. ПЗ.Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: Автореф.. докт. юр. наук. СПб.: Ун-тет МВД России, 2006.
  110. В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психол. журн. М., 2005.
  111. Зарубежный опыт организации подготовки полицейских кадров и работы полиции. СПб., 1999.
  112. М.М. Мировоззренческие проблемы профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел. В сб.: Милицейская этика и проблемы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. -Киев, 1991.
  113. Л.Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста. М.: Академия МВД, 1996.
  114. Н.Г. Аномальный субъект преступления: проблемы уголовной ответственности. М.: ЮНИТИ, 1998.- Ситковская О. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ. — М., ЮРИСТЪ, 1998.
  115. С.В. Использование полиграфных устройств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2002.
  116. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
  117. М.И. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.
  118. А.В. «Пятая колонна» в организациях. М., 1999.
  119. В.Ю. Исследование форм и причин девиантного поведения сотрудников ОВД. Казань, 2002.
  120. Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы: 19.00.06.- Рязань: Рязанский институт права и экономики МВД РФ, 1997.
  121. А.В. Психологическая диагностика профессионального становления личности курсантов и слушателей (на материалах высших образовательных учреждений МВД и МЮ России): 19.00.06. М.: Академия управления МВД, 2001.
  122. Г. Б. Предупреждение насильственных преступлений сотрудников ОВД. Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 2001.
  123. А.Ф. Основы профессионального становления специалистов сотрудников органов внутренних дел / М-во внутр. дел Рос. Федерации. Ом. акад. — Омск, 2004.
  124. Г. Б., Бределев А. С. Некоторые аспекты профилактики негативных явлений среди сотрудников ОВД // Сб. научных трудов ВНИИ МВД России, 1999.
  125. Д. А. Работа по адаптации молодых сотрудников в правоохранительных органах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997, -№ 1.
  126. В.Р., Токарев Н. А. Социально-психологический видеотренинг в профессиональной подготовке руководителей подразделений органов внутренних дел МВД Россию СПб., 1997.
  127. Кернер Х.-Ю. Криминология. Словарь-справочник, /пер. с нем. отв. ред.-А.И. Долгова.- М.: изд-во НОРМА, 1998.
  128. А. Социальная физика. Киев, 1911, т. 1.
  129. Т.Н. Психологическая защита сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 1, 1997.
  130. Китаев-Смык JI.A. Возвращенцы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. — № 2 (8).
  131. Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  132. И.С. Современные тенденции развития тендерной проблематики в психологии // Психология человека: интегративный подход в психологии. СПб., 2004.
  133. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1998.
  134. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. -М.: МГУ, 1995.
  135. В.В. Психологические основы исправления правонарушителей. М.: Изд-во МГУ, 1969.
  136. JI.M. Методы изучения и оценки персонала органов внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1993.
  137. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1966.
  138. Л.В. Антропология преступности (микрокриминология). -М.: Изд-во «Норма», 2001
  139. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ, 1997.
  140. Т.В. Экспериментальный метод в психологии (программа курса) // Вопр. психологии. 1998. — № 5.
  141. В.В.- Комаров, В.Н. Влияние структурных преобразований в экономике на формирование человеческого потенциала: Философско-этический аспект // Современная социально-экономическая среда: человеческое измерение. Казань, 2004.
  142. М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.
  143. Криминальная психология / В. Г. Деев, А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев. -Рязань, 1997.
  144. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998.
  145. Краткий словарь терминов по курсам «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» М.: Изд-во Юрид. Инт-та МВД РФ, 1993.
  146. Криминология / Под ред. А. И. Долговой.155. Криминология.-М., 1968.
  147. Криминология. Словарь справочник. Составитель Х.-Ю. Кернер. Пер. с нем. — М.: Изд-во НОРМА, 1998.
  148. М.В. Система психологической оценки прокурорских работников: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. -М., 1999.
  149. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Канд. дисс. М., 1980.
  150. И.А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия. М., Изд-во МГУ, 2000.
  151. Кудрявцев В. Н Правовое поведение: норма и патология. М., 1980.
  152. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  153. В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
  154. Кукушин В. М Твоя милицейская этика. М., 1994.
  155. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.
  156. С.И. Основания криминологической теории. Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 1999
  157. В.Г. Социальное планирование в органах внутренних дел. Саратов, 1983.
  158. Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. Пособие. СПб., 2000.
  159. С. А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел (на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности): 19.00.05. М: Академия управления МВД, 2001.
  160. Е.Г. Социально-психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудника правоохранительных органов. Автореферат на соискание ученой степени канд. педаг. наук. -М., 1997.
  161. М.В. Методы выявления риска стрессовых расстройств у пожарных 19.00.03.-М.: МГУ, 2000.
  162. К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
  163. А.Н. Очерк теории эффективности // Психол. журн. М., 2004.-Т. 25, N4.
  164. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  165. А.И. Психодиагностическая система прогноза агрессивного поведения и оценка самоконтроля личности. //Методическое пособие. -Екатеринбург, 2000.
  166. Ч. Преступление. СПб., 1900- Ломброзо Ч., Ферро Г. Женщина-преступница и проститутка. Киев Харьков, 1987- Ферри Э. Уголовная социология. М., 1910.
  167. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  168. .Ф., Сурков Е. Н. В кн.: Проблемы кибернетики. — М., вып. 6, 1961.
  169. И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973.
  170. В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.
  171. В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Докт. дисс., Л.: ЛГУ, 1982.
  172. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  173. М.И., Буданов А. В., Петров В. Е., Борисова С. Е., Такасаева К. Р., Адаев А. И. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Методическое пособие. -М.: ГУК МВД России, 2004.
  174. М.И., Солдатова И. Ф., Петров В. Е., Орлова И. Ю. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания. ДКО МВД РФ, Барнаул, 2004.
  175. А. Дальнейшие пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  176. B.C. Психология профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  177. В.Д., Психология девиантного поведения. М., «МЕДпресс», 2001.
  178. Д.И. Основы химии. М.-Л.: ГТЛЛ, 1947
  179. М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. -СПб., 2001.
  180. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент / Под ред Т. В. Корниловой.-М.: Форум-Инфра-М, 1998.
  181. Методы социальной психологии. Л., 1977.
  182. А.В. Вопросы психологического обеспечения работы с руководящими кадрами органов внутренних дел / Рост. юрид. ин-т. Ростов н/Д, 2005.
  183. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах / A.M. Столяренко. И. Б. Пономарев, В. А. Данилов и др. -М., 1995.
  184. А.В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России. Автореф. дисс.канд.психол.наук. -М., 2000.
  185. Н.И. Генезис профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации (концептуальные подходы, принципы, критерии, технологии). Монография. Домодедово, 2006.
  186. Н.И. Методическая база психофизиологических лабораторий// Сборник материалов Всесоюзной научно-практической конференции (20−22 октября 1987 г.). Ч. 4. Домодедово: ВИПКРР ИТУ и ЦНИМПЛ МВД СССР, 1988.
  187. Н.И. Методические рекомендации по выявлению аддиктивного поведения у лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России. М.: МУ СТ МВД России, 2002.
  188. Н.И., Шутко Г. В. К 30-летию профессионального психологического отбора органов внутренних дел // Медицинский вестник МВД России, № 1 (8). 2004. М.: ГУ «Объединенная редакция МВД РФ».
  189. И.Н. Профессиональная ориентация и профотбор на промышленных предприятиях // Принципы и методические рекомендации. -Киев: Институт экономики АН УССР, 1969.
  190. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.
  191. В.Д. Функциональное состояние нервной системы человека и ее основные свойства // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  192. В.В. Основы психологии таможенной деятельности. М., 1995.
  193. Н.А. Политическая социализация и состояние политической субъектности молодежи в современном российском обществе // Социал. политика и социол. М., 2005. — N 1.
  194. Е.П. Объяснение функция науки. — М., 1970.
  195. Н.В. Критика современной буржуазной науки о социальном поведении. М., 1966.
  196. Организационно-правовые основы деятельности психологической службы в ОВД. -М., 1997.
  197. А.Н. Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения. Вологда, 1999.
  198. А.А. Современные социокультурные процессы и девиантное поведение молодых россиян. // Автореф. канд. дисс. М., 2001.
  199. Особенности психического состояния сотрудников ОВД, работающих в экстремальных условиях. Домодедово, 1992.
  200. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М.: НИЦПМО МВД России, 1997.
  201. Основы научного управления и труда в органах внутренних дел. Учебник / Под ред. Г. Г. Зуйкова. М., 1974
  202. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов: Пособие / Под ред. В. А. Пухова. М.: МО СССР, 1981.
  203. А.И. Психология и безопасность деятельности работников правоохранительных органов // Вестник Рос. Ун-та дружбы народов. Сер. Юридич. Н. 2001. — № 1.
  204. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: тактика и психология и безопасной деятельности. М., 1996.
  205. И. А. Психологические пути снижения виктимности сотрудников ОВД: Автореф. Дис.. канд. Психол. Наук. М.: Академия управления МВД России, 2004
  206. А.Н. Криминогенная сущность личности преступника (психологический аспект): 19.00.06. -М.: Академия управления МВД, 2000.
  207. В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий: Автореф.. канд. психол. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001.
  208. А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи / Науч. ред. Милюков С.Ф.- Ассоц. «Юрид. центр». -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005.
  209. Е.В. Психологическая помощь сотруднику руководителя органа внутренних дел //Академия управления: история, современность, перспективы. М., 2000.
  210. Е.В. Правовые и организационные основы психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел.- М., 2001.
  211. В.Ф. Криминальная психология. М., 2001.
  212. К.К. Необходимые уточнения (о методических проблемах профессионального отбора и профессиональной ориентации) // Социалистический труд. 1970. — № 10.
  213. Основы профессионального психофизиологического отбора/ Н. В. Макаренко, В. А. Пухов, Н. В. Кольченко, Ю. Л. Майдиков, В. М. Киенко, В. И. Вороновская. Киев: Наукова думка, 1987.
  214. В.М. Методы юридической психологии: состояние и перспективы развития: Лекция. Рязань, 1998.
  215. В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
  216. И.Б. Избранные труды. М., 2002.
  217. Д.И. Психологические основы управления в специализированных оперативных аппаратах ОВД по борьбе с организованной преступностью: Лекция. -М., 1996.
  218. И.Б., Трубочкин В. П. Практическая конфликтология. М., 1996.
  219. А.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организатора преступной деятельности: Автореф.. канд. юр. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000
  220. П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение. Учебное пособие. Киев, 2000.
  221. Н.С.- Пряжникова, ЕЛО. Профориентация: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2005.
  222. Психологический словарь / Под. Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997.
  223. A.M. К вопросу о содержании понятия «социальная адаптация» // Труды Алтайского политехи. Ин-та. Барнаул, 1972. Вып. 20.
  224. А.Р.- Кроз, М.В.- Ратинова, Н. А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти: Психол.-правовая характеристика М.: Юрлитинформ, 2005.
  225. Н.А., Кудрявцев И. А. Психология криминальной агрессии. -М.: Изд-во МГУ, 2004.
  226. Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.
  227. А.Р. Судебная психология как наука // Юридическая психология: Хрестоматия. М., 2000.
  228. А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
  229. В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.
  230. В.В., Василенко Л. А., Буданов В. Г. и др. Антикризисное социальное управление Метод, пособие / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М., 2004.
  231. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна М., 1999.
  232. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. -Минск: Высшая школа, 1984.
  233. А.Н., Чернявский B.C. Социология правоохранительной деятельности. М., 1998.
  234. C.JI. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
  235. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля // Автореферат. СПб, Ун-тет МВД России, 2000.
  236. Ф.В. Разработка системы предупреждения девиантного поведения работников организаций. // Автореф. канд. дисс. СПб., 2000.
  237. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежбости деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля. СПб., 2001.
  238. В.Ю. Организация работы по профилактике самоубийств в органах внутренних дел. М., 2001.
  239. Е.Г. «Заказное убийство» в сфере коммерческой деятельности // Защити себя сам. Домашняя юридическая энциклопедия. -М., 1997.
  240. А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003.
  241. А.Д., Карпов B.C. и др. Состояние служебной дисциплины в органах внутренних дел и меры по ее укреплению: научный обзор. М., 1996- Лойт Х. Х., Шамаров В. М. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел. М., 1998.
  242. О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
  243. А.И., Лаговский А. Ю., Бегунова Л. А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей. М., 1995.
  244. А.И., Гримак Л. П. Нетрадиционные методы получения информации в раскрытии преступлений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. — № 1 (5).
  245. В.Н., Смирнов В. В., Хребтов А. В. Работа с личным составом ОВД: воспитательный и психологический аспекты: Практическое пособие. М., 2000.
  246. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1977.
  247. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: И1111 -4СП, 2000.
  248. Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь — 2003.
  249. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.
  250. Е.Н. Морально-психологическая подготовленность следователя и ее формирование у курсантов и слушателей в специализированных образовательных учреждениях МВД России: 19.00.06. -М.: Академия управления МВД, 1999.
  251. Совершенствование морально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел: Методические рекомендации. Домодедово, 1998.
  252. И.В. Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России после выполнения служебно-боевых задач. М., 1997.
  253. C.JI. Агрессивность как свойство личности в норме патологии: Докт. дис. СПб., 1997.
  254. Ю.В., Иващенко А. П. Прогнозирование рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных из ИТУ. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981
  255. A.M. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  256. A.M., Карпов B.C. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах. М., 1997.
  257. A.M., Федотов А. А. Предложения о разработке тестовых методик для оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников ОВД: Метод рекомендации. М., 1999.
  258. А.В. Проблемы предупреждения делинквентного поведения сотрудников милиции: Докт. дис. М., 2001.
  259. JI.A. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990.
  260. К.Р. Морально-психологические факторы профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Автореф. дис.. канд. наук- Психологические науки: 19.00.06 / Акад. упр. МВД России. М., 2001
  261. Тактика несения службы нарядами милиции вневедомственной охраны / Под ред. Куликова А. Н. М., 1995.
  262. Теория права и государства / Под ред. профессора В. В. Лазарева. М., 1996.
  263. .М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б. М. Теплова. Т. 1. -М.: Просвещение, 1956.
  264. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  265. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.
  266. Г. А. Вступительная статья к книге В.Г. Кутушева «Социальное планирование в органах внутренних дел». Саратов. 1983.
  267. А.Г. Регулирование девиантного поведения военнослужащих Российской Федерации.// Докт. дисс., М., 2001.
  268. А.И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. -Рязань, 2001.
  269. И.М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М., 1978.
  270. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Дж. О. Ким, Ч. У. Мьюллер и др. — М.: Финансы и статистика, 1989.
  271. Д.И. Психология развития человека как личности : Избр. тр.: В 2 т. / Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. М.- Воронеж, 2005
  272. А.Г. Нравственная культура сотрудников органов внутренних дел: Лекция. Омск, 1993.
  273. X. Мотивация и деятельность: Пер. с немец. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
  274. А.П. Повести и рассказы. М., 1979.
  275. В.И. Стратегическое управление и кризисные ситуации в деятельности органов внутренних дел // В поисках стратегии управления кризисными ситуациями. М., 2000.
  276. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — № 5.
  277. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.
  278. Энциклопедия юридической психологии. / Под общей ред. Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомирова, М.: Юринформцентр, 1997.
  279. Энциклопедия юридической психологии/ Под общ. ред. проф. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
  280. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  281. Н.М., Артюх А. Г. Организация и тактика ведения переговоров при освобождении заложников // Вестник МВД РФ. 1993. -№ 4/5.
  282. И. Психотерапевтические истории / Пер. с англ. Будыниной М., Филиной Е. М.: Эксмо, 2004.
  283. Янг Д. Христианство: Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  284. М.Г. Иван Михайлович Сеченов родоначальник науки о поведении // Мир психологии. — М., 2004. — N 4. — С. 142−153
  285. Hornby A.S., Catenby E.V., Wakefield H. The Advanced Lerner’s Dictionary of Current English. Delinquency. Juvenile. L., Oxford Univ. Press, 1958.
  286. Jones Th. Options for the future. A comparative analisis of policyoriented forecasts. New York, 1980.
  287. Kosewski M. Biologiczne podloz zachowania agresywnego // Agressywni przestepcy. Warszawa: Wiedza Powazechna, 1977/S. 1−156.
  288. Moreno, J.L. Psychodrama, Vol. I, 3. Ed. Beacon (N.Y.): Beacon House 1964.
  289. Park R.E. Race and culture. Glencoe (III): The Free Press, 1950.
  290. Philips L. Human adaptation and his falues. Academic Press, New York and London, 1968.
  291. Polak F.L. Responsibility for the future //Images for the future: the twenty first century and beyond. Buffalo, 1976. Bell W. Futuristics and social behavior //Ibid.
  292. Sarbin Th., Allen V.L., Role Theory // Lindzey G., Aronson E. The Handbook of Social Psychology Reading, Chapter Role Theory, 1968.
  293. The Concise Oxford Dictionary of Current English, ed. By H.W. Fowler & F.G. Fowler. Delinquency. Oxford Univ. Press, London, 1956.
  294. Webster’s Seventh New Collegiate Dictionary. Delinquency.- L., 1973.
  295. Выявление типа прогнозной ситуации
  296. Группа предназначения по виду профессиональной деятельности Первичный отбор Вторичный отбор:
  297. Установление первичных значимых прогнозных признаков1. Применяемые методы Цель
  298. Изучение документов и протоколов психодиагностического обследования Подтверждение социального и образовательного статуса, оценка биологических, экзогенных факторов, неблагоприятной наследственности
  299. Селекционное интервью Определение профессиональной направленности, оценки испытуемым собственного опыта работы, квалификации, личных достижений и успехов, уровня самооценки
  300. Определение уровней сформированпости морально-психологической зрелости личности:
  301. Применение психодиагностических методик1. Группы предназначения1. Применяемые методики
  302. Шкалы ПДП Прогноз делинквентного поведения)
  303. Корреляции со шкалами СМИЛ
  304. Отрицание общепринятых норм. ценностей и образцов поведения
  305. Склонность к употреблению алкоголя и психотропных веществ, ориентация на чувственную сторону жизни, свойственную аутичным личностям
  306. Готовность реализовать различные формы аутоаг-рессивного поведения, склонность к неоправданному риску
  307. Готовность, под воздействием импульсивных реакций, реализовать агрессивные тенденции в поведении
  308. Построение моделей прогноза склонности к делинквентному поведению с применением метода логистической регрессии
  309. Использование данных no дополнительным шкалам MMPI.
  310. Em (59) — дополнительная шкала MMPI «Эмоциональная незрелость».
  311. Re (174) — дополнительная шкала MMPI «Социальная ответственность». Для лиц с высоким значением этой шкалы характерны ответственность за свое поведение, доверие, преданность и долг по отношению к со
  312. ШКАЛА склонности к нарушешно дисциплины н правопорядка (7), склонность к рнску (4)
  313. ШКАЛА волевого контроля эмоциональных реакцпй (б), склонности к адднктнвному поведсппю (З), склонности к риску (4)
  314. ШКАЛА склонности к адднктнвному поведению (3), склонности к рнс-ку (4), склонности к агрессии и наснлшо (5)
  315. ШКАЛА склонности к рпску (4), склонности к нарушению дпецпплн-ны н правопорядка (7)
  316. На основе полученной информации и результатов обследования определение наиболее вероятных компонентов делинквентного поведения кандидата на должность или сотрудника ОВД при перемещении.
  317. СМИЛ L -0,049 -0,085 -0,105 0,043 -0,110 0,021 -0,086 0,109
  318. СМИЛ F 0,040 0,012 -0,043 0,097 -0,058 -0,117 -0,054 -0,131
  319. СМИЛ К -0,099 -0,109 -0,050 0,022 -0,007 0,136 -0,078 0,153
  320. СМИЛ 1 0,006 -0,054 -0,044 0,035 -0,066 -0,094 -0,101 -0,037
  321. СМИЛ 2 -0,001 -0,050 -0,026 -0,055 -0,129 -0,129 -0,172 -0,127
  322. СМИЛ 3 0,032 -0,014 0,010 0,022 -0,068 -0,038 -0,064 -0,011
  323. СМИЛ 4 -0,115 -0,089 -0,119 -0,026 -0,158 -0,192* -0,206* 0,032
  324. СМИЛ 5 -0,085 -0,078 0,006 -0,019 -0,049 0,003 -0,058 0,106
  325. СМИЛ 6 -0,093 -0,054 -0,094 -0,091 -0,268** -0,242** -0,178* 0,035
  326. СМИЛ 7 -0,038 -0,090 -0,021 0,018 -0,019 -0,017 -0,093 0,050
  327. СМИЛ 8 -0,005 -0,030 -0,010 0,032 -0,120 -0,146 -0,070 -0,008
  328. СМИЛ 9 -0,155 -0,102 -0,096 -0,118 -0,117 -0,151 -0,108 0,098
  329. СМИЛ 0 0,051 0,009 0,016 0,080 -0,077 -0,119 -0,091 -0,151
  330. Корреляция значима при р<0,05.* Корреляция значима при р<0,01.
Заполнить форму текущей работой