Образование, печать.
Российское общество начала XX в.
Начальное образование разделялось на светское и церковное. Церковь имела свои собственные школы, где детей учили писать, читать, считать, важнейшим предметом был «Закон Божий». Светское образование было подчинено Министерству народного просвещения. В его систему входили начальные училища, городские народные школы, земские школы в деревне. П. А. Столыпин предлагал ввести всеобщее начальное… Читать ещё >
Образование, печать. Российское общество начала XX в. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К началу ХХ в. 76% населения России было неграмотным. По официальным данным, на народное образование из государственного бюджета выделялось лишь 43 копейки на душу населения (в Англии — 4 рубля). Однако потребности промышленности, транспорта, средств связи требовали развития естественных наук — физики, математики, химии, биологии, возросло их прикладное значение. Росла потребность в инженерах, врачах, учителях. Это обусловило остроту вопроса о народном образовании.
Начальное образование разделялось на светское и церковное. Церковь имела свои собственные школы, где детей учили писать, читать, считать, важнейшим предметом был «Закон Божий». Светское образование было подчинено Министерству народного просвещения. В его систему входили начальные училища, городские народные школы, земские школы в деревне. П. А. Столыпин предлагал ввести всеобщее начальное образование, но это предложение не получило силы закона.
Среднее образование делилось на классическое (гимназии) и реальное (реальные училища). Были также коммерческие училища. Главными предметами в гимназиях были языки, история, словесность, а в реальных училищах — физика, математика, естественные науки. Обучение было платным, более (половины учащихся составляли дети дворян, чиновников, интеллигенции. Наиболее способным ученикам из мещан, крестьян и рабочих давали стипендии. Существовали и привилегированные учебные заведения: пажеские и кадетские корпуса, институты благородных девиц.
Следует отметить, что в этот период больших успехов достигло среднетехническое и высшее образование. В 1914 г. в России было более 100 вузов, в которых обучалось около 130 тысяч студентов. Качество высшего образования было достаточно высоким, оно обуславливало и высокую зарплату инженера, учителя гимназии, врача, агронома. В жизни высшей школы были определенные демократические элементы: разрешались студенческие организации, ректоры и деканы выбирались, а не назначались. Большую известность приобрел народный университет, открытый в 1908 г. в Москве на средства видного общественного деятеля и мецената А. Л. Шанявского, куда принимали лиц всех званий и сословий, независимо от национальной принадлежности, пола и возраста. Первое отделение давало знания в объеме средней школы, второе — высшее.
В начале XX в. в России интенсивно развиваются периодическая печать и книжное дело. После Манифеста 17 октября, которым была провозглашена свобода печати, резко увеличилось число газет и журналов. Если в конце XIX в. в России выходило 105 газет в основном на русском языке, то в 1917 г. выпускалось уже более 1 100 газет на 75 языках народов России, они имели, как правило, либерально-буржуазную направленность. Легальной была и большевистская печать. Перед Первой мировой войной в России ежегодно издавалось свыше 100 млн экземпляров книг. Развивалось библиотечное дело.