Отношение к низшим сословиям
Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, докатывавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли… Читать ещё >
Отношение к низшим сословиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских семей. Осуждению подлежала скупость, не прощалось предательство [32, с. 238].
Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, докатывавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим — крестьянам, горожанам, купцам и им подобным — не было и речи о каком-то «рыцарском отношении», напротив, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей хорошим тоном [31, с. 367].
Свидетельства о рыцарском произволе можно отыскать в чешском фольклоре. В бытовой комической пьесе «Саличка» показывается, как крестьянин застал свою жену с любовником-рыцарем. Крестьянин потребовал от рыцаря: «В суд с тобой пойдем. Объяснишь перед судом». На это рыцарь отвечает: «Ходить в суд я не люблю, лучше голову срублю» и ударом меча убивает крестьянина [14, с. 366 — 368].
Таким образом, чешское рыцарство являлось составной частью общеевропейского рыцарства и не имело принципиальных отличий в культурно-нравственной сфере.