Научные знания.
История россии с древнейших времен до конца xviii в
Архитектура. Строительство каменных крепостей, как уже отмечено, представляет блестящую страницу в истории русской архитектуры XVI в. В этот период был выработан новый тип каменного города — крепости. В конце XV — начале XVI в. находит свое окончательное оформление архитектурный ансамбль Московского Кремля, превратившегося в неприступную крепость. Самым замечательным сооружением XVI в. является… Читать ещё >
Научные знания. История россии с древнейших времен до конца xviii в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наука в XVI в., как и ранее, носила более прикладной, чем теоретический характер. Большое значение для развития математических знаний имело вычисление «пасхалий» — специальных таблиц, погодно указывающих праздник Пасхи и связанную с ним систему других церковных праздников. Конец XV — первая половина XVI в. ознаменовались появлением новых книг, но астрономии. Физические и технические знания ограничивались областью практической физики и механики. Большое развитие получили технические знания в области каменного строительства, особенно связанные с возведением сложных сооружений военного характера — крепостных стен и башен.
Искусство (архитектура, живопись, прикладные виды искусства)
Архитектура. Строительство каменных крепостей, как уже отмечено, представляет блестящую страницу в истории русской архитектуры XVI в. В этот период был выработан новый тип каменного города — крепости. В конце XV — начале XVI в. находит свое окончательное оформление архитектурный ансамбль Московского Кремля, превратившегося в неприступную крепость. Самым замечательным сооружением XVI в. является Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Этот собор был построен в 1555—1560 гг. как монумент в память победы над Казанью. Его создателями были два русских мастера — Постник и Барма. Собор выстроен из кирпича, а фундамент, цоколь и детали — из белого камня. В 1532 г. была построена знаменитая Вознесенская церковь великокняжеской дворцовой усадьбы в селе Коломенском. Она была сооружена в честь важного события — рождения у Василия III долгожданного сына и наследника престола, будущего Ивана IV.
Живопись. В живописи рост значения Русского государства в конце.
XV — начале XVI в. отражен произведениями замечательного русского мастера Дионисия — художника огромной силы и неистощимой творческой фантазии. Вслед за Андреем Рублевым он должен рассматриваться как художник, творчество которого имеет всемирное значение. Родился Дионисий, по-видимому, в 30—40-х гг. XV в.; расцвет его творчества относится к концу XV — началу XVI в. В 60—70-е гг. XV в. он расписывал каменный собор в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 г. Дионисий совместно с Тимофеем Конем пишет иконы Успенского собора Московского Кремля. В 1484 г. Дионисий со своими помощниками, сыновьями Владимиром и Феодосием, расписывает собор Иосифо-Волоколамского монастыря.
Иконопись. В XVI в. наиболее успешно развивалась иконопись. Одна из наиболее выразительных икон этого века — «Видение Иоанна Лествичника». Эта икона, по существу, утратившая культовый, моленный характер, отражает критическое отношение к монахам, которые далеко не всегда выполняли требования монашеского устава. Художник, выполнивший икону, дал острую, даже сатирическую, характеристику этих «грешников» и показал, что далеко не каждый монах заслуживает небесного блаженства. Другая икона, выполненная в 50-х гг. XVI в., — «Церковь воинствующая». Справа вверху изображен пылающий город; слева — холмы с растительностью. На холмах изображена стена и сооружение типа шатра, перед которым на троне сидит Богоматерь с младенцем Христом на коленях. В конце.
XVI в. появляются так называемые строгановские иконы, которые отличаются большой изысканностью письма. Наиболее известным иконописцем строгановской школы был Прокопий Чирин.
Прикладное искусство. Общий подъем русской культуры и искусства с конца XV в. охватывает и область прикладного искусства, развитие которого связано с ростом ремесла. Мастера-ювелиры создали множество таких произведений, которые стали образцами для последующих поколений. Общий подъем культуры с конца XV в. отразился также на древнерусской книжной миниатюре. Шедеврами древнерусской миниатюры XVI в. являются иллюстрации к Четьям-Минеям и Лицевому своду.