Теоретические основы игровой деятельности
Еще одним из создателей отечественной теории игры является советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн. По его мнению игра — это особый вид деятельности, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива; игра является выражениемопределенного отношения личности к окружающей действительности. Значит игра — это доступный ребенку своеобразный путь интенсивного развития… Читать ещё >
Теоретические основы игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ психолого-педагогической литературы по проблематике
Феномен игры изучали такие философы и социологи как Платон, И. Кант; психологиЖ. Пиаже, З. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, и др; педагоги и методисты: К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, и др.
Платон[13:5]видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Известный французский учёный Луи де Бройль[13:5]утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.
По мнению Ф. Фребеля[1:6] игра — это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего. По словам В.А. Сухомлинского[16]игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток чувств, переживаний, представлений, понятий об окружающем мире. Л.С. Выготский[3] называл игру «девятым валом развития», поскольку в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности. Огромное воспитательно-образовательное значение придавал играм детей К.Д.Ушинский[18]. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Развивая идеи Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. ЭльконинЭльконин, Д. Б. Психология игры — М., 1978 пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры в том, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи».
В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на необходимость включения игры в процесс обучения. Я.А. КаменскийКаменский Я. А. Великая дидактика/ Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М. 1981. писал в «Великой дидактике»: «Чтобы побуждать стремление к знанию, прежде всего сам метод по необходимости должен быть естественным. Кроме того, чтобы способности пробуждались этим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы ни было серьезно, преподавалось дружески и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч и басен». Здесь уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского[18]: «Учи дитя играючи» и Н.К. Крупской[8]: «Дети учатся не только на учебе, но и в процессе игры». А.С. Макаренко[11] считал, что «ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело», В.А. СухомлинскийСухомлинский В. А. Сто советов учителю. — М., 1981. писал: «Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры».
Еще одним из создателей отечественной теории игры является советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн[12]. По его мнению игра — это особый вид деятельности, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива; игра является выражениемопределенного отношения личности к окружающей действительности. Значит игра — это доступный ребенку своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и познании.
А.С.Макаренко и В. А. Сухомлинский утверждали, что надо широко применять игры в учебном процессе, так как они дают возможность облекать познания мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления. Ш. А.Амонашвили[2]считает, что без игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Многие игры для ребят — это по существу творческая работа. Включение в ткань урока элементов игры дает возможность полнее раскрыться творческим способностям детей. Нельзя недооценивать игру. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в учебную деятельность ребенка, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому предмету. «Развитие интереса имеет определенную тенденцию: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес их внутренней сути. Да и не во всякой игре ее форма является чем-то только внешним, безразличным для существа дела».