Концепция нового педагогического образования
Естественно, изменяется характер действий и обучающего, и обучаемого, без чего не возможен никакой творческий диалог, без чего не будет задействован механизм формирования самой культуры диалога. Ученик-студент ориентирован на самостоятельный поиск, а не на запоминание и воспроизведение, а преподаватель отказывается от следования наработанному шаблону и работает в ситуативном режиме. Правильнее… Читать ещё >
Концепция нового педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Происходящие в обществе радикальные изменения идеологических воззрений, социальных представлений и. идеалов сопровождаются качественными преобразованиями в сфере образования. Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразования социума, порождает новые формы общественной жизни. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития регионов, страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека.
Родители и учащиеся отдают приоритет гуманитарному образованию, педагоги осваивают технологию и техники личностно-ориентированного обучения. Выработка новых направлений в развитии общей философии образования, в формировании концептуальных основ образования и воспитания невозможны без определения новой, современной парадигмы мировоззрения, которая и должна быть заложена в качестве осевой линии всей системы народного образования и просвещения с начального звена до высшей школы. Стремление к развитию системного восприятия мира учащихся свойственно каждому мыслящему педагога Творчество Ї это не столько деятельность вообще, сколько специфическая деятельность в самой деятельности, увеличивающая созидательный потенциал последней. Творчеству можно и нужно учить с детства.
В этой технологии реализована креативная дидактика, отличие которой от традиционной (репродуктивной) показано в таблице:
Элементы профессионального обучения. | Репродуктивная. | Креативная. |
Постановка задачи преподавателем. | Объектная. | Функциональная. |
Метод или способ решения. | Как правило, однозначен и указан преподавателем. | Обучаемый сам выбирает методы и способы решения, а также использует эвристические стратегии, тактики, методы, приемы. |
Обучающий пример | Преподаватель указывает прототип. | Обучаемый сам выявляет и использует аналогии свойств и отношений в живой и неживой природе, обществе. |
Результат решения для преподавателя. | Как правило, однозначен и известен. | Как правило, многозначен и неизвестен (формируются новые знания). |
Функциональный подход и использование различных уровней абстракции позволяют обучаемому преодолевать многочисленные психологические барьеры мышления (ситуативные, контрсуггестивные, тезаурусные, интеракционные). В совокупности с эвристическими стратегиями, тактиками, методами, приемами обучаемый, используя традиционный учебный материал (который изучает с повышенной заинтересованностью, воспринимая этот материал как средство достижения созидательной цели), быстро находит множество качественных альтернатив реализации поставленной цели.
Креативный подход подразумевает:
- — проблемно-целевую постановку задачи, а не объектную;
- — выбор или разработку методологии решения, а не его заданность;
- — необходимость поиска аналога решения, а не его наличие;
- — осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения, причем результат не предопределен и не известен.
Естественно, изменяется характер действий и обучающего, и обучаемого, без чего не возможен никакой творческий диалог, без чего не будет задействован механизм формирования самой культуры диалога. Ученик-студент ориентирован на самостоятельный поиск, а не на запоминание и воспроизведение, а преподаватель отказывается от следования наработанному шаблону и работает в ситуативном режиме.
Образование по этой технологии перестает быть только деятельностью обучения, протекающей в учебных заведениях, в специально организованных условиях, а становится обязательным процессом в любой продуктивной деятельности, совершающимся в течение всей активной жизни личности, тем самым выступая как форма непрерывного образования личности.
Правильнее такое образование называть проективным не только потому, что используется проект как метод обучения, а главное потому, что само обучение является средством создания и реализации какого-либо проекта, имеющего жизненный, а не просто учебный смысл для обучающегося. В отличие от массового образования оно становится персонофицированным.
Проективное образование позволяет гораздо успешнее реализовать процесс дистанционного обучения, осуществляемого в особой социально-психологической среде, которая существенно меньше, чем в традиционном очном образовании регламентирует и дисциплинирует действия обучаемого и требует дополнительных усилий для упорных и планомерных занятий.
Высокий интерес к обучению оказывается более действенным, чем «надо учиться» или любые другие мотивации. обучение основам научного знания призвано не просто сообщить учащимся известную сумму этого знания, а способность развитию активной личностной позиции в работе с знанием и в знании, умению конструктивно действовать в возникающих здесь проблемных ситуациях, приобщаясь в совместной деятельности в учебном коллективе под руководством учителя к той «драме идей», которая и приводила к реальности процесса научного познания к формированию соответствующих знаний. Приобщение к знанию, вообще интеллектуальное развитие органически должно, таким образом, сочетаться с нравственным развитием личности, воспитанием способности продуктивного общения, гражданской ответственности.