Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические аспекты получения знаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделяют следующие упрощенные структурные компоненты: участники общения (партнеры), средства общения (процедура), предмет общения (знания). В соответствии с этой структурой выделяют три слоя психологических проблем, возникающих при извлечении знаний: Наименее исследованы проблемы когнитивного слоя, связанные с изучением пространства памяти эксперта, реконструкцией его понятийной структуры… Читать ещё >

Теоретические аспекты получения знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Очевидно, что инженеру по знаниям необходимо четко понимать природу и особенности процесса извлечения знаний. Из множества аспектов проблематики, связанной с получением знаний, выделяют три основных: психологический, лингвистический и методологический (гносеологический).

Структура поля инженерии знаний.

Рис. 1.3. Структура поля инженерии знаний.

Считается, что психологический является ведущим аспектом извлечения знаний, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям с источником знаний первого типа — экспертом. Психологический аспект выделяется еще и потому, что извлечение знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения разработчиков ЭС, а законы психологии общения, к сожалению, инженеры по знаниям, особенно начинающие, часто недооценивают или просто игнорируют.

Выделяют следующие упрощенные структурные компоненты: участники общения (партнеры), средства общения (процедура), предмет общения (знания). В соответствии с этой структурой выделяют три слоя психологических проблем, возникающих при извлечении знаний:

  • • контактный (проблемы взаимодействия партнеров);
  • • процедурный (проблемы грамотного проведения процедуры извлечения);
  • • когнитивный (проблема получения знания как такового).

На взаимодействие партнеров влияют их следующие параметры:

  • • демографические (пол, возраст, национальность, образование);
  • • личностные (особенности личностного портрета, темперамент, мотивация).

На проведение и ход процедуры извлечения знаний влияют профессиональные свойства специалистов:

  • • ситуация (место, время, продолжительность);
  • • оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель);
  • • профессиональные приемы (их палитра; темп и громкость речи, мимика, поза, интонации).

Наименее исследованы проблемы когнитивного слоя, связанные с изучением пространства памяти эксперта, реконструкцией его понятийной структуры и модели рассуждений.

Лингвистический аспект касается исследования языковых проблем, так как язык — основное средство общения в процессе извлечения знаний. Гносеологический аспект извлечения знаний объединяет методологические проблемы получения нового научного знания, поскольку при создании БЗ эксперт часто впервые формулирует некоторые закономерности, до того момента составлявшие его личный опыт.

Внутренняя согласованность эмпирического знания характеризуется понятиями модальности, противоречивости и неполноты. Модальность знания означает возможность его существования в различных категориях. Возможные противоречия не всегда должны разрешаться в поле знаний, — напротив, именно они служат чаще всего отправной точкой в рассуждениях экспертов. Неполнота знания связана с невозможностью полного описания ПрО. Системность ориентирует инженера по знаниям рассматривать любую ПрО с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей. Процесс познания глубоко субъективен, т. е. он существенно зависит от особенностей самого познающего субъекта, поэтому более корректно говорить о глубине понимания, чем об объективности знания. Таким образом, инженер по знаниям должен сосредоточиться на понимании проблемы. Историзм связан с развитием и изменением с течением времени представлений о ПрО.

Методологическая структура познания может быть представлена как некоторая последовательность этапов:

  • • описание и обобщение фактов;
  • • выявление связей между фактами, формулирование правил и закономерностей;
  • • построение модели ПрО;
  • • объяснение и прогнозирование явлений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой