Психологические методы анализа конкурентов
Также распространенным методом, который используется при анализе конкурентного окружения, является наблюдение. В качестве предмета наблюдения в маркетинговом исследовании могут выступать: При анализе конкурентов используется SWOT-анализ — анализ сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз, исходящих из ее ближайшего окружения (внешней среды). Mystery shopping позволяет собрать… Читать ещё >
Психологические методы анализа конкурентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конкуренция представляет собой борьбу за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущуюся фирмами на доступных им сегментах рынка[1].
Анализ рынка в качестве необходимого элемента включает в себя анализ конкурентного окружения. Без этого невозможно грамотно выстроить стратегию собственной организации.
При анализе конкурентов используется SWOT-анализ — анализ сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз, исходящих из ее ближайшего окружения (внешней среды).
Рассмотрим основные этапы проведения SWOT-анализа.
- 1. Определение сильных и слабых сторон организации. Для этого необходимо:
- • составить перечень параметров, по которому организация будет оцениваться;
- • по каждому параметру определить, что является сильной стороной, а что — слабой;
- • из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны организации и занести их в матрицу SWOTанализа (рис. 6.1).
- 2. Определение рыночных возможностей и угроз. Данный этап позволит оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, следовательно заранее к ним подготовиться).
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон организации.
- 3. Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка. Этот этап позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
- • Как я могу воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
- • Какие слабые стороны предприятия могут мне в этом помешать?
- • За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
- • Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, мне нужно больше всего опасаться?
Рис. 6.1. Матрица SWOT-анализа
Также распространенным методом, который используется при анализе конкурентного окружения, является наблюдение. В качестве предмета наблюдения в маркетинговом исследовании могут выступать:
- • действия потребителей — процесс выбора и покупки товара, процесс потребления, использования товара, его утилизации, маршруты движения;
- • действия персонала — процесс обслуживания потребителей, действия при выполнении рабочих операций, маршруты перемещения;
- • организации — используемые помещения и оборудование, складские запасы (товарные категории и объемы);
- • материальные объекты — домашние запасы, бренды купленных товаров, мусор и отходы производства, штрихкоды проданных товаров;
- • физические реакции и процессы потребителей — движение глаз, диаметр зрачка, гальваническая реакция, тембр голоса, задержка ответа;
- • физические реакции и процессы материальных объектов — каналы настройки телеи радиоаппаратуры, длительность включения канала, работа оборудования, приборов.
Одной из распространенных техник наблюдения в маркетинге является «mystery shopping», или таинственный покупатель. Суть метода заключается в имитации процесса покупки или выбора товара так называемым «таинственным покупателем» — исследователем, который ведет себя в торговой точке в соответствии с заранее запланированной схемой. После общения с продавцом исследователь фиксирует результаты в специальном бланке. В некоторых случаях применяется также запись процесса выбора товара на скрытый диктофон.
Mystery shopping позволяет собрать необходимую информацию тайным образом, исключив мощнейший фактор влияния на поведение продавца — его осведомленность о проведении исследования.
- [1] ЮдановА. Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998. С. 36.