Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии
Область познания, ограничиваемая сегодня науками о культуре и отделенная от других наук о человеке, определяется спецификой ее предметной области изучения. Как уже отмечалось, это связи человека с его природным и социальным окружением, однако не врожденные, но структурированные им самим и объективированные в форме физических вещей, отношений и представлений; это искусственная среда, задающая… Читать ещё >
Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Область познания, ограничиваемая сегодня науками о культуре и отделенная от других наук о человеке, определяется спецификой ее предметной области изучения. Как уже отмечалось, это связи человека с его природным и социальным окружением, однако не врожденные, но структурированные им самим и объективированные в форме физических вещей, отношений и представлений; это искусственная среда, задающая жизненно важные параметры совместного существования людей.
Сегодня исходные основания наук о культуре составляют современные представления о человеке в его природной данности (биология, психобиология, социобиология). Однако зона социальнои культурноантропологических исследований простирается между представлениями о позитивных формах существования человека (жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация), о вещественном и символическом окружении как источнике ресурсов и материалов для реализации этих форм. Соответственно задачи исследователя заключаются в том, чтобы определить, каковы способы и механизмы порождения представлений людей об окружении; как они расчленяют его; как они создают и используют вещи; строят жизненную среду; формируют структуры социального взаимодействия. Цель наук о культуре состоит также в необходимости выявить, каким образом индивиды или группы представляют себе своих партнеров по производству или обмену; выявляют, скрывают или теряют из виду эти представления в отношениях с другими; интегрируются в общество или изолируются от него, ощущая себя зависимыми, подчиненными или же свободными[1]. В таком контексте предметы, высказывания, отношения людей обеспечивают внешние, наблюдаемые следы более глубинных человеческих связей с окружением, указывающие на то, что люди демонстрируют, скрывают, к чему они безразличны и т. п. Подобные проявления могут рассматриваться как признаки и показатели стабильности или изменчивости, интегрированности или дисперсности, интенсивности или медлительности совместной жизни людей. На протяжении XX в. в мировой социальной и культурной антропологии эти задачи решались в рамках таких теоретических ориентаций, как эволюционистские и неоэволюционисгские идеи динамики культуры и многолинейности развития; концепции культурных ареалов и культурной диффузии; функционалистские, системные теории культурно-экологической адаптации; структуралистский анализ символических форм; постмодернистский неоиндуктивизм и программный эклектизм.
- [1] Фуко М. Слова и вещи. С. 448.