Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными (Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен мы начинали урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам… Читать ещё >

Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения Оглавление Введение

1. Теоретические основы формирования нравственных ценностей

1.1 Задачи Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к формированию нравственных ценностей на уроках литературного чтения

1.2 Современные технологии на уроке литературного чтения

1.3 Особенности нравственного развития младших школьников

1.4 Особенности нравственного развития на уроках литературного чтения

1.5 Развитие нравственных ценностей в программе по литературному чтению в учебно-методическом комплекте «Школа 2100»

2. Практические основы формирования нравственных ценностей

2.1 Особенности изучения сказки и пословицы Заключение

Введение

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в нашей стране произошел ряд глобальных изменений, оказавших отрицательное влияние на общественную мораль, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Запустился процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. Результатом перемен стали дезинтеграция и пошатнувшийся моральный уровень российского общества начала XXI в., «моральная деградация»: стирается грань между добром и злом, утрачиваются культурные традиции, растет потребительство, вседозволенность, распущенность, нигилизм и бездуховность.

Современному обществу остро необходима ясно выраженная система ценностных ориентиров, особенно подрастающему поколению, поскольку ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому ключевая роль в духовно-нравственном становлении общества отводится образованию. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Школа — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

С целью формирования и развития ценностно-нормативной основы национального самосознания, на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.) и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, определяющая современный национальный воспитательный идеал и базовую систему национальных ценностей.

Задача воспитания духовно-богатого патриота и гражданина решается школой как на уроках, так и во внеклассной работе. Системность подхода в духовно-нравственном воспитании, прежде всего, осуществляется циклом предметов гуманитарной направленности: русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства. Однако наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения.

Литература

как искусство слова, формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям. Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, поступки. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Более эффективно эту функцию выполняет сказка.

Работа со сказкой широко применяется в системе дошкольного образования, она знакома детям и понятна, таким образом осуществляется преемственность между этими ступенями системы образования. Сказка помогает в привычной для ребенка форме осознать себя в новой ситуации развития и преодолеть трудности младшего школьного возраста.

Значение работы со сказкой в решении воспитательных, эстетических, личностных и социальных задач развития младших школьников состоит в том, что сказка является понятным для ребенка языком общения и познания, а также объясняет сложные нюансы человеческих взаимоотношений, нравственные и моральные нормы и ценности, модели поведения человека в различных ситуациях. Это позволяет в свою очередь создать среду для общения детей, предполагающую взаимообогащающий диалог представителей различных культур и конфессий.

В современной школе педагогический потенциал народной сказки часто реализуется через выборочное изучение элементов народного творчества в рамках какого-либо предмета, например, чтение русских народных сказок и сказок других народов, их пересказ на уроках литературного чтения, тогда как потенциал русской народной сказки в воспитании может носить куда более разнообразный характер. С помощью сказок разных народов, как вида народного творчества, легко объяснить национальные различия, развить у детей чувство толерантности и национальной терпимости, воспитывать и развивать нравственные и эстетические чувства. Сказка, ее прослушивание, фантазирование, игра в сказку это естественные и комфортные для детей виды деятельности, именно поэтому ее включение в процессы воспитания и обучения, как элемента и народной педагогики в том числе, представляется весьма целесообразным. Об этом в своих работах писали такие авторы как Виноградов Г. С., Волков Г. Н., Иванова Э. И., Измайлов А.Э.

Проблемы нравственного развития личности находят отражение в работах И. Ф. Харламова, И. С. Марьенко, Б.М. Бим-Бада, Е. Г. Беляковой, Т. В. Ермоловой, Ф. И. Иващенко, Н. А. Корниенко, Д. А. Леонтьева, В. И. Слободчикова, Т. В. Цырлиной и других.

Проблемам формирования нравственных ценностных ориентаций уделяли большое внимание такие отечественные педагоги как Л. И. Гриценко, Н. Е. Щуркова, C.В. Кульневич, Н. В. Аникеев, М. В. Куранова, Т. Ю. Сычева, В. Т. Чепиков и другие.

Все выше сказанное подтверждает актуальность темы выбранной работы: «Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения»

Поэтому цель работы: выявить и раскрыть методы и приемы, формирующие нравственные ценности на уроках литературного чтения.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

Изучить практический опыт учителей по формированию нравственных ценностей на уроках литературного чтения.

Определить методы и приемы, формирующие нравственные ценности на уроках литературного чтения.

Объект: учебный процесс, направленный на формирование нравственных ценностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Предмет: Методы и приемы, формирующие нравственные ценности на уроках литературного чтения.

Методы: Теоретический (анализ литературы; анализ современных документов; анализ результатов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы) и эмпирический (наблюдение, беседа, тестирование, сравнение, эксперимент).

Гипотеза: уровень воспитанности младших школьников будет выше, если на уроках литературного чтения использовать методы и приемы формирования нравственных качеств.

Вывод: данная работа состоит из содержания, введения, теоретических основ формирования нравственных ценностей, практического, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические основы формирования нравственных ценностей

1.1 Задачи Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к формированию нравственных ценностей на уроках литературного чтения Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную, духовно-нравственную сферу жизни общества.

В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться нравственному, от которого во многом зависят и другие компоненты воспитания и которое предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. Так, в связи со вступлением в силу ФГОС НОО актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопросы формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения.

В первой главе «Общие положения» говорится о том, Стандарт направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, особенно продуктивно это происходит на уроках литературного чтения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению должны отражать:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В качестве ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования принимается обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На этой основе создан перечень систем нравственных ценностей:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеик родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

1.2 Современные технологии на уроке литературного чтения Развитие личности читателя происходит в реалиях обычного школьного урока, на определенном предметном содержании. Каждый новый текст помогает организовать встречу автора и читателя. В ходе этой деятельности для ребенка становится значимым мнение другого человека, взрослого и маленького читателя. С одной стороны, у него формируются творческие способности, с другой — идет усвоение определенных нравственных норм.

Третий блок — линия нравственного развития компетентной личности. Формирование личностных универсальных учебных действий обеспечивает развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.

Для развития личностных универсальных учебных действий возможно использование разных образовательных технологий:

— технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения; Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Виды проблемных диалогов:

* Через использование цитат.

* Через ключевой вопрос урока (- Почему, какой бы ни была природа родного края она любима поэтами и художниками?)

* Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры (Например, при изучении стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» используем отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи — «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?)

* Через столкновение мнений

* Через грамматическую сказку

* Через ошибку

* Проблема «лёгкой темы»

* Прием сравнения (На уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение „хороший писатель“ и „хороший читатель“? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?.». Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученик должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.)

* Прием сопоставления репродукций

* Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными (Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен мы начинали урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее мы признаёмся, что схитрили и прилагаем ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. Во внеклассной работе мы проводили мастерские, на которых предлагали детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д. Отметим, что среди людей были и антогонисты (Софья Блюфштейн, Бони Паркер).)

— проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

— информационно-коммуникационные технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

— технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

— технология продуктивного чтения формирует личностные универсальные учебные действия, если анализ текста порождает оценочные суждения; Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, — умения извлекать информацию из текста.

— технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Итак, формирование нравственных ценнностей происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты

1.3 Особенности нравственного развития младших школьников Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладение разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

Ребенок, подросток, юноша, по-разному относится к различным средствам восприятия. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное воспитание ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемой нравственного развития младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

Склонность к игре. В игровых упражнениях ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчиняется мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает урок справедливости, честности, правдивости. Игра требует от участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко.

Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6−7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком либо предмете более 7−10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на три уровня:

? к 10−11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным;

? бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается у подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению;

? на третьем уровне (к 14−15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правила хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит не совпадение этических норм и личных желаний ребенка.

Будь не равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремиться жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

На сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т. е. упор, делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формирование содержательных элементов, в какой-то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т. В. Морозова.

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально — нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т. д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителями.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе — это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, персептивных и т. п.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общение с учителями и друг с другом. В классном коллективе складывается определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив они включаются в разные виды внеклассной и внешкольной деятельности.

Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные возможности.

Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделение существенных признаков объектов, овладение морали оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознание общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личного роста человека. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, т.к. именно в них складывается деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте.

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируется основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно.

В младшем школьном возрасте, констатирует М. Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становиться только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоение приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности.

Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.

Таким образом, учащиеся становятся активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определяться и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

В первую очередь, это мотивация действия, которая, развиваясь в начальной школе, к пятому классу становится личностной чертой. Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий младшего школьника является безоговорочной. Ребенок начинает сам себя оценивать. В младшем школьном возрасте закрепляется самооценка. Самооценка может быть адъективной, завышенной, заниженной.

Младший школьник существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Ребенок полон экспрессии — его чувства быстро и ярко вспыхивают. Он, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Мотивы поведения развиваются в школьном детстве по двум направлениям:

? изменяется их содержание, появляются новые методы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка;

? мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые их качества: большая осознанность и произвольность. Если ребенок в раннем и младшем дошкольном возрасте целиком был во власти сиюминутных желаний, не мог делать отчет о причинах своего поведения, то у старшего дошкольника появляется определенная линия поведения. Ведущими становятся общественные моральные мотивы. Ребенок может отказаться от интересного занятия, то игры, чтобы выполнить требование взрослого и заняться не привлекательным для него делом. Важным новообразованием личности является соподчинение мотивов, когда одни становятся первостепенными, а другие подчиненными.

Появление новых видов деятельности у младшего школьника влечет за собой формирование новых методов: игровых, трудовых, учебных, к процессу рисования и конструирования, изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми — это интерес к миру взрослых, желание действовать как взрослый, получать его одобрение и сочувствие, оценку и поддержку. По отношению к сверстникам развивается мотивы самоутверждения и самолюбия. Особое место занимают мотивы нравственные, связанные с отношением к другим людям, усвоение норм поведения, понимание своих поступков и поступков других людей. Развиваются не только положительные мотивы, но и отрицательные связанные с упрямством, капризами, ложью.

В младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка важна для успешного начала учения. Однако многие из этих методов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу. Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или средненизком уровне. Большое место в мотивации младшего школьника занимают личные мотивы. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получить хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избежание неприятностей) не занимает ведущего места мотивации младшего школьника.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания появляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л. И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе — и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он хочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному развитию.

Итак, в младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и т. д. При такой социальной установке особенно значима учебная деятельность, т.к. в данном школьном возрасте она начинает формироваться, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе, который формирует основные новообразования, и психическое развитие ребенка идет интенсивно.

Только глубокое осмысление научных основ содержания нравственного развития вообще и творческий подход к определению тех конкретных моральных свойств и качеств, которые необходимо формировать у учащихся младшего школьного возрастают учителю правильную ориентировку, как в планирование воспитательной работы, так и в организации эффективного психолого-педагогического воздействия на своих воспитанников.

Организуя нравственное просвещение младших школьников, учитель проводит работу по изучению реальных знаний детей, выявляет возможные проблемы и ошибки в сложившихся представлениях.

1.4 Особенности нравственного развития на уроках литературного чтения Нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.

Педагоги России пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на духовном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании в основные предметы в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства.

Важно начать работу по формированию нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его отношения к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван — царевич и Серый Волк», «Сивка — Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая быль «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняют такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному развитию учащихся.

В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы — это блистательное проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.

Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это советы, пожелания, нравоучения, философские обобщения, суждения. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: Каков в колыбельку, таков и в могилку, Каково семя, таково и племя, Живет в хлеву, а кашляет по — горничному, Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле, Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к русской культуре. Во многих пословицах до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней — «Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова — Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»

Таким образом, пословицы — это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. В нашу речь из литературных источников приходят афоризмы. Достаточно вспомнить крылатые выражения И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад — прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.

Работа по нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:

? приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;

? вырабатывает позицию непринятия зла, жестокости, пошлости;

? даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;

? способствует восприятию интереса к отечественной истории;

? воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

? способствует изменению сферы интересов ребенка — от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, для души;

? создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

1.5 Развитие нравственных ценностей в программе по литературному чтению в учебно-методическом комплекте «Школа 2100»

Анализ программы показал, что развитию нравственных ценностей способствует формирование личностных универсальных учебных действий, которому в образовательной системе «Школа 2100» уделено особое внимание: нравственный урок литературный чтение Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества достижения результатов В 1 — м классе формируются умения:

* умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

* эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

* понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

* высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития — эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Во 2-м классе формируются умения:

* умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

* эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

* понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

* высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития — эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

В 3?4-х классах формируется:

* эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

* эмпатия — умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

* чувство прекрасного — умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

* любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

* понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

* интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

* наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

* ориентация в нравственном содержании и смысле поступков — своих и окружающих людей;

* этические чувства — совести, вины, стыда — как регуляторы морального поведения. тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты — диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Анализ программы показал, что подбор произведений создает условия, дает возможности для формирования личностных универсальных учебных действий.

2. Особенности изучения сказки и пословицы Одним из первых жанров, с которыми встречаются младшие школьники, является русская народная сказка, обладающая большим воспитательным потенциалом.

Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. «Сказка удовлетворяет не только эстетические запросы народа, но и нравственные его чувства. Это связано с идеей высшей всемирной справедливости… Это торжество над бедностью, над несправедливостью, над старостью и самой смертью».

В сказке, как ни в каком другом жанре, очень ярко выражено противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости, красивого и безобразного и т. д. Сказочные идеалы становятся для читателей своеобразными критериями, точкой отсчета в оценке действий окружающих людей и собственных поступков.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что «простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии». Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказкаблагодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ними, но и учились создавать, воплощая в них свои детские мечты.

Современные методисты также высоко ценят воспитательный и образовательный потенциал сказки. Сказка способствует сопереживанию ребенка героям, что обеспечивает перенос качеств, чувств, ситуации на себя. Работы современных педагогов — Н. С. Бибко, Н. Е. Львовой, Г. К. Щербининой, М. А. Никитиной — раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и, полагаем, на этой основе формировать нравственные категории. Переживая, волнуясь за героя, радуясь его победам, ребенок учиться различать добро и зло.

Особое место среди сказок занимают сказки волшебные. Именно эти сказки дают четкое представление об идеальной человеческой судьбе, нравственных ценностях.

Система моральных ценностей, отраженных в волшебной сказке, воплощена в образах героев. Так как сюжет любой сказки строится на противопоставлении, конфликте, борьбе положительного и отрицательного начала, то существует и деление героев на «плохих» и «хороших», причем суть персонажа ясна с самого начала повествования. Персонаж волшебной сказки — всегда носитель определённых моральных качеств. Эти качества постоянны на протяжении всей сказки (положительные герои всегда положительны, отрицательные всегда отрицательны).

Как известно, младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому сказочный персонаж обычно рисуется ярко, часто для его представления используется прием гиперболы.

Герой волшебной сказки — мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. В сказках, адаптированных для детей (сравни с оригинальными вариантами, например, А.Н.Афанасьева), положительные персонажи наделены не только положительными нравственными качествами, но и красивы внешне (и даже неприглядный Иван-дурак в конце сказки становится «добрым молодцем»), что вызывает симпатию младших школьников.

Важно показать младшему школьнику, что именно положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Зло всегда бывает побеждено.

Противники положительных героев — темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Чудо-юдо). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Отрицательные герои, как правило, наделены непривлекательной, часто отталкивающей внешностью (например, Кощей Бессмертный). Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.

В учебниках по различным программам обучения в начальной школе присутствуют самые распространённые волшебные сказки, такие как: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др. К изучаемым сказкам представлены различные вопросы, способствующие размышлению над прочитанным, выражению собственного отношения к героям и событиям сказки. Например: Какими качествами наделен главный герой сказки? Кому понравилась девочка из сказки «Гуси-лебеди», кому нет? Какой вы её себе представляете? И др.

Работа со сказкой имеет в начальной школе различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Одним из приемов является обращение к толковому словарю для разъяснения смысла нравственных понятий, обогащения словарного запаса школьников. Например: при работе над образом героя сказки важно уточнять значения слов «льстивый», «щедрый», «спесивый», «простодушный» и т. д. Учитель может предлагать младшим школьникам

— объяснять значение слов, характеризующих героя,

— разгадывать и составлять кроссворд, в котором собраны слова-качества героя,

— составлять антонимические пары слов, называющих нравственные понятия, для сопоставления положительных и отрицательных героев сказки

— выбирать из близких по значению более точное слово-характеристику для персонажа и т. д.

Велика роль выборочного чтения в работе над образом персонажа. И здесь есть два пути работы: от сказочной ситуации — к качеству героя, и наоборот, подтверждение характеристики героя его поступками. Работа может осуществляться по-разному:

— Найдите слова, говорящие о… (подтверждающие то или иное качество героя).

— Найдите слово, выражающее авторское отношение к герою.

— Докажите текстом …

— Прочитайте отрывок о… (абзац). О каких качествах характера мы узнаём из отрывка?

Такая работа может дополняться вопросами для учащихся: Хорошо это или нет? — Как бы вы поступили в данной ситуации? И т.п.

Традиционна на уроках литературного чтения работа с пословицами, собравшими в себе в краткой форме «народную мудрость». Пословицы полезно использовать и при работе над образом персонажа сказки, выясняя при этом не только значение пословицы, но и к кому из героев можно ее отнести и почему. Например:

Волшебная сказка

Персонаж

Пословица

«Морозко»

Родная дочь

«Любишь кататься — люби и саночки возить»;

«Как аукнется, так и откликнется»;

«Какова работа, такова и награда»;

«Кому работа в тягость, тому неведома радость».

Падчерица

«Доброе дело без награды не остается»;

«Тот достоин наград, кто трудиться рад».

«Царевна-лягушка»

Царевна-лягушка

«По одежке встречают, по уму провожают»;

«Не все то золото, что блестит»;

«Не по виду суди, а по делам гляди».

«Хаврошечка»

Хаврошечка

«Кто добро творит, тому Бог отплатит»;

«Добро творить — себя веселить».

«Маша и медведь»

Маша

«Большому уму и в маленькой голове не тесно»;

«Ласковым словом многого добьешься»;

«Видит око далеко, а ум еще дальше».

Выразительное чтение с выделением голосом слов-действий героя, качеств героя и его действий также может способствовать решению учебной и воспитательной задачи.

Таким образом, использование на уроках литературного чтения различных приемов работы над русской волшебной сказкой, особое внимание к ее героям, будет способствовать, на наш взгляд, формированию нравственных ценностей младших школьников.

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и практический опыт учителей по формированию нравственных ценностей, пришли к осознанию роли и значимости их на практике. Изучение педагогического опыта позволило найти приемы и формы работы, с помощью которых возможна реализация требований по формированию личностных униве рсальных учебных действий. Особое внимание хотелось бы обратить на следующие приемы:

? Работа над проблемными вопросами;

? Работа со словом (развивает эмоциональный отклик ребенка на прочитанное, смыслообразование, понимание значения слова в конкретном тексте, его влияние на конкретные ситуации);

? Акцентное чтение (заостряя внимание ребенка на определенном абзаце, предложении, слове учим находить основную мысль, влияние определенного действия, поступка героя, описания природы на дальнейшее развитие событий, учим определять настроение героя, авторское отношение к происходящему);

? Творческие задания;

В Результате применения данных приемов выпускник получит возможность для формирования:

* внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и пониманию его необходимости, которые выражаются в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

* выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

* положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

* компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

* ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

* осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

* эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей, и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

* установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.

Однако, все это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе — атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, ведь основная цель начального обучения — помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, чтобы в конечном итоге — стать Человеком. Решающая роль в этом принадлежит учителю.

Главное для учителя — помнить, что все учащиеся — звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача — помочь ученикам в этом.

1. Бунеева Е. В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 8. с. 10−14.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

3. Козлова С. А. Развитие мышления детей 7−10 лет на основе анализа текста и графической модели текстовой задачи // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 8. с. 19−22.

4. Кузнецова И. В., Данилов Д. Д. О новом пособии «Учусь оценивать себя» // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 5. с.12−16.

5. Литературное чтение / Климанова Л. Ф. // Начальная школа. — 2005. — N 9. — Б-чка учителя. — С. 36−44.

6. Максименко Н. В. Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС начального общего образования// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7. с. 23−26.

7. Максютова С. Д. Личностные результаты начального литературного образования// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 8. с. 84−88.

8. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2009. — 120 с.

9. Программа «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы) // Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: Баллас, 2013

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.

11. Чиндилова О. В., Бунеева Е. В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа № 8. с. 3−9.

12. Амонашвили Ш. А., Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили-Минск.;Университет, 1990.-56с.

13. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации./Разраб. проекта Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, М. В. Рыжаков.- М.: Просвещение, 2008.-25с.- (Стандарты второго поколения).

14. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009.

16. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ РАО; Под ред. А. М. Кондакова. А. А. Кузнецова.-М.: Просвещение, 2008.-39с. — (Стандарты второго поколения).

17. Колесникова И. А., Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен. И. А. Колесникова / / Педагогика.- 2008, № 9. стр. 25−33.

18. Петракова Т. И., Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики.// Педагогика .- 2007 г. № 2.стр. 59−68.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект/РАО; Рук. проекта Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2008.-21с.-(Стандарты второго поколения).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой