Эластичность линейной и лог-линейной функции спроса
Ставлен эластичным участком. Ниже и правее данной ключевой точки, там, где цена изменяется в диапазоне Ре 0;-^-, ценовая эластичность будет меньше единицы, спрос представлен неэластичным участком. Таким образом, разрабатывая ценовую стратегию, компания должна иметь в виду, что по мере повышения (снижения) цены единицы товара ценовая эластичность спроса будет изменяться. Выше мы предполагали, что… Читать ещё >
Эластичность линейной и лог-линейной функции спроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выше мы предполагали, что эластичный спрос характеризуется пологой функцией спроса, а неэластичный — крутой функцией спроса. Однако если функция спроса является линейной, то эластичность не остается постоянной. Ценовая эластичность спроса изменяется вдоль линии спроса. Применим немного математики и здесь.
Предположим, функция спроса представлена в таком виде: Q (P) = a-b-P, где Q — объем продаж, Р — цена единицы товара. Найдем ценовую эластичность данного спроса.
Из формулы ценовой эластичности получаем:
Рассмотрим ситуацию графически (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Ценовая эластичность спроса вдоль линейной функции.
Па линейной функции спроса есть ключевая точка, которая определяет диапазоны значений эластичности. Когда объем продаж составляет ровно.
— ~ а
половину от максимальной емкости рынка: Q = —, а цена, соответственно,.
г> а
равна половине резервной цены рынка: Р = —, ценовая эластичность.
2Ь
а
/-Л С1
— г a~Q 2 <
по модулю оказывается равной единице: Ь =-— =-— = 1.
Q о 2.
Выше и левее данной ключевой точки, там, где цена изменяется в диапазоне Ре, ценовая эластичность будет больше единицы, спрос пред;
2Ь о _
ставлен эластичным участком. Ниже и правее данной ключевой точки, там, где цена изменяется в диапазоне Ре 0;-^-, ценовая эластичность будет меньше единицы, спрос представлен неэластичным участком. Таким образом, разрабатывая ценовую стратегию, компания должна иметь в виду, что по мере повышения (снижения) цены единицы товара ценовая эластичность спроса будет изменяться.
А теперь обратимся к полной версии функции спроса, включающей все (или многие) параметры рынка.
Пусть функция спроса является линейной и задается таким выражением:
где — величина спроса (объем продаж); Рх — цена единицы данного товара; Ру — цена единицы других товаров, имеющих отношение к рассматриваемому товару (комплементарных или конкурирующих товаров); I — доход потребителей; А — расходы на рекламу; а — коэффициенты спроса.
Мы можем найти все необходимые показатели эластичности, дифференцируя функцию спроса по соответствующей переменной:
гр Рх
• ценовая эластичность спроса: EJ =av^^;
Ux Qx
r-Рц РУ
• перекрестная ценовая эластичность спроса: Ь у =а —.
Qx
• эластичность спроса по доходу: EL = а7 —;
Ux Qx
- • эластичность спроса по расходам на рекламу: Е^ =ал—.
- 1 Qx
Однако в таком виде не всегда удобно (и возможно) анализировать рыночную ситуацию и стратегию фирмы. Эмпирические и эконометрические исследования показывают, что наилучшей формой для анализа является логарифмически линейная (или лог-линейная) функция спроса следующего вида:
Современные статистические компьютерные программы позволяют достаточно легко составлять базы данных и получать значения коэффициентов бета. Нас же сейчас интересует экономическая интерпретация этих параметров. Что же такое коэффициенты бета?
Возьмем для начала более простой вид лог-линейной функции, только от одной переменной, цены товара: InQ= plnP. Рассмотрим полный дифференциал этой функции.
Таким образом, мы получаем еще одно выражение для эластичности. Оказывается, коэффициент бета соответствует эластичности спроса.
Теперь вернемся к полной версии функции спроса. Мы видим, что коэффициенты лог-линейной функции спроса соответствуют эластичностям спроса по соответствующим переменным. Продиффиренцируем функцию спроса, но соответствующим логарифмическим переменным. Получаем итоговый результат:
• ценовая эластичность спроса: Е'!* = р *.
>?*?
р
• перекрестная эластичность спроса: EJ = Р ;
Уд' •'
- • эластичность спроса по доходу: Е!п = р,;
- • эластичность спроса по расходам на рекламу: Е^ =рл.