Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу процесса направленного использования ценностного потенциала физической культуры в обеспечении качественной образовательной деятельности учреждений профессионального образования составляет ПФО, обеспечивающее в ходе ППФД эффективное профессиональное становление учащейся молодежи. Основу модельного проектирования ПФО студентов дошкольного отделения педагогического училища… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОСНОВЫ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Профессиональная физическая культура в системе подготовки специалистов дошкольного образования
    • 1. 2. Профессиографическая характеристика труда педагогов дошкольного образования. У
    • 1. 3. Функциональный потенциал профессиональной физической культуры в подготовке специалистов дошкольного образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Диагностика профессиональной физической культуры личности педагога дошкольного образования
    • 2. 2. Структурно-функциональное моделирование процесса формирования профессиональной физической культуры личности педагога дошкольного образования
    • 2. 3. Комплекс педагогических условий формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная система профессионального образования переживает период инновационных изменений, направление которых обусловлено тенденциями общесоциальных преобразований. Современный специалист должен быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции. Узкоспециальная подготовленность выпускников учреждений профессионального образования во многом потеряла свою актуальность. Наряду с усвоением специальных знаний и достижением должного уровня развития собственно профессиональных способностей, приобщенность к культуре, присвоение социальных ценностей становятся необходимым условием соответствия личности работника непрерывно возрастающим требованиям профессионального труда.

Важным концептуальным направлением совершенствования профессионального образования является активное систематическое использование ценностей физической культуры. Согласно существующим представлениям, физическая культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом (В. М. Выдрин, Р. Н. Макаров, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарёв). Многочисленными исследованиями показано, что овладение ценностями физической культуры способствует становлению социальной культуры личности, обеспечивает формирование её специфического компонента — физической культуры личности (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, А. А. Мкртчян, В. А. Пономар-чук, В. И. Столяров).

В настоящее время использование ценностей физической культуры для обеспечения должной подготовленности специалиста к осуществлению конкретной профессиональной деятельности получило достаточное теоретико-методологическое обоснование в поле концепции профессиональной физической культуры (С. С. Коровин, В. А. Кабачков), в соответствии с которой профессиональная физическая культура призвана обеспечивать совершенствование процесса и системы профессионального образования учащейся молодёжи, становление специфической культуры личности в связи с учебной и профессиональной деятельностьюформирование социально и личностно востребуемой категории «личность профессионала». '.

Исследованиями М. Я. Виленского, И. П. Голубева, С. С. Заха-ренко, Р. С. Сафина показана эффективность использования ценностей физической культуры для повышения качества профессиональной подготовки специалистов лишь в некоторых, немногочисленных сферах педагогической деятельности. Сложившееся положение нуждается в коррекции в сторону расширения круга педагогических специальностей, при освоении которых эффективно актуализируется ценностный потенциал физической культуры. Однако исследования такого рода проведены применительно далеко не ко всем специальностям. Так, вопросы направленного использования ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования, способных к эффективной трансляции физической культуры в процессе образования дошкольников, по-прежнему остаются вне поля зрения исследователей. При этом специфика самой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и возрастные особенности жизни и деятельности дошкольников в указанный период онтогенеза ещё более актуализируют проблему формирования профессиональной физической культуры специалиста.

Таким образом, мы выделяем противоречие между социальной потребностью в целенаправленном формировании личности дошкольников и их физической культуры и неразработанностью теоретико-методологического и методического обоснования системы формирования личности педагога и его профессиональной физической культуры, обеспечивающей успешную трансляцию ценностей общесоциальной и физической культуры в практику образования дошкольников. Разрешение указанного противоречия позволяет прогнозировать двоякий социально и личностно значимый эффект:

— осознанное потребление и трансляцию в социум ценностей физической культуры, обеспечивающих поддержание профессиональной физической культуры специалиста на протяжении всей профессио-. нальной деятельности и его профессиональную компетентность;

— сформированность характерных признаков физической культуры личности дошкольника, отражающих адекватное социальным потребностям состояние двигательных и личностных способностей, телесной и духовной сфер личности и, как следствие, предпосылки готовности (для данного этапа онтогенеза) к социализации.

Необходимость разрешения данного противоречия и учет социальных последствий его разрешения определили актуальность темы исследования: «Педагогические условия формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования».

Цель исследования — обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования.

Объект исследования — профессиональная подготовка педагога дошкольного образования.

Предмет исследования — формирование профессиональной физической культуры будущих педагогов дошкольного образования.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования обеспечивается при реализации комплекса педагогических условий, включающего:

— выявление структуры профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования, отражающей специфические особенности профессиональной деятельности и обусловливающей основные направления педагогических воздействий ценностями физической культуры;

— разработку структурно-функциональной модели формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования;

— определение программно-содержательного обеспечения процесса использования ценностей физической культуры в структуре образования специалистов на основе спецкурса «Физическое образование».

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать совокупность теоретико-методологических положений, определяющих особенности процесса профессионального образования дошкольных педагогов и направленного использования в нём ценностей физической культуры.

2. Выявить структуру профессиональной физической культуры и ее содержательные характеристики.

3. Разработать структурно-функциональную модель и программно-содержательное обеспечение процесса направленного использования ценностей физической культуры в формировании профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования.

4. Экспериментальным путем выявить эффективность разработанного комплекса педагогических условий в формировании профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования.

Методологическую основу исследования составили философские положения концепции единства сознания и деятельности в процессе социализации человека (С. JI. Рубинштейн, И. Т. Фролов) — системный и культурологический подходы (В. Г. Афанасьев, В. К. Бальсевич, И. В. Блауберг, М. Я. Виленский, В. А. Пономарчук, Э. Г. Юдин). Теоретико-методологической значимостью для нашего исследования обладают основные аспекты личностно-деятельностной концепции (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев), концепции «переноса» тренированности и навыка (М. М. Боген, В. М. Зациорский, С. Л. Рубинштейн, В. П. Филин), концепции профессионального образования (Б. С. Гершун-ский, В. С. Леднев, Г. Н. Сериков) и образования в сфере физической культуры (В. М. Выдрин, П. Ф. Лесгафт, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. Я. Наин) — концепции ценностного освоения действительности (А. Г. Здравомыслов, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, В. А. Ядов), концепция профессиональной физической культуры (С. С. Коровин, В. А. Кабачков).

Экспериментальной базой исследования выступили Оренбургское педагогическое училище № 2 и научно-исследовательская лаборатория института физической культуры Оренбургского государственного педагогического университета.

Исследования проводились поэтапно в течение 1995—2002 гг.

На первом этапе (1995—1997 гг.) анализировалось и обобщалось состояние разрабатываемой проблемы в теории и практике педагогики: были изучены литературные данные, нормативные документы и учебная документацияпроведены анкетный опрос и беседы с преподавателями физического воспитания педагогических училищполученные результаты были учтены в процессе дальнейших изысканий. Формировались методологические характеристики исследования. Проводился констатирующий педагогический эксперимент, позволивший выявить структуру профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования, разработать структурно-функциональную модель формирования профессиональной физической культуры студентов дошкольного отделения педагогических училищ и определить необходимые для ее реализации средства физической культуры. Проектировались педагогические условия, реализация которых в процессе профилированного физического образования студентов должна была обеспечить эффективное формирование у них профессиональной физической культуры в соответствии с выявленной структурой.

Использовались следующие методы исследования: теоретического анализа и обобщений, психолого-педагогической диагностики (хронометрирования, анкетирования, педагогических наблюдений и тестирования), педагогического эксперимента, медико-биологической и психофизиологической диагностики (определение физической работоспособности и морфофункционального состояния, физической подготовленностидинамометрия и кинематометрия), математико-стати-стического анализа эмпирических данных (вычисление статистической достоверности по Т-критерию Стьюдента, факторный анализ) и моделирования.

На втором этапе (1997—1999 гг.) осуществлён формирующий педагогический эксперимент в соответствии с научно-методическими положениями об экспериментальной работе в сфере образования (Б. А. Ашмарин, В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин). Основное содержание экспериментальной работы заключалось в проверке спроектированных педагогических условий, для чего они были реализованы в образовательном процессе педагогического училища. Диагностика сформированности отдельных компонентов профессиональной физической культуры осуществлялась в начале, середине и конце каждого учебного года.

На этом этапе основными были диагностические (психолого-педагогические, медико-биологические и психофизиологические) методы исследования, педагогический эксперимент и математико-стати-стический анализ эмпирических данных.

На третьем этапе (1999—2002 гг.) полученные результаты анализировались, обрабатывались и систематизировалисьформулировались частные и общие выводыразрабатывались и внедрялись в практику физического воспитания студентов дошкольных отделений педагогических училищ методические рекомендации для преподавателей. Осуществлялась подготовка текста и оформление диссертации.

Использовались методы исследования: анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, их математико-статистическая обработка.

Научная новизна исследования:

— выявлены профессиографические особенности профессиональной деятельности специалистов дошкольного образования, обусловливающие направленное использование ценностного потенциала физической культуры;

— разработана структура профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования, определены ее составляющие;

— обоснован комплекс педагогических условий направленного использования ценностей физической культуры в процессе формирования профессиональной физической культуры специалиста дошкольного образования.

Теоретическая значимость работы обусловлена:

— разработанностью структурно-функциональной модели направленного использования ценностей физической культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования;

— определением дидактических особенностей актуализации ценностного потенциала физической культуры в становлении профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования.

Практическая значимость исследования:

— определено программно-содержательное обеспечение образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования направленным использованием ценностей физической культуры;

— разработан и апробирован спецкурс «Физическое образование».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических положенийиспользованием системного, культурологического и лично-стно-деятельностного подходов к решению поставленной проблемыприменением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследованияподтверждается результатами экспериментальной работы, свидетельствующими об эффективности формирования профессиональной физической культуры педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная физическая культура является важнейшей качественной характеристикой личности дошкольного педагога и одним из основных показателей эффективности целостного процесса профессиональной подготовки специалиста дошкольного образования.

2. Основными компонентами профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования являются образовательный, аксиологический и психофизический, характеризующие сформи-рованность системы ценностных ориентаций личности на профессиональную деятельность и физическую культуру, состояние ее теоретической, физической, специально-двигательной и специальной личностной подготовленности к реализации функциональных обязанностей.

3. Комплекс профессиографических характеристик деятельности педагога дошкольного образования является доминирующим фактором в определении направленности педагогических воздействий ценностями физической культуры.

4. Целенаправленность и эффективность формирования профессиональной физической культуры педагога дошкольного образования достигается структурно-функциональным моделированием и программно-содержательным обеспечением процесса профилированного физического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы. Промежуточные и окончательные итоги изысканий неоднократно докладывались на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, на педагогических советах, заседаниях методических комиссий и на ежегодных научно-практических конференциях «День науки» Оренбургского педагогического училища № 2. Отдельные теоретические, экспериментальные и методические аспекты исследования обсуждались на городском (Оренбург, 2000) и областном семинарах по проблеме оздоровления учащейся молодежи (Оренбург, 2000), на внутривузовской (Оренбург, 2001), Всероссийской (Оренбург, 2002) и международных (Липецк, 2000; Нижний Новгород, 2000) научно-практических конференциях по проблемам образования.

Основные результаты теоретико-экспериментальной работы внедрены в образовательную практику Оренбургского педагогического училища № 2, легли в основу содержания спецкурса «Физическое образование» для студентов дошкольных отделений педагогических образовательных учреждений, отражены в семи научных и научно-методических публикациях автора.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, приложений и актов внедрения результатов исследования в практику.

Выводы по второй главе.

1. Основу моделирования процесса ПФО студентов дошкольного отделения средних педагогических образовательных учреждений составляет структурно-функциональный подход, предусматривающий выделение наиболее важных структурных компонентов и определение их функций для достижения социально и личностно значимого эффекта — сформированности интегрального состояния личности профессионала и компонентов ее ПФК. При этом основными системообразующими факторами структурно-функциональной модели ПФО являются социальная и личностная потребность в личности профессионала и его ПФК, функциональный потенциал физической культуры и ПФК, ПФО и свойственная ему физкультурная деятельность, основные компоненты ПФК личности студентов (как цель и конечный результат реализации процесса ПФО).

2. Основными методологическими требованиями к реализации модельного программно-содержательного обеспечения ПФО являются:

— реконструкция физической подготовки будущих педагогов дошкольного образования в соответствии с особенностями ПФО, предусматривающего профессиональное обучение, воспитание и развитие, профилирование традиционных и введение новых видов физкультурной деятельности, обеспечивающих становление профессионально важных двигательных и личностных потребностей и способностей;

— ориентация содержания ПФО на формирование модельных параметров структуры ПФК личности;

— внедрение системы контролируемых самостоятельных занятий, а также системы комплексного контроля;

— увеличение объема теоретической и физкультурно-методической подготовки на основе взаимообучения;

— дифференциация ПФО.

3. Сформированность образовательного, аксиологического и психофизического компонентов ПФК достигается соблюдением преимущественной направленности ППФД. Так, отдельные виды ППФД могут быть ориентированы на развитие гибкости, координации движений, чувствительности, быстроты, ловкости, скоростно-силовой подготовленностиповышение общей и специальной выносливости, силовой выносливости мышц спины, рук и ног, устойчивости к гипоксии, закаленностиразвитие настойчивости занимающихсяна формирование умений и навыков коллективных действий, взаимопомощи, сотрудничества, на формирование представления о характере движения в соответствии с его темпом и ритмом, на передачу состояния и настроения через движение, на пластичность и правильную осанку, терпеливостьна формирование системы отношений к профессиональной и физкультурной деятельности.

Влияние отдельных видов ППФД связано с повышением подготовленности к образовательной и профессиональной деятельности, с их положительным воздействием на интеллектуальный и эмоционально-чувственный компоненты личности будущего педагога. Теоретическая подготовка в структуре ПФО направлена на овладение теорией и методикой физической культуры, на становление ЦОЛ в сфере физкультурной деятельности, потребностно-мотивационной сферы, знаний и умений здорового образа жизни.

4. Становление психофизического компонента ПФК студентов прослеживается по результатам профессионально-прикладной физической и психомоторной подготовленности. Главным педагогическим условием формирования психофизического компонента является профилированная избирательность мер педагогических воздействий в отношении профессионально важных двигательных (физических) и психомоторных качеств, достигаемая за счет специально смоделированного дидактического и программно-содержательного обеспечения ПФО. Кроме того, к числу дополняющих и усиливающих условий формирования данного компонента ПФК следует отнести:

— использование значительных объемов специально разработанных комплексов физических упражнений в составе традиционных и нетрадиционных видов физкультурной деятельности, обеспечивающих срочное и избыточное воспитание профессионально важных двигательных и психомоторных способностей;

— внедрение и сопряженное использование наряду с традиционными нетрадиционных видов физкультурной деятельности, способствующих оптимизации психоэмоционального и функционального состояния в ходе овладения ценностями физической культуры;

— дифференциация ПФО в соответствии с личностными потребностями и способностями, что позволило за счет избыточного становления генетически обусловленных двигательных способностей в целом достигнуть высокого уровня их развития (в том числе и отстающих);

— широкое использование игрового и соревновательного методов, стимулирующих воспитание профессионально важных двигательных и психомоторных качеств.

5. Выявление динамики показателей ЦОЛ и ее отношений позволило судить о сформированности аксиологического компонента ПФК, который оказался статистически достоверно выше в опытных группах студентов. Этому, главным образом, способствовала переориентация традиционной физической подготовки на процесс ПФО и его целенаправленность на выявленные структурные компоненты (в частности, аксиологический) ПФК, что реализовывалось за счет следующих педагогических условий:

— направленности сопряженной двигательной деятельности и теоретической подготовки на ознакомление и восприятие системы общечеловеческих ценностей: обеспечение свободы выбора форм реализации ЦОД в ходе физкультурной деятельности;

— использования нетрадиционных видов физкультурной деятельности, усиливающих «включенность» личности в нее и обеспечивающих становление ЦОЛ;

— направленности физкультурной деятельности на становление системы профессионально важных личностных качеств, отражающих черты характера и отношения личностиусиление воздействия на по-требностно-мотивационную сферу студентов.

6. Образовательный компонент ПФК студентов отражен в показателях теоретической, специально-методической подготовленности. К числу основных педагогических условий его эффективного формирования относятся разработанность структурно-функциональной модели ПФО, его дидактическое и программно-содержательное обеспечение, дифференциация содержания ПФО. Эффективность указанных педагогических условий обусловлена соблюдением основных требований к их реализации. К этим требованиям относятся:

— увеличение объема теоретической подготовкиинтеграция его содержания со сведениями о человеке, получаемыми студентами при изучении различных дисциплин;

— подбор содержания физкультурной деятельности на основах непосредственного и опосредствованного «переноса навыка»;

— сопряженность теоретической подготовки и двигательной деятельностисоблюдение оптимальной этапности овладения содержанием сопряженной физкультурной деятельности;

— вовлеченность студентов в процесс взаимообучения во всех формах ПФО и на всех его этапахвыраженная направленность ПФО на становление физкультурно-методической подготовленности на основах субъектных отношений, самостоятельных занятий, системы контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существенным фактором решения проблемы обогащения и обновления общества, преобразования совокупности его материальных и духовных ценностей является совершенствование системы профессионального образования, в ходе которого достигается основная социально и личностно значимая цель — становление личности профессионала, сочетающего в себе общую культуру, социально значимые знания, высокую профессиональную подготовленность. Одной из основных характеристик личности специалиста является ПФК, отражающая сформированность специфической системы телесно-душевно-духовных начал личности, профессионально важных личностных и двигательных потребностей и способностей, готовность к высокоэффективной профессиональной деятельности.

Структура ПФК студента дошкольного отделения педагогического училища представлена образовательным, аксиологическим и психофизическим компонентами, каждый из которых отражает наличие и уровень развития специфических профессионально важных потребностей и способностей.

Образовательный компонент ПФК включает усвоенный социальный опыт (знания, умения, навыки) и достигнутый уровень осуществления психических процессов, необходимых для его успешного освоения. При его формировании решаются задачи приобретения будущими педагогами дошкольного образования знаний о месте и роли ПФК в повседневной жизни и профессиональной деятельности, умений и навыков, имеющих непосредственное отношение к процессу профессионального образования, совершенствования ощущений, восприятия, памяти, мышления, чувств и воли. Уровень сформированности образовательного компонента определяется по показателям теоретической, специально-профессиональной и физкультурно-методической подготовленности студентов.

Аксиологический компонент обобщает совокупность присвоенных ценностей ПФК и ценностей, связанных с социальной и профессиональной деятельностью, мотивы профессиональной и физкультурно-оздоровительной деятельности, направленность и отношения личности. При формировании этого компонента студентами приобретаются правильное отношение к собственному здоровью, способностям и знаниям, необходимым для физкультурного самосовершенствования и профессиональной деятельности, общая направленность личности и отдельные личностные качества и черты характера, определяющие успешность социально оправданного образа жизни, а также обеспечивается удовлетворение естественных человеческих и профессионально обусловленных психофизиологических, социальных, духовных и материальных потребностей. Уровень сформированности аксиологического компонента определяется по показателям ЦОЛ в сфере профессионально-прикладной и оздоровительной двигательной активности и отношений личности.

В психофизическом компоненте ПФК обобщены здоровье и психомоторные способности. Формирование данного компонента предполагает достижение будущими педагогами соответствующего требованиям профессиональной деятельности физического развития и высокой работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, приобщение к здоровому образу жизни, развитие профессионально важных психомоторных способностей. Уровень сформированности психофизического компонента определяется по показателям общей физической и психомоторной подготовленности.

Эффективность профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в большой мере обусловлена должным уровнем сформированности его ПФК по окончании обучения на дошкольном отделении педагогического училища. О достижении должного уровня сформированности ПФК будущими педагогами дошкольного образования свидетельствуют: ценностная ориентированность на общесоциальные и физкультурные ценности в связи с общесоциальной и профессиональной жизнью и деятельностьюсформированность профессионально важных личностных свойств и качеств, отражающих отношение личности к физической культуре, труду, людям, себе, Родинеподготовленность к трансляции ценностей физической культуры в ходе исполнения функциональных обязанностей педагога дошкольного образованиясформированность системы профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, двигательных и психомоторных качеств, имеющих профессиональную ценность. При этом достижение должного уровня сформированности ПФК оказывается наиболее вероятным при направленном использовании ценностей физической культуры в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

Методологическую основу процесса направленного использования ценностного потенциала физической культуры в обеспечении качественной образовательной деятельности учреждений профессионального образования составляет ПФО, обеспечивающее в ходе ППФД эффективное профессиональное становление учащейся молодежи. Основу модельного проектирования ПФО студентов дошкольного отделения педагогического училища составляют: социальная и индивидуальная потребность в личности педагога-профессионалафункциональный потенциал ценностей физической культуры в преобразовании студента в профессионалаПФО как наиболее эффективный процесс трансляции ценностей физической культуры в содержание личностидидактическое обеспечение ПФО в отношении направленного использования ценностей физической культуры с целью становления характерных компонентов ПФК. При этом эффективность формирования ПФК будущих педагогов дошкольного образования обеспечивается использованием всего функционального потенциала ПФО (средств, принципов, методов и форм организации образовательной деятельности студентов).

Следствием действенности модельного режима ПФО и его программно-содержательного обеспечения является более отчетливый прирост ряда важнейших показателей сформированности ПФК студентов опытной группы по сравнению со студентами контрольной группы. Показатели специально-методической подготовленности у студентов опытной группы оказались выше на 12,4%, специально-двигательной подготовленности на 10,2%, ЦОЛ в сфере профессионально-прикладной и оздоровительной двигательной активности на 30,2%, отношений личности на 11,4%, психомоторной подготовленности на 11,6% (Р> 0,05).

К основным педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования ПФК студентов — будущих педагогов дошкольного образования, — можно отнести: разработанность структуры ПФК, а также структурно-функциональной модели ПФО, его программно-содержательного обеспечениянаправленность использования ценностей физической культуры в единстве профессионального обучения, воспитания и развитиядифференциацию ПФО при усилении его ценностно ориентированной физкультурно-методической направленности.

Данное исследование не исчерпывает все возможности решения проблемы формирования ПФК будущих педагогов дошкольного образования. В дальнейшей приоритетной разработке нуждаются вопросы расширения и уточнения содержания комплекса эффективных видов ППФД, выявления сравнительной эффективности отдельных форм и методов ПФО, подбора и разработки новых эффективных методик экспресс-диагностики уровня сформированности отдельных компонентов ПФК, разработки технологии оперативной коррекции процесса ПФО за счет повышения эффективности обратной связи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Б., Волкова 3. А., Гуревич Е. Б., Измеров Н. Ф., Латушкина В. Б., Лебедева Н. В., Родионова Г. Г. Социально-гигиенические аспекты гигиены труда // Руководство по гигиене труда / Под ред. Н. Ф. Измерова. — М.: Медицина, 1987. — С. 6—68.
  2. А. В. Себя преодолеть. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
  3. Н. А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. —С. 19—20.
  4. . Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1967. — Вып. 2. —С. 4—21.
  5. В. А., Беляев И. А., Стрелец Ю. Ш. Философия: Краткий словарь-пособие. — Оренбург: ОГУ, 2000. — 82 с.
  6. И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — М.: Медицина, 1979. — 195 с.
  7. П. А. Йога пранаяма (дыхательная гимнастика). — Ростов-на-Дону: РГУ, 1990. — 46 с.
  8. П. А. Школа йоги: Восточные методы психофизического совершенствования. — Минск: Полымя, 1991. — 155 с.
  9. Р. Ф., Басаргина Л. А., Малышева А. Е., Репин Г. Н., Шлейфман Ф. М. Производственный микроклимат // Руководство по гигиене труда / Под ред. Н. Ф. Измерова. — М.: Медицина, 1987.— С. 91—132.
  10. Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах. — Киев: Рад. шк., 1986. — 200 с.
  11. М. М., Бойко В. С., Гуревич С. С., Муравов И. В. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. — Киев: Здоровья, 1983. — 248 с.
  12. Э. В. Современные проблемы и перспективы профессиональной педагогики // Актуальные проблемы непрерывного образования. — СПб.: Образование, 1995. — С. 102—110.
  13. С. Ю. Личность учителя физической культуры и условия ее формирования в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Одесса, 1973. — 19 с.
  14. В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7. — С. 23.
  15. В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровье, 1987. — 224 с.
  16. В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995. № 4. — С. 2—7.
  17. Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. — М.: Академия, 1998. — 176 с.
  18. С. Я. О всеобщем профессиональном образовании // Советская педагогика. — 1991. — № 6. — С. 66—70.
  19. С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. — М.: Просвещение, 1988. — 212 с.
  20. С. Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. — М., 1974. — 398 с.
  21. В. В. Задачи и содержание прикладной физической подготовки учащихся профтехучилищ // Физическое воспитание учащихся профтехучилищ. — М., 1968. — С. 5—8.
  22. А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Ч. 1. — Екатеринбург: УрГПИ, 1992. — 73 с.
  23. Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. — Л.: Медицина, 1977. — 160 с.
  24. И. А. К экзистенциальному пониманию пошлости: Социокультурная действительность и способности человека // Мудрость бытия и пошлость быта. — Оренбург: Оренбургский филиал УрАГС, 1999. — С. 14—24.
  25. И. А. О становлении способностей человека // Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности. — Оренбург: О ГУ, 1997. — С. 61—66.
  26. И. А. Применение элементов хатха-йоги и аутогенной тренировки в физическом воспитании учащейся молодежи. — Оренбург: ОГПИ, 1993. — 33 с.
  27. И. А. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся медицинских училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1994. — 19 с.
  28. Ф. В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — М., 1988. — 126 с.
  29. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИПО, 1995. — 335 с.
  30. М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
  31. А. X. Псевдопроблема или реальная программа действий // Вестник высшей школы. —- 1989. — № 6. — С. 46—48.
  32. Л., Марков В. Профессионално-приложна насоче-ност на обученнето по физическа култура в СПТУ // Вопросы на физи-ческата култура. — 1989. — № 7. — С. 18—22.
  33. И. Н. Валеология — наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  34. П. В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. — СПб., 1994. — С. 123—124.
  35. П. В., Евдокимов О. М., Унесталь J1. Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 8. — С. 57—63.
  36. JI. В., Короткое И. М. Подвижные игры. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с.
  37. В. С., Куценко Г. И. Эргономическая оценка рабочих мест и поз // Труд и здоровье медицинских работников. — М.: Медицина, 1985. — С. 39—54.
  38. Д. Строительство тела по системе Джо Вейдера. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 112 с.
  39. В. Г. Физическая культура индийских йогов. — Минск: Полымя, 1982. — 144 с.
  40. Ю. В. Основы специальной физической подготовки. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  41. М. Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах // Теория и практика физической культуры. — 1978. — № 6. — С. 44—47.
  42. М. Я., Ильинич В. И. Физическая культура работников умственного труда. — М.: Знание, 1987. — 96 с.
  43. М. Я., Литвинов Е. И. Формирование мотиваци-онно-ценностных ориентаций учащихся на занятиях физической культурой // Физическая культура в школе. — 1990. — № 2. — С. 2—7.
  44. М. Я., Сафин Р. С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов. — М., 1980. — 104 с.
  45. А. П. В поисках концепции // Вестник высшей школы. — 1989. — № 6. — С. 48—50.
  46. А. И., Субботин Ю. К., Чикин С. Я. Путь к здоровью. — М.: Знание, 1990. — 160 с.
  47. А. Н., Сорокин Ю. Н. Анатомия силы. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 176 с.
  48. В. М. Введение в специальность. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 119 с.
  49. П. Я. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. ст. / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. — М.: МГУ, 1972. —262 с.
  50. Гимнастика и методика её преподавания / Под ред. Н. К. Меньшикова. — СПб.: РГПУ, 1998. — 463 с.
  51. К. Влияние концепции культуры на концепцию человека// Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. — СПб.: Университетская газета, 1997. — С. 135.
  52. М. А., Бальсевич В. К., Тимошин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 5—6. — С. 24—32.
  53. Ф. Н. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965.— 260 с.
  54. Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. — М.: Медицина, 1975. — 401 с.
  55. М. Ф., Саноян Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 288 с.
  56. JI. С., Заргаров В. А., Скобов К. М. О согласовании звеньев системы образования // Вестник высшей школы. — 1989. — № 6. — С. 48—50.
  57. А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. — М.: Просвещение, 1985. — 335 с.
  58. А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 375 с.
  59. К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. — Минск: Полымя, 1982. — 143 с.
  60. Л. В., Линчевский Э. Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. — Л.: Медицина, 1979. —166 с.
  61. А. М. Обработка статистических данных методом главных компонент. — М.: Статистика, 1978. — 135 с.
  62. П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1996. — 42 с.
  63. Ю. Д. В новых условиях — новая программа // Физическая культура в школе. — 1987. —№ 10. — С. 29—33.
  64. В. И. Социально-педагогические основы производственной физической культуры: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 50 с.
  65. В. М. Предисловие к русскому переводу // Окунь Я. Факторный анализ: Пер. с польск. — М.: Статистика, 1974. с. 5—9.
  66. В. М., Мучник И. Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. — М.: Статистика, 1976. — 152 с.
  67. . И. О содержании основных понятий теории и методики ГТПФП // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 9. — С. 44—46.
  68. . И. Профессионально-прикладная физическая подготовка // Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. 2.—С. 71—88.
  69. Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки / Под общ. ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 1994.— 368 с.
  70. В. М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 152 с.
  71. В. М. Осторожно: статистика // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 2. — С. 52—55.
  72. В. М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 199 с.
  73. А. Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. — М.: Медицина, 1991. — 220 с.
  74. Ю. М. Йоги и здоровье. Практическое руководство. — М.: ММПШ, 1991. —220 с.
  75. О. А. Формула красоты. — М.: Советский спорт, 1990. —48 с.
  76. В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка // Физическое воспитание / Под ред. А. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. — М.: Высшая школа, 1983. — С. 318— 342.
  77. В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: Научно-методические и организационные основы. — М.: Высшая школа, 1978. — 144 с.
  78. В. И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 3. — С. 13—15.
  79. Информационно-поисковая система «Профессиография» / О. И. Галкина, Р. Д. Каверина, Е. А. Климов, С. А. Левцева, Е. Н. Пу-зыревская, И. П. Титова. — Л.: ЛГУ, 1972. — 304 с.
  80. Истоки. Базисная программа развития дошкольника. Концепция. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца- Московский департамент образования, филиал МИПКРО (Центр инноваций в педагогике), 1995. — 35 с.
  81. М. Г. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в школе. — Пермь, 1987. — 78 с.
  82. В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка // Программа физического воспитания учащихся учебных заведений ПТО. — М., 1977. — С. 67—85.
  83. В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. — М.: Высшая школа, 1982. — 176 с.
  84. В. А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М.: ВНИИФКС, 1996. — 63 с.
  85. В. А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. — М.: Высшая школа, 1991, —222 с.
  86. Р. Д. Воспитатель дошкольного учреждения // Мир профессий: Человек — человек. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 17—20.
  87. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. — 286 с.
  88. Е. П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 7. — С. 10—13.
  89. В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  90. Г. К., Виленский М. Я., Павлова Л. В. Факторы, определяющие отношение студентов к физическому воспитанию // Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя. — М.: МГПИ, 1982. — С. 147—173.
  91. И. Д., Халдеева Л. Ф. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М.: Медицина, 1977. — 168 с.
  92. К. Н. Педагогические основы производительного труда. — М.: Высшая школа, 1987. — 359 с.
  93. В. Е. Культура // Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — М., Бишкек, Екатеринбург: Одиссей, 1996. —С. 255.
  94. А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985. —271 с.
  95. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996. — 188 с.
  96. Е. А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1988. — 350 с.
  97. Е. А. Психология профессионала. — М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 400 с.
  98. Е. А., Чистякова С. Н. Основы производства. Выбор профессии. Ч. 2. Выбор профессии / Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. — М.: Просвещение, 1987. — 64 с.
  99. А. И., Мельник JI. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. — 1986. —№ 2. —С. 79—85.
  100. В. П. Основные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам массовой физической культуры на 1991—1995 гг. // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 1. — С. 5—7.
  101. Д. М. Основы теории творчества. — Екатеринбург: УрГПУ, 1993. —77 с.
  102. Концепция непрерывного образования // Народное образование. — 1989. — № 10. — С. 3—12.
  103. Концепция общего и среднего образования // Учительская газета. — 1988. — 23 августа.
  104. А. И. Проблемы познания макромира. — М.: Мысль, 1978. —91 с.
  105. С. С., Беляев И. А., Костенок П. И., Ворошнин В. П. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры. — Челябинск: Факел, 1996. — 104 с.
  106. С. С., Сысоев Д. Н. Профессионально-прикладная физическая культура в системе непрерывного образования учащейся молодежи. — Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. — 50 с.
  107. С. С., Фомин Н. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сферы обслуживания. — Оренбург, 1991. — 109 с.
  108. С. С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. — 184 с.
  109. С. С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Авто-реф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1997. — 49 с.
  110. С. С., Беляев И. А. Методологические основы подбора прикладных видов спорта в профилированном физическом воспитании. — Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. — 21 с.
  111. С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. — 259 с.
  112. И. М. Подвижные игры в занятиях спортом. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 120 с.
  113. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. —431 с.
  114. Д. Н., Мойкин Ю. В., Побережская А. С., Тхорев-ский В. И. О значении и некоторых проблемах физиологической оценки рабочей позы при умственном труде // Физиологические характеристики умственного труда. — М.: Медицина, 1969. — С. 71.
  115. Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.—Л.: ЛГУ, 1967. — 181 с.
  116. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя: В помощь лектору. — Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  117. . В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 216 с.
  118. К. Аэробика для хорошего самочувствия. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  119. Ч. Проблемы непрерывного образования // Вестник высшей школы. — 1988. — № 1. — С. 88—91.
  120. Т. Н. Карта личности // Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 238—250.
  121. Л. И. Хатха-йога для детей: Кн. для учащихся и родителей. — М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
  122. Г. Н. Результаты применения аутогенной тренировки в учебном процессе со студентами // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 16—17.
  123. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  124. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: АПН РСФСР, 1951.—Т. 1.
  125. X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности: Пер с нем. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 135 с.
  126. Ю. П. Слово о здоровье. — М.: Советская Россия, 1986. — 192 с.
  127. Т. С. Ритм + пластика. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 160 с.
  128. . Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  129. В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. — Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
  130. . Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  131. А. В. Средства для организованных и самостоятельных занятий // Массовая физическая культура в вузе. — М.: Высшая школа, 1991. — С. 99—127.
  132. Р. Н. Человеческий фактор: проблемы физической подготовки специалиста на этапе ускорения НТР // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 11. — С. 37—41.
  133. Н. Н., Суворов Г. А., Шкаринов JI. Н. Шум, вибрация, ультраинфразвук // Руководство по гигиене труда / Под ред. Н. Ф. Измерова. — М.: Медицина, 1987. — Т. 1. — С. 168—205.
  134. В. А. Субъективные факторы, влияющие на формирование активного отношения студентов к спорту // Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя. — М.: МГПИ, 1982.— С. 174—182.
  135. JI. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 7. — С. 42—47.
  136. Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания- теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладной физической культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  137. Е. В. Патологическая физиология охлаждения человека. — Л.: Медицина, 1975. — 216 с.
  138. В. М., Ямпольский Л. Т. Психология личности // Психология / Под ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987.— С. 71—107.
  139. В. М. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи. — Курган: Изд-во КГУ, 2001. —232 с.
  140. Е. А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. — М., 1974. — С. 44—53.
  141. . Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  142. Мир детства: Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой- Отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1987. — 256 с.
  143. Мир профессий: Человек — человек / Сост. Р. Каверина. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 84 с.
  144. Э. И., Иванов Ю. Н. Ритмическая гимнастика. — М., 1987. —45 с.
  145. И. Н., Малов С. JI. Психология производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 207 с.
  146. И. В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 6. — С. 6—8.
  147. И. В. Физическая культура в режиме труда и ускорения социально-экономического развития страны // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 8. — С. 4—7.
  148. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  149. А. Л. Гипертоническая болезнь и атеросклероз. — М.: Медицина, 1975. — 342 с.
  150. В. Э. Гимнастика для мозга. — М.: Советская Россия, 1975.— 128 с.
  151. Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 224 с.
  152. Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  153. Ю. В. Аутотренинг + физкультура. — М.: Советский спорт, 1989. — 44 с.
  154. Л. Н., Якубовская А. Р. Состояние и перспективы развития производственной физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 8. — С. 5—7.
  155. Я. Факторный анализ: Пер. с польск. — М.: Статистика, 1974. —200 с.
  156. И. И. Профессиональная направленность физического воспитания учащихся ССУЗов строительного профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: МОПИ, 1986. — 24 с.
  157. В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование — приоритетное направление науки // Советская педагогика. — 1989. — № 2, — С. 86—90.
  158. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязю-на. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  159. Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А. А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
  160. И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. — М.: АН СССР, 1949. — 474 с.
  161. Н. В., Попов В. Ф., Шиленко Ю. В. Здоровье — социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. — 236 с.
  162. А. Г., Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. В. С. Лобзина. — Л.: Медицина, 1980. — 272 с.
  163. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  164. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. — М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  165. А. В. Способности // Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — С. 439—462.
  166. В. А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Краснодар: КГАФК, 1999.— 46 с.
  167. Д. В. Религиозное самоопределение человека в контексте культуры // Философия самоопределения. — Оренбург: ОГУ, 1996.—С. 41—70.
  168. В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 286 с.
  169. К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
  170. С. А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты). — М.: Медицина, 1989. — 160 с.
  171. С. А., Старцева И. Д. Физкультура и профессия. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 160 с.
  172. И. Н. Йога делового человека. — Минск: Полымя, 1991. —208 с.
  173. Н. И., Рейзин В. М. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 9—10. — С. 8—10.
  174. В. А. Человек в мире спорта: Проблемы становления личности. — М., 1994. — 118с.
  175. В. В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. — М.: Высшая школа, 1979. — 125 с.
  176. А. А. Зависимость некоторых болезненных состояний от рабочей позы // Социальные, гигиенические и организационные аспекты здоровья населения. -— Рига: РМИ, 1980. — С. 36—38.
  177. Профессиональная педагогика. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  178. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриев, J1. И. Коренева и др.- Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 1991. — 152 с.
  179. Психология / Под ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367 с.
  180. Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. — М.: Высшая школа, 1985. — 138 с.
  181. А. В. Психодиагностика спортивных способностей. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 216 с.
  182. С. JT. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.
  183. JI. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. — М.: Просвещение, 1984. — 147 с.
  184. Руководство по физиологии труда / Под ред. 3. М. Золиной, Н. Ф. Измерова. — М.: Медицина, 1983. — 528 с.
  185. В. Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). — М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. — 113 с.
  186. И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя. — М.: Педагогика, 1983. — 248 с.
  187. Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М.: ВНИИФК, 1999. — 34 с.
  188. В. П. О дифференцированном подходе к оценке напряженности умственного труда // Физиология труда: Тез. докл. 7-й Всесоюз. науч. конф. по физиологии труда. — М., 1973. -— С. 332—334.
  189. Спортивная гимнастика / Под ред. Ю. К. Гавердовского. В. М. Смолевского. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 327 с.
  190. П. С. Физическая культура и спорт в условиях ускорения социально-экономического развития страны // Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 1. — С. 5—6.
  191. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  192. М. С. Уроки физической гармонии. — М.: Молодая гвардия, 1983.
  193. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1979. — 360 с.
  194. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  195. . М. Способности и одаренность // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. — Т. 2. — М., 1941. — С. 3—56.
  196. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
  197. Уайт J1. А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997.— С. 28.
  198. Учителю о педагогической технике / Под ред. J1. И. Рувинско-го. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  199. В. С. Управление движениями в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.
  200. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  201. В. В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Майкоп, 2000. — 36 с.
  202. В. П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследований в спорте / Под ред. В. П. Филина. — Харьков: Основа, 1994.— 132 с.
  203. В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 225 с.
  204. Н. А., Дракова Д. К. Биологические и социальныепредпосылки человеческого фактора. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 17 с.
  205. Хан А. Н. Теория урока физической культуры. — Саратов, 1989. —55 с.
  206. И. Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  207. Д. Учение о тренировке. — М.: Физкультура и спорт, 1971, —328 с.
  208. Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  209. Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
  210. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982. — 123 с.
  211. Г. X., Шлейфман Ф. М. Гигиена производственного микроклимата. — Киев: Здоровье, 1977. — 135 с.
  212. А. Культуризм для всех // Сила и красота. — М.: Титан, 1992. —С. 171—211.
  213. В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1997. — 192 с.
  214. И. Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1985. — 32 с.
  215. В. П. Об усилении экономической функции физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 10. —С. 8—10.
  216. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4.
  217. Эргономика / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольско-го. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988, — 184 с.
  218. Т. П., Васюк В. Е., Буланов В. А. Тренажеры в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 320 с.
  219. В. Г. Игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 1975.— 158 с.
  220. Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. — Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  221. Н. В. Шейпинг: ритм плюс атлетизм // Физическая культура в школе. — 1991. — № 7. — с.42.
  222. Е. М., Moore В. N. Stress of hospital personnel // Med. J. Austr. — 1975. — V. 2. — P. 765—767.
  223. Babbs F. W. A design layout method for relating seating to the occupant and vehicle // Ergonomics. — 1970. — V. 22. — № 2. — P. 227— 234.
  224. Bugard P. Etude hormonale et metabolique de la fatigue. Personal volant a bard d’avions interconti nentaux // Ann. Endocr. — 1961. — V. 22. — P. 1008—1016.
  225. Dave R. H. Lifelong education and school curriculum. — Hamburg, 1973. —P. 14—25.
  226. Dench J. Are you sitting comfortably? // Nurs. Times. — 1974. — V. 13. —P. 922—923.
  227. Heinzel P., Heinzel U., Possiger M. Psychische Beanspychung bei Beruflicher Tatigkeit im Konsumgutereinzel Handel // Z. Jes. Hyg. — 1979. — Bd. 25. — № 12. — S. 881—884.
  228. Janne H., Roggemans M. L. Tendances nouvelles en matiere d’education des adultes: an niveau des conceptions et des dernieres realisations empiriques. — Paris, 1971. — P. 39.
  229. Kondorset J.A. Projekt organizacji wychowania publicznedo / Opra cowanie B. Suchodolskiego. — Warszawa, 1948. — S. 35—41.
  230. Soula C., Scherrer J., Moynier R. et al. Aspects musculaires, senso riels, psychologiques et sociaux de la fatique // Arch. Mai. Prof. — 1961. — V. 22. —P. 419—445.
  231. Scholich M. Kreistraining. — Berlin: Sportverlag, 1988. — 255 s.
Заполнить форму текущей работой