Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Невербальные средства в деловом общении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Невербальный язык, т. е. мимика, жесты, поза, взгляды, рукопожатия, взаимное расположение партнеров по общению в пространстве, играет важную роль в коммуникации, являясь носителем определенного смысла, который может по-разному прочитываться или интерпретироваться в процессе коммуникации. В последнее время значительно возрос интерес к изучению форм невербального поведения, связанных… Читать ещё >

Невербальные средства в деловом общении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Невербальный язык, т. е. мимика, жесты, поза, взгляды, рукопожатия, взаимное расположение партнеров по общению в пространстве, играет важную роль в коммуникации, являясь носителем определенного смысла, который может по-разному прочитываться или интерпретироваться в процессе коммуникации. В последнее время значительно возрос интерес к изучению форм невербального поведения, связанных с функционированием разных подсистем или разных невербальных кодов. К невербальным средствам языка относятся прежде всего кинесика — разнообразные движения тела, в первую очередь мимика и жесты, такесика — тактильные контакты (рукопожатия, похлопывания, поглаживания, поцелуи и т. п.) и проксемика — пространственное расположение или пространственная организация коммуникативного акта.

Кинесика (от греч. kinesis — движение).

  • 1. Наука, изучающая совокупность телодвижений — выразительных жестов, участвующих в человеческом общении, за исключением движений речевого аппарата.
  • 2. Под кинесикой понимается раздел паралингвистики, занимающийся изучением коммуникативной семантики, а также и сами эти средства — выразительные жесты, мимика, позы[1].

Проксемика (от фр. proxemique; лат. proximate — приближаться) — учение о способах структурирования пространства в человеческом межперсональном общении.

Такесика — невербальное общение людей с помощью прикосновениий (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т. д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением[2].

Некоторые ученые понимают невербальные коды более широко, включая в их список такие подсистемы, как: 1) вокалика (акустические особенности голоса); 2) хрономика (отношение ко времени); 3) артефакты (аксессуары, одежда), 4) ольфактика (запахи)[3]. Но наибольшее внимание в деловом общении уделяется жестам, мимике, рукопожатиям и соблюдению определенной дистанции при взаимном расположении партнеров.

Невербальные знаки могут быть произвольными (бессознательными) и непроизвольными (осознанными). Так, например, реакции на приятные, неожиданные или неприятные известия выражаются в соответствующей мимике: приятное вызывает радость, у человека блестят глаза, он улыбается, брови слегка подняты вверх; от неожиданности широко раскрываются глаза, рот приоткрыт, нижняя челюсть слегка опущена; в состоянии гнева обычно нахмурены брови, приподняты крылья носа, видны сжатые зубы, губы напряжены и раздвинуты. Безусловно, человек может и должен контролировать свое эмоциональное состояние и, следовательно, невербальное поведение, но, как показывают исследования, существует ряд базовых эмоций (радость, страх, удивление, печаль, гнев), которые обусловлены психофизиологическими факторами и в разных культурах выражаются сходным образом. К бессознательным невербальным знакам можно отнести и некоторые индивидуальные жесты человека, такие как, например, потирание носа или уха, игра с очками или каким-либо другим предметом, щелканье пальцами. Жесты такого рода можно сравнить с так называемыми пустыми словами (словами-паразитами), которые не несут никакой смысловой нагрузки, но мешают спокойному выражению мысли. И если пустые слова могут заполнять паузы, возникающие в результате обдумывания высказывания, то жесты-паразиты, как правило, свидетельствуют о неуверенности или волнении говорящего, о его неумении контролировать свое состояние во время общения.

Знание правил невербального общения и умение понимать язык жестов представляется очень важным для деловых людей, так как значительная часть вербальной информации, функционируемой в процессе деловых коммуникаций, может быть скорректирована и уточнена в результате правильного прочтения невербальных знаков.

  • [1] Нелюбин Л. Л. Толковый переводоведческий словарь. 3-є изд., перераб. М.: Флинта: Наука, 2003.
  • [2] Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения. М.: Феникс, 2004.
  • [3] Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2006. С. 79.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой