Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Язык и речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Элементы системы могут быть свободно избраны говорящим, но этот выбор значим, т.к. в зависимости от него изменяется содержание высказывания (Peter beats Jack/ Jack beats Peter). В приведенной фразе нельзя ставить оба существительных перед глаголом, даже если смысл был бы ясен: англичане так не говорят (Peter Jack beats). Языковая норма есть установленная в данном языке форма выражения… Читать ещё >

Язык и речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Грамматика изучает соответствующие языковые факты не только на уровне языка-системы, но и на уровне речи, в их реализации.

В языке, как организованной совокупности элементов, различают две стороны: систему/структуру и норму.

Система представляет собой целостную совокупность элементов, структура — определенную внутреннюю организацию этой совокупности. Понятие системы делает упор на совокупности, множестве элементов; понятие структуры — на устойчивых связях внутри объекта. Исследовать языковое явление в структурно-системном плане значит: а) определить набор (инвентарь) элементов, образующих систему, б) выявить внутренние отношения и связи между этими элементами, их иерархию, а также пути образования новых элементов. (Система времен английского языка: в системе индикатива три оппозиции — настоящее — прошедшее — будущее, затем определяются значения, противопоставляющие различные формы (continuous / perfect, present perfect/past perfect и т. п.)).

Языковая норма есть установленная в данном языке форма выражения грамматической категории. Сложное прошедшее время имеет структуру вспомогательный глагол + причастие прошедшего времени (have broken, а не have broke).

Элементы системы могут быть свободно избраны говорящим, но этот выбор значим, т.к. в зависимости от него изменяется содержание высказывания (Peter beats Jack/ Jack beats Peter). В приведенной фразе нельзя ставить оба существительных перед глаголом, даже если смысл был бы ясен: англичане так не говорят (Peter Jack beats).

Ни система, ни норма не обладают абсолютной жесткостью. Языковая система асимметрична. Слишком жесткая система усложнила бы выбор слов и форм в процессе общения.

У речи имеется также два аспекта: общая речь (норма речи, узус) и индивидуальная речь. Использование в речи языковых форм предполагает их определенный отбор, иногда и некоторое изменение. Однако отбор этот делается не всегда индивидуально, люди исходят из определенных установок, ибо для того чтобы хорошо владеть языком, недостаточно знать формы и конструкции, нужно знать закономерности использования их в ситуациях контекста. Узус — предпочтительный выбор из грамматически возможных форм данного языка. Например, говорящий по-английски чаще избирает личную форму, говорящий по-русски — безличную (I'm afraid, I’m bored /мне страшно, мне скучно) (Ты имеешь брата? Русский скажет: У тебя есть брат?, а англичанин в обоих случаях употребит глагол have или конструкцию have got):(Have you got a brother? Have you got the opportunity?).

Итак, грамматика имеет двоякую цель: объяснение законов организации языка и вместе с тем механизмов речи, то есть правил выбора языковых элементов при формировании высказываний — коммуникативных единиц. Соблюдение норм делает речь правильной, соблюдение узуса (нормы речи) делает речь аутентичной, то есть человек, изучающий иностранный язык, говорит так, как сказал бы в данной ситуации носитель языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой