Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проза С. Д. Кржижановского: Проблемы поэтики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Напомним однажды уже цитированные слова Кржижановского из «Поэтики заглавий»: «Один автор — одно и заглавие: и если история писателя обычно говорит не о смене тем, а об эволюции единой, многообразно проявле-ной темы, — то и хронологический перечень заглавий, принадлежащих одному перу, большей частью показывает, в сущности, единое заглавие, данное лишь в разных возрастах своей жизни. И разные… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. Повествовательная структура текста С. Кржижановского
  • 1. Система отношений автор — повествователь — герой
  • 2. Автор — читатель: вариативность рецепции текста
  • 3. Категория сюжета в прозе Кржижановского: сюжетная структура как смыслопорождающий механизм текста
  • 4. Лингвостилистический аспект прозы Кржижановского
  • II. Металитературные аспекты творчества С. Кржижановского
  • 1. Динамика взаимодействия литературного и литературно-критического аспекта творчества С. Кржижановского
  • 2. Металитературные аспекты прозы Кржижановского
  • 3. Знаковость мира С. Кржижановского
  • III. Пространственно-временная организация текста С. Кржижановского
  • 1. Смысл пространства и пространство смысла
  • 2. Пространство времени
  • 3. «Материализованное» время. (Пространственные координаты времени в текстах С. Кржижановского.)

Проза С. Д. Кржижановского: Проблемы поэтики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С момента публикации первой книги С. Д. Кржижановского (1887 — 1950) прошло почти 9 лет, его проза переведена в Германии и Франции. Все те, кто так или иначе упоминал имя писателя Кржижановского, согласны в том, что это фигура яркая и, безусловно, заслуживающая пристального внимания. Однако помимо журнальных публикаций рубежа 80−90-х годов на сегодняшний день нам известна только одна литературоведческая работа, посвященная творчеству данного автора — статья В. Н. Топорова «Минус-пространство Сигизмунда Кржижановского». В центре внимания исследователя — «уникальное индивидуальное пространство, которое впервые в русской литературе было найдено и обозначено именно Кржижановским» (Топоров 1996, с. 497). (Подробнее об этой работе говорится в III главе диссертации.).

Таким образом научная актуальность данной работы обусловлена необходимостью определить место писателя С. Кржижановского в контексте истории русской литературы первой половины XX века.

Тема диссертации обозначена как «Проза Сигизмунда Кржижановского: проблемы поэтики». Основные цели и задачи исследования: в ходе анализа произведений данного автора выявить основные константы стиля, образующие неповторимый художественный мир этого писателя (по принципу: формулы почерка = формулы миропонимания).

Помимо корпуса текстов Кржижановского, опубликованных на сегодняшний день (см. библиографию), использованы материалы архива писателя, хранящиеся в РГАЛИ. Основной фактографической опорой нам послужили статьи В. Г. Перельмутера.

Методологической основой работы являются исследования отечественных и зарубежных теоретиков структурализма и постструктурализма (Ю. М. Лотма-на, Ю. Левина, Б. Успенского, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Дерриды), теоретиков нарратологии (Ж. Женетта, М. Риффатерра, С. Чэтмана и др.), а также работы А. Бергсона, посвященные проблеме времени.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что в научный оборот вводится имя писателя, чье творчество до сих пор является практически неизученной страницей русской литературы первой половины XX века. Исследование произведений С. Д. Кржижановского позволяет не только расширить, но и углубить наше представление о закономерностях литературного процесса в 20−30 годы XX века.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке лекционных и практических курсов по истории русской литературы XX века.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, отправной точкой нашего исследования было предположение о том, что проза С. Кржижановского — пример едва ли не самой высокой степени внутрилитературной рефлексии в русской литературе первой трети XX в.

Подведем некоторые (конечно же, предварительные и не могущие быть окончательными) итоги проявления этой рефлексии.

1. Структура текстов Кржижановского направлена на создание неод-нопланового повествования. Подобный тип повествования, с одной стороны, обнаруживает неоднозначность авторской позиции, с другой стороны предполагает варианты читательской интерпретации одного и того же текста.

Смысловым ядром произведения является сюжет, при помощи которого осуществляется движение авторской мысли, развертывание той или иной рефлексивной конструкции. Поэтому герой Кржижановского — всегда его своеобразный двойник, одно из воплощений авторской мысли.

2. Высокая степень авторефлексивности текстов Кржижановского ведет к тому, что «формальные» стороны литературного произведения (категория сюжета, индивидуальные особенности стиля) не просто акцентируются, а превращаются в смыслопорождающий механизм текста.

3. Человек в мире Кржижановского — это человек «знакопроизводящий» и «знакопотребляющий». Для писателя мир, в котором мы живем, порождается словом. Представление человека о «действительности», возможности познания жизни напрямую зависят от логики того языка, на котором он мыслит. Человек имеет право на выбор той или иной логической системы. Подлинная (высшая) свобода человека в нашем несвободном мире, по Кржижановскому, — это свобода языка и свобода внутри языка.

4. Для писателя не существует понятия «реальности вообще». Он признает лишь реальность преломленную, пропущенную сквозь сознание.

Мир Кржижановского — это всегда «мир, вынутый из собственного глаза», чему свидетельство — временная модель текстов Кржижановского, демонстрирующая разнообразные «варианты реальности» .

Напомним однажды уже цитированные слова Кржижановского из «Поэтики заглавий»: «Один автор — одно и заглавие: и если история писателя обычно говорит не о смене тем, а об эволюции единой, многообразно проявле-ной темы, — то и хронологический перечень заглавий, принадлежащих одному перу, большей частью показывает, в сущности, единое заглавие, данное лишь в разных возрастах своей жизни. И разные заглавные строки из-под одного пера, помещенные одна над другой, будут вести глаз, как и поперечены лестницы, к завершающей формуле-заглавию, в знаках которого затиснута вся стилистика и все мышление данного писателя» (Кржижан. 1931, с. 17). Эту же мысль писатель сформулировал предельно лаконично, выразив её одной фразой: «Художник — это человек об одном». О чем же всю свою жизнь размышлял и писал Кржижановский? При всём «многотемье» его прозы (а это настоящий фейерверк сюжетов, мыслей, образов) можно назвать главного «героя» произведений нашего автора — «это Мысль, живая человеческая мысль, оживающая, падающая, поднимающаяся, колеблющаяся, но всегда обращенная к свету» (А. Г. Бовшек, см.: ВМ, с. 516). («Мыслить — это расходиться во мнении с самим собой» — Кржижановский.).

Кржижановский свой «выбор между Кантом и Шекспиром» в пользу последнего объяснял тем, что «когда человек подмечает смешную сторону познания истины, он забрасывает свой философский участок и подает апелляцию на понятия суду образов» .* «Смешная сторона познания истины» — в этих словах, по сути, отказ от поиска абсолюта, то есть какой-то одной, непререкаемой истины. Мир не разложишь по полочкам, всегда найдется что-то, что нельзя объяснить формальной логикой рассудка, «и вообще, после каждого основного, остается некое.

Замятин признаком живой литературы считал «отречение от истины, то есть от того, что все знают и до этой минуты знали, — сход с канонических рельсов, с широкого большака» (Замятин. 1990, с. 435). остально е", как заметил Pap из «Клуба.» Более того, сами наши знания о мире, от научных понятий до обыденных представлений о реальности, носят в достаточной мере условный характер. Стремление ориентироваться по какой-то одной, раз и навсегда установленной/заданной точке зрения делает нас похожими на послов Небесной империи**, которые, доехав до Аму-Дарьи, были «очень огорчены и разочарованы, узнав, что Аму еще во что-то впадает и что вообще за степями двуречья есть какой-то мир» (СВ, с. 327).

В «Возвращении Мюнхгаузена» есть такой эпизод. Барон, живя в Лондоне, часто посещает собор Святого Павла. Чем же он там занимается? «.иногда барон направляется к величественным мраморам гробницы Велингтона.. Подозвав служку, он протягивает палец к аллегорическим фигурам, затерявшимся среди деталей надгробия:

Что это?

Правдивое изображение Истины и Лжи, сэр.

А которая из них Истина?

С вашего разрешения, вот эта.

В прошлый раз, помнится, вы называли ее Ложью, — подмигивает барон, и правая бровь его выгибается кверху" (ВМ, с. 61).

Кржижановский никогда не нуждался в «разрешении на истину». Он, как верный рыцарь мысли, из произведения в произведение вновь пускался на поиски истины, не будучи уверенным, что найдет её. Да и не в этом суть -— процесс поиска важнее результата. И читателю автор никогда не дает прямого ответа или указания, предоставляя каждому самостоятельно решать, «которая из них истина». Сам же Кржижановский, даже и «при встрече с истиной, не поклоняется ей, а лишь приподнимает шляпу» .

В «Салыр-Гюль» писатель сравнивает восточный и западный менталитет. Европейское сознание всегда мыслит в категориях «я» и «мир», восточное — «я» в «мире» («я — частица мира»). Восточное сознание «стремится охватить весь мир», европейцы же «не стыдятся изучать те медные гроши, на которые размене Государство, существовавшее в средние века на территории нынешнего Узбекистана. на ценность мироздания. Мы благодарны каждой крупице знания. Мы начинаем не с суммы, а со слагаемых» (СВ, с. 327).

Мир, каким его видит Кржижановский, — это не готовая модель мира, о которой он и рассказывает читателю, а созидаемая в процессе творчества. Писатель не стремиться охватить «всё», сознавая бесплодность таких попыток, избегая «глобализма», он обращает внимание на мелочи, частности, расширяя тем самым окружающий мир. «Игра в еденицы, в целостности, пожалуй, самая опасная из всех игр ума» (СВ, с. 326).

Литература

искусство гораздо раньше науки поняли, что «наше знание — всего лишь небольшое оконце в универсум, и из-за нестабильности мира нам следует отказаться даже от мечты об исчерпывающем знании» (И. Пригожин).

Пытаться охватить весь мир — это значит не сделать ни одного шага", потому что «ступени наших лестниц, по которым мы ходим, и ступени наших логических скал, по которым мы мыслим, всегда часть, дробь по отношению к росту идущего и поперечнику сознания» (СВ, с. 326, 328).

Стремление же «объяснить» жизнь до конца, с точки зрения человеком установленных законов, — все равно что втискивать мир в одну великую единицу, не допускающую существования никаких иных чисел.

Сложные закономерности человеческого сознания, беспредельность и одновременная ограниченность возможностей разума в познании тайны бытия — метатема творчества Кржижановского. Гносеологическая проблематика — главная в его произведениях. Именно поэтому фигура писателя легче «вписывается» в западный литературный контекст (Кафка, Борхес, Набоков) первой половины XX в., чем в русский. Писатель Кржижановский — это «европеец» отечественной словесности эпохи соцреализма.

Некоторые идеи да и приемы Кржижановского сегодня, на первый взгляд, представляются как бы знакомыми, — справедливо замечает В. Перель-мутер. — Открытие в литературе, как и в науке, сразу не обнародованное, вероятно, всё равно, рано или поздно, будет сделано снова — другими. Многие рассказы и повести Кржижановского ассоциируются с произведениями, возникшими одновременно с ними, либо спустя годы и десятилетия, но раньше пришедшими к читателю" (ВОБ, с. 26).

Литература

XX в. решительно размывала границы, прорастала общими идеями, образами, метафорами. Творчество Кржижановского — тому свидетельство. И все же он, напоминающий столь многих, ни на кого не похож. Оригинальный сплав сатиры, символики, интеллектуальной игры и лиризма, созданный Кржижановским, вряд ли может быть соотнесен с основными литературными направлениями XX века. Сам писатель называл литературу такого рода «эксперементалъным реализмом», хотя с литературоведческих позиций конца XX в. эта творческая практика может быть оценена как модернистская.

В заключение скажем, что творчество Кржижановского — благодатный и эвристически продуктивный материал для исследователя. Одна из самых интересных, на наш взгляд, проблем — тема Кржижановский и язык. Филолога здесь ждут подлинные открытия и удивительные находки. Вот как об интересующем нас вопросе пишет В. Н. Топоров: «Кржижановский не только живо интересовался языком и был полиглотом. Есть серьезные основания говорить о его глубоком понимании феномена языка, о важных идеях теоретического характера, о достижениях в исследовательской практике, как она отражена или как она реконструируется по его произведениям, наконец, о выработке им глубоко оригинального языка своих литературных текстов, в котором интуиция художника сплавлена с аналитизмом исследователя.. Особенно следует обратить внимание на невольные (вероятно) переклички с гейдеггеровскими опытами выработки языка экзистенционалъного сознания и соответствующей метафизики» (Топоров. 1996, с. 554).

Ждут своего исследователя литературоведческие статьи Кржижановского (по сей день не утратившие оригинальности и новизны) и его драматические произведения.

В числе же первоочердных задач — подготовка полного собрания сочинений, снабженного добротным научным комментарием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Д. Поэтика заглавий. — М., 1931.
  2. С. Д. Воспоминания о будущем. — М., 1989.
  3. С. Д. Возвращение Мюнхгаузена. — Л., 1990.
  4. С. Д. Сказки для вундеркиндов. — М., 1991.
  5. С. Д. Боковая ветка. М., 1994.
  6. Работы о С. Д. Кржижановском:
  7. И. Арлекин против Кащея. — Новый мир, 1990, № 6, с. 264−266.
  8. М. Мир Сигизмунда Кржижановского. — Октябрь, 1990, № 3, с. 201−203.
  9. А. Приключения мысли. — Книжное обозрение, 1 декабря 1989 г., с. 10. Ю. Носов Сергей. Рецензия на книгу С. Кржижановского «Возвращение
  10. Мюнхгаузена». — Русская мысль, 6 ноября 1992. 11. Перельмутер В. Г. «Трактат о том, как невыгодно быть талантливым». // Кржижановский С. Д. Воспоминания о будущем. — М., 1989, с. 3−30.
  11. В. Г. Когда не хватает воздуха. // Кржижановский С. Д. Возвращение Мюнхгаузена. —Л., 1990, с. 3−18.
  12. В. Г. «Прозеванный гений». // Кржижановский С. Д. Сказки для вундеркиндов. — М., 1991, с. 3−26.
  13. В. Г. После катастрофы. — Горизонт, 1991, № 12, с. 35−44.
  14. В. Н. «Минус-пространство» Сигизмунда Кржижановского. // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М., 1995.
  15. Д. М. «Канонада по канонам». // Встречи с прошлым. Выпуск 7. — М., 1990, с. 67−75.1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
  16. Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.-М., 1977.
  17. В. В. Генезис философского романа. — М., 1986.
  18. Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
  19. Белая 1977. — Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы.1. М., 1977.
  20. А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. Главы из книги. — Волга, 1990, № 7, с. 120−143.
  21. А. Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1992.
  22. В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога.)1. М., 1977.
  23. X. Л. Письмена Бога. — М., 1992.
  24. С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
  25. К. Логика повествовательных возможностей. // Семиотика иискусствометрия. М., 1972.
  26. И. А. Набережная неисцелимых. — М., 1992.
  27. К. К. Козлиная песнь: Романы. — М., 1991.
  28. Г. Биография и культура. М., 1927.
  29. Вопросы сюжетосложения. Сборник статей. Выпуск 55. Рига, 1978.38."Вторая проза". Русская проза 20−30-х годов XX века. Сост. В. Вестстейн, Д. Рицци, Т. В. Цивьян. Тогепго, 1995.
  30. А. А. Обыкновенный человек в меняющемся мире. Опыт типологического анализа советской философской прозы 60−80-х годов. М., 1990.
  31. А. А. «Синтез живого со смыслом» (Размышления о прозе Б. Пастернака.)-М., 1990.41 .Гарин И. И. Воскрешение духа. — М., 1992.
  32. И. И. Пророки и поэты. Т. 1. — М., 1992.
  33. Г. Игра в бисер. -М., 1992.
  34. Л. Человек за письменным столом: Эссе- из воспоминаний. Четыре повествования. — Л., 1989.
  35. В.В. От Пушкина до Гоголя. М., 1966.
  36. М. М. Утраченные альтернативы. М., 1995.
  37. Л. И. Город Эн: Роман, рассказы. — М., 1990.
  38. В. В. Поэтика Добычина, или Анализ забытого творчества. // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. — М., 1996, с. 185−201.
  39. А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты — Тема — Текст. — М., 1996.56.3амятин Е. И. Избранные произведения. — М., 1990.57.3амятин Е. И. О синтетизме. // Анненков Ю. Дневник моих встреч. В 2-х т. Т. 2. — М., 1991.
  40. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  41. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М., 1986.
  42. . Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. -М., 1920.
  43. Культура модернизма: Статьи, эссе и публикации. -М, 1993.
  44. Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х.-Л. Борхеса. // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. XIV. — Тарту, 1981.
  45. Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира В. Набокова. — «Russian Literature». — Amsterdam. — XXVIII (1990), с. 45−124.71 .Лотман Ю. М. Избранные статьи, в 3 томах. Таллинн, 1992.
  46. Н. М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.
  47. О. Э. Собрание сочинений в 4-х т. — М., 1991. Т. 2.
  48. М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: В 2 томах. М., 1994.
  49. В. В. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4. — М., 1990.
  50. В. В. Рассказы. Воспоминания. — М., 1991.
  51. П. Н. Сакулина. Сб. статей. М., 1931.
  52. М. Композиция новеллы у Мопассана. // Начало, 1921, № 1.
  53. Л. Добычин. Воспоминания. Статьи. Письма. СПб., 1996.
  54. В. А. Метафизика ландшафта. М., 1993.
  55. А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  56. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  57. И. Философия нестабильности. — Вопросы философии, 1991, № 6.
  58. Проблемы поэтики. Сб. статей. М.-Л., 1925.
  59. Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х т. — М., 1971.
  60. Россия и Запад: взаимодействии культур (материалы круглого стола). Вопросы философии, 1992, № 6.
  61. Русская новелла: Проблемы истории и теории: Сборник статей. — СПб, 1993.
  62. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. М., 1970.
  63. П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913.
  64. . Ф. Труды по языкознанию. М., 1977 .
  65. Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
  66. А. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917−19 926). М., 1928.
  67. ЮО.Скороспелова Е. Б. Идейно-стилевые течения в ранней советской прозе первой половины 20-х гг. — М., 1979.
  68. Ю1.Тертерян И. Человек, мир, культура в творчестве Х.-Л. Борхеса. //Борхес Х.-Л. Проза разных лет: Сборник. — М., 1984.
  69. Ю2.Теории, школы, концепции: Художественный текст и контекст реальности. -М., 1977.
  70. Ю9.Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 19 936.
  71. Ю.Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.
  72. Ш. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. — М., 1991.
  73. В. Е. Историческая поэтика: теоретико-методологические аспекты. — Вестник МГУ, 1990, № 3, с. 110−118.
  74. В.Ходасевич В. Колеблемый треножник. М., 1991.
  75. А. П. Слово. Вещь. Мир. М., 1992.
  76. М.О. Мастерство Юрия Олеши. М., 1972.
  77. М. Поэтика Зощенко. — М., 1979.
  78. К. И. Дневник 1901−1929. М., 1991.
  79. В. Б. Гамбургский счет: Статьи-воспоминания-эссе. (1914−1933). —1. M., 1990.
  80. В. Б. О теории прозы. — М., 1983.
  81. В. Проза как поэзия.-СПб., 1994.
  82. Р. Работы по поэтике. М., 1987.
  83. М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.126.Barthes R. S/Z. Р, 1970.
  84. Barthes R.Texte. // Encyclopedia universalis. P., 1973.
  85. Davydov Sergej. «Teksty-matreski» V. Nabokova. — Munchen, 1982.
  86. Derrida J. La carte postale: De Socrate a Freud et au-dela. P., 1980.
  87. Derrida J. Psyche': Inventions de l’autre. P., 1987.
  88. Genette G. Figures III. — P., 1979.
  89. Genette 1982. — Genette G. Palimpseste: La litterature au second degre' — P., 1982.1. ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  90. ВОБ — Кржижановский С. Д. Воспоминания о будущем. — М., 1989.
  91. ВМ — Кржижановский С. Д. Возвращение Мюнхгаузена. — Д., 1990.
  92. СВ — Кржижановский С. Д. Сказки для вундеркиндов. — М., 1991.
  93. Кржиж. 1931. — Кржижановский С. Д. Поэтика заглавий. — М., 1931.
  94. Кржиж. 1935. — Кржижановский С. Д. Контуры шекспировской комедии. —
  95. Кржиж. 1990. — Кржижановский С. Д. Комедиография Шекспира. // Шекспировские чтения. — М., 1990.
  96. Кржиж. 1996. — Кржижановский С. Д. Время действия — всегда. Новеллы. — Октябрь, 1996, № 4, с. 122−131.
  97. Архив. — Кржижановский С. Д. Архив. — РГАЛИ, ф. 2280, on. 1,2.
  98. Белая 1977. — Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы. — М., 1977.
  99. Васюченко 1990. — Васюченко И. Арлекин против Кащея. — Новый мир, 1990, № 6, с. 264−266.
  100. Гарин 1992. — Гарин И. И. Воскрешение духа. — М., 1992.
  101. Гарин 1992, т. 1. — Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1. — М., 1992.
  102. Гинзбург 1989. — Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе- извоспоминаний. Четыре повествования. —Л., 1989.
  103. Замятин 1990. — Замятин Е. И. Избранные произведения. — М., 1990.
  104. Левин 1981. — Левин Ю. И. Об особенностях повествовательной структуры иобразного строя романа В Набокова «Дар». — «Russian Literature». — Amsterdam.1. IX (1981), с. 191−230.
  105. Тертерян 1984. — Тертерян И. Человек, мир, культура в творчестве X.-JT. Борхеса. //Борхес X.-J1. Проза разных лет: Сборник. — М., 1984.
  106. Топоров 1995. — Топоров В. Н. «Минус-пространство» Сигизмунда Кржижановского. // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М., 1995.
  107. Davydov 1982. — Davydov Sergej. «Teksty-matreski» V. Nabokova. — Munchen, 1982. Genette 1979. — Genette G. Figures III. — P., 1979.
  108. Genette 1982. — Genette G. Palimpseste: La litterature au second degre. — P., 1982.
Заполнить форму текущей работой