Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модное увлечение: марксизм в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. А. Бердяев пишет: «Свобода есть осознанная необходимость, но это сознание необходимости может творить чудеса, совершенно перерождать жизнь и создавать новое, небывавшее. Переход к царству свободы есть победа над первородным грехом, который Маркс видел в эксплуатации человека человеком. Весь моральный пафос Маркса связан с этим раскрытием эксплуатации, как основы человеческого общества… Читать ещё >

Модное увлечение: марксизм в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каковы причины особой привлекательности для рабочих учения Маркса? Марксизм резко и доказательно критиковал эксплуатацию пролетариата капиталистами. Распространители никем еще не запрещенного в России учения вполне наглядно объясняли своим слушателям, что рабочий день подразделяется на необходимое время, когда пролетарий трудится на себя, и на прибавочное — когда обогащает хозяина. Отношение второго к первому называется степенью эксплуатации. Уже не крестьянство, пораженное мелкобуржуазной стихией, а пролетариат провозглашался «гегемоном» — главным борцом с социальным злом. Его главенство в революции, его руководящая роль определялась отнюдь не тем, что ему «нечего терять, кроме своих цепей». Доведенные до полного обнищания люмпен-пролетарии не имели и такой собственности. Городской пролетариат был силен своей массовостью и сплоченностью. Массы рабочих концентрировались на масштабных промышленных производствах, связанных с передовой технологией. Неграмотного уже нельзя было поставить к станку, хозяева были вынуждены тратить деньги на школы для детей рабочих, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы. Грамотные рабочие, участвующие в коллективной производстве, сильны своей солидарностью, выражающейся в совместных действиях: митингах, стачках, забастовках, восстаниях и самой социальной революции[1].

Н. А. Бердяев пишет: «Свобода есть осознанная необходимость, но это сознание необходимости может творить чудеса, совершенно перерождать жизнь и создавать новое, небывавшее. Переход к царству свободы есть победа над первородным грехом, который Маркс видел в эксплуатации человека человеком. Весь моральный пафос Маркса связан с этим раскрытием эксплуатации, как основы человеческого общества, эксплуатации труда. Маркс явно смешивал экономическую и этическую категории. Учение о прибавочной ценности, которое и обнаруживает эксплуатацию рабочих капиталистами, Маркс считал научным экономическим учением. Но, в действительности, это есть, прежде всего, этическое учение — эксплуатация есть не экономический феномен, а, прежде всего феномен нравственного порядка, нравственно дурное отношение человека к человеку». Выступая с «научным обоснованием», а на самом деле, с утопической мечтой — «хозяин мира будет труд!» — марксизм выступал за построение в будущем общества всеобщего равенства и социальной справедливости. Согласно учению Маркса, из общественных формаций две, первая и последняя: первобытнообщинная и коммунистическая — свободны от эксплуатации. В этом, по мнению пропагандистов марксизма, заключался смысл истории — движение из «царства необходимости» в «царство свободы». Коммунизм — вот истинная цель рабочего класса, ставшего гегемоном социальной революции. Этот сказочный мир всеобщего равенства, братства, свободы, — привлекал демократическую интеллигенцию и большинство рабочих людей в начале XX в.1

«Учение Маркса всесильно потому, что оно верно», — отрицая законы логики, заметил В. И. Ленин.

  • [1] Пушкарев С. Г. Россия 1801—1917 гг. М., 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой