Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура Древней Руси после принятия христианства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность темы Понятие «Культура» удивительно многозначно и емко. Это одно из фундаментальных понятий гуманитарных наук. Насчитывают сотни определений культуры. Поэтому необходимо обратиться к первоначальному значению этого слова. Латинское «cultura» означает возделывание, обрабатывание, почитание. В процессе «возделывания и обрабатывания» окружающей среды (что свойственно лишь человеку) люди… Читать ещё >

Культура Древней Руси после принятия христианства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ыв ФГБОУ ВПО

«Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Кафедра истории и культурологии Институт проблем энергетической эффективности Тема «Культура древней Руси после принятия христианства»

Творческое задание (реферат) По учебной дисциплине «История»

Выполнил Студент группы ФП-09−14

Серебриников Леонид Вадимович Москва, 2014

План Введение Глава I. Культура древней Руси

1.1 Происхождение славян

1.2 Занятия славян

1.3 Язычество восточных славян Глава II. Культура Византийской империи. Христианство Глава III. Христианская Русь

3.1 Византийское влияние и создание славянской азбуки

3.2 Крещение Руси

3.3 Византийское наследие

3.4 Особенности русского православия

3.5 Развитие русской культуры в XI—XII вв.еках

3.6 Литература Заключение Литература и источники

Введение

Актуальность темы Понятие «Культура» удивительно многозначно и емко. Это одно из фундаментальных понятий гуманитарных наук. Насчитывают сотни определений культуры. Поэтому необходимо обратиться к первоначальному значению этого слова. Латинское «cultura» означает возделывание, обрабатывание, почитание. В процессе «возделывания и обрабатывания» окружающей среды (что свойственно лишь человеку) люди вступают в отношения между собой, с природой, создают материальные и духовные блага, формируют традиции и религии, законы, учреждения, накапливают и передают из поколения в поколение разнообразную информацию. Таким образом создается культура. Одно из новейших определений гласит: культура — это все, что искусственно в этом мире, что создано человеком. 1, с.3] В квадратных скобках приводится ссылка на использовавшуюся литературу и прочие источники. (см. список «Литература и источники»)

Культура каждого народа по своему своеобразна и интересна. Культура это, можно сказать, то что отличает каждую нацию от других. Национальные танцы, музыка, пища, стиль одежды, сказки, поговорки, религия… Все это формирует культуру. Культура Руси также необычна и оригинальна. Историческая связь с Византийской Империей оказала на Русь сильное влияние. Одно из главных переворотов — это крещение Руси. Это был важнейший, переломный момент в истории русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни — от мировоззрения до быта. В ходе этого переворота были усвоены уроки византийской культуры, и произошло смешивание культур — русской и византийской. Родилась высокая культура, отличавшаяся национальным своеобразием.

Русь, будучи языческой державой, привлекала в себя проповедников из других стран, не только с православной Византийской империи, но и с мусульманского востока, и с католического запада. Каждый хотел сделать Русь своим союзником и единоверцем. Вера играла огромную роль в жизни человека тех времен. Перед Русью, осознавшей неудобства язычества как государственной религии, стоял нелегкий выбор. Однако он пал на православие.

Древние экономические и политические связи с Византией способствовали этому. Однако культура крещенной Руси — это отдельный, интересный момент, который требуется внимательно рассмотреть, чтобы понять ее особенности.

Цель работы Оценить особенности развития культуры на Руси после принятия христианства, сравнить Русь до и после принятия христианства.

Задачи работы

*Дать характеристику быта и нравов древних славян

*Дать характеристику «византийскому» христианству

*Определить степень влияния Византии на языческую Русь

*Определить особенности развития культуры Руси после принятия христианства Структура работы Работа состоит из введения, 3 глав, 10 параграфов, заключения и списка литературы и источников.

Глава I. Культура древней Руси

1.1 Происхождение славян Говоря о ранней истории славян, мы вступаем в область догадок, споров, предположений. Слишком мало источников осталось с того времени. Летописец Нестор, первый русский автор, задавшийся вопросом «откуда есть пошла русская земля», отстоял от истоков славянства примерно на столько же, на сколько мы отстоим от его времени. Можно ли требовать от него точности в описании столь отдаленного времени? И археологи не всегда сходятся в мнениях, характеризуя ранние памятники славянской культуры: трудно бывает определить их этническую принадлежность. Поискам ученых помогает лингвистика, изучающая языки.

Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье и имеют общих предков со многими народами. Общепризнанно, что славяне отделились от общего корня и сформировались как самостоятельный этнос в Восточной Европе. Наиболее вероятной их прародиной является лесостепная полоса от Днепра до Одера, предгорья Карпат.

Формирование славян как народа, имеющего общую территорию, язык, культуру, происходило примерно со II в. До н.э. до V в. н.э. Нельзя признать убедительными попытки некоторых ученых «удревнить» историю славян и считать славянскими все сколько-нибудь примечательные археологические памятники Приднепровья «с незапяматных времен»

В VI в. славяне уже показали свою силу: воевали с Византией, заселяли берега Дуная, Балканский полуостров, начали расселяться в Восточной Европе. Произошло разделение славян на три ветви — южную, западную, восточную. Занимая огромные, но малолюдные просторы Восточно-Европейской равнины, славяне смешивались с местным финно-угорским, балтийским, позднесарматским населением, оставаясь при этом доминирующим этносом. Есть, правда, среди ученых сторонники этнической и языковой чистоты славян. Но, кажется, искать в истории «чистые» нации-дело безнадежное.

В условиях этнических контактов сложились культурные и языковые особенности восточных славян — предков русских, украинцев и белорусов. Это произошло не ранее VII—VIII вв. По уровню развития материальной культуры славяне долгое время отличались от соседних племен лесной и лесостепной полосы.

Исконным занятием славян было земледелие. Об этом свидетельствуют данные археологии, лингвистики, фольклора и письменных источников.

Восточные славяне жили в сложных природно-климатических условиях Восточно-Европейской равнины. Суровая зима и жаркое лето, грозившее то засухой, то проливными дождями, недостаточно плодородные лесные почвы делали труд земледельцев очень тяжелым, заставляли их приспосабливаться, крепко держаться за испытанные формы хозяйства, избегать новшеств. Как заметил великий русский историк С. М. Соловьев, для народов Западной Европы природа была матерью, для народов России-мачехой[2, кн.8, с.8]. Дополнительные заботы славянам доставлял открытый характер их территорий, ее близость к опасному миру степных кочевников.

В средние века человек стоял гораздо ближе к природе, чем мы сегодня. Сама природа не была еще столь преобразована, следы человеческой деятельности были менее заметны. Вплоть до нового времени европейских путешественников удивляли бескрайность русских лесов, их слабая заселенность, огромные реки и обширные болота, суровость климата. Хищные звери бродили рядом с жильем человека. Поля и пастбища приходилось огораживать. Чувство покинутости и одиночества среди редко населенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы воздействовали на миропонимание и поведение славянина.

Отношения, сложившееся между человеком и окружающей природой, прекрасно описал В. О. Ключевский. «Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги — хозяйственные, политические и даже нравственные: обстраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом. Долго они питал народное хозяйство пушным зверем и лесной пчелой. Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки.

Степь, поле оказывали другие услуги и клали другие впечатления. Можно предполагать раннее и значительное развития хлебопашества на открытом черноземе, скотоводства… на травянистых степных пастбищах.

На реке русский человек оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в весне таких ласковых слов — и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она — неизменная соседка: он жался к ней, на ее… берегу ставил свое жилье, село или деревню. Река кормила, была летней и зимней дорогой, приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности, воспитывала дух предприимчивости, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества" [2,стр.19]

Обычным жилищем славянина была небольшая полуземлянка, с бревенчатыми стенами, углубленными в землю, с двухскатной крышей, доходившей до земли, покрытой соломой, хворостом или камышом. Как правило, в углу находилась печь, топившаяся «по черному».

1.2 Занятия славян

«Делаю нивы своя и землю свою», — так летописец определил основное занятие славянского населения. Свободной земли было много, и основной системой земледелия первоначально был перелог: после получения нескольких урожаев истощившуюся землю оставляли без обработки на 8−15 лет для восстановления плодородия. В лесной зоне применялась подсечная система земледелия, заключавшаяся в следующем: участок земли освобождали от леса, для этого предварительно подрубленные и высохшие деревья сжигали, удобренную таким образом землю распахивали и использовали до истощения, а затем расчищали новые участки. Лесные почвы обычно истощались через 3−4 года. Постепенно в районах постоянного земледелия стали переходить к более сложным системам севооборота-двуполью и трехполью. Южные районы обгоняли северные по уровню развития земледелия, что объяснялось более благоприятными природными условиями, и, возможно, древними традициями, существовавшими здесь до славян.

Землю пахали деревянными орудиями с железными наконечниками, в южных черноземных районах Приднепровья использовали плуг, который подрезал и переворачивал пласт земли, на более тяжелых лесных почвах — соху, уоторая лишь рыхлила землю. Тягловой силой служила лошадь.

Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо. Зерно хранили в специальных зерновых ямах.

Земледелие у славян сочеталось с оседлым скотоводством: держали коров, свиней, овец, коз, лошадей. Большое количество скота указывало на достаток в семье. Он служил первоначальным средством обмена. Слово «скот» означало деньги.

Важным подспорьем в хозяйстве восточных славян были охота и промыслы: рыболовство и бортничество — сбор меда и воска диких пчел.

Почти все необходимое для жизни, — пища, одежда, хозяйственный инвентарь — производилось в домашних условиях. В свободное от полевых работ время пряли, шили, лепили горшки, мужчины занимались плотницким делом.

С глубокой древности обработка дерева занимало важнейшее место в жизни славян и русского народа. Каждый мужчина умел владеть топором и для рубки дерева, и для строительства жилья, и для изготовления мелкого хозяйственного инвентаря. Практически все предметы быта славян делались из дерева. Слово «город» первоначально означало огороженное место, деревянный укрепленный пункт.

Единственное ремесло, которое обособилось в первобытном обществе сразу после своего появления — это кузнечное дело. Кузнецы изготовляли железные орудия для земледелия, бытовые предметы, а также оружие.

Развитию культуры древних славян способствовал торговый обмен с другими странами. Его инициаторами в догосударственный период были купцы из наиболее развитых стран того времени. Раньше всего обозначились торговые пути на восток: они шли по Волге, через Волжскую Булгарию. В обмен на серебро и изделия из цветных металлов восточные купцы от славян получали пушнину, мед, воск, кожи, а также рабов.

Богатства привлекли в земли восточных славян мореходов из Северной Европы. Это были Норманны, также известные как варяги, или русь. В результате установился знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

1.3 Язычество восточных славян Язычество восточных славян в момент его наивысшего развития — это довольно развитая религия природы, многобожие. От первобытного шаманизма, почитания духов и священных предметов оно уже ушло далеко: созданы определенный круг богов, мифология, миропонимание. Даже появилась тенденция к выделению одного главного бога — Перуна.

Существует последовательность стадий развития славянского язычества: первоначально славяне приносили жертвы злым и добрым духам, населяющим всю природу, затем они перешли к поклонению Роду и роженицам, сложился культ плодородия. Наконец, они стали приносить жертвы Перуну и другим «главным «богам. При этом старые верования не исчезли, а наслоились на новые. Так сложилась система обрядов и верований, включавшая в себя почитание природы, в особенности тех сил, от которых зависел труд и земледельца, культ предков, связанный с верой в загробную жизнь, веру в духов.

В рамках язычества сложились многие священные понятия, перешедшие затем в христианский обиход русских: бог, святой, молитва, жертва, грех, душа, рай и др. Это свидетельствует о развитии религиозных и этических понятий в язычестве. Правда, понятия эти в язычестве понимались как обладание особой плодоносящей силой, особыми физическими данными. В христианстве же она трактуется как высший нравственный тип поведения.

Отсутствие единого вероучения, зафиксированного в священных текстах, выдвигало на первый план обряд — жертвоприношение с одновременной молитвой — просьбой, обращенной к богу. Целый ряд ритуальных действий был связан с календарными языческими праздниками: зимние святки — с ряжеными и гаданием, масленица — с поеданием блинов, которые символизировали солнце, и сжиганием чучела зимы.

Языческое миропонимание и общинное сознание определяли повседневное поведение людей, нормы морали. Жизнь человека протекала в повторении природных циклов, приводила к мысли о неизменности мира. Нелегко было преодолеть общинную, племенную замкнутость. Мир делился на «своих» и «чужих» — враждебное окружение. Среди «своих» существовали коллективизм и взаимопомощь.

Глубоким смыслом был наполнен погребальный обряд. Покойника сжигали на костре: по представлению язычников, вместе с дымом его душа отходила на небо. Рядом с ним клали горшок с едой, оружие, орудия труда.

В славянской дружине существовал свой идеал поведения воина-язычника: воинственность, презрение к смерти, удаль, презрительное отношение к изнеженности, криводушию, лукавству.

Нет необходимости ни искусственно обогащать славянскую языческую культуру, ни подчеркивать ее убожество. Восточные славяне имели достаточный уровень развития, чтобы воспринять христианство и некоторые другие ценности византийской культуры, результатом чего стало рождение русской культуры.

Глава II. Культура Византийской империи. Христианство Стержнем византийской культуры было христианство. В Византии оно стало не только государственной религией, но и универсальным мировоззрением.

Христианство зародилось на востоке Римской империи, в Палестине, в I в. н.э. Сначала оно существовало как секта иудейской религии. На формирование христианства повлияли восточные мистические культуры Кибелы, Исиды, Митры. Внесла свой вклад в христианство и античная философия, особенно те ее направления, которые развивали нравственные проблемы (киники, стоики, Сенека) Иудаизм дал новой религии две важнейшие идеи — единого всемогущего Бога и прихода в мир мессии, который своими страданиями искупит грехи людей. От иудеев христиане восприняли первую часть священного писания — Ветхий завет, который включает повествование о сотворении мира, и человека, об истории иудейского народа, пророчества о приходе мессии в мир.

Но в центре христианского вероучения оказались приход в мир Иисуса Христа, его земная жизнь проповедь нового учения, страдальческая смерть на кресте и чудесное воскресение. Иисус Христос, о реальном существовании которого постоянно спорят историки, родился, по-видимому, на несколько лет раньше официально признанной даты (1г. н.э.). он был осужден на казнь римским наместником и распят на кресте около 30 г. н.э.

Христианство, главной идеей которого считается воздаяние в загробной жизни за земные дела, возникло как религия бедных, угнетенных слоев населения Римской империи. В обстановке крушения античного мира к нему примкнула и верхушка общества. Так сложилась единая вселенская церковь. В спорах утвердились основы христианского вероучения, выработались религиозные обряды. В конце VI в. христианство стало официальной религией Византии, важной опорой императорской власти.

В новом вероучении огромное значение приобрел нравственный закон, олицетворением которого стал Иисус Христос: в мире происходит борьба добра и зла, но и у человека есть свобода выбора — добродетелью и милостью Божьей человек может спасти свою душу, обеспечить ей воздаяние в раю; жизнь же грешника обрекает его душу на страдания в аду.

В Византии христианство соединилось с античной культурой. В результате появилось богословие, которое повлияло на развитие философии, этики, эстетики, литературы т историографии. Ученость считались у Византийцев добродетелью.

Культура Константинополя была сложной, синтетической, межнациональной. Она впитала не только греко-римское наследие, но и элементы культур Египта, Сирии, Палестины, а также варварских народов, поселявшиеся на территории империи.

славянский язычество византия православие

Глава III. Христианская Русь

3.1 Византийское влияние и создание славянской азбуки Византия на протяжении всей своей истории вступала в контакты со славянами — это были и войны, и мирное сотрудничество. Одним из наиболее ярких результатов такого взаимодействия было создание азбуки, что позволило Руси освоить богатства христианской культуры.

В 862 г. ко двору византийского императора Михаила прибыло посольство из славянского государства Великая Моравия, от князя Ростислава. Послы просили прислать миссионера, который бы мог проповедовать христианство на славянском языке. Византия была заинтересована в расширении своего политического и культурного влияния. Нашелся и проповедник, знавший славянский язык, — ученый-богослов Константин Философ (в монашестве — Кирилл) Он был сыном крупного военачальника из Солуни, с детства познакомился со славянским языком, ибо население его родных мест было смешанным, греко-славянским. Константин в юности попал в окружение патриарха Фотия — одного из наиболее образованных людей того времени. Будучи патриаршим библиотекарем, Константин участвовал в богословных диспутах. Занимался он также миссионерской деятельностью: совершил поездку в Болгарию, Сирию, Хазарию.

Около 863 г. перед отъездом в Моравию Константин создал славянскую азбуку и начал перевод на славянский язык основных богослужебных книг. Затем вместе со своим старшим братом Мефодием он начал проповедовать христианство в землях славян — в Моравии и Паннонии, где братьям приходилось бороться с немецким духовенством.

После смерти Константина (Кирилла) и Мефодия их последователи были изгнанны из Моравии. Они нашли приют в Болгарии, где в 865 г. произошло крещение и в начале X в. наблюдался невиданный подъем культуры.

Известно два варианта древней славянской азбуки — кириллица и глаголица. Усовершенствованной кириллицей мы пользуемся до сегодняшнего дня. Глаголица, имевшая более сложные начертания букв, просуществовала примерно до XI в. По-видимому, ее использовали в качестве тайнописи в тех странах, где славянское богослужение подвергалось гонению.

3.2 Крещение Руси Крещение Руси — важнейший переломный момент в истории русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни — от мировоззрения до быта — и длившийся достаточно долго. Русью были изучены уроки византийской культуры, создан сплав языческой и христианской культуры, родилась высокая культура, отличавшаяся национальным своеобразием.

Нет необходимости излагать подробности официального крещения Руси, которое датируется 988 годом. Обратим наше внимание лишь на культурный аспект этого явления.

Единственный рассказ о крещении Руси сохранился в «Повести временных лет». В нем отражены многие реалии жизни на Руси в конце X века.

Языческая Русь, несомненно, привлекала проповедников с исламского Востока, с католического Запада, из православной Византии. Разные страны хотели иметь в лице русских союзников и единоверцев. Значит, перед Русью, осознавшей неудобства язычества как государственной религии, стояла проблема выбора. То, что он пал на православие, было обусловлено на самим строем жизни и менталитетом славян. Способствовали этому также давние и прочные экономические, политические и культурные связи с Византией. Уже с начала X в. на Руси зародилась христианская традиция: появились церкви, нашлись приверженцы новой религии даже среди князей.

Легко представить себе впечатление, которое могла произвести на славянина, приехавшего из своего сурового «деревянного» мира, София Константинопольская с ее куполом, подобным небу, с золотым мерцанием мозаик, с роскошью облачений и церковной утвари, с красотой церковного пения. Русские были не равнодушны к античному искусству: крестившийся князь Владимир вывез из завоеванного им Херсона не только священников, сосуды церковные и иконы, но и бронзовые античные статуи, четверку бронзовых коней. Он установил эти трофеи в центре Киева, рядом с церковью.

Крещение Руси происходило по инициативе и при непосредственном участии государственной власти. Врастающее в русское общество православие и государство во многом определяли культурное развитие Руси в X—XII вв.

3.3 Византийское наследие Итак, на Русь проникло христианство, которое было в то время высшим выражением византийской и европейской культуры. Оно несло с собой новые мировоззренческие и этические понятия. В менталитете славян укрепились понятия греха и греховности, а также мысль о неизбежности Божьего суда. На Русь была распространена византийская церковная организация: Киевская митрополия стала одной из восьмидесяти, подчинявшихся константинопольскому патриарху.

Из Болгарии распространились славянская письменность, переводы византийской литературы и оригинальные памятники древнеболгарской книжной культуры. Византийское искусство повлияло на становление древнерусского каменного зодчества, изобразительного и прикладного искусства.

Велика была роль общего славянского культурного языка. В рамках общей церковной организации существовала переезжавшая из страны в страну группа монахов-ученых, иконописцев, строителей. Местные культурные потребности удовлетворялись, в основном, через общую церковь: приезжали мастера, привозили «образцовые» произведения византийского искусства; русские мастера, в свою очередь, посещали духовные центры Византии и Болгарии. Таким образом, речь идет не о том, существовало ли на Руси византийское влияние, а о том, каковы были результаты синтеза двух культур, какие особенности имела молодая русская христианская культура, как глубоко она проникла в древнерусское общество.

3.4 Особенности русского православия Русское православие с самого начала отличалось национальным своеобразием. Его особый характер признают все исследователи — светские и церковные, русские и иностранные, но оценивают по-разному.

Рассмотрим прежде всего религиозные представления духовенства, людей образованных, тех, у кого учился народ. Это был тонкий слой духовной элиты общества. По мнению историков и богословов, Русь оказалась наиболее восприимчивой к евангельскому христианству, ставившему во главу угла действенную любовь, служение людям, милосердие[2, стр.42]. Как одно из достижений первых веков русского православия можно отметить появление специфически русского понимания святости, отличного от византийского. Как известно, первыми на Руси были канонизированы князья Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком Окаянным. Их православие было основано на факте добровольной жертвенной смерти (вослед Христу). В канонизации Бориса и Глеба была и мирская задача: осудить братоубийственную вражду между князьями.

Очень рано появилось на Руси и представление о святости монашеской жизни, которая трактовалась церковью как идеал земного существования. Русь не приняла одинокого аскетизма восточных «пустынников», которые полностью отгораживались от мирской жизни.

Центральное место в религиозной жизни народа занимало богослужение (литургия), прямой контакт верующего с богом. Особое отношение сложилось у русских людей к церковным постам, к годовому циклу церковных праздников. Нельзя не заметить и подчеркнутого уважения к книжной мудрости.

Но в древнерусской православной духовности можно разглядеть и непривлекательные черты. Особое пристрастие к обрядам (возможно, идущее от язычества) принижало значение самого вероучения, христианского «закона». Среди русских духовных лиц мы не найдем наследников утонченного византийского богословия, толкователей Священного писания. Замкнутый круг постов и праздников также напоминает о цикличности языческого мировоззрения. Даже в среде высшего духовенства были люди, упрощенно, примитивно понимавшие христианство. Тем не менее, эти недостатки не дают оснований отрицать творческий характер русского православия, видеть в нем лишь чрезмерный аскетизм, невежество, проповедь смирения, страдания и повиновения.

Народные массы Руси в целом спокойно восприняли христианизацию, которая сводилась «сверху», с помощью государственной власти. Но церковный автор, конечно же, преувеличивал, когда писал, что «не бы ни единого же, противящася» повелению князя Владимира креститься[2, стр.43]. Имели место и языческие мятежи, убийства миссионеров, случаи насильственного крещения. Однако нельзя представлять в целом крещение Руси как насильственное, проводимое «огнем и мечем». Для многих жителей сельской местности крещение было вообще формальным: Христос представлялся им лишь еще одним богом среди языческих. В народе было распространено двоеверие — сосуществование христианства и язычества, сочетание христианской и языческой обрядности, слияние языческих богов с христианскими святыми.

Черты Перуна-громовержца приобрел пророк Илья, который, согласно библейскому преданию, вознесся на небо на огненной колеснице. Покровитель скота святой Власий стал преемником бога Велеса. Святая Параскева Пятница заменила Мокошь — покровительницу женских работ.

Языческие святки слились с рождеством христовым, летние русалии — с рождеством Иоанна предтечи, которого называли в народе Иваном Купалой. Некоторые языческие праздники (например — масленица), несмотря на борьбу с ними церкви, сохранили свое значение. Масса поверий, обычаев, обрядов, имевших глубокие языческие корни, мирно уживались с верой в Христа.

«Народное» православие было, конечно же, проще «книжного», в нем большое значение придавалось обрядам, мелочным запретам, суевериям.

3.5 Развитие русской культуры в XI—XII вв.еках При Владимире Святославиче (980−1015) были сделаны лишь первые шаги по распространению христианства и созданию высокой русской культуры: он «нача давить по градом церкви и попы».

Построит из дерева «церковь малу» было нетрудно. Гораздо труднее было обеспечить церкви священнослужителями, снабдить книгами, иконами. Поэтому очень важным было создание Владимиром первых школ: «Послав, нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное. Матере же чад сих плакахуся по них… акы по мертвеции…"[2,стр.43]

Как видим, началось лишь обучение детей из знатных семей — «нарочитой чади». Из них, возможно, предполагалось готовить священников. Первая каменная церковь — Успения Богородицы, или Десятинная — украсила Киев; рядом с ней поднялись каменные княжеские терема.

Заметный подъем культурной жизни произошел при князе Ярославе Мудром (1019−1054). При нем Киев значительно разросся и был окружен новыми укреплениями с Золотыми воротами. В центре «города Ярослава» поднялся монументальный Софийский собор. Началось каменное строительство и в других городах — в Чернигове, Полоцке, Новгороде. В это время произошли заметные сдвиги в христианизации населения: «нача вера хрестьяньска плодитися и расширяти», возникли первые монастыри, София Киевская стала настоящим центром просвещения, хранилищем княжеской библиотеки. Сам князь Ярослав любил книги и читал их часто «в нощи и дне». Приказал он собирать многих писцов и переводить книги ««от грек на словеньское письмо». Прежде всего речь шла о христианском учении, но и грамотность населения, несомненно, росла. Новгородская летопись сообщает, что в 1030 г. князь Ярослав «собрав от старост, от попов детии 300 и повеле учить книгам"[2, стр.116]

Со времен Ярослава Мудрого дошли до нас «Русская правда» — первые законы и первые литературные произведения Кирилла Туровского и митрополита Иллариона. Князь расширил дипломатические и культурные связи со многими европейскими странами.

Во второй половине XI в., при князьях Ярославичах, положение Руси несколько осложнилось княжескими усобицами, набегами половцев, народными волнениями. Но культурная жизнь была богатой и напряженной. Князья, сыновья Ярослава, отличались высокой образованностью: Святослав был книголюбом, имел «полные клети книг», Всеволод знал пять языков.

Сыновья продолжили законодательную деятельность Ярослава. Не прекращалось и каменное строительство, хотя уже не создавались такие величественные постройки, как при Ярославе Мудром. Именно во второй половине XI в. Киево-Печерский монастырь, начинавшийся с пещер, вырытых монахами — отшельниками на берегу Днепра, стал очагом культуры, где работали писатели, летописцы, художники, лекари.

Последний всплеск в развитии культуры Киевской Руси пришелся на начало XII в. — время княжения Владимира Мономаха (1113−1125): выросло количество городов, каменные постройки были возведены в Киеве, Новгороде, Смоленске, Ростове, Суздале, продолжалось совершенствование общерусского законодательства.

Таким образом, за сравнительно короткий срок на Руси сформировалась высокая культура, были созданы выдающиеся памятники во всех областях духовной жизни. Рядом с ней формировалась городская плебейская культура. Об этом свидетельствует расцвет городов, широкое распространение грамотности среди горожан, особый характер городских застроек, высокий уровень городских ремесел. Например, горожанки не могли носить уникальные золотые ювелирные изделия, украшенные зернью или эмалью — они были доступны лишь княгиням и боярыням. Но они пользовались литыми металлическими и стеклянными украшениями, подрожавшими дорогим образцам. В сельской местности господствовала народная, фольклорная культура. Сохраняя древние языческие традиции, она оказывала влияние на высокую культуру, придавая ей национальное своеобразие.

3.6 Литература Вскоре после проникновения на Русь славянской азбуки и переводных книг здесь появляется и собственная литература. Ее возникновение связано с национальным культурным подъемом времен Ярослава Мудрого. Одним из первых дошедших до нас памятников древнерусской литературы является «Слово о законе и благодати» написанное между 1037 и 1061 годами Иларионом, священником княжеской церкви в Берестове. Он был одним из образованнейших людей своего времени, «муж благ, честен и постник». Иларион был первым митрополитом из русских.

Книга Илариона — памятник ораторского искусства, богословской и исторической мысли. Хотя произведение построено на идее превосходства «благодати» евангельского учения над ветхозаветным иудейским «законом», его главная идея состоит не в противопоставлении Руси Хазарскому каганату или Византии, а в утверждении религиозной и культурной независимости Руси. Автор хвалит князей Владимира и Ярослава, «ибо не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли».

Уже в XI в. на Руси появилось летописание. Христианское мировоззрение, в отличие от языческого, цикличного и замкнутого, было историческим. История человечества имела, согласно Священному писанию, начальную точку — сотворение человека и будущую цель — второе пришествие Христа. На своем историческом пути, по христианскому учению, человечество пережило потоп, расселение народов, приход в мир Христа, распространение христианства. В эти рамки летописец стремился вписать историю славян и Руси. Поскольку все в мире, по христианским представлениям, предопределено волей Божьей, он не особо задумывался о причинах и связи событий, а излагал их в строгой последовательности, по годам.

Величайшим памятником русского летописания является «Повесть временных лет». Создавший ее около 1113 г. монах Киево-Печерского Нестор был замечательным писателем и историком. Он сумел обобщить и привести в соответствие друг с другом большое количество источников, среди которых — священное писание и византийские хроники, более ранние русские летописи и документы княжеских архивов.

Заключение

Древнерусское общество XI—XII вв. Было неоднородным. Но воспоминания о патриархальной старине были в нем еще живы, поэтому разница в образе жизни, бедность и богатство, закабаление и ростовщичество переживались особенно остро. Быт и нравы менялись медленнее, чем высокая художественная культура. Будничная жизнь более консервативна.

Не вдаваясь в научные споры о социальной структуре древнерусского государства, отметим лишь его основные группы.

Воинственный и беспокойный род князей Рюриковичей составлял общественную верхушку. Князья вместе с приближенными заботились о государственном устройстве и законах, о защите Руси от врагов, спорили между собой из-за княжений, вершили суд, собирали дань и судебные пошлины. Постепенно в их руках сосредоточивалось все больше земель с населявшими их людьми.

Приближенными к князьям были бояре — «думцы», воеводы, управители городов. Они получали дань с определенных областей и постепенно обрастали хозяйством и слугами. Воины-дружинники, жившие «милостью» князей, стремились со временем стать боярами.

Духовенство было неоднородным. Епископы и игумены принадлежали к верхушке общества, участвовали к княжеских советах, освящали княжеские договоры. Городское духовенство, по-видимому, было приближено к горожанам.

Жители городов — купцы и ремесленники, очень активная часть древнерусского общества. Иногда городское вече решало судьбу князя, ставило ему свои условия.

Сельские общинники — смерды — жители деревень, по своему положению были похожи на крепостных крестьян.

Челядь, холопы, рабы — непременная составная часть быта свободных «мужей». Были полной собственностью своих хозяев и лишены всяческих прав.

С христианством в русское общество пришел новый нравственный идеал — монашеское житье.

С христианством на Русь пришла и новая культура, которая, смешавшись с языческой, стала неповторимо оригинальной и своеобразной. Вместе с христианскими праздниками отмечались и языческие, повысилась грамотность населения, появилась письменность, развивалось архитекторское искусство, ремесло. Главным итогом было, конечно же, объединение народа единой верой в одного Бога, что было необходимо для становления сильного государства, несмотря на долгий процесс крещения.

Литература

и источники

1. Юрганов А. Л. У истоков деспотизма // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М., 1991.

2. Мезин С. А. История русской культуры X—XVIII вв. 2003

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой