Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ дидактических систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики. Это имело тем большее значение, что он основывал ступени обучения на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также… Читать ещё >

Анализ дидактических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций, следует выделить три:

Традиционную,.

Педоцентристскую Современную.

ТРАДИЦИОННУЮ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ связывают именем немецкого ученого Иоганна Фридриха Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, теоретических знаний. Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность.

Структура обучения:

I. Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение.

II. Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями.

III. Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.

IV. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение.

Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики. Это имело тем большее значение, что он основывал ступени обучения на психологическом анализе и учении о психических процессах формирования знаний, а также на философско-этических представлениях о личности. К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Критика за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, авторитарна, подавляет самостоятельность ученика.

ПЕДОЦЕНТРИСТСКАЯ ДИДАКТИКА. Ее называют также прогрессивистской, реформаторской, обучением через делание. Ее появление связывают с именем американского педагога Джона Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Название «педоцентристская» она носит потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Структура процесса обучения выглядит так:

  • 1) ощущение трудности в процессе деятельности,
  • 2) формулировка проблемы и сути затруднения,
  • 3) выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы,
  • 4) выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием.

Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Один из реформаторов В. Лай выделял в процессе обучения три этапа:

  • § восприятие,
  • § переработку,
  • § выражение.

Абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает всесторонней проработки материала. Такое обучение требует больших затрат времени.

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Особенности:

  • 1) Системный, комплексный подход к пониманию процесса обучения (слияние восприятия, усвоения и применения на практике).
  • 2) Сочетание педагогического управления с собственной инициативой и школьников.
  • 3) Дифференцированные учебные планы, программы, курсы. Интеграция учебных курсов, адаптация их к разнообразным потребностям и интересам учащихся.
  • 4) Технологизация образования. Использование гибкой системы технологий, специально созданных для разрешения конкретных проблем.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой