Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Измерение и оценка педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт проектирования и применения систем обучения с компьютерной поддержкой создал предпосылки для учета и моделирования разнообразных действующих факторов и возможностей педагогической системы. В современных сложных педагогических системах (компьютерных моделях) поставлена и успешно решается конкретная дидактическая задача (сформулированы диагностируемые конкретные цели обучения, выделено… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ (СОКП)
    • 1. 1. Комплексный подход к оценке педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой
    • 1. 2. Инструментарий измерения и оценки педагогической целесообразности и педагогической эффективности
    • 1. 3. Технология оценки педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой и специфика деятельности педагога при использовании информационных компьютерных технологий
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ДЕЙСТВЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ СОКП В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
    • 2. 1. Обеспечение измерения и обработки экспериментальных педагогических данных
    • 2. 2. Оценка педагогической полезности компьютерной поддержки и компьютеризированных курсов
    • 2. 3. Эффективность применения педагогически полезных целостных компьютеризированных курсов

Измерение и оценка педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире процесс информатизации общества оказывает существенное влияние на развитие сферы образования. Системы и средства информатизации значительно повышают качество образования, если они используются с учетом их дидактических возможностей. Следовательно, профессиональное качество педагогов напрямую зависит от того, какие информационные компьютеризированные средства и системы обучения они могут в праве встраивать в педагогические технологии, а какие окажутся бесполезными, не эффективными. Отсюда, качество подготовки специалистов и качество профессионального образования с необходимостью возрастает, если используемые средства будут гарантировать прогнозируемое развитие личности.

Метод проб и ошибок, являющийся мощным средством для совершенствования персонифицированных педагогических технологий, исчерпал свои ресурсы под «агрессивным» натиском «высоких» технологий, как инструмент эмпирического исследования. Пришло время разработки новой инструментальной платформы, позволявшей бы в новых условиях обеспечивать специалистам в профессиональной деятельности принципы целостности, воспроизводимости, нелинейности педагогических структур, адаптации процесса обучения к личности обучающегося при создании и использовании систем обучения с компьютерной поддержкой.

Актуальность исследования.

Для решения собственных задач образовательного процесса имеет место направление, состоящее в дальнейшем совершенствовании использования всех возможностей компьютерных технологий и компьютерных коммуникаций для целей обучения и развития, а также для обеспечения эффективности и качества осуществления образовательных услуг.

Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности работников образования осуществляется по двум направлениям. Первое базируется на идеях программированного обучения и предполагает применение систем обучения с компьютерной поддержкой в процессе преподавания учебных дисциплин. В рамках этого направления (подготовка специалистов) компьютеризация образовательного процесса расширяет его структуру: к традиционным занятиям (лекции или уроки, практические занятия), объем которых существенно не меняется добавляется самостоятельная работа обучающихся за компьютером.

Использование программного обеспечения в образовательном процессе происходит в основном по линии приложений основных принципов изучаемых дисциплин, позволяя ставить дидактические задачи (цели, содержание, модель обучаемого), представляющие большой практический интерес, и, следовательно, через повышение практической значимости изучаемом учеонои дисциплины для обучающихся, стимулировать интерес к ее более активному изучению.

В рамках второго направления (передача знаний, подготовка профессионалов, самостоятельная работа, самоконтроль обучающихся, обеспечение качества образовательных услуг) требуется качественно изменять структуру образовательного процесса, перенося его основную содержательную часть на работу обучающихся за компьютером с использованием всего технического арсенала компьютерных и коммуникационных технологий — активно внедрять и использовать элементы дистанционного обучения.

Этому способствуют процессы глобализации общественного развития, переход к новой экономике, формирование особенных межнациональных информационных структур ведущих к возрастанию значения индивида, личности, и, как следствие, к необходимости реальной индивидуальной актуализации прогнозирования развития обучающегося.

Диссертационное исследование посвящено одной из самых малоразрабоганных проблем в области общей педагогики — оценке педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой, проектируемых и используемых для образовательного процесса (ОП). В современной психолого-педагогической литературе рассматриваются частные задачи по данной проблеме, однако вопрос комплексного подхода к г оценке дидактического качества систем обучения с компьютерной поддержкой, основанный на моделировании развития личности и прогнозе последствий обучения, еще не получил окончательного теоретического и практического решения.

Системы обучения с компьютерной поддержкой (СОКП) представляются нами как компьютеризированные модели педагогических систем. Они могут быть представлены в виде компьютерной программы учебного назначения, программно — методического комплекса, компьютерного (электронного) учебника или компьютеризированным курсом и др.

Опыт проектирования и применения систем обучения с компьютерной поддержкой создал предпосылки для учета и моделирования разнообразных действующих факторов и возможностей педагогической системы. В современных сложных педагогических системах (компьютерных моделях) поставлена и успешно решается конкретная дидактическая задача (сформулированы диагностируемые конкретные цели обучения, выделено конкретное содержание, запрограммирован алгоритм учебно-познавательной деятельности обучающегося) и реализована учебная компьютерная технология (запрограммированы дидактические процессы и организационные формы), а компьютер выступает не только как техническое средство, но и выполняет конкретные выделенные ролевые функции педагога.

Поэтому вопросы доказательства полезности проектирования СОКП, выявления условий обеспечения их эффективного функционирования в реальных условиях образовательного процесса являются актуальными и практически важными.

При этом для обоснования полезности использования таких средств ооучения как моделей педагогической системы, предлагалось определять педагогическую целесообразность на основе фактографических измерений, носящих частный, субъективный характер, или экспериментально проверять потенциальную педагогическую эффективность применения данных систем в лабораторных условиях. При этом использовались качественные описания результатов, формальные статистические оценки основывались на предположениях и гипотезах выполнения математических законов, а не на инвариантные дидактические закономерности, причем без учета прогноза развития обучающегося.

Поэтому, разработка метрики дидактических параметров для целей объективного анализа и оценки педагогической целесообразности и педагогической эффективности является актуальной задачей как измерительной основы инструментария.

Анализ литературы свидетельствует, что недостаточная теоретическая разработанность оценки педагогической полезности СОКП, использование информации, которая недостаточно четко параметризовала фундаментальные дидактические качества таких систем, применение методов разработки учебной компьютерной технологии без обеспечености прогнозирования изменения в развитии личности, неспособность выявить предельные дидактические возможности систем обучения с компьютерной поддержкой без учета вариативности решения дидактической задачи, а главное — отсутствие объективных измеряемых дидактических параметров и методов (технологии) анализа педагогической полезности приводило к процедурам, оценивающим только частные потенциальные возможности применимости для обучения и не связности (не системности) этапов жизненных циклов таких систем.

В противном случае происходил отказ от использования СОКП в ОП.

Не использование современного средства обучения вело к возврату к прежним методам преподавания дисциплин, что сдерживало качественный рост опыта педагога, оставляя на прежних позициях и качество предоставления образовательных услуг.

Из литературы следует, что приводимые педагогамиисследователями доказательства педагогической полезности базировались на уникальных эмпирических данных, применении описательных оценок и качественных критериев. Нам не встретилось исследование, где бы использовалось целевое предназначение СОКП — прогнозирование развития личности, что и создает реальную основу технологизации обучения, сводящую к минимуму стихийность применения таких систем и реконструирования каждый раз неоптимальной учебной технологии. Отсюда и возникали большие проблемы у педагогов при использовании СОКП в структуре занятия (урока), вносился значительный субъективный фактор * при определении конкретных условий и параметров работы модели, субъективная оценка изменчивости результатов обучения. Кроме того, затруднялось управление учебно-познавательной деятельностью, контроль за результатами обучения, выявление тенденций развития личности обучающегося, наблюдался значительный разброс в оценке знаний и умений, и как следствие, — дидактическая неустойчивость образовательного процесса (прерывание образовательных траекторий и неоправдываемость прогноза развития личности обучающего при использовании компьютерной поддержки).

Если иметь информацию, что СОКП обладают свойством педагогической полезности (педагогически целесообразны и педагогически эффективности), то в процессе эксплуатации таких средств качество обучения повысится, а педагоги смогут решать задачи по обеспечению условий педагогической эффективности обусловленной педагогической целесообразностью.

Таким образом, нами выявлены следующие противоречия. С одной стороны, между декларируемой педагогической эффективностью и педагогической целесообразностью создания и применения систем обучения с компьютерной поддержкой. С другой — между потребностью прогнозировать результаты обучения с заданием процесса формирования требуемых качеств обучающегося и недостаточной разработкой измерительных и оценочных процедур по оценке результатов прогноза (достижения целей обучения), а также управления процессом обучения с учетом реальных дидактических возможностей такой системы как компьютеризированная модель педагогической системы. Необходимость разрешения этих взаимосвязанных противоречий определила проблему исследования, которая заключается в разработке технологии измерения и оценки педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.

Объект исследования — системы обучения с компьютерной поддержкой, предмет — процесс измерения и оценки педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.

Цель диссертационного исследования — разработать технологию по определению педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность проектирования и использования систем обучения с компьютерной поддержкой повысится, если: будут определены педагогические основы педагогической полезности, * целесообразности и педагогической эффективности систем обучения с компьютерной поддержкой и создан измерительный инструментарийбудут выявлены организационно — педагогические условия по обеспечению действенности технологии измерения и оценки педагогической полезности в образовательном процессебудет определена специфика деятельности педагога при проектировании и использовании педагогически полезных систем обучения с компьютерной поддержкой и разработано методическое сопровождение технологии.

С учетом объекта, предмета, цели исследования и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи:

1. Провести анализ систем обучения с использованием компьютерной поддержки образовательного процесса.

2. Разработать технологию измерения и оценки педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.

3. Выявить и экспериментально проверить организационно — педагогические условия по обеспечению педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.

4. Разработать научно-методические рекомендации по оценке педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.

Методологической базой исследования послужили общие положения о системном подходе к анализу явлений, теоретические положения системологии (Клир Дж. и др.), теория применения комплексного подхода к исследованиям в педагогике (Бабанский Ю.К. и др.), математические основы измерений в педагогике (Михеев В.П. и др.), применение статистических методов в педагогике (Гласс Дж., Стенли Дж. и др.) и методов моделирования в дидактике (Беспалько В.П., Талызина Н. Ф., Платонов К. П., Блауберг И. В., Кузьмина Н. В., Холина Л. И. и др.), педагогический эксперимент (Никандров В.И., Скалкова Я. и др.), перспективы создания и использования систем обучения с компьютерной поддержкой (Роберт И.В., Полат Е. С., Скибицкий Э. Г. и др.).

Для решения поставленных задач и проверки концептуальных положений использовались следующие методы исследования: • анализ научной литературы по философским, педагогическим, математическим, техническим и теории систем проблемам;

• изучение и обобщение практического опыта создания и применения систем обучения с компьютерной поддержкой в реальном образовательном процессе;

• моделирование систем и процессов, наблюдениеизмерениепедагогический эксперимент;

• количественный и качественный анализ полученных результатов.

Исследование осуществлялось в процессе теоретической, опытно-экспериментальной, программистской работ и педагогической практики в лаборатории дистанционного обучения в образовательной структуре региона Сибири Сибирского института образовательных технологий Российской академии образования, в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете на кафедре социологии, психологии и педагогики Института гуманитарного образования, Сибирском институте финансов и банковского дела на кафедре математики и информатики, в Финансово-банковском колледже, Лицее информационных технологий № 1 и муниципальных общеобразовательных учреждениях (школах) г. Новосибирска (№№ 6, 80, 101, 177, 179).

Условно можно выделить следующие этапы исследования: 1986 — 1990 г. г. — определение теоретических предпосылок исследования, разработка методик по экспериментальной проверке эффективности отдельных компьютерных программ и компьютерных практикумов.

1991 — 1994 г. г.- анализ результатов внедрения систем обучения с компьютерной поддержкой в образовательный процесс, накопление опыта по проектированию и практическому использованию таких систем. Исследование вопросов, связанных с моделированием развития личностиопределение возможностей использования системологии в педагогических исследованияхмоделирование педагогических СОКП и предварительный анализ данных педагогических экспериментов.

1995 — 1997 г. г. — разработка технологии измерения и оценки педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой. Формулирование понятий педагогической целесообразности, эффективности, полезности. Проведение педагогических экспериментов, выявление измерительных параметров и величин, создание системы оценок по измерению и анализу педагогической полезности СОКП. Разработка методического обеспечения по определению педагогической целесообразности и педагогической эффективности. Определение педагогической полезности отдельных компьютерных программ и целостных компьютеризированных курсов.

— 161 998 — 2001 г. г.-анализ полученных в ходе работы результатов, систематизация, обсуждение, обобщение, публикация и оформление в виде завершающего исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Предлагаемая технология измерения и оценки была апробирована в СИОТ РАО, Томском и Кемеровском областных центрах информационных технологий. Разрабатываемые в настоящем исследовании теоретические положения и практические рекомендации нашли отражение в монографии «Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса.». Материалы диссертации были доложены, представлены тезисами докладов на Республиканском совещании-семинаре «Использование ЭВМ в учебной и научно-исследовательской работе студентов», Новосибирск, 1988; на.

Всесоюзном научно-практическом совещании «Электронновычислительная техника в образовательной школе», Новосибирск, 1988; на IX республиканской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении», Омск, 1992; на юбилейной конференции, посвященной памяти чл.-кор. АПН СССР Ю. В. Шарова, Новосибирск, 1992; на республиканской научно-практической конференции «Перспективные модели образования», Новосибирск, 1993; на Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании», Новосибирск, 1996; на 54-й научно-технической конференции НГАС, Новосибирск, 1997; на семинарах СИОТ РАО, НГАС и НИИ МИОО НГУ, НОУ ВПО СИФБД, 1995 — 2001; в спецкурсе ОГГТИ «Использование вычислительной техники в учебном процессе», Одесса, 1991; на курсах повышения квалификации при Новосибирском ИПК и ПРО, 1995 — 1996. Основные результаты, выводы и практические рекомендации нашли отражение в отчетах по научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе Российской академии образования (1986;1997) — Концепции программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса АПН СССР, 1990; в методических разработках НИИ ИВТ АПН СССР «Концептуальные проблемы информатизации общего среднего образования», 1990; в задании 1.2.7.03.01 .С.04 КП НТП стран — членов СЭВ «Разработка практикумов на ЭВМ по ряду учебных предметов и программное обеспечение для их проведения», 1990; комплексной программе Российской академии образования «Информатизация общего среднего образования» (1993;1997), разработке программно-методических комплексов, компьютерных практикумов и целостных компьютеризированных курсов (1986;1996).

На защиту выносятся.

1. Технология определения педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой основывается на поэтапном решении двух взаимосвязанных задач — измерению и оценки педагогической целесообразности и педагогической эффективности.

2. Поэтапная технология измерения и оценки педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой способствует повышению эффективности проектирования и внедрения таких систем в образовательном процессе.

3. Использование в образовательном процессе педагогически полезных систем обучения с компьютерной поддержкой с учетом обеспечения условий педагогической полезности приводит к повышению эффективности обучения.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

Определены педагогические основы полезности систем обучения с компьютерной поддержкой, раскрыты понятия педагогической целесообразности и педагогической эффективности, введены понятия нормы и оценки резерва эффективности.

Разработана научно — обоснованная технология поэтапного установления педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой. Показано, что такой подход к измерению и оценки полезности обеспечивает эффективность использования систем обучения с компьютерной поддержкой со всеми их дидактическими возможностями и ресурсами в реальном образовательном процессе, повышает качество профессионального мастерства педагога, гарантирует оправдываемость дидактического целеполагания в процессе развития личности обучающегося.

Выявлены организационно — педагогические условия по обеспечению педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой в реальном образовательном процессе на основе формализации образовательной траектории.

Определена специфика деятельности педагога при решении задач по обеспечению педагогической полезности в условиях эксплуатации таких систем и поддержания устойчивости образовательного процесса с компьютерной поддержкой.

Теоретическая значимость исследования определяется применением комплексного подхода при разработке педагогических основ установления полезности систем обучения с компьютерной поддержкой и создания поэтапной технологии измерения и оценки педагогической полезности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке измерительного и оценочного инструментария педагогической целесообразности и педагогической эффективности систем обучения с компьютерной поддержкойв создании поэтапной технологии установления педагогической полезности и выявлению организационно — педагогических условий обеспечения её действенностив разработке методического обеспечения и рекомендаций для использования технологии в исследовательских целях и сопровождения её различными специалистами.

Достоверность результатов исследования обеспечена опытно-экспериментальной работой, проведенной на базе образовательных учреждений г. Новосибирска, подтверждается адекватностью методов исследования его целям и задачам, фактическими данными и результатами анализа, полученными при экспериментальном исследовании.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работе содержится 205 страниц, 26 таблиц, 2 рисунка и 5 приложений.

выводы и методические рекомендации по использованию таких систем в реальном ОП.

8. Разработаны научно-методические рекомендации по использованию представленной технологии различными категориями пользователей.

Предметом дальнейших исследований и перспективными направлениями работ могут быть:

• использование технологии измерения и оценки педагогической полезности при организации и применении различных форм дистанционного обучения;

• использование инструментария технологии измерения и оценки для проектирования педагогического мониторинга ОГ1;

• учет педагогической полезности СОКП в исследованиях педагогических технологи й и моделирования педагогических системоценки прогноза дидактического целеполагания и качества воспроизведения ОП;

• измерение и оценка педагогической полезности в опытноэкспериментальных работах и педагогических экспериментах при доказательстве эффективности и анализе изменчивости результатов обученияразвитие технологии измерения и оценки ПП на основе методов и техники теории формальных систем (системологии). подготовка и переподготовка педагогических кадров и работников образования в направлении проектирования и использования педагогических полезных ССЖП, накопление и обобщение опыта по эксплуатации СОКП и оптимизации условий обеспечения их педагогической полезности.

— 181 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Диссертационная работа содержит решение одной из научных проблем в области педагогических исследований — измерению и оценке педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.

Решением этой проблемы стала разработка технологии поэтапной оценки ГШ СОКП. Эта технология представляется в виде универсальной процедуры по исследованию свойств СОКП (педагогическая целесообразность и педагогическая полезность), способствующих развитию личности обучающегося.

Совокупность полученных результатов формулируется следующим образом.

1. На основе анализа психолого — педагогической литературы выявлена необходимость процедур измерения и оценки педагогической полезности СОКП.

2. Показано, что использование разработанной технологии повышает качество проектирования и использования систем обучения с компьютерной поддержкой.

3. В ходе исследования внесен вклад в теорию обучения с использованием компьютерных технологий, так как на основе применения комплексного подхода разработаны педагогические основы педагогической полезности, уточнены понятия педагогической целесообразности и педагогической эффективности, установлена их тесная взаимосвязь.

4. Разработан измерительный и оценочный инструментарий технологии, предложены системы измерителей, параметров и критериальные оценки, процедуры вычисления величин для анализа педагогической полезности СОКП.

5. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило обоснованность поэтапного определения педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой, пригодность и необходимость разработанных измерительных процедур при исследовании СОКП как модели педагогической системы.

6. Выявлены организационно-педагогические условия и сформулированы задачи по обеспечению педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой в образовательном процессе, определена специфика деятельности педагога при использовании педагогически полезных СОКП.

7. Данные, получаемые посредством оценочного инструментария, позволяют формулировать обоснованные рекомендации по совершенствованию СОКП в направлении уменьшения влияния погрешностей моделирования, а также научно-обоснованные.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: аспект использования компьютерных средств в учебно- воспитательном процессе: Автореф. дисс. д.п.н. — Ташкент, — 1990.-43 с.
  2. В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России, — 1999, № 5. С.89−92.
  3. В.Д., Андреев Г. П., Давыдов H.A. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ М.:ВПА, 1988, — 80 с.
  4. В., Есерский В., Антонов В. Компьютеризация и дидактика // Высшее образование в России, — 1999, № 5. С.83−88.
  5. Амонашвили III. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Мн.: Университетское, 1990. — 560 с.
  6. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании М.: ИОШ РАО, 1994. — 228 с.
  7. Д. Количественные оценки успеваемости //Сов. педагогика, — 1986. -№ 10. С.14−18.
  8. М.В., Вержицкий Г. А., Монахов В. М. и др. Диагностика. Москва-Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1997.-73 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. Ю.К. Интенсификация процесса обучения М.: Знание, 1987. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 6).
  11. Г. А. Теория учебных задач -М: Педагогика, 1990, — 184 с.
  12. А.Б., Марусин В. В., Скибицкий Э. Г., Слуднов A.B., Холина Л. И. Организационно-педагогические аспекты дистанционного обучения (концепция) //Препринт /Под. ред. Э. Г. Скибицкого. Новосибирск. 1998. — 40 с.
  13. П.А. Эффективность автоматизированного обучения //Совр. высш. шк. — 1986,-№ 2.-С. 139−147.
  14. В.П. Программированное обучение : Дидактические основы М.: Высш. шк., 1970. — 300 с.
  15. В.П. Разработка методики дидактической оценки урока//Сов. педагогика.- 1985,-№ 5. С. 18−21.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  17. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. — 248 с.
  18. И.М., Коуров В. Г., Собакинских Н. И. Адаптивные педагогические программные средства Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 1991. — 101 с.
  19. И.М., Слуднов А.В, Скибицкий Э. Г. Способы и анализ педагогического и программного обеспечения компьютерного учебногокурса // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: НИИ ИВТ, 1992, -№ 9 — С.5−8.
  20. И.М., Скибицкпй Э. Г., Слуднов A.B. Средства реализации технологии анализа программного обеспечения учебного процесса // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1993,-№ 10. — С.5−11.
  21. В., Рубцов В. Игровые компьютерные среды учебного назначения // Информатика и образование,-1990, — № 5 С. 10−15.
  22. Я., Королев В. Новые разработки для образования //Информатика и образование. 1993 — № 2 — С.5−7.
  23. М. 11родуктивное мышление М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  24. В.М. Условия эффективного внедрения ЭВМ в учебный процесс высшей школы // Активные методы обучения в учебный процесс в условиях перестройки высшей школы. — Львов, 1988. -С.37−38.
  25. П.Н. Проблемы применения методов теории вероятностей и математической статистики в педагогической теории и практике: Автореф. дисс.д.п.н. Киев. 1977. — 45 с.
  26. Т.В. Учебная деятельность и ее средства М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 256 с.
  27. Галеев И Х., Иванов В. Г. Ахмадулин М.С. Проектирование систем обучения открытого типа // Информатизация образования: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. В. Н. Врагова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 1994,-С. 106−112.
  28. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  29. Т., Машбиц Е. И. О модели решения учебной задачи И Вопр. психологии. 1973. — № 6. — С.48−58.
  30. B.C. Содержание обучения как объект прогностического исследования. Программированное обучение-1980.-Вып.17, — 37 с.
  31. A.B., Слуднов A.B. Методы реализации технологии анализа программно-педагогического обеспечения учебного процесса:
  32. Педагогические эксперименты типа «кузенов» // Информационные технологии в образовании Новосибирск: ИПСО РАО, 1993. -Ы 9. — С.20−29.
  33. Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход //Педагогика-1995.-№ 4 -С.105−110.
  34. П.И., Максимов В. Е., Максимова С. Ю., Молоков Ю. Г., Минин М. Г. Концепция комплекса диагностики качества общеобразовательной подготовки учащихся / Под ред. И. М. Бобко,-Новосибирск: СИОТ РАО, 1998. 19 с.
  35. И.В., Скибицкий Э. Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности учебных компьютерных технологий // Информатизация образования: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. В.Н.Врагова- Новосиб. ун-т, — Новосибирск, 1994, — С.3−14.
  36. И.В., Скибицкий Э. Г. Педагогическая целесообразность разработки и внедрения компьютерных обучающих систем в школу //Новые информационные технологии в университетском образовании. Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1995, — С. 152−154.
  37. И.В., Скибицкий Э. Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий //Информационные технологии в образовании Новосибирск: ИПСО РАО, 1995,-Вып.12. — С. 12−23.
  38. И.В., Скибицкий Э. Г. Функции компьютера в педагогическом процессе с применением компьютерных обучающих систем// Информационные технологии в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1995. — Вып. 12. — С.37−43.
  39. М.И. и др. Применение математической статистики в педагогических исследованиях М: Педагогика, 1977. -136 с.
  40. Далингер В. А, Диалоговые обучающие программы и требования к ним (в школьном учебном процессе) // Информатика и образование. -1988, № 6,-С.35.
  41. B.C., Скибицкий Э. Г. О построении универсальных средств для создания компьютеризированных курсов // Образование Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. С. 108−113.
  42. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат,-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  43. Л.А., Скибицкий Э. Г., Слуднов A.B. К вопросу о моделировании измерения развития личности при обучении с помощью компьютеризированных курсов // Информационные технологии вобразовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1994. -N11.- С.38−41.
  44. Е. Возможности компьютерных технологий обучения // Народное образование. 1997 — № 9. — С.52−59.
  45. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. -М.: «Дом педагогики», 1996, — 208 с.
  46. А. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование. 1992. — № 5−6, — С.З.
  47. А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования (информатизация образования). -Новосибирск: Препринт ВЦ СО АН СССР, 1990.-№ 888.-60 с.
  48. Н.В., Смирнов М. П. Факторный анализ № 5.-С.49−53.
  49. Ю.М., Маркина Л. Н., Омелько Н. Е. Товбис М.Б. Информационные технологии и школа // Информатика и образование -1997. -№ 5. С.31−34.
  50. Д.В., Зарецкая З. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование 1997 — № 7. — С.89−95.
  51. Д.В., Зарецкая З А., Первин Ю. А. Педагогические и технологические основы создания открытых программно-методических систем // Информатика и образование. 1998 -№ 1. — С.75−81.
  52. Е.И. Проектирование и использование компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников. Автореф. дисс. к.п.н. -Новосибирск, 1999. 20 с.
  53. Е.И. Проектирование, внедрение и использование компьютерно поддерки в образовательном процессе / Образовательная выставка: Ресурсы педагогического профессионализма // Тез. докл. и сообщений симпозиума. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. — С. 103 — 106.
  54. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  55. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение- М: Знание, 1981, — 96 с.
  56. О.Ф. Тестирование знаний и умений учащихся //Сов. педагогика. 1991.-№ 12. — С.27−33.
  57. В., Рудаков Э., Тимошенков А., Щеголев А. Технология разработки учебных программных средств //' Информатика и образование. -1987, — № 6 -С.63−65.
  58. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М., 1975.-С. 10−38.
  59. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Метод, пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  60. Л. А., Паутова А. Г. Компьютер-катализатор творческого развития личности // Информатика и образование 1994.-№ 5. -С.47−52.
  61. ЕЮ., Литвинцева Л. В., Поспелов ДА. Представление знаний о времени и пространстве в интелектуальных системах. / Под ред. Д. А. Поспелова. М. Наука. Гл. ред. физ. — мат. лит. 1989. — 328 с.
  62. Р.Я. Дидактическое моделирование познавательной деятельности для управления обучением с помощью ЭВМ: Метод, рекомендации. М.: ТСХА, 1989. -48 с.
  63. M.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта М.: Знание, 1989. — 80 с.
  64. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач М.: Радио и связь. 1990. — 539 с.
  65. Ю.В., Заляев II.А., Исмагилов Н. А. Проектирование открытых компьютерных обучающих комплексов // Информатизация образования: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. В. Н. Врагова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994, — С.92−105.
  66. Компьютерные практикумы (ЭВМ в образовании) / Под ред. действ, чл. АПН СССР В. Г. Разумовского, чл.-кор. АПН СССР И. М. Бобко. -Новосибирск: НИИ ИВТ АПН СССР. 1991.- 167 с.
  67. Концептуальные проблемы информатизации общего среднего образования // Методические разработки / Под общ. ред. чл.-кор. АПН СССР И. М. Бобко. Новосибирск: НИИ ИВТ АПН СССР, 1990. 22 с.
  68. Р., Влейник И. Интерфейс «человек-компьютер» М.: Мир, 1990. — 501 с.
  69. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. чл.-корр. АПН СССР, проф. Н. В. Кузьминой. J1.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
  70. А., Сергеева Т. Обучающие программы и дидактика // Информатика и образование,-1986, — № 2. С.87−90.
  71. А.Ю. Основные направления использования ИТ в шотландской начальной школе // Информатика и образование, -1997. № 6,-С.104−108.
  72. H.A., Кутузов В. И., Румянцев И. А. Один из подходов к разработке обучающих программ // Компьютеризация образования: Межвуз. сб. науч. трудов. / Под ред. проф. Врагова В. Н. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,, 1991. С.32−38.
  73. A.A. Вопросы методики педагогических исследований -Таллинн: Ваагус, 1971. Ч1. — 134 с.
  74. A.A. Вопросы методики педагогических исследований -Таллинн: Ваагус, 1971. 4.2. — 228 с.
  75. A.M., Бобко А. И. Программный комплекс ''АРМ директора школы" /V Образовательные технологии: Сб. науч. тр. № 1 / Под общей ред. чл.-корр. РАО Бобко И. М. Новосибирск: Изд-во СИОТ РАО, 1997. С.148−156.
  76. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: Изд-во Омского пед. ун-та, -1999.- 294 с.
  77. С.С. О качестве систем ДО //Высшее образование в России. -2000, № 6. -С. 123−124.
  78. М. Требования к содержанию и оформлению педагогического сценария //Информатика и образование.-1989, № 4 С.68−71.
  79. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы (2-е изд. Переработ.) -М.:Высш.шк., 1991, — 224 с.
  80. А.Н. Деятельность, сознание, личность М.: Политиздат,!975.-304 с.
  81. В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопр. психологии. 1983. — N 6. -С. 16−27.
  82. И. Методологические основы дидактики Пер. с болг. / Предисл. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  83. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 1990. — 192 с.
  84. Д.Ш. Фактор времени в обучении // Сов. Педагогика. -1987,-№ 7. С. 27−28.
  85. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы М. Знание, 1986. — 80 с.
  86. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения М.: Педагогика, 1988, — 192 с.
  87. М. Основы прикладной статистики М.: Энергоатомиздат, 1983.-416 с.
  88. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ -Киев. 1986. 24 с.
  89. Методы педагогических исследований / Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В .- М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  90. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
  91. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся // Вопр. психологии, 1985,-№ 3. С. 14−22.
  92. В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения: Сб. науч. тр. «Проектирование новых информационных технологий обучения» / Под ред.В. М. Монахова. -М&bdquo- 1991. С. 4−30.
  93. Мордвинова E. J1. О создании и экспертной оценке качества многоуровневых саморегулирующих целостных комьютерно-ориентированных курсов для профессиональной подготовки учащихся. Материалы симпозиума. Тез. докл. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. -С.107−110.
  94. Мордвинова E. J1, Анализ учебно-познавательной деятельности с помощью ЦКОКа. Сб. статей. Новосибирск: НГАСУ, 1999. — С. 106 — 113.
  95. Мордвинова E. J1. Педагогические основы проектирования, создания и использования целостных компьютерно-ориентированных курсов для начальной профессиональной подготовки. Автореф. дисс.. к.п.н. -Новосибирск, 2000. 16 с.
  96. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики: Анализ зарубежного опыта М.: Наука, 1970. — 206 с.
  97. В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с применением автоматизированных обучающих систем. М.: НИИВШ, 1985. 48с. (Обзор информ. / НИИ пробл. высш. шк. Сер. «Средства обучения в высш. и сред. спец. школе». -Вып. 2).
  98. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. действ, чл. В. Г. Разумовского, чл.-кор. АПН СССР И. М. Бобко. Новосибирск: НИИ ИВТ АПН СССР, 199 Г-69 с.
  99. Нюшенкова M. JT Сравнительное изучение успеваемости в средней и высшей школе методом корреляционного анализа: Автореф. дис. к.п.н, — Ульяновск, 1975. 24 с.
  100. О.П. Современные технологии в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России, — 1994, № 2. С.45−40.
  101. В.И. Педагогическая диагностика // Сов. Педагогика. -1989, — № 3. С.43−45.
  102. К.П. Структура и развитие личности. М: Наука, 1986. -С.255.
  103. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512 с.
  104. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в системе построения учебной деятельности // Вопр. Психологии. 1995 -№ 1 — С. 13−24.
  105. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности Томск: Пеленг, 1993.- 61 с.
  106. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования М.: Школа-Пресс. 1994. — 205 с.
  107. Н.М. Проблемы измерений в дидактике Киев, 1979. — 175 с. 1 13. Ротмистров Н. Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика иобразование. 1994. -№ 4. — С.89−90.
  108. С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
  109. В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. 1989. — № 3 — С.3−16.
  110. Р. Справочник по непараметрической статистике: Современный подход М.: Финансы и статистика, 1982. — 198 с.
  111. А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем: Методическое пособие для преподавателей и студентов вузов / Под ред. А. Я. Савельева. -М.: Высш. шк&bdquo- 1986. 176 с.
  112. Г. А., Слуднов A.B. Методика проведения испытаний ППС // Использование ЭВМ в учебной и научно-исследовательской работе. Тез. докл. республ. совещ.-семинар Новосибирск, 1988. -С.282−284.
  113. А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний М.: Педагогика, 1981. -262 с.
  114. Г. К. Взгляд на проблему // Народное образование -1997,-№ 9 С.27−32.
  115. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 258 с.
  116. Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. М: Педагогика, 1989. 220 с.
  117. М.Н. Проблемы современной дидактики: 2-е изд.-М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  118. Э.Г., Слуднов A.B. Технология анализа педагогического и программного обеспечения // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: НИИ ИВТ, 1992. — N 8 — С.10−29.
  119. Э.Г. О роли педагога в процессе обучения с применением компьютерной техники // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1993. — N 8 — С.78−87.
  120. Э.Г. Компьютеризированные курсы в педагогическом процессе образовательных учреждений: Монография. Новосибирск: ИПСО РАО, 1994. 90 с.
  121. Э.Г., Слуднов A.B. К вопросу параметризации свойств программного средства обучения // Программные продукты и системы. Тверь, 1994. — № 1. — С. 14−1 7.
  122. Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов в общеобразовательной школе: Монография. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1996. 194 с.
  123. Э.Г. Концепция создания компьютеризированного курса как составляющей педагогической системы, — Новосибирск: РИО НИПКиПРО, 1996. 38 с.
  124. Э.Г., Слуднов A.B. Идентификация педагогической целесообразности компьютерных технологий // Программные продукты и системы. Тверь, 1996. -№ 1. С. 23 -28.
  125. Э.Г. Целостные компьютеризированные курсы -технология образования XXI века /7 Эволюция: человек и образование: Материалы конгресса. Новосибирск, 1996. — С.161 — 163.
  126. Э.Г., Слуднов A.B. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса: Монография. -Новосибирск: ИПСО РАО, 1996, — 107 с.
  127. Э.Г., Слуднов A.B. Педагогическая полезность проектирования и использования целостных компьютеризированных курсов в учебном процессе // Программные продукты и системы. Тверь, 1997. -№ 2. — С.45 -48.
  128. Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов. Автореф. дисс. д.п.н. -Барнаул, 1997. 36 с.
  129. Скибицкий Э. Г. Комплексный подход к проектированию и внедрению целостных компьютеризированных курсов в учебный процесс
  130. Проблемы специализированного образования. Новосибирск: Изд-во НИИМИОО НГУ, 1998. Вып.1. — С.177−196.
  131. Э.Г., Холина ЛИ. Компьютерная культура педагога как условие информатизации образования // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Т. 2. -Ч. 1 .-Новосибирск: ИФиПСО РАН, 1998,-С.155−160.
  132. Э.Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения -Новосибирск: НИПКиПРО, 1999.-138 с.
  133. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
  134. Словарь иностранных слов / Под ред.И. В. Лехина др. М.: Сов. энцикл., 1964. -984 с.
  135. С’луднов A.B. Методика определения педагогической полезности систем обучения с компьютерной поддержкой.Тез. докл. на 54-й научн.-техн. конф, — Новосибирск: НГАС, 1997. С.25−26.
  136. A.B. К вопросу определения педагогической полезности применения учебных компьютерных технологий впедагогическом процессе общеобразовательной школы // Образовательные технологии, — Новосибирск: СИОТ РАО, 1997. № 1- С. 156−167.
  137. С.С. Ещё раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. -2000, № 6. С.113−120.
  138. Советский энциклопедический словарь / Ел. ред. А. М. Прохоров. 3 изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1986, — 1600 с.
  139. Л.В., Пискунов М. У., Тихонов И. И. Организация учебного процесса с помощью АОС: Педагогические основы Ми.: Университетское, 1986.-95 с.
  140. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 134 с.
  141. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 343 с.
  142. Н.Ф., Еабай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977. -64 с. / Новое в жизни, науке и технике. Сер."Педагогика и психология". № 11 /.
  143. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 47 с.
  144. О. Диалог компьютера и студента // Высшее образование в России. -2000, № 6. С.120−123.
  145. Д. Тестирование умений и навыков: основные принципы //Директор школы. 1994. — № 6. — С. 14−22.
  146. Философский словарь / Под ред.И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  147. Л.И. Проблемы создания многопараметрических обучающих программ: Автореф. дисс.. д.п.н. Санкт-Петербург, 1991.-32 с.
  148. Л.П., Скибицкий Э. Г. Дидактические принципы дистанционного обучения // Новые информационные технологии в университетском образовании. Сб. научных тр. / Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1998. С 193−194.
  149. Л.М., Чекарев А. И. К вопросу об эффективности использования автоматизированного класса при усвоении лексики английского языка//Вестн. Львов, гос. ун-та, 1972. N 3.-С. 18−72.
  150. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  151. Bangert-Drowns R. L, Kulik J.A., Kulik C.L. Effectiveness of Computer-based Education in Secondary Schools // Journal of Computer-Based Instruction. 1985. — Vol. 12. -N3. -P.125−132.
  152. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives//Handbookl: Cognitive Domain. Harlow, 1956.
  153. Bramble W.J., Mason E.J., Berg P. Computers in Schools McGraw-Hill, Inc., New York, 1985. -334 p.
  154. Eysenck H.F. Heredity and Environment: The State of Debate//Educational Analisis. -1982, — N2. 154 p.162.. Hartley J. Linear and Skip-Branching Programms: A Comparison Study // Journal of Educational Psychology. 1965. -Vol. 35. — № 3. — P.223−246.
  155. Hebenstreit J. Computers in Education: The Next Step// Education and Computing.-l995.-V. 1-P.37−43.
  156. Kulik J.A., Kulik C.L., Cohen V. Effectiveness of Computer-Based Teaching of Secondary School Students // Journal of Edicational Psychology. 1983, Vol.75.- N 2. -p.25−32.
  157. Merredith I.C. The CAI Autor / Instructor: an Introduction and Guide for the Preparation of Computer Assisted Instruction Materials //Computerized Education Technology/ Michigan, 1972/ - Vol.1. — N1. — P.33−104.
  158. Penow C. Organizational Analisis: A Sociological View, Belmont, 1970, — P.7−26.
  159. Уровень усвоения, а Приложение 2 табл.3
  160. Уровень контроля 1 М приложение 2 табл.4
  161. Степень осознанности 6 приложение 2 табл.7
  162. Коэффициент научности ! Кр= Р2/Р1 1 $ 1 достигнутый уровень абстракции (научности): 152 — реализованный уровень абстракции в СОКП. Приложение 2 табл.
  163. Обоснованность ступени абстракции 1 | к&bdquo- К&bdquo- = Кр, соки! Кр, ф Кр. соки коэффициент научности СОКП: Кр. ф- фактический коэффициент научности
  164. Качество контролируемых процедур — кп КП = Еу (?) / 6 2\'(1) сумма наблюдаемых признаков- 1 — номер признака: 6 — число признаков
  165. Коэффициент корректности контроля к&bdquo- К^ = ц / и и уровень усвоения: ц — уровень контроля.
  166. Индекс развития 1 л + 14″ .1 — N 1Ч± число правильных действий. N — число неправильных действий- N = (К + N) — общее число диагностируемых действий. — Приложение 2 табл.510 Скорость С | т Тформированияавтоматизма хлебных 1 ¦и к -действий
  167. Тк.-консчное состояние- Т"1.начальное (фиксированное)! состояние: Т -время-
  168. I Лк конечный индекс развития. |!| - начальный индекс развития11 | Экспозиция времени Т Т=Сср*Лср = | обучения1.(формирование умений) и навыков) в педагогической Jх ¦- I сгкомпьютернойподдержкой С|1ср -ооозначение для усредненных величин.
  169. Коэффициент, определяющий степень достижения автомати зации в выполнении определенных в СОКПучебных действий относительно среднего обучаемого1. К,
Заполнить форму текущей работой