Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского
На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Учитель должен любить свою работу, быть выскоквалифицированным специалистом, обладать выскоими моральными качетсвами и подходить творчески к процессу воспитания. В книге «100 советов учителю»: ребенок не только мыслит и познает мир… Читать ещё >
Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся: на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью.
На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд: важность формирования мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественный стиль изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
В книге «100 советов учителю»: ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем.
Основные принципы его учения о воспитании:
- 1) Неповторимость каждого ребенка.
- 2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей
- 3) Неравество умственных способностей детей.
- 4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход.
- 5) Выявление индивидуальных особенностей учеников. Дифференцированный подход к учебе.
- 6) Каждый ученик — личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В. А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым.
- 7). Получение позитивных чувств от учебы.
- 8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться.
- 9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба — это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.
- 10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.
- 11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.
- 12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.
- 13) Взаимозависимость личности и коллектива (?)
- 14) Учитель должен любить свою работу, быть выскоквалифицированным специалистом, обладать выскоими моральными качетсвами и подходить творчески к процессу воспитания.