Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ритмические особенности молитвенных текстов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре исследования находятся слог и слоговая упорядоченность межударных интервалов (МИ) текста, которая образует основной слого-акцентный оберритм текста. Программа «ПУЛЬС» позволяет произвести лингвистический анализ текстов и выявить уровень их ритмичности, а также графически отобразить результаты анализа слого-акцентного оберритма текста. Обратимся к более подробному анализу ритмической… Читать ещё >

Ритмические особенности молитвенных текстов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проводя дальнейшее изучение и сопоставительный анализ ритмической организации разных видов текста, обратимся к исследованию ритмической организации молитвенных текстов.

Религиозные тексты, к числу которых принадлежит молитва, относятся к древнейшим текстам человечества, но их научное лингвистическое изучение началось сравнительно недавно и относится к области исследований теолингвистики. Молитва — это один из основных жанров религиозного языка. В лингвистике до сих пор не решен вопрос, к какой форме относится молитвенный текст: диалогической или монологической. Молитва — это обращение верующего человека к Богу. Молитва — «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Иванова, Сковородникова, Ширяева 2011: 332].

Оригинальные молитвенные тексты написаны на церковнославянском языке — священном языке, который встречается только в молитвах и текстах Писания, но так как не каждый верующий человек владеет данным языком, большинство молитв переведено на разговорный русский язык, но при этом сохранены ударения в словах. В литературе нет точного ответа, зачем молитвенным текстам ударения. Есть мнение о том, что они проставлены в молитвенных текстах для того, чтобы малограмотные люди могли правильно произносить священные тексты, и тем самым показать, что общаться с Богом может любой человек вне зависимости от уровня его образования. Другая точка зрения состоит в том, что молитвенный текст обладает особой ритмической структурой, в которой важен порядок слов и ударения. Многие исследователи признают ритм молитвенного текста конститутивным признаком. Именно ритм, заложенный в структуре молитвенного текста, через особое синтаксическое строение, лексическое наполнение текста, а также чередование ударных слогов (слого-акцентный оберритм) создаёт особую систему дыхания, которая реализуется в процессе произнесения молитвы и должна способствовать спокойному, размеренному состоянию человека, даже его некой отрешенности от всего мирского и сосредоточению мыслей на духовном общении с Богом. Большинство молитвенных наставников сходятся во мнении, что молитвенные тексты чем-то схожи с песенными. Необходимо правильное прочтение молитвы: с проставленными на церковнославянский манер ударениями, определёнными паузами между словами, различной динамикой голоса. Особую важность имеет скорость произношения молитвы, ее рекомендуется произносить неспешно, протяжно, спокойно, тихо, монотонно.

Ученые-физиологи проводили сканирование мозга человека во время прочтения молитвы и пришли к выводу, что на протяжении глубокой молитвы кора головного мозга будто отключается, ритмы головного мозга замедляются, и человек впадает в бессознательное состояние или состояние глубокого сна. В состоянии молитвы синхронизируется работа обоих полушарий мозга, что на какое-то время позволяет человеку обладать в равной степени развитым аналитическим мышлением и интуицией. Таким образом, наукой уже доказан факт влияния ритма молитвы на деятельность головного мозга. Именно ритм, заложенный в молитвенном тексте, помогает достичь данных физиологических изменений. Однако сам ритм молитвенного текста еще недостаточно изучен лингвистами.

Материалом для анализа ритмических особенностей послужил 21 молитвенный текст. На основе математической формулы, разработанной Г. Н. Ивановой-Лукьяновой [Иванова-Лукьянова 1984], коллективом авторов (Т.М. Рогожникова, Л. В. Кишалова, А.Е. Кишалов) создана компьютерная программа «ПУЛЬС» по обработке и анализу ритма прозаического текста [Рогожникова, Кишалова, Кишалов 2015].

В центре исследования находятся слог и слоговая упорядоченность межударных интервалов (МИ) текста, которая образует основной слого-акцентный оберритм текста. Программа «ПУЛЬС» позволяет произвести лингвистический анализ текстов и выявить уровень их ритмичности, а также графически отобразить результаты анализа слого-акцентного оберритма текста. Обратимся к более подробному анализу ритмической структуры самых известных молитв христианства: «Молитва Господня», молитва «Богородице Дево, радуйся» и молитва «Символе веры».

Ритмические показатели самого основного текста «Молитва Господня» находятся в пределах нормы. Рассмотрим отдельные ритмические особенности графика (рисунок 1) [Рогожникова, Кишалова, Кишалов 2015].

Ритмические особенности молитвенных текстов.

На графике видны два резких скачка, две пики ритмического рисунка, которые демонстрируют ритмический сбой молитвы. Данные скачки ритмического рисунка свидетельствуют об особой содержательной важности, эмоциональности данных участков молитвенного текста, так как именно сбой ритма заставляет читателя обратить особое внимание на конкретный участок текста.

Многим молитвенным текстам свойственны очень длинные объемные предложения с большим количеством перечислений. Скорее всего, такое синтаксическое построение найдет свое отражение в ритме, если его рассматривать на уровне чередования синтагм внутри сверхфразового единства или диктемы. Наблюдается большое количество гласных звуков, которыми пронизан молитвенный текст. Это происходит за счет частого употребления таких слов как «еси, аще, или, яко, да, еже». Благодаря многочисленным гласным звукам в молитве создается ощущение ее певучести, протяжности, плавности. Таким образом, сам текст молитвы способствует определенной манере ее прочтения, той, которая настроит на нужный лад для общения с Богом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой