Особенности современной литературы для детей и подростков
Для того чтобы определить особенности современной детской литературы, обратимся к разным трактовкам понятия «детская литература», которые встречаются в научных исследованиях. Так, А. П. Бабушкина отмечает, что «детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15 — 16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Она… Читать ещё >
Особенности современной литературы для детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
О ПОНЯТИИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для того чтобы определить особенности современной детской литературы, обратимся к разным трактовкам понятия «детская литература», которые встречаются в научных исследованиях. Так, А. П. Бабушкина отмечает, что «детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15 — 16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Она неотделима от общего литературного потока, рождается на пересечении художественной литературы и педагогики и осуществляет единство принципов искусства и педагогики"[7, с. 20]. В данном определении подчеркивается воспитательная функция литературы. Нельзя не согласиться с тем, что современная детская литература прямо или завуалированно выполняет эту функцию, но, в отличие от советской прозы, в произведениях она реализуется не столь дидактично.
Исследователь И. Н. Арзамасцева расширяет круг произведений детской литературы, отмечая: «Детская литература — это все произведения, которые читают дети» [3, с. 32].
И.Г. Минералова также определяет детскую литературу как изначально адресованную детям, но вводит в ее круг и произведения, которые, не будучи предназначенные детям, с течением времени включаются в круг детского чтения. Она отмечает, что в целом «детская литература — это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, то есть все окружающее его» [37, 15].
Таким образом, произведения детской литературы должны быть адресованы читателям определенного возраста или со временем войти в круг детского чтения из «взрослого» (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо). В первом случае героями произведений, как правило, являются дети, сверстники читателей. Во втором — важной особенностью произведений становится их занимательный сюжет, яркие персонажи, в числе которых образов детей может и не быть. Но в любом случае очень важен познавательный и воспитательный потенциал книг.
Поэтому необходимым условием читательского интереса, на наш взгляд, является усложнение тематики и проблематики произведений в соответствии с этапами взросления ребенка.
Детская литература предполагает читателей, возраст которых колеблется в границах от 0 до 16 лет. Безусловно, это разные читатели, которые выбирают книги (не умеющим читать выбирают родители), соответствующие их возрасту. Более того, книга, не прочитанная в раннем детстве, не будет прочитана в подростковом, а возможно — никогда. То же самое можно сказать и о подростках, поэтому для формирования их читательского интереса и в целом личности очень важны книги, которые соответствуют их возрасту и которые поднимают актуальные для них проблемы, — «нужные книги», о которых писал В. С. Высоцкий:
Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почем, -;
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
В зависимости от возраста детей читательские навыки усложняются, следовательно, и литература усложняется. Подростковый возраст начинается в 12, а заканчивается в 17 лет. Если в начальной школе формируются читательские навыки, то с переходом в среднюю школу они совершенствуются. Подросток уже осознанный читатель со своими требованиями и вкусами, поэтому и литература для них особая — подростковая. В истории русского литературоведения термин «подростковая литература» употребляется как синоним «детская литература». Как такового различия не подчеркивалось, но современная литературная ситуация создала условия для разграничения этих понятий. Так, публикуются книги с адресацией к определенному возрасту 12+, 14+. Эта адресация существовала и в предыдущие исторические периоды. В выходных данных книги можно было видеть пометки: «для среднего школьного возраста», «для старших школьников». Но если раньше возрастная адресация не способствовала популяризации книги, то сейчас она является рычагом привлечения читателей. На обложках изданий указание возраста обязательный элемент.
По мнению В. Чарской, понятие «подростковая литература» складывалось и развивалось в американской культуре с конца XIX века и окончательно оформилось в 1950;е годы после публикации романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» [60, с. 5].
Среди типичных отличительных признаков подростковой литературы выделяют:
- — социальную направленность,
- — повествование от первого лица,
- — языковые особенности молодежной речи,
- — эксперименты с композицией.
Книги для подростков отличаются от книг для младших школьников тем, что обращаются к сложным остросоциальным проблемам.