Жизненный цикл продукта
Стадия создания концепции выполняется для оценки новых возможностей для бизнеса и выработки предварительных системных требований к новому высокотехнологичному продукту (процессу) и приемлемых промышленных образцов. Она начинается с признания рыночной востребованности ВТП или концепции текущей и будущей актуальности для выбранной системы. Эта стадия представляет собой начальное изучение, поисков… Читать ещё >
Жизненный цикл продукта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жизненный цикл — временной период, включающий эволюцию системы, продукта, сервиса, проекта с момента замысла до момента изъятия из обращения, задаваемый исходя из потребностей проекта [6].
Стадии жизненного цикла — основные периоды жизненного цикла, относящиеся к состоянию системы, описанию или реализации продуктов или сервисов. Каждая стадия имеет отчетливую цель и участие в целостном жизненном цикле и определяется в процессе планирования и выполнения жизненного цикла системы.
Существует несколько подходов к описанию жизненного цикла высокотехнологичного продукта.
СТАНДАРТ ISO/IEC PDTR 24 748
Данный анализ жизненного цикла и его стадий сделан на основании международного стандарта ISO 24 748. Стандарт рассматривает основные концепции жизненного цикла, их структуру, а также существующие модели жизненного цикла.
Согласно стандарту, типовой полный цикл высокотехнологичного проекта включает в себя шесть стадий (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Стадии ЖЦ продукта.
Несмотря на прозрачное и четкое деление ЖЦ на стадии, его процессы могут быть инициированы любым другим процессом жизненного цикла. Для их выполнения, при этом, может не существовать регламентированного порядка. Поэтому процессы жизненного цикла могут планироваться и инициироваться параллельно, итеративно, рекурсивно и зависеть от того, на какой стадии ЖЦ они протекают.
Обобщая приведенные данные, можно дать развёрнутую характеристику стадиям инновационных высокотехнологичных технологий.
1. Стадия создания концепции.
Стадия создания концепции выполняется для оценки новых возможностей для бизнеса и выработки предварительных системных требований к новому высокотехнологичному продукту (процессу) и приемлемых промышленных образцов. Она начинается с признания рыночной востребованности ВТП или концепции текущей и будущей актуальности для выбранной системы. Эта стадия представляет собой начальное изучение, поисков фактов и составление планов. Целью данной стадии является определение новых приемлемых концепций, которые обладают максимальной работоспособностью и которые понижают риски вложения капитала и полную стоимость владения для заинтересованных сторон. Здесь подготавливаются требования заинтересованных сторон и планируются возможности для реализации последующих стадий.
2. Стадия разработки.
Стадия разработки выполняется для выработки системы, удовлетворяющей требованиям заказчика, которая может быть произведена, протестирована, оценена, а также она должна быть работоспособной, к ней должны быть применимы механизмы поддержки, и её можно списать. Эта стадия начинается с детального технического уточнения требований и промышленного образца и преобразует их в единые товары, что делает их готовыми к стадии утилизации. На этой стадии система может выступать в качестве прототипа. Стадия разработки ставит своей целью разработку и подтверждение базовой технической информации, системных требований, проектного бюджета, проектного плана, структуры системы, утверждение и легализация документации, прототипа финальной системы, исходов и затрат на последующие стадии и одобрения на переход к стадии производства. Помимо этого, главная цель данной стадии — доказать, что все инновационное производство реально производимо и находится в рабочем состоянии, а также является эффективным по стоимости и может быть списано.
3. Стадия производства.
Стадия производства выполняется, чтобы произвести систему, протестировать её и произвести сопутствующие системы поддержки и обеспечения, если необходимо. Стадия производства начинается с одобрения на производство системы, полученного на стадии разработки. Во время этой стадии в план могут быть внесены некоторые изменения по требованию заинтересованных сторон. Стадия производства ставит своей целью получение ресурсов, услуг, материальных и всесистемных элементов для поддержки текущей производственной задачи. На этой стадии важно обеспечить производительность, учесть возможные риски, при необходимости обновить концепции для всех последующих стадий и получить одобрение на переход к следующим стадиям.
4. Стадия использования.
Стадия использования выполняется для работы с товаром или услугами внутри предполагаемых внешних условий и для обеспечения продолжительной эксплуатационной эффективности. Стадия эксплуатации начинается после установки и перехода к использованию системы. Целью стадии эксплуатации является предоставление опытного персонала, который может осуществить эксплуатационное обслуживание, установить рабочую систему, способную предоставлять продолжительное эксплуатационное обслуживание, определить возможные проблемы на одном из следующей уровней (потребитель, разработка, производство или поддержка) и выдать информацию при возникновении различного рода проблем. Наконец, в конце данной стадии необходимо определить экономическуюй и/или социальную эффективность системы и получить одобрение на переход к стадии списания.
5. Стадия поддержки.
Стадия поддержки выполняется для предоставления услуг логистики, технического обслуживания и поддержки, которые обеспечивают продолжительную работоспособность системы. Целью стадии поддержки является обучение персонала, который будет обеспечивать техническое обслуживание системы и предоставлять услуги поддержки. Помимо этого, на этой стадии устанавливаются контакты с эксплуатирующими и производственными организациями, производится техническое обслуживание продукта, исправляются неполадки в системе и определяются риски, а по окончании данной стадии все услуги поддержки прекращаются.
6. Стадия списания.
Стадия списания выполняется для избавления от целевой системы, сопутствующих эксплуатационных услуг и услуг поддержки. Можно сказать, что на этой стадии задействуется система, обеспечивающая списание целевой системы. Целью стадии списания является предоставление обученного персонала для предоставления услуг списания, безопасного избавления от системы, перемещения некоторых элементов списываемой системы в новую систему (если необходимо), удаление отходов, возращение среды к её начальному состоянию и перераспределение эксплуатационного персонала.
Подход жизненного цикла, предлагаемый стандартом ISO 24 748, позволяет сформировать рамочное понимание того, как происходит эволюция технических систем от их замысла до забвения, однако имеет как минимум два ограничения:
- · стадии жизненного цикла, приведенные в нём, являются лишь обобщенным примером и должны адаптироваться для каждой конкретной технической системы;
- · он фокусируется только на технической точке зрения на этот процесс, а с точки зрения бизнеса, стандарт даёт исключительно общие и неконкретные указания.
Поэтому, имея этот подход в виду, необходимо всё же рассматривать деятельность высокотехнологического предприятия (или отдельного проекта) также и с других точек зрения, а рассматривая конкретную систему, выявлять стадии жизненного цикла, которые будут наиболее применимы именно к ней.
Рассмотрим теперь предпринимательскую точку зрения на жизненный цикл высокотехнологического предпринимательского проекта. Одной из актуальных и передовых методик в этой области является трекшн-карта, разработанная в Фонде развития интернет-инициатив.