Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны критерии эффективной организации изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в рамках образовательной программы туристского вуза: уровень планово-прогностической деятельности администрации образовательного учреждения, включающий в себя следующие показатели: умение определять основные цели функционирования или развития образовательного учреждения, обоснованность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ФИНАНСОВЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
    • 1. 1. Основные направления развития высшего профессионального туристского образования в современных условиях
    • 1. 2. Педагогические особенности организации процесса 39 изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в высшей школе
    • 1. 3. Психологические особенности процесса изучения методов 68 финансовых и коммерческих расчетов в туристском вузе
  • Выводы по главе
  • Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ФИНАНСОВЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Педагогическая модель обучения специалистов в сфере 92 туристского бизнеса методам финансовых и коммерческих расчетов
    • 2. 2. Содержание и методы изучения финансовых и 127 коммерческих расчетов в Российской международной академии туризма
    • 2. 3. Дидактические условия эффективного изучения методов 146 финансовых и коммерческих расчетов
  • Выводы по главе

Дидактические условия изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в процессе профессиональной подготовки студентов туристского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Туристский бизнес в мировой экономике занимает все более значимое место, на его долю, приходится около 6% мирового валового продукта, это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, уже сегодня доходы от туризма составляют около 7% доходов мирового экспорта.

В настоящее время в Российской Федерации влияние туризма на экономику страны все еще незначительно. Эти обстоятельства неблагоприятно влияют на экономику страны, не позволяют использовать огромные потенциальные возможности туризма как наиболее рентабельной отрасли хозяйства. Россия продолжает отставать даже по объемным показателям — на душу населения в России занято в 30 раз меньше работающих в туризме, чем в среднем в мире.

Особенностью региональной программы по развитию туризма Свердловской области является предложение повысить привлекательность туристского бизнеса через приоритетное формирование кадрового потенциала туристской сферы. Это обстоятельство окажет существенное влияние на планирование, контроль, управление финансовыми операциями, совершаемыми в процессе туристской деятельности в процессе производства и доведения по потребителя туристского продукта, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Оптимизация финансовых потоков в современном туристском бизнесе осуществляется методами финансовых и коммерческих расчетов. В силу этого обстоятельства методы финансовых и коммерческих расчетов в туризме имеют целый ряд характерных черт, которые с необходимостью требуют выделения её в самостоятельный учебный курс.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения быстро развивающейся туристской отрасли профессионально подготовленными кадрами, владеющими современными методами финансовых и коммерческих расчетов в туристской сфере.

Проблема исследования определяется необходимостью разработки теории и методики формирования знаний, умений и навыков, личностных профессионально значимых качеств, позволяющих подготовить высокопрофессиональных специалистов для туристской отрасли, и состоит в следующем: какими должны быть содержание и методика обучения студентов туристского вуза методам финансовых и коммерческих расчетов в процессе их профессиональной подготовки?

Российская система профессионального туристского образования недостаточно детально определяет теорию и методику изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в сфере туристской деятельности. Сложившаяся система подготовки специалистов, владеющих методами финансовых и коммерческих расчетов в области туристского бизнеса не соответствует количественным и качественным потребностям туристской отрасли, она не в состоянии методически обеспечить изучение такого курса как методы финансовых и коммерческих расчетов, требующего от специализирующихся в этой области высокой креативности, гибкости, творчества, новаторства и, самое важное, практического знания реального рынка и умений безошибочно ориентироваться в динамичной туристской среде.

Один из важных аспектов профессионального образования — методология формирования содержания профессионального образования (В.А. Квартальное, В. А. Кальней, И. В. Зорин, B.C. Леднев, В. И. Жолдак, В. Д. Чепик, С.Е. Шишов). Авторы разработали теорию определения обязательного минимума содержания основных образовательных программ, оптимизации объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников, однако инструментарий для оценки достижения требований федерального и регионального стандартов в завершенном виде не разработан.

Сегодня меняется рынок труда в туристской сфере, он переходит от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника, как квалификация, широкий профиль, адаптируемость к изменению производственно-технических условий и содержания труда, следовательно, проблема повышения качества обучения приобретает первостепенное значение.

Проблемы качества образования исследовали Д. Блок, Б. Блум, Дж. Брунер, В. А. Кальней, П. И. Пидкасистый, С. Е. Шишов и др. Качество образования определяется в их работах совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально — техническая база, кадровый состав и т. п., которые обеспечивают развитие профессиональных компетенций обучающихся. Тем не менее, качество профессионального образования в сфере изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме не исследовалось. Эти обстоятельства и явились основанием для проведения настоящих исследований в области педагогики, представленных в материалах диссертации.

Объект исследования — профессиональная подготовка менеджеров сферы туристской деятельности.

Предмет исследования — дидактические условия подготовки студентов в области методов финансовых и коммерческих расчетов в системе профессионального туристского образования.

Цель исследования — теоретико-методическое обеспечение подготовки студентов в области методов финансовых и коммерческих расчетов в системе профессионального туристского образования.

Гипотеза исследования включает следующий комплекс предположений. Практические навыки работы в области методов финансовых и коммерческих расчетов в сфере туризма будут формироваться более эффективно, если: на основе требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих в сфере финансового и коммерческого анализа туризма будут выявлены предпосылки разработки рациональной кадровой политики в сфере туристского образования;

— анализ основных направлений изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в вузах европейских странах при подготовке менеджеров сферы туризма ляжет в основу выявления противоречий учебного процесса по изучению методов финансового и коммерческого расчета в российском туризме;

— будут обоснованы функции изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме, которые формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями системы российского туристского бизнеса;

— дидактическая модель организации учебного процесса по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов включает ряд дидактических условий и следующие элементы: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный;

— в качестве критериев эффективной организации изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в рамках образовательной программы туристского вуза приняты: уровень планово-прогностической деятельности, уровень организационно-педагогической деятельности, уровень мониторинга всех социально-педагогических процессов.

Задачи исследования:

1. Выявить требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих в сфере финансового и коммерческого анализа туризма в России и в Европейских странах, противоречия учебного процесса по изучению методов финансового и коммерческого расчета в туризме, предпосылки разработки рациональной кадровой политики в сфере туристского образования.

2. В соответствии с потребностями и целями системы туристского бизнеса обосновать современные функции изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме.

3. Разработать дидактическую модель организации учебного процесса по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов, включающую ряд дидактических условий и комплекс элементов.

4. Определить критерии эффективной организации изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в рамках образовательной программы туристского вуза.

Методологической основой исследования являются основные положения теории учебной деятельности В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, в которых раскрывается механизм формирования у обучающихся обобщенных способов деятельностиположения теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, в рамках которой создано понятие ориентировочной основы действийконцепции проблемного обучения, предлагающие средства актуализации познавательной потребности и формирования мотивации на освоение новых знаний (М.И. Махмутов, И .Я. Лернер, A.M. Матюшкин, П. И. Пидкасистый и др.) — концепции активного обучения, позволяющие активизировать самостоятельную познавательную деятельность (А.А. Вербицкий, Л. Н. Матросова, А. А. Тюков и др.) — концепции формирования рефлексии как особого типа умственной деятельности направленной на осознание ее оснований и средств, оценку их адекватности и контроль за правильностью их применения (Н.Г. Алексеев, Л. Ф. Берцфаи, В. В. Давыдов, А. В. Захарова, В. А. Лефевр, и др.) — положения о педагогическом процессе как целостности (С. Гибсон, М. Жилетт (США), П. Д. Митчелл, Ф. Персиваль, С. Сполдинг, Г. Эллингтон (Великобритания), X. Платте, Г. Гатгерман (ФРГ)> В. В. Сериков, В. П. Беспалько, Е. И. Машбиц, С. Е. Шишов и др.) — теоретические положения в области отбора и структурирования и содержания образования (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, A.M. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. А. Сорокин, др.).

Теоретической основой исследования являются труды, посвященные вопросам психологии и педагогики специалистов туристского профиля мы опирались на труды И. В. Зорина, В. И. Жолдака, В. А. Кальней, В. А. Квартальнова, А.А.Остапца-Свешникова, В. Д. Чепика, С. Е. Шишова и др.

В ходе исследований применялись как теоретические, так и эмпирические методы (обобщение, сравнение, абстрагирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертные оценки).

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем. Автором диссертации на основе анализа психологических и педагогических особенностей процесса обучения студентов в высшей школе, таких как структура процесса усвоения в обучении, рефлексивные процессы для обеспечения саморегуляции учебной деятельности обучаемых, практическая деятельность педагога и администратора туристского образовательного учреждения, разработана совокупность структурно-содержательных компонентов изучения методов финансовых и коммерческих расчетов туристских рынков при подготовке специалистов туристского профиля на методологическом, научно-теоретическом, социально-психологическом, предметно-методическом уровнях.

Диссертантом проведён анализ основных направлений развития методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме, анализ зарубежных литературных источников по обучению основным методам финансовых и коммерческих расчетов. На этой основе сделан вывод о том, что на современном этапе развития туристского рынка уральского региона необходимо осуществлять углубление психолого-педагогического аспекта в процессе изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме как важнейшего фактора туристского бизнеса и как научной дисциплины. Обоснована целесообразность применения модульных схем организации учебного процесса и активных методов обучения в Российской международной академии туризма при обучении методам финансовых и коммерческих расчетов.

Выделен ряд дидактических условий, способствующих эффективному изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма: прогрессивное развитие образовательных программ как приближение к оптимальному соотношению с требованиями туриндустриипреодоление противоречий в процессе обучения через реализацию выбора личностью своей образовательной траекторииключевые компоненты образовательного процесса должны характеризоваться как личностно-мотивирующе, притягательные, конкретныедр.

Экспериментально апробированы подходы к оценке эффективности изучения методов финансовых и коммерческих расчетов студентов туристских вузов на основе: роста личностных достиженийстабилизации «или роста объективных результатовсоответствия методики современным требованиям, экспертной оценке и объективных данных независимой экзаменационной комиссииудовлетворенности субъекта развития (студента). Теоретически обоснована и экспериментально проверена возможность развития ряда личностных профессионально значимых качеств специалистов в области финансовых и коммерческих расчетов.

Надежность и достоверность материалов диссертационной работы, полученных результатов, выводов и рекомендаций основывается на использовании в диссертации признанных положений отечественной и зарубежной науки, апробированных методов и средств исследования, статистических материалов, законодательных и других нормативных документов, результатов измерений и расчетов, разработок признанных научных авторитетов. Кроме того, достоверность результатов исследования обеспечивались обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов адекватных объекту, цели, задачам исследования, длительным характером и возможностью неоднократного повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью и объёмом выборок, сопоставлением данных, полученных в ходе экспериментальной работы с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна исследования:

1. Обоснованы требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих в сфере финансового и коммерческого анализа туризма: знание и навыки общих основ анализа, способов и методов аналитических исследований, анализа финансово-экономической среды и рынка туристских услуг, ценообразования и рекламы туристского продуктапрактические навыки в вопросах: этики и стилистики деловой речи, психологии общения, установления и развития деловых контактовумение аналитически мыслить, вырабатывать и принимать решенияориентироваться в условиях рынка, планирования, контроля, управления транспортированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе туристской деятельности в процессе производства и доведения по потребителя туристского продукта, передачи, хранения и обработки соответствующей информацииналичие таких качеств личности, как ответственность, внимание, коммуникабельность деловая активность, предприимчивость и самостоятельность.

2. Выявлены предпосылки разработки рациональной кадровой политики в сфере высшего профессионального туристского образования: научные принципы познания и проектирования социальных явлений и процессов, критическое осмысление и творческое применение накопленных знаний в области теории и практики организации и управления кадрами (научный подход требует реалистической оценки состояния кадрового корпуса, признания сложности, взаимообусловленности и противоречивости всех кадровых процессов, своеобразия человеческих ресурсов в той сфере деятельности, для которой ведется разработка кадровой политики) — способность к критическому сравнительному анализу отечественного и зарубежного опыта работы с кадрами, реальному осмыслению его позитивных и негативных сторон, возможностей адаптации этого опыта с учетом культурных традиций, особенностей менталитета россиянучет реальных социально-экономических, политических и правовых условий и ресурсов, которыми обладает государство для осуществления соответствующей политики.

3. Определены основные направления изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в вузах европейских странах при подготовке менеджеров сферы туризма следующие: увеличение удельного веса практических и специализированных курсов в программахснижение жесткости планирования конкретных, фиксированных периодов производственных практик, таким образом допускать большее разнообразие и гибкость в организации практиквнедрение гибких схем учебных планов западноевропейских образцов, обеспечивая таким образом академическую мобильность и факультативные специализации и др.

4. Систематизированы основные противоречия учебного процесса по изучению методов финансового и коммерческого расчета в туризме, способствовавшие его развитию, изменению, совершенствованию: противоречия, возникающие между требованиями общества к подготовке кадров и реальными результатами процесса этой подготовки (общественная конкретизация такого противоречия находит отражение в новых задачах, выдвигаемых перед высшей туристской школой реальным туристским бизнесом) — противоречия, выявленные в самом процессе обучения, при его планировании и организации, центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у студентов под влиянием преподавателя потребности в усвоении определенных знаний, умений и навыков и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей, на основе разрешения этого противоречия путем умелого подбора методов, форм и средств обучения осуществляется развитие студентовпротиворечие между поставленными задачами обучения и достигнутыми результатами (это противоречие решается путем целенаправленного устранения обнаружившихся пробелов в подготовленности студентов в процессе и использовании всех видов учебных занятий, применяемых в вузе).

5. Обоснованы функции изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме, которые формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями системы туристского бизнеса: получение прибыли и иные цели, дающие какую-либо выгодуобеспечение качества финансовых и коммерческих расчетов в туризмерасширение методов финансовых и коммерческих расчетов в туризмеорганизационно-техническое развитие системы управлениясоциальное развитиеохрана окружающей средыбезопасность деятельности. Кроме того, выявлены особенности системы изучения финансовых и коммерческих расчетов: гибкость (адаптивность), которая означает приспособленность системы к возможным перестройкам на основе модульности построения всех подсистем и стандартизации элементовустойчивость, которая заключается в том, что система должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних разрушающих факторов.

6. Разработана дидактическая модель организации учебного процесса по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов, которая включает следующие элементы: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельный (формы и методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Кроме того, реализация модели определяется рядом дидактических условий, способствующих эффективному изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма: прогрессивное развитие образовательных программ как приближение к оптимальному соотношению с требованиями туриндустриипреодоление противоречий в процессе обучения через реализацию выбора личностью своей образовательной траекторииличность студента должна выступать как субъект своего развитияцелостность процесса обучения и эффективного развития личности будущего менеджера в сфере туризмаключевые компоненты образовательного процесса должны характеризоваться как личностно-мотивирующе, притягательные, конкретныепроектирование модульной композиции содержания образования целесообразно осуществлять с преимущественным выстраиванием позитивных ориентиров успеха.

7. Разработаны критерии эффективной организации изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в рамках образовательной программы туристского вуза: уровень планово-прогностической деятельности администрации образовательного учреждения, включающий в себя следующие показатели: умение определять основные цели функционирования или развития образовательного учреждения, обоснованность целеполаганияумение дифференцировать генеральные (основные) цели и композиционные и др.- уровень организационно-педагогической деятельности (показатели: практически обоснованное распределение функциональных обязанностей участников образовательного процесса, рациональной расстановки педагогических кадровстепень демократических начал в коллективах образовательного учреждения, создание и деятельность общественных советов и организаций, деятельность педагогического совета, совета при ректоре и т. д.- уровень мониторинга всех социально-педагогических процессов (показатели: мониторинг качества обученности и воспитанности студентов по промежуточным и итоговым результатамсформированность потребности и умений самоанализа, самоконтроля, саморефлексии у каждого участника педагогического процессастепень системности внутреннего административного контроля, оптимальность сочетания его с общественными формами, самоконтролем и др.

Практическая значимость исследования. Разработана структура процесса формирования знаний, умений и личностных профессионально значимых качеств обучаемых в рамках изучения методов финансовых и коммерческих расчетов, которая внедрена и используется при подготовке специалистов в Уральском институте туризма — филиале Российской международной академии туризма. Разработаны методические рекомендации и «учебный кейс» по курсу «Методы финансовых и коммерческих расчетов». Теоретические положения и практические методики, разработанные автором, могут быть использованы в других учебных заведениях, при изучении методов финансовых и коммерческих расчетов в различных сферах хозяйствования.

На защиту выносится:

1. Совокупность психолого-педагогических принципов формирования содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме: принцип первичности функций финансовых и коммерческих расчетов в туризмепринцип резервирования содержанияпринцип экономичностипринцип оптимального соотношения управленческих приоритетовпринцип прогрессивностипринцип перспективностипринцип оптимальности соотношения интраи инфрафункций финансовых и коммерческих расчетов в туризмепринцип комплексностипринцип обусловленности функций содержания целями системы методов финансовых и коммерческих расчетов в туризмепринцип оперативностипринцип оптимальностипринцип простотыпринцип научностипринцип иерархичностипринцип автономностипринцип согласованностипринцип прозрачности.

•л.

2. Структура содержания модульной учебной программы по курсу «Методы финансовых и коммерческих расчетов», включающая теорию и практическую деятельность анализа, планирования, организации, функционального управления и контроля процессов движения совокупности людских, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в сфере туристской деятельности.

3. Дидактическая модель организации учебного процесса по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов, которая включает следующие элементы: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельный (формы и методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный, реализация модели определяется рядом дидактических условий, способствующих эффективному изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в процессе профессиональной подготовка менеджеров туризма.

Этапы исследования. Исследования проводились с 1999 по 2004 год.

Первый этап с 1999 по 2001 год включал в себя анализ научно-методической литературы, была сформулирована проблема исследований и произведена первая опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснялось состояние профессиональной подготовки в области методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме.

Второй этап с 2001 по 2002 год. На этом этапе разработаны методики практического обучения методам финансовых и коммерческих расчетов в условиях регионального туристского рынка, проведение их экспериментальной апробации в условиях уральского региона.

Третий этап с 2002 по 2004 год. Произведена разработка структуры процесса формирования личностных профессионально значимых качеств в рамках изучения методов финансовых и коммерческих расчетов, проведены опытно-экспериментальные работы по внедрению, подведены итоги эксперимента и определена его эффективность.

Экспериментальная база исследований — Уральский институт туризма — филиал РМАТ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов в Уральском институте туризмафилиале Российской международной академии туризма, г. Екатеринбург, 2000;2003 годы, на региональной научно-практической конференции вузов уральского региона (2001г.), на научно-практической конференции «Индустрия туризма на Урале: проблемы и перспективы развития», Екатеринбург, 2000 г., на научно-практической конференции «Государственное регулирование современной туристской индустрии», Екатеринбург, 2001 г., на кафедре теории и методики профессионального образования Российской международной академии туризма, г. Сходня Московской области, 2001;2003 гг.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Основные выводы, полученные в результате анализа научных трудов советских и современных методологов, помогли нам в реализации третьей и четвёртой задач нашего исследования. Основной целью педагогики современной высшей школы, по мнению Бабанского Ю. К., Ильиной Т. А., Жантекеевой З. У. (9) является обеспечение преемственности и непрерывности образования, мобильности выпускника вуза, полнота моделирования будущей деятельности специалиста, повышение активности студентов и их творческого потенциала, т. е. формирование модели специалиста XXI века. Для достижения этой цели необходимо в работе системы профессионального туристского образования чутко и своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, обеспечивать потребности туристской сферы в специалистах, сочетающих в себе высокую профессиональную подготовку, навыки организаторской и управленческой деятельности.

Необходимо развивать меры по дальнейшему улучшению подготовки специалистов, обеспечивать качество преподавания, интеграции туристского образования и науки, привлекать студентов к исследовательской работе в области туристики и проблем педагогики высшей школы. Этому способствует совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и студентов, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование способности применять их на практике.

Анализ этих закономерностей воспитания и обучения студентов в условиях туристского учебного заведения позволил нам не только разработать содержание курса «Методы финансовых и коммерческих расчетов», но и найти наиболее эффективные, на наш взгляд, формы и методы реализации этого курса в рамках учебного процесса. Важный компонент педагогического процесса — его содержание.

Содержание обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в документах — государственном стандарте, учебной программе соответствующего предмета и др. В содержании образования воплощены социальные цели, поставленные перед системой профессионального образования по подготовке квалифицированных специалистов, следовательно, и цели конкретной педагогической системы, а цель определяет выбор средств (форм, методов, способов организации) её осуществления. С другой стороны, не только содержание образования определяет ход педагогического процесса, но и, наоборот, закономерности этого процесса влияют на формирование содержания.

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Образование человека — это результат не только обучения, но и самообразования, и воздействия средств массовой информации. и.

Саморазвитие предполагает целенаправленную и целеустремлённую работу человека, связанную с поиском и усвоением им знаний в определённой, интересующей его области, в том числе посредством средств массовой информации. Общая цель профессиональной школы на современном историческом этапе — разностороннее, гармоническое развитие личности — предполагает единство её образованности, воспитанности, общей и профессиональной развитости.

Исходя из этой цели, педагогический процесс призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции — образовательную, воспитательную и развивающую (7).

Образовательная функция педагогического процесса заключается в формировании у студентов системы научных, технических и технологических знаний: в формировании умений применять полученные знания и умения для решения учебных и производственных задачв формировании у студентов общенаучных и специальных профессиональных уменийв закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, навыков и умений.

Осуществление образовательной функции является основой педагогического процесса.

Воспитательная функция педагогического процесса проявляется в том, что обучение постоянно воспитывает обучаемых. Это объективная закономерность педагогического процессав воспитательном отношении нейтральным обучение быть не может. Основная задача преподавателя — максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формирования у обучаемого лучших качеств.

В ходе педагогического процесса у студентов формируются основы научного мировоззрения, профессионального убеждениявоспитываются уважение к труду, к людям труда, высокие нравственные качества.

Развивающая функция педагогического процесса обучения проявляется в формировании у студентов рациональных приёмов и мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д.- в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлениюв развитии внимания, памяти, речи, воображенияв формировании культуры учебного, педагогического и производственного труда.

Все эти основные функции педагогического процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний и умений и в тесной связи с ними. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности (99).

Таким образом, педагогика высшей школы, основной целью которой является обеспечение преемственности и непрерывности образования, представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и студентов. Взаимосвязь осуществляется при помощи таких педагогических критериев как воспитание, образование, обучение, самообразование, а также через три основных взаимосвязанных функции — образовательную, воспитательную, развивающую.

Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия, которое протекает как в непосредственной, так и в опосредованной форме.

При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные преподавателем ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент.

В структуру самого учебного процесса по курсу «Методы финансовых и коммерческих расчетов» входят следующие элементы:

— целевой,.

— содержательный,.

— стимулирующе-мотивационный,.

— операционно-деятельный (формы и методы обучения),.

— контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Поскольку структура любого процесса — это не только входящие в него компоненты, но и связи между ними, а также целостные свойства его, то все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи между собой. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определённых методов, средств и форм стимулирования и организации обучения.

По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса, приближение его к оптимальному варианту. Все компоненты процесса обучения в своей совокупности должны обеспечивать определённый результат. Для обеспечения эффективного функционирования учебного процесса важно соблюдать принципы обучения, т. е. систему важнейших дидактических требований. Принципы обучения по курсу «Методы финансовых и коммерческих расчетов» опираются на выявленные наукой закономерности и передовой опыт обучения. Они предъявляют определённые требования как к учебному процессу в целом, так и к основным его компонентам, т. е. к целям, содержанию, методам, формам обучения и его результатам:

1. Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развитие личности.

2. Принцип научности обучения.

3. Принцип связи обучения с жизнью.

4. Принцип систематичности и последовательности в обучении.

5. Принцип доступности.

6. Принцип сознательности и активности обучения при руководящей роли преподавателя.

7. Принцип наглядности обучения.

8. Принцип сочетания различных видов обучения.

9. Принцип сочетания различных форм организации обучения.

10. Принцип прочности знаний, умений и навыков.

11. Взаимосвязь принципов обучения.

Советские дидакты показали, что процесс обучения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях, так же указали на особенности и движущие силы процесса обучения. Мы выделяем следующие особенности процесса обучения по курсу «Методы финансовых и коммерческих расчетов»:

1. В учебном процессе не ставится задача открытия новых научных истин, а требуется лишь творческое усвоение их.

2. Обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности, на исследования которых до этого понадобились многие годы.

3. Учебный процесс строится с учетом возрастных особенностей обучаемых, под влиянием которых существенно изменяются формы и методы познавательной деятельности.

Результативность процесса обучения зависит от знания методов научного исследования педагогических явлений и умения применять их на практике. Современная наука выделяет две группы методов научного исследования — общенаучные и специальные методы (7). Общенаучные методы — это методы, применяемые во всех или в ряде научных отраслей (эксперимент, математические исследования и др.). Специальные методыэто общенаучные методы, используемые различными науками, преломляются в соответствии со спецификой каждой данной науки, использующей эти методы.

Эти методы следует рассматривать, сгруппировав их следующим образом. Помимо методов научного исследования существуют методы работы с литературой. К числу литературных источников, используемых при изучении педагогических проблем относятся: — общие и специальные работы по педагогике;

— историко-педагогическая литература;

— периодическая педагогическая печать;

— художественная литература о педагогике, школе и т. д.;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Исследователь строго придерживается заранее составленных вопросов.
  2. Анкетирование — массовый сбор материала с помощью анкет — ответы на вопросы пишутся теми, кому адресованы анкеты.
  3. Эксперимент — это специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности.
  4. Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений включают словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.).
  5. Система управления — совокупность управляемого объекта и управляющей системы, действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта сферы туризма.
  6. Механизм управления — совокупность методов управления (организационных, экономических, правовых, психологических и др.).
  7. Методы финансовых и коммерческих расчетов — это комплексная система удовлетворения потребностей клиентов в конкретном виде аналитических выкладок.
  8. Закон необходимого разнообразия У. Эшби 103, с. 74. определяет требования к избирательной способности субъекта управления, обуславливаемыми тем уменьшением разнообразия объекта управления, которое необходимо для эффективного управления.
  9. Как известно, общие принципы управления крупной фирмой сформулировал французский инженер и менеджер Анри Файоль (18 411 925). Работу предприятия Файоль сводил к следующим функциям:
  10. Технические (технологический процесс).
  11. Коммерческие (закупка, продажа, обмен).
  12. Финансовые (поиски денежных средств и эффективное их использование).
  13. Защитные (защита собственности и личности).
  14. Бухгалтерские (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика).
  15. Административные (предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль).
  16. К управлению в собственном смысле Файоль отнес лишь последнюю группу.
  17. Управлять, — отмечал он, — это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечивать правильный ход этих шести функций". 1. Управление, по Файолю:
  18. Предвидеть — изучать будущее и устанавливать программу действий.
  19. Организовывать — строить двойной организм предприятия: материальный и социальный.
  20. Распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия.
  21. Согласовывать — связывать и объединять, сочетать все действия и усилия.
  22. Контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.
  23. Под взаимодействием понимается общение на основе информации. Информация — новые сведения, позволяющие повысить эффективность процессов, связанных с преобразованием вещества, энергии и самой информации.
  24. Так, например, под коммуникациями (как на промышленных, так и на потребительских рынках) мы понимаем всю совокупность возникающих связей и технических решений или возможности достижения нормативов конкурентоспособности объекта.
  25. Содержание и методы изучения финансовых и коммерческих расчетов в Российской международной академии туризма
  26. Содержательные характеристики
  27. Процессуальные характеристики
  28. Структурные характеристики
  29. Во-первых, описание полной перспективы туризма, а не условное комбинирование различных устоявшихся дисциплин.
  30. Во-вторых, хотя программа должна будет в итоге состоять из тем, заимствованных из устоявшихся дисциплин, они будут определяться междисциплинарным путем.
  31. В-третьих, этот,-путь-приведет к осознанию того, что зарождаются одна или несколько новых дисциплин, при этом намеренно развитие одной новой дисциплины придется усилить за счет обращения к ней как к стержню учебного плана.
  32. Профессиональное самоопределение при этом не отодвигается на последний этап. Наоборот, целостный взгляд на туризм как систему позволяет определить направление дальнейшей квалификации более мотивированно и разборчиво.
  33. Для всех специальностей разработана общая базовая программа по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме, включающая (кроме программы для национальных гидов, которая несколько более специфична) разделы:
  34. Туризм, рекреация и управление отдыхом
  35. Экономические проблемы туризма
  36. Социально- культурные проблемы туризма
  37. Точные знания и компьютеризация в туризме
  38. Языки и техника презентации
  39. Для каждой специальности определен объем специальных знаний, включая навыки и установки. Их специфика объясняется следующим образом:
  40. Десять проблем выбраны на этапе эксперимента в качестве элементов программы:
  41. Правила и законодательная база туризма2. Спрос в туризме3. Предложение в туризме
  42. Организации в туризме (макро- и микро- уровни)5. Среды туризма6. Исследование
  43. Туристский маркетинг (конкретно для конкретных специализаций)
  44. Развитие Продукта (конкретно для конкретных специализаций)9. и 10) — углубленные специализации.
  45. Таким образом, проблемы и весь контекст проблемного обучения являются основой формирования нового мышления, признающего поиск разнообразных способов и многовариантность решений.
  46. Модульные схемы учебных планов. Большинство современных программ основано на модульных схемах.
  47. Модули обеспечивают удобный способ решения проблем академической мобильности, взаимозачетов успеваемости студентов на основе подсчета кредитов, введения дополнительных специализаций по выбору, и даже помощи студентам в их карьере.
  48. Обычно в Великобритании модульные программы имеют три уровня:
  49. Уровень 2 развивает и укрепляет понимание принципов, методологий, оперативных процессов, включенных в программу специальности, базовых и вспомогательных теорий и концепций углубленного изучения специфических явлений туризма-
  50. Уровень 3 дает возможность студентам продемонстрировать критическое и аналитическое понимание фактов из практической сферы туризма и применять их знание в диапазоне новых ситуаций.
  51. Модульная схема инструмент демократизации образования, поддержка для международной консолидации образования по туризму, основа для элементов самоуправления в образовании, включая управление всеобщим качеством образования.
  52. Обобщая данный раздел исследования, приведем следующие замечания:
  53. Методы и формы обучения становится все более интерактивными, прикладные практические модули рассматриваются как обязательная часть образования. Этим зарубежные программы обеспечивают осуществление демократизации и гуманизации обучения.
  54. На этой основе перейдем к анализу принципов формирования содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме.
  55. Принципы, характеризующие требования к формированию содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме.
  56. Принцип резервирования содержания. Временное непонимание одной из тем не должно приводить к полному непониманию обучающимся логики курса и содержания других модулей.
  57. Принцип оптимального соотношения управленческих приоритетов.
  58. Требует опережения изучения методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме по сравнению с изучением функций, направленных на обеспечение функционирования сферы туризма.
  59. Принцип прогрессивности. Соответствие содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме передовым зарубежным и отечественным аналогам.
  60. Принцип оптимальности. Многовариантная разработка предложений по формированию содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий.
  61. Принцип простоты. Чем проще структура содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме, тем более эффективным оказывается усвоение учебного материала.
  62. Безусловно, при этом исключается упрощение самой системы финансовых и коммерческих расчетов в туризме.
  63. Принцип иерархичности. В любых вертикальных разрезах содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между модулями.
  64. Принцип автономности. В любых горизонтальных и вертикальных разрезах содержания образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме должна обеспечиваться рациональная автономность модулей и блоков модулей.
  65. Принцип прозрачности. Содержание образования по изучению методов финансовых и коммерческих расчетов в туризме должно обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию.
  66. Дидактические условия эффективного изучения методов финансовых и коммерческих расчетов
  67. Следовательно, на конечные результаты бизнеса влияют две составляющие: внутренние организационно-экономические факторы и внешние, или рыночные, условия.
  68. Рассмотрим основные показатели.
  69. Стоимость реализованной туристской услуги1. Эффективность = -—1. Издержки
  70. Стоимость реализованной продукции (TR — Total Revenue) — валовой доход определяется как произведение цены за единицу (Р) на количество произведенной продукции (сбыт) — Q.1. TR = PQ
  71. Данный показатель имеет большое значение в оценке деятельности турфирмы, эффективности бизнеса, однако необходимо дополнить данный показатель оценкой чистой прибыли (дохода) бизнеса.
  72. Для повышения дохода увеличивают сбыт турпродукта. С этой целью активно используют рекламу, улучшают сервис, ищут те области применения и, в которых ее использование сопровождается наивысшим качеством.
  73. Для оптимизации финансовых отношений совершенствуют управление запасами.
  74. К основным показателям платежеспособности турпредприятия относятся следующие:
  75. Это более точная характеристика возможности удовлетворения кредитов по первому требованию. Здесь также могут быть отраслевыеразличия: если в целом нормальным считается коэффициент не ниже 1, то в розничной торговле он может снижаться до 0,4—0,5.
  76. Критерии оценки эффективности образовательной деятельности.
  77. По Зверевой В. И., управленческая деятельность администраторов образовательного учреждения представляет собой связку: анализ организационно-педагогическая деятельность — анализ.
  78. Поэтому критерии мониторинга качества образования в образовательном учреждении созвучны формулировкам видов деятельности (функций) членов администрации.
  79. Необходимо оговориться, что в зависимости от целей, задач объекта практического мониторинга данная систематизация может нарушаться по порядку исполнения, расширения или углубления рассмотрения отдельных направлений деятельности.
  80. Контрольно-диагностическая деятельность администрации представляется нам основой всех позитивных и объективных преобразований в образовательном учреждении, являясь важнейшим источником информации для каждого участника образовательного процесса.
  81. Отличительной особенностью успешности мониторинговых исследований, оказываемых в качестве сервисных услуг, является объективная оценка реальной социально-педагогической ситуации и определение возможных путей коррекции.
  82. Результаты анализа эффективности изучения методов коммерческих и финансовых расчетовстудентам и1 1 2 3 4 jоряД1 | 34 54 57 68 -1. Ря д2 1 45 64 68 85 !
  83. Создание этих критериев отвечало потребности — ориентации на объективные результаты и на образованность студентов.
  84. По мнению ряда исследователей, в педагогике используется четыре концепции ценностных ориентаций: натуралистические, трансценденталистские, культурно-исторические и социально-исторические (87−75).
  85. Принято считать, что понятие направленности в основном отражает факт и характер несовпадения мотивов и целей деятельности, направленность выступает как сложное объединение мотивов и целей, служит неким фактором деятельности.
  86. Экспериментальна J я группа-?Контрольная группа1. Уровень Уровень Уровеньтеоретических практических личн.лроф.знач. знаний навыков качеств
  87. Рис. I. Сравнительная оценка эффективности опытно-экспериментальной методики преподавания предмета «Методы финансовых и коммерческих расчетов в туризме» по результатам первого года внедрения
  88. Уровень теоретических аианий1. Уровень проф>мвч. качеств
  89. Рис. 2. Сравнительная оценка эффективности опытно-экспериментальной методики преподавания курса «Методы финансовых и коммерческих расчетов в туризме» по результатам второго года
  90. P/tc. 3. Сравнительная оценка эффективности опытно-экспериментальной методики преподавания курса «Методы финансовых и коммерческих расчетов в туризме» по результатам внедрения 2002 года1. Выводы по главе 2
  91. Агрессивный маркетинг. Самара, 1992. — 213 с.
  92. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. Вып. 1 / Науч. ред. И. В. Зорин. — М., 1997.- 402 с.
  93. Т. А. Один из методов реализации проблемно-развивающего обучения // Среднее специальное образование. 1999. № 9. с. 21−23.
  94. П. Учимся -торговать / Пер. с англ.— Мн., 1996. 287 с.
  95. Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. уч. завед. -М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
  96. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  97. М.С. Выбор оптимальных методов, средств и форм обучения // Среднее специальное образование. 1999. — № 5. — С. 2123.
  98. М.С. Познавательная деятельность студентов движущая сила процесса обучения // Среднее специальное образование. 1997. № 11. С. 16−18.
  99. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  100. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 160 с.
  101. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1977.- 256 с.
  102. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю. К. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с. f
  103. B.K. Развивающее обучение // Начальная школа. 1997. № 5. с. 26−31.
  104. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1966. -344 с.
  105. В. Предпринимательство: игра, чтобы победить // Агрессивный маркетинг.— Самара. 1992. 172 с.
  106. П. Продай себя! / Пер. с англ. — Мн., 1996. 83 с.
  107. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  108. Ф. Обаять клиента. — М., I 995. С. 15.
  109. Ф. Удачливый торговец. — М., 1997. С. 75.
  110. С.Н., Ходжиев А. Ш. Экономика природопользования: учебное пособие. — М: ТЕИС, 1997. 231 с.
  111. А.Е. Активизация познавательной деятельности студентов педагогического факультета при обучении педагогике: Методологические и психолого-педагогические аспекты образования. Тверь, 1992. — с. 60−69.
  112. Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения // Вопросы психологии. 1976. № 2. с. 39−45.
  113. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  114. В.В. и др. Менеджмент туризма. М.: РМАТ, 1996.
  115. Введение в общую дидактику / Под редакцией В.Оконь. М.: Высш. шк. 1990.-219 с.
  116. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996. — С. 132.
  117. Д. Новая жизнь психологической педагогики // Вопросы философии. 1999. № 8. с.129−142.
  118. О. Метод конкретных ситуаций в преподавании управленческий дисциплин // Альма Матер. 1997. № 6. с. 45- 48.
  119. Н.М. И проснешься боссом. — Новосибирск, 1993. — С.73.
  120. Н.М. Шифр к сейфу покупателя. —Новосибирск, 1996. — С. 42.
  121. Н.Г. Справочник по недвижимости. — М: ИНФРА-М, 1996. — 342 с.
  122. В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект пособие для студентов, педагогов и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 1999.- 192 с.
  123. Б. Л. Малькова З.А. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие. М.: Институт практической психологии, 1996. — 256 с.
  124. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, I960. — 500 с.
  125. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. — т.1. — 487 е.- т.2 — 504с.- т. З — 367 е.- т.4 — 432 е.- т.5 — 369 е.- т.6 — 397 с.
  126. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 289 с.
  127. Т.В. Традиционное и проблемное обучение в педагогике и проблемы освоения инновационных методов // Среднее специальное образование. 1998. № 3. с. 39−43.
  128. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998. -608 с.
  129. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Педагогика, 1986. — 110 с.
  130. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  131. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекц. М.: Черо, 1996.-88 с.
  132. . Что такое психология: В 2-х т., изд. 2-е, стереотипное, т.2, пер. с франц.- М.: Мир, 1996. 376 с.
  133. Е. Н. Исследование рынков // Маркетиг в России и за рубежом. 1999. № 1. с. 13−35.
  134. Е.П. Основы маркетинга: Учебник для вузов. М.: Финпресс, 1999. — 656 с.
  135. Е.П. Процесс маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. 1997, нояб., дек. с. 21−43.
  136. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  137. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957. — 256 с.
  138. П. Хотите стать коммерсантом? / Пер. с нем. — М, 1994. — С.65.
  139. К. Стратегия продажи в сфере услуг // Агрессивный маркетинг. — Самара, 1992.-С. 121.
  140. Д.М. Нетрадиционные формы урока // Среднее специальное образование. 1999. № 6. с. 9−11.
  141. А.П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / Под общ. ред. З. М. Горбылевой. Мн.: Экономпресс, 1998.-400 с.
  142. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Просвещение, 1987. — 189 с.
  143. Г. А. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1986. 112с.
  144. В.Я. Маркетинговые исследования: опросы для менеджеров: Монография / Волж. гос. инж.- пед. ин-т. Ниж. Новгород, 1998. — 185и
  145. Н.М. Как активизировать обучение в вузе? Горький, 1989. -72 с.
  146. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме.- М., 1997. 265 с.
  147. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. Москва/Афины, 1994. — 407 с.
  148. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. 152 с.
  149. Использование учебных деловых игр в процессе совершенствования психологической подготовки студентов: Метод, пособие для преподавателей. Таганрог: Пед. ин-т., 1993. — 14 с.
  150. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология» / Под ред. М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1981. 367 с.
  151. В.Г., Кондратьева JI.JI. Психология : Учебник для индустр.-пед. техн. М.: Высш. шк., 1989. — 383 с.
  152. А.Г. О дидактическом материале для самостоятельной работы при ознакомлении с новым материалом // Сб. «Новые исследования в педагогических науках». М.: 1972. № 5. с.ЮЗ.
  153. А.Г. Современные педагогические технологии: Методические рекомендации. М., 1994. — 28 с.
  154. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся / Сборник «Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М., 1986. — 156 с.
  155. Я.А. Великая дидактика: В книге Избранные педагогические сочинения: Учпедгиз, 1955. 651с.
  156. Кан-Калик В.А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  157. П.Ф. Педагогика наука или искусство? : Избр.пед.соч. — М., 1982.-с. 49−62.
  158. М.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № I.e. 121−128.
  159. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: История и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.1 — 286 с.
  160. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по Туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -т.5.- 248 с.
  161. В.А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.З.-384 с.
  162. В.А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — т.2. — 256 с.
  163. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере РМАТ. М., 1997. — 75 с.
  164. В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. М., 1990. — 80 с.
  165. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма, 1987−1997 гг. М., 1997. — 212 с.
  166. В.А., Зорин И. В. Чепик В.Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма. М., 1997. — вып.1.
  167. А.Т., Волкова JI.A. Маркетинг в туризме. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — с. 126.
  168. Ковалев А. П Как оценить имущество предприятия. М, 1996. — 184 с.
  169. Г. Инновации: путь в высшее общество // Поиск. 1997, № 46. с. 8.
  170. И.Ф. Развивающие педагогические технологии активного обучения // Среднее профессиональное образование. 1997. № 3. с. 3032.
  171. Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов: Изд. 4-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1974. — 447 с.
  172. Ф. Основы маркетинга. —М., 19 921 С:36.
  173. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Под общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  174. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко.- М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  175. А.Б., Горенбургов М. А., Горенбургов Ю. М. Экономика недвижимости. — СПб: Лань, 2000. 480 с.
  176. Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: Учебное пособие / Под ред. акад. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
  177. В.Т. Проблемное обучение: истоки и сущность, перспективы. М.: Знание, 1991.-е. 140.
  178. В.Т., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994. № 1. с. 165−172.
  179. И. Основы общей дидактики. М.: Высш. шк., 1986. — 269
  180. Курс практической психологии, или как добиться успеха: Учебное пособие Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. — 443 с.
  181. Курс практической психологии: Учебн. пособие. Ижевск: Изд. Удмуртского ун-та. 1996. — 448 с.
  182. Г. П. Тренинг по маркетингу: Учебно-методические рекомендации по курсу «Основы маркетинга» // Изв. вузов. Сев-Кавк. регион, общ. науки. 1998. № 1. с. 81- 84.
  183. Н.Н. Основы психолии знаний: Учебное пособие для студентов, изучающих курс «Основы психологии и педагогики." — М.: РМАТ, 1997.-295 с.
  184. Н.Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики». М.: РМАТ, 1998. — 235с.
  185. И.Д. Практический менеджмент. Часть II. Менеджерское искусство. — М., 1992.-С.75.
  186. Р., Оллье Р. Туристический маркетинг: В сб.: Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  187. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие. — М.: Издательский дом «Форум», 1998. — 584 с.
  188. М.Л. и др. О ролевом методе обучения экономике школьников в России // Экономическое образование в школе. С-Пб., 1995.-с. 30−46.
  189. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, 2-е изд., перераб.- М.: Высш.шк., 1991. 224 с.
  190. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  191. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.- 186 с.
  192. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  193. В.К. Туризм и Байкал: Нам не жить друг без друга // Вост.-Сиб. Правда, 1995, 28 июня, Выставка ярмарка «Байкал: туризм, отдых, экология» в г. Иркутске.
  194. Д. Социальная психология.- Санкт- Петербург, 1988. 688 с.
  195. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-560 е., ил.
  196. . Байкальский туризм: перспективы развития // Аргументы и факты. прил. «Аргументы и факты в Вост. Сибири». — 1995, № 26. с. 3.
  197. В.Д. Маркетинг услуг. — М., 1996. — С.29.
  198. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 367 с.
  199. М.И. Современный урок, 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  200. Ш. Машарова Т. В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учеб. пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 120 с.
  201. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н, В. Кузьминой.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  202. Е. Кейс и кейс-метод: условия применения // Маркетинг. 1999. № 2. С.113- 120.
  203. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986.-200 с.
  204. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высш. шк. 1995. — 207 с.
  205. Р.С. Психология: Учебн. для студентов высших учебн. заведений: В 3 кн. — М.: Просвещение, Владос, 1985. Кн. 1. 688 с.
  206. В. Процесс обучения. М., 1962. — 171 с.
  207. Организация и методика игровой деятельности: Теорет. курс: Программа / Московский экспер. гуманит. ун-т. М., 1994. — 18 с.
  208. Основы бизнеса на рынке недвижимости. Сборник / составитель Максимов С. Н. — СПб: Просветительско-издательское объединение ДЕАН + АДИА-М, 1997. 325 с.
  209. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — 472 с.
  210. Основы маркетинга: Метод, пособие / Сост. О.В. Воронкова- Тамб. гос. ун-т.- Тамбов, 1997.- 33 с.
  211. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Педагогика, 1987. -235 с.
  212. Оценка объектов недвижимости: теоретические и практические аспекты / под ред. В. В. Григорьева. М.: ИНФРАМ, 1997. — 347 с.
  213. М. Магия энергичной продажи / Пер. с нем. — М., 1996. -С.64.
  214. В.Ф. Школа учит мыслить. М., 1986.
  215. А.П. Образовательные услуги: Точка зрения маркетолога // Альма Матер. 1997. № 3. с. 27- 32
  216. А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997, нояб., дек. с. 83−96.
  217. JI.M. Связь методики учебного предмета с психологией // Сов. педагогика. 1987. № 6. с. 52−58.
  218. Педагогика. Учебное пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 1981.-367 с.
  219. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., Просвещение, 1968.- 526 с.
  220. Педагогика: Уч. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988. 480 с.
  221. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  222. Ю.С. Использование «Интернет» в системе маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № I.e. 36- 47.
  223. В.И., Писаренко И .Я. Педагогическая этика. Минск, Нар. асвета, 1977. — 256 с.
  224. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. М.: Тандем, РОСПЕДАГЕНСТВО, 1997. — 174 с.
  225. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1966. — 432 с.
  226. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. К. Н. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  227. Политика и практика маркетинга: Учеб.- метод, пособие / Авт. колл.: В. В. Кеворков, С. В. Леонтьев.- М.: ЗАО «КОНСЭКО», 1998. 192 с.
  228. М.И. Практикум по методике обучения во ВТУзах: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 94 е., ил.
  229. Практикум по маркетингу / И. А. Леншин, В. П, Лукин, О. В. Фирсанова, А. В. Юрченко. Орел: Труд, 1997. — 176 с.
  230. Практическая психология для преподавателей / Под ред. Тутушкиной М. К. М.: Филинъ, 1997. — 328 с.
  231. Программа «Поддержка инноваций в высшем образовании»: Инновационный образов, проект//Поиск. 1998. № 3. с. 9−14.
  232. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г., 2-е изд., перераб., доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 440 е., ил.
  233. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией Альбухановой К.А.- М., 1998. 320 с.
  234. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией Радугина1. A. А. -М., 1999. -256 с.
  235. Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 е., ил.
  236. В.Т. Рыночная экономика в зеркале нравственности: российский ракурс. СПб: Изд-во СП6ГУП, 1997. — 153 с.
  237. В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике // Сов. педагогика. 1982. № 2. с. 56−60.
  238. И.В. Так что такое туризм и почему им нужно управлять //Бизнес. 1988. № 9-Ю. с. 44−45.
  239. Решетников В. А, Образовательные программы в контексте социальных технологий / Образование в переходном обществе: матер.конф. Иркутск, 1995.- ч.1, с. 14−22.
  240. В.М. Азбука педагогического труда (для преподавателей технических ВУЗов). М.: Высшая школа, 1990.
  241. Российская педагогическая энциклопедия: В 5-ти т.- т.1.: А-м / гл.ред.
  242. B.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608 с.
  243. СЛ. Проблемы общей психологии В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — 239 с.
  244. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.-319 с.
  245. В. В. Пищулин Н.П. Педагогика будущего // Пол.ис. 1996. № З.с.146−155.
  246. Н.В. Педагогика: Учеб. пособие для пед. училищ, Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1978. — 351 с.
  247. О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. с. 48−59.•г
  248. П.И. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучения // Специалист. 1999. № 7. с. 30−32.
  249. В.Б. Туризм : эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось- 89, 1998.- 160 с.
  250. Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. № I.e. 19−24.
  251. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в ССУЗ. М.: Высшая школа, 1990. — 56 с.
  252. Я. и др. Методика и методы педагогического исследования.-М.: Педагогика, 1989. 219 с.
  253. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224 с.
  254. Л.П. Личностно-деятельный подход к формированию личности в учебном процессе // Среднее специальное образование. 1998.№ I.e.7−10.
  255. Н.А. Дидактика: Уч. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
  256. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  257. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения: Кн. для учителей школ, преподавателей сред, спец. и высших учеб. заведений. М.: Моск. психолого- социальный ин-т, Флинта, 1998.- 364 с.
  258. Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  259. JI.Д. Основы психологии. Издание третье, перераб. и доп. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 672 с.
  260. В.Н. Избранные сочинения. М.: Педагогика, 1979. -558 с.
  261. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособ. М., 1998. -288 с.
  262. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -343 с.
  263. А.И., Литвинович Г. В. Новые технологии обучения в профессиональном образовании как средство оптимизации и предложения на рынке труда // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1. с. 80−83.
  264. Т.Н. Рынок туристических услуг России // Международный бизнес России. 1966. № 11. с. 24−27.
  265. Туризм это более чем серьезно, особенно в Бурятии / Бурятия, 1996,. 12 апр., Республиканская Программа «Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997- 2005 годы».
  266. Тутушкина М, К. Практическая психология: Учебн. / Под ред доктора психолог. Наук, проф. М. К. Тутушкина — М.: Изд. АСВ, СПб: Изд. «Дидактика Плюс». — 1997. 336 с.
  267. Е.А. Новые технологии и новые подходы в образовательном процессе // Среднее специальное образование. 1997. № 4. с. 21−23.
  268. Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг». М.: Финансы и статистика, 1997.
  269. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагог, колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И.- М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  270. К.Д. Избранные педагогические произведения.- М., Просвещение, 1968. 557 с.
  271. ИД. Вызов критической педагогики // Вопросы философии. 1998. № 12. с. 55−62.
  272. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮристЪ, 1997.-512 с.
  273. В. Образование и тестирование // Учит, газета, 1997, 16 дек. (Нововведение в вузах: тестирование).
  274. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1991.-320 с.
  275. А.П. Маркетинг услуг. Макросреда индустрии сервиса // Маркетинг. 1997. № 3. с. 98−108.
  276. С.Е. Деловые игры: Методика и практика проведения деловых игр. М.: Институт туризма, 1991. — 87 с.
  277. В., Бурляев В. Экспертно-обучающие системы // Высш. обр. в России. 1997. № 2. с. 108−113.
  278. Э.А. Специфика методического эксперимента // Сов. педагогика. 1986. № 3. с. 61−65.
  279. А.Ф. Современные педагогические технологии- основа повышения качества подготовки специалистов // Среднее специальное образование. 1998. № 2. с. 33−38.
  280. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М: Роспедобщество, 1999. 215 с.
  281. Т.К. О некоторых вопросах психологии усвоения знаний и совершенствования навыков // Среднее специальное образование. 1997. № 1. с. 22−25.
  282. A.M. Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта // Маркетинг. 1998. № 4. с. 60−65.
  283. Administration of the Attendance Improvement Dropout Prevention Program // State Education Department Report 94-S-48./ New York State Office of the Comptroller, Albany. Div. of Management Audit. 24 Apr 1995.
  284. Ahearn, Eileen M. Analysis of State Compliance Monitoring Practices. Project FORUM // National Association of State Directors of Special Education, Alexandria, VA. Dec 1992.
  285. Bragg, Debra D.- And Others. Implementing Tech Prep: A Guide to Planning a Quality Initiative // National Center for Research in Vocational Education, Berkeley, CA. Dec 1992.
  286. Bird Alan- Gage Heather. The relationship between school examination grades and class of economics degree obtained // Journal Name: Economics and Business Education- Vol. Ill, part 2, no. 10: Summer 95.
  287. Charrington A.J. Teaching styles and pupil attainment in some North Gwent junior schools //Thesis (M.Ed.) Wales, Cardiff, 1981.
  288. Charner I., Frazer B.Ch., Hubbard S. Reforms of the school-to-work tranzition//Phi Delta Kappan.-1995.-Vol.77,NI.-P.40,58−59.
  289. Chapman R.T. Pupil self-concept and school performance: a theoretical and empirical analysis of the relationship between self-concept and behaviour // Thesis (Ph.D.) Lancaster, 1981.
  290. Coleman Peter. Quality assurance: a case study of the work of local education authority inspectors and advisers in England // Journal Name: School Organisation- Vol.12, no.2:92.
  291. Costello F. The relevance of values clarification methods to underachieving pupils in a social priority comprehensive school // Thesis (M.Ed.) Liverpool, 1981.
  292. Cuttance Peter. An evaluation of quality management and quality assurance systems for schools // Journal Name: Cambridge Journal of Education- Vol.25,no.1:95.
  293. Davies S.C. An investigation into the nature and diagnosis of failure in basic mathematics in a group of primary school aged children in a mid-Wales rural area //Thesis (M.Ed.) Wales, Cardiff, 1980.
  294. Education (National Curriculum) (Attainment Targets and Programmes of Study in History) (England) Order 1991 // Journal Name: House of Lords Weekly Hansard- No. 1504: 7−10 May 91.
  295. Elzubeir M.A. Correlates of ethnic minority school performance: a case study of West Indian and Asian pupils attending a Welsh comprehensive school // Thesis (Ph.D.) Wales, Cardiff, 1982.
  296. Evans F.J. An investigation into the relationship between educational attainments and some social factors and personality characteristics in a new town primary school in Gwent // Thesis (M.Ed.) Wales, Cardiff, 1980.
  297. Gates H.J. An examination and comparison of the attainments, attitudes and behaviour of the 11+ and 13+ intakes into a secondary selective school (1966−1979) //Thesis (M.Ed.) Exeter, 1981.
  298. GCSE assessment // Journal Name: Weekly Hansard- No. 1560: 3−7 June 91.
  299. GCSE: assessment of pupils // Journal Name: House of Lords Weekly Hansard- No. 1489: 17−20 December 1990.
  300. Goodrich, Heidi. Metacognition and Character / Apr 1995.
  301. Guide to Distance Learning as an Alternative Delivery Procedure / Texas Education Agency, Austin. Mar 1987.
  302. Hager P. Competency standards-a help or a hindrance? An Australian perspective//The vocational aspect of educatin.-l995.-Vol.47, N2.-P. 141−151.
  303. Harkness M.C. The underachieving student in the secondary school: an examination of provision in one school // Thesis (M.Ed.) Edinburgh, 1982.
  304. Howells J.D. A comparative study of the educational attainments of primary school children of English linguistic background taught through different linguistic media // Thesis (M.Phil.) CNAA, 1982.
  305. Holloway D.G. Total quality management, the learning organization and post-compulsory education // The vocational aspect of education.-1994.-Vol.46, N2.-P.117−130.
  306. IMAGES: Illinois Manual for Assuring Guaranteed Educational Services for Special Education. Fifth Edition // Illinois State Board of Education, Springfield. Div. of Specialized Education Services. Jul 1985.
  307. Johnston John. Quality assurance, school self-management and the contradictions of control // Journal Name: European Journal of Education- Vol.27,nos.l-2:92.
  308. Jones R.K. The relevance of teaching materials to attainments of secondary slow learners // Thesis (M.Ed.) Leicester, 1980.
  309. King L. An investigation into the characteristics and progress of a group of first year comprehensive school children identified on transfer as intellectually more able //Thesis (M.Sc.) Warwick, 1981.
  310. Kosaku Yoshida. The Deming approach to education: a comparative study of the USA and Japan // Journal Name: International Journal of Educational Management- Vol.8,no.5: 94.
  311. Manyuchi E.P. An investigation of the relationships between cognitive stages of development and word difficulty to performance in science among Rhodesian African secondary school children //Thesis (Ph.D.) -London, Chelsea, 1981.
  312. Matambo A.R. An investigation of learning strategies and level of performance in some secondary schools, teachers' colleges anduniversity in Zimbabwe // Thesis (Ph.D.) London, Institute of Education, 1983.
  313. W. (Hrsg.). Curricula in der Schule: Rupiand 1992. Frankfurt a.M., 1994.
  314. Mooney Tony. Quality across the board // Journal Name: Education- Vol.181 fno.8:26 Feb 93.
  315. Moore-Norman. Total Quality Management in Vocational-Technical Education // Vo-Tech Center, Norman, OK. 30 Jun 1991.
  316. Mowat J. An investigation of arithmetic attainment in a secondary school: with reference to the Rasch model and item banking // Thesis (M.Ed.) Edinburgh, 1980.
  317. Nkwanga E.B. Zambian primary school children’s mathematics attainment and concept development // Thesis (Ph.D.) London, Chelsea, 1982.
  318. Pickthorne S.M. Attainment in and attitudes towards French among 12 and 13 year-olds in differing school structures // Thesis (Ph.D.) -Aston, 1983.
  319. Policy/Program Monitoring Handbook // Alberta Dept. of Education, Edmonton. Sep 1986.
  320. R. 14−19: Innovation without change // Education review.-1994.-Vol.8, N2.-P.34−38.
  321. Quality Management Systems for the National Qualifications Framework. Quality Assurance in Education and Training // New Zealand Qualifications Authority, Wellington. Feb 1993.
  322. Quinn Linda F. The importance of structure in providing uniform quality in mentoring/induction programs // Journal Name: Mentoring and Tutoring- Vol.2,no. 1: Summer 94.
  323. Randall Allan. Quality control // Journal Name: Managing Schools Today- Vol.1,no. 1:91.
  324. Sams Brian. The levelling effect: grammar schools and TVEI, GCSE and the national curriculum // Journal Name: Education- Vol.176,no.3:20 Jul 90.
  325. Schargel, Franklin P. Promoting Quality in Education. Schools Can Use Total Quality Management Concepts to Boost Student Performance // Vocational Education Journal, v66 n8 p34−35,77 Nov-Dec 1991.
  326. Shimberg, Benjamin. Assuring the Quality of Licensing and Certification Programs/21 Apr 1995.
  327. Shoemaker, Byrl R. Report to NATEF Board of Trustees on Certification and Update Training // National Automotive Technicians Education Foundation, Herndon, VA. 2 Dec 1989.
  328. Stapleton, Julia A. Monitoring Student Proficiency with Computer-Managed Instruction: HSPT and Other Assessed Skills // New Jersey State Dept. of Education, Trenton. Div. of General Academic Education. 1987.
  329. Stobart Gordon. GCSE meets key stage 4: something had to give // Journal Name: Cambridge Journal of Education- Vol.21, no. 2:91.
  330. Stobart, Gordon- Kingdon Mike. GCSE: accentuating the positive // Journal Name: Education- Vol.168,no.9:29 Aug 86.
  331. Stoddard, Susan- And Others. Review of State VR Agency Procedures for Case Flagging: A Quality Assurance Activity // Berkeley Planning Associates, Calif. Apr 1983.
  332. Taubman D. The GNVQ debate // Forum for promoting 3−19 comprehensive education.-1994.-Vol.36, N3.-P.77−80.
  333. Telford D. Current research into possible relationships between personality characteristics and attainment in school children // Thesis (M.Ed.) Liverpool, 1980.
  334. Thomas, Lajeane G.- And Others. The Development of Accreditation Standards in Computing/Technology Education // Journal of Computing in Teacher Education, vlO n4 pi9−28 Sum 1994.
  335. Ward W.M. A study of some effects of open/closed plan classroom architectures on primary school pupils' performance // Thesis (M.A.(Ed.)) Queen’s, Belfast, 1981.
  336. Ward J.E. A study of observational attainment in practical work in school chemistry//Thesis (Ph.D.) Keele, 1981.
  337. Webb Jon. Falling standards in education?. // Journal Name: Education Today- Vol.4l, no.3: Sep 91.
  338. Weber, James M. Selected Contemporary Work Force Reports: A Synthesis and Critique // Information Series No. 354. ERIC Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational Education, Columbus, Ohio. 1992.
  339. Wood Adam. Comparing the standard of GCSE with that of the national curriculum // Journal Name: Mathematics in School- Vol.18, no.5: Nov 89.
Заполнить форму текущей работой