Аварайрская битва (451 г.)
Решающее сражение произошло 26-го мая или 2-го июня 451-го года на Аварайрском поле. Главнокомандующий армянами Вардан Мамиконян разделил войско на три части, встав сам во главе левого фланга, против которого находились наиболее сильные персидские войска. Обе стороны понесли большие потери, тем не менее армянам не удалось сдержать более многочисленное персидское войско, усиленное боевыми слонами… Читать ещё >
Аварайрская битва (451 г.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Человеческая история полна великих сражений, в которых исход битвы предрешал судьбы целых народов. Одной из таких битв является Аварайрское сражение, известное также как первая в истории человечества битва за сохранение Христианства, как государственной религии.
На протяжении веков Армения, благодаря важнейшему стратегическому положению, являлась яблоком раздора между могущественными государствами Запада и Востока. И, после нескольких столетий борьбы, Армения все-таки теряет свой суверенитет и в 387 году н.э. согласно Ктесифонскому соглашению одна часть страны попадает под вассальную зависимость Византийской империи, а вторая Персидского государства.
В 428 году трона лишается последний царь Великой Армении — Арташес Аршакуни, а управление страной переходит в руки назначенному персидским двором правителю — марзпану.
В 438 году персидским царем стал Йездигерд II (438457).Йездигерд II занялся укреплением его внутреннего религиозно-политического единства и, в частности, ужесточил политику в отношении Армении. Йездигерд II отнял у армян должности великого судьи и азарапета и отдал их персам. Для достижения этнокультурной ассимиляции армян персами официальным языком был объявлен персидский, стали поощряться браки между армянами и персами. Великий азарапет Ирана Михр-Нарсе — фанатичный приверженец маздеизма — направил армянскому духовенству письмо. В письме пояснялось, что с принятием армянами персидской религии иберы и албанцы не смогут противостоять воле персов.
Разъярённый Йездигерд II вызвал в Ктесифон главных представителей феодальных домов Армении, Картли и Албании. Из Армении отправились десять наиболее влиятельных нахараров, включая марзпана Васака Сюни, бывшего азарапета Ваана Аматуни и спарапета Вардана Мамиконяна. Вызванные нахарары предстали перед царём в великую пасхальную субботу (в 450 году она приходилась на 16 апреля). Вопреки этикету, царь не удостоил гостей традиционными военными почестями и потребовал от армян на рассвете с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило» как своего бога. Армяне по совету одного из приближенных Йездигерда, тайного христианина, подчинились этому требованию и притворились, что принимают маздеизм. Йездигерд II остался очень доволен, назвал армянских нахараров «моими любимыми друзьями» и, оставив у себя заложников, в том числе двух сыновей Васака Сюни, отпустил гостей с дарами обратно. Одновременно в Армению были направлены в сопровождении вооружённой охраны 700 магов, которым предстояло, согласно указу Йездигерда II, в течение года обратить в зороастризм весь армянский народ. Этому, однако, не суждено было произойти. Получив весть об отречении армянских нахараров от своей веры, христианское духовенство подняло народ на восстание, а последствии чего персидские маги были избиты и обращены в бегство.
К весне 450 года восстание охватило всю персидскую Армению. Руководство восстанием взяли на себя марзпан Васак Сюни и спарапет Вардан Мамиконян. Повстанцы отправили посланников к византийскому императору Феодосию II, но тот, занятый отражением угрозы со стороны гуннов, не смог оказать им никакой помощи.
В Армении началась гражданская война. Зимой 450 года на съезде в Арташате восставшие нахарары избрали правительство, которое возглавил Вардан Мамиконян. Проигравший к этому времени новую войну с эфталитами Йездигерд II, по совету Васака Сюни, издал указ, облегчающий налоги и аннулирующий требование вероотступничества армян, в результате которого от восставших отошли грузины, албанцы и некоторые окраинные армянские области.
Решающее сражение произошло 26-го мая или 2-го июня 451-го года на Аварайрском поле. Главнокомандующий армянами Вардан Мамиконян разделил войско на три части, встав сам во главе левого фланга, против которого находились наиболее сильные персидские войска. Обе стороны понесли большие потери, тем не менее армянам не удалось сдержать более многочисленное персидское войско, усиленное боевыми слонами. После длительного сражения персы окружили армянское войско. Вардан Мамиконян, героически павший во время битвы, стал для армян символом национальной независимости.
Армяне укрылись в труднодоступных горах и крепостях, перешли к партизанским действиям и отказывались сдаваться. Персидский командующий в своих донесениях царю отмечал, что все карательные действия приводят не к подчинению, а только к разорению страны, что противоречит учению зороастризма. Он также обвинил Васака Сюни в неспособности прекратить кровопролитие.
Йездигерд II, однако, не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться к прежней вере.