Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность Н. Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае: 1801-1821 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мартынов А. С. Значение приезда послов в императорском Китае //Народы Азии и Африки — 1979. — № 1- С. 27−39- Столповская А. Сношения китайцев с иностранцами и их последствия в Китае. — М., 1903; Иорданский А. Китай в прошлом и настоящем. — М., 1924; Думан Л. Традиции во внешней политике Китая //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая». — М., 1968. — С. 27−29- Гуревич Б. П. Традиционный китайский… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Пекинская духовная миссия в контексте русско-китайских отношений
    • XVIII. — начала XIX вв
    • 1. Межгосударственные связи в начале XIX века
    • 2. Российская духовная миссия как институт взаимодействия двух империй
  • Глава 2. Формирование IX состава Российской духовной миссии (1805−1807 гг.)
    • 1. Посольство Ю. А. Головкина в Китай
    • 2. Назначение Н. Я. Бичурина на пост главы IX состава Российской духовной миссии
  • Глава 3. Деятельность Н. Я. Бичурина в Китае (1807−1821 гг.)
    • 1. Хозяйственная и дипломатическая деятельность Н. Я. Бичурина в
  • Китае
    • 2. Научная деятельность Н.Я. Бичурина

Деятельность Н. Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае: 1801-1821 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность История межгосударственных отношений во многом определяется деятельностью людей, которые участвуют в их формировании. Такими людьми чаще всего оказываются дипломаты разного ранга. Однако история русско-китайских отношений представляет собой исключение, т.к. до середины XIX в. людьми, которые оказывали, или могли оказать, существенное влияние на развитие отношений между двумя государствами чаще всего выступали лица духовные. Связано это было с тем, что с начала XVIII в. в столице Китая существовало официальное представительство России — Российская духовная миссия. Вследствие изоляционистской политики Китая она являлась единственным источником сведений о империи Цин, а также использовалась в качестве дипломатического представительства России для решения разнообразных межгосударственных проблем.

Время формирования IX состава Российской духовной миссии (18 071 821 гг.) совпало с началом геополитических изменений в Тихоокеанском регионе, где интересы Российской империи столкнулись с интересами Англии и Америки. Российское правительство предпринимает неудачную попытку упрочить свое положение, направив в Китай посольство во главе с Ю. А. Головкиным.

IX состав Российской духовной миссии, в частности начальник миссии — архимандрит Иакинф — после провала посольства Ю. А. Головкина в Цинскую империю, получает от Министерства иностранных дел особые предписания разведывательного характера. Тем самым было положено начало деятельности духовной миссии в новом качестве, что в значительной степени способствовало дальнейшему развитию российской дальневосточной политики, которая нашла свое выражение во второй половине XIX века и стала одним из важнейших направлений внешней политики России в XX—XXI вв.еках.

Историография проблемы. Деятельность Н. Я. Бичурина (Иакинфа) в Китае получила достаточное освещение в исторической литературе. Однако, отечественными учеными эта тема освещается в целом с позиций деятельности Российской духовной миссии в Китае, а также с позиций вклада Иакинфа в отечественное востоковедение.

Российская китаеведческая историография определяет за созданием в Пекине Духовной миссии исключительно важное значение для изучения Китая в России1. Утвердилась точка зрения, которая рассматривала Миссию как первую школу изучения китайского и маньчжурского языков в России. Получил признание тот факт, что с помощью Миссии удалось перевести на европейские языки многочисленные фундаментальные труды по китайской истории, философии, литературе. Отмечался тот факт, что миссия служила л источником распространения научных знаний о Китае в России .

1 Кармановская И. Л. О библиотеке Российской духовной миссии в Пекине //21-я Научная конференция «Общество и государство в Китае». — Ч.2. М., 1990. — С. 132−136- Бунаков Е. В. Из истории русско-китайских отношений в первой половине XIX в.//Советское востоковедение. — 1956. -№ 2. — С.96−104.

Международные отношения в Центральной Азии XVII—XVIII вв.: Документы и материалы/ Сост. Б. П. Гуревич, В. А. Моисеев — Т.2. — М., 1989; История дипломатии. -Т.1. — М., 1959. — С. 635- Международные отношения на Дальнем Востоке (с конца XVI в. до 1917 r.)/A.JI. Нарочницкий, A.A. Губер, М. И. Сладковский, И. Я. Бурлингас. — М., 1973. С. 38- Макарова Р. В. Внешняя политика России на Дальнем Востоке (вторая половина XVIII — 70-е гг. XIX в.)/Учебное пособие по спецкурсу. — М., 1974. — С. 72- Документы опровергают//Против фальсификации истории русско-китайских отношений /Гл. ред. C.JI. Тихвинский — М., 1982. — С. 234- Саввин В. П. Взаимоотношения царской России и СССР с Китаем 1619−1927 гг. — M.-JL, 1930; Тихвинский СЛ. Изучение культуры Китая в России и СССР//Проблемы Дальнего Востока — 1986. — № 2. — С.11−24- Нестерова Е. В. Российская духовная миссия в Пекине: быт и занятия ее членов (30-е гг.

В частности важную роль отвел православной миссии в распространении информации о России маньчжурскому двору B.C. Мясников, в 20-е гг. XX века А. Михайловская называла ее «представителем интересов России» и «осведомителем о внутреннем состоянии Китая"4.

Тихвинский C.JI. отмечал, что члены Миссии были переводчиками дипломатических документов с русского на китайский язык и преподавателями русского языка в Пекине5. В научном плане Миссия имела огромное значение для становления научного китаеведения в России.

Что касается деятельности самого Иакинфа то, несмотря на негативную оценку его действий официальными властями6, в отечественной историографии достаточно объективно проанализированы результаты пребывания Н. Я. Бичурина в Китае.

В первую очередь необходимо отметить работы дореволюционных авторов. Одним из самых значительных специалистов по истории Российской миссии в Китае дореволюционного периода является Н. Адоратский, который рассматривал не только религиозную, но и научную деятельность о. Иакинфа в Китае, и дал ей очень высокую оценку7.

XIX в.)// 23-я Научная конференция «Общество и государство в Китае». — 4.2. — М., 1991. С. 19−24.

3 Мясников B.C. Новые знания о России в Цинском Китае XVIII века //Вопросы истории-1980. -№ 3.-С.98−110.

4 Михайловская А. Из истории русско-китайских отношений XIX в.//Жизнь Бурятии -1927.-№ 7−9.-С.71.

5 Тихвинский СЛ. Изучение культуры Китая в России и СССР//Проблемы Дальнего Востока — 1986. — № 2. — С. 11 -24.

6 Голицын А. Н., Нессельроде К. В. Переписка об Иакинфе Бичурине. 1823−1831 гг. //Русская старина-Кн. VIII — 1888, — С. 302−308.

7 Адоратский Н. Отец Иакинф Бичурин (исторический этюд) //Православный собеседник-Ч.1.-С. 164−180,245−278, — 1886- 4.2.-С. 53−80, 271−316. 1886.

Подводя итог деятельности главы IX миссии в Пекине Н. Адоратский о указывал на отличное владение Иакинфом китайского языка. По его мнению, со времени деятельности Н. Я. Бичурина в Китае в истории миссии начинается новый, переходный период.

Работа Н. Адоратского примечательна тем, что автор попытался проанализировать деятельность Бичурина не только в качестве духовного наставника албазинцев, но и изучить этапы хозяйственной и научной деятельности архимандрита.

В контексте истории Российской духовной миссии время пребывания Н. Я. Бичурина в качестве главы IX состава миссии также описывается в работе Н. И. Веселовского «Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине"9.

Сведения о «китайском» периоде жизни Иакинфа можно почерпнуть и в работах М.П. Погодина10, В. Миротворцева11, в «Автобиографрической записке» И. Савельева12, И. Щукина13, «Воспоминаниях.» Н.С. Моллер14. Однако, эти работы носят в большей степени описательный характер.

Достаточно большой пласт отечественной историографии, о котором невозможно не упомянуть представляют собой рецензии, статьи,.

8 Адоратский Н. Отец Иакинф Бичурин (исторический этюд) //Православный собеседник-4.1. 1886. С. 276.

9 Веселовский Н. И. Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине. -Спб, 1905.

10 Погодин М. П. Биография отца Иакинфа //Беседы общества любителей российской словесности при Московском университете — Вып.З. — 1871.

11 Миротворцев В. К биографии о. Иакинфа Бичурина //Православный собеседник — 4.2.-1886. С. 241−253.

1 «У.

Иакинф Бичурин (автобиографическая записка). Опубликованная П. Савельевым //Ученые записки Академии наук по 1 и III отделениям. — Т. III. — Вып.1. — Спб, 1855.

13 Щукин И. Иакинф Бичурин. — Спб, 1857.

14 Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки //Русская старина. 1888.-№ 8−9.-С. 143−157. публикации на работы самого Н. Я. Бичурина после его возвращения в Россию, когда начался наиболее плодотворный период его жизни.

После возвращения из Китая на протяжении 34 лет он издает труды по истории, культуре, географии, политике Китайской империи, используя при этом сведения, собранные им во время пребывания в Пекине.

Выход в свет каждой новой работы Иакинфа вызывал огромный общественный резонанс. Большое внимание к китаеведческим работам Иакинфа объясняется тем, что в европейском обществе пробудился огромный интерес к малоизвестной и закрытой в то время Поднебесной империи. Скудные сведения европейцев о Китае были обусловлены жесткой изоляционисткой политикой цинского правительства.

Основой его трудов послужили личные наблюдения, сделанные во время пребывания в Китае, а также выдержки из различных китайских источников. Поэтому нам представляется целесообразным включить в историографический обзор работы, которые освещают его деятельность после возвращения из Китая.

Невероятный объем и разнообразие трудов Н. Я. Бичурина не имеет себе равных в мировой синологии. Огромное количество научных работ вышли из-под его пера и принесли ему не только признание русского ученого мира, но и европейскую славу.

Первую группу представляют рецензии, отзывы, журнальные статьи появлявшиеся после каждой новой работы Иакинфа. Литературные критики неоднократно отмечали обстоятельность суждений Н. Я. Бичурина о Китае и достаточно широкий спектр вопросов, освещаемых им15. Так, высоко оценивая значения работы Н. Я. Бичурина «Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии», вышедшей в 1829 годы H.A. Полевой писал: «.превосходно зная историю и географию Средней Азии, о. Иакинф выбирает именно те предметы, которые более.

15 Московский телеграф,-1828, — № 8. С. 115−118. всего, возбуждают наше любопытство и всего менее нам, европейцам, известны"16.

В 1834 году вышла работа Н. Я. Бичурина «Историческое обозрение ойратов или калмыков, с XV столетия до настоящего времени». На эту работу также было получено огромное количество откликов. Одним из самых показательных является высказывание A.C. Пушкина: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков обязаны мы отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на отношения наши с Востоком"17.

Самые значительные работы Н. Я. Бичурина «Китай в гражданском и нравственном состоянии», «Собрание сведений о народах, обитавших в.

Средней Азии в древние времена" также были встречены с большим интересом. Как всегда работы были наполнены обилием фактических.

18 знаний, что также отмечалось в рецензиях .

Данная группа материалов дает ясное представление о признании за Иакинфом первенства в развитии отечественной синологии. Что примечательно, это происходило в период, когда Китай был закрытым государством и сведения о нем были крайне скудными.

Следующий период изучения творческого наследия приходится уже на советское время. Первую группу составили работы, характеризующие рукописное наследие Иакинфа19. Данные материалы ценны для нас тем, что.

16 Московский телеграф.-1829. С. 244−246.

17 Пушкин A.C. История Пугачева. Собр.соч. -Т.8. — М.-Л., 1949. С. 287.

18 Современник. — Т. 78. — 1848. — № 1. Отд. III. — С. 44−49.

19 Любимов А. О неизданных трудах о. Иакинфа и профессора Ковалевского, хранящиеся в библиотеке Казанской духовной Академии//3аписки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества — T. XVIII — 1907. — Вып.1. — С. 6064- Козин С. А. К вопросу о неизданных работах Иакинфа Бичурина//Доклады Академии наук — 1929. — С. 245−247- Петров A.A. Рукописи по китаеведению и монголоведению, хранящиеся в центральном архиве AT ССР и библиотеке Казанского университета //Библиография Востока — Вып. 10. — М.-Л., 1937. — С. 139−155- Чугуевский Л. Н. позволяют охватить достаточно большой спектр работ Бичурина Н. Я. которые не были опубликованы.

В 1960 г. вышли в свет публикации В. Д. Дмитриева и И. Д. Мурзаева, знакомившие читателей с новыми материалами об Иакинфе Бичурине,.

9П выявленные в архивах гг. Чебоксар, Казани, Ленинграда. В том же 1960 году был издан в Чебоксарах труд, основанный на неизданных материалах Бичурина, — «Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии"21.

В 1977 г. была опубликована монография П. В. Денисова «Никита Яковлевич Бичурин"22, переизданная в 1997 году со значительными.

23 дополнениями и привлечением новых источников. Автор выделяет несколько этапов жизни известного синолога, отражает процесс становления его как ученого. Денисову П. В. удалось достаточно четко и объективно проанализировать время пребывания Н. Я. Бичурина в Китае, используя большое количество архивных источников. В отечественной исторической литературе это, пожалуй, единственная работа, дающая обстоятельный анализ жизни и творчества знаменитого архимандрита.

Бичуринский фонд в архиве Института востоковедения //Проблемы востоковедения -1959. -№ 5-С. 54−57.

20 Димитриев В. Д. Новые материалы о Н. Я. Бичурине, выявленные в архивах Чебоксар и Казани//Вопросы археологии и истории Чувашии/Уч.зап. ЧНИИ — Вып. Х1Х. -Чебоксары, 1960. — С. 320−342- Мурзаев И. Д. Новые документы об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах Ленинграда //Вопросы археологии и истории Чувашии /Уч.зап. ЧНИИ — Вып. Х1Х. — Чебоксары, 1960. — С. 303−319.

21 Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии" /Сост. Л. Н. Гумилев, М. Ф. Хван — Чебоксары, 1960.

22 Денисов П. В. Никита Яковлевич Бичурин — Чебоксары, 1977.

23 Денисов П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. — Чебоксары, 1997.

К 200-летию со дня рождения востоковеда в 1977 году вышел сборник статей «Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение"24.

Сборник содержит статьи, характеризующие разнообразные стороны научной деятельности Н. Я. Бичурина, его вклад в развитие отечественного монголоведения25, анализируются его первые работы26. Знаменательна статья Д. И. Белкина, в которой приводятся сведения о творческих связях с русскими писателями и историками: Погодиным М. П., Полевым H.A., Крыловым И. А., Пушкиным A.C., Белинским В. Г. и т. д. Помимо упомянутых работ в сборник вошли также публикации Н. В. Ивочкиной, Д. Д. Васильева, Л. И. Думан, B.C. Кузнецова, А.Н. Хохлова28. Материалы.

24 Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв. редактор А. Н. Хохлов. — Ч. III. -М, 1977.

Мункуев Н. Ц. Вклад Н.Я. Бичурина в изучение истории монгольских завоеваний в Китае (XIII-XIV вв.) // Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор

Хохлов А.Н. — Ч. I. — М., 1977. — С.54−67.

Фомина Н. И. Материалы о китайском купечестве// Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв. редактор А. Н. Хохлов. — Ч. I. — М., 1977. С.92−108.

Белкин Д. И. Китавед Н.Я. Бичурин и русские писатели конца 20-х — начала 40-х гг. XIX в. //Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв. редактор А. Н. Хохлов.

4.1-М., 1977. -С.116−137.

Ивочкина Н. В. Рукопись Н.Я. Бичурина «Описание китайских монет» и ее место в нумизматике//Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А. Н. Хохлов.- 4.1. — М., 1977. — С. 75−92- Васильев Д. Д. К вопросу о культурно-письменных центрах тюркского кагапата//Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А. Н. Хохлов. — 4.II.- М., 1977. — С.79−83- Думан Л. И. О труде Н. Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена//Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор Хохлов А. Н. — М., 1977. — 4.II. — С. 3−24- Кузнецов B.C. Джунгарское ханство в 1745—1755 гг. // Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А. Н. Хохлов. — Ч. II. — М., 1977. — С. 95−111- Хохлов А. Н. Новые материалы к биографии Н. Я. Бичурина // Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А. Н. Хохлов А.Н. -Ч. II. — М., 1977. 111−132. сборника позволяют лучше осмыслить научную деятельность Иакинфа Бичурина.

В том же 1977 году выходит работа П. Е. Скачкова «Очерки истории русского китаеведения», где деятельность Н. Я. Бичурина выносится в истории отечественного востоковедения как отдельный «бичуринский» период. Невозможно не упомянуть о статье С. Л. Тихвинского и Г. Н. Песковой «Выдающийся русский китаевед Н.Я. Бичурин». В публикации на достаточно обширном историографическом и архивном материале проанализирована его научная деятельность в Пекине, и после возвращения в Россию30.

Значительный вклад в изучение научного наследия Иакинфа 1 принадлежит А. Н. Хохлову, который в своих публикациях высоко оценивает вклад Н. Я. Бичурина в развитие китаеведения. Несомненным достоинством работ Иакинфа А. Н. Хохлов считает использование достоверных сведений, почерпнутых из китайских источников. Такую же высокую оценку при анализе работ Н. Я. Бичурина по истории Монголии дает и Н.П. Шастина32.

Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. — М., 1977.

3 л.

Тихвинский С.Л., Пескова Г. Н. Выдающийся русский китаевед о. Иакинф (Бичурин) (к 220-летию со дня рождения) //Новая и новейшая история-1977 — № 5. С.146−159.

31 Хохлов А. Н. Н. Я. Бичурин и его труды о Монголии и Китае I половина XIX в. (некоторые вопросы источниковедения)//Вопросы истории-1978.-№ 1. -С.53−72- Он же. Новые^материалы к биографии Н.Я. Бичурина//Н.Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение. — 4.1. — М., 1977; Он же. Бичурин и Российская Академия наук//Вестник АН СССР -1978 — № 6 — С. 115−132- Он же. Об источниковедческой базе работ Н. Я. Бичурина о цинском Китае // Народы Азии и Африки — 1978. — № 1. — С.129−137.

32 Шастина Н. П.Значение трудов Н.Я. Бичурина/Ючерки по истории русского востоковедения. — Ч.2- М., 1995.-С. 194−197. И.

В постсоветский период деятельность Н. Я. Бичурина в Китае.

Л Л получила отражение в ряде публикаций. И. Т. Мороз в своей статье, посвященной отправлению IX состава Российской духовной миссии в Китай, на основе большого количества архивных документов наглядно показал сложную обстановку, сложившуюся во время отправления посольства Ю. А. Головкина и нового состава миссии.

Следует отметить неослабевающий интерес отечественных исследователей к деятельности Н. Я. Бичурина и выявлению новых фактов из его научной биографии. Так, Т. А Пан34 в своих публикациях приводит бесспорные сведения о знании Н. Я. Бичуриным помимо китайского, еще и маньчжурского языка. Эти сведения опровергают общепризнанное мнение о том, что Иакинф не знал маньчжурского языка и занимался исключительно китайским языком. A.M. Решетов, поддерживая выводы, Т. А. Пан, отмечает знание Иакинфом еще и монгольского языка.

В целом необходимо отметить, что, оценивая деятельность Н. Я. Бичурина в Китае и его труды по Китаю, российская историческая наука признает его выдающийся вклад в распространение знаний по истории и культуре Китая.

В качестве введения в историческое повествование диссертантом были привлечены работы, посвященные развитию русско-китайских отношений в целом. Это связано с тем, что работы такого плана позволяют.

33 Мороз И. Т. Девятая российская духовная миссия (К истории ее отправления в Пекин)//История Российской духовной миссии в Китае. — М., 1997. — С. 214−252.

34 Пан Т. А. Неизвестное письмо И. Бичурина на маньчжурском языке/ZAltaica II — 1998.-С. 117−123- Она же. Некоторые маньчжурские документы о деятельности Пекинской духовной миссии в XIX веке//Православие на Дальнем Востоке — Вып.4. -СПб, 2004. — С. 22−32.

35 Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. — М., 1977. — С. 92.

36 Решетов A.M. Значение трудов членов Российской духовной миссии в Пекине для этнографии//Православие на Дальнем Востоке: К 275-летию Российской духовной миссии в Китае. — СПб, 1993.-С. 105−118. получить более глубокое и точное представление о предпосылках создания миссии, условиях ее существования в зависимости от изменения политики между Россией и Китаем.

В первую очередь здесь необходимо отметить работы B.C. Мясникова37, Б.П. Гуревича38, А.Д. Воскресенского39, В.А. Александрова40, C.JI. Тихвинского41, а также работы документального характера42.

37 Мясников B.C. Становление связей Русского государства с Китаем //Русско-китайские отношения в XVII в.: Материалы и документы (1608−1683) /Сост. Н. Ф. Демидова, B.C. Мясников Т. 1- М., 1969. — С.5−28- Он же. Дипломатия коварства и насилия //Вопросы истории — 1980. — № 3. — С. 98−110- Мясников B.C. Шепелева Н. В. Империя Цин и Россия в ХУП-нач.ХХ вв.//Китай и соседи в новое и новейшее время./Отв. Редактор Тихвинский СЛ. — М., 1982; Мясников B.C. Межгосударственные отношения России с Китаем как форма межцивилизационного контакта //Цивилизации и культуры. — Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. — М., 1995; Он же. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая история русско-китайской границы XVII—XIX вв. -М., 1996; Он же. Границы Китая: история формирования. -М., 2001.

38 Гуревич Б. П. Традиционный китайский дипломатический церемониал и русско-китайские отношения (XVII-XIX вв.) //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая» — М., 1968. — С. 21−22- Он же. Русско-китайские отношения начала XIX в. в документах Российского министерства иностранных дел //История СССР — 1972. — № 4. — С. 136−145- Он же. Международные отношения в Центральной Азии в XVIII — первой половине XIX веках — М., 1979.

39 Воскресенский А. Д. Царская Россия и Китай в исследованиях последних лет (80−90-е годы XX века).//Информационные материалы ИДВ РАН — 1994. — № 7- Он же. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. — М., 1999.

40 Александров В. А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.) — Хабаровск, 1984.

41 Тихвинский СЛ. Взаимоотношения Китая с соседними странами в новое и новейшее время и современная китайская историография //Китай и его соседи в новое и новейшее время /Отв.редактор Тихвинский СЛ. -М., 1982.

42 Русско-китайские отношения 1689−1916: Официальные документы/ Составитель П. Е. Скачков-М., 1958; Внешняя политика России XIX и начала XX века: Документы Российского министерства иностранных дел. — Т.1−3. — М., 1961; Сироткин В. Г. Документы о политике России на Дальнем Востоке в начале XIX в. //Исторический архив — 1962. — № 6. — С. 85−99- Рсско-китайскне отношения в XVIII векс./Сост. Мясников B.C. — Т. I. 1700−1725. М. 1978: Русско-китайские отношения в XIX веке: Материалы и документы. — Т. 1. 1803−1807 гг./Составители М. Б. Давыдова, И. Т. Мороз, B.C. Мясников, Н. Ю. Новгородская. — М., 1995.

Основным выводом отечественных востоковедов явилось то, что особенностью отношений России с Китаем в XVIIIначале XIX вв. была военная слабость обоих государств в местах соприкосновения границ. На всем протяжении этого периода российское правительство стремилось к поддержанию с Китаем дружественных добрососедских отношений и в случае возникновения конфликтных ситуаций, стремилось к достижению компромисса. Такой характер политических отношений между двумя странами благотворно сказывался и на деятельности Русской духовной миссии в целом.

Нельзя не упомянуть и о работах, освещающих историю русско-китайской торговли43. Торговля России с Китаем явилась важным элементом развития в целом русско-китайских отношений. Заинтересованность российского торгового капитала в расширении рынка с дальневосточными странами являлась мощным стимулом для российского правительства в стремлении установить официальные дипломатические отношения.

Автором были проанализированы и исследования, посвященные различным проблемам истории Китая. Работы подобного характера позволяют лучше понять довольно непростые, взаимоотношения Китайской.

43 Сладковский М. И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). — М., 1917; Хохлов А. Н. Кяхтипская торговля и ее место в политике России и Китая (20-е гг. XVIII в. — 50-е гг. XIX в.)//Документы опровергают: против фальсификации истории русско-китайских отношений /Гл.редактор C.JI. ТихвинскийМ., 1982. — С.99−147- Он же. Русско-китайская торговля через Кяхту с 20-х годов XVIII в. до середины XIX в. //Производительные силы и социальные проблемы старого Китая. -М., 1984. — С. 127−154- Зинченко Н. Е. Россия и Китай: Краткий исторический очерк русско-китайской торговли. — Спб, 1896- Корсак А. К. Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем. — Казань, 1857- Трусевич X. Посольские и торговые сношения России с Китаем (до XIX в.) — М., 1882- Чимитдоржиев Ш. Б. Роль Кяхты во взаимоотношениях Росси и Монголии //Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Дальнего Востока: история и современность. — Москва-Иркутск-Тэгу, 1997. — С.173−176. империи со своими соседями, объяснения которых можно найти в цивилизационных особенностях Поднебесной империи44.

Иностранная литература изобилует изучением масштабных явления русско-китайских отношений45, но, к сожалению, очень мало работ, посвященных изучению деятельности Русской миссии в Китае.

В их числе следует упомянуть работу Перри А. «Русские (православные) миссионеры в Китае 1689−1917 гг.: их культурная, политическая и экономическая роль». Свое внимание автор сосредоточил в основном на бытовых зарисовках в деятельности русских священников и учеников миссии. Делает акцент на бездеятельности и бесполезности.

44 Мартынов А. С. Значение приезда послов в императорском Китае //Народы Азии и Африки — 1979. — № 1- С. 27−39- Столповская А. Сношения китайцев с иностранцами и их последствия в Китае. — М., 1903; Иорданский А. Китай в прошлом и настоящем. — М., 1924; Думан Л. Традиции во внешней политике Китая //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая». — М., 1968. — С. 27−29- Гуревич Б. П. Традиционный китайский дипломатический церемониал и русско-китайские отношения (XVII-XIX вв.) //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая». — М., 1968. — С. 21−22- Быков В. Ф. Миссионеры-иезуиты и русско-китайские отношения в XVII в. (Нерчинский договор 1689 г.) //Информационный бюллетень — № 104 /Институт Дальнего Востока РАН. — М., 1980; Новогородская Н. Ю. Процесс формирования дипломатического стереотипа России в Китае во второй половине XVII в.//Вопросы экономики, истории, внешней и внутренней политики стран Дальнего Востока. — Ч.Н. — М., 1986. — С. 112−120- Попов А. В. Китайская палата внешних сношений, маньчжурские наместники и аймачные власти в Халха-Монголии в середине XVIII — нач. XIX вв.//В кн.: Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. — Вып. 13. — JI., 1990. — С. 189−207- Ломанов А. В. Христианство в Китае: история культурной адаптации (нач. XIX — сер. XX вв.) — М., 1999.

45 Foust С. Muscovite and Mandarin: Russia’s Trade with China and its Setting 1727−1805. -Chapel Hill, 1969; Pavlovsky M. Chinese-Russian Relations. — Westpoint, 1981; Quested, R.K.I Sino-Russian Relations: A Short History. — Boston, 1984; Macall M. Russia and China: Their Diplomatic Relations to 1728. — Cambridge, Mass., 1971. миссии46. Деятельность Российской миссии на протяжении всего XVIII века анализирует американский исследователь Э. Видмер47. В своей работе он сопоставляет деятельность иезуитских и российских миссионеров. В ходе анализа ему удалось отметить некоторые особенности Российской духовной миссии. В частности он отметил длительность существования данного института в столице Китайской империи, немаловажным фактором здесь он считал деятельность православных миссионеров, не преследовавших цель полной христианизации китайцев, в отличие от католических проповедников.

Хотя предметом исследования ученого является деятельность миссии на протяжении XVIII века, он высоко оценивает деятельность Н. Я. Бичурина по дипломатической части. Попытки российского правительства использовать миссию в качестве дипломатического представительства называет безуспешными, вплоть до появления такой выдающейся фигуры как Н.Я. Бичурин48.

Таким образом, анализ исторической литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее полно и всесторонне оказались исследованными вопросы научной деятельности Н. Я. Бичурина. Историографическая традиция отражает неоценимый вклад о. Иакинфа в развитие отечественной и зарубежной науки.

Однако, деятельность Н. Я. Бичурина в Китае в контексте развития русско-китайских отношений оставалась малоизученной и никогда не становилась предметом специального изучения, хотя некоторые ее аспекты затрагивалась в работах отечественных и зарубежных специалистов. Тем не менее, правильная постановка и частичное разрешение нашими.

46 Parry A. Russian (Greek Ortodox) Missionaries in China? 1689−1917; Their Cultural, Political and Economic Role. — Berkeley, 1940.

47 Widmer E. The Russian ecclesiastical mission in Peking during the eighteenth century. -London, 1976.

48 Ibid. P. 154. предшественниками ряда важных вопросов интересующей нас темы создали необходимые предпосылки для анализа деятельности о. Иакинфа в Китае в качестве главы IX Российской духовной миссии.

Объектом исследования автор избрал историю Российской духовной миссии в Пекине в контексте русско-китайских отношений в начале XIX века.

Предметом исследования является деятельность Н. Я. Бичурина в Китае в качестве главы IX состава Российской духовной миссии: хозяйственная, дипломатическая и научная.

Цель исследования проанализировать деятельность Н. Я. Бичурина в качестве главы IX духовной миссии в Китае, с учетом российских геополитических интересов в Тихоокеанском регионе в начале XIX века.

Цель настоящего исследования реализуется и конкретизируется через решение ряда задач: на основе краткого анализа развития русско-китайских отношений в начале XIX века раскрыть исторический контекст событий, на фоне которых совершалась деятельность архимандритаопределить роль Российской духовной миссии в Китае как института взаимодействия двух империйопределить взаимосвязь посольством Ю. А. Головкина и назначением Н. Я. Бичурина начальником IX состава Российской духовной миссиипроанализировать основные направления деятельности Н. Я. Бичурина (архимандрита Иакинфа) в Китае.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1807 по 1821 гг. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что в 1807 году IX состав миссии отправился в Китай и получил ряд предписаний дипломатического и разведывательного характера, продиктованных изменениями геополитической ситуации в Тихоокеанском регионе.

Выбор верхней границы объясняется окончанием срока пребывания Н. Я. Бичурина в Пекине и отправлением миссии в Россию.

Территориальные рамки исследования ограничены столицей Китайской империи — Пекином — местом расположения подворья Российской духовной миссии.

Источниковую базу исследования представляют несколько групп источников.

Первая группа источников включает в себя опубликованные материалы. Это, прежде всего сборники документов, отражающие как историю развития внешней политики России в целом49, так и историю русско-китайских отношений50.

Ценным источником по исследуемой теме является серия документальных сборников51: «Русско-китайские отношения в XVII в.», «Русско-китайские отношения в XVIII в.», «Русско-китайские документы в XIX веке». В сборниках аккумулирован огромный и разноплановый пласт документов, хранящихся в архивах России, Китая и Монголии. Данная группа материалов, включающая в себя статьи договоров, заключенных с момента установления первых официальных контактов между Россией и Цинской империей, позволяет получить представления о развитии отношений между двумя государствами на протяжении трех столетий.

Вторую группу источников составляет периодическая печать — в основном это издания дореволюционного времени, где нашли отражение публикации Н. Я. Бичурина. Автором были проработаны издания: «Дух.

49 Внешняя политика России XIX и начала XX века: Документы Российского министерства иностранных дел. Серия 1801−1815 гг.-Т. 1−3.-М., 1961.

50 Международные отношения в Центральной Азии ХУН-ХУШ вв.: Документы и материалы /Сост. Б. П. Гуревич, В. А. Моисеев. — Т. 1-И. — М., 1989; Русско-китайские отношения 1689−1916: Официальные документы/Составитель П.Е. Скачков-М., 1958.

51 Русско-китайские отношения в XVII в.: Материалы и документы (1608−1683). -М., 1969; Русско-китайские отношения в XIX веке. — Т.1 1803−1807 гг. — М., 1995. журналов"52, «Северная пчела"53, «Журнал Министерства народного просвещения"54, «Московитянин"55, «Московский телеграф"56, со.

Отечественные записки", «Православный собеседник», «Русская старина"59, «Московский вестник"60. На страницах этих изданий получили отражение как работы самого Н. Я. Бичурина о Китае, так и отклики на них.

Дух журналов, или Собрание всего, что есть лучшего и любопытнейшего во всех других журналах по части истории, политики, государственного хозяйства, литературы, разных искусств, сельского домоводства и проч. Основан в 1815 году, выходил 52 раза в год, с 1819 — 24 раза в год.

Северная пчела", политическая и литературная газета, издававшаяся в Петербурге в 1825—1864 гг. Основан Ф. В. Булгариным.

54 «Журнал министерства народного просвещения», ежемесячный журнал, орган министерства народного просвещения России. Издавался с 1834 по 1917 в Петербурге. Журнал состоял из официальной части, где печатались материалы министерства, и неофициальной части, в которой публиковались статьи по народному образованию, классической филологии (выпускались и отдельно как «Сборник статей по классической филологии»), истории, литературе и т. д.

55 «Москвитянин», литературно-научный журнал, издававшийся в Москве в 1841 — 56. Издатель и редактор — М. П. Погодин. В 40-х гг. проводил идеи официальной народности. С 1850 представляло разновидность славянофильства. Издание имело особый отдел для публикации исторических материалов и источников.

56 «Московский телеграф», русский двухнедельный литературный и научный журнал, издававшийся в 1825 — 1834 в Москве Н. А. Полевым.

СП.

Русский литературный и общественно-политический ежемесячный журнал, издавался в 1839—1867 гг. в Петербурге А. А. Краевским. Среди авторов были М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский, А. В. Кольцов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Характерна ориентация многих его сотрудников на идеи западничества. Выдающуюся роль в журнале играл В. Г. Белинский, возглавлявший отдел критики и библиографии.

58 «Православный Собеседник», периодическое издание Казанской духовной академии с 1855 года. Редактор архиепископ Григорию (Постников). Журнал освещал основные проблемы православной идеологии.

59 «Русская старина», ежемесячный исторический журнал, выходил в Петербурге в 18 701 918 гг. Основан, издавался и редактировался М. И. Семевским при участии В. И.

Помимо этого автором использовались и отдельные работы самого Иакинфа, в которых нашли отражение многие ключевые вопросы китайской истории, географии, культуры и др. Эта группа источников позволила автору проанализировать основные результаты деятельности Н. Я. Бичурина в Китае, где ему удалось перевести китайские источники, которые и были положены в основу его научных трудов.

В качестве дополнительного источника использовались «Мемуары князя Адама Чарторыйского"61, позволяющие выяснить политическую ситуацию и взаимоотношения европейских государств в начале XIX века.

Отдельную группу источников представляют архивные материалы. В диссертации использованы материалы следующих архивов: Российского государственного исторического архива, Архива Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН, Архива внешней политики Российской империи, Государственного архива Российской Федерации.

В фондах Российского государственного исторического архива представлен огромный пласт документов по вопросам назначения и смещения церковных должностных лиц в состав Российской духовной миссии, хозяйственным делам деятельности миссии в Пекине. Хранятся здесь и материалы судебных разбирательств. Документы этих фондов интересны для нас, прежде всего тем, что позволяют проследить процесс формирования IX состава миссии и назначения начальником миссии архимандрита Иакинфа. (Ф. 796 Фонд Святейшего СинодаФ. 797. Канцелярия Обер-прокурора Святейшего Синода).

Семевского. В журнале было много интересных публикаций (официальные документы, автобиографии, мемуары, письма политических и общественных деятелей, деятелей культуры).

60 «Московский вестник», русский двухнедельный литературный журнал, издававшийся в Москве в 1827—1830 гг. Редактор М. П. Погодин. Сотрудничали с журналом Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, И. В. Киреевский, В. Ф. Одоевский и др. Свыше 30 своих произведений опубликовал в этом издании А. С. Пушкин.

61 Чарторыйский А. Мемуары князя Адама Чарторыйского. — М., 1998.

Документы о Российской духовной миссии можно встретить и в материалах личных фондов. Так, фонд 730 (фонд Н. Игнатьева) Государственного архива Российской Федерации содержит в себе донесения архимандрита Гурия — начальника XIV миссии (1858−1864). Источники такого характера позволяют сделать вывод о роли Российской духовной миссии в развитии межгосударственных отношений.

Архив Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН (Ф.7. Фонд Н. Я. Бичурина) содержит в себе копии инструкций Азиатского департамента Министерства иностранных дел членам миссии с предписанием анализа иностранного влияния в Китае, участии миссионеров-иезуитов во внешнеполитических делах китайского императора и т. д.

Материалы дипломатического характера находятся в Архиве внешней политики Российской империи. Огромное количество документов фонда Санкт-Петербургского Главного архива содержит сведения о развитии русско-китайских отношений. Это и материалы, относящиеся к посольству графа Ю. А. Головкина в Китай и документы, посвященные деятельности духовной миссии в Пекине. Большое значение для данного диссертационного исследования имели документы фонда, освещающие деятельность Н. Я. Бичурина в Китае: донесения и письма из Пекина, а также бумаги, отправленные к нему из канцелярии иркутского губернатора Трескина Н. И. с дополнительными поручениями. Помимо этого интерес представляет переписка сибирского генерал-губернатора И. Б. Пестеля с Министерством иностранных дел, с иркутским губернатором Трескиным по вопросам деятельности IX Российской духовной миссии. (Ф.161 Санкт-Петербургский Главный архив).

Некоторые донесения из Пекина вместе с другими бумагами Иакинфа попали в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, существенно дополнившие собой, диссертационное исследование (Ф.15. Собрание Александро-Невской лавры). Кроме того, использовались материалы рукописи Е. Ф. Тимковского — пристава IX миссии — «О сношениях наших с Китаем» («Россия и Китай или историческое обозрение сношений между сими государствами»). Сведения этой рукописи освещают некоторые моменты русско-китайских отношений начала XIX века. (Ф. Собрание отдельных поступлений).

Таким образом, автор стремился осуществить комплексный анализ исторических источников, стараясь объективно оценить, имеющиеся в них сведения, сочетая это с критическим подходом к ним.

Методологической основной исследования является совокупность общенаучных и специальных исторических методов. Исследование строилось на основополагающих принципах историзма, научной объективности и всестороннем комплексном анализе изучаемой темы.

В работе использовались сравнительно-исторический метод и междисциплинарный подход. Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях. Суть междисциплинарного подхода состоит в том, что в своем исследовании мы обратились к таким дисциплинам как история, теория международных отношений, экономика и история внешней политики.

Научная новизна исследования. Деятельность Н. Я. Бичурина в той или иной мере освещалась в отечественной и зарубежной историографии. Но комплексного изучения деятельность Н. Я. Бичурина в Китае как главы IX духовной миссии не проводилось. Данная диссертация позволяет восполнить существующий в историографии пробел.

Диссертантом впервые вводится в научный оборот большой массив документов, характеризующих деятельность Н. Я. Бичурина в Китае с учетом российских геополитических интересов в Тихоокеанском регионе в начале XIX века.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней материалы могут послужить расширению научных представлений об истории взаимоотношений России и Китая, формированию объективной оценки деятельности Н. Я. Бичурина в Пекине. Они дополняют уже имеющуюся информацию о контактах на Востоке. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, для чтения спецкурсов по христианской культурологии, истории международных отношений и истории отечественного востоковедения.

Заключение

.

Изучив и проанализировав деятельность Н. Я. Бичурина в Китае в качестве главы IX Российской духовной миссии (1807−1821 гг.) в контексте русско-китайских отношений начала XIX века можно сделать следующие выводы:

К началу XIX века русско-китайские отношения насчитывали около 150 лет. Стремление России в конце XVII — начале XVIII вв. сохранить «status quo» на своих дальневосточных рубежах и внимание Цинского правительства к решению сложных внутриполитических проблем обусловили мирный характер межгосударственных отношений.

Дипломатические отношения между двумя государствами на протяжении XVII—XIX вв. поддерживались рядом договоров и дополнений к ним, которые позволяли избегать конфронтации. Следует отметить, что во взаимоотношениях между двумя государствами русская сторона постоянно находилась в состоянии преодолевающей препятствия. Очень часто усилия русской дипломатии показывают нам пример нестандартных и оригинальных решений в достижении задачи добиться диалога с Цинской империей, переживающей изоляцию и консерватизм. В большинстве случаев русская сторона стремилась не замечать многие негативные факторы, исходящие от цинской стороны ради сохранения добрососедских отношений и поддержания торговли.

Если в XVII—XVIII вв. идя на контакт с Китайской империей, правительство России продвигало интересы, прежде всего, отечественной коммерции, то уже к началу XIX века на первый план выступают задачи геополитического характера. Опасаясь дальнейшего усиления позиций.

Англии и Соединенных Штатов Америки, Россия предпринимает попытку упрочить свое положение в Тихоокеанском регионе, направив в Китай посольство во главе с Ю. А. Головкиным. Но вследствие отсутствия достаточного опыта официальных контактов, жесткой изоляционистской политики цинского правительства Китая, неготовности сторон к взаимному диалогу, недостаточное знание Россией цивилизационных особенностей Китая столь грандиозное мероприятие оказалось неудачным.

Большую роль в развитии русско-китайских отношений на протяжении ХУН-Х1Х вв. сыграла Российская духовная миссии, учрежденная в Китае в конце XVII в. и получившая официальное утверждение Кяхтинским договором 1727 года.

Миссия с самого начала использовалась как неофициальное дипломатическое представительство для решения различных вопросов. Цинское правительство также прибегало к ее услугам, используя членов миссии в качестве переводчиков официальных бумаг, приходивших из Российского Сената.

Деятельность российских миссионеров, направленная на духовное «окормление» албазинцев (потомков защитников Албазина, попавших в плен к китайскому императору в конце XVII века) кардинальным образом отличалась от активной прозелитической деятельности миссионеров-иезуитов. Такое положение дел также способствовало благоприятному развитию русско-китайских отношений.

Находясь долгое время в Китае, православные миссионеры вынуждены были приспосабливаться к условиям жизни на чужбине, изучать язык, культуру и обычаи китайцев. Многие из миссионеров внесли значительный вклад в развитие отечественной и мировой синологии. Своим пребыванием в Китае члены Российской духовной миссии активно способствовали сближению двух цивилизаций.

Стремление России к укреплению позиций на Дальнем Востоке и попытке стать крупнейшей тихоокеанской державе побудило российское правительство к более активному использованию Российской духовной миссии в дипломатических целях, что стало особенно актуальным после провала посольства Ю. А. Головкина. Для успешной деятельности миссии на дипломатическом поприще потребовалось назначение в состав миссии людей, способных к деятельности такого рода. По настоянию графа Ю. А. Головкина был смещен с поста главы миссии архимандрит Аполлос и на его место назначен более способный Иакинф Бичурин.

По причине неудачи российского посольства во главе с Ю. А. Головкиным часть задач дипломатического и разведывательного характера была определена для всех членов IX Российской духовной миссии, но в большей степени задачи подобного характера были возложены на начальника миссии — архимандрита Иакинфа.

По сравнению с предыдущими миссиями стандартные инструкции, (которые в основном предписывали правила поведения членов миссии в Пекине) были существенно дополнены рядом пунктов, имеющих дипломатическую направленность. Это выявление степени влияния иностранцев в Китае, причины неудачи посольства Ю. А. Головкина, сбор различных сведений по политическому устройству Китайской империи, видам и вооружению цинского войска и ряд других задач.

Обстоятельными и достаточно полными являются донесения Н. Я. Бичурина в Азиатский департамент Коллегии иностранных дел. Подробный анализ в его донесениях получили такие сведения как: положение и степень влияния англичан в Китаепосольство лорда Амхерста в 1816 годуситуация по поводу посольства Ю. А. Головкинароль и значение Кяхтинской торговли для Китая и т. д.

Донесения Н. Я. Бичурина из Китая незаслуженно обойденные вниманием, вследствие тяжких обвинений членами миссии, и представителями центральной власти, позволяют судить об обстановке в Азиатско-Тихоокеанском регионе в начале XIX века.

Но гораздо больше сведений о Китайской империи получили отражение в научных работах Н. Я. Бичурина после его возвращения на родину. По материалам, собранным во время пребывания в Китае им было написано большое количество монографий, статей, публикаций.

Заслуженное признание в мировой науке архимандрит Иакинф заслужил своими переводческими трудами. Научные труды его не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Однако, если научная его деятельность получила широкое признание, то дипломатическая оказалась незаслуженно забытой.

Документы, выявленные в архивах Петербурга и Москвы, дают возможность сделать вывод о более широком спектре деятельности Н. Я. Бичурина в Китае, чем до этого было отражено в исторической литературе.

Попытка всестороннего изучения деятельности Н. Я. Бичурина в Китае, предпринятая в данном исследовании, позволяет отразить в той или иной мере тенденции развития русско-китайских отношений в начале XIX века. Помимо этого инструкции, специально разработанные для IX миссии, наглядно демонстрируют изменения, произошедшие в деятельности Российской духовной миссии и позволяют судить о ее большем вовлечении в международные отношения, что более четко обозначилось при отправлении в Китай последующих составов православной миссии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. (Иакииф) Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. Т.1. — Спб, 1828. — 231 с.
  2. Н. (Иакинф) Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. Т.2. — Спб, 1828. — 341 с.
  3. Н.Я. (Иакинф) (автобиографическая записка). Опубликованная П. Савельевым //Ученые записки Академии наук по I и III отделениям. т. III — вып.1. — Спб, 1855. — С. 665−672.
  4. Н.Я. (Иакинф) «Описание бунта, бывшего в Китае в 1813 г. //Дух журналов 1819. — 4.34.- Кн. 10. — С. 87−112.
  5. Н.Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста, 1992. — 127 с.
  6. Н.Я. (Иакинф) История первых четырех ханов из дома Чингисова.- Спб, 1829.- 441 с.
  7. Н.Я. (Иакинф) История Тибета и Хухунора с 2282 года до Р.Х. до 1227 года по Р.Х. с картою на разные периоды истории. Пер. с кит. монахом Иакинфом Бичуриным.- Спб, 1833.- 235 с.
  8. Н.Я. (Иакинф) Описание Пекина. С приложением плана сей столицы, снятого в 1817 г. //Пер. с китайского. Спб, 1829. — 132 с.
  9. Н.Я. (Иакинф) Ответы на вопросы, которые г. Вирст предложил господину Крузенштерну относительно Китая. Спб, 1827 — 65 с.
  10. Н.Я. (Иакинф) Разрешение вопроса: кто таковы были татары XIII века //Московский вестник. 1828. — № 14. — С. 197−202.
  11. Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена Т.1. — M.-JI., 1950. — 382 с.166
  12. Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена Т.2. — M.-JI., 1952. — 385 с.
  13. Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена Т.2. — M.-JL, 1952. — 320 с.
  14. Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии» /Сост. JI.H. Гумилев, М. Ф. Хван Чебоксары, I960.- 758 с.
  15. Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002.- 423 с.
  16. Н.Я. Статистическое описание Китайской империи. М., 2002, — 463 с.
  17. Внешняя политика России XIX и начала XX века: Документы Российского министерства иностранных дел. Серия 1801−1815 гг. В 3-х т. -М, 1961.
  18. Ю.А. Из бумаг графа Ю.А. Головкина. Документы о посольстве гр. Головкина в Китай. СПб, 1904. — 81 с.
  19. Журнал дружеского свидания с Китайскими пограничными правителями Ваном и Амбанем 1810 г. М., университетская типография, 1860 г. Из 1−1 книги «Чтений в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете — I860 г. — 96 с.
  20. Международные отношения в Центральной Азии XVII—XVIII вв.: Документы и материалы /Сост. Б. П. Гуревич, В. А. Моисеев. Т. И. — М., 1989.-403 с.
  21. Русско-китайские отношения 1689−1916: Официальные документы/ Составитель П. Е. Скачков П.Е. М., 1958. — 139 с.
  22. Русско-китайские отношения в XIX веке. Т.1.1803−1807гг./Сост. М. Б. Давыдова, И. Т. Мороз, B.C. Мясников, Н. Ю. Новгородская. — М., 1995. — 1019 с.
  23. Русско-китайские отношения в XVII в.: Материалы и документы (16 081 683) /Сост. Н. Ф. Демидова, B.C. Мясников. Т. 2. — М., 1969.- 669 с.
  24. Русско-китайские отношения в XVIII веке/Сост. B.C. Мясников, Н. Ф. Демидова.-Т. 1. 1700−1725. М., 1978.-703 с.
  25. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ):
  26. Ф. 161.1−7. Оп.6. Д. 1 (фонд Санкт-Петербургский Главный архив).
  27. Ф. 161.1−3. Оп.Ю. Д. 2. Д. 5 (фонд Санкт-Петербургский Главный архив).
  28. Ф. 161.1У-4. Оп.123. Д. 1 (фонд Санкт-Петербургский Главный архив).
  29. Ф. 161.1−5. Оп.4. Д. 1 (фонд Санкт-Петербургский Главный архив).
  30. Ф.161.1−9. Оп. 8. Д. 10. (фонд Санкт-Петербургский Главный архив).
  31. Ф.161 1У-7. Оп.1. Д. 2. (фонд Санкт-Петербургский Главный архив).
  32. Ф.161 СПбГА 1У-6. Оп.2.Д.1 (фонд Санкт-Петербургский Главный архив).
  33. Ф. 154. Оп. 710/1. Д. 106 (фонд Азиатский департамент).
  34. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ):
  35. Ф. 730. Оп.1. Д. 396 (фонд Н. Игнатьева)
  36. Российский Государственный исторический архив (РГИА):
  37. Ф. 796. Оп.1. Д. 4526. Д. 4573 (фонд Святейшего Синода)
  38. Ф. 796. Оп. 48. Д. 314 (фонд Святейшего Синода)
  39. Ф.797. Оп.2. Д. 2974. Д. 5446. Д. 5558. Д. 6352. Д. 6353 (фонд Канцелярии Обер-прокурора святейшего Синода).
  40. Архив Санкт-Петербургского отделения Института Востоковедения РАН (СПбО ИВ АН):
  41. Ф. 7. Оп.1. Ед. хр. 37−1. Ед.хр.38. Ед.хр.48 (фонд Н.Я. Бичурина).
  42. Отдел Рукописей Российской Национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина:
  43. Ф. Собрание отдельных поступлений, 1950/14−4.
  44. Ф.15. Оп. 870~. Д.ЗЗ. Д. 35 (фонд Собрание Александро-Невской лавры).1. Монографии и статьи:
  45. Н. Об источниках истории ПДМ в первый и второй периоды ее деятельности //Православный собеседник 1888 — № 1. — С. 148−156.
  46. Н. Отец Иакинф Бичурин (исторический этюд) //Православный собеседник- 4.1. 1886.-С. 164−180- 245−278. — 4.2. -1886.-С. 53−80- 271−316.
  47. В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.) Хабаровск, 1984.- 271 с.
  48. А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX века. М., 1982. — 288 с.
  49. В.В., Алексеева Е. В., Зубков К. И., Побережников И. В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI—XX вв.ека, — М, 2004.- 600 с.
  50. Е.В. Русская Америка, Американская Россия. -Екатеринбург, 1998.- 192 с.
  51. Арсеньева-Бичурина Н. Отец Иакинф кто он? — М., 2002. — 15 с.
  52. В. История изучения Востока в Европе и России//Лекции, читанные в университете и в Ленинградском институте живых восточных языков. Л., 1926. — 318 с.
  53. В.Н. О посольстве графа Ю.А. Головкина в Китай//Чтения в императорском обществе древностей Российских. Кн.4. — 1875. — 109 с.
  54. Е. История Русской Америки. -Т.1. Основание Русской Америки 1732−1799.- М., 1997.- 350 с.
  55. Е. История Русской Америки. Т.2. Деятельность Русско-американской компании 1799−1825 гг. — М., 1999. — 465 с.
  56. Е.В. Из истории русско-китайских отношений в первой половине XIX в. //Советское востоковедение 1956 — № 2 — С.96−104.
  57. В.Ф. Миссионеры-иезуиты и русско-китайские отношения в XVII в. (Нерчинский договор 1689 г.) //Информационный бюллетень -№ 104/Институт Дальнего Востока РАН.-М., 1980.-С. 147−159.
  58. Д.Д. К вопросу о культурно-письменных центрах тюркского каганата//Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А. Н. Хохлов. М., 1977. — С.79−83.
  59. П.Васильев Л. С. История Востока. Т.1. — М., 1998. — 495 с- Т-2. — М., 1998.-495 с.
  60. О.В. Из истории российских духовных миссий в Китае //Дипломатический вестник. 1997. — № 1. — С. 78−79.
  61. Н.И. Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине. Спб, 1905.- 215 с.
  62. А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999. — 405 с.
  63. А.Д. Царская Россия и Китай в исследованиях последних лет 80−90-е годы XX века)//Информационные материалы ИДВ РАН 1994. — № 7.- 86 с.
  64. Восток-Россия-Запад: исторические и культурологические исследования: К 70-летию академика B.C. Мясникова/Отв. Ред. C. J1. Тихвинский. М., 2001. — 779 с.
  65. Гальперин A. J1. Русско-китайская торговля в XVIII- первой половине XIX в.: опыт сравнения Кяхтинского торга с торговлей через Гуан-Чжоу//Проблемы востоковедения. 1959. — № 5. — С. 215−227.
  66. А.Н., Нессельроде К. В. Переписка об Иакинфе Бичурине. 1823−1831 гг. //Русская старина-Кн. VIII. 1888.- С. 302−308.
  67. З.И., Тихонов Д. И. Из истории изучения Китая в России//Советское китаеведение 1955 — № 2. — С. 139−147.
  68. .П. Международные отношения в Центральной Азии XVII-I половине XIX в. М., 1983. — 309 с.
  69. .П. Русско-китайские отношения начала XIX в. в документах Российского министерства иностранных дел //История СССР 1972 -№ 4.-С. 136−145.
  70. .П. Традиционный китайский дипломатический церемониал и русско-китайские отношения (XVII-XIX вв.)//Симпозиум «Роль традиций в истории Китая» М., Наука — 1968.- С. 21−22.
  71. П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чебоксары, 1997.- С. 272.
  72. П.В. Никита Яковлевич Бичурин: Очерк жизни и творческой деятельности ученого-востоковеда/К 200-летию со дня рождения -Чебоксары, 1977.- 143 с.
  73. В. Д. Востоковед Н.Я. Бичурин и Чувашия. Чебоксары, 2002. — 59 с.
  74. В.Д. Новые материалы о Н.Я. Бичурине, выявленные в архивах Чебоксар и Казани//Вопросы археологии и истории Чувашии./Уч.зап. ЧНИИ Чебоксары, 1960. — Вып. XIX. — С. 320−342.
  75. Документы о политике России на Дальнем Востоке в начале XIX в. /Сост. Сироткин В.Г.//Исторический архив 1962 — № 6. — С. 85−99.
  76. Документы опровергают//Против фальсификации истории русско-китайских отношений /Гл. ред. Тихвинский С. Л. М., 1982. — 105 с.
  77. Д. «Ворота империю в империю Цин». Русская православная миссия в Китае //Родина 2004 — № 10. — С. 13−18.
  78. Д.В. Миссия иезуитов в Китае. М., 2001. — 251 с.
  79. Л. Традиции во внешней политике Китая //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая». М., Наука, 1968. — С. 27−29.
  80. Л.И. О труде Н.Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. //Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор Хохлов А. Н. М., 1977.Ч. 2. — С.3−24.
  81. И не распалась связь времен//Сб. ст. Отв. Ред. С. Л. Тихвинский М., 1993.-391 с.
  82. Н. В. Рукопись Н.Я. Бичурина «Описание китайских монет» и ее место в нумизматике //Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А. Н. Хохлов. Ч. I. — М., 1977.- С. 75−92.
  83. Иоанн Ду (протоиерей) Распространение Русской Православной Церкви в Тяньцзине и его окрестностях//Китайский благовестник. -1999. № 2. — С.24−40.
  84. А. Китай в прошлом и настоящем. М., 1924.- 71 с.
  85. A.C. Место Российской духовной миссии в Китае в истории русско-китайских отношений //Востоковедение и мировая культура -М., 1998.-С. 202−233.
  86. A.C. То дело зело изрядно (РДМ и ее роль в истории русско-китайских отношений) //Наш современник 1999-№ 2. — С. 169−189.
  87. История внешней политики России первой половины XIX в. (от войн России против Наполеона до Парижского мира 1815 г.)/Ред. О. В. Орлик, А. И. Сытич. М., 1999. — 446с.
  88. История отечественного востоковедения до середины XIX века/Ред. П. М. Шастико, A.M. Куликова. -М., 1990.- 439 с.
  89. П.И. Амурский вопрос. Благовещенск, 1959. — 256 с.
  90. Н.С. Внешняя политика России I половины XIX в. М., 1963.-288 с.
  91. Китай и соседи в новое и новейшее время/Отв. Редактор C.JI. Тихвинский. М., 1982. — 545 с.
  92. A.C. Вопросы истории взаимоотношений Цинского Китая с его соседями в синологии США (40−80-е годы XX века). Майкоп, 2000. -180 с.
  93. С.А. О неизданных работах Иакинфа Бичурина //Доклады Академии Наук. 1929. — С. 245−247.
  94. В.П. Румянцевский кружок и Н.Я.Бичурин //Народы стран Азии и Африки. 1979. — № 4. — С. 122−127.
  95. A.K. Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем. Казань, 1857.- 445 с.
  96. H.H. Русские православные церкви в Китае//Россия и АТР -1998.-№ 1.-С. 26−32.
  97. Краткая история Русской Православной Миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования.- Пекин, 1916.- 222 с.
  98. В.И. Как я работал над романом «Отец Иакинф»//Нева 2004.- № 8. С. 233−244.
  99. И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве». Владивосток, 1976. 130 с.
  100. А.И., Курила И. Н. Россия, Великобритания и США в международных отношениях XIX—XX вв../Справочно-библиографическое пособие. Волгоград, 1998. — 55 с.
  101. B.C. О дипломатической практике цинского двора в сношениях с западными соседями (II половина XVIII в.) //Общество и государство в Китае М., 1973 — с. 119−129.
  102. B.C. Цинская империя на рубежах Центральной Азии (вторая половина XVII- первая половина XIX в.). Новосибирск, 1983.- 126 с.
  103. A.M. Востоковедение в российских законодательных актах (конец XVII-1917 г.) СПб, 1994, — 436 с.
  104. A.M. Очерк истории русской торговли. СПб, 1923. — 320 с.
  105. И.В. Сношения России с Дальним Востоком на протяжении царствования дома Романовых. Владивосток, 1914. — 58 с.
  106. И.В. Христианство в Китае: история культурной адаптации (начало XIX сер. XX вв.). — М., 1999. — 178 с.
  107. А. О неизданных трудах о.Иакинфа и профессора Ковалевского, хранящиеся в библиотеке Казанской духовной
  108. Академии //Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества t. XVIII — вып.1.- 1907. — С. 60−64.
  109. Р.В. Внешняя политика России на Дальнем Востоке (вторая половина XVIII 70-е гг. XIX в.)/Учебное пособие по спецкурсу. — М., 1974.- 117 с.
  110. И. Архимандрит Иакинф Бичурин православный миссионер и русский синолог/ЛДерковный вестник — 2003 — № 5 — С. 3640- № 6 — С. 23−27.
  111. В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. — 627 с.
  112. К. Русская торговля с Китаем. Маркс К., Энгельс Ф. //Полное собрание сочинений. 2-е изд. -T.XII. -М., 1958.-С. 157−160.
  113. Ф.Ф. Россия и Китай. Историко-политическое исследование. Перевод Телесницкого Спб, 1881.- 83 с.
  114. A.C. Значение приезда послов в императорском Китае //Народы Азии и Африки 1979 — № 1.- С.27−39.
  115. Международные отношения на Дальнем Востоке (с конца XVI в. до 1917 г.) /Нарочницкий А.Л., Губер A.A., Сладковский М. И., Бурлингас И.Я.-М, 1973.-326 с.
  116. В. К биографии о. Иакинфа Бичурина //Православный собеседник Ч. 2. — 1886.-С. 241−253.
  117. А. Из истории русско-китайских отношений XIX в. //Жизнь Бурятии 1927 — № 7−9. — С. 70−80.
  118. Н.С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки //Русская старина. 1888.- № 8−9.- С. 143−157.
  119. И.Т. Девятая российская духовная миссия (К истории ее отправления в Пекин)//История Российской духовной миссии в Китае. -М., 1997.-С. 214−252.
  120. И.Т. Российско-китайские пограничные отношения (Кяхта-Маймачен)//В кн.: Востоковедение и мировая культура.- М., 1998. С. 185−202.
  121. Н.Ц. Вклад -Н.Я. Бичурина в изучение истории монгольских завоеваний в Китае (XIII-XIV вв.) .) // Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А. Н. Хохлов. Ч. I. — М., 1977.-С.54−67.
  122. И.Д. Новые документы об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах Ленинграда //Вопросы археологии и истории Чувашии /Уч.зап. ЧНИИ Вып.ХГХ.- Чебоксары, 1960. — С. 303−319.
  123. Мясников В. С, Шепелева Н. В. Империя Цин и Россия в XVII-начале XIX вв. //Вопросы истории 1974-№ 6 — С.40−56.
  124. B.C. Границы Китая: история формирования. М., 2001.601 с.
  125. B.C. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая история русско-китайской границы XVII—XIX вв. М., 1996. — 543 с.
  126. B.C. Избрание Н. Я. Бичурина в Академию наук //Проблемы Дальнего Востока. 1996. — № 5. — С. 124−132.
  127. B.C. Империя Цин и Русское государство в XVII в.Хабаровск, 1987.-510 с.
  128. B.C. Межгосударственные отношения России с Китаем как форма межцивилизационного контакта //Цивилизации и культуры. -Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995.- С. 215−233.
  129. B.C. Письма Н. Я. Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы//Народы стран Азии и Африки. 1962. — № 1. — С. 100−102.
  130. B.C. Россия и Китай: контакты государств и цивилизаций //Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С. 72−80.
  131. H.H. Центральная Азия в дореволюционной отечественной историографии. -М., 1992. 195 с.
  132. Е.В. Из истории Российской духовной миссии в Пекине//Кунсткамера: этнографические тетради. Вып.4. — СПб, 1994. -С. 134−160.
  133. Н.Ю. Роль и место российской духовной миссии в истории русско-китайских отношений (конец XVII—XVIII вв. //Православие на Дальнем Востоке: К 275-летию Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993. С. 9−17.
  134. Н.Ю. Процесс формирования дипломатического стереотипа России в Китае во второй половине XVII в.//Вопросы экономики, истории, внешней и внутренней политики стран Дальнего Востока. -Ч.И. -М., 1986.-С. 112−120.
  135. С.Б. Российско-Американская компания. M.-JL, 1939.- 260 с.
  136. Пан Т. А. Архимандрит Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717−1729 гг.) //Исторический вестник № 1999. -№ 2.-С. 15−24.
  137. Пан Т. А. Неизвестное письмо И. Бичурина на маньчжурском языке//АШиса II 1998.- С. 117−123.
  138. Пан Т. А. Некоторые маньчжурские документы о деятельности Пекинской духовной миссии в XIX веке//Православие на Дальнем Востоке Вып.4. — СПб, 2004. — С. 22−32.
  139. Петров АЛО. Образование Российско-Американской компании. М., 2000.- 155 с.
  140. В.П. Российская духовная миссия в Китае. Вашингтон, 1968. -96 с.
  141. М.П. Биография отца Иакинфа //Беседы общества любителей российской словесности при Московском университете -вып. 3.- 1871.-С. 11−18.
  142. Н. Вводная заметка//Московский телеграф.- 1828. № 8.1. С.245−245.
  143. A.B. Китайская палата внешних сношений, маньчжурские наместники и аймачные власти в Халха-Монголии в середине XVIII-нач.Х1Х вв.//В кн.: Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. вып. 13. — Л., 1990. — С. 189−202
  144. A.C. История Пугачева. Собр.соч. Т. 8. — М.-Л., 1949.- 495 с.
  145. Ради вечной памяти: позия, очерки, заметки. Письма/Н.Я.Бичурин (Иакинф)/Сост. В. Г. Родионова. Чебоксары, 1991. — 350 с.
  146. Н.Г. Экономические отношения России и Китая на Дальнем Востоке XIX-нач. XX вв. -М., 1987. 167 с.
  147. Россия и черноморские проливы (XVIII-XX столетия)/Отв. Ред. JI.H. Нежинский.-М., 1999.- 556 с.
  148. А.Д. Роль Ирана в геополитических планах России в XVIII в.//Россия и Восток: проблемы взаимодействия.//Материалы VI международной конференции. Волгоград, 2003. — С. 31−37.
  149. В.П. Взаимоотношения царской России и СССР с Китаем 1619−1927 гг.-М.-Л., 1930.- 152 с.
  150. Н. Русская православная миссия в Китае. Полтава, 1900. -19 с.
  151. H.A. Пекинская духовная миссия во второй половине XIX в. //Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае.- СПб., 1993. С. 47−54.
  152. H.A. Пекинская духовная миссия и диалог культур России и Китая//Православие на Дальнем Востоке. Вып.4. -СПб, 2004, — С.32−39.
  153. Г. И. Братищев В.Ф. и его миссия в Пекине в 1757 г. //Проблемы Дальнего Востока 1993. — № 3. — С. 135−147.
  154. Г. И. Из истории 5-й духовной миссии в Пекине //Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае, — СПб., 1993.- С. 17−27.
  155. П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977. -505 с.
  156. П.Е. Письма Бичурина из Валаамской тюрьмы//Народы Азии и Африки-1962-№ 1.-С. 105−110.
  157. М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). -М., 1974.- 439 с.
  158. М.И. Китай и Англия. -М., 1980.-351 с.
  159. Г. История шифровального дела в России. М., 2002. — 511 с.
  160. А. Сношения китайцев с иностранцами и их последствия в Китае. -М., 1903.-61 с.
  161. Е.Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 г.-4.1.-СПб, 1824.-388 с.
  162. Е.Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 г. Ч.И. — СПб, 1824. — 409 с.
  163. Е.Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 г. 4.III. — СПб, 1824. — 42 с.
  164. Тихвинский C. J1. Взаимоотношения Китая с соседними странами в новое и новейшее время и современная китайская историография //Китай и его соседи в новое и новейшее время /Отв.редактор Тихвинский C.JI. -М., Наука, 1982.-С. 3−33.
  165. C.JI. Изучение культуры Китая в России и СССР.//Проблемы Дальнего Востока 1986 — № 2.- С. 11−24.
  166. C.JI., Пескова Г. Н. Выдающийся русский китаевед о.Иакинф (Бичурин) (к 220-летию со дня рождения) //В кн.: История Российский духовной миссии.-М., 1997.-С. 165−196.
  167. Д.И. Русский китаевед первой половины XIX в. Иакинф Бичурин//Уч.зап.ЛГУ № 179 — серия востоковедных работ — Вып.4.-1954, — С. 281−306.
  168. .И. Восточная граница между Россией и Китаем в договорах и соглашениях XVII—XX вв.еков. Владивосток, 1998. — 159 с.
  169. X. Посольские и торговые сношения России с Китаем (до XIX в.)-М, 1882.-306 с.
  170. Н.И. Материалы о китайском купечестве// Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор Хохлов А. Н. Ч. I. — М., 1977.-С. 92−108.
  171. К.Ш. Китайская дипломатия в Центральной Азии XIV—XIX вв.. Алматы, 1995. — 286 с.
  172. А.Н. Бичурин и Российская Академия наук//Вестник АН СССР 1978-№ 6.
  173. А.Н. Кяхтинская торговля и ее место в политике России и Китая (20-е гг. XVIII в. 50-е гг. XIX в.) //Документы опровергают: против фальсификации истории русско-китайских отношений /Гл.редактор С. Л. Тихвинский. — М., 1982.
  174. А.Н. Н.Я. Бичурин и его труды о Монголии и Китае I половина XIX в. (некоторые вопросы источниковедения)//Вопросы истории-1978. № 1.
  175. А.Н. Новые материалы к биографии Н.Я. Бичурина//Н.Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение. 4.2. — М., 1977. — С. 11 132.
  176. А.Н. Об источниковедческой базе работ Н.Я. Бичурина о цинском Китае //Народы Азии и Африки 1978 — № 1. — С. 129−137.
  177. А.Н. Русско-китайская торговля через Кяхту с 20-х годов XVIII в. до середины XIX в. //Производительные силы и социальные проблемы старого Китая. -М., Наука, 1984.- С. 127−149.
  178. Ш. Б. Роль Кяхты во взаимоотношениях Росси и Монголии //Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Дальнего Востока: история и современность. Москва-Иркутск-Тэгу, 1997. -С.173−176.
  179. JI.H. Бичуринский фонд в архиве Института востоковедения //Проблемы востоковедения 1959 — № 5.- С. 29−32.
  180. Н.П. Значение трудов Н.Я. Бичурина //Очерки по истории русского востоковедения. 4.2.
  181. Ф. Журнал первого путешествия россиян вокруг земного шара.- Ч. 2- Спб, 1816 1818.- 350 с.
  182. С.А. Захар Леонтьевский //Православие на Дальнем Востоке Вып.З. — СПб, 2001. — С. 99−113.
  183. И. Иакинф Бичурин. Спб., 1857. — 16 с. 1. На иностранных языках:
  184. Foust С. Muscovite and Mandarin: Russia’s Trade with China and its Setting 1727−1805.-Chapel Hill, 1969.- 424 p.
  185. Parry A. Russian (Greek Ortodox) Missionaries in China. 1689−1917- Their Cultural, Political and Economic Role. Berkeley, 1940.-453 p.
  186. Pavlovsky M. Chinese-Russian Relations. Westpoint, 1981.- 194 p.
  187. Prichard E. The kowtow in the Macartney Embassy to China in 1793//Far Eastern Quarterly. 1943. — Vol.2. — № 2. — P. 163−203.
  188. Quested R.K.I Sino-Russian Relations: A Short History. Boston, 1984.540 p.
  189. Macall M. Russia and China: Their Diplomatic Relations to 1728. -Cambridge, Mass., 1971.- 176 p.
  190. Widmer E. The Russian ecclesiastical mission in Peking during the 18th century. London, 1976.- 389 p.
  191. Yu Yingshin Trade and Expansion in Han China. Berkley, Los Angeles, 1967.- 132 p.1. Диссертации:
  192. С.Г. Пекинская духовная миссия в контексте русско-китайских отношений (1715−1917 гг.)//Дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук. -М., 2002.- 192 с.
  193. Е.А. Русско-китайские отношения второй половины XVII -первой четверти XIX вв. в контексте развития внешнеполитической доктрины империи Цин./Дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук -Н.Новгород, 2000. 481 с.
  194. Н.Ю. Становление и модификация дипломатического стереотипа Русского государства в империи Цин в XVII cep.XIX вв.//Дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук.- М., 1987.- 164 с.
  195. А.Ю. Русско-японские отношения в период их становления. Посольство Н. П. Резанова и экспедиция 1806−1807 гг.//Дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук. -М., 1994.- 212 с.
  196. Л.Д. Миссия иезуитского ордена в Китае 1579−1842 гг.//Дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук. СПб, 1999.- 160 с.
  197. О.В. Представления о Китае в трудах западных и русских миссионеров второй половины XVIII в.//Дисс. на соискание уч. степени канд. ист. наук. Л., 1987.- 230 с.
  198. С.А. Русская Православная миссия в Китае (XVIII- начало XX вв.)//Дисс. на соискание уч. степени канд.ист.наук. Ярославль, 1998.- 533 с.
Заполнить форму текущей работой