Становление и развитие средних специальных учебных заведений Таджикистана в предвоенные годы: 1924-1941 гг
Отраслевая подчинённость средних специальных учебных заведений, имея существенные преимущества, вместе с тем не обеспечивает оптимальных пропорций приёма учащихся в территориально-отраслевом разрезе, устранения дублирования подготовки этих кадров, ведёт в ряде случаев к чрезмерной отраслевой специализации в обучении техников, что не способствует поддержанию единого уровня качества подготовки… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. У истоков народного образования
- Глава II. Состояние народного хозяйства и рост потребности в дипломированных кадрах
- Глава III. Создание средних специальных учебных заведений и основные направления их деятельности
- Глава IV. Укрепление учебной и материально-технической базы учебных заведений и подготовка ч кадров массовой квалификации
Становление и развитие средних специальных учебных заведений Таджикистана в предвоенные годы: 1924-1941 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
: Развитие человечества невозможно без преемственности поколений. Непременным условием поступательного движения общества является передача молодёжи накопленных знаний, трудовых умений, всего социального опыта. Процесс приобщения детей к материальному и социальному миру, в котором они родились, процесс образования и воспитания молодёжи составляют органическую часть общественной жизни. Эти процессы присущи всем народам и имеют место на всех ступенях развития человеческого общества. В связи с этим о воспитании и образовании можно говорить как о всеобщей и вечной категории.
Однако диалектика образования такова, что будучи всеобщим и вечным явлением, оно имеет особые специфические черты в конкретных исторических условиях. Цели, функции, содержание, организационные формы воспитания зависят от материальных и социальных условий жизни людей и меняются в соответствии с их развитием. Поэтому исследование этой темы стало частью моей сознательной жизни.
В условиях рабовладельческого и феодального строя Бухарского эмирата (куда входил нынешний Таджикистан) при господстве натурального хозяйства и слабого развития производственных сил основные функции по обучению и воспитанию детей трудящихся выполняла семья.
Таджикский ребёнок, как и другие его сверстники по всей Средней Азии, очень рано включался в труд и в совместной деятельности со взрослыми усваивал необходимые для жизни знания, умения и навыки. Система учебных заведений была очень слабо развита и почти полностью контролировалась духовенством. Положение резко изменилось, когда буржуазные революции вызвали бурное развитие производительных сил и положили начало промышленному производству в развитых странах Европы.
Таджикский народ, имеющий богатую, многовековую культуру, давший миру замечательные образцы поэзии, музыки, изобразительного искусства и т. д. на рубеже XIX—XX вв. в результате господства феодальных отношений, реакционной политики эмирской деспотии и влияния мусульманской религии, строго регламентирующей каждый шаг верующего, был отброшен в культурном отношении на десятки лет назад.
В отличие от центральных регионов страны, где имелась довольно значительная прослойка старой интеллигенции, прогрессивной, демократически настроенной, вставшей после революции на сторону советской власти, в Таджикистане пришлось приступать к социалистической реконструкции народного хозяйства и проведению культурных преобразований при острой нехватке национальных кадров.
Таджикская республика не располагала необходимой базой для проведения культурной революции. Объяснялось это тем, что до Октябрьской революции на территории Таджикистана не было ни одного высшего или среднего специального учебного заведения, отсутствовали клубы, кинотеатры, профессиональные театры. Помимо религиозных учебных заведений — мактабов и медресе, имелось всего 10 начальных, так называемых русско-туземных школ, в которых обучались около 400 учащихся 1−4 классов и работали 13 преподавателей, причём все они располагались в северных районах Таджикистана, входивших в состав Туркестанского края.
Несмотря на все эти трудности, трудящиеся Таджикистана под руководством политических и государственных органов республики в кратчайший срок сумели осуществить культурную революцию, ликвидировать массовую неграмотность населения, сформировать новую современную культуру. Эти успехи, несомненно стали возможны благодаря всесторонней помощи русских и других народов бывшего Советского Союза.
Советская школа в Таджикистане строилась очень медленно. Органам народного образования пришлось столкнуться с огромными трудностямиотсутствием школьных помещений, учебных и наглядных пособий, острой нехваткой педагогических кадров.
Развёртывание всеобщего начального обучения проходило в обстановке ожесточённой классовой борьбы. Баи, кулаки, муллы, а также национал-уклонисты использовали различные бытовые и религиозные предрассудки, пытаясь сорвать проведение всеобуча, ломая сопротивление классовых врагов, проводя огромную разъяснительную работу среди трудящихся масс.1 Народ Таджикистана во второй половине 20-х гг. и первой половине 30-х гг. обеспечил введение в республике всеобщего начального образования детей школьного возраста.
Большую роль в пропаганде новой советской школы сыграли культ-армейцы, разъясняя политику Советской власти в области народногообразования.
Надо отметить, что старые школы были ликвидированы не путём правительственного декрета: они отмерли сами собой, так как дехкане убедились на собственном опыте, что только советская школа даст их детям прочные и глубокие знания.
Из-за отсутствия научно-педагогических кадров из местных национальностей, на первых порах в обеспечении среднеазиатских высших и средних специальных учебных заведений научно-педагогическими силами, организации учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской и методической работы, бескорыстную помощь оказала РСФСР.
Значительную помощь Таджикистану в развитии народного образования и укрепления материально-учебной базы школ и обеспечения их педагогическими кадрами оказали Москва и Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Из Ленинграда, являвшегося шефом столицы ТаджикистанаДушанбе, в республику на постоянную работу направлялись" опытные специалисты — педагоги — методисты. В Ленинграде на рабфаках и на различных курсах, в высших и средних специальных учебных заведениях бронировались места для обучения таджикской молодёжи и, в первую очередь, для подготовки педагогических кадров.
1 Культурное строительство в СССР. Статистический сборник. — Госкомиздат. — 1956. — С. 32.
Средняя специальная школа наряду с профессионально-технической и высшей является важнейшим самостоятельным звеном в системе непрерывного образования. Она удовлетворяет потребности личности и государства в профессиональном и общем среднем образовании. В условиях осуществления в стране радикальной экономической реформы, ускорения социально-экономического и духовного прогресса советского общества значительно возрастает роль системы среднего специального образования, призванной обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации наиболее массовой категории специалистов, занятых в народном хозяйстве.
Функционирование средней специальной школы, количественные и качественные показатели по подготовке специалистов как в нашей стран, так и за рубежом, обусловлены объективной потребностью народного хозяйства в кадрах средней квалификации, наличием устойчивого стремления молодёжи к обучению в техникумах и училищах. В России средние специальные учебные заведения возникли в начале XVIII-ro века. Но в Таджикистане широкое развитие среднее специальное образование получило после Великой Октябрьской социалистической революции.
Средняя специальная школа призвана осуществлять следующие основные функции: удовлетворять потребность отраслей народного хозяйства в специалистах, оказывая этим существенное влияние на социально-экономический и научно-технический прогресс общества;
— обеспечивать повышение квалификации и переподготовку кадров специалистов среднего звена;
— повышать образовательный и культурный уровень населения и тем самим совершенствовать социальную структуру общества- - участвовать в решении задач всеобщего среднего образования.
При едином требовании — отношение к труду как и творчеству — в настоящее время имеются и в перспективе сохраняются различия в характере труда всех категорий работников и прежде всего специалистов и рабочих.
Специалисты со средним специальным, равно как и с высшим образованием, входят в категорию работников, профессионально занятых умственным трудом.
Основное содержание деятельности специалистов с высшим образованием заключается в поиске и реализации новых решений задач в области науки, техники, производства, в социально-культурных видах деятельности Содержание же деятельности специалистов со средним специальным образованием заключается в оценке, выборе и реализации одного из возможных решений производственных задач в рамках регламентированного количества вариантов. В отличие от этого, основным содержанием деятельности квалифицированного рабочего в сфере материального производства является, главным образом, выполнение функций непосредственной эксплуатации, ремонта, наладки машин и механизмов, контроля за их работой.
Для Таджикистана, как и для других среднеазиатских республик, родоначальником среднего' специального образования служили Среднеазиатский государственный университет (САГУ), Таджикинпрос.
В республике в годы первых пятилеток одно за другим учреждались: Душанбинский педагогический техникум (1926), Худжандский педагогический (1928), сельскохозяйственный (1928), музыкальный (1930) и ряд других техникумов. Душанбинский агропедагогический (1931), Худжандский педагогический (1932), Таджикский сельскохозяйственный в Худжанде (1931) институты также подготовили специалистов среднего звена, только уровень школьного образования не позволял ещё осуществлять подготовку специалистов с высшим образованием.
По мере развития народного хозяйства Республики Таджикистан возникали всё новые и новые средние специальные учебные заведения, укреплялись их материально технические и учебно-производственные базы, пропорционально рос научно-педагогический корпус и его научный потенциал, рос контингент и выпуск специалистов.
На основе богатого накопленного опыта нынешние средние специальные-учебные заведения становятся средним учебно-педагогическим комплексом, важным государственным механизмом, который через своих выпускников, охватывая огромные слои населения, вносит огромный вклад в духовный и социально-экономический прогресс Республики Таджикистан.
Актуальность вышеизложенной проблемы и необходимость её тщательного исследования определяется рядом факторов:
— во первых, решение проблемы кадров в Республики Таджикистан довоенных лет бесспорно является историческим. Именно, решение этой проблемы стало причиной успешного преодоления отставания таджикского народа в области производства и культуры;
— во вторых, после распада СССР в некоторых публикациях наряду со справедливым обсуждением допущенных ошибок в проведении национальной политики, в решении проблемы кадров, в частности в Таджикистане, допускается огульное игнорирование всего в прошлом накопленного опыта тогдашнего поколения советских школ.
Было бы искажением исторической правды, если не отмечать радикальных перемен в политике подготовки кадров и сотрудничества с другими средними специальными учебными заведениями СССР;
— в третьих, значимость изучения исторического опыта, решение проблемы кадров для Таджикистана в исследуемый период обусловливаются задачами умелого использования положительного опыта прошлого для развития демократических традиций воспитания, подбора и расстановки кадров для различных отраслей народного хозяйства;
— в четвёртых, анализ опыта прошлого можетпомочь сделать справедливые выводы, чтобы не повторить ошибки и просчёты в осуществлении кадровой политики;
— в пятых, была поставлена задача — искать новые прогрессивные формы, методы и принципы подготовки кадров;
— в шестых, надо трезво анализировать заслуги привлечённых, грамотных и опытных кадров других республик, прежде всего из РСФСР, Узбекистана, Белоруссии, в формировании национальных кадров в республике;
— в седьмых, актуальность исследуемой проблемы определяется ещё и тем, что в Таджикистане ныне, как грибы после дождя, открываются гимназии, лицеи, колледжи, училища и университеты. Опыт, формы и методы работы, проделанные в ССУЗах в предвоенные годы, имеют огромную практическую ценность и заслуживают применения в нынешних условиях, когда связи между государствами ослабли;
— в восьмых, хронологические рамки исследования по времени охватывают 1924;1941 годы по фронту, все средние специальные учебные заведения, училища, курсы, комбинаты и институты, подготовившие специалистов среднего звена, что в высшей степени немаловажно.
Решение проблемы кадров было тесно связано главным образом с подготовкой педагогических кадров. На первых порах подготовка учительских кадров осуществлялась открытием широкой сети краткосрочных курсов переподготовки учителей.
Подготовка более квалифицированных работников просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства, промышленности и других отраслей осуществлялась путём отправки молодёжи на учёбу в центральные высшие учебные заведения страны, а также республиканские институты просвещения, техникумы и училища.
Открытие в Ташкенте Таджикского института просвещения в 1924 году было важным событием в культурной жизни республики.
Для историографии и источниковедения таджикской высшей школы определённую информацию несут сборники документов и отдельные диссертационные исследования, но почему-то историография таджикской средней профессиональной школы не отражалась в совокупности в отдельных документах или научных работах.
В историографии науки, средней специальной школы и, в целом, культурной жизни республики важным событием явилось издание в 1966;1972 гг. двухтомного сборника документов и материалов «Из истории культурного строительства в Таджикистане».
В обобщённом виде освещена роль и значимость средних специальных учебных заведений в «Истории культурного строительства в Таджикистане» (Душанбе, 1979 г.).
Заметное место в историографии средних специальных учебных заведений Таджикистана занимают юбилейные сборники, куда занесены все необходимые сведения об учебных заведениях.
Этой актуальной проблеме частично посвящены кандидатские диссертации Курбанова А. Д., Ниёзматова Р. Т., Шарифова А. Авторы этих работ свои исследования посвятили развитию, в основном, высшего педагогического образования Таджикистана за определённый исторический период.
Изучение и анализ всех публикаций и диссертаций дают нам право отметить, что историческая необходимость среднего профессионального образования, его профессиональная структура, региональное размещение, содержание и взаимосвязь с другими видами образования не исследовались, нет объективно-практического подхода к выявлению имевшихся недостатков и упущений в те далекие предвоенные годы.
Основной задачей средних специальных учебных заведений является, как указывалось в концепции среднего специального образования, воспитание всесторонне развитой личности.
Всесторонность профессионально-технического образования обеспечивается, прежде всего, сочетанием образовательной, общетехнической и специальной подготовки квалифицированных рабочих, что вооружает их знаниями о природе и обществе, человеческом мышлении, по научно-техническим основам современной техники и технологии, организации и экономике производства, профессиональными и политическими умениями и навыками производительного труда, обеспечивает единство теории и практики.
Задачи и содержание подготовки специалистов среднего звена не остаются постоянными, они изменяются под влиянием требований производства и производственных отношений. и.
При едином требовании — отношении к труду как к творчествув настоящее время имеются и в перспективе сохраняются различия в характере труда всех категорий работников и прежде всего специалистов и рабочих.
Специалисты со средним специальным, равно, как и с высшим образованием, входят в категорию работников, профессионально занятых умственным трудом.
Основное содержание деятельности специалистов с высшим образованием заключается в поиске и реализации новых решений задач в области науки, техники, производства, в социально-культурных видах деятельности. Содержание же деятельности специалистов со средним специальным образованием заключается в оценке, выборе и реализации одного из возможных решений производственных задач в рамках регламентированного количества вариантов. В отличие от этого, основным содержанием деятельности квалифицированного рабочего в сфере материального производства является, главным образом, выполнение функций непосредственной эксплуатации, ремонта, наладки машин и механизмов, контроля за их работой.
Основными функциями специалистов со средним специальным образованием в сфере материального производства в настоящее время и в перспективном периоде являются подготовка и первичная обработка технической, технологической и других видов информации для обеспечения инженерно-технических и управленческих решенийуправление деятельностью первичных звеньев производстваинженерно-вспомогательная и научно-вспомогательная работа, обеспечение работоспособности наиболее сложных технических и технологических систем и управление ими. Наряду со сложившимися появляются принципиально новые функции специалиста среднего звенаруководство подрядным хозрасчётным подразделением и одновременно непосредственное исполнение технологических процессов.
Специалисты со средним специальным образованием экономического профиля решают оперативные экономико-организационные вопросы в низовых хозяйственных коллективах. Они заняты в экономических службах предприятий и организаций, подразделениях, ответственных за статистическую отчётность, бухгалтерский учёт и др.
В отраслях социально-культурного комплекса специалисты со средним специальным образованием призваны постоянно повышать уровень услуг населению и качество их реализации:
— в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения выпускники техникумов выполняют обязанности руководителей подразделений, организаторов труда в коллективах в качестве мастеров, товароведов, а также дизайнеров, конструкторов изделий бытового значения;
— в области здравоохранения основные функции специалистов со средним специальным образованием заключаются в доврачебной лечебно-профилактической помощи, уходе за больными и выполнении назначений врача, проведении лабораторных исследований, осуществлении санитарного надзора, противоэпидемических и других мероприятий (под руководством врача), изготовления лекарственных средств и химико-фармацевтических препаратов;
— в области физической культуры и спорта выпускники средней специальной школы осуществляют педагогическую и организаторскую деятельность в учебных заведениях, коллективах физической культуры, спортивных клубах, лечебно-профилактических учреждениях;
— в системе народного образования специалисты средней квалификации являются организаторами учебно — воспитательного процесса, учителями начальных классов и ряда учебных предметов общеобразовательной школы, мастерами производственного обучения, воспитателями и музыкальными работниками детских дошкольных и внешкольных учреждений и т. д.
В области культуры и искусства выпускники средних специальных учебных заведений заняты в качестве музыкантов, артистов, художников, культпросветработников. Они осуществляют исполнительскую деятельность, организацию работы театрально-зрелищных подразделений, художественное руководство самодеятельными коллективами.
Цель и задачи диссертационного исследования — обобщить опыт и дать, объективный анализ организации, деятельности и ликвидации средних специальных учебных заведений по подготовке кадров в Таджикистане в предвоенные годы.
Задача исследования истории становления и развития средних специальных учебных заведений весьма многопланова и исследование всей стороны этой проблемы в объёме одной диссертации невозможно.
Сознавая это, автор ограничил круг своих научных интересов следующими целями:
— во-первых, проанализировать состояние народного хозяйства тех времен и потребность в кадрах;
— во-вторых, исследовать историю создания средних специальных учебных заведений по степени производственной и государственной необходимости;
— в-третьих, исследовать формирование педагогических кадров и неадекватное состояние материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
— в-четвёртых, исследовать степень необходимости подготовки кадров массовой квалификации;
— в-пятых, исследовать участие педагогических кадров и учащихся средних специальных учебных заведений в становлении и укреплении Советской власти в Таджикистане и их участие в ударных стройках довоенных пятилеток.
В диссертации подробно освещаются: а) вопросы организации и развития сети начальных семилетних и средних школ, средних специальных учебных заведений, вузов, курсов и рабочих факультетов (рабфаков) — б) укрепление материально-технической базы учебных заведенийв) обеспечение научно-педагогическими кадрами из числа местной национальностиг) совершенствование методов обучения и борьба за улучшение качества учебно-воспитательной работы в учебных заведенияхд) развёртывание системы заочного обучения как основной формы повышения квалификации, организации годичных и краткосрочных курсове) привлечение женщин местной национальности на курсы, училища и техникумы, что имело важное политическое значение.
Диссертант также поставил перед собой задачу наряду с достижениями в исследуемых явлениях показать факторы, мешавшие их развитию, выявить причины и проанализировать имевшие место деформации.
Методологическая основа диссертации. Методологической основой диссертации прослужил принцип историзма, позволяющий рассматривать факты и исторические события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи. При этом в работе использовались различные методы познания: анализ, обобщение, описание, сопоставление. Историческое исследование, построенное на принципах этого подхода, способно обрести новые черты и существенно изменить свои традиционные и во многом уже отставшие от запросов наших современников формы. Концентрация изложения вокруг критических точек общественного развития, рассмотрение истории с позиции диалектики возможного и действительного, раскрытия потенциальных возможностей нынешнего дня — всё это способно вывести историческое познание на новый уровень доказательности и убедительности.
Хронологические рамки данного исследования охватывают довоенные 1924 — 1941 гг., то есть становление и развитие средних специальных учебных заведений Таджикистана, функционирование краткосрочных курсов и школ. Этот период отмечается и широким масштабом культурного строительства, широким фронтом борьбы с неграмотностью.
Научная новизна и практическая значимость исследования состоят в том, что в диссертации впервые специально комплексно исследованы на основе обширного фактического материала история становления и развития.
ССУЗов, проблемы обеспечения кадрами народного хозяйства и подготовки руководящих кадров среднего звена.
Существенной новизной исследования является и то, что впервые на основе практического анализа и объективного осмысления исследуется практическая деятельность Наркомпроса Таджикской ССР с другими отраслевыми народными комиссариатами, в том числе и Союзными.
Значимый научный интерес представляет анализ жизни и деятельности отдельных известных деятелей, прошедших испытания в ССУЗах и ВУЗах, внёсших огромный вклад в развитие народного хозяйства Республики Таджикистан.
Практическая ценность исследования заключается в том, что в нём впервые сделана попытка комплексного анализа и обобщения опыта по истории становления и развития средних специальных учебных заведений, анализ массового охвата молодёжи учёбой не только в техникумах, комбинатах, училищах, но и в школах и на курсах.
Практическая значимость работы заключается в том, что она способствует дальнейшей углублённой разработке проблемы становления и развития средних специальных учебных заведений в условиях меняющихся производственных отношений, перехода к рыночной экономике после обретения независимости бывшими республиками Союза, в том числе Республикой Таджикистан.
Объективно исследовано материальное стимулирования учащихся и педагогов: финансирование и материально-техническое снабжение учебных заведений. Результаты исследования могут быть использованы для написания гражданской и политической истории, чтения спецкурсов, организации учебных заведений, создания новых специальностей, а также агитационно-пропагандистской работы.
Источниковедческой базой работы послужили:
Постановление Правительства республики Таджикистан, -труды главы государства Э. Ш. Рахмонова: «Таджикистан на пороге XXI-ro века» и др.;
— неопубликованные документальные материалы, хранящиеся в соответствующих фондах Центрального государственного архива Республики Таджикистан и в его областных филиалах;
— опубликованные сборники документов и материалов, статистические сборники и ежегодники, юбилейные книги и брошюры.
Документальная база архивных материалов по истории средних специальных учебных заведений очень богата и многообразна.
Из архивных документов пришлось выявить, кроме истории становления и развития средних специальных учебных заведений, факты взаимоотношений с другими учебными заведениями, судьбы отдельных личностей, пути становления отдельных учёных и руководящих кадров.
Был изучен в Согдийском государственном областном архиве фонд 342 Ленинабадского сельскохозяйственного техникума в количестве 1279 делбыли исследованы из фонда 679 — Ленинабадского кооперативного техникума 194 дела, из фонда 205 — Ленинабадский финансово-экономический техникум, 751 делоиз фонда 216 — Ленинабадское музыкальное училище — 134 делаиз фонда 296 — Ленинабадское педагогическое училище — 1406 делиз фонда 402 -Ленинабадская сельскохозяйственная школа — 525 делиз фонда 201 -Ленинабадская школа механизации с/хиз фонда 98 — Ленинабадский учебный комбинат, из фонда 379 — Центральный исполнительный комитет Узбекской ССР и другие.
В указанных фондах бережно хранятся краткие истории средне-специальных учебных заведений, данные о педагогическом составе, учебно-материальной базе и организации учебного процесса.
В отдельных фондах сохранилась переписка с вышестоящими организациями и учреждениями, личные дела учащихся, педагогического и технического персонала, а также полугодовые и годовые отчёты об организации учебного процесса, учебных занятий, текущих и переводных экзаменов, итоги государственных экзаменов, протоколы заседаний Государственной квалификационной комиссии и другие.
Исключительно важными источниками, используемыми в настоящей диссертации являются фонды 205 — Ленинабадского финансово-экономического техникума, Ф-216 — Ленинабадского музыкального училища, Ф-297 — Ленинабадского педагогического училища, Ф-342 — Ленинабадского сельскохозяйственного техникума (ныне Матчинский с/х колледж).
На основе источнике фонда 342 диссертантом написана брошюра «ИЛМУ АМАЛ» (Наука и творчество) к 70-летию Матчинского сельскохозяйственного колледжа (1998) и сейчас готовится к изданию монография «75-СОЛИ ПУРСАМАР» к 75-летию названного колледжа, которое отмечается в декабре 2003 года.
Ценнейшие материалы к диссертации были использованы из таких сборных документов как: Из истории культурного строительства в Таджикистане в I924-I94I гг. T-I. Душанбе, Ирфон-1979 г.
Среди монографий, книг, брошюр и статей особо надо отметить использованные труды таких учёных, как Холджураев Х. Х., Абдуллаев А., Хайдаров Г. Х., 4 Нигматуллоев X., 5 Обидов И. О., 6 Орипов М. А., 7 Хомидов X., 8 Раджабов З. Ш., 9 Шукуров М.Р.10 и другие.
2 X.X. Холджураев, С. А. Абдуллаев СправочникХ.Х. Холджураев. С.А., Абдуллаев, Учебные заведения Худжанда (справочник), Худжанд-1995.
3 С. А. Абдуллоев Создание высшей школы в Таджикистане. — Худжанд, 1992.
4 Г. Х. Хайдаров. Очерки истории социалистического строительства в Советском Таджикистане (1917;1937 гт). -Душанбе, 1974.
5 X. Нигматуллоев Народное образование в Таджикской ССР за 20 лет — Душанбе, 1949.
6 И. О. Обидов. История развития народного образования в Таджикистане в 1917;1967 гг. — Душанбе, 1968.
7 М. А. Орипов. Состояние народного образования в Таджикистане (1929;1942). — Душанбе, 1957.
8 Р. Хомидов. Некоторые вопросы культурной революции в Таджикистане. Уч. Зап. ЛГПИ. Вып.1. — Худжанд, 1957.
9 Раджабов З. Ш. Навеки вместе с великим русским народом. — Душанбе, 1968.
10 Шукуров М. Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. — Душанбе, 1970.
Как было отмечено раньше, по исследуемой нами проблеме специальные диссертационные работы, которые бы непосредственно относились к ней, в настоящее время отсутствуют. Правда, косвенные исследования данной проблематики нашли отражение в авторефератах Ахмедова С., 11 Давидова Н. К., 12 Курбанова А. Д., 13 Ниёзматова Р. Т., 14 Сафаралиева Б., 15 Шукурова М.16.
Таким образом, имеется обширная источниковая база по теме исследования, однако большинство материалов ещё не введены в научный оборот и не получили объективной исторической оценки. Изучение исторических аспектов темы имеет явно недостаточный фрагментарный характер. Теоретическое осмысливание современного этапа, профессионального среднего образования независимого Таджикистана находится на начальном этапе. Для правильной ориентации в данном направлении ещё надо сделать многое многими соискателями.
При написании диссертации были использованы публикации многотиражных и стенных газет учебных заведений, учёные записки вузов, личные архивы известных просветителей, руководителей советских органов, организаторов народного образования В. Тоировой, М. Акрамова, М. Гаффоровой, М. Бозорбоевой, Ф. Насруллоевой, А. Рашидоваакадемиков Баротова Р., Обидова И, Бобоходжева С., Лутфулоева М.- докторов наук, профессоров Г. Х. Хайдарова, К. Тоировой, М. Расуловой, Х. Бобоевой,.
11 Ахмедов С. Деятельность Компартии Таджикистана по подготовке учительских кадров (1924;1941), Афвтореф. канд. дисс. — Душанбе 1973.
12 Давидов Н. К. Педагогическое образование и подготовка учительских кадров в Таджикистане (1924;1958 гг.). Автореферат, КИН ТГУ им. В. И. Ленина. — Душанбе, 1966.
13 Курбонов А. Д. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в подготовке кадров в 20−30-е гт. Автореферат КИН ХГУ. — Худжанд, 1997.
14 Ниёзматов Р. Т. Подготовка педагогических кадров в системе ССУЗов Республики Таджикистан (1924;1990), Автореф. канд. дисс. -Душанбе: ДГПИ, 2000.
15 Сафаралиев Б. Становление и развитие системы культурно просветительной работы в Таджикистане (19 241 941). Автореф. канд. дисс. — Москва, 1991.
16 Шукуров М. Р. Ликвидация культурного неравенства и развитие социалистической культуры Таджикистана в 1917;1941 гг. Автореф. докт. дисс. — М., 1966.
А.Гаффорова, Х. Д. Домуллоджонова, А. К. Кодирова, А. Бойматова, Р. Н. Рахимова, М. У. Усмонова, А. Н. Каххорова, И. Ю. Олимова, А .Я. Орипова, С. С. Собирова, А. С. Осимова. А. Якубова, М. Джуры Зокирова, Б. Тиллобаева, Ш. Рустамова, Р. Ходизоде, M.P. Шукурова, С. Табарова, Н. Гафуровой, У. Нурматова, З. Шодиева, Т. Бердиевой, П. Хамрокулова, С. Сулаймонова, Х. Мамадова, А. Джураева, К. А. Ямокова, К. А. Абдулова, Х. К. Курбанова и др.- партийных и советских деятелей Каххорова А. Х., Набиева P.H., Рахимовой И., Каримовой М., Бобоева А. И., Тюраева А. Б., Шарифова X., Бойматова А., Махкамова Б., Махмудова Ш., Шокирова У., Рашидова А, Гулова Е., Зиёева М., Хаёева И., Лафизова Дж., Назарова Т. Н. и других.
Апробаоция диссертации. Диссертация дважды обсуждена на заседании кафедры отечественной истории ХГУ им. Б. Г. Гафурова.
Отдельные материалы опубликованы в периодической печати, а обобщённые материалы в виде отдельных брошюр, таких как «Илму амал» (Бустон 1998), «Вахдатоин — точиконем (Бустон-2002)», «Справочник ссузов Республики Таджикистан за XX век (Худжанд-2002)».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.
Заключение
.
Минувший век знаменателен тем, что дал таджикскому народу возможность политического, экономического и культурного возрождения. В 1991 году республика приобрела государственную независимость и общемировое признание.
Сегодня Таджикистан воссоздаёт новое правовое, светское, демократическое государство, основанное на полном обеспечении демократических, этнических, духовных, религиозных и иных свобод для всех его жителей — таджиков, узбеков, русских, киргизов и представителей других национальностей.
Путь получения полной свободы таджикского народа и создание нового мира независимого государство — Республики Таджикистан был нелёгким. Основные вехи этого пути к независимости в течение XX века были следующими:
— после присоединения Средней Азии к России первая была колонией «чистейшего типа»;
— русский царизм искусственно задерживал развитие культуры в крае. Как говорят в народе: не было бы счастья да несчастье помогло. Несмотря на колониальную политику царизма, таджикский народ получил возможность взаимодействия в разных областях экономической и духовной жизни с Россией и Европой. Этот процесс ускорил формирование прогрессивных демократических тенденций общественно-политической и культурной жизни народа, нового этапа просветительства (Ахмад Дониш и др., джадидизм), оживление национального-освободительного движения (восстание Восеъ, восстание 1916 г. в Худжанде и др.);
— Октябрьская революция повлияла на судьбы таджикского народа, на его возрождение. Она явилась причиной проведения национально-территориального размежевания Средней Азии.
— При всех ошибках, территориальных просчётах и неточностях, в целом это событие имело эпохальное значение для таджикистанцев. На карте мира 13 октября 1924 года по решению ВЦИК СССР появилась Автономная Республика.
Таджикистан, восстановившая через тысячелетие национальную государственность таджикского народа, утерянную Саманидами. преобразование автономной республики в полноправную седьмую Советскую Социалистическую Республику Таджикистан было главным событием двадцатых годов и сыграло значительную роль в экономическом и культурном прогрессе Таджикистана в последующих пятилетках.
Устранение былой отсталости, заложение прочного фундамента нового общества упиралось главным образом на наличие высокообразованных специалистов из коренных национальностей. Поэтому велась интенсивная подготовка кадров для открытия, новых средних специальных учебных заведений по широкому вовлечению местной молодёжи 4 учёбу, что — сформировало значительный континент дипломированных специалистов среднего звена для нужд народного хозяйства, культурно-просветительных учреждений.
Учреждение средних специальных учебных заведений в республике происходило вполне в духе того времени синхронно с формированием первого в мире социалистического государства, которое, просуществовав недолго по меркам временных масштабов всемирной истории (даже на 50 лет меньше государства Саманидов), на отдельных участках своей деятельности, куда относится и Таджикистан, произвело колоссальные позитивные преобразования по сравнению с предшествующим периодом, чего нельзя объективно отрицать, несмотря на сложившиеся реалии сегодняшнего дня.
Актуальность исследования данной проблемы возрастает ещё и потому, что этот опыт недостаточно изучен и обобщённо сих пор он не нашёл ещё должного освещения в исторической литературе.
Автор сделал попытку изучить и обобщить деятельность средних-специальных учебных заведений Таджикистана за 1924;1941 гг., чтобы проследить необходимость создания и пути развития средних специальных учебных заведений, школ и курсов. Организация новой системы народного образования происходила в обстановке острой классовой борьбы. Враждебные элементы (басмачи, духовенство, кулачество) всячески оказывали сопротивление школе, устраивали саботажи, открыто выступали против многих ценных и необходимых мероприятий. Они не щадили жизни учителей и других работников государственного аппарата. Особенное озлобление врагов вызывало раскрепощение женщин-таджичек.
В этих условиях учителя, специалисты и активисты не только занимались повседневной работой, но и активно пропагандировали идеи нового государства и партии среди трудящихся молодой республики и боролись за его укрепление. Эти примеры приведены в исследуемой работе в лице первого вожака молодёжи Ленинабадского сельхозтехникума (1928;1933 г.) Сайфуллоева Хайрулло, директора этого техникума (1932;1934 гг.), Давлатова Бози (1939;1941), Муинова М. А. (1946;1950), директора Ленинабадского женпедтехннкума Бахри^ Пулодовой (1932;1939) — одного из первых выпускников — Ленинабадского музучилища Хаджи Содика, Вапаматзаде Г. Р., первых выпускников Ленинабадского педтехкикума Тохира Собирова (доцент ХГУ им. академика Б.Г.Гафурова), одного из первых выпускников Сталинабадского педагогического техникума (1933) В. М. Асророва (профессор ТГНУ) и выпускника Ленинабадского педтехникума военных лет Хайдаров Г. Х (д.и.н. профессор ХГУ им. Гафуров).
В диссертации подробно освещаются: а) вопросы организации и развития сети начальных семилетних и средних школ средних специальных учебных заведений вузов, курсов и рабочих факультетов. б) укрепление материально-технической базы учебных заведенийв) закрепление научно-педагогических кадров из числа местной национальностиг) совершенствование методов обучения и борьбы за улучшение качества учебно-воспитательной работы в учебных заведенияхд) развёртывание системы заочного обучения как основной формы повышения квалификации, организации годичных и краткосрочных курсове) привлечение женщин местной национальности на курсы, училища и техникумы, что имело важное политическое значение.
Теоретическими и методическими источниками для работы над диссертацией были труды зачинателей профессионального образования, решения партийных съездов, конференций, пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Таджикистана, постановления правительства СССР и Таджикской ССР по народному образованию, дающие научные данные по рассматриваемым проблемам.
Изучение научно-методической литературы и анализ архивных материалов показали, что в исследуемый период 1929;1941 годах в Таджикистане создалась система подготовки средних специальных педагогических и культурно-просветительских кадров и эта система включала институты просвещения, техникумы, училища, курсы и школы.
Задачи подготовки кадров системы образования и культуры были подчинены общим задачам строительства нового общества. Одной из важнейших задач нового общества являлось осуществление культурной революции в стране.
Наряду с определёнными успехами в культурном преобразовании нашего общества исследование выявило ряд недостатков — негативных сторон, издержек, неизбежных в процессе становления любого нового начинания:
Это в частности: Учебный процесс был чрезмерно заполитизирован.
Не учитывались национальные особенности культуры и истории таджиков.
Не использовался многовековой обучающий и воспитательный опыт таджикского народа.
Мало уделялось внимания подготовке кадров из числа представителей местной национальности и потребности той или иной сферы образования и культуры в них.
В основном динамика развития средних специальных учебных заведений, — система образования и культуры соответствовали состоянию этой сферы за исследуемый период.
Одним из решающих условий осуществления аграрной политики Советской власти в Таджикистане было укрепление союза рабочего класса и трудового национального крестьянства.
Рабочий класс принял активное участие во всех революционных преобразованиях в кишлаке — социальных, культурных, хозяйственных.
Таджикское крестьянство со своей стороны внесло существенный вклад в дело развития экономики Таджикистана.
В исследуемый период росло и укреплялось тесное и эффективное сотрудничество дехкан и рабочих как в Союзе в целом, так и в Таджикистане.
Крайне отрицательно сказывалась малочисленность специалистов, особенно из числа коренного населения и сторонников Советской власти в осуществлении новой экономической политики (НЭП).
Это подготовило почву и усилило влияние духовенства с буржуазнонационалистическими предрассудками на массы сельского населения.
Другим направлением совершенствования средних специальных учебных заведений была работа по улучшению качественного состава преподавательских кадров, повышения уровня их специальной и идейно-политической подготовки и совершенствования педагогического мастерства.
В деятельности средних специальных учебных заведений в годы исследования важное место занимали вопросы по формированию контингента студентов и укрепления связи со школой.
Важным направлением становится укрепление интернациональных и патриотических навыков поведения и активной жизненной позиции специалистов. Этому служит примером заявление выпускников Ленинабадского медицинского техникума в июле 1939 года о желании работать в горных труднодоступных кишлаках.
Более быстрыми темпами шла подготовка квалифицированных рабочих по таким профессиям, как автомобилист, швея и портной, тракторист — машинист, столяр и плотник, токарь и сварщик. Очень медленно решалась проблема обеспечения квалифицированными рабочими таких отраслей промышленности, как деревообрабатывающая и обувная, стройматериалов, цветных металлов, химическая и пищевая промышленности. Более распространённой формой повышения профессиональной квалификации специалистов передвоенных лет являются курсы.
Важным методом исследования явилось непосредственное изучение опыта работы курсов, училищ, средних специальных и высших учебных заведений на местах.
Автору удалось всесторонне использовать наколенный опыт работы этого периода в сегодняшней деятельности как руководителя среднего специального учебного заведения.
В третьей главе — «Укрепление учебной материально-технической базы учебных заведений и подготовка кадров массовой квалификации» изложено формирование научно-педагогических кадров средних специальных учебных заведений в подготовке квалифицированных работников из числа местной национальности в вузах России и других братских республик.
Проблема подготовки педагогических и научных кадров в годы становления средних специальных учебных заведений, и вообще, в организации народного образования в Таджикистане, была наиболее острой.
В связи с отсутствием квалифицированных педагогических и научных кадров в эти годы в советских школах первыми учителями в основном явились люди, окончившие медресе или русско-туземные школы.
Для скорейшего обеспечения техникумов педагогическими кадрами были приглашены квалифицированные педагогические кадры из России, Украины, Казахстана и Узбекистана.
Была налажена система повышения квалификации учителей в самой республике.
Открытие в 1926 г. Душанбинского, в 1928 г. Худжандского, в 1930 г. Пенджикентского, В 1931 г. Канибадамского и Хорогского, в 1932 г. Гармского и Курган-Тюбинского, в 1938 г. Кулябского педагогических техникумов,.
Душанбинского (1931) и Худжандского (1932) педагогических институтов способствовали подготовке педагогических кадров для всех ступеней народного образования республики за счёт кадров коренной национальности.
В годы формирования средних специальных учебных заведений в основном были использованы здания старых туземных школ, медресе, дома баев и землевладельцев, клубы и чайханы.
Материальную базу учебных заведений в основном пополняли мебель, наглядные пособия, учебники и средства обучения, выделенные безвозмездно другими союзными республиками, в основном Российской Федерацей.
До 1930 года финансирование системы народного образования Таджикистана осуществлялась наполовину за счёт местного бюджета и наполовину за счёт общественного бюджета.
Большой рост народного дохода и бюджета республики, огромная материально-техническая помощь союзного правительства позволяли во все возрастающем масштабе увеличивать государственные ассигнования на развитие школьного строительства.
Во все времена таджики были приверженцами создания и творчества, науки и просвещения, предпочитали независимость и добрососедские отношения.
Сложившиеся условия требуют совершенствования структуры системы образования республики, в которую входят: детские дошкольные и внешкольные учреждения, начальные, основные и средние школы, лицеи, гимназии, профессионально-технические училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, а также институты и другие центры последипломного образования (повышения квалификации), аспирантура и докторантура.
Особенно в конце XX и начале XXI вв. существенно возросла роль образования в развитии и ускорении общественного производства, становлении современной цивилизации, в укреплении мира, взаимопонимания и стабильности в мире.
Становление и развитие суверенного, независимого Таджикистана требует глубокого реформирования образования, ибо новые потребности общества невозможно удовлетворить без существенной перестройки структуры образовательных учреждений, подготовки современного педагогического корпуса страны, обеспечения ему существенно более высокого социального и материального статуса.
Гуманизация образования будет обеспечена углублённым изучением в средних специальных учебных заведениях наиболее актуальных проблем общечеловеческого, мировоззренческого характера (исторических, экономических, социально-культурных, экологических, и т. п.), а также коренной перестройкой сути и характера учебно-воспитательного процесса, его ориентацией на всестороннее гармоничное развитие личности учащегося.
Одним из важных факторов повышения качества подготовки специалистов становится отражение и содержании обучения непрерывного компьютерного образования молодёжи.
Демократизация образования будет способствовать передаче функций и определению целей и содержания подготовки специалистов отраслевыми министерствам (ведомствам) — потребителями кадров и непосредственно учебными заведениями.
На деятельность средней специальной школы влияет ряд противоречий, различных по своей сути, возникновение которых связано как с непосредственным её функционированием, так с причинами более широкого экономического и социального характера.
К наиболее существенным противоречиям можно отнести: постоянно возрастающие запросы отраслей народного хозяйства, рост подготовки молодых специалистов со средним специальным образованием не соответствуют фактически сложившейся на предприятиях и в организациях профессиональной квалификации и должностной структуре кадров.
Вместе с возрастанием приёма учащихся в средние специальные учебные заведения не происходило коренного улучшения содержания образования, материально-технической базы, качественного состава педагогических кадров, отсутствовало необходимое научное обеспечение деятельности этого вида профессионального образования, что в целом не позволило достигнуть требуемого уровня подготовки специалистов, несоответствие объективно возрастающих требований народного хозяйства к специалистам среднего звена как работникам профессионально умственного труда, выполняющим широкий спектр функций, системе оплаты, при которой эта категория работников является наименее оплачиваемой;
— отраслевая подчинённость средних специальных учебных заведений, имея существенные преимущества, вместе с тем не обеспечивает оптимальных пропорций приёма учащихся в территориально-отраслевом разрезе, устранения дублирования подготовки этих кадров, ведёт в ряде случаев к чрезмерной отраслевой специализации в обучении техников, что не способствует поддержанию единого уровня качества подготовки специалистовнеразработанность принципов экономических и правовых взаимоотношений между средними специальными учебными заведениями и предприятиями (организациями) — потребителями молодых специалистов в новых условиях хозяйствованиянеобходимость активного развития демократических принципов жизни учебных заведений на всех направлениях их деятельности (учебной, методической, кадровой, финансовой, хозяйственной) и их фактическое правовое положение, не дающее самостоятельности в решении этих вопросов;
— регламентированные сроки подготовки специалистов, приводящие к перегрузке учащихся в условиях постоянно возрастающего объёма информации и сложившейся системы обучения.
Таким образом, рассматривая на современном этапе актуальные вопросы развития средней специальной школы, необходимо отметить, что в условиях коренной перестройки управления экономикой, общей ориентацией на её интенсификацию сложной демографической ситуации задача состоит не только в расширении масштабов, количественных нормативов, сколько в качественном совершенствовании структуры, содержания и форм подготовки кадров среднего звена.
Пути расширения отмеченных и других противоречий, тенденции развития среднего специального образования определяются целим рядов факторов. К основным из них относятся:
1. Перестройка стратегии общественного развития в направлении приоритетности социально-культурной сферы, поворота экономики к решению задач всестороннего обеспечения запросов и потребностей общества.
Это ведет к необходимости дальнейшего расширения подготовки кадров, основным объектом деятельности которых является непосредственно человек. Обучение и воспитание специалистов, готовящихся для этой сферы, должны обеспечить глубоко гуманистический характер их будущей профессиональной деятельности.
2. Научно-технический прогресс, в результате которого происходит возникновение и развитие новых направлений науки, техники и технологии, преобразование на новой технической основе отраслей народного хозяйства, постоянное изменение организации труда и системы управления производством.
Это вызывает необходимость динамичного изменения профессионально-квалификационной структуры кадров, требует оптимизации планов приёма в учебные заведения всех типов, сокращения подготовки кадров по устаревшим специальностям и их увеличения для новых направлений развивающийся техники и технологии.
3. Развитие процессов демократизации общественной жизни, переход экономики на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм организации производства.
Это требует усиления экономической, правовой, экологической и компьютерной подготовки кадров, чёткого понимания каждым специалистом основных аспектов организации и функционирования системы хозяйствования, умения оценивать возможный экономический результат принимаемых решений, знания научных основ и наличия практических навыков управления, элементов социальной психологии и педагогики, необходимого уровня общей культуры.
Основной целью исследования является изучение исторических и социально-педагогических условий и предпосылок возникновения, становления и развития средних специальных учебных заведений, а также выработка рекомендаций по совершенствованию работы этих учебных заведений на современном этапе развития общества. Предлагаемая рекомендация автора может дать новый импульс в упорядочении, организации и развитии учебных заведений.
Решительное преодоление остаточного принципа финансирования средней специальной школы, выделение необходимых средств на техническое перевооружение учебно-материальной базы техникумов и училищ в соответствии с нормативами;
— перевод средних специальных учебных заведений на современные условия хозяйствования, разработка новых экономико-правовых принципов взаимоотношений с их основными партнёрами;
— упорядочение сети учебных заведений на основе их периодической аттестации и прекращение подготовки специалистов в техникумах и училищах, не имеющих для этого необходимых условийприближение подготовки специалистов к районам интенсивного развития производительных сил;
— коренная перестройка структуры подготовки кадров, введение нового перечня специальностей среднего специального образования, разработка учебно-программной документации нового поколения, дифференциация содержания и сроков обучения в зависимости от сложности и характера специальности;
— осуществление комплекса мер по совершенствованию работы по подбору, расстановке и повышению квалификации педагогических кадров (выборность, замещение должностей на основе конкурсов, установление годичного испытательного срока для вновь принимаемых преподавателей, психолого-педагогическая подготовка педагогических работников учебных заведений, не имеющих соответствующего образования и т. д.);
— приведение оплаты труда педагогических работников учебных заведений в соответствие с его реальными результатами, усиление экономических стимулов в улучшении качества трудаповышение заработной платы, упорядочение продолжительности отпусков отдельных категорий работников, организация соответствующих структурных подразделений в научно-исследовательских организациях в целях значительного развития научных исследований, но проблемам средней специальной школыпривлечение к разработке актуальных проблем среднего специального образования научных сил Академии педагогических наук РТ, академических, отраслевых, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.
В свете этих проблем, центральной задачей средних специальных учебных заведений в начале нового тысячелетия станет качественный рост подготовки специалистов для народного хозяйства, что в свою очередь, настоятельно требует последовательного внедрения в ССУЗах новых учебных планов и программ, в которых отражались бы последней достижения науки и техники.
Происходящие в небольшой республике процессы регионализации средних специальных учебных заведений ведут не только к перераспределению и без того нищенских ресурсов образования (как материально-технических, так и кадровых), но и к разрушению единого образовательного пространства, к превращению многих ССУЗов в узко профильную структуру подготовки кадров, утрачивающую основополагающие функции образования, развития личности, профессиональной подготовки, интеграции молодых поколений в мировую цивилизацию.
Общество обязано создать необходимые условия и реальные возможности для молодых людей из всех слоев быть включенными в образовательный процесс на всех его ступенях.
Список литературы
- Архивные документы: Центральный Государственный архив Октябрьской революции1. Республики Узбекистан.
- Ф.Р. 34 Наркомпрос Туркреспублики (1918−1924).
- Центральный Государственный архив Республики Таджикистан.
- Ф.Р. 18 Совет народных комиссаров Таджикистана (1924 — 1938).
- Ф.Р. 360 Министерство народного образования Таджикской ССР (19 301 953).
- Ленинабадское отделение ПА ТФ ИМЛ (Ленпартархив)
- Ф. 3 Худжандский городской комитет партии (1927−1936).
- Ф. 5 Ленинабадский городской комитет партии (1936−1970).
- Согдийский областной государственный архив
- Ф. 379 -ЦИК Узбекской ССР (1924 1929).
- Ф. 372 —Худжандский окружной исполнительный комитет (1926 1930).
- Ф. 296 Ленинабадское педагогическое училище в количестве 1406 дел1928−1963).
- Ф. 342 Ленинабадский сельхозтехникум в количестве 1279 дел1928−1963).
- Ф. 98 Ленинабадский учебный комбинат (1928−1934).
- Ф. 216 Ленинабадское музыкальное училище в количестве 134 дел1929−1974).
- Ф. 265 САПОЙ (ТСХИ) (1930−1936).
- Ф. 679 Ленинабадский кооперативный техникум в количестве 194 дел1932−1947).
- Ф. 205 Ленинабадский финансово-экономический техникум вколичестве 751 дел. (1932−1938).
- Ф. 402 Ленинабадская сельхозшкола в количестве 525 дел (1934−1953)
- Ф. 201 — Ленинабадская школа механизации сельского хозяйства1934−1947).
- Ф. 312 Ленинабадское ремесленное училище (1941−1951).1. Сборник документов
- Пулатов Т. Народное просвещение Таджикистана за 10 лет. Цифры и факты. — Сталинабад, 1940.
- Материалы по истории таджиков и Таджикистана Сталинабад: Таджикгосиздат, 1945.
- Таджикская ССР за 20 лет Сталинабад. Таджикгосиздат, 1949.
- Культурное строительство в СССР. Статсборник. — М. 1956.
- Раджабов З.Ш. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана (Материалы). Душанбе, 1964.
- Таджикистан за 40 лет. Статсборник. — Душанбе: изд-во «Статистика», 1964.
- Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924—1941 гг. Сборник документов. Т.1. — Душанбе, 1966.
- Из истории индустриализации Таджикской ССР. Сборник документов Душанбе: Ирфон, 1972.
- Ты покорил нас, Таджикистан. — Душанбе: Ирфон, 1974.
- Советский Таджикистан за 50 лет. Статсборник. Душанбе: Ирфон, 1975.11. 60-солагии Донишгох^и кишоварзии То^икистон. Душанбе: Ирфон, 1981.12.ашни фархунда. К 50-летию Канибадамского педучилища им. Турсунзаде. Канибадам, 1981.
- Душанбинское базовое медицинское училище. К 50-летию училища. — Душанбе: Ирфон, 1985.
- Сах, ифа^о аз таърихи таълимго^. К 60-летию Пенджикентского педучилища. Пенджикент, 1990.
- Назармавлонов С. Из истории Душанбинского ОТКЗ Политехникума к 60-летию. — Душанбе, 1992.
- Худжандскому кооперативному техникуму 60-лет. Худжанд, 1993.
- Холджураев Х.Х., Абдуллаев С. А. Учебные заведения Худжанда. (Справочник). Худжанд, 1995.
- Ниёзматов Р.Т. К истории создания и развития педагогических учебных заведений в Республике Таджикистан. Душанбе, 1997.
- Ниёзов Т. Илму амал. К 70-летию совхоза-колледжа Матчинского района. — Бустон, 1998.
- Мамаджанова X., Назарова М., Макони маърифат. К 70 летию Худжандского педколледжа. — Худжанд, 1998.
- Хакимов Н. Омузишго^и санъати ба номи С. Х, офизи Ху^андша^р. К 70-летию музучилища. — Худжанд, 2000.
- Холджураев Х.Х., Махматкаримов А. 70 лет САПОИ-ТСХИ-ТАУ. Вып.1 -Худжанд, 2001.
- Неъматов Т. Махзани илму маърифат. К 70-летию Канибадамского педучилища. Канибадам, 2001.24. 70-солагии Донишгох^и аграри, кони илмуунарй. — ДАТ, 2001.
- I. Монографии, книги, брошюры и статьи.
- Абдуллаев С.А. Создание высшей школы в Таджикистане. Худжанд, 1992.
- Абдуллаев С.А. Аз таърихи ташаккули мактабх, ои олй дар То^икистон. —1. Хучанд, 1997.
- Абдуллаев С.А., Холджураев Х. Х. Худжандский государственный университет:история, документы и его люди. Худжанд, 1997.
- Абдуллаев С.А. Илм ва фар^анги То^икистон дар нимаи аввалиарни XX. —1. Хучанд, 1998.
- Абдуллаев С.А., Хайдаров Г.Х. Из истории культурных переобразований в
- Таджикистане в новейшее время. — Худжанд, 1998.
- Абдуллаев С.А., Хайдаров Г. Х. Страницы истории народного образования Туркестана (1918−1924 гг.) — Худжанд, 1998.
- Айни С. Старая школа. М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1927.
- Алиджанов М.А. Рабочий класс Таджикистана в период строительства социализма (1933−1937 гг.), Душанбе, Дониш, 1974.
- Арипов Н.А. Некоторые сведения о состоянии народного образования в Таджикской ССР в 1929 1941 гг. Ученые записки ДГПИ, вып. 3. — Сталинбад, 1957.
- Багоутдинов А. Из истории школы Таджикской ССР. — М.: Советская педагогика, 1941.
- Багоутдинов А., Вишневский А. Роль русского рабочего класса в исторических судьбах таджикского народа. Душанбе: Ирфон, 1967.
- Бердиёр В.М. Таджикистан. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1939.
- Васильев П.А. Таджикистан. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1947.
- Великий Октябрь в исторических судьбах таджикского народа. Душанбе: Ирфон, 1987.
- Гафуров B.F. Таърихи мухтасари халк-и то^ик. Ч,. 2 Сталинобод. -Таджикгосиздат, 1947.
- Гафуров Б.Г. Таджики. Кн. 1 и 2. — Душанбе: Ирфон, 1989.
- Гафуров Б.Г. Диалог культуры и цивилизации. М., 2000.
- Из истории индустриализации Таджикской ССР (1926−1941 гг.). Т. 1. — Душанбе: Ирфон, 1972.
- Иркаев Ю., Николаев Ю. Очерки истории Советского Таджикистана. — Душанбе, 1957.
- История рабочего класса Таджикистана. Т.1. (1917−1945). — Душанбе: Дониш, 1972.
- История культурного строительства в Таджикистане. Т. 1. — Душанбе, 1979.
- История культурного строительства в Таджикистане. Т. 2. — Душанбе, 1983.
- История Ленинабада. Душанбе: Ирфон, 1986.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.
- Мухамаджонова А. Школа и педагогическая мысль узбекского народа в XIX начале XX века. Ташкент: Фан, 1978.
- Нигматуллаева X. Народное образование в Таджикской ССР за 20 лет. -Душанбе, 1949.
- Обидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР в 1917—1967 гг..-Душанбе, 1968.
- Орипов М.А. Состояние народного образования в Таджикистане (1929−1941). — Душанбе, 1957.
- Очерки по истории Советского Бадахшана.- Душанбе: Ирфон, 1981
- Пулатов Т. Прошлое и будущее народного образования в Таджикистане. — Душанбе: Таджикгосиздат, 1960.
- Раджабов З.Ш. Навеки вместе с великим русским народом. Душанбе, 1968.
- Раджабов З.Ш. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане. — Душанбе, 1976.
- Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: четыре года независимости и созидания. — Душанбе, 1995.
- Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. — Душанбе, 1996.
- Рахмонов Э.Ш. Наша цель национальное единство. Душанбе, 1997.
- Рахмонов Э.Ш. По пути к единству и созиданию. Душанбе, 1997.
- Руткович М.Н., Рубенс А. Я. Общественные потребности системы образования. М.: Молодёжь, 1971.
- Садиков X. 15 лет народного образования в Таджикистане. Душанбе, 1945.
- Сборник статей по истории Советского Таджикистана. — Душанбе, 1978.
- Струве В.В., Кисляков И. А., Андреев М. С., Маджи А. Е. Материалы по истории таджиков и Таджикистана. Сталинабад: Госиздат, 1945.
- Султанов Ш. М. Партийное руководство культурным строительством в условиях развитого социализма. Душанбе: Ирфон, 1976.
- Тагоев Д. С. Рабочий класс Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1992.
- TaFoeB Д. С. Давлати Толикой. — Душанбе: Ирфон, 2000.
- Хайдаров Г. Х. Очерки истории социалистического строительства в Северном Таджикистане (1917−1937 гг.). Душанбе, 1974.
- Халфин Н.А. Россия и Бухарский эмират на Западном Памире. М.: Наука, 1975.
- Хамидов Р.Я. К истории развития народного образования в Таджикской ССР. Уч.зап.ЛГПИ, вып. 2. Худжанд, 1953.
- Хамидов Р.Я. Некоторые вопросы культурной революции в Таджикистане. Уч.зап. ЛГПИ, вып. Худжанд, 1957.
- Хасанов А. Вишневский А. Сталинабад — столица Таджикистана.-Сталинабад, 1960.
- Хоналиев Н. Трудовые ресурсы Таджикистана. Душанбе, Ирфон, 1988.
- Шарипов А. Высшее образование в Таджикистане. — Душанбе: Шарк-и озод, 1995.
- Шарипов А.А. Исторический опыт подготовки специалистов в системе высшего образования Таджикистана (1946−1995) Душанбе, Дониш 2000.
- Шарипов А.А. Таърихи мактаби олии То^икистон (История высшей школы Таджикистана) Худжанд. Хуросан, — 2002.
- Шевченко Э.М. Ты покорил нас, Таджикистан. — Душанбе: Ирфон, 1981.
- Шоисматуллоев Ш. Поколение в системе образования. — Душанбе, 1999.
- Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. — Душанбе, 1970.
- Юсупов Ш. Очерки истории Канибадамского бекства в конце XIX начале XX века. — Душанбе: Дониш, 1986.1931. Авторефераты
- Ахмедов С. Деятельность Компартии Таджикистана по подготовке учительских кадров (1924−1941), Автореф. канд. дис. Душанбе, 1973. — 32 с.
- Гульбеков Дж. Горно-Бадахшанский опыт аграрных переобразований переходного периода (1917−1941 гг.), Автореф. канд. дис. Худжанд, 2002. — 28 с.
- Давидов Н.К. Педагогическое образование и подготовка учительских кадров в Таджикистане (1924−1958 гг.) Автореф. канд. дис. Душанбе, 1966. -35 с.
- Курбанов А.Д. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в подготовке кадров в 20−30-е гг. Автореф. канд. дис. — Худжанд, 1997.
- Ниёзматов Р.Т. Подготовка педагогических кадров в системе ССУЗов Республики Таджикистан (1924−1990), Автореф. канд. дис. — Душанбе, 2000.
- Сафарапиев Б. Становление и развитие системы культурно-просветительной работы в Таджикистане*(1924−1941), Автореф. канд. дис. Москва, 1991.
- Убайдуллоев Н.К. История народного образования Таджикистана второй половины XIX начало XX вв., Автореф. канд. дис. — Душанбе, 2003.
- Шарипов Ш. Вклад академика Гафурова Б.Г. в развитие востоковедческой науки, Автореф. канд. дис. — Худжанд, 2002.
- Шукуров М.Р. Развёртывание культурной революции в Таджикской ССР (19 331 937 гг.), Автореф. канд. дис. М., 1995.
- Шукуров М.Р. Ликвидация культурного неравенства и развитие социалистической культуры Таджикистана в 1917—1941 гг.., Автореф. докт. дис. -М., 1966.