Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Петербургская школа в первой половине XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие общеобразовательной школы в России в первой половине ХИ в. шло в органической взаимосвязи с экономическим и социально-политическим развитием страны, отражало противоречия, свойственные русской общественной жизни. В этот период складывается система учебных заведений, характеризующаяся жестким административным управлением. Правительство осуществляло строгий контроль за народным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕФОРМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века I.I. Социально-экономические и политические предпосылки школьной реформы
    • I. E. Создание Министерства народного просвещения и школьная реформа
  • ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГСКОМ ШКОЛЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века
    • 2. 1. Система учебных заведений С.-Петербурга
    • 2. 2. Сословный состав учащихся школ Петербурга
    • 2. 3. Формирование учительского корпуса петербургской школы
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
    • 3. 1. Учебные планы и программы
    • 3. 2. Материальная обеспеченность и организация учебного процесса

Петербургская школа в первой половине XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, всесторонне проанализировав состояние идеологической работы, отметил необходимость реформы общеобразовательной школы и дальнейшего совершенствования профессионально-технического обучения молодежи в нашей стране. Опубликованный 4 января 1984 г. Проект ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной шгалы», обобщив исторический опыт развития советской школы, наметил пути коренной ее перестройки и совершенствования работы всех ее звеньев. Речь идет о повышении качества трудовой подготовки выпускников, более глубоком усвоении системы основ наук, формировании у учащихся коммунистической убежденности, сознательной дисциплины. Впервые ставится задача — наряду с обязательным общим средним образованием дать каждому выпускнику профессию.

Широкое, всенародное обсуждение Проекта реформы показало не только глубокую заинтересованность советских людей в осуществлении намечаемых мер, но и интерес к истории школы вообще, к опыту развития школьного образования в нашей стране.

С этой точки зрения, особенно интересен период первой половины XIX века, когда в России проходило становление государственной системы школ, вводились регламентированные правительством учебные планы, осуществлялся контроль за изданием учебных пособий. В ожесточенных спорах решался вопрос о соотношении «классического» и «реального» содержания в учебных программах, преемственности учебных заведений разного типа, о функциях училищных чиновников по «обучению» и «воспитанию». В этот же период впервые обозначено место учителя в системе государственной службы. Это определяет актуальность системного рассмотрения этих процессов, проведенного в данной работе. При этом наиболее адекватной моделью выбрана система учебных заведений Петербурга, крупнейшего промышленного и торгового центра, где с наибольшей рельефностью проявлялись тенденции возникновения в экономике в этот период капиталистических отношений.

Развитие общеобразовательной школы в России в первой половине ХИ в. шло в органической взаимосвязи с экономическим и социально-политическим развитием страны, отражало противоречия, свойственные русской общественной жизни. В этот период складывается система учебных заведений, характеризующаяся жестким административным управлением. Правительство осуществляло строгий контроль за народным образованием, подчиняя его развитие последовательной сословной политике. Этим вызван ряд реформ школы, проведенных в первой половине XJX в., затрагивающих как структуру учебных заведений, форму их административного управления, так и учебные планы и программы.

Системный подход к анализу школьных реформ дает возможность проследить за развитием всех составных звеньев народного образования. Это в первую очередь касается новых принципов и методов правительственной политики по отношению к школе во взаимосвязи с общественно-политическим и экономическим развитием страныво-вторых, сословного состава учащихся всех типов учебных заведений, подчиненных Министерству народного просвещенияв-третьих, процесса формирования учительских кадров, как широкого социального слоя. В качестве четвертой составной части общей системы народного образования можно рассматривать непосредственно учебный процесс в средней и начальной школе, его организацию и методы.

Такой последовательный подход к исследованию школьных реформ в первой половине XIX в., к анализу политики правительства по созданию государственных школ нового типа, рассмотрение в тесном единстве и взаимосвязи всех основных звеньев системы народного образования определяет научную новизу данной работы.

Основная цель исследования заключается в выявлении движущих сил и закономерностей в становлении и развитии государственной системы школ в первой половине XDC в. на примере развития школьного образования в Петербурге. Это определило следующие задачи: анализ сословного состава учащихся и учительского корпуса, материального и правового положения учителей, изучения изменений в школьных программах, которые, с одной стороны, отражали субъективный подход стоящих во главе министерства лиц, с другой — объективную потребность соответствия содержания школьного образования новым задачам социально-экономического развития страны. Эти закономерности наиболее рельефно вЕфажены в системе школ Петербурга. Это и определило объект настоящего исследования.

Имеющиеся источники позволили с большой полнотой и достоверностью проанализировать существенные стороны развития народного образования и сделать выводы о подготовке выпускников школ для государственной службы в качестве чиновников, потребность в которых значительно возрастает в этот период, особенно в Петербурге, отражая общие социально-экономические и политические процессы в стране.

Поставленные задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в работе исследование постановки школьного образования в Петербурге в первой половине XIX в. показало, что оно явилось отражением социально-экономического развития страны в этот период, характеризующегося усилением кризиса феодально-крепостнической системы.

С целью сохранения разрушающихся устоев феодально-крепостнических отношений правительство вынуждено было прибегнуть к реформам государственного аппарата управления. Суть их заключалась в дальнейшем росте и укреплении дворянской бюрощзагсии, совершенствовании ее методов управления.

Главные причины всех проводимых в этот период реформ, в том числе школьной реформы, заключались в необходимости удовлетворения потребности в подготовленных чиновниках быстро растущего государственного аппарата, в стремлении правительства предупредить распространение революционных идей, вызванных революционными событиями в Европе, исключить возможность повторения событий 1825 года.

Одним из основных принципов политики царизма в области народного образования в этот период явилась идея административного единства и централизации государственной системы народного образования, которая легла в основу школьного устава 1804 г. Созданная по этому Уставу школьная администрация была непосредственно подчинена правительству и составляла органическую часть государственного аппарата. Вводится соподчиненность всех учебных заведений. С введением Устава 1804 г. Россия сделала определенный шаг вперед в развитии народного образования по сравнению с ХУШ веком.

Вместе с прогрессивными идеями Устав 1804 года отразил сопротивление крепостнического лагеря новым тенденциям, стремление сохранить господствующее положение за дворянством. Устав был противоречивым документом, содержание которого находилось в тесной связи с теми мероприятиями «официального либерализма», которое осуществляло дворянское правительство в начале XIX в.

Боясь мощного народного подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года, правительство переходит от политики либерализма к политике реакции. Это в полной мере коснулось и образования. Официально регламентируется сословный принцип комплектования учебных заведений, вводится полицейско-административный надзор за учебными заведениями, слежка за учителями и учащимися. Реакционные установки в области народного просвещения нашли точное отражение в новом Уставе 1828 г. Этот Устав явился тормозом в развитии просвещения в стране.

Однако царизму не удалось последовательно провести в жизнь принцип сословности гимназий и университетов, введенный Уставом 1828 г. Если уступка, сделанная в этом плане в Уставе 1804 г. была вызвана необходимостью проведения некоторых демократических преобразований и уже с самого начала не предполагалась к практической реализации, то превращению гимназий по Уставу 1828 года в дворянский тип учебного заведения препятствовали объективные социально-экономические причины.

В этот период, начало второй четверти XIX в., в просвещении нашла четкое отражение официальная правительственная политика усиления религиозно-догматического направления школьного образования.

Система учебных заведений Петербурга, сословный состав учащихся и учителей являлись отражением той социальной политики, которую проводило правительство по отношению к народному просвещению в условиях зарождающегося капиталистического уклада в недрах феодально-крепостнического строя.

Преобразование народных училищ в гимназии и уездные и приходские училища, предусмотренное Уставом 1804 года, шло в Петербурге более высокими темпами, чем в других районах страны. Но общее число государственных учебных заведений на протяжении почти полувека практически не изменилось. Даже здесь, где проводимые правительственные меры реализовнвались в первую очередь, численность учащихся возросла незначительно, хотя потребность в грамотных специалистах, государственных чиновниках ощущалась очень остро.

Распространение сети государственных школ лишь в незначительной степени способствовало получению образования различными социальными слоями населения города. Число казенных общеобразовательных школ всех разрядов было безусловно недостаточно для такого большого города как Петербург. К этому периоду вполне относится характеристика, данная В. И. Лениным: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены (курсив) в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России11.*.

Несмотря на определенные ограничения со стороны правительства по отношению к частным учебным заведениям, их количество возросло за рассматриваемый период почти в пять раз при соответствующем росте числа учащихся в них. Это было вызвано низким уровнем постановки учебного дела в государственных учебных заведениях, а также желанием дворянской элиты обучать детей ог Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. S3, с. 127.

— 188 дельно от детей иного социального положения. Одной из важных причин несовершенства школьного дела была и острая нехватка учителей.

Анализ1 сословного состава учащихся петербургских школ позволяет сделать вывод о том, что дети дворянского происхождения составляли основную массу учащихся гимназий. Но наряду с дворянами в этих учебных заведениях обучались дети богатых купцов, состоятельных мещан. Этот факт отражает процесс разложения сословий, связанный с разложением феодального общества, несмотря на все старания правительства закрепить существующую структуру общества, оно вынуждено было делать уступки непривилегированным сословиям.

В отличие от гимназий в уездных училищах столицы основную массу учащихся составляли дети лиц податного состояния, но оканчивали полный курс далеко не все.

Сопоставление числа обучающихся с сословным составом населения Петербурга показывает, что даже первоначальное обучение (приходские классы) мало коснулось низших слоев населения. В этом главном центре просвещения страны подавляющая часть городской бедноты оставалась вне школы.

Вопрос о подготовке учительских кадров занимал одно из важных мест во внутренней политике правительства в первой половине XIX века. Желая иметь в лице учителей поборников монархического режима, способных воспитывать молодых людей в духе преданности царизму, правительство, с одной стороны, устанавливало жесткий контроль за комплектованием учительского корпуса, с другой — проводило ряд мер по привлечению на преподавательскую службу лиц дворянского происхождения, являющихся социальной опорой самодержавия. Несмотря на эти меры правительства, весь.

— 189 рассматриваемый период характеризуется нехваткой учителей и пестротой их социального состава. В этих условиях правительство вынуждено было идти на введение полицейско-административно-го надзора за деятельностью учителей.

Решить проблему формирования преданных самодержавию учителей правительство стремилось также путем некоторого улучшения их материального положения, определенным послаблением в чинопроизводстве. Но несмотря на это армия учителей была самой обездоленной частью всего громадного чиновничьего аппарата столицы.

Стремление правительства ограничить учебные заведения, особенно гимназии, строгими сословными рамками, привело к чисто классическому характеру учебных программ, что не соответствовало требованиям времени и необходимости широкой подготовки чиновников. Схоластика догматов религиозно-исторических предметов, изучение древних языков не давали системы знаний, нужных в практической деятельности.

Проводимые правительством меры коснулись не только структуры и типов учебных заведений, но учебных планов и программ, определенных финансовых затрат на развитие материальной базы, подготовки учительских кадров и т. д. Эти, казалось бы всесторонние меры, не смогли принести желаемых результатов. Под напором объективных процессов социально-экономического развития придуманная в охранительных целях система школьного образования разрушалась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., т.4, с.419- 459.
  2. К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. — Соч., т.13, с.5−9.
  3. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельный вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. — Соч., т. 16, с. I9&--203.
  4. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., т.4, с.322−339.
  5. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  6. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347−534.
  7. В.И. От какого наследства мы отказываемся? -Полн.собр.соч., т.2, с.505−550.
  8. В.И. Задачи русских социал-демократов. Полн. собр.соч., т.2, с.4313- 470.
  9. В.И. О чем думают наши министры? Полн.собр. соч., т.2, с.75−80.
  10. В.И. Гимназические хозяйства и исправительные гимназии. Полн.собр.соч., т.2, с.61−69.
  11. В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр.соч., т.2, с.471−504.
  12. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр. соч., т. З, с. 1−609.- 191
  13. В.И. Гонители земства и Аннибалы либерализма. -Полн.собр.соч., т.5, с.21−72.
  14. В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  15. В.И. Задачи революционной молодежи. Письмо первое. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
  16. В.И. Самодержавие и пролетариат. Полн.собр. соч., т.9, с.126−136.
  17. В.И. Демократические задачи революционного пролетариата. Полн.собр.соч., т. 10, с.270−277.
  18. В.И. Памяти Герцена. Полн.собр.соч., т.21, с.255−262.
  19. В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения. Полн.собр.соч., т.23, с. 125−135.
  20. В.И. Роль сословий и классов в освободительном движении. Полн.собр.соч., т.23, с.397−399.
  21. В.И. Национализация еврейской школы. Полн. собр.соч., т.23, с.375−376.
  22. В.И. Национальный состав учащихся в русской школе. Полн.собр.соч., т.24, с.219−222.
  23. В.И. О наших школах. Полн.собр.соч., т.24, с.239−240.
  24. В.И. Под чужим флагом. Полн.собр.соч., т.26, с.131−154.
  25. В.И. О национальной гордости великороссов. -По лн. собр. соч., т. 26, с. Ш6−1Ю.
  26. В.И. Статистика и социология. Полн.собр.соч., т.30, с.349−356.
  27. В.И. Материалы по пересмотру партийной программы. Полн. собр .соч., т.32, с.153−162.- 192
  28. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1−120.
  29. Адрес-календарь или Общий штат Российской империи. 4.1, СПб., 1843. — 436 с.
  30. Адрес-календарь санктпетербургских жителей, сост.К.Ни-стремом. Т.2. СПб., 1844. — /2/, ХП. — 677 с.
  31. И. История гимназического образования в России (ХУШ и XIX века). СПб., 1912. — X, — 346 с.
  32. И. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. СПб., 1908. — /2/, 86, /I/ с.
  33. Г. Я. Основное народное образование. 4.1. -М., 1857. /2/, — 34 е.- ч. П, 1858, /2/, — 44 с.
  34. К.И. Статистические очерки России. СПб., 1848. — /10/, 503 с.
  35. Н. Подробные статистические таблицы учебных заведений в России. ШШ, 1840, ч.28, с. 1−20- 1841, ч.31, с.1−45- 1841, ч.32, с.31−50.
  36. К.М. Пятидесятилетие С.-Петербургской Ларин-ской гимназии. 1836−1886. СПб., 1886. — /6/, 64,80,20 с.
  37. М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. Т.6. СПб., 1871. — У1,523,140 с.
  38. Ведомость о состоянии Главного немецкого училища св.Петра. ЗДНП, 1827, кн.2, с.448−464.
  39. Ведомость об училищах взаимного обучения в России суще- 193 ствующих. ЗДНП, 1827, кн.2, с.442−447.
  40. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797−1897). Сост. Е. С. Шумигорский. СПб., 1897. — 32 с.
  41. Владимирский-Буданов М. Государство и народное образование в России с ХУЛ в. до учреждения Министерства.- ШШ, 1873, т.169, с.1−220.
  42. А.С. Краткое обозрение состояния 3-й СПб.гимназии за первое 25-летие. СПб., 1848.
  43. А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. СПб., 1849. — ХШ, 293 с.
  44. Г7. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1828 по 1853 г. -СПб., 1854. ХП, 438, 120 с.
  45. И. Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и др. СПб., 1820.
  46. С. Средняя школа по нашим законам. СПб., 1900. — /2/, 90 с.
  47. В.В. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования. СПб., 1870. — 679 с.
  48. М.И. Начальная народная школа, ее история, дидактика и методика. 2-е изд. М., 1916. — 329 с.
  49. Десятилетие Министерства народного просвещения. Записка, представленная императору Николаю I министром Уваровым. -СПб., 1864. /I/, 161 с.
  50. Довнар-Запольский М. В. Зарождение министерств в России. М., 1906. — 83 с.
  51. Дожерандо. Нормальный курс для первоначальных настав- 194 ников. Пер. с франц. СПб., 1838. — 189 с.
  52. А.Р. Разногласия по вопросу о народном образовании. М., 1859. — /2/, 70 с.
  53. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. Сб. статей И. П. Корнилова. — СПб., 1902. — 416 с.
  54. Н.Е. Женское образование в России. СПб., 1901.
  55. К.А. 50-летие С.-Петербургской пятой гимназии 1845−1895 гг. СПб., 1896. — /8/, 234, 70, 82, /I/ с.
  56. В.В. История учительских институтов. ШШ, № 18, т.134, с. 191−219, 526−614, 867−887.
  57. Известие о заведенном в С.-Петербурге училище по методу взаимного обучения. Сын Отечества, 1820, ч. бЗ, с.129−134.
  58. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России (ред.А.Г.Неболсин). СПб., 1883. — П, 259 с.
  59. Историческая записка 75-летия С.-Петербургской второй гимназии. 4.1. Сост.А.Курганович. СПб., 1880. — 152 с.
  60. Историческая записка 50-лети я третьей С.-Петербургской гимназии. Сост.Н.Аничков. СПб., 1873. — У1, /2/, 208, 153 с.
  61. В.В. Из истории русской школы начала XIX в. -М., 1899. 57 с.
  62. П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1909. — УШ, 540 с.
  63. Е. С.-Петербург в статистическом отношении, ч.1. СПб., 1839. — /2/, 143 с.
  64. Е. О разработке статистики народного просвещения в России. СПб., 1863. — /2/, 146 с.
  65. С.А., Сербов Н. И. Очерк истории народного об- 195 разования в России до эпохи реформ Александра П. М., 1910. -1У, 240 с.
  66. М.Н. Средняя школа. В кн.: История России в XIX в., ч. П, т.4, вып.14. — СПб., б/г, с.128−185.
  67. Н.А. Русская начальная школа. СПб., 1870. -/4/, ХХ1У, 364, 98 с.
  68. Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института. 1828−1859. СПб., 1859. — 74 с.
  69. М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. 1700−1880. T. I, 2. СПб., 1880.
  70. М.С. Император Николай I, зиждитель русской школы. СПб., 1896. — /2/, 274 с.
  71. Е. Материалы для истории жнеского образования в России (1796−1828}. СПб., 1893. — /4/, 308 с.
  72. М.А. О русском просвещении. М., 1832. -189 с.
  73. С.А. О всенародном распространении грамотности в России на религиозно-нравственном основании. М., 1848. -/4/, 264, 1У с.
  74. Материалы для истории образования в России в царствовании императора Александра I. СПб., 1866. — 220 с.
  75. Материалы для истории просвещения в России, собираемые П.Кеппеном. Т.З. СПб., 1827. — /2/, 260 с.
  76. Материалы для истории и статистики наших гимназий. -СПб., 1864. /2/, 158 с.
  77. В.И. Библиографический указатель вышедших в России книг и статей по части педагогики, дидактики и методики. Прилож. к ДДОНП. СПб., 1862, 4. II6- 1864, 4.122.
  78. С.И. Школа и государство. 3-е изд. СПб., 1910. — 258 с.
  79. Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до нашего времени. СПб., 1866. — ХХХ1У, 949 с.
  80. Настольная книга по народному образованию. Ред.Г.Фаль-борк, В.Чарнолуский. СПб., 1898.
  81. А.Г. Руководство к дидактике или науке преподавания. СПб., 1837. — /4/, 166, 1У с.
  82. Об учебных заведениях в С.-Петербурге и его окрестностях. Офиц.учебн.прибавление к ШП. СПб., 1839, № 4, с.82−92.
  83. В. Развитие женского образования. СПб., 1887. -42 с.
  84. Описание С.-Петербургской губернии по уездам и станам.- СПб., 1838. 142 с.
  85. А.Н. Библиографический указатель материалов по истории русской школы. Педаг. сборник, 1899, № 3, 7, 10- 1900, № I, 3, 7, 9, II- 1901, te I, 4, 6, 9.
  86. П.А. Первое 25-летие императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1844. — 227 с.
  87. И.И. Опыт о просвещении относительно к России. -М., 1804.
  88. И.И. Описание С.-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии, ч.П. СПб., 1839. — /8/, 416, 8 с.
  89. П.Н. Общественное движение в России при Александре I. 4-е изд. СПб., 1908. — Х1У, 587 с.
  90. Пятидесятилетие С.-Петербургской гимназии. 1830−1880. Историческая записка, сост.Д. Н. Соловьевым. СПб., 1880.
  91. Пятидесятилетие С.-Петербургской Ларинской гимназии. 1836−1886. СПб., 1886. — /6/, 64, 80, 20 с.
  92. С.В. Исторический обзор деятельности МНП. 1802−1902. СПб. — /2/, П-' 785, /2/ с.
  93. С.В. Материалы для истории учебных реформ в России в ХУШ-Х1Х веках. СПб., 1910. — ХУ1, 397 с.
  94. С.В. Вопрос о народном образовании и социальная реформа в эпоху Александра I. «Русское прошлое», 1923, № 5, с.35- 49.
  95. С.В. Основы социальной организации педагогического труда в ХУШ-Х1Х веках. В кн.: Архив истории труда в России, кн.8, Пг., 1923', с.35−63.
  96. С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в ХУШ-Х1Х веках, т.1. СПб., 1912. -X, 680, 48 с.
  97. С.В. Из истории идеи народного просвещения в Александровскую эпоху. В кн.: Сборник статей по русской истории, посвященной С. Ф. Платонову. — Пг., 1922, с.382−396.
  98. С.В. М.М.Сперанский и Комитет 1837 г. о степени обучения крепостных людей. СПб., I9II. — 26 с.
  99. Российская статистика. Сост.Е.Зябловский. 4.1−2, 2-еизд. СПб., 1842.
  100. Н.А. Строй народного образования и воспитания. В кн.: Среди книг. — М., I9II. — 782 с.
  101. Санктпетербургская адресная книга на 1809 г. СПб., 1809.
  102. С.-Петербургский университет в первое столетие, т.1. -Пг., 1919. 760 с.
  103. Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из Архива МНП. Т.2. СПб., 1897. — ХХУП, ХСУ1 е., 1160 стб.
  104. Свод постановлений о общественном воспитании детей в учебных заведениях Российской империи. СПб., 1840. — 323 с.
  105. С. Историческое обозрение первого 25-летия Главного педагогического института. ШШ, 1854, № 2.
  106. И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. Вып.1. СПб., 1914. — /4/, 206 с.
  107. Состояние учебных заведений, неподведомых Министерству народного просвещения. ЖМНП, 1837, ч.14, с.69−92.
  108. Сравнительные ведомости о состоянии учебн.завед. МНП за 1835 и 1836 гг. ШП, 1837, ч.14, с.259−275.
  109. Статистические таблицы о состоянии городов Российской империи. СПб., 1840'. — /3/, 68 с.
  110. Статистические сведения о С.-Петербурге. СПб., 1836.
  111. Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи с показанием отношения числа учащихся к числу жителей. -СПб., 1838. У, 109 с.
  112. И.И. Заметки о народном образовании в России. СПб., 1907. — /4/, 131 с.
  113. Н. Ланкастерские школы в России. Русскаяшкола, 1913, № 3, с.36−62.
  114. Указатель учебных заведений Петербургской стороны.1. СПб., 1910. 51 с.
  115. Г. А., Чарнолуский В. И. Народное образование в России. СПб., 1900. — 264 с.- 199
  116. А.Н. Исторический очерк образования министерств в России. Журнал Мин. юстиции, 1902, й 9−10, с.39−73.
  117. В.И. Начальное образование в 1-й половине XIX столетия. В кн.: История России в XIX в. Ч. П, т.4,вып.13, 14. СПб., б/г, с.68−128.
  118. Н.й. Городской указатель или Адресная книга присутственных мест, учебных заведений на 1849 год. СПб., 1849. — /6/, X, 531 с.
  119. Е. История средних учебных заведений в России в XIX в. СПб., 1878. — 684 с.
  120. Й.П. О начале и постепенном возрастании С.-Петербургского университета. СПб., 1838. — 3, 30 с.
  121. В.Е. Государственная власть и проекты государственной реформы в России. СПб., 1906. — /4/, 160 с.
  122. В.Г. Школьные годы. Исторический вестник, 1881, т.4, № 4, с.707−734.
  123. В.Б. Воспоминания. Русский архив, 1897, кн. З, № 10, с.173−236.
  124. В.Г. Воспоминания педагога. Русская старина, 1904, т.117, № 3, с.615−630- т.118, № 4, с. III-123- № 5, с.379−392- т.119, № 7, с.213−227, № 8, с.287−305, № 9, с.578−593-т.120, № 10, с.74−101, № II, с.300−348.
  125. Воспоминания о педагогическом институте. Русский педагогический вестник, 1861, № I0/II, с.79−90.
  126. П. Воспоминания о Е.О.Гугеле. Русский падаго- 200 гический вестник, 1859, т.6, 16 ¾, с.208−233.
  127. Г. С. М.С.Куторга. Воспоминания и очерки. -КМНП, 1886, 4.246, № 7, с.3−14.
  128. Н. Воспоминания о школьной жизни. Сын Отечества, I860, № 48, с.63−88.
  129. Л. А. Мои воспоминания из прошлого. 18 301 850. Вестник Европы, 1900, № I, с.41−87.
  130. Записки покойного учителя. Исторический вестник, 1888, т.33, № 8, с.296−337.
  131. В.Р. Петербург в 40-х годах. Исторический вестник, 1890, № 4, с.28−39.
  132. П.В. Анти-Циприкус. Воспоминание о И. Н. Новосильцеве. Русский архив, 1873, кн.1, № 2, с.193−200.
  133. Н.К. Из недавнего прошлого. Колосья, 1880, № 7/8, с .251−308.
  134. В.И. Из воспоминаний о 3-й С.-Петербургской гимназии. ЕМНП, 1873, т. 169, №. 10, с.92−97.
  135. Г. Гимназии сороковых годов. Русский вестник, 1863, т.45, № 5, с.302−313.
  136. Н. Из прошлого 2-й С.-Петербургской гимназии. -Русская школа, 1894, т.1, № 2, с.29−39.
  137. Л.Н. Из педагогической автобиографии. -Русская школа, 1897, т.1, № 3, с.15−29- № 4, с.38−61.
  138. А.В. Записки и дневник (1826−1877), т.1−3. -СПб., 1893.
  139. М. Страница к истории нашего женского образования в недавнюю старину. Русская школа, 1893, т.1, № 5−6,с.30−63, т.2, № 7−8, с.28−56.
  140. Д.И. Воспоминания из времен императора Николая I. М., 1903. — /2/, 6Э с.
  141. В.П. Воспоминания. Исторический вестник, 1900, т.82, № II, с.481−509.
  142. К.П. Отрывки из школьного дневника. 18 421 845. СПб., 1885. — /2/, П, 118, /2/, 9 с.
  143. М.Н. Школьные воспоминания (I8I4-I820 гг.).- Вестник Европы, 1868, т.4, № 8, с. 630.
  144. П.Н. Два педагога (из школьных воспоминаний) — Исторический вестник, 1892, т.50, № 12, с.676−693.
  145. А.Н. Мои заметки. Вестник Европы, 1905, кн.2, с.469−509- кн. З, с.5−58.
  146. И.Ф. Из моих воспоминаний. Русская старина, 1895, т.83, Ш 5, с.151−183.
  147. И.Ф. Попечитель округа Мусин-Пушкин. Из пережитого. Русская старина, 1886, т.52, й II, с.495−498.
  148. Д.П. Из записок. Русская старина, 1896, т.88, te I, с.281−319- т.105, №> I, с.47−77.
  149. Сент-Илер К. К. Воспоминание казенного пансионера о 3-ей С.-Петербургской гимназии. Русекая школа, 1898, т.1, № 4, с.31−47- № 5/6, с.39−55.
  150. В.Я. Отрывок из школьных воспоминаний. Русская школа, 1890, т.2, № 7, с.60−69.
  151. В.Я. Мысли о наших гимназиях. Воспитание, I860', № 8, с.73−103- № 9, с.133−158.
  152. Шеллер (Михайлов) А.К. В маленьких школах. Из школьных воспоминаний. Русская школа, 1890, т.1, № 3, с.25−47- т.2, № 5, с.32−44.
  153. Г. Д. Проблемы организации, содержания и методов обучения в русской гимназии I пол.XIX в. Автореф.канд. пед.наук. — М., 1973. — 25 с.
  154. А.Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России. История СССР, 1968, № 2, с.82−104.
  155. М.Т. Школа и система образования в России в конце ХУШ в. Вестник МРУ, ист .-фил.серия, 1959, № 2, с.105−120.
  156. Л.А. Сословная политика в области образования во 2-ой четв. XIX в. В кн.: Вопросы политической истории СССР. М.-Л., 1977, с.105−124.
  157. Л.А. Отчеты попечителей по учебным округам как исторический источник. В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины, т. Х, Л., 1978, с.244−251.
  158. Л.А. Состав и положение преподавателей в России второй четверти XIX в. В сб.: Государственные учреждения и классовые отношения в отечественной истории. Вып.2. М.-Л., 1980, с.163−185.
  159. Вопросы истории русской педагогики. Отв.ред. В.Я.Стру-минекий. М., Из д. АПН РСФСР, 1951. — 216 с.
  160. Ш. И. В.Г.Белинский один из основоположников революционно-демократической педагогики в России. — Уч. записки ЛГПИ им. Герцена, т.84, Л., 1949, с.127−140.
  161. Ш. И. А.И.Герцен как педагог-просветит ель. -Сов.педагогика, 1938, № I, с.108−116.
  162. А.И. Избранные педагогические высказывания. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1951. 468 с.- 203
  163. Н.К. Из истории русской школы. Сов. педагогика, 1938, № 6, с.120−137.
  164. Н.К. Историко-педагогические очерки. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 248 с.
  165. П.Н. Русские педагогические журналы до революции и некоторые вопросы современной школы. Сов. педагогика, 1945, № 7, с.9−19.
  166. С.С. Православная церковь и государство в предреформенной России. История СССР, 1966, № 4, с.20−54.
  167. Л.Л. Начало педагогической образованности в России. Уч. записки ЛГПЙ им. А. И. Герцена, т.139, Л., 1957, с.93−1ОL
  168. В.А. Освободительное движение в России 1825−1831 гг.-М.: Мысль, 1979. 288 с.
  169. Ю.Н. Реакционная политика царизма в вопросах университетского образования в 30−50 гг. XIX в. Научн. доклады высшей школы. Исторические науки, I960, № 3, с.60−75.
  170. Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты 1-й половины XIX в. М., 1981. — 252 с.
  171. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1968. — 368 с.
  172. П.А. Справочник по истории дореволюционной России. М.: Книга, 1978. — 639 с.
  173. П.А. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Аннот. указатель книг и публикаций в4. х томах. М.: Книга, 1976.
  174. П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978. — 288 с.
  175. М.Ф. От мануфактуры к фабрике. Вопросы истории, 1945, № II-12, с.
  176. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Педагогические взгляды А. И. Герцена. Л.: Изд. ЛГУ, 1958. — 160 с.
  177. В.Е. Революционная историческая мысль в России. И.: Мысль, 1974. — 350 с.
  178. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т.4, — М.: Наука, 1967. с. 731.
  179. Л.В. Изменение сословного состава учащихся средней и высшей школы России. Вопросы истории, 1970, № 10, с.203−208.
  180. Н.С. Политика русского самодержавия в области промышленности. М.: Изд. МГУ, 1968. — 453 с.
  181. Т.М. Рабочие Петербурга в период разложенияи кризиса крепостничества. В кн.: История рабочих Ленинграда. T.I. — Л.: Наука, 1972, с.72−123.
  182. А.В. Воспитание и образование в России в 1-ой половине XIX в. Ставрополь, Краев.кн.изд., 1948. 16 с.
  183. КолчинаТ.В. Народные училища в России в 30−50 гг. XIX в. Автореф.канд.пед.наук. М., 1973.
  184. Н.А. Школьная система военных повелений.- Сов. педагогика, 1938, №. 6, с.108−119.
  185. Н.А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Учпедгиз, 1953. — 272 с.
  186. А.И. Население Петербурга в первой половине XIX в. М.-Л.: Наука, 1957. — 153 с.- 205
  187. Л.В. Фабричные школы в России в первой половине XIX в. Вестник Моск.университета. История, 1976, № 2,с.16−83.
  188. Н.Н. Учительские семинары России и их место в подготовке учителей начальной школы. Кург.пед.инст., 1970. -102 с.
  189. Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Южно-Ур.кн.изд., 1971. -280 с.
  190. С.С. Дух революционных преобразований. М.: Мысль, 1975. — 381 с.
  191. Лейкина-Свирская В. Р. Петрашевцы. М.: Просвещение, 1965. — 164 с.
  192. С.Н. Влияние русской естественнонаучной мысли на развитие передовых педагогических идей в 30−50 гг. XIX в. Автореф. канд.пед.наук. — М., 1967. — 25 с.
  193. П.И. История народного хозяйства СССР. T.I. -М.: Госполитиздат, 1952. 656 с.
  194. Р.Ю. Министерские отчеты и их особенности как исторического источника. В кн.: Проблемы архивоведения и источниковедения. Л.: Изд. АН СССР, 1964, с.209−226.
  195. М.В. О «восходящей» и «нисходящей» стадии феодальной формации. Вопросы истории, 1958, № 7, с.86−108.
  196. М.В. Движение декабристов. Т.1−2. М.: Изд. АН СССР, 1955.
  197. С.Б. Очерки истории ССОР. Конец ХУШ 1-я четв. XIX в. — Л.: Учпедгиз, 1956. — 416 с.
  198. С.Б. Очерки истории СССР. Вторая четв. XIX в. -Л.: Учпедгиз, 1957. 431 с.- 206
  199. О некоторых: вопросах истории русской общественной мысли конца ХУШ первой половины XIX века. — История СССР, 1955, 9, с.3−12.
  200. Осипов 3.G. Сословная политика правительства Александра I в период реакции (I8I5-I825 гг.). Автореф.канд.ист.наук. -Л., 1941.
  201. Очерки истории Ленинграда. T.I. М.-Л.: Изд. АН СССР, 19 555. — 896 с.
  202. Очерки историй школы и педагогической мысли народов СССР. ХУШ в. первая половина XIX в. Отв.ред. М. Ф. Шабаева. -М.: Педагогика, 1973. — 605 с.
  203. Очерки экономической истории России 1-ой половины XIX в. Сборник статей. М.: Соцэкгиз, 1959. — 403 с.
  204. С. Вольное общество учреждений училищ взаимного обучения. Автореф.канд.ист.наук. — М., 1953. — 24 с.
  205. Ф.Г. Педагогическое образование в России. Ист.-педаг.очерки. М.: Педагогика, 1979. — 215 с.
  206. A.M. Административные реформы в России в I четв. XIX в. Автореф.докт.ист.наук. — Л., 1967. — 60 с.
  207. Педагогическая энциклопедия. Т.1−4. М.: Сов.энцикл., 1964−1965.
  208. В. Основные тенденции развития русской духовной культуры в 1-ой половине XIX в. Автореф.канд.ист .наук. — М., 1970. — 15 с.
  209. Н.Ф. В.Г.Белинский о воспитании. М.: Учпедгиз, 1949. — 128 с.
  210. А.В. Очерки общественно-политической истории России 1-ой четв.XIX в.-М.-Л.:Изд.АН СССР, 1957. 456 с.
  211. А.Е. Апогей самодержавия Николай I. Л.: Соцэкгиз, 1925. — 99 с.- 207
  212. Равкин 3. Педагоги Царскосельского лицея. Народное образование, 1979, К" 6, с.81−85.
  213. П.Г. Городское гражданство дореформенной России. М.: Изд. АН СССР, 1958. — 559 с.
  214. М.М. Самодержавие и борьба вокруг реформы в первые годы XIX в. Автореф. канд.ист.наук. Л., 1975. — 24 с.
  215. Н.Г. О сословных проектах Комитета 6 декабря 1826 г. В кн.: Исследования по отечественному источниковедению. И.- Л.: Наука, 1964, с.274г-283.
  216. В.П. Школа и педагогическая мысль в России в 1-ой половине XIX в. Арх.гос.пед.инст., 1958. — 33 с.
  217. М.М. Проекты и записки. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. — 244 с.
  218. С.Г. Очерки экономической истории России. -М.: Соцэкгиз, I960. 548 с.
  219. В.Я. Начальная школа и ее теоретики в 1-ой половине XIX в. Начальная школа, 1945, № 2/3, с.37−43−4/5, с.37−41, №. 6, с.41−49.
  220. В.Я. В.Ф.Одоевский и его педагогические идеи. В кн.: Одоевский В.Ф. Избр.педагог.соч. — М.: Учпедгиз, 1953, с.5−58.
  221. Д.Ф. Борьба Одоевского за правильное воспитание и реальное образование детей. Уч. записки МГПИ им. Ленина, вып.5, 1957, с.263−291.
  222. Г. А. Петербургский университет и женское образо1 208 вание в России. Вестник ЛГУ, 1979, № 2, с.76−84.
  223. И.А. Социальная сущность и эволюция российского абсолютизма. Вопросы истории, 1971, № 7, с.46−65.
  224. И.А. Революционное движение в России во второй четверти XIX века. М.: Соцэкгиз, 1958. — 415 с.
  225. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М.: Госполитиздат, 1953. — 824 с.
  226. С.А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России. Известия АПН РСФСР, вып.33, М., 1951, с.151−209.
  227. Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. И.: Мир, 1923. — 148 с.
  228. М.Ф. Борьба Белинского В.Г. в 30−40 годы XIX в. со школой «муштры и зубрежки». Сов. педагогика, 1948, N° 5, с.61−76.
  229. М.Ф. Школа и учительство в России в 1-ой четв. XIX в. Автореф.докт.пед.наук. — М., 1954. — 24 с.
  230. П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в царской России. Педагогич. образование, 1935, № 4, с.
  231. Г. И. Послужные списки как исторический источник. История СССР, 1977, № I, с.8−4-96.
  232. В.К. Социально-экономическая история России в ХУШ-XIX вв. М.: Наука, 1973. — 302 с. 1. Официальные публикации
  233. Отчеты Министерства народного просвещения. СПб., 1835−1850.
  234. Официальный отдел ШШ. СПб., 1834−1917.- 209
  235. Полное собрание законов Российской империи. Собрание1. е, т.1−45. СПб., 1830.
  236. Полное собрание законов Российской империи. Собрание2. е, т.1−55. СПб., 1830−1884.
  237. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.1−2. 2-е изд. СПб., 1875−1876. (Алфавитный указатель 1802−1864. — СПб., 1867).
  238. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 1−3. СПб., 1866−1867. (Алфавитный указатель. 18 031 864. СПб., 1867).
  239. Свод законов Российской империи. T. I-I5. СПб., 1832.
  240. Свод постановлений об общественном воспитании детей в учебных заведениях Российской империи. СПб., 1840.1. Архивные фонды
  241. Центральный Государственный исторический архив в Ленинграде:
  242. Ф.730' Комиссия об учреждении народных училищ (17 821 802 гг.).
  243. Ф.732 Главное правление училищ.
  244. Ф.733 Департамент народного просвещения (1802−1917гг.).
  245. Ф.734 Ученый Комитет Министерства народного просвещения.
  246. Ф.735 Канцелярия Министра народного просвещения (1807−1862 гг.).
  247. Ф.737 Комитет устройства учебных заведений.
  248. Ф.744 Высочайшие указы, рескрипты и всеподданейшие доклады по МНП (I782-I9I7 гг.).
  249. Ленинградский Государственный исторический архив:
  250. Ф. 13 Главный педагогический институт.- 210
  251. Ф. 14- Петербургский университет.
  252. Ф. 67 Благор. пансион при Петерб.университете.
  253. Ф.114 1-я С.-Петербургская гимназия.1. Ф.139 Канцелярия Попечителя СПб. учебного округа.
  254. Ф.174- 2-я С.-Петербургская гимназия.
  255. Ф.265 Приказ общественного призрения Петербурга.
  256. Ф.276 4~я С.-Петербургская гимназия (Ларинская).
  257. Ф.355 5-я С.-Петербургская гимназия.
  258. Ф.439 3-я С.-Петербургская гимназия.
  259. МИНИСТРЫ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ в период с 1802 по 1852 годы1802−1810 гг. граф П.В.Завадовский18Ю-1816 гг. граф А.К.Разумовский
  260. I6-I824 гг. князь А.Н.Голицын1824−1828 гг. адмирал А.С.Шишков1828−1833 гг. князь К.Л.Ливен1833−1849 гг. граф С.С.Уваров1849−1852 гг. князь П.А.Ширинский-Шихматов
  261. ПОПЕЧИТЕЛИ С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО УЧЕБНОГО1. ОКРУГА1.04-I8I0 гг.
  262. ГОД ОТКРЫТИЯ И АДРЕСА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ С.-ПЕТЕРБУРГА 1
  263. Наименование учебного заведения год открытия Адрес1. с 1--J 3
  264. Главное народное училище 1783 Литейная часть
  265. С.-Петербургский университет 1819 Васильевская часть
  266. С.-Петербургский педагогический институт 1803 (в 1816 г. преобразован в Главный пед. институт)
  267. Благородный пансион при С.-Петербургском университете 1819
  268. Учительская семинария, 1783 (до 1786 г. -при Главном народном училище) Литейная часть
  269. Учительский институт 1820 (в составе университета)
  270. Высшее училище 1822 Б. Мещанская, 26 (ныне ул. Плеханова)
  271. С.-Петербургская губернская гимназия 1804 Б. Мещанская, 261. я С.-Петербургская гимназия 1830 Ивановская ул., д. 8 (ныне ул. Социалистическая)2.я С.-Петеобургская гимназия 1830 Б. Мещанская, 26 (ныне ул. Плеханова)
  272. Сведения приводятся по данным: История России в XIX в. Т.вып.14, 15. СПб., б/г- ДГИА СССР, ф.733, оп.21, д. 167, л.4−16- там же, д. 147, л.9−10.
Заполнить форму текущей работой