Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация в ходе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогических условий формирования профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении, а так же определение характера и степени влияния каждого из условий и их совокупности на повышение эффективности решения исследуемой проблемы, позволила обосновать ряд… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Творческая самостоятельность младших школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Генезис и развитие проблемы развития творческой самостоятельности младших школьников в теории и практике трудового обучения
    • 1. 3. Показатели профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА
    • 2. 1. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда в процессе изучения методики трудового обучения
    • 2. 2. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда в системе педагогических практик
  • ВЫВОДЫ

Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из основополагающих и уникальных факторов успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование», дальнейшего поступательного развития этого ведущего социокультурного феномена является учитель. Достигнутые в нашей стране за последние годы позитивные результаты модернизации содержания образования, расширение личностно-ориентированной направленности обучения и воспитания оказались возможными благодаря прежде всего профессионально-творческой деятельности российского учителя. Однако нельзя, к сожалению, утверждать, что большинство учителей обладают гибким педагогическим мышлением и органично восприняли гуманистические ценности образования как базовые приоритеты своей профессиональной деятельности, а также характеризуются профессиональной готовностью к воплощению в образовательную действительность технологий, обеспечивающих самостоятельное и творческое развитие личности. Педагогическому процессу современной школы до сих пор присуща установка на формирование технократического мышления, обусловленная приоритетным преобладанием генетически репродуктивной «зуновской» парадигмы, ориентация на оценочно-балльные показатели как основные критерии качества образования.

В связи с этим успешное решение актуальных сложных задач обучения и воспитания в современной школе неразрывно связано с проблемой модернизации, как организации, так и содержания педагогического процесса. Значимым представляется поиск наиболее эффективных педагогических технологий, призванных обеспечить оптимальные условия для развития творческой и самостоятельной активности подрастающего поколения с первых шагов вхождения в удивительный мир школьного образования.

Начальный период обучения является особым этапом в становлении индивидуальной учебной траектории каждого школьника, его субъектно-творческого самоопределения в пространстве образования. Исследования по проблемам эффективности обучения, а также практика работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества образования является формирование у младших школьников творческих способностей, оригинального и креативного мышления, адекватных для данной возрастной группы учащихся умений в организации самостоятельной познавательной деятельности.

Актуализация этих задач детерминируется современными социокультурными обстоятельствами, в которых успешной и эффективной является личность, способная к творческому и самостоятельному применению приобретенных за годы образования знаний и умений. Все это, безусловно, выдвигает ряд новых требований к деятельности современного учителя, призванного в процессе обучения и воспитания способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, эффективному развитию всех его способностей.

История педагогической мысли и школьной практики убедительно показывает, что в содержании начального образования, во многом предопределяющего успехи в становлении творческих способностей детей, особая миссия принадлежит трудовому обучению. Как известно, именно практическая деятельность позволяет сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана переводить во внешний (видимый), делая их более понятными. Следовательно, лежащая в основе трудового обучения предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим ресурсом. В связи с этим в качестве важного элемента целостного образовательного процесса уроки труда в начальной школе представляют собой мощный психолого-педагогический фактор поступательной динамики творческого потенциала юной личности.

Проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, разработка научных основ ее осуществления в условиях общеобразовательных школ представлена в трудах ряда известных ученых-педагогов. Так, принципы системного подхода к отбору и формированию содержания школьного образования разработаны Ю. К. Бабанским, М. А. Даниловым, И. Я. Лернером, В. А. Крутецким. Определенный вклад в разработку психолого-педагогических и дидактических оснований развития у младших школьников творческих способностей внесли Э. А. Фарапонова, А. П. Гинзбург, Е.Н.Кабанова-Меллер, А. А. Люблинская, Н. П. Линькова. В работах Л. П. Аристовой, Е. Я. Голанта, М. А Данилова, П. И. Пидкасистого представлен теоретико-методологический анализ сформированности у детей активности и самостоятельности.

Общетеоретические аспекты профессиональной подготовки учителей раскрыты в работах О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, А. И. Пискунова, В. А Сластенина и др. В исследованиях этих авторов обоснованы цели, задачи, содержание и структура педагогического образования в вузе, представлена система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

Большое внимание разработке методов вовлечения учащихся начальных классов в творческую деятельность обращается в трудах Е. А. Вихиревой, И. П. Волкова, Н. М. Конышевой, С. И. Маслова, Ю. В. Науменко, П. Е. Решетникова, И. П. Товпинец и др.

Концептуальные основы формирования и развития личности учителя определены в трудах В. П. Бездухова, Е. П. Белозерцева, В. А. Болотова, С. Г. Вершловского, Ю. Н. Кулюткина, И. Д. Лельчицкого, Г. А. Сухобской и др. Общетеоретические аспекты профессиональной подготовки учителей раскрыты в работах О. А. Абдуллиной, А. И. Пискунова, В. А Сластенина и др. Сущностная трактовка готовности учителя к педагогической деятельности предлагается А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Т. И. Рудневой и др. Вопросы профессиональной готовности учителя к творчеству в педагогическом процессе представлены в трудах В. И. Загвязинского, В.А.

Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, Е. И. Рогова и др.

Однако анализ научных публикаций, диссертационных работ и потребностей реальной образовательной практики позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени не исследован комплекс теоретических знаний и практических умений, позволяющих учителю решать конкретные задачи развития творческой самостоятельности младшего школьника в процессе трудового обучения. Отсутствуют специальные исследования, посвященные проблемам формирования профессиональной готовности будущего учителя к этой деятельности.

В связи с этим вполне закономерными представляются факты самой школьной действительности, свидетельствующие о том, что, понимая важность развития творческой самостоятельности у младших школьников на уроках труда, многие учителя затрудняются в определении конкретных целей данной работы, им сложно осуществлять проектирование содержания и критериальный выбор эффективных технологий для достижения необходимых результатов.

Таким образом, можно с достаточной степенью убедительности констатировать наличие несоответствия между актуализировавшимся в современных социокультурных обстоятельствах требованием к профессиональной деятельности учителя начальных классов, ориентированной на развитие творческой самостоятельности младшего школьника, и дефицитом данной профессиональной готовности у значительной части выпускников системы высшего педагогического образования.

Рефлексия данного положения обусловила определение проблемы диссертационного исследования, которая состоит в обосновании путей преодоления противоречия между необходимостью подготовки будущих учителей к развитию творческой самостоятельности младших школьников в процессе трудового обучения и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к профессиональной подготовке студентов в данном направлении.

Установленная педагогическая проблема явилось основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников».

Объектом исследования является профессиональная подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования.

Предмет — формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда.

Цель исследования — раскрыть теоретические основы и выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников в процессе трудового обучения.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к развитию творческой самостоятельности школьников на уроках труда будет протекать более эффективно если:

• в подготовке будущего учителя активно используются все компоненты образовательного процесса в вузе;

• организация работы по формированию у студентов профессиональной готовности к развитию творческой самостоятельности младших школьников связана с обновлением содержания и поиском эффективных методов в системе педагогических знаний;

• содержание и методы организации педагогических практик соответствуют задачам и компонентам профессиональной готовности студентов к развитию творческой самостоятельности младших школьников;

• студентами осознана необходимость и значимость развития творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении;

• в процессе профессиональной подготовки учителя используются диалоговые образовательные технологии, а также система творческих заданий и задач, активизирующих познавательную деятельность студентов и направленных на развитие их креативных способностей;

• в процесс формирования профессиональной готовности будущего учителя включен спецкурс, направленный на актуализацию у студентов знаний о технологии развития творческой самостоятельности учащихся в трудовом обучении и обеспечивающий привлечение будущих учителей к индивидуальной исследовательской деятельности.

Сформулированная цель и выдвинутая гипотеза диссертационного исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Охарактеризовать сущность, определить содержание и структуру профессиональной подготовки будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках трудового обучения.

2. Рассмотреть творческую самостоятельность младших школьников как педагогический феномен, проанализировать его генезис и развитие в теории и практике трудового обучения.

3. Раскрыть особенности и обосновать показатели профессиональной готовности учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников.

4. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия реализации ресурсных возможностей образовательного процесса педагогического вуза в контексте формирования профессиональной готовности учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда.

Методологическую основу исследования составили:

• психолого-педагогические теории личности, раскрывающие ее структуру, закономерности ее формирования и развития;

• положения о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере;

• технологии развития творческой самостоятельности, творческом характере педагогической деятельности.

Теоретической основой исследования являются:

• общие закономерности развития высшей школы (О.С.Анисимов, С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, А. И. Молибог, Н. Н. Нечаев, Н. Ф. Талызина, В.Н.Турченко);

• концепция формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (С.И.Архангельский, Э. А. Гришин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Е.Н.Шиянов);

• общие и специфические особенности творческой педагогической деятельности (Я.А.Пономарев, Ф. Г. Гоноболина,.

A.И.Щербаков, Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Л. М. Фридман, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, А. Е. Кондратенко,.

B.И.Загвязинский, К. А. Абульханова и др.);

• особенности развития творческой самостоятельности школьников (Е.А.Вихирева, И. П. Волков, Н. М. Конышева, С. И. Маслов, Ю. В. Науменко, П. Е. Решетников, И. П. Товпинец и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования. К первым относятся: теоретический анализ, моделирование, проектирование, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных. Вторая группа включает: изучение и обобщение массового и передового педагогического опытадлительные наблюдения за деятельностью студентов по специально разработанным программампедагогический экспериментанализ продуктов творческой деятельности студентов.

База и организация исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы явились начальные классы гимназии № 2 и средней общеобразовательной школы № 31 г. Стерлитамака, а также факультет педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.

На разных этапах исследованием было охвачено свыше 330 младших школьников, 30 учителей начальной школы, 100 студентов дневного и заочного отделений Стерлитамакского государственного педагогического института.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2000;2001гг.) — поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялся анализ педагогической, психологической, философской литературы в контексте подготовки будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников. В результате была выявлена проблема исследования и определены его исходные параметры: объект, предмет, гипотеза, методологические и теоретические основы, методы, понятийный аппарат.

Второй этап (2002;2004 гг.) — опытно-экспериментальный, который предусматривал экспериментальную проверку разработанных теоретических положений, а также внедрение полученных результатов в практику профессиональной подготовки будущего учителя.

Третий этап (2005;2006 гг.) — заключительно-обобщающий. В этот период происходила систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы на основе результатов полученных на предыдущих этапах, завершалось оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в достижении следующих результатов:

• определены содержание, структура и показатели профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников в процессе трудового обучения;

• разработаны апробированные в эксперименте методические материалы, направленные на реализацию технологии подготовки студентов к развитию творческой самостоятельности младших школьников;

• выявлена совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда.

Теоретическая значимость. Представленный в исследовании критериальный анализ содержания и структуры профессиональной подготовки студентов в системе высшего педагогического образования развивает устоявшиеся представления и обогащает имеющиеся в педагогической науке теоретические подходы к трактовке и решению проблемы формирования профессиональной готовности учителя к развитию творческой деятельности и творческой самостоятельности младших школьников в процессе трудового обучения.

Практическая значимость. Разработанные и обоснованные в исследовании положения используются в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда.

В соответствии с апробированными в эксперименте положениями диссертации внесены коррективы в содержание педагогических дисциплин, методик преподавания частных дисциплин, педагогической практики.

Экспериментальны программы, методические пособия, научные материалы, изданные по материалам исследования, непосредственно используются в практической деятельности учителей начальных классов, применяются процессе профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечена его методологической основойреализацией комплексной методики исследования, адекватной проблеме, объекту, предмету и задачам исследованияподтверждена данными, свидетельствующими о позитивных измененияхвнедрением результатов исследования в практику учебного процесса педагогического вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование профессиональной готовности учителя к развитию творческой самостоятельности у младших школьников необходимо рассматривать как многоаспектный педагогический феномен. С одной стороны, это процесс овладения студентами системой специальных знаний, умений и способностей, а также формирование на их основе системы профессиональных убеждений и установок будущего учителя. С другой — это достигнутый выпускниками педагогического вуза определенный уровень личностно-профессионального развития в аспекте их готовности компетентно и мотивированно осуществлять развитие творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда.

2. Профессиональная готовность будущих учителей к развитию творческой самостоятельности учащихся в трудовом обучении представляет собой интегративное, целостное личностно-функциональное образование, обеспечивающее развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя и включающее совокупность психолого-педагогических, специальных и методических знаний, практических умений и навыков, профессиональные качества личности.

3. Подготовка студентов к развитию творческой самостоятельности младших школьников обеспечивается обновлением содержания системы педагогических знаний, применением диалоговых технологий, системы творческих заданий и задач, соответствием содержания и методов организации педагогических практик задачам и компонентам профессиональной готовности учителя в аспекте исследуемой проблемы.

5. Достижение позитивных результатов в процессе формирования профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда детерминировано осознанием студентами ее необходимости и значимости.

6. Моделирование учебной деятельности студентов (посредством введения соответствующего спецкурса) направленной на актуализацию у студентов знаний о технологии развития творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении и обеспечивающей привлечение будущих учителей к индивидуальной исследовательской деятельности гарантирует высокий уровень успешности формирования профессиональной готовности учителя в аспекте обозначенной проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы автора, а также внедрены в практику работы начальных классах средних общеобразовательных школ и гимназий города Стерлитамака.

Основные положения и результаты исследования апробированы посредством публикаций статей и учебно-методических материалов. Промежуточные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Стерлитамакского госпединститута (1999;2004 гг.), на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Стерлитамакского госпединститута (1999;2004 гг.).

Материалы исследования внедрены в учебный процесс факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.

ВЫВОДЫ.

В процессе изучения педагогических дисциплин осуществляется интеграция психолого-педагогических и методических знаний, составляющих основу для формирования у студентов готовности к развитию творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении. Успешность формирования готовности студентов к развитию творческой самостоятельности младших школьников обусловлена посредством использования диалоговых форм работы, проведения спецкурса и использования творческих заданий в процессе педагогических практик.

Педагогическая практика содержит в себе потенциальные возможности интенсивного формирования у студентов готовности к развитию творческой самостоятельности у младших школьников. Результативность процесса формирования этой готовности у студентов обеспечивается включением содержание практик специально разработанной системы заданий и задач.

Эффективность предложенных средств формирования готовности студентов к развитию творческой самостоятельности у младших школьников обусловливается соблюдением ряда требований к организации педагогической практики: единство формирования у студентов системы знаний и умений по развитию творческой самостоятельности учащихсясоздание условий, обеспечивающих переход теоретических знаний в инструмент практической деятельностипоэтапное усложнение содержания педагогических практикумоввзаимосвязь процессов формирования у студентов профессиональных умений по развитию творческой самостоятельности младших школьников, а также по генерированию и динамике у студентов профессионально значимых для деятельности учителя личностных качеств.

Организация исследовательской работы студентов способствует формированию у них готовности к развитию творческой самостоятельности младших школьников на качественно ином уровне, поскольку расширяет представление студента о возможностях развития творческого потенциала ребенка на уроках трудового обучения и наглядно убеждает их в необходимости и результативности такой работы.

Результаты контрольных срезов до и после проведения экспериментальной работы показали, что уровень готовности студентов к развитию творческой самостоятельности младших школьников значительно возрастает в результате целенаправленной реализации предложенной нами системы профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленное диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. 1. Формирование профессиональной готовности учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении, несомненно, является одной из актуальных и перспективных проблем современной теории и практики высшего педагогического образования. Необходимо отметить, что развитие творческих способностей школьников представляется приоритетным направлением профессиональной деятельности учителя начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте трудовая деятельность детей обладает особой значимостью для формирования технического, научного и логического мышление, для развития таких психологических механизмов как внимание, память, воображение. Эта проблема не является в педагогической науке абсолютно новой, однако основные исследования в данном контексте преимущественно центрированы на учебно-познавательной деятельности школьников. Между тем, на современном этапе актуализируется потребность рефлексии процесса подготовки будущего учителя к развитию творческой самостоятельности школьников в системе высшего педагогического образования на основе системного и деятельностного подходов.

2. Анализ теории и практики в аспекте исследуемой проблемы убедительно доказывает, что уроки трудового обучения обладают большим потенциалом в развитии творческих способностей у младших школьников при наличии профессиональной готовности учителя к осуществлению этого процесса. Специально организованная работа по формированию профессиональной готовности студентов педагогического вуза к развитию творческой самостоятельности младших школьников в процессе трудового обучения играет важную роль не только в профессиональном, но и личностном становлении студентов, поскольку формирует у них гуманные профессиональные установки и убеждения.

3.Исходя из теоретических положений о сущности профессиональной готовности как условия успешного выполнения соответствующей деятельности и как системы качеств и свойств личности учителя, в исследовании определено понятие профессиональной готовности учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении. Этот феномен представляет собой интегративное, целостное личностно-функциональное образование, обеспечивающее развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя и включающее совокупность психолого-педагогических, специальных и методических знаний, практических умений и навыков, профессиональные качества личности, необходимые для развития у детей творческой самостоятельности.

4. Подготовка будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников представляет собой как процесс, так и результат обучения. Профессиональная готовность будущего учителя к развитию творческих способностей младших школьников является интегративным образованием, в структуру которого входят такие взаимосвязанные компоненты как мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный. В процессе обоснования организационно-педагогических условий, диагностики в данном формате уровня подготовленности студентов к развитию творческого потенциала детей и о фиксировании динамики этого процесса, сформулирован вывод о необходимости использования комплекса показателей, соответствующих основным компонентам профессиональной готовности учителя.

Так, на наш взгляд, мотивационный компонент обеспечивает наличие у студентов высокой мотивации профессиональной деятельности, а также установки на овладение умениями по развитию творческой самостоятельности младших школьников. В русле данного компонента происходит самоопределение студентов в понимании необходимости развития творческой самостоятельности детей.

Когнитивный компонент, в свою очередь, предопределяет степень усвоения студентами педагогических, методических и специальных знаний. Этот компонент отвечает за полноту и устойчивость, глубину и прочность знаний по развитию творческой самостоятельности учащихся.

Далее, деятельностный компонент влияет на степень овладения студентами умениями и навыками развития творческой самостоятельности учащихся, оперирование этими умениями и навыками. И, наконец, оценочный компонент свидетельствует о сформированности у студентов адекватной самооценки и самоанализа результатов деятельности по развитию творческой самостоятельности учащихся в трудовом обучении.

5. Апробация в ходе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогических условий формирования профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении, а так же определение характера и степени влияния каждого из условий и их совокупности на повышение эффективности решения исследуемой проблемы, позволила обосновать ряд положений. Во-первых, формирование профессиональной готовности студентов к развитию творческой самостоятельности младших школьников на уроках труда следует осуществлять на основе комплексного изучения психолого-педагогических и методических дисциплин. Во-вторых, использование в ходе аудиторных занятий диалоговых технологий (лекций-дискуссий, диспутов, дискуссий и др.) позволило студентам усваивать теоретические положения и приобретать навыки практических действий по развитию творческой самостоятельности у учащихся начальной школы на уроках труда, выработать комплекс профессионально значимых умений, в том числе и креативных способностей.

В-третьих, особое место и значение принадлежит разработанному и апробированному в процессе опытно-экспериментальной работы спецкурсу «Теория и методика развития творческой самостоятельности у младших школьников на уроках труда». Его организация, как представляется, способствует более глубокому усвоению студентами теории творчества, технологии развития творческой самостоятельности учащихся в процессе трудового обучения и поэтапному формированию умений и способностей эффективного решения данной проблемы.

Спецкурс явился систематизирующим фактором, объединявшим в себе все четыре направления по личностно-профессиональному становлению студентов к развитию творческой самостоятельности младших школьников, выработку у будущих учителей профессиональных убеждений в необходимости создания условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

6. Процесс профессиональной готовности учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников предусматривает обогащение нормативных психолого-педагогических курсов соответствующим материалом, а также обретение студентов опытом самостоятельной профессиональной деятельности по развитию творческой самостоятельности младших школьников в процессе педагогической практики. В связи с этим при разработке экспериментальной программы данного вида профессионального образования учителя, основной акцент придавался практико-ориентированной направленности содержания материала педагогических дисциплин в русле овладения студентами знаниями, умениями и способностями, необходимыми для успешного развития творческой самостоятельности младших школьников. Это гарантировало максимально возможное включение студентов в активную реальную работу с детьми.

7. Важнейшим условием формирования профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников является организация в данном контексте педагогической практики. В период педагогической практики перед студентами ставилась четкая цель, предопределяющая овладение профессионально-педагогическими умениями, раскрывались этапы их формирования, а также комплекс последовательных действий, составляющих то или иное умение, либо способность. Это достигалось посредством неоднократных упражнений, как в сходных, так и в изменяющихся действиях, причем в различных ситуациях.

В соответствии с логикой экспериментального обучения была разработана программа формирования в ходе педагогической практики студентов их готовности к развитию творческой самостоятельности у младших школьников. Реализация этой программы осуществлялась в процессе учебно-практической и самостоятельной практической (4−5 курсы) деятельности студентов. Результаты контрольных срезов, проведенных как до, так и после проведения экспериментальной работы, свидетельствуют о важной закономерности. Так, студенты, обучавшиеся по экспериментальной программе, значительно опережали испытуемых из контрольной группы. Это различие наблюдалось по всем уровням сформированности профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческой самостоятельности младших школьников: мотивационному, когнитивному, деятельностному и оценочному. Эффективное формирование у студентов профессиональной готовности к развитию творческой самостоятельности младших школьников в трудовом обучении детерминировано комплексом организационно-педагогических условий.

8. Изложенные в диссертации результаты не претендуют на исчерпывающее решение проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к развитию творческой самостоятельности детей. Дальнейшее развитие исследования может быть направлено, в частности, на изучение отдельных компонентов процесса профессиональной готовности будущего учителя к развитию творческих способностей младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Научные основы теоретической и практической подготовки студентов педвузов по педагогике // Сочетание теоретических и практических занятий по педагогике как условие эффективности. — М., 1991.-С.43−67.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.-С.48−67.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335с.
  4. Л.Л. Формирование познавательной активности учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки: Автореф.дис. канд. пед. наук. -М, 1995.-16с.
  5. Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1994.-12с.
  6. .Г. Человек как предмет познания // Избр.психол.труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1990. Т.1 — С. 118 224.
  7. О.Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися: Автореф.дис. канд.пед.наук.- М., 1993.-15с.
  8. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. — 128с.
  9. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. -М.: Педагогика, 1986.-175с.
  10. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-80с.
  11. Ю.К. Методы обучения в современной школе. М.: Педагогика, 1985, — 177с.
  12. Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998.- 14с.
  13. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Л., 1990.-36с.
  14. М.Н. Современные модели обучения в свете концепций гуманизации образования. // Гуманизация образования.- № 2, — НИИ ППОРАС, 1994.- С. 3−8.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-221с.
  16. В.И., Пискунов А. И. Педагогическое образование и Государственный образовательный стандарт профессиональной подготовки будущего учителя в области педагогической науки // Преподаватель. 1999. -№ 5.-С.27−30.
  17. П.П. Психология младшего школьника // П.П.Блонский- Под ред.А. И. Липкиной, Т.Д.Марциновской- Акад.пед.и соц.наук. Московский психолого-социальный институт. М., 1997.-575с.
  18. А.Н. Теория и практика общетехнической подготовки учителя в системе «школа-педвуз»: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1993 .-17с.
  19. Большая советская энциклопедия. М.: БСЭ.-Т.42.-.380с.
  20. Н.Н. Воспитание культуры труда младшего школьника в процессе учебной деятельности: Дис.канд.пед.наук. М., 1994.- 12с.
  21. Бордовский Г. А, Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5.- 34с.
  22. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983 .-196с.
  23. Е.Н. Общетехническая подготовка учителя технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. .канд. пед. Наук. Магнитогорск, 2000.- 12с.
  24. Буя Т. А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.-13с.
  25. Г. И. Этапы формирования учебной деятельности младших школьников // Психолого-педагогические условия умственного и нравственного развития младшего школьника / Под ред. Г. И. Вергелес. Спб, 1992.- С. 17−27.
  26. JT.B. Педагогические условия рефлексивного управления учебной деятельностью студентов колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 2000.-16с.
  27. М.Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 115с .
  28. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореферат дис. д-ра пед.наук. М., 1994.-36с.
  29. Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1997.-19с.
  30. М.А., Сушкова Ф. Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во «Крус», ФТиП МПГУ. 1995.-217с.
  31. .Т. Развитие творчества учащихся при конструировании.-М.: Знание, 1963, — 88с .
  32. И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988.-196с.
  33. И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения.-М.: Просвещение, 1990.-164с.
  34. JI.A., Пустовой Е. А. Актуальные вопросы трудового обучения в начальной школе: Сб.науч.тр. Ростов-на Дону, 1996.-25 с.
  35. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы. М.: Педагогика, 1983. -180с.
  36. Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения / Под ред.А. И. Сорокиной, К. Т. Голенкиной. М.: Изд-ва АПН РСФСР, I960.- 343с.
  37. JI.C. О связи трудовой деятельности с интеллектуальным развитием ребенка //Дефектология.- 1976.-№ 6.- С.3−8.
  38. Г. А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Саратов, 1997.-1 Ос.
  39. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Автореф.дис.д-ра пед.наук. -М, 1988.-31с.
  40. С.Е. Принципы организации политехнического обучения.-М., 1931.-142с.
  41. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии.- 1963.- № 5.- С.61−72.
  42. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.- 223с.
  43. Ш. И. Вопросы познавательной самостоятельности как черты личности учащихся. // Вопросы самостоятельности и активности учащихся. JL, 1966. — С.5−25.
  44. Т.М. Работаем с удовольствием: Методическое пособие к «Комплекту учебников-тетрадей по трудовому обучению для учащихся 1−4-х классов четырехлет.нач.шк.» М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-128С.
  45. Т.М. Урок труда. Я все умею делать сам-2: Учеб.-тетрадь для учащихся 2 класса. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 168 с.
  46. Т.М. Урок труда. Я все умею делать сам-3: Учеб.-тетрадь для 3 класса. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-120с.
  47. Т.М. Урок труда. Я все умею делать сам-4: Учеб.-тетрадь для 4 класса. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-168с.
  48. А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. / Сост. В. И. Ширяев. -М.: Педагогика, 1990.-368с.
  49. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 1992.-96с.
  50. А.Р. Самостоятельная работа учащихся на уроке ручного труда в начальной школе: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Л, 1964.-14 с.
  51. Е.Я. Некоторые принципиальные вопросы самостоятельности школьников. М., 1944.- 148с.
  52. Д.С. Умения и навыки: соотнесенность содержания этих понятий // Педагогика.-1994.-№ 2.-С.44−51с.
  53. Григорович J1.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996.-9с.
  54. Е.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников на уроках труда: Автореф.канд.дис.- М., 1997.-16с.
  55. С.И. Содержание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся: Автореф. канд.дис. М., 1995.- 16с.
  56. Н.И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области «технология»: Автореф. канд.дис. М., 1996, — 17с.
  57. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-151с.
  58. М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1972. — 324с.
  59. Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калуга, 2000.-15 с.
  60. Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П. Р. Атутова. Ч. 2. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.- 38с.
  61. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф.дис.д-ра пед.наук. М., 1979.-27с.
  62. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М, 1983.-.9с.
  63. М.И., Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1976. -С. 165−176.
  64. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке.- М.: Учпедгиз, 1961.-239с.
  65. Л.Я. Формирование у младших школьников умения контролировать учебную деятельность: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Л., 1987.- 16с.
  66. О.Г. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в конструировании: Автореф.дис.канд.пед.наук. СПб, 2000.-18с.
  67. В.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., 1991.-С.38−49.
  68. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М. .-Педагогика, 1987.-С.22−31.
  69. Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Минск, 1991.-149С.
  70. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985.-80с.
  71. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 208с.
  72. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 1993, — М., 1994.-С.14−18.
  73. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972.- 264с.
  74. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1981. 134с.
  75. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983.-123 с.
  76. А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. 1997. — № 2.-С. 17−21.
  77. Э.Э. Категория в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. докт.псих.наук. Одесса, 1993 .-28с.
  78. В.А. Секрет успеха в педагогически осмысленной организации детского труда // Школа и производство. — 1996. -№ 2.- С.25−34.
  79. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1988.- 212с.
  80. И.В. Подготовка будущего учителя к работе по формированию научных понятий у учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 1997.- 17с.
  81. Коменский Я.-А. Великая дидактика // Коменский Я.-А., Локк Д. Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. -С. 11−105.
  82. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История Педагогики. М.: Просвещение, 1974.- 450 с.
  83. Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. М.: Флинта, 2000.- 88с.
  84. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. М.: Академия, 1999. — 162с.
  85. Н.М. Нужен ли в школе практический труд? Школа и производство.- 2001.- № 1. — С.7−11.
  86. Н.М. Теоретические основы дидактической системы дизайнерского образования младших школьников: Дис.. докт.пед.наук. -М., 2000.-254с.
  87. Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб: СпецЛит, 2000, 79с.
  88. Н.М. Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики. Начальная школа. — 1998. -№ 7.-С. 12−18.
  89. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-26с.
  90. Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979, — 129с.
  91. Ю.В., Кизеева Н. И., Сазонова Л. В., Симоненко В. Д. Технология. Учебник для уч-ся 5 класса общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф, 1998.-256с.
  92. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 20−26.
  93. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высшая школа, 1990.-232с.
  94. Е.А. Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивных технологий: Автореф.дис.канд.пед.наук. СПб, 1999.- 19с.
  95. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления. Л., 1967.-128с.
  96. Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1995. -238с.
  97. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-3 04с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М: Педагогика, 1981−123 с.
  100. И.Я. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974.-164с.
  101. И.Я. Учебные умения и их функция в процессе обучения. М.: Педагогика, 1984.-220с.
  102. Т.И. Взаимосвязь между развитием моторики рук и развитием мыслительных операций у учащихся 1−3 классов: Тезисы. -М: МГЗПИ, 1976.- С.103−104.
  103. Т.И. Творчество учащихся на уроках труда // Техническое творчество и опытническая работа в системе трудовой подготовки школьников. Смоленск, 1984.- С. 7−19.
  104. Л.В. Дидактические средства формирования у младших школьников художественно-конструкторских знаний и умений в системе уроков труда и ИЗО: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1997.- 16с.
  105. Д. Мысли о воспитании. // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1989, С. 145−178.
  106. А.А. Мышление ребенка: Дис.докт.психол.наук. -Л., 1958.-37с.
  107. А.С. Педагогические сочинения в 8-ми т.- М.: Педагогика, 1983.-212с.
  108. Г. П. Психологические особенности формирования действий контроля в совместной учебной деятельности школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1989.- 16с.
  109. Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышленияна уроках изобразительного искусства в начальных классах: Автореф.канд.дис. М., 1994. — 16с.
  110. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6.- С. 55−63.
  111. С.И. Развитие творческих возможностей и ценностного отношения к технической деятельности у младших школьников. -Тула, 1998.-151с.
  112. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.- 368с.
  113. ПЗ.Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973.-300с.
  114. А.А. Дидактические основы формирования перспективно значимых профессиональных качеств учителя трудового обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992.-33с.
  115. Моляко В. А Техническое творчество и трудовое воспитание. -М.: Просвещение, 1985.- 116с.
  116. И.Г. Формирование общетрудовых и политехнических умений у младших школьников: Дис.канд.пед.наук. -М., 1992.- 18с.
  117. А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей // Психолого-педагогические основы совершенствования специалистов в университете. -Днепропетровск, 1980. С. 71 — 75.
  118. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учеб. пособ. для студ. педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». — Шуя: Изд-во Шуйского пед. ин-та, 1996.-140с.
  119. Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1992.-17с.
  120. Научные основы обучения школьников труду / сост. А. Е. Дмитриев. М: Педагогика, 1970.- 294с.
  121. С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985.-14с.
  122. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высшая школа, 1986.-288с.
  123. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Роспедагентство, 1996.-370с.
  124. Л.Ю. Технология в начальной школе // Школа и производство.-1998, — № 2.- С.24−29.
  125. Т.Ф. Художественно-творческое развитие студентов факультета подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1995−18с.
  126. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. / Сб. документов и материалов. М., 1984.- 72с.
  127. А.А. Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей: Межвуз.сб.научн.тр.-Тула, 1989.-С.22−27.
  128. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1970.-336с.
  129. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Собр.соч. в 6-ти т. Т.4. М., 1947.-С .351−367.
  130. В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащегося в учебной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984,-16с.
  131. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. -М., 1998−122с.
  132. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-С Л 86−212.
  133. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995−167с.
  134. Петровский А. В. Значение и роль психологов в учебном процессе педагогического вуза //Вопросы психологии.- 1991.-№ 2.- С.22−32.
  135. С.Ф. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе в школе: Автореф. дис. докт.пед.наук. Брянск, 1992. — 31с.
  136. . Избр.психол.тр. М.: Международная академия, 1994. 674с.
  137. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972.-184с.
  138. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное обучение. М.: Педагогика, 1980.- 240с.
  139. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Роспедагентство, 1996.- С. 196−216.
  140. Н.И. Избр.пед.соч, — М.: 1958, — 365с.
  141. А.И., Абдуллина О. А. Структура и содержание системы общепедагогических знаний учителя и методика ихформирования у студентов педагогических институтов: Сб. науч. тр. М., 1984.-169с.
  142. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. 1995. — № 4.-С.41−46.
  143. В.Ю. Педагогические технологии в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1994.-19 с.
  144. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.- 264с.
  145. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Тула, 1999.-ЗЗс.
  146. Н.А. Развитие технического мышления учащихся младших классов и его психологическая диагностика: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1983. 14с.
  147. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / Шадриков В. Д., Анисимов Н. П., Корнеева Е.Н.и др. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.-С. 121−127.
  148. И.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. -Казань, 1968. 123с.
  149. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. М.: Просвещение, 1977.-80с.
  150. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.- 264с.
  151. Р.А. Формирование у младших школьников обобщенных трудовых умений: Автореферат дис. .канд.пед.наук. JL, 1968,-15с.
  152. Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в условиях развивающего обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1983.-16с.
  153. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы. М.: Просвещение, 1997.- 256с.
  154. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология. М.: Просвещение, 1997. -223с.
  155. Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- 224с.
  156. Развитие готовности к педагогическому общению у будущих учителей начальных классов: Методич. рекомендации для студентов пед. ин-та / Сост. Е. А. Орлова. Тула, 1992, — 43с.
  157. Развитие технического творчества младших школьников / Под ред. П. Н. Андриянова, М. А. Галагузовой. — М.: Просвещение, 1990.- 132с.
  158. В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия: Основополагания интегративной педагогики. М.: Международная педагогическая академия, 1999.-165с.
  159. И. Д. Формирование и развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993.-16с.
  160. В.А. Формирование готовности студентов к изучению нового материала: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1990.-16с.
  161. П.Е. Развитие творческих способностей младших школьников в технической деятельности // Начальная школа. -1987.-№ 1.- С.31−39.
  162. Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 216с
  163. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998−214с.
  164. Рубинштейн C. JL Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, Ин-т философии, 1957. — 328 с.
  165. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во и-т. философии АН СССР, 1958. — 247с.
  166. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании. // Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1989. — С. 199−213.
  167. Н.Н. Формирование основ готовности будущих учителей к управлению педагогическим процессом: Дис.канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1990.-12с.
  168. А .Я. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1989.-48с.
  169. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.- 178с.
  170. В.В. Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления: Автореф. дис.канд.психол.н. М., 1988.-17с.
  171. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащихся // Педагогика .-1997.- № 3. С.40−45.
  172. В.Д., Ретивых М. В. Технологическое образование к школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и производство.-1999 № 5.- С.34−40.
  173. М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Педагогика, 1984, — 334с.
  174. В.А. Высшее педагогическое образование России: идеология, содержание, технологии // Интегральная педагогика и жизнь. 1999.-№ 3.- С. 61.
  175. В.А., Ищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика .-1991.- № 10.-С.32−46.
  176. В.А., Подымова О. С. Педагогика: Инновационная деятельность. -М., 1997.-154 с.
  177. М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дис.канд. пед. наук. Тула, 1997.-21 с.
  178. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемеровой.-М, 1996.-171с.
  179. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. — 37 с.
  180. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Автореф. дис.докт. пед.наук. -Казань, 1997.-31с.
  181. М.И. Формирование системы отношений учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.докт. пед. наук. Тамбов, 1996. — 29с.
  182. Е.А. Формирование умений коллективной деятельности у учащихся начальных классов на уроках трудового обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 12с.
  183. Ю.С. Уроки творчества: из опыта организации технического творчества школьников. М.: Педагогика, 1978. -188с.
  184. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф.дис.докт.психол.наук. JL, 1975.-32с.
  185. Сыркина-Сорокина В. Д. Психология самостоятельности // Вопросы педагогики. Кыштым, 1974. — С.33−45.
  186. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343с.
  187. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.:Просвещение, 1998.-124с.
  188. О.А. Подготовка учителя к обучению младших школьников художественно-трудовой деятельности в образовательной области «Технология»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2000.-15с.
  189. O.K. Психология мышления. М., 1984.-212с.
  190. Толстой J1.H. Воспитание и образование // Пед.соч. М.: Учпедгиз, 1953.- С.238−270.
  191. Трудовое воспитание и политехническое образование. /Под.ред. М. Н. Скаткина, В. А. Полякова. М.: Педагогика. — 1968. — 480с.
  192. Д.А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда. Минск: Нар. асвета, 1986.- 189с.
  193. Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дис.докт.психол.наук. -М., 1968.- 31с.
  194. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. М., Просвещение, 1979. — 171с.
  195. С.В. Формирование психологической готовности к труду при разных формах организации учебно-трудовой деятельности школьников: Автореф. дисс.канд. псих.наук. М., 1986. — 19с .
  196. Э.А. Актуальные вопросы трудового обучения в начальных классах //Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. -Ярославль, 1966. -Вып.1. С. 102−107.
  197. Э.А. Возможности формирования начальных трудовых умений у младших школьников //Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б, Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.- С. 359−394.
  198. Э.А. Психологические вопросы совершенствования подготовки к труду. М.: Просвещение, 1982. — 141с .
  199. Э.А., Данюшевская Т. И., Ушнев С. В. Психолого-педагогические условия трудовой подготовки младших школьников./Методические рекомендации. М., 1990. — С.32−44
  200. И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентации будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе Тула: Изд-во Гриф и К., 1998.-73с.
  201. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256с.
  202. М.В. Подготовка студентов к творческому руководству изобразительной деятельностью детей (в системе заочного педагогического образования): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1996.-19с.
  203. М.Н. Лекции по методике трудового обучения (Художественно-конструкторский подход). Одесса: ОГПИ, 1993.-120с.
  204. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дис.канд. пед. наук. Тюмень, 1997,-18с.
  205. И.П. Вопросы методики трудового обучения в начальных классах /Методика активизации умственной деятельности учащихся на уроках труда. Выпуск 2. — М., 1971. -80с.
  206. И.П. Дидактические условия развивающего обучения младших школьников на уроках труда (1 класс): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1979. — 18с.
  207. И.П. Урок технического труда в начальных классах. -М.:Просвещение, 1990. -87с.
  208. И.П. Формирование умения самоконтроля на уроках трудового обучения //Начальная школа. 1988. — № 2. — С. 82−86.
  209. Е.В. Пути и средства формирования у младших школьников трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения: Дисс.канд.пед.наук. М., 1995. -148с.
  210. Художественный труд 1−4 классов. План и программа по интегрированному курсу / Сост.М. Н. Фишер, Э. Н. Серпионова и др. Одесса, 1990.- 48с.
  211. О.С. Формирование педагогического мышления будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук.-Одесса, 1989.-15с.
  212. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. докт. псих. наук. М., 1992.-343с.
  213. В.В. Психология трудового обучения /Методическое пособие для средних профессионально-технических училищ. -М.: Высшая школа, 1983. 239с.
  214. Н.Г. Полн.собр.соч. Т. З М, 1950.-116с.
  215. И.М. Художественно-образные представления как средство формирования творческого замысла у младших школьников на уроках художественного труда: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999.-18с.
  216. Н.А. Формирование творческой личности учителя в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. М., 1992.-74С.
  217. Л.Д. Формирование умений самостоятельной работы у младших школьников в процессе трудового обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1989. — 17с.
  218. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика.-1982.-208с.
  219. Н.В. Проблемно-игровые ситуации как средство развития творческих способностей младших школьников: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 2000.-19с.
  220. Л.И. Развитие творческого стиля деятельности учителя начальных классов: Автореф. дис. .канд.пед.наук.-М., 1996.-19с.
  221. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.-67С.
  222. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя -воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя: Межвуз. сб. науч. трудов. -Л., 1980.-С. 3−46.
  223. А.Н. Воспитание трудолюбия у первоклассников-шестилеток в процессе учебной и общественно полезной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. -165 с.
  224. Г. И. Педагогика школы. М., 1977. — 383с.
  225. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-264с.
  226. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, — 1982.- № 6. С. 621.
  227. И.С. Воспитание сенсорной культуры труда.- М., 1969.-150с.
  228. И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985.-180с.
  229. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.-С.43−53.
  230. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск.: ЧГПИ, 1987.-34с.
  231. .Г., Гордеев А. В. Учить творчеству //Школа и производство.- 1999. № 3. — С.22- 29.
  232. Averill J.R., Thomas-Knowles С. Emotional Creativity // International Review of Studies on Emotion / Strongman K.T. (Ed.).V.l.-Chichester: Wiley, 1991. P.269−299.
  233. Barker R Z. Social Work Dictionary NASW, Silver Spring. Md. 1987, p. 154
  234. Whitehead A.N. Technical education and its relation to science and literature. In: A.N. Whitehead (ed). The Aims of Education. L., 1932.-p216.
Заполнить форму текущей работой