Введение.
Развитие познавательной активности у дошкольников в интеграции образовательных областей
С 2013 года вышел новый закон ФГОС для дошкольного образования. В нем одной из приоритетных задач названо развитие познавательных способностей дошкольников, которые в начальной школе и на последующих ступенях образования позволят им успешно развиваться и обучаться по любой программе. В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная… Читать ещё >
Введение. Развитие познавательной активности у дошкольников в интеграции образовательных областей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С 2013 года вышел новый закон ФГОС для дошкольного образования. В нем одной из приоритетных задач названо развитие познавательных способностей дошкольников, которые в начальной школе и на последующих ступенях образования позволят им успешно развиваться и обучаться по любой программе. В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.
Познавательная активность — основной вид деятельности детей, который имеет большое значения для интеллектуального развития реб? нка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная активность, обеспечивает детскую активность. Дошкольный возраст — возраст становления и развития индивидуальных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития дошкольников: познавательный активность образовательный дошкольник.
- -развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- -формирование познавательных действий, становление сознания;
- -развитие воображения и творческой активности [9].
Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для развития познавательной активности личности. Познавательная активность формируется не самостоятельно, потому что ребенок — существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития.
Педагоги дошкольного образования должны выстроить систему, воспитательно-образовательного процесса так, чтобы сформировать познавательные способности дошкольника. Взаимодействие педагогов и семьи с ребенком, должно быть направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности, которая проявляется в любознательности.
Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещ? и потому, что активность является предпосылкой формирования умственных качеств личности, е? самостоятельности и инициативности.
Важность дошкольного детства как сенситивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе любознательности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового [2].
Актуальность нашего исследования обусловлена требованиями ФГОС. Познавательное развитие по ФГОС предполагает развития любознательности и познавательной активности у дошкольников. Основополагающий принцип современного дошкольного образования — это принцип интеграции образовательных областей. Строя образовательный процесс по принципу интеграции мы развиваем у ребенка глубокие разносторонние знания, целостное представление. Мир, окружающий детей, познается в разнообразии и единстве. Перед педагогами стоит задача разработать целостный интегративный процесс по определенной тематике.
Методом интегрированного обучения дошкольников является метод проектной деятельности.
В методе проектов интегрируются образовательные области, интегрируются компоненты образовательной деятельности, повышающие мотивацию, формируется познавательный интерес дошкольника. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.
Проектный метод оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, владение инновационными методами и предотвращает эмоциональное выгорание педагога. Особенностью внедрения проектной деятельности в образовательный процесс детского сада является то, что взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить, решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулировать его активность и инициативность.
Цель исследования: показать, что проектный метод, как метод интеграции образовательных областей будет способствовать эффективному развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность дошкольников.
Предмет исследования: развитие познавательной активности через проектирование.
Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по внедрению метода проекта, как метода интеграции образовательных областей, будет способствовать развитию познавательной активности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- 1. Изучить понятие «активность» и «познавательная активность» в психологической литературе.
- 2 .Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
- 3 .Подобрать методы, способствующие развитию познавательной активности у дошкольников.
- 4 .Провести диагностику, обработку, теоретический анализ, сделать выводы, дать рекомендации.
Методы исследования:
- 1. Анализ психолого-педагогической литературы.
- 2. Констатирующий эксперимент (диагностический метод).
- 3. Формирующий эксперимент (метод проектов, опытной и экспериментальной деятельности).
- 4. Количественная и качественная обработка результата.
- 5. Сравнительный анализ.
- 6. Контрольный эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 21 „Умка“» Боровского района Калужской области.
Теоретическая значимость: Основой выпускной работы стал культурно-исторический системно-деятельный подход, разработанный отечественным психологом Л. С. Выготским. Методологической основой является также системно-деятельный подход, возникший в результате научных споров между А. Н. Леонтьевым и Б. Ф. Ломовым. Этот подход лег в основу современных педагогических теорий интеграции, предполагающих интегрирование образовательных областей.
Практическая значимость: Материалы исследования могут использоваться студентами, методистами, воспитателями в ДОУ по организации развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с применением метода проектов, постановки опыта и экспериментирования.
Структура дипломной работы состоит из ведения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.