Особенности общественного строя, образование дружины
В противостоянии и взаимодействии двух центров власти, князя и народного собрания — вечевого схода, в котором все большую, по мере своего обогащения и возвышения, роль приобретала родовая знать, происходило развитие общественного строя родоплеменного общества и формирование ранней государственности восточных славян. Племенные союзы включали в себя некоторое количество отдельных племен. Каждое… Читать ещё >
Особенности общественного строя, образование дружины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Племенные образования восточных славян VIII—IX вв. вернее было бы назвать племенными союзами — объединениями ряда родственных племен, форму организации общества, которая возникла на последнем этапе разложения родоплеменного строя.
Племенные союзы включали в себя некоторое количество отдельных племен. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из нескольких родов или соседских общин (мир, вервь — от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).
Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах, проводимых вблизи религиозного центра наиболее почитаемого языческого культа. Во главе племенных союзов стояли князья и родовая верхушка — старейшины, «нарочитые люди», «лучшие мужи». Уже на исторической прародине у славян существовал постоянный военный предводитель — князь. Первоначально князь избирался на народном собрании. В последующие времена княжение передавалось по родству. Летописи сообщают, также о том, что свои княжения были не только у полян, но и у древлян, дреговичей, полочан и у словен в Новгороде.
Неосвоенной земли было еще много, но проблема была в обладании землями лучшего качества и наиболее удобно расположенными. Возникающие и все более часто повторяющие межплеменные конфликтные ситуации народное собрание (вечевой сход) разрешить по справедливости и общему удовлетворению из-за своей родовой ангажированности не могло и отдавало на разрешение и суд («наряд») князю. Таким образом, на князя возлагались не только военные, но и административно-судебные функции.
В противостоянии и взаимодействии двух центров власти, князя и народного собрания — вечевого схода, в котором все большую, по мере своего обогащения и возвышения, роль приобретала родовая знать, происходило развитие общественного строя родоплеменного общества и формирование ранней государственности восточных славян.
Основой военной организации восточных славян было всеобщее ополчение, состоящее из отрядов, сформированных по родоплеменному признаку и возглавляемых военными вождями племен и родов — князьями и «лучшими мужами», витязями. В дальние военные походы и, при необходимости, в других случаях формировалась племенная дружина — «полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли военные вожди — князья, воеводы, тысяцкие, сотские.
Постоянной военной организацией являлась дружина, которая формируется вокруг князя и становится его надежной опорой не только в военных походах, но и в решении административно-судебных и налоговых податных функций. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и купцы — доверенные лица князя, и княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживающие его двор и хозяйство; отсюда древнерусское названия дружинников — огнищане (от огнища, очага) или гриди (гридница — помещение для размещения и питания дружинников).
Дружина — принципиально новое для родоплеменного общества явление — представляла собой сообщество людей самой разной родовой принадлежности, которых объединяла и являлась основой жизни взаимная клятва верности с их главой — князем. Дружинникам, занимавшихся войной и живших для войны, доставалась добыча и пленные во время войн. Кроме того, дружинники по поручению князя собирали дань, за сбор которой имели определенную долю дани. Сбор дани назвался полюдьем, проводимым с ноября по апрель. Для содержания дружинников в остальное время использовались изымаемые из собственности племен охотничьи угодья и места рыбных ловов. Таким образом, дружина становилась коллективным с князем собственником природных богатств (пушнина, мед и воск диких пчел), взимаемых в виде дани, и отторгнутой из общеплеменной собственности земли (охотничьи угодья, места рыбных ловов). Коллективная собственность подразумевает и коллективную форму управления. Древнерусские летописи полны свидетельств о советах князя с дружиной.