Новые рассуждения о скифах
Лошадь определялось у этих номадов не только как транспорт, но и еда: «Эти скифы были ловкие всадники и искусные стрелки, питались кониной и пили кобылье молоко» (кстати и древние и «нынешние» славяне не употребляли и не употребляют в пищевой рацион конину и не пьют кобылье молоко). Вот такие вопросы в данное время затрудняют методологию изучения нашей древней истории. Особенно для нас интересны… Читать ещё >
Новые рассуждения о скифах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новые рассуждения о скифах
Докторант М. Салгараев После получения независимости наш народ все глубже пытается познавать свою историю. В советский период времени многие исторические свидетельства и события были искажены по разным причинам.
В данный момент отечественные историки пытаются по частицам восстановить прошлые столетия и даже тысячелетия былой славы наших предков.
В настоящее время закономерно считать всех древних предков нашей Родины тюрками. Племенные образования бронзового и раннежелезного века принято считать древними тюрками.
Но на сколько эти народы были развиты в культурном или в военном отношении, как далеко они расселялись на территории Азии и Европы, и в конце концов что с ними стало.
Вот такие вопросы в данное время затрудняют методологию изучения нашей древней истории. Особенно для нас интересны страницы прошлого истории скифов, саков, аримаспов, исседонов и прочих. Ведь то, что мы имеем в данном случае это лишь крошечные эпизоды многовековой истории.
На данном этапе все большую актуальность приобретает проблемы изучения скифов. По предположению современных российских ученых скифы считаются прародителями славян.
Они основываясь на некоторые письменные источники (Геродот «История», Нестор «Повесть временных лет», «Никоновская летопись» и пр.) и археологических раскопок пытаются раскрыть хронологические и географические рамки скифской цивилизации.
Материальные и письменные источники они дополняют древнегреческими мифами, используют данные лингвистики и нумизматики, и тем самым освещают древность своего народа. Так ли это на самом деле?
Во-первых, российские историки упустили одну важную деталь или промолчали, что скифы не были автохтонным населением Северного побережья Черного моря и тем более побережья Днепра (Борисфена) и Дона (казахское значение «Д??», Танаис — казакское значение «Тана із»).
Это утверждение вывел сам Геродот в своей «Истории» в четвертой книге «…Кочевые племена скифов обитали в Азии.
Когда массагеты вытесняли их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в Киммерийскую землю"[1].
Во-вторых, утверждение, что скифы были индоевропейскими ираноязычными народами доказано лишь теоретически, на самом же деле нет никаких оснований, что скифы говорили на этот языке.
Хотя есть данные по Геродоту, что уже в период переселения на побережье Черного моря по словам самих же скифов их прародителем считается некий Таргитай: «…По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай., а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис"[2].
Все эти имена отнюдь не греческие и не иранские, и тем более не славянские, а в прямом смысле тюркские, а точнее имеет казахские корни. К тому же скифы рассказывали о своем прародители уже на территории северного причерноморья.
Кстати, термин «сай» отождествляется со словом «Д??» (Дон) т. е. если есть овраг, то обязательно должна быть и дуга. Но если даже будет доказана теория, что скифы прародители славян, тогда есть и утверждение, что в генеологии древнерусских народов имеются тюркские корни, и этому «нынешние» славяне не должны противиться.
Ведь очевидно, что скифы переселились в Северное Причерноморья из степей нынешнего Казахстана: «…Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря (Черное море), под напором скифов покунули свою родину» [3], т. е. переселение происходило с вотока на запад.
Сходства скифов с массагетами и саками так же очевидны. Тот же «акинак» (короткий меч), который так часто упоминается как в письменных так и в археологических источниках, все они занимались в основном скотоводством, а именно коневодством.
Лошадь определялось у этих номадов не только как транспорт, но и еда: «Эти скифы были ловкие всадники и искусные стрелки, питались кониной и пили кобылье молоко» [4] (кстати и древние и «нынешние» славяне не употребляли и не употребляют в пищевой рацион конину и не пьют кобылье молоко).
Так же российские ученые утверждают, что слово «скиф» отождествляется со славянским словом «скит», т. е. скитаться или кочевать. По другому слово «скиф» означает кочевник.
Даже если это и так, то этот факт ни как не относится к славянам, так как сам Геродот отмечал: «За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами» [5]. Такое утверждение Геродота не совсем ясно.
В точности можно утверждать лишь, что борисфениты (протославяне) занимались лишь земледелием и номадами не были, что касается того, что Геродот и их называл скифами, ответ обычен. Геродот все народы, расселявшиееся на этой территории обобщенно называл скифами: скифы-скотоводы, скифы-земледельцы, скифы-царские и т.б.
Это объясняется тем, что скифы в свое время на этой территории преобразовались в суперэтнос. Даже эллины этих местностей по Геродоту были скифами: «…Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды — эллинские скифы» [6].
Точно так же во внешней политике скифов на Балканах и в Передней Азии ни как не упоминаются борисфениты или скифы-пахари. Есть достоверные данные о царских скифах во главе с Мадиесом, который вторгся в Мидию: «Киаксару не удалось силой прогнать варваров, засевших у него в Мидии, и он прибег к хитрости.
Предание гласит, что он и его приближенные пригласили Мадия и большинство скифов на большой пир, напоили их пьяными, да тут же и перерезали." [7]. древнерусский летопись скиф Теперь остановимся на событиях, когда доряне совершили военный поход, или по другому военное переселение на территории древней Греции: «Из событий, относящихся к мифическому периоду Греческой истории, переселение Дорян служит переходом к событиям более достоверным; посему мы представим вкратце его обозрение.
Иракль (Геркулес) помог Тиндару, изгнанному из Спарты, возвратиться туда опять и поручил ему Лаконию, под условием, чтобы он передал ее сыновьям Иракла." [8].
Следую из этих событий можно прибегнуть к рассказам Геродота об одной из версии происхождении скифов, где Геракл сближается с Гидрой и она рожает ему трех сыновей: «…Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари» [9].
Вывод обычный, теоретически дорян или «ираклидов» можно отождествлять со скифами. Даже сравнивая спартанцев и скифов можно выделить много сходств нежели различий.
Во-первых, оба прототипа были слабы в морском деле;
Во-вторых, у обоих прототипов основным оружием ближнего боя был короткий меч (археологические данные потверждают близкую схожость скифских и спартанских мечей);
В-третьих, у обоих прототипов форма правления — монархия с властью царя: «Роды древних царей и военноначальников у дорийцев оставались во главе народов…» [10] (в греческих полисах уже в то время была утверждена рабовладельческая демократия);
В-четвертых, у обоих прототипов резко выделялось военная демократия: «Дорийцы, в покоряемой ими стране, жили как в военном стане» [11];
В-пятых, антропология обоих прототипов, недаром греки называли дорийцев из-за их внешности и схожести потомками Геракла: «Самое древнее упоминание о дорийском переселении встречается у поэта Тиртея (фр. 2 Диль). Он говорит о нем очень кратко как о событии, всем хорошо известном, и называет спартанцев потомками Геракла.» [12].
Таким образом утверждения российских ученых не полностью совпадают с письменным источником Геродота. Точно так же о некоторых археологических находок они просто промалчивают.
Использованная литература
- 1. Геродот. История. Перевод с греч. Г. А. Стратановского. І?.11. стр. 217.
- 2. Геродот. История. Перевод с греч. Г. А. Стратановского. І?.5. стр. 215.
- 3. Геродот. История. Перевод с греч. Г. А. Стратановского. І?.13. стр. 218.
- 4. З. А. Рогозина. История Ассирии. С.-Петербург, 1902. стр. 469.
- 5. Геродот. История. Перевод с греч. Г. А. Стратановского. І?.18. стр. 219.
- 6. Геродот. История. Перевод с греч. Г. А. Стратановского. І?.17. стр. 219.
- 7. З. А. Рогозина. История Ассирии. С.-Петербург, 1902. стр. 473.
- 8. Н.Зуев. Древняя история. Часть 1. СанктПетербург, 1856. стр. 60.
- 9. Геродот. История. Перевод с греч. Г. А. Стратановского. І?.10. стр. 217.
- 10. Н.Зуев. Древняя история. Часть 1. СанктПетербург, 1856. стр. 61.
- 11. Н.Зуев. Древняя история. Часть 1. СанктПетербург, 1856. стр. 61.
- 12. Л. Г. Печатнова. Формирование Спартанского государства. С.-Петербург, 1997. 6 стр.