Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономический строй Аттики в V в. до н. э. Социально-политические противоречия внутри афинского гражданского коллектива. 
Реформы Фемистокла

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большая часть населения полиса. В социальном отношении — свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике — умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная… Читать ещё >

Социально-экономический строй Аттики в V в. до н. э. Социально-политические противоречия внутри афинского гражданского коллектива. Реформы Фемистокла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономика Греции в V — IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.1. Общая тенденция. Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого — подъем экономики и усиление рабовладения.

В связи с этим ведущие полисы в V—IV вв. — торгово-ремесленные. Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, — Афины.

Сельское хозяйство. Основные производительные ячейки. Небольшой участок (3−5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1−2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд однойсемьи. Поместье (15−25 га), возделываемое рабами (15−25 чел.). Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. — «Экономика» Ксенофонта.

Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры. Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений — не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нужно много рабов.

Скотоводство. Не играет особой роли, т.к. нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых.

Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии. Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Затем — сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. Каменная архитектура. Строительство флота. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работате вместе с рабами. Специализация производства. Тесная связь с рынком.

Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема. Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому — торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло. Покупают сырье для ремесла. Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты — Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Это вызывает появление трапезитства. Появляются купеческие корпорации — фиасы. Классово-сословная структура Греции V — IV вв. до н.э. Основные признаки классического рабства.

Классово-сословная структура Греции V — IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них — мужчины). 2. Господствующий класс.

Экономика. В экономическом отношении — частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно — община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично. К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса.

Социум и политика. Наименьшая часть полиса. В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике — олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы). К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами — и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс — это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более — метеков!).

Свободные мелкие производители (средний класс). В экономическом отношении — владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3−5 га, работают сами + 1−2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом). Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб.

Большая часть населения полиса. В социальном отношении — свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике — умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция — экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой