Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гуманитарное сотрудничество стран Содружества Независимых Государств в 1991-2005 гг.: исторический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Б. С Александров Российская Федерация после распада СССР. — М., 1993; С. А. Абдильдин. Становления парламентаризма в Казахстане. — СПб., 1993; Слемнев М. А. Политологический анализ становления и развития Содружества Независимых Государств //Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ — СПб, 1993, № 2. —, С 6−15- Кротов М. И. Межпарламентское сотрудничество и формирование экономического союза в СНГ… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ИССЛЕДУЕМЫЕ ГОДЫ
  • Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГУМАНИТАР1ЮГО
  • СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
  • Раздел III. ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
  • ГУМАНИТАРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТРАН СНГ
  • Раздел IV. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА ДЛЯ
  • АКТИВИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  • Раздел V. ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ В
  • ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Л

Гуманитарное сотрудничество стран Содружества Независимых Государств в 1991-2005 гг.: исторический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастанием общественно-политического и практического интереса к событиям 1990;х годов и начала XXI века, происходящих в интеграционной деятельности стран Содружества Независимых Государств, в том числе и в гуманитарной сфере. Поэтому, изучение исторического опыта гуманитарного сотрудничества стран Содружества в исследуемые годы позволит эффективнее решать новые задачи в области гуманитарных отношений, учесть те просчёты и ошибки, которые были допущены в этой сфере руководством, общественно-политическими организациями стран СНГ, что может послужить уроком для всех тех, кто занимается реализацией вопросов культуры, образования, здравоохранения и других гуманитарных проблем на постсоветском пространстве.

В этой связи актуальность исследования состоит и в том, что в диссертации, впервые в отечественной историографии на основе анализа большого корпуса разнообразных репрезентативных источников получены достоверные результаты, комплексно обобщающие перспективные направления гуманитарного сотрудничества стран СНГ в исследуемые годы. Особое значение уделяется Российской Федерации, которая является флагманом в решении актуальных гуманитарных проблем в многостороннем и двустороннем сотрудничестве с другими государствами Содружества Независимых Государств.

Актуальность исследования состоит также и в том, что в ней обобщён опыт и проанализирован широкий круг документов и материалов, в совокупности позволяющих составить всестороннее представление о тенденциях, характере и динамике гуманитарного сотрудничества стран СНГ в 1991;2005 годы. Комплексное их исследование, сделанные выводы и обобщения дают возможность выявить как общие проблемы изучаемой темы, так и её специфические особенности, что будет иметь, по нашему 3 убеждению, несомненный практический интерес в современный период деятельности стран-участниц Содружества Независимых Государств.

Объектом исследования является гуманитарное сотрудничество стран СНГ в 1991;2005 годы.

Предметом исследования являются формы, методы и содержание гуманитарного сотрудничества стран СНГ в исследуемые годы, объективные и субъективные предпосылки интеграции государств Содружества в гуманитарной сфере.

Хронологические рамки исследования определены в соответствии с поставленной целью диссертационной работы. С момента распада СССР страны Содружества Независимых Государств строят свои отношения на принципиально новой основе, позволяющей проследить механизм становления, развития и совершенствования интеграционных отношений государств СНГ во многих областях сотрудничества, в том числе и в гуманитарной сфере. Именно в 1991;2005 годы страны Содружества прошли довольно сложный, и в некоторых отношениях противоречивый путь от поиска новой модели межгосударственных отношений до существенного расширения и углубления интеграции всех стран СНГ в политической, социально-экономической, военной, научно-технических, и конечно, гуманитарной сферах.

Комплексное исследование гуманитарного сотрудничества государств Содружества в исследуемые годы позволило автору рассмотреть его в динамике с учётом общих закономерностей его процесса во взаимодействии и взаимосвязи.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности, системный подход. Автор опирался на такие методы, как сравнительно — исторический, конкретно исторический, системный и др. Это позволило комплексно проанализировать опыт сотрудничества стран СНГ в гуманитарной сфере с учётом известных перемен в связи с распадом СССР и созданием Содружества Независимых 4.

Государств. Исследование опирается также на проблемнохронологический метод изучения исторической действительности, что даёт возможность сопоставить состояние развития гуманитарных связей в странах СНГ в начале и конце исследуемого периода и определить ближайшие перспективы этого процесса.

На всех этапах исследования диссертант стремился руководствоваться принципом историзма, это особенно важно при изучении такой деликатной темы, как гуманитарное сотрудничество. В исследовании диссертант пользовался как общенаучными методами, которые включают как исторический, логический, так и специально — исторические методы исследования. Их использование послужило ему средством достижения главного — добиться прироста реального исторического знания роли гуманитарного сотрудничества в общей интеграционной деятельности стран Содружества в исследуемые годы.

Научная новизна диссертации определяется тем, что она является первой попыткой комплексного исследования некоторых, наиболее важных направлений гуманитарного сотрудничества стран СНГ в 1991;2005 годы. В диссертации исследуются пути, традиции и возможности для совершенствования этого сотрудничества на взаимовыгодной основе с учетом новых условий развития бывших советских республик, что является новизной работы.

Элементом новизны является и доказательство в диссертации того, что Российская Федерация служит позитивным примером, стимулирующей интеграционные процессы в гуманитарной сфере для всех стран СНГ. На протяжении всего изучаемого периода Российская Федерация выступала одним из главных проводников гуманитарной интеграции государств Содружества, инициатором создания наиболее эффективных институтов и механизмов укрепления и реализации всестороннего, взаимовыгодного сотрудничества бывших республик СССР в гуманитарной сфере.

Всё это свидетельствует о том, что данная диссертация является 5 первым комплексным исследованием основных направлений гуманитарного сотрудничества стран — участниц СНГ в 1991;2005 годы, что также является новизной данного исследования.

Степень изученности темы исследования. Прежде всего необходимо отметить, что опыт сотрудничества стран СНГ в области гуманитарных отношений в имеющийся на сегодняшний день научной литературы в большей степени рассматривается фрагментарно. О необходимости научного осмысления основных проблем Содружества Независимых Государств заговорили практически сразу после создания этого межгосударственного объединения. При этом внимание исследователей привлекали главным образом политические, экономические и правовые аспекты СНГ. Это было связано, по нашему мнению, с тем, что первыми авторами этих проблем были политики, депутаты и работники аппарата государственных и межгосударственных организаций, имеющие отношения к распаду СССР и созданию СНГ, а также экономисты, юристы, политологи и др. Это прежде всего Б. С. Александров, С. А. Абдильдин, С. С. Шушкевич, Р. И. Хасбулатов, М. И. Кротов, К. А. Пшенко и др. 1.

Анализ трудов вышеназванных авторов показывает, что первые итоги, перспективы, оценки деятельности СНГ по основным направлениям его деятельности, в том числе и в области гуманитарных отношений, предопределялись во многом собственными политико-правовыми взглядами авторов или в зависимости от идеологических основ политических лидеров и исследователей в той или иной стране Содружества. Наиболее важным для.

1 Б. С Александров Российская Федерация после распада СССР. — М., 1993; С. А. Абдильдин. Становления парламентаризма в Казахстане. — СПб., 1993; Слемнев М. А. Политологический анализ становления и развития Содружества Независимых Государств //Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ — СПб, 1993, № 2. —, С 6−15- Кротов М. И. Межпарламентское сотрудничество и формирование экономического союза в СНГ И Вестник Межпарламентской Ассамблеи.- СПб., 1993, № 2- Коротченя И. М. Стрателия и перспективы экономического союза стран СНГ, — СПб., 1995; Мушкевич С. С. Об образовании Независимых Государств // Вестник Межпарламентской Ассамблеи.- СПб., 1993, № 2- Хасбулатов Р. И. За российскую государственность. Доклад в СПб государственном техническом университете 12 апреля 1993 года. — СПб, 1993; Тихомиров Ю. А. Общественные преобразования и тенденции развития констуционных реформ // Вестник Межпарламентской Ассамблеи, — СПб., 1993, № 1, Он же: Правовые основы сотрудничества государств — участников СНГ.- Там же, № 2- Пшенко К. А СНГ: формирование общего культурного и туристического пространства, — М., 2002 и др. исследуемой нами темы, на наш взгляд, являются работы П. А. Атрушкевича и В. А. Шнирельмана," в которых дается анализ нового межгосударственного объединения — СНГ после распада СССР и начала первых шагов в области гуманитарного сотрудничества.

Для исследуемой нами проблемы представляют интерес работы исследователей стран Содружества, в которых есть свои оценки происходящих событий на постсоветском пространстве, в том числе и в области гуманитарных связей. Их авторами являются А. Абдыкаримов, Н. Н. Негматов, М. К. Козыбаев, К. Ю. Резников, О. С. Сабденов, Н. Зиядуллаев, Г. Р. Джумаев, Н. И. Латыш, В. В. Глушаков, А. И. Смолик, JI.H. Тихонов, В. М. Козьменко и др.3.

Определенный вклад в исследование гуманитарного сотрудничества СНГ внесла работа Ю. В. Мишальченко, в которой он анализирует международную интеграцию этих стран как специфическийфеномен международных, в том числе и гуманитарных, отношений.4 Некоторый интерес для исследуемой нами темы имеет монография В. А. Густова и В. Х. Манько «Россия-СНГ: Путь интеграции тернист, но заманчив».5 Её авторы, избегая упрощенных оценок в деятельности СНГ, в том числе и в гуманитарной сфере, проанализировали основные этапы развития Содружества в начальный период его становления, сделали обобщения и выводы.

2 П. Л. Атрушкевич. Основные направления в деятельности СНГ.- Минск, 1994; Его же. На пути к общему культурному пространству, — М инск, 1995; Шнирельман В. А. Постмодернизм, этнонацинализм и распад сонетского Союза. Профессионалы за сотрудничество. — М., 1998. Вып. 2- Его же. Ценность прошла. Реальность этнических миров.-М., 2000 и др.

3 Абдыкаримов А. История Казахстана.- Алматы, 1994; Барманкулов М. К. 'Порская вселенная.- Алматы, 1996; Негмагов Н. Н. Таджикский феномен: история и теория, — Душанбе, 1997; Резников К. Ю. Украинцы и русские: идеология противостояния, — М., 1996; Зиядулаев Е. Сценарий будущего СНГ // Свободная мысль, 1997; Джумаев Г. П. Туризм и рынок: экономический аспект, — Ашхабад, 1964; Сабденов О. С. Законодательные основы общего образовательного и научного пространства стран Содружества // Вестник Межпарламентской Ассамблеи.- СПб, 1997; Латыш Н. И. Образование на рубеже веков, — Минск, 2000; Смолик А. И. Социодинамика культуры в посткатастрофном социуме, — Минск, 1999; Тихонов Л. Н. Система многоуровневой подготовки педагогических кадров, — Минск, 1993; Он же. Роль межвузовских контактов в формировании единого образовательного пространства Содружества // Вестник Межпарламентской Ассамблеи, 2001, № 1- Козьменко В. М. Казахстан в системе СНГ, — Алматы, 2005; Он же. Культурные связи СНГ: опыт, достижения, проблемы.-М., РУДН, 2001 и др.

4 Мишальченко Ю. В. Теория и практика международной интеграции государств, — СПб, 2000.

5 Густов В. А., Манько B.X. Россия — СНГ: Путь интеграции тернист, но заманчив.-СПб., 2002 и др.

Анализ вышеназванных работ показывает, что они в основном, были посвящены политическимэкономическим и военным аспектом интеграции, где только фрагментарно затрагивались вопросы сотрудничества в, области гуманитарных связей-СНГ.

Особое место в. исследуемой нами’проблеме занимает историография культурного сотрудничества, как основной части гуманитарных^ отношений в СНГ.6 В целом её можно условно разделить на два1 периода. Первый" охватывает 1991;1995 годы, где приоритет исследований сводился' в основном к изучению1 проблем1 становления Содружества Независимых Государств, и фрагментарно к интеграции стран СНГ в сфере гуманитарных отношений. Более или менее специальные1 исследования*, посвященные анализу гуманитарного сотрудничества государств — участников CHF появились лишь во второй половине 1990;х годов.

Интересным и важными для нашего исследования явился пласт литературы, посвященный вопросам становления общего образовательного пространства СНГ, которое имеет непосредственное отношение к гуманитарному сотрудничеству странучастниц Содружества. Этопрежде всего работы В! Е. ШукшуноваВ'.И. Солдаткина, В. А. Мясникова, В.А.

• п.

Садовничего, В. Н: Тихонова, Ю.Н. БугаяВ.М. Филиппова и др'. Несмотря-на неполноту использованного документального и фактического материала и некоторую фрагментарность они занимают заметное место в. историографии исследуемой нами проблемы.

6 Богатырёва Т. Г. Современная культура и общественное развитие. РАГС.- М., 2003; Казначеев В. XXI век России — эпоха культуры и повой цивилизации // Мединская газета. № 3- Дементьева Н. Л. Приоритеты государственной политики в области культуры.- М., 199ВПивоваров Ю. С. Политическая культура, по реформенной России. — М., 1994; Чурбанов В. Федеральная культурная политика и «местные» культуры в России" // ОбозревательObserver и др.

7 Шукшунов В. Е., Солдаткин В. И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты.- М., 1999; Мясников В. А. Развития интеграционных процессов в образовании стран СНГ.- M., 1999; Садовничий В. А. Отечественная высшая школа и российская государственность // Alma mater.-M., 1998, № 6, — С 21−24- Тихонов Л. Н. Формирование единого образовательного пространства в контексте инновационного процесса. Образование и наука: проблемы и перспективы развития, — СПб, 2004; Бугай Ю. Н. Методология национальной доктрины высшею образования Украины Там же — С. 190−194- Филиппов В. М. Первая Европейская конвенция ЮНЕСКО //Высшее образование в России, 1997, № 1- Его же: Признание дипломов: добрая воля и большие обязательства // Alma mater, 1997, № 2- Его же: Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее образование в России, 2002, № 1- Реформы образования. Аналитический обзор. Под ред. В. М. Филиппова.- М., центр сравнительной образовательной политики, — М., 2004 и др.

Таким образом, историографической обзор позволяет сделать заключение, что по объему рассматриваемых вопросов литература по изучаемой теме сравнительно незначительна. Имеющиеся научные труды подняли исследования проблем сотрудничества стран СНГ безусловно на качественно иной уровень. Однако, по рассматриваемой нами проблеме их очень мало. Данная диссертация в какой-то мере восполняет этот пробел.

Источниковая база исследования достаточно широка и презентативна. Её составили многочисленные документы и материалы, отражающие процесс гуманитарного сотрудничества стран Содружества Независимых Государств в 1991;2005 годы. При этом необходимо учесть, что исходя из задач исследования, для создания реальной картины процесса гуманитарного сотрудничества стран СНГ, главной проблемой было не только охватить всевозможные источники, но и взглянуть на их содержание с учетом того факта, что многие из них до сих пор являются официальными документами в государствах — участниках СНГ, а часть находится в непосредственном использовании. Значительная часть источников опубликована, другая хранится в государственных архивах стран СНГ (многие фонды которых до сих пор закрыты). По нашему мнению, принципиальной разницы в опубликованных и лежащих в архивах документах применительно к нашей теме мы не видим.

В арсенале открытых публикаций, прежде всего выделяются межгосударственные соглашения по сотрудничеству стран СНГ, в том числе гуманитарному, решения межгосударственных координирующих органов.

СНГ, труды руководителей государствучастников Содружества, массовая периодическая печать России и других стран СНГ. Автором также использованы документы Государственного архива Российской Федерации.

ГАРФ), в частности фонды 10 097 по сотрудничеству с государствами — членами СНГ, а также другие фонды, имеющие непосредственное отношение к Содружеству. Кроме этого были использованы материалы Центрально государственного архива Республики Казахстан (ЦГАРК) — фонд 1862 по 9 международному сотрудничеству с зарубежными странами.

Важными источниками исследования являются законодательные и нормативные акты, постановления, решения государственных и общественнополитических структур СНГ. Сюда же входят материалы встреч глав государств и правительств стран СНГ, заявления руководителей новых независимых государств, а также статистические сборники по внешней политики стран Содружества.

Большой объем информации содержится и в опубликованных работах президентов ведущих стран Содружества Независимых Государств: Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, Н. А. Назарбаева, А. Г. Лукашенко, JI.C. Кучмы, И. Каримова и др.

Комплексное использование различных источников, их критический анализ и сопоставление результатов позволили дать развернутую картину в области исследуемых в диссертации проблем.

Цель работы. Автор поставил своей целью рассмотрение исторического опыта сотрудничества странучастниц Содружества Независимых Государств в области гуманитарных отношений в 1992;2005 годы, как одного из важнейших факторов и необходимого условия развития интеграционных процессов в странах СНГ. Исходя из этой цели, автором были определены следующие задачи: определить основные принципы гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве в исследуемые годыпроанализировать приоритетные направления гуманитарного сотрудничества стран СНГ в 1991;2005 годыраскрыть историческую роль Российской Федерации в гуманитарном сотрудничестве государств Содружествапоказать основные направления демократизации стран СНГ как одну из форм гуманитарных связей на постсоветском пространствеисследовать опыт гуманитарного сотрудничества в области интеллектуальной собственности и т. д.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы могут быть использованы как для дальнейшего теоретического анализа интеграционных взаимоотношений на постсоветском пространстве, так и для решения практических задач развития всесторонних связей стран Содружества Независимых Государств в будущем. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по общим курсам теории и истории международных отношений, отечественной истории и др., а также для подготовки специальных курсов, посвященных развитию интеграционных процессов в государствах Содружества. На основе диссертации могут быть созданы учебные пособия, программы по многим курсам и спецкурсам вышеназванных специальностей.

Выводы и рекомендации диссертации имеют прикладное значение в плане их использования государственными органами и общественно-политическими организациями стран СНГ в дальнейшей активизации работы в области гуманитарного сотрудничества.

Апробация исследования. Научные выводы и практические рекомендации диссертации представлены в виде докладов и сообщений на различных научных конференциях и семинарах, в том числе на всероссийских, а также в дискуссиях на «круглых столах». Положения и выводы диссертации нашли также отражение в публикациях автора, в том числе и в «Вестнике РУДН» серии «История России», который входит в перечень ведущих журналов ВАК России, а также в ежегоднике «Актуальные проблемы Содружества Независимых Государств», который является официальным органом научно-образовательного Центра РУДН по изучению СНГ.

Обсуждение диссертационной работы состоялось на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Она была одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации определена её содержанием. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплексно исследовав основные направления гуманитарного сотрудничества стран Содружества независимых Государств в 1991;2005 годы автор пришел к следующим выводам:

1. Гуманитарное сотрудничество стран СНГ в исследуемые годы получило значительное развитие, что было связано, прежде всего, с взаимопониманием глав правительств стран Содружества. Благодаря этому, гуманитарное сотрудничество новых независимых государств вошло в число приоритетных интеграционных направлений СНГ, наряду с экономикой и коллективной безопасностью.

2. Вопросы о создании на пространстве бывшего Советского Союза единого гуманитарного, образовательного, а шире — духовного пространства постоянно включались в повестку дня многочисленных встреч Президентов, глав правительств, Министерств СНГ на протяжении последних четырнадцати лет. Поспешный «развод», экономические и социальные трудности транзитного периода сменились относительной стабильностью, а вместе с ней пришло осознание потери фундаментальных основ единства научных, педагогических школ, взаимодополнения культур и т. д. В настоящее время происходит переосмысление пройденного пути, формирование новых ориентиров, парадигм, поиск утраченного. В диссертации речь не идет о сугубо бюрократическом аспекте гуманитарной проблемы, поскольку, если отталкиваться от формальной составляющей, количестве подписанных на уровне первых лиц, министерств и ведомств документов в области гуманитарного сотрудничества, то можно сделать вывод, что и проблемы в нем как таковой не существует, а они на самом деле есть.

Правительств о стран Содружества Независимых Государств выражают стремление к дальнейшему развитию и укреплению дружеских связей и сотрудничества между собой в области культуры, науки, образования и т. д. При этом ими принимается во внимание близость культур, традиций, гуманитарных отношений народов всех государств Содружества.

3. Главы СНГ, как показано в работе, убеждены в том, что связи в области культуры, науки и образования и т. д. отвечают коренным интересам народов всех стан Содружества, они будут способствовать дальнейшему развитию отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, определенного в ряде Договоров, Соглашений по вопросам гуманитарных связей в 1991;2005 годы.

В тоже время автор пришел к выводу о наличии в гуманитарной среде стран Содружества упущений и недоработок. В частности, с рядом трудностей пришлось столкнуться некоторым новым государствам при определении статуса русского языка и порядке его функционирования, например, в Украине, Киргизии, Узбекистане, Молдове и др. странах СНГ. Но, как бы то ни было, в своих двусторонних отношениях этим государствам удавалось поддержать баланс интересов, сохранить стабильность и устойчивость на основных направлениях сотрудничества, его содержательность и динамизм.

4. Особая роль в развитии гуманитарного сотрудничества стран Содружества Независимых Государств играла Российская Федерация. Роль России определяется положением в Содружестве, так она является государством, которое имеет самый крупный экономический и интеллектуальный потенциал, является также преемником Советского Союза, ответственным за его международные обязательства и т. д. От позиции Российской Федерации от стратегических инициатив ее руководства, от ее ответственности за осуществление конкретных договоренностей зависит своевременное преодоление разногласий, трудностей, возникающих при развитии интеграции.

Некоторые направления гуманитарного сотрудничества стран Содружества стали предметом обсуждения 4 июня 2001 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе «О развитии культурных ' связей с государствами-участниками СНГ и Балтии», в 2000 году состоялись слушания «О развитии образовательных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии», «Об информационном обеспечении интеграционных процессов в странах СНГ» и т. д. В ноябре 2002 года вышло Распоряжение Правительства РФ «Об основных направлениях поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002;2005 годы». Все они были направлены на активизацию гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

5. К числу важнейших шагов по дальнейшему развитию гуманитарных связей на постсоветском пространстве автор отнес следующее:

— активизация усилий по реализации имеющихся договоренностей по вопросам гуманитарного сотрудничества;

— разработка в рамках СНГ концепции и соглашения b едином гуманитарном пространстве;

— активизация усилий по созданию российских центров науки, культуры в новых независимых государствах;

— разработка единой концепции культурной политики Российской Федерации;

— оказание реального содействия российским соотечественникам, их общественным объединениям при реализации гуманитарных программ, а также практической поддержке в деле сохранения развития их гуманитарного наследия и т. д.

6. Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской.

Федерации были разработаны в сентябре 2005 года шесть основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на перспективу до 2010 года: 1. сохранение и развитие единого гуманитарного пространства России- 2. сохранение.

146 многонационального культурного наследия народов России- 3. совершенствование отечественных систем художественного образования- 4. внедрение современных механизмов администрирования и бюджетирования основных направлений гуманитарного сотрудничества- 5. совершенствование нормативно-правовой базы гуманитарных связей РФ в СНГ- 6. интеграция в мировой культурный процесс и укрепление положительного образа России.

7. В сфере развития гуманитарных связей в странах СНГ в качестве основной задачи остается восстановление и дальнейшее развитие общего культурного, образовательного, информационного пространства, так как оно является важным условием стимулирования интеграционных процессов в других сферах сотрудничества и сохранения мощного инструмента влияния России на постсоветском пространстве. Гуманитарное сотрудничество является одним из основополагающих инструментов влияния на умы и сердца граждан, проживающих в государствах бывшего СССР.

8. В этой связи в диссертации доказано, что необходимо оказывать всестороннюю поддержку развитию сотрудничества в гуманитарной сфере, в том числе поощрению контактов между гражданами государств СНГ, взаимодействию общественных организаций, расширению общего культурного, образовательного и информационного пространства. Культура, образование, здравоохранение, совместные научные исследования с использованием русского языка как языка межнационального общения призваны играть основополагающую роль в гуманитарной сфере. Для этого необходимо всемерно способствовать созданию в рамках Содружества Независимых Государств Фонда развития русского языка.

9. Президентам Российской Федерации и стран СНГ необходимо рассмотреть в рамках Межправительственной комиссии по сотрудничеству между государствами Содружества Программу сотрудничества в гуманитарной сфере на перспективу и поручить Комиссии утвердить на ее очередном заседании, а соответствующим министерствам и ведомствам этих.

147 стран принять меры по неуклонному выполнению Программы. Осуществление содержащихся в Программе конкретных мероприятий в областях культуры, информации, образования, гуманитарных наук, молодежной политики, спорта и туризма, здравоохранения, защиты прав и основных свобод человека, а также в активизации взаимодействия стран СНГ, сближению их многонациональных народов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / пер. О. Ю. Уральской. — М.: Международные отношения, 1998.
  2. Бэ/сезинский 3. Геостратегия для Евразии // Независимая газета. 1997. 24 октября.
  3. А., Кременюк В. Американцы сами никогда не остановятся // Независимая газета. 1996. 28 июня.
  4. Геополитика террора (геополитические последствия террористических актов в США 11 сентября 2001 года). М., «Арктогея Центр», 2002.
  5. С. Россофобия. //Независимая газета. 1997. 18 ноября.
  6. JI.H. Заметки последнего евразийца // Наше наследие.1991. № 3.
  7. Л.Н. Конец и вновь начало. М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.
  8. Л.Н. Ритмы Евразии. // Наш современник. 1992. № 10.
  9. А. Евразийский путь как Национальная Идея. — М.: «Аркто-гея-Центр», 2002.
  10. А. Евразийский триумф. М.: «Арктогея Центр», 2000.
  11. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М.: «Арктогея Центр», 2000.
  12. Евразийский взгляд. Основные принципы доктринальной евразийской платформы. — М.: «Арктогея Центр», 2002.
  13. Евразийское обозрение. 2002. Специальный выпуск.
  14. Евразийство и современность. // Alma Mater. Лики России. М., 1993,-№ 5.
  15. Евразийство: теория и практика. (Сборник статей). М.: «Арктогея Центр», 2001.
  16. А.А. О понятии цивилизации (к проблеме российской или североазийской цивилизации) // Русская цивилизация. М., 2000.
  17. Зотов В Д. Евразийская идея: политические аспекты в прошлом и настоящем // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5.
  18. И.А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» // Проблемы правовой и политической идеологии. — М., 1989.
  19. Исход к Востоку: предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев. -М.: «Добросвет», 1997.
  20. С. Русский узел евразийства // Наш современник.1992. № 3.
  21. Л.П. Основы политики // «Евразийский временник». Кн. 5. Париж, 1927.
  22. КизеветтерА. Евразийство// Философские науки. 1991. № 12.
  23. В. Историософия евразийства // Наш современник. 1992.
  24. Международная конференция «Евразийство будущее России: диалог культур и цивилизаций». Тезисы // Под ред. А.-В. Ниязова и К. Х. Каландарова. — М.: «Монолит», 2001.
  25. В. Евразийство: соблазн или шанс? // Независимая газета. 1994. 26 октября.
  26. Мир России Евразия. Антология. — М., 1995.
  27. Н.Н. Русский вопрос // Русская цивилизация. М., 2000.
  28. Н.А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994−1997. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
  29. В. ЕАС это СНГ? // Панорама. 1994. 11 июня.
  30. Л.И., Сиземская И. Н. Политическая программа евразийцев: реальность или утопия? // Общественные науки и современность. 1992. № 1.
  31. JI., Сизелгская И. Два лика евразийства // Свободная мысль. 1992. № 7.
  32. А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. Учебник для вузов. -М.: «Университет», 2002.
  33. Программа и Устав политической партии «Евразия». М., 2002.
  34. Протокол заседания Интеграционного Комитета № 23 от 13 апреля 2001, г. Алматы.
  35. В.В. Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной // Известия. 2000. 13 ноября.
  36. А. Америка новая сверхдержава Евразии // Независимая газета. 1997. 14 ноября.
  37. Русская Православная Церковь в пространстве Евразии (материалы VI Всемирного Русского Народного Собора). М.: «Арктогея Центр», 2002.
  38. Русский узел евразийства / Под ред. Н. И. Толстого. М.: «Беловодье», 1997.
  39. Русское слово. XXI век. 1994. 6 июня.
  40. П.Н. Евразийство // Вестник Высшей школы. М., 1994. № 8.
  41. П.Н. Континент Евразия. М.: АГРАФ, 1997.
  42. Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. М., 2000, № 5.
  43. Трубе1}кой Н. С. Верхи и низы русской культуры // Исход к Востоку (Сборник). М.: «Добросвет», 1997.
  44. Н. С. Наследие Чингисхана. М., 2000.
  45. Трубег^кой Н. С. Об истинном и ложном национализме // Исход к Востоку (Сборник) -М.: «Добросвет», 1997.
  46. Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Этнографическое обозрение. 1992. № 1.
  47. Г. В. Окаменелое бесчувствие // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.
  48. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. М., 1985.
  49. Конституция Российской Федерации, М., 1993.
  50. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1998.
  51. Казахстанско-российские отношения. 1991 1995 годы. Сборник документов и материалов. Астана — Москва, 1995.
  52. Казахстанско-российские отношения. 1991 1999 годы. Сборник документов и материалов. Астана — Москва, 1999.
  53. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. М., 1998.
  54. Сборник международно-договорных документов о сотрудничестве по пограничным вопросам. № 1. 1995.1.I. Выступления и трудыруководителей государства и правительства
  55. НА. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Алматы, 1997.
  56. Президент Н. А. Назарбаев. Казахстанско-российские отношения. Доклады, выступления, статьи. 1991 1997 годы. М., 1997.
  57. Н.А. В потоке истории. Алматы, 1999.
  58. Президент Нурсултан Назарбаев. Стратегия вечной дружбы. Казахстан Россия. М., 2000.1. Публицистика и периодические изданияа) журналы
  59. Международная жизнь. 2001. № 4, 5, 7.
  60. Казахстан и современный мир. 2001. № 1.62. Отечественная история.
  61. Дипломатический вестник. 1992. № 12.
  62. Дипломатический вестник. 1992. № 1.
  63. Информационный бюллетень МИД РФ. 2000. 30 июня.
  64. Информационный бюллетень Совета министров обороны государств участников СНГ. 1996. № 2.
  65. Бюллетень международных договоров. 1994. № 7.б) газеты
  66. Российская газета /http// www. rg. га/ novosty//69. Экспресс-К, № 160 (14 528)
  67. Казахстанская правда. 1998. 30 июля.
  68. . О. История Казахстана. Учебник-хрестоматия. Астана, 1999.
  69. В.Я. Россия и казахстанские ханства в XVI—XVIII вв.. Алма-Ата, 1971.
  70. И. С. Россия в мировой политике // Международная жизнь. 2001. № 5.
  71. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алма-ты, 1993.
  72. История Казахстана (очерк). Алматы, 1993.
  73. Н.К. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы, 1998.
  74. М.К. История Казахстана / Учебник. Алматы, 1993.
  75. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития / под общей ред. Е. М. Кожокина. М., 1998.
  76. М. ВТС Республики Казахстан: перспективы и структура /http://cast.ru/ russian/publish/1998/sept-ost//3html.
  77. Т.А. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. М., 1997.
  78. Т.А. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. 1991 -2001. М., 2001.
  79. Т.А. Развитие казахстанско-российских отношений в процессе суверенизации Казахстана (1991 1995 годы). М., 1996.
  80. А.Ю. Актуальные аспекты внешней политики России // Международная жизнь. 2002. № 4,
  81. .К. Внешняя политика РК. Основные этапы развития (1001 2001) // Казахстан и современный мир. 2001. № 1.
  82. А.И. Россия и Центральная Азия // Международная жизнь. 1999. № 3.
  83. К.К. Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана. Алматы, 1997.
  84. Токаев К. К Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.
  85. К. О международно-правовых механизмах обеспечения военной безопасности Казахстана и СНГ / http//www.mfit/defensive/obzor /ob05−10−01-lhtml.
  86. Н.Г. Проблемы безопасности и военного сотрудничества в рамках СНГ// Отечественная история. 2000. № 4 5.
  87. .М. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. 2001. № 7.
Заполнить форму текущей работой