Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика применения технологии H.A. Зайцева на уроках обучения чтению и письму в 1 классе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Станции". Работа организуется со всем классом по трём-четырём станциям. Для игры необходимо выбрать 2−3 помощников из числа успевающих (желательно умеющих читать) учеников. 1 станция — учитель, у которого все ученики по порядку наблюдают пропевание выбранного заранее кубика. 2 станция — помощники учителя, которым ученик самостоятельно пропевает только что изученный кубик. 3 станция — таблицы… Читать ещё >

Методика применения технологии H.A. Зайцева на уроках обучения чтению и письму в 1 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приведём некоторые виды работы по технологии обучения чтению и письму, которые можно использовать при коллективной работе с шестилетними детьми в начальной школе.

1. Спросим у ребёнка «Как тебя зовут?» — Ка-тя. Всего два кубика. Конечно, рациональнее четырёх (К-А-Т-Я). Теперь кубики перевернулиперевернули, переставили-переставили. Где твоё имя? Давай напишем. Вот оно: КАТЯ. Опять перепутали-переставили. Где? Нет, это ТЮКА, ты Тюка, а не Катя. Уже играем. И осваиваем склады. После одного-двух-трёх непродолжительных, весёлых занятий Катя научится составлять своё имя, находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики в общей их массе. При работе с группой необходимо прописать указкой по таблице 1 имена всех ребят, потом помочь каждому выложить имя из кубиков.

Техника прописывания слов по таблице: ребёнок получает легкую, длинную, не менее полутора метров, указку. Преподаватель охватывает ладонью ручку ребёнка, держащую указку; другую руку кладет ему на плечо (чтобы ребёнок чувствовал, что он защищен, что его любят). Стоя за спиной ребёнка, преподаватель произносит и указывает склады, составляющие слово (ребёнок пишет почти что сам). При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает передвижения указки, приучаясь всё дольше и дольше удерживать внимание на её кончике, каждый просто жаждет оказаться в роли показывающего.

  • 2. Озвучить выбранный кубик. Ребёнок подаёт учителю кубик, держа его в обеих руках. Называем, а еще лучше, пропеваем склады, поворачивая кубик в руках ребёнка, в следующем порядке: Бу Бо Ба Бэ Бы Б (аудиозапись, попевка 1). Стол с кубиками необходимо размещать подальше, чтобы ребята могли пробежаться, кубик потрясти (запомнить глазами, ушами, руками) во время пробежки. Правило: поворачивать кубик и проговаривать склады, обращённые к ребёнку, так быстро, как только возможно. Запоминается то, что мелькает, исчезнуть может, не разглядишь — пожалеешь. Тугослышащие или глухие дети подают учителю кубик и кладут руки ему на шею под подбородком, чтобы «слышать» звуки руками, видеть одновременно их знаковый эквивалент на кубике, приближенном ко рту учителя, да еще туда и заглядывать, наблюдая и имитируя положение речевых органов.
  • 3. Какое слово тебе написать? С первых занятий нацеливаемся на то, что будем писать сотни, тысячи слов указкой по таблице, кубиками. Ведь это очень быстро, не надо доски, мела, тряпки, фломастеров, бумаги. Прописывание большого количества предлагаемых самими ребятами слов даёт им возможность почувствовать их границы и скорректировать свои представления об этом.
  • 4. Игра по таблицам. Вызываем двух ребят из разных команд. «Кто быстрее найдёт Ми?» Выигрывает и получает очко (бирку, метку) тот, кто покажет первым. В конце игры подсчитываем количество очков (бирок, меток) у каждой команды.
  • 5. Живое слово. Кубики (без «бело-зелёных» со знаками препинания) распределяются в равных количествах и произвольном порядке на пять площадок. На пять команд, по числу площадок, делятся и дети. У учителя кубик со значком ударения. «За, иди сюда!» Выбегает ребёнок с нужным кубиком и ставит За на полку. «Й, иди сюда!» Справа от За приставляется кубик Й. На полке растёт хорошо всем видное слово. Учитель ставит на За ударение. «Кто это?» — «Зайчики!» — дружно, громко отвечает группа. «Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места». Написав 4−5 слов, ребята меняются площадками. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками.
  • 6. Слова с заданным кубиком. Писать можно любые, какие хотите слова, но так, чтобы заданный кубик в них обязательно участвовал. Ребёнок, предложивший слово, получает указку, выходит и пишет слово по таблице с помощью воспитателя.
  • 7. Логопедическая работа с заданными кубиками. Если какой-то ребёнок говорит «масына» вместо «машина», «Зэня» вместо «Женя», значит, надо в группе организовать работу с кубиками Ш-С, Ж-3, заодно прихватив и ЗЬ-СЬ. Сначала напишем (указкой, кубиками) какое-то количество слов с одним кубиком: машина, крыша, шапка, шины, шарф, Саша, Маша, шар, шкаф, школа и т. п. Потом с другим: санки, сыр, крыса, колбаса, сушки, сок, колесо и т. д. А теперь через раз — слово с первым кубиком, слово со вторым: шалаш, соломка, карандаш, спички, мыши, сорока и т. д. Наблюдая за собой и другими, различая глазами, руками, запоминая местоположение в таблице складов, которые он не различал на слух, ребёнок, в большинстве случаев, сам себе выправляет произношение без походов к логопеду.
  • 8. Диктант с указкой. Скорость письма указкой по таблице выше, чем при диктанте кубиками. Письма должно быть много, критерием становится не закрепление двух-трёх правил, а развитие интуиции, выработка навыков грамотного письма, содержание текста, умение выразить мысль. Четырёхпятилетки внимательно отслеживают действия преподавателя, с первоклассниками надиктовывание простеньких предложений можно проводить уже через несколько занятий, разумеется, с использованием знаков препинания. Текст, читаемый преподавателем, учащиеся пишут указкой по таблице, обязательно называя склады и знаки препинания. Ошибся — отдавай указку другому, желающих много. Один пишет, другие — и заставлять не надо — внимательно наблюдают.
Как показывает широчайшая апробация, через 15−20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета. К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80−90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов. Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней тттколе.
  • 9. «Станции». Работа организуется со всем классом по трём-четырём станциям. Для игры необходимо выбрать 2−3 помощников из числа успевающих (желательно умеющих читать) учеников. 1 станция — учитель, у которого все ученики по порядку наблюдают пропевание выбранного заранее кубика. 2 станция — помощники учителя, которым ученик самостоятельно пропевает только что изученный кубик. 3 станция — таблицы, на которых необходимо найти песенку изученного кубики и еще раз ее пропеть. 4 станция — на рабочем месте, где ребенок получает самостоятельное задание по теме урока. Все станции должны располагаться по периметру класса, чтобы обеспечить непрерывное движение детей.
  • 10. Кнопка «Пип». На доске изображаются геометрические фигуры — значки, которые символизируют части речи русского языка (квадрат — существительное, круг — прилагательное, в соответствии с таблицей 18 грамматических таблиц Н. А. Зайцева. «Русский для всех»). Учитель читает хорошо знакомое стихотворение или рассказ, акцентируя внимание на тех словах, которые необходимо отнести к тем или иным частям речи. Ребёнок ручкой (указкой) «нажимает» нужную кнопку на доске. Игра проводится в максимально быстром темпе, если ребёнок ошибся — выбегает следующий.

В целях определения эффективности использования технологии H.A. Зайцева для обучения учащихся 1 класса чтению и русскому языку был проведён педагогический эксперимент на базе двух вторых классов: 2А и 2Б классов Станьковской средней школы имени Марата Казея Минской области Дзержинского района, 2А обучался русскому языку (чтению и письму) по технологии H.A. Зайцева и 2Б класс, при обучении учеников которого применялись традиционные методические материалы и учебные пособия. Во 2А классе при обучении использовались в качестве наглядного и аудиального материала пособия H.A. Зайцева (фонетическая таблица складов, кубики, складовые картинки, аудиозаписи). Примеры игровых занятий с использованием игровой технологии обучения H.A. Зайцева приведены в Приложениях 2−5.

Одинаковый уровень начальной подготовки обоих классов обеспечивается тремя факторами:

  • — школа общеобразовательная, без углубленного изучения предметов, специальный отбор детей в классы отсутствовал;
  • — оба класса на протяжении двух лет работали на основе Учебных программ, рекомендованных Министерством образования РБ;
  • — учителя, работающие в классах — без категории, но с опытом работы более 5 лет.
  • 14 марта 2013 года в классах была проведена проверочная работа по итогам изучения тем «Звуки и буквы русского языка», «Части речи русского языка» (см. Приложение 6). Основными понятиями, которые были вынесены на контроль, являлись: знание русского алфавита, отличие букв и звуков, знание о гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких, шипящих согласных, практическое различие существительных, прилагательных, глаголов.

Время выполнения — 45 минут. Задания № 1-№ 11 (воспроизведение материала) оцениваются каждое в 1 балл, задание № 12 (применение знаний в незнакомой ситуации) — 2 балла, задания № 14, № 15 (применение знаний в знакомой ситуации) — 1,5 балла. Максимальный балл за работу 16 баллов.

Итоги проверочной работы представлены в таблицах Приложения 7, Приложения 8. На основании этих данных построен график, который отображает ученические баллы в порядке возрастания (от минимального балла до максимального).

По результатам проверочной работы (см. Рисунок 1) было выявлено, что общий уровень знаний 2А класса по вынесенным на контроль программным вопросам фонетики и морфологии значительно превосходит уровень знаний 2Б класса. Высокие баллы лишь 4 учащихся 2Б класса (Антюшеня Валерия, Гугельчук Яна, Цвирко Андрей, Явид Анастасия) обусловлены их личной одарённостью, поскольку эти дети поступили в школу с высоким уровнем подготовки (умели бегло читать, считать), проявляли высокие показатели развитости памяти, мышления, произвольного внимания, учебной мотивации.

При анализе контрольных работ было выявлено, что в двух классах наибольшие трудности вызвали задание на распределение букв по группам звуков, которые они обозначают, определение количества букв и звуков в слове (фонетический разбор слова), а также практическое применение знаний о частях речи. Из этого можно сделать вывод о том, что именно эти темы являются трудноусваиваемыми для младших школьников и при их изучении необходимо обеспечить максимальное использование игровых технологий на занятиях с детьми.

Сравнительный анализ итогов проверочной работы «Фонетика. Морфология» .

Сравнительный анализ результатов проверочной работы по русскому языку во 2А и 2Б классах Станьковской СШ.

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов проверочной работы по русскому языку во 2А и 2Б классах Станьковской СШ.

Таким образом, анализируя опыт использования технологии H.A. Зайцева в начальной школе белорусскими педагогами разных городов, а также изучив полученные данные об уровне усвоения знаний учащимися разных классов, можно сделать вывод о том, что применение игровой технологии обучения чтению и письму Н. А Зайцева в начальных классах не только широко распространено и вызывает положительные отзывы, но и позволяет значительно улучшить уровень качества знаний по ключевым разделам программы обучения русскому языку. Это обусловлено сущностью технологии, которая обеспечивает усвоение программного материала только в играх, диапазон выбора которых весьма велик, с минимальными нагрузками на учебных занятиях. Исходя из полученных данных, можно также предполагать, что при применении других игровых авторских технологий в начальной школе можно также ожидать более высокого результата обучения, нежели при традиционных методах обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой