Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Заключение. 
Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая данные констатирующего эксперимента, была разработана модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста с использованием основных видов деятельности в урочное, внеурочное время, а также предложены рекомендации, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов. Определены… Читать ещё >

Заключение. Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-психологические знания — важнейшее средство педагогического воздействия. Современный педагог должен не только анализировать и фиксировать, в каком направлении идет процесс развития межличностных отношений в коллективе, как формируется система отношений с окружающими людьми, но и активно управлять этими процессами. В практике обучения и воспитания детей с нарушением слуха формирование межличностных отношений приобретает особое значение. Задача педагогов, учитывая особые образовательные потребности этих детей, создать в школе оптимальные условия для социализации детей с нарушением слуха, помочь им овладеть системой знаний, умений и навыков в сфере социального взаимодействия, приобрести многогранный опыт социально обусловленного поведения.

Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить сложную структуру межличностных отношений и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов: актометрического, аффективного и гностического. Использование различных видов совместно распределенной деятельности является необходимым условием для формирования межличностных отношений, так как они создают предпосылки для развития сотрудничества и кооперации в реальных условиях усвоения норм социальных взаимоотношений.

Известно, что ни один вид деятельности ребенка, даже игра, у детей с нарушениями слуха без специального обучения полноценно не развивается. Как указывает Л. С. Выготский, обходные пути в обучении ребенка с ОВЗ состоят, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности, начиная от мотивационно-потребностных и кончая способами и конкретными действиями, глухой, слабослышащий ребенок усваивает в процессе учебной деятельности и на специальных занятиях в игре, в изобразительной, предметно-практической деятельности и др.

В ходе проведенной нами экспериментальной работы в сопоставительном варианте были выделены общие закономерности и специфические особенности формирования межличностных отношений детей. Своеобразие межличностных отношений учеников с нарушением слуха заключается в недостаточной сформированности социальной направленности личности, социальных навыков и соответствующих вербальных средств для адекватных межличностных отношений, их кратковременность и неустойчивость, преобладании эмоциональных мотивов выбора, низком уровне осознанности в оценке значимых качеств личности.

Учитывая данные констатирующего эксперимента, была разработана модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста с использованием основных видов деятельности в урочное, внеурочное время, а также предложены рекомендации, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов. Определены психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста:

  • — обогащение социальных представлений учащихся в процессе совместной деятельности;
  • — отработка способов общения при моделировании ситуаций взаимодействия в учебной, внеклассной деятельности и в повседневном общении;
  • — реализация различных значимых для младших школьников моделей социального взаимодействия, вызывающих у детей потребность в общении.

В ходе апробации комплексной модели коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, с учетом выделенных условий, была доказана эффективность ее применения. Выявлена положительная динамика развития социальной направленности личности каждого ребенка вследствие совершенствования социальных навыков общения со сверстниками. Произошли изменения в статусной структуре групп, увеличился уровень благополучия учеников за счет укрепления позиций каждого ребенка в системе межличностных отношений. Изменились мотивы выбора (дети стали отдавать предпочтения деловым и личностным качествам). Увеличилось число контактов, их качественная основа (отношения в большинстве случаев стали носить партнерский характер), а также их длительность в группе сверстников.

По результатам исследования можно констатировать, что произошли изменения в трех аспектах межличностных отношений: актометрическом, аффективном, гностическом, что обеспечило положительную динамику в формировании межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в целом.

Таким образом, целенаправленное формирование межличностных отношений должно стать неотъемлемой частью коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха. Предложенная модель коррекционно-педагогической работы позволяет сгладить и преодолеть трудности их социальной адаптации, обеспечить полноценное психическое развитие, что поможет приобрести адекватный его личностным потребностям социальный статус.

Коррекционно-развивающий эффект предложенной комплексной работы позволяет прогнозировать полезность его применения в практике обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой