Этруски.
Наука древних цивилизаций
Этрусские игральные кости пока древнейшие из находок подобного рода в западном полушарии. А, возможно, и в мире. Представляя роль, какую играли числительные в общественной жизни, мы вправе предположить, что эти предметы применялись при жеребьевке, в суде, в выборных процессах. Еще в одном месте на территории бывшей Этрурии (гор. Autun) археологи откопали такой же кубик, и на нем числа обозначены… Читать ещё >
Этруски. Наука древних цивилизаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этруски — загадочный народ, происхождение которого пока остается неизвестным. Они пришли в Италию, возможно, из Малой Азии, и поселились к северу от Рима немногим ранее 8 в. до н.э. К 6 в. до н.э. они заняли около одной трети современной Италии.
С историческими источниками этрускам просто не повезло: человеческая цивилизация уничтожила все труды, где о них хоть что-нибудь рассказывалось. Доподлинно известно, что еще в I веке была написана «Этрусская история» и «Этрусская дисциплина».
До наших дней дошло более 10 000 этрусских надписей, включая азбуку 8 в. до н.э., известную под названием Marsiliana Tablet «марсилианская табличка». Этрусский алфавит в том виде, как он представлен на этой табличке, содержит 26 букв: все 22 буквы семитского происхождения плюс 4 буквы, которые были добавлены греками. Таким образом, его греческое происхождение очевидно, хотя некоторые специалисты подвергают сомнению тот факт, что он произошел из западногреческого, и утверждают, что он развился из греческого письма еще до расщепления последнего на восточногреческую и западногреческую ветви. В любом случае этрусский алфавит был важным шагом на пути к возникновению римского алфавита: он принес такие новшества, как избыточное использование трех букв C, K и Q для звука [k]. Подобно семитскому и раннегреческому, этрусское письмо было направлено справа налево.
Этрусский язык не расшифрован. Неизвестны и названия чисел. В 20-х годах были найдены игральные кости. Эти события надо отнести к наиважнейшим во всей трехсотлетней истории этрусскологии. Что в этих «игрушках» особенного? На шести сторонах костяного кубика числа обозначены не точками, как принято во всем мире, но словами. Это числительные от одного до шести. В каком-то из мировых языков должны сохраниться соответствия! Конечно, за три тысячелетия формы слов могли измениться, но не настолько, чтобы не узнать. Кости, найденные при раскопках в городе Тоскане, (tusci — напомним, что и так этрусков называли римляне) содержали шесть числительных, но в каком порядке они размещались, установить пока невозможно, не зная того наречия, в котором они звучали. Какое из этих слов означает «один», а какое — «шесть»?
Простые числительные во всех языках видоизменялись. Названия отдельных чисел заменялись другими. Этого не избежал ни один язык. При более углубленном исследовании темы может оказаться, что числительные — наиболее открытая влияниям категория лексики.
Этрусские игральные кости пока древнейшие из находок подобного рода в западном полушарии. А, возможно, и в мире. Представляя роль, какую играли числительные в общественной жизни, мы вправе предположить, что эти предметы применялись при жеребьевке, в суде, в выборных процессах. Еще в одном месте на территории бывшей Этрурии (гор. Autun) археологи откопали такой же кубик, и на нем числа обозначены так же — числительными. Но — совершенно другими, крайне не похожими на тосканские. Алфавит тот же, слова иные.
В этрусскологии должен был давно возникнуть вопрос. Может ли в одном языке одновременно функционировать две системы простых числительных от одного до шести? Мировая языковая практика решительно отвечает — невозможно! Различные цифровые ряды это — да. Например, в Европе сейчас пользуются и римскими, и арабскими цифрами. В Китае — своими, и арабскими, и римскими. Но система названий чисел всегда только одна. Числительные могут замениться в течение времени, даже полностью обновляться. Одновременно же разные системы числительных ни в каком языке ужиться не могут. Если так, то решение возникшей задачи должно быть одно — числительные на игральных костях, написанные этрусским письмом, свидетельствуют о существовании, по меньшей мере, двух «этрусских языков». Во всяком случае, это был не единый язык.
Авторы надписей на «отенских костях» не знали языка оригинала. И потому придали чужим числительным внешне-математический характер: числительное обозначалось количеством букв, соответствующим выражаемому числу.
В древности высокой репутацией пользовалась этрусская медицина, но о ней известно лишь то, что этруски осушали болота для борьбы с малярией и были искусны в лечении зубов.
Этруски были превосходными инженерами и строителями. Они создали системы сельскохозяйственной ирригации, городской канализации, проложили дороги через холмы и скалы.
Священной наукой у этрусков считалось гадание, т. е. определение будущего посредством изучения внутренностей убитых животных или полета птиц. Предположительно, они переняли эту науку у вавилонян. В Этрурии широко применялись жертвы животных и даже людей.
Известно, что в этрусском искусстве Тиния часто изображается с молнией в руке. Вообще этруски были крупными потребителями электрического тока. Они расходовали его очень щедро, поскольку ни счетчики, ни инспектора не были еще изобретены. Один этрусский жрец, предшественник Франклина, неосторожно занялся опытами и заплатил за это своей жизнью.
Поскольку лишь небо снабжало этрусков электричеством, его применяли только в религиозных надобностях. Но у древних религиозные надобности были тесно связаны с их жизнедеятельностью. Короче говоря, у этрусков молния была классифицирована, каталогизирована, снабжена этикетками в зависимости от своего происхождения, цвета и направления. Руководствуясь этими данными, этруски определяли, от какого бога исходит молния и что она означает. Она могла означать удовлетворение, отказ, предупреждение, она могла также карать. О. Мюллер объяснял частые грозы в приморской Этрурии тем, что почвы ее были болотисты, а воздух сырой и нездоровый. Этрусская наука о молниях существовала вплоть до 409 г. н.э., когда фульгуриаторы города Нарния предложили с помощью молний прогнать готов, угрожавших их городу так же, как и Риму. Потомки этрусков поставили лишь одно условие, чтобы папа Иннокентий благословил их на публичную церемонию и торжественные заклинания. Но, по всей вероятности, предпочтение было оказано готской ночи, воцарившейся в Европе на десяток веков…
В общем, молния оставалась чем-то вроде «небесного гвоздя», который каждый из девяти богов, хозяев молний, мог вбить в землю, чтобы сообщить то или иное свое решение.
Этруски знали о существовании параллельных миров и их обитателей. У этрусков была сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии.
Вселенная представлялась этрускам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству.
Параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней — видимой части предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых.
Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, — в 6 в. до н.э. Ось города образовывали две большие улицы, кордо и декуманус: одна проходила с севера на юг, другая — с запада на восток. Город в идеале должен был иметь трое ворот на конце этих осей: кордо заканчивалась у тройного алтаря, находившегося у окраины города.