Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феодальный период в отечественной истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения общих вопросов собирался сход (вече) — собрание членов общины. Русская земледельческая община отличалась от западноевропейской. Ведение сельского хозяйства в условиях постоянного риска, слабости и неустойчивости индивидуального хозяйства делали необходимым существование общины как регулятора производства, органа социальной поддержки. Так, без согласия общины нельзя было продать землю… Читать ещё >

Феодальный период в отечественной истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный период самый продолжительный (более тысячи лет). Восточные славяне жили родовыми общинами. По мере расселения на восток у них ослабевали родовые связи. На смену родовой пришла семейная община. Каждая семья владела собственной пахотной землей, которую можно было передавать по наследству. В коллективном пользовании находились угодья — вода, лес, сенокосы. Постепенно патриархально-общинная собственность уступила место феодальной.

Феодальные отношения развивались на основе подчинения свободной общины военно-племенной верхушке. Такой тип раннего феодализма был характерен не только для восточных славян, но и для народов, населявших Англию, Германию, Скандинавию.

Для решения общих вопросов собирался сход (вече) — собрание членов общины. Русская земледельческая община отличалась от западноевропейской. Ведение сельского хозяйства в условиях постоянного риска, слабости и неустойчивости индивидуального хозяйства делали необходимым существование общины как регулятора производства, органа социальной поддержки. Так, без согласия общины нельзя было продать землю, а переделы земли, происходившие между общинниками, коллективное выполнение повинностей и уплата налогов не допускали расслоения на богатых и бедных. В русской крестьянской общине отсутствовала частная собственность на землю. Этим она принципиально отличалась от западноевропейской «марки». Как социальный институт община сохранилась в России до XX в.

Сословие феодалов состояло из светских и духовных землевладельцев. Главным источником создания и расширения светских и духовных феодальных владений являлись черные (черносошные) земли, на которых жили свободные крестьяне, которые позднее перешли в разряд государственных. Черносошные крестьяне платили налоги великому князю (царю) и выполняли определенные повинности. Много таких земель было на Севере. В центральных областях правом отчуждать, т. е. продавать, менять, дарить черные земли, обладал только великий князь. Земельные сделки между крестьянами совершались под наблюдением княжеской администрации. Власть использовала черные земли для распространения феодальных отношений. К середине XVII в. земли «черных» волостей центральных уездов передавались феодалам, а крестьяне превращались в крепостных. Наиболее активно раздача земель дворянству шла в 1620-х и 1680-х гг. Только за 1682−1711 гг. было роздано более 1 млн. десятин земли.

Дворцовые земли принадлежали членам великокняжеской, а потом царской семьи. Они выделились из состава черносошных земель лишь в XVI в.

Крупными землевладельцами в эпоху раннего и зрелого феодализма являлись монастыри. До XIV в. они редко владели землями, поскольку сделанные в их пользу земельные вклады могли обмениваться или выкупаться родственниками. Но со второй половины XIV в. монастыри начали превращаться в самостоятельные феодальные хозяйства со значительными земельными владениями. Усиление экономических позиций превратило черное духовенство во влиятельную феодальную группу. В XIV в. было основано 42 монастыря-вотчинника, в XV в. — 57, в XVI в. — 51. Всего насчитывалось 150 подобных монастырей. Крупные монастыри центральных уездов занимались хозяйственной деятельностью, сдавая крестьянам землю в аренду, собирая с них денежный оброк. В XVI в. от 30 до 50% доходов монастырей состояло из пожертвований и вкладов, от 22 до 31% - из денежных платежей крестьян.

Земли светских феодалов разделялись на вотчинные и поместные. Вотчина (или «отчина») — земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности. Вотчинное землевладение зародилось в период раннего феодализма. До завершения образования централизованного государства в стране существовали огромные вотчинные владения. Они принадлежали удельным и служилым князьям. Удельные князья — это, как правило, вчерашние «владельцы» присоединенных к Московскому государству княжеств. Вотчины им передавались в качестве «пожалования». Служилые князья — это феодальная знать, перешедшая вместе со своими землями на службу московскому государю.

Поместье — неотчуждаемая земельная собственность, передаваемая во временное пользование, как правило, за военную службу верховному правителю — великому князю и царю. Передавать поместья по наследству можно было, если сын выходил на службу «в отца место». Уклонение от службы наказывалось конфискацией поместья. Первое упоминание об условном земельном владении относится ко времени правления Ивана Калиты (1325−1340 гг.). Развитие поместного землевладения как системы связано с земельной реформой Ивана III (1462−1505 гг.). Во времена его царствования получила распространение практика раздачи в пользование за службу не только княжеских, но и государственных земель. В присоединенных землях Новгорода, например, были конфискованы вотчины новгородских бояр, монастырей и розданы в качестве поместий выходцам из старинных московских боярских родов. Организацией поместной системы занималось специальное государственное ведомство — Поместный приказ. Утверждение поместного землевладения являлось необходимой мерой, обеспечивавшей верных двору государя военных вассалов. Военная служба для «помещиков» стала наследственной. В 1556 г. было принято «Уложение о службе», которое определило точный порядок несения ими военной службы. С этого времени их стали называть дворянами.

В XVI в. поместная система была самым распространенным видом землевладения, а дворянство превратилось в главную опору централизованного государства. Еще Судебник 1497 г. провозгласил, что вся земля находится в феодальной собственности, разделенной на собственность государства и отдельных феодалов. Все население страны, таким образом, разделялось на служилое сословие, которое несло только государственные повинности, и тягловое, платившее государству налоги и выполнявшее разнообразные повинности.

Во второй половине XVI — начале XVII в. принцип условности земельной собственности государство пыталось перенести с поместий на вотчины. Рядом решений государство ограничивало права вотчинников. Оно стремилось юридически сблизить вотчину и поместье, расширить право власти на конфискацию земель, находившихся как в вотчинном, так и поместном пользовании.

В течение X—XI вв. происходил процесс превращения дани в феодальную ренту. В Древней Руси, как и в Западной Европе, существовали три вида ренты: отработочная (барщина), натуральная (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). В период раннего феодализма преобладала натуральная рента, позже — отработочная.

В XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси, ставшей основой формировавшегося государства, существовали все три формы феодальной ренты, но определяющее положение занимала отработочная рента. В XVI в. постепенно оформилась барщинная система, тесно связанная с крепостным правом. Укреплению барщины способствовали формирование поместной системы и сокращение количества черносошных земель, возрастание феодальной эксплуатации и привилегированного положения служилых людей, усиление власти феодалов над крестьянами, резкое возрастание налогового пресса. К концу столетия по распространенности барщина занимала первое место среди других видов ренты.

Помимо ренты крестьяне выполняли многочисленные повинности, что объяснялось натуральным характером хозяйства того времени. Их количество достигало 20. В государственной деревне существовала система выполнения различных повинностей, связанных с обслуживанием ямской гоньбы, доставкой казенных грузов, строительными работами, с мобилизациями в армию по указу царя.

Усиление внеэкономического принуждения и развитие рентных обязательств сокращали экономические, правовые, личные права крестьян и подчиняли их феодалу. Раньше крестьяне могли менять владельца и в определенные сроки в течение года уходить жить на другое место. Уже в середине XV в. монастырским крестьянам запрещалось покидать земли. Для них вводилось ограничение — неделя до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября по старому стилю). Срок выхода был подтвержден Судебником 1497 г. По Судебнику 1550 г., закрепившему и ужесточившему эти порядки, беспошлинно и бессрочно можно было только «продаться» «с пашни» в полные холопы. Переход в более тяжелую форму феодальной зависимости ничем не ограничивался. В 1581 г. последовал временный, а затем и бессрочный запрет на уход крестьян от землевладельца. По указу 1597 г. устанавливался 5-летний сыск беглых крестьян («урочные лета»). Соборное уложение 1649 г. провозгласило бессрочность сыска, что позволяет говорить о закреплении крестьян за землевладельцами. В целом же процесс оформления крепостничества затянулся до начала XVIII в.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой