Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная политика в сфере образования и ее реализация в сельских школах Кемеровской области во второй половине 1940-х — середине 1960 — х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой любого исследования являются конкретно-проблемные методы. Каждый из этих методов имеет свою специфику, которая определяется особенностями объекта познания.1 В диссертационном исследовании использованы общенаучные и социально-исторические методы, а также метод статистического исследования. Особенностями историко-сравнительного метода являются: способность раскрыть сущность изучаемых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Государственная политика в сфере образования в условиях перехода ко всеобщему обязательному образованию
    • 1. 1. Переход к обязательному семилетнему образованию
    • 1. 2. Переход к политехническому образованию
  • Глава II. Реализация государственной политики образования в сельских школах Кемеровской области
    • 2. 1. Обеспечение обязательного семи-восьмилетнего образования и политехнизации в сельских школах 75 Кемеровской области
    • 2. 2. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация сельских школьников
  • Глава III. Состояние общеобразовательных школ сельских территорий Кемеровской области и их деятельность в условиях реформ второй половины 1940-х — середины 1960-х гг
    • 3. 1. Изменение материально-технической базы и численности учащихся сельских школ
    • 3. 2. Кадровый потенциал сельских школ

Государственная политика в сфере образования и ее реализация в сельских школах Кемеровской области во второй половине 1940-х — середине 1960 — х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. История становления и развития системы образования в нашей стране может рассматриваться лишь в общем контексте истории страны, так как образование является' неотъемлемой составной частью общественной жизни и всегда выполняет социальный заказ. «Современное российское общество живёт в эпоху перемен, коснувшихся в том числе и системы образования, которое объявлено одним из приоритетных направлений государственной политики».1 Необходимость кардинальных преобразований заставляет исследователей обратиться к истории становления и развития системы образования, попыток ее реформирования, проанализировать полученные положительные и отрицательные итоги. Россия — огромная страна, где каждый регион имеет свою специфику, и если её не учитывать, ни одна реформа не даст положительного результата.

В Кузбассе десятилетиями нарабатывался богатейший педагогический опыт, есть хороший научный потенциал для дальнейшего развития. Несмотря на то, что Кузбасс — индустриальный регион, в последние годы и федеральные, и региональные власти уделяют проблемам сельского хозяйства самое пристальное внимание, в том числе повысились и требования к сельской школе. Село нуждается в грамотных квалифицированных специалистах, а их подготовка начинается уже в школе. Для повышения профессионального уровня сельской школы необходимо хорошо представлять, в чём должна состоять суть её преобразований. Обращение к историческому опыту организации школьного образования поможет использовать накопленные достижения и избежать ошибок прошлого.

На современном этапе в условиях перехода ко всеобщему одиннадцатилетнему образованию, с одной стороны, и профильному обучению, с другой, анализ развития сельской школы представляет как научный, так и практический интерес. Залогом успеха любой реформы является её преемственность, неразрывная связь с прошлым, из которого следует взять самое прогрессивное и двигаться вперёд.

Степень изученности проблемы. Советские историки и историки педагогики проделали большую работу по изучению и анализу процессов, происходивших в народном образовании во второй половине 40-х — нач.70-х гг. XX века. Ими дана всесторонняя оценка основных направлений правительственной политики в сфере народного образования, прежде всего, реализации закона о всеобуче, состояния материально-технической базы школ после Великой Отечественной войны. В историографии исследуемой темы, на наш взгляд, следует выделить два этапа.

Первый этап — (середина 1940;х — конец 1980;х гг.) — это советская историография. Отличительной чертой публикаций данного периода было рассмотрение развития системы образования с позиций положительной динамики, роста показателей, достижений советской эпохи.

Второй этап — это 1990;е гг. — начало XXI века. В публикациях этого периода просматривается более критический подход к анализу развития системы образования. Авторы научных и научно-публицистических статей ставят задачу не просто проследить развитие образования, а дать объективную картину, выявить проблемы и их причины. Данный этап можно разделить на два подэтапа. Первый — 1990;е годы. В этот период выходят работы, в которых нашли отражение новые подходы и методы в оценке развития как истории нашей страны в целом, так и отдельных её этапов и направлений, в частности. Критический анализ — вот основа публикаций данного периода. Второй подэтап — это работы начала XXI в. Критика советской истории и пафоса сменилась объективным анализом и вычленением наиболее существенных элементов советской системы, которые необходимо было не просто реформировать, а, сохраняя самобытность российского образования, интегрировать его в мировую систему и сделать наших выпускников конкурентоспособными.

I 5.

Анализ послевоенного периода историографии изучаемой проблемы 1 показывает, что работы по данной проблематике практически отсутствуют.

Труды, вышедшие в первом из выделенных нами этапов представлены работами как публицистического, так и научного характера. Во многом это I объясняется внутренней государственной политикой. Период «оттепели».

Н. С. Хрущева и последующие годы обозначили новые подходы к системе образования и ее роли в воспитании молодого поколения, которые требовали изучения и оценки исторического наследия прошлого в системе образования. Изучение истории образования нашло освещение в работах различных авторов, занимающихся анализом социального развития общества и народного образования в частности. Большая часть работ посвящена изучению отдельных вопросов развития образования, среди которых роль школы в борьбе за грамотность и повышение уровня образования населения, воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы. Однако они не затрагивают уровень экономической грамотности и профессионализма работников сельскохозяйственной сферы.

На общем фоне хотелось бы выделить труды М. И. Дейнеко, который в своей монографии «40 лет народного образования в СССР"1 на основе анализа статистических материалов совершенно справедливо приходит к выводу, что «введение в СССР всеобщего обучения детей является крупнейшим шагом вперёд по пути культурного развития советского общества, расширение сети школ и увеличение контингента учащихся в них создаёт реальные условия для значительного повышения производительности труда как в промышленности так и в сельском хозяйстве».2 Автор также поднимает ряд нерешённых, актуальных проблем — нехватка учебников, учебно-методической литературы и наглядных пособий, несмотря на то, что издательства постоянно увеличивали тиражи выпускаемой учебной литературы, её пока ещё было недостаточно.

Другой серьёзной проблемой являлась нехватка подготовленных педагогических кадров. М. И. Дейнеко отмечает, что в СССР сложилась эффективная система подготовки и повышения квалификации педагогов, позволяющая подготовить высококвалифицированных учителей. Повысить свой профессионализм педагоги могут через занятия на курсах при областных ИУУ, а в. каждом районе — через методические и педагогические кабинеты. Проблемы сельской школы и пути их решения отдельно автором не освещаются.

Развитие народного образования в сельской местности М. И. Дейнеко рассматривает лишь в общем контексте достижений социалистического государства и отмечает, что Совет Министров СССР и Министерство просвещения СССР постоянно увеличивали объемы финансирования сельских школ в целях укрепления их материально-технической базы.1 л.

В этот жепериод вышла* работа М. П. Ким, в которой автор анализирует успехи проведения1 культурной революции в стране, в том числе отмечает, что ликбез в. деревне шел эффективно, хотя, имел ряд сложностей, среди которых автор называет нехватку кадров, учебников, времени.

В конце 1950;х гг. появляются^ два фундаментальных труда, С. М. Шабалова3 и С. Г. Шаповаленко4, посвященных проблемам политехнического обучения.

С. М. Шабалов подробно рассматривает теоретические. основы организации политехнического обучения. Автор показывает тесную связь последних достижений науки и техники с производством и в этой связи — с новыми задачами общеобразовательной школы. Важнейшей задачей, по его мнению, является усиление связи с жизнью, необходимость более активного включения учащихся в производительный общественно-полезный труд.

1 Дейнеко М. И. 40 лет народного образования в СССР. — М., 1957. С. 58.

2 Ким М. П. 40 лет советской культуры. — М., 1957.

3 Шабалов С. М. Политехническое обучение. — М.} 1956.

4 Шаповаленко С. Г. Политехническое образование в советской школе на современном этапе. -М., 1958. непосредственно на производстве, ведь без этого дальнейший общественный прогресс был действительно невозможен.

Главной заслугой С. Г. Шаповаленко как исследователя стало то, что он в своём труде «Политехническое образование в советской школе на современном этапе» обосновал социальную и историческую необходимость введения политехнического обучения. Автор рассматривает основные направления внедрения в общеобразовательных школах основ политехнического обучения, а также условия, необходимые для наиболее успешного осуществления намеченных мероприятий.

Проанализировав первые предварительные итоги введения основ-политехнического обученияС. Г. Шаповаленко делает вывод о том, что «без соответствующей подготовки педагогических кадров, расширения и укрепления’материально-технической базы, школ, подробного ознакомления учащихся с такими отраслями народного хозяйства, как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение, металлургия и сельское хозяйство дальнейшее осуществление политехнического обучения в общеобразовательных школах будет невозможно».1.

Вопросы развития* культурно-технического уровня рабочих и его влияния на производительность труда частично были отражены в трудах А. Д. Гладкого, Г. В. Гутмана, В'. Г. Игнатова, Н. М. Моторнюк, А. К. Рычкова. Авторы рассматривают образование как определяющий фактор в научно-техническом прогрессе, однако такой подход не показывает личностный фактор в процессе получения образования, не раскрывает вопрос.

0 том, какими формами и методами решались проблемы отсева, неуспеваемости, социальные проблемы, связанные с получением образования.

1 Шаповаленко С. Г. Политехническое образование в советской школе на современном этапе.-М., 1958.-С. 104.

2 Гладкий А. Д. и др. Влияние народного образования на экономическую эффективность общественного производства и некоторые вопросы его измерения // Пути повышения экономической эффективности общественного производства в условиях развитого социализма. — Ростов-на-Дону, 1979; Моторнюк Н. М. Социальная роль общеобразовательной школы. — Киев, 1976; Рычков А. Г. Социальные проблемы общего образования СССР в условиях НТР. — М., 1978.

В указанных работах в основном рассматривается проблема на материалах городского населения, а сельское население и уровень обеспеченности села профессиональными кадрами не затрагивается.

Среди работ, вышедших в 1960 — 1970;е гг. особенно интересны монографии, посвящённые общим вопросам культурного строительства в стране в целом и в отдельных регионах. Ценность этих работ состоит в том, что они содержат богатый фактический материал о количестве школ, численности учителей и учащихся в них.

1 л.

В работах таких исследователей, как П. И. Кабанов и В. Т. Ермаков образование рассматривается как одно из важнейших направлений культурной революции, произошедшей в нашей стране. Авторы дают подробный анализ государственной политики в сфере народного образования. Эти исследователи наглядно и убедительно показали достижения в сфере народного образования: значительное повышение уровня образования населения, расширение сети школ, увеличение контингента учащихся в них.

Вопросам укрепления связи обучения с производительным трудом школьников посвящена монография М. Н. Скаткина «О дидактических о основах связи обучения с трудом учащихся», в которой он убедительно и на конкретных примерах доказывает, что «обучение, тесно связанное с трудом, делает знания учащихся более жизненными, конкретными, глубокими, практическими и действенными». В дальнейшем эта связь должна стать еще теснее, так как без осуществления такой связи общеобразовательная школа не сможет решить задачи, возложенные на неё обществом и государством.

Проблеме организации всеобуча детей в Сибири и на Дальнем Востоке в послевоенные годы (1946 — 1950) посвящена статья Ф. А. Лукинского «Организация всеобуча детей в Сибири и на Дальнем Востоке в послевоенные годы (1946 — 1950)». По мнению автора статьи, «Великая Отечественная война приостановила осуществление культурной революции в СССР и.

1 Кабанов П. И. История культурной революции в СССР. — М., 1971.

2 Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. — М., 1968.

3 Скаткин М. Н. О дидактических основах связи обучения с трудом учащихся. — М., 1960. замедлила темпы семилетнего образования, значительно сузила среднее образование.

В послевоенный период важнейшей задачей партии и всего советского общества на четвертую пятилетку становится ликвидация разрушительных последствий войны в области народного образования".1 Оценивая масштабы разрушительных последствий войны, Ф.* А. Лукинский делает вывод, что они были значительными, однако «за годы четвертой пятилетки на территории Сибири и Дальнего Востока была в основном восстановлена материальная база всеобуча, увеличена сеть семилетних и средних школ, проведена значительная работа по подготовке и повышению квалификации учителей, по организации всеобщего начального и семилетнего обучения детей и расширению среднего образования. Но полностью ликвидировать все последствия войны за эти годы не удалось. Таким образом, проблема ликвидации последствий войны стала переходящей проблемой на следующее пятилетие».2.

Основным направлениям развития народного образованияв РСФСР посвящено диссертационное исследование С. П. Гагарина.3 По мнению исследователя, в сфере народного образования в республике достигнуты впечатляющие успехи: расширилась сеть начальных и общеобразовательных школ, значительно укрепилась их материальная база, что позволило увеличить численность учащихся, открыты группы продлённого дня и школы с продлённым днём, помогающие постепенно улучшать качество учебно-воспитательного процесса в школах. На территории РСФСР развёрнута сеть учреждений заочного и вечернего обучения, позволяющая молодёжи получить образование без отрыва от производства. Несмотря на впечатляющие успехи существует и ряд пока нерешённых проблем, к.

1 Лукинский Ф. А. Организация всеобуча детей в Сибири и на Дальнем Востоке в послевоенные годы (1946 — 1950) // Новая система народного образования в СССР. — М., 1960.-С. 64. .

2 Там же. С. 65.

3 Гагарин С. П. Развитие народного образования в РСФСР после XX съезда КПСС (1956 -1964): автореф. дисс.. канд.истор.наук. — М.1965. которым С. П. Гагарин относит не только нехватку педагогов в школах, но и низкий уровень подготовки и квалификации учителей. Для решения этой проблемы «в последние годы были приняты меры к укомплектованию педагогическими кадрами сельских школ. В настоящее время эта задача ещё не решена. Во многих краях, областях и АССР республики потребность в педагогических кадрах очень большая. Всё ещё велика текучесть учителей из-за неустроенности быта».1.

В коллективной монографии «Школа Западной Сибири за 50 лет советской власти"2 выделены и проанализированы основные этапы истории становления и развития советской школы, прошедшие со времени октябрьской революции 1917 г. Исследователями подробно освещён период 1940;х гг. По их мнению, проблема осуществления всеобуча являлась самой главной для органов народного образования в 1940 — 60-е гг. «Одним из важнейших этапов на пути продвижения вперёд в области всеобуча стал закон.

0 введении с 1949 г. обязательного семилетнего обучения, который практически был реализован к 1951 году".3 При этом органы народного образования, учитывая специфику Западной Сибири, вынуждены были идти на открытие малокомплектных, так называемых «карликовых», школ.

Необходимость открытия таких школ была обусловлена обширными просторами края и большой отдалённостью сельских населённых пунктов друг от друга. Так, в сельской местности в Новосибирской, Томской, Кемеровской и других областях Западной Сибири появились школы, в которых накопляемость классов не превышала 6 — 8 человек. После решений XX съезда КПСС в школах Западной Сибири широкое распространение получили опыты по внедрению различных приёмов политехнического обучения, призванные укрепить связь обучения с жизнью, с личностно значимым жизненным опытом школьников. А для этого сначала необходимо.

1 Гагарин С. П. Развитие народного образования в РСФСР после XX съезда КПСС (1956 -1964): автореф. дисс.. канд.историч. наук. — М., 1965. — С. 9.

2 Школа Западной Сибири за 50 лет советской власти. — Новосибирск, 1970.

3 Там же. С. 196. и было повысить уровень подготовки самих педагогов. Один из авторов названной монографии Ф. Ф. Шамахов частично освещает проблему подготовки учительских кадров на всех этапах развития советской школы, приводит данные о количестве учителей-предметников, подготовленных через педагогические курсы, в педагогических училищах и техникумах, учительских институтах. Он отмечает, что «несмотря на то, что количество дипломированных педагогов в 1950 — 60-е гг. постоянно росло, их всё равно не хватало.1 Ф: Ф. Шамахов констатирует, и с ним сложно не согласиться, что педагогов в сельских школах не хватало, но не рассматривает возможные пути решения данной проблемы, а также не освещает вопрос о том, как решались бытовые проблем учителей вообще и сельских в частности.

Значительный вклад в изучение истории становления и развития школьного образования в Кузбассе внесли авторы обобщающих трудов по истории нашего региона таких, как «История Кузбасса», «Кузбасс. Прошлое, настоящее, будущее», 3 «Очерки истории партийной организации Кузбасса».4 Данные труды интересны тем, что их авторы анализируют условия, в которых развивалась система школьного образования в Кузбассе, а также оценивают итоги этого процесса на отдельных этапах. На основе всестороннего изучения архивных материалов исследователи показали динамику увеличения количества школ в области, роста контингента учащихся.

Увеличение количества учащихся неизбежно породило новые трудности, связанные, в первую очередь, с постоянным недостатком средств на содержание и текущий ремонт школьных помещений, на строительство новых школ, отсутствием достаточного количества учебной и методической литературы в школах.

В-вышедшем в 1978 г. научно-популярном издании «Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее» даётся статистическая справка о численности учащихся.

1 Школа Западной Сибири за 50 лет советской власти. — Новосибирск. 1970. — С. 202.

2 История Кузбасса. — Ч. III. — Кемерово, 1970.

3 Кузбасс: Прошлое, настоящее, будущее. — Кемерово, 1978.

4 Очерки истории партийной организации Кузбасса. — М., 1967. школ на начало Великой Отечественной войны и на момент её окончания, а последующие десятилетия в развитии народного образования почти не освещены даже в общих чертах, не говоря уже об анализе развития сельских школ. Среди проблем, которые предстояло решить в сфере народного образования уже в первые послевоенные годы, авторы отмечают следующие: «большой отсев учащихся школ, второгодничество, наличие детей школьного возраста, не охваченных учёбой. В отчётном докладе на II областной конференции отмечено, что в январе 1947 года 4 697 детей оставались вне школы, а область имеет самый высокий процент отсева учащихся в РСФСР».1 Аналогичным же образом вопросы школьного образования в Кузбассе рассмотрены авторами сборника статей «Очерки истории партийной организации Кузбасса». Д. В. Кацюба в своём учебном пособии «История л.

Кузбасса" разделу образования посвятил лишь половину страницы, гдесодержится краткая информационная справка о количестве школ, студентов вузов и техникумов в середине 1970;х гг., а предыдущие годы почти не освещены.

Изучению основных этапов становления трудового и политехнического обучения, принципов его организации и их практической реализации в школах Западной Сибири в послевоенное десятилетие посвящено диссертационное исследование М. Г. Хитарян «Из истории трудового и политехнического обучения в Западной Сибири в послевоенные годы (1945 — 1958)». Автор дает высокую оценку деятельности партийных и советских органов по повышению образовательного' и общекультурного уровня населения Западной Сибири за годы советской власти. По мнению М. Г. Хитарян, «необходимость введения трудового политехнического обучения* во всех типах школ была продиктована убыстряющимися темпами технического прогресса народного хозяйства и отражала объективную потребность, развития советского общества».1.

В. С. Плясовских в своей работе «Политика КПСС в области народного образования» даёт высокую оценку достижений вэтой области: повышение эффективности мероприятий по охвату детей школой и как следствие— повышение общекультурного уровня населения СССРдетально продуманная организация, производственного обучения школьников, позволившая накопить ценный опыт профессионального обучения! кадров ещё в стенах средней школы. Вместе с тем автор-отмечает, что «определённые успехи, достигнутые школами, не могли заслонить в целом достаточно низкого уровня подготовки учащихся».2.

В. С. Плясовских лишь констатирует факт подготовки тружеников-, сельскогохозяйства сельскимиг школами, но сколько их было подготовлено, насколько эффективной была профориентационная работа в сельских, школах — ответов на эти вопросы в монографии нет.

Изучению вопроса о роли сельской школы в повышении образовательного уровнясельского населения в Западной Сибири в 1945 — 60-е гг. посвящена статья Т. Ml Бадалян. По мнению автора статьи, достижение высокого уровня культуры и образования* сельского • населения в послевоенное пятилетие было бы невозможно без, «кропотливой и напряжённой работы по восстановлению материальнойбазы сельских школ. Такая напряжённая работа привела к определённым результатамК концу 4-й пятилетки число школ в Западной Сибири увеличилось в среднем на 3,5%. В сельской местности в Западной Сибири в 1945;1946 учебном году начальные школы составляли около 80%, семилетние — около- 17%, асредние — лишь 3%». 3.

1 Хитарян М. Г. Из истории: трудового и политехнического обучения в школах Западной Сибири в послевоенные годы (1945 — 1958): автореф. дисс.. канд. ист. наук. -М., 1962.

2 Плясовских ВС. Политика КПСС в области народного образования. — М., 1987. — С. 74.

3 Бадалян Т. М. Роль сельской школы в повышении, образовательного уровня сельского населения Западной Сибири (1945 — I960) //Развитие народного образования и культуры в.

Приводимые Т. М. Бадалян статистические данные отражают положение дел в Западной Сибири в целом, данные по Кемеровской области отрывочные, и по ним не представляется возможным создать целостную картину развития сельских школ в Кузбассе.

Трудовому воспитанию и профориентации школьников посвящена монография М. Н. Скаткина и Э. Г. Костяшкина. Авторьг монографии сформулировали следующие задачи трудового обучения и воспитания:

— подробно познакомить школьников с трудом передовых работников различных профессий, сформировав уважительное отношение к труду и людям труда;

— воспитать бережное отношение к орудиям, предметам и продуктам труда;

— вооружить учащихся политехническими знаниями и умениями, научить применять их в процессе труда;

— сформировать устойчивый интерес к труду на общую пользу, способность и потребность, трудиться, дисциплинированность, волевые качества коллективиста и организатора общественно-полезного труда;

— сформировать творческий подход к труду, приобщить школьников к техническому творчеству, к посильному участию в рационализаторской деятельности, в проведении сельскохозяйственных опытов;

— помочь каждому школьнику выбрать профессию и вплотную подвести к овладению ею".1.

Трудовое воспитание и профориентация школьников, по мнению исследователей, являются важнейшим делом руководителей педагогических коллективов, учительских и ученических организаций, родителей и общественности. Эти цели и задачи, несмотря на социально-экономические.

Сибири за 70 лет Советской власти: Материалы научной конференции, посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. — Омск, 1987. — С. 56.

1 Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. -М., 1984.-С. 180. перемены, произошедшие в нашем обществе, остаются актуальными для школы и в настоящее время.

Проблеме введения всеобщего среднего образования в сельской местности и социального прогресса села посвящена монография JI. Н. Денисовой, 1 вышедшая в 1988 г. Анализируя причины необходимости проведения реформы в сфере образования, автор отмечает, что «к концу 50-х годов вполне выявилась необходимость реорганизации школы и коренного улучшения учебного процесса». Недостаточный профессионально-технический уровень части сельскохозяйственных рабочих серьёзно* сдерживал рост производства.

JI. Н. Денисова даёт высокую оценку результатам реформы 1958 г. «прежде всего потому, что она значительно повысила образовательный уровень сельского населения, способствовала решению проблемы кадров для колхозов и совхозов. В результате село прочно вступило на путь прогресса». Такой вывод автор делает на основе анализа статистических данных о строительстве школ за счёт средств колхозов и совхозов, о значительном увеличении капитальных вложений на нужды народного образования со стороны государства, приводятся данные по отдельным республикам — РСФСР, УССР, БССР и т. д., данные по краям и областям, в том числе по Кемеровской области, в монографии отсутствуют.

Таким образом, на первом выделенном нами этапе историографии представлен достаточно широкий спектр работ, в которых нашло отражение развитие системы образования в СССР, Сибири и Кузбассе и его связь с жизнью, однако указанные работы либо не содержат, либо лишь вскользь упоминают о процессах, связанных с реализацией государственной политики в сельских школах в изучаемый нами период, отмечают проблемы, с которыми приходилось сталкиваться сельским школам.

Второй выделенный нами этап — 90-е гг. XX — нач. XXI векахарактеризуется введением в научный оборот новых статистических источников и попытками исследователей дать более объективную оценку (итогов развития сложившейся за годы советской власти системы народного | образования и политики государства в этой сфере.

Несомненный вклад в исследуемую нами проблему внесла статья В. Н. Бреля «Развитие народного образования в Кузбассе в послевоенный период (1946 — 1950)», 1 в которой автор рассматривает социально-экономические условия восстановления материально-технической базы школ, роль союзной и областной власти в этом процессе. Важный фактический материал содержит данная статья о подготовке педагогических кадров в области, росте профессионального мастерства учителей, однако вопросы сельского учительстве отдельно не затрагиваются.

Проблеме подготовки учительских кадров в годы первой послевоенной пятилетки посвящена работа И. С. Соловенко, в которой автор рассматривает каналы пополнения учительской армии для школ, техникумов, ФЗО. На* основе анализа фактического архивного материала автор делает обоснованный и совершенно справедливый вывод о том, что качественный уровень знаний учителей, их общая педагогическая подготовка, особенно на селе, оставляли желать лучшего, как следствие — выпущенные специалисты имели довольно низкий базовый уровень знаний и были недостаточно хорошо подготовлены к предстоящей профессиональной деятельности.

1 Брель В. Н. Развитие народного образования в Кузбассе в послевоенный период (1946 -1950) // 55 лет Кемеровской области: материалы научно-практической конференции 22 января 1998 г. — Кемерово, 1998.-С. 209−213.

2 Соловенко И, С. Проблема обеспечения кадрами в системе Кемеровского областного управления трудовых резервов (ОУТР) в годы первой послевоенной пятилетки // Кузбасс в годы Великой Отечественной войны: Материалы областной научно-практической конференции, посвященной 55-летию победы в Отечественной войне 20 июня 2000 г. -Кемерово, 2000. — С. 14.

Проблеме реализации политики всеобщего обучения посвящено диссертационное исследование Т. А. Сычевой.1 Автор подробно и всесторонне проанализировала условия проведения политики всеобуча в СССР в целом и в Кемеровской области в частности, охарактеризовала процесс подготовки педагогических кадров, особенности социальной структуры и уровень грамотности населения, укрепления материально-технической базы школ. Исследование Т. А. Сычевой содержит ценнейшие сведения о росте контингента учащихся как в общеобразовательных школах, так и в школах рабочей и сельской молодежи в Кемеровской области. В соответствии с темой исследования автор приводит статистические данные по области в целом, не указывая, сколько было построено школ в сельской местности, насколько возрос в них контингент учащихся. Ответы на эти вопросы требуют дополнительного исследования.

В работе J1. И. Анайкиной «Партийно-государственная политика в л сфере народного образования в РСФСР (1922 — 1991)» даётся детальный анализ основных направлений политики в сфере образования, главное внимание уделено реформе 1958 года, причинам её неудач. Сельская школа в данной работе рассматривается не отдельно, а в общем контексте реализации программы реформы.

В 2006 году было защищена диссертация В. А. Трофимова3 «Реформирование советской системы школьного образования в 1958 — 1964 гг. (на материалах Кемеровской области)», в которой даётся всесторонний анализ состояния дел в народном образовании накануне реформы 1958 года и причин необходимости проведения реформы. Следует согласиться с мнением исследователя о том, что «школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, качественные изменения на производстве,.

1 Сычева Т. А. Реализация политики всеобщего обучения на территории Кузбасса в 30 — 50-е гг.: дисс. .канд.ист. наук. — Кемерово, 2000.

2 Анайкина Л. И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922; 1991): автореф. дисс.. канд.ист.наук. — М., 2001.

3 Трофимов В. А. Реформирование советской системы школьного образования в 1958 -1964 гг. (на материалах Кемеровской области): дисс.. канд.ист.наук. — Кемерово, 2006. поскольку за весь послевоенный период практически не менялись ни система управления школьным образованием, ни содержание обучения. Всё сильнее высвечивались такие явления, как отрыв академического образования от жизни, недооценка политехнического обучения, неудовлетворительная психологическая, моральная подготовка к практической деятельности в сфере материального производства".1.

Выводы, сделанные В. А. Трофимовым, основаны на изучении большого количества разнообразных статистических источников и архивных материалов, в том числе материалов областного учительского съезда 1959 года, и в этом заключается большая научная ценность данного диссертационного исследования. В то же время в диссертации не отражено, как проходила реформа образования в сельской местности Кузбасса, каковы были её итоги для сельских школ.

Анализ историографии показывает, что в работах второго этапа усилен региональный компонент, но развитие сельской школы по-прежнему не получило необходимого освещения.

Таким образом, в отечественной историографии второй половины 40-х гг. XX — начала XXI вв. представлены труды, характеризующие состояние и динамику развития общеобразовательных школ в масштабах страны, отдельных союзных республик, Сибири и Кузбасса, необходимость её политехнизации.

Однако проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что до сих пор нет целостного, системного исследования о развитии сельской школы Кузбасса во второй половине 1940;х — середины 1960;х гг. XX века. Отсутствуют специальные научные работы, в которых была бы показана динамика постепенного роста количества именно сельских школ, повышения качества профессиональной подготовки как самих сельских учителей, так и их выпускников. Во всестороннем анализе нуждается сама специфика учебно-воспитательного процесса в сельских школах Кузбасса. Неосвещенность этих вопросов обусловила выбор темы диссертационного исследования — «Государственная политика в сфере образования и ее реализация в сельских школах Кемеровской области во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг.», определила его цель и задачи.

Объектом исследования является сельская школа Кемеровской области в условиях реализации государственной политики перехода к всеобщему политехническому образованию.

Предметом исследования являются формы, методы и итоги реализации государственной политики в сфере образования в сельских районах Кемеровской области в изучаемый период.

Цель исследования — выявление особенностей и результатов реформирования сельской школы индустриального региона на примере Кузбасса.

Достижению вышеуказанной цели способствовало решение следующих исследовательских задач:

1) определить основные направления государственной политики и условия их реализации в сельских школах Кемеровской области во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг.;

2) дать оценку практической реализации мероприятий образовательной реформы в аграрных районах Кемеровской области и её итоги;

3) показать пути решения, материально-технического обеспечения сельских школ и социально-бытовых проблем сельских учителей;

4) выявить особенности обеспечения педагогическими кадрами сельских школ Кузбасса и проследить динамику роста качественного уровня подготовки учителей для сельских школ области;

5) охарактеризовать количественный и качественный состав учащихся сельских школ в изучаемый период.

Территориальные рамки диссертационного исследования определены границами Кемеровской области. В её состав в исследуемый период входили 18 районов. Основное внимание в своей работе мы уделяем Беловскому, Ижморскому, Промышленновскому, Мариинскому, Крапивинскому и Тяжинскому районам. Такой подход обусловлен спецификой данных территорий — явным преобладанием сельского населения, и как результат — на данных территориях проблемы, характерные для всех аграрных районов Кемеровской области отчетливей других проявились в период проведения реформы образования.

Хронологические рамки диссертационного исследования — вторая половина 1940;х — середина 1960;х гг. охватывают второй (1949 — 1958 гг.) и третий этап (1958 — 1964 гг.) государственной политики, связанной с переходом ко всеобщему среднему обязательному образованию.

Нижняя граница — вторая половина 1940;х гг. — это этап государственной политики, который предусматривал введение всеобщего обязательного семилетнего образования. (Первый этап начался в 1930 г. и был связан с введением обязательного начального образования). Верхняя граница исследования ограничена середина 1960;х гг. — началом перехода к десятилетнему образованию.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является принцип историзма и научной объективности. Принцип историзма предполагает рассмотрение процессов, происходивших в сельской местности во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. в неразрывной связи с конкретно-историческими условиями тех лет, с учётом тех задач, которые ставились перед обществом в этот период. Во-первых, необходимо рассматривать, в каких условиях был начат процесс развития сельских школво-вторых, что он собой представлял в изучаемый периодв-третьих, каковы были особенности и итоги данного преобразования. Сельская школа не может быть выделена из общей системы образования, хотя и имеет свою специфику. Система школьного образования Кузбасса является неотъемлемой составной частью функционирования советской системы образования в целом. Это означает, что в сельских школах Кузбасса происходили те же процессы, что и в других школах: послевоенное восстановление, а затем реформирование.

Принцип научной объективности использовался нами для всестороннего рассмотрения основных направлений правительственной политики в сфере образования и итогов развития сельской школы в Кузбассе за период вторая половина 1940;х — середина 1960;х гг. Принцип объективности при рассмотрении истории развития сельских школ Кемеровской области прежде всего означает: 1) изучение объективных закономерностей, которые определяли развитие народного образования региона как элемента целостной модели управления образовательным процессом- 2) опору на факты, источниковедческую базу- 3) рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности — положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним.

Основой любого исследования являются конкретно-проблемные методы. Каждый из этих методов имеет свою специфику, которая определяется особенностями объекта познания.1 В диссертационном исследовании использованы общенаучные и социально-исторические методы, а также метод статистического исследования. Особенностями историко-сравнительного метода являются: способность раскрыть сущность изучаемых явленийвозможность выявлять общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно-отличное — с другой. Основываясь на данном методе, возможно выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим обобщениям и параллелямон допускает применение всех других общеисторических методов и менее описателен. Историко-сравнительный метод позволил нам проследить динамику всех процессов, развернувшихся в сельской школе во второй половине 1940;х — сер. 1960;х гг., показать общие закономерности развития школьного образования и особенности развития сельской школы.

Метод сравнения позволяет рассмотреть различные данные и даёт наглядную картину прогресса или регресса. Помогает выявить положительную или отрицательную динамику развития объекта. Например, сравнить количественные показатели учащихся в сельских школах Кузбасса за определённый период времени.

Метод обобщения один из важнейших методов, используется для подведения итогов по отдельным вопросам и заключительных выводов по всей работе в целом.

Метод абстрагирования заключается в отвлечении от изучения посторонних вопросов, в выборе значимых для исследователя фактов', и в устранении незначительных, так как в конкретном исследовании следует избегать изучения* непосредственно самого процесса социализации, техники и методики работы школы в связи с тем, что цели и задачи работы другие.

Метод актуализации способствует подходу к работе с точки зрения важности изучения заявленной темы, как для общественной жизни, так и для науки. Заключается в рассмотрении социально-экономической обстановки в изучаемый период, выявлении полезного опыта для сегодняшнего дня.

Использовался также метод интервьюирования (анкетирования). Это — один из самых доступных методов, дающий возможность получить информацию, отсутствующую в источниках. Этот метод заключается в письменном опросе респондентов, которые имели непосредственное отношение к развитию сельской школы Кузбасса в. изучаемый период. Опрашиваемые заполняют заранее составленные анкеты, затем информация анализируется, сравнивается с другими источниками и подводится итог. Издержки этого метода исследования заключаются в том, что, как правило, ответы в анкетах носят субъективный характер, многие факты забыты или преувеличены. Сложно проверить искренность отвечающих.

Таким образом, использованный инструментарий позволяет более успешно решить поставленные в исследовании цели и задачи.

Источниковая база исследования. При характеристике базы источников необходимо учитывать, что ни одна группа источников не является абсолютно достоверной и самодостаточной по своей информативности. Вследствие этого необходимо комплексно использовать источники различных видов исходя из происхождения, целевого назначения, состава сведений.

Источниковую базу составляют как опубликованные, так и не опубликованные материалы, выявленные в Государственном архиве Кемеровской области (ГАКО) Исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся (Ф.790), Обкома КПСС (Ф.П.75), Сельского и промышленного обкомов КПСС (Ф.П.90, Ф.П.91), областного отдела народного образования (Ф.323), фондах отделов образования Архивных отделов администрации Беловского (Ф.4−5), Ижморского (Ф.2.), Крапивинского (Ф.2−3), Мариинского (Ф.2) и Промышленного (Ф.8−9) районов и воспоминания, собранные лично автором.

Использованные источники нами были условно разделены на группы по виду и характеру содержащейся в них информации, исходя из особенностей внутренней формы источника, единства его происхождения и назначения. Это документы законодательных и исполнительных центральных и местных органов власти, материалы и отчеты отделов образования различных уровней, делопроизводственная документация.

К числу использованных нами источников относятся Конституция 1936 года, опубликованные документы КПСС, решения и распоряжения органов региональной власти. Для более четкого понимания ' направлений государственной политики в сфере образования в работе были использованы Закон от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР», постановление СНК СССР от 21 июня 1945 г. «Об установлении для лиц, работающих на производстве и обучающихся в школах рабочей молодежи, дополнительных отпусков на период выпускных экзаменов», которое продолжало действовать в изучаемый нами период, постановление Совета Министров СССР от 10.11.1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» и др.

Акты законодательных и исполнительных органов позволяют выделить общие направления государственной политики в сфере образования, в том числе и в отношении сельской школы. Привлечение и анализ данной группы источников позволяет проследить, как государство решало проблему обеспечения грамотности на селе. Распорядительная документация на региональном уровне представлена в виде решений Кемеровского облисполкома. В рассмотренных нами документах находят отражение как вопросы организационного и распорядительного характера в сфере образования, так и конкретные мероприятия по их реализации.

На региональном уровне данную группу источников представляют решения и постановления Кемеровского областного Совета народных депутатов и сессий районных советов депутатов, областного съезда учителей, которые давали оценку тому, как реализуется политика государства в сфере образования на местах, и определяли приоритеты на будущее. Данная группа источников содержит сведения о состоянии нормативно-правовой базы развития образования, участие в этом процессе партийных и советских органов Кемеровской области. Анализ этих источников позволяет сделать вывод о том, что местные власти проблемам народного образования всегда уделяли самое пристальное внимание. На сессиях областного Совета депутатов, сессиях районных Советов регулярно рассматривались вопросы подготовки школ к новому учебному году, строительства новых школьных зданий, материального обеспечения программы школьного строительства. Ценные материалы по теме диссертационного исследования находятся в фонде Кемеровского обкома КПСС, фондах промышленного и сельского обкомов КПСС (П-75, П-90, П-91). Архивные материалы указанных фондов содержат постановления пленумов обкомов партии, отчеты о конференциях, заседаниях партийных активов и совещаниях по вопросам народного образования. Эти архивные документы содержат важную для исследователя информацию об организации партийного руководства всем учебно-воспитательным процессом в школах, поскольку строился он именно на основе партийных директив и постановлений. Партийные решения являлись главными для всех сфер жизни советского общества, и образование не было исключением.

Используя комплекс партийных и законодательных источников необходимо помнить, что особенность этих документов заключается в воссоздании желаемого образа модели управления и развития государственной системы, в том числе и образования, так как на практике законы реализовывались не полностью, а иногда и не исполнялись.

Третья группа источников — делопроизводственная документация, которую составляют первичные отчеты школ, выявленные нами в фонде Областного отдела образования (Ф.Р.323), в фондах Архивных отделов администрации Ижморского, Крапивинского, Беловского, Мариинского, Промышленновского районов.

Материалы, хранящиеся в указанных выше фондах за 1940;е гг. представлены в свободной рукописной или печатной форме. В 1950 — 60е гг. данный вид документации унифицирован и представлен уже на разработанных бланках. В документах данной группы содержатся сведения об учащихся: их численности по плану и фактически на начало и конец учебного года, движении (прибывшие, убывшие), причинах убытия, состоянии экономико-хозяйственной части школ за истекший год и подготовке к следующему учебному году (заготовке топлива, зерна, овощей, обеспеченность школьников одеждой и обувью). Делопроизводственные документы содержат также анализ распределения учащихся по классам и по возрасту, анализ выполнения программ по каждому предмету, начиная с начальной школы, анализ результатов выпускных экзаменов (по классам). В них также имеются сведения о численности и составе педагогических коллективов, учебно-воспитательной работе (работе классных руководителей, работе с родителями, работе пионерской организацией). В эту же группу включены и обобщенные отчеты разных уровней системы образования (гороно, районо, облоно), во многом повторяющие отчеты школ.

Четвертая группа источников — это статистические источники. Они представлены годовыми статистическими отчетами облоно (ГАКО Ф.Р.323), отчетами партийной организации (ГАКО Ф.П.75, Ф.П.90, Ф.П.91), составленными по определенной форме (на основе отчетной документации гороно и районо), которые дают сводную картину по области о ходе реализации государственной политики в сфере образования в сельской местности. Данные отчеты содержат сведения о школах, численности работников, а в некоторых формах содержатся сведения о возрасте учащихся по годам рождения и классам обучения и хранятся в соответствующих фондах в хронологическом порядке. Информационная наполненность данной группы источников достаточно велика, что дает нам возможность отслеживать динамику решения определенных проблем в рамках развития образовательной системы в сельских районах нашей области.

Эта же группа источников представлена и опубликованными сведениями, содержащимися в статистических справочниках и сборниках -«Кемеровская область в цифрах», «Кузбасс в шестой пятилетке», «Народное хозяйство Кемеровской области».1 В них содержится информация о численности сельского населения, уровне грамотности, количестве и качестве педагогического состава сельских школ.

Самостоятельную группу источников составляет периодическая печать. Материал данной группы носит второстепенный, дополнительный и иллюстративный характер. Высока степень субъективности и относительной достоверности газетных и журнальных публикаций. В советском обществе с помощью прессы выполнялся социальный заказ государства. Пресса стремилась представить себя выразителем общественного мнения, реально именно она его и формировала. Умалчивались нежелательные факты. Широк жанровый круг публикаций: заметки, отчёты, репортажи, интервью, письма, официальные сообщения.

В эту группу вошла общесоюзная печать: газеты «Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда». Областная и региональная печать, газеты «Кузбасс», «Красное знамя», «Завет Ленина», «Вперёд к коммунизму», которые иногда дублировала центральные газеты «Кузбасс», «Комсомолец Кузбасса». Газеты рассказывали о злободневных проблемах, реализации государственных программ развития системы образования в районах области. Несмотря на то, что авторы статей являлись проводниками коммунистической идеологии, анализ их содержания позволяет исследователю больше узнать о том, что волновало в эти годы педагогов-практиков, проблемах, которыми жила сельская школа. Анализ газетных статей позволяет сделать вывод, что учитель на селе в 1940 — 1960;е гг. — это не просто самый образованный человек, но эталон морали, нравственности, он всегда на виду, к нему обращаются за советом и поддержкой, а это свидетельствует о высоком личном статусе сельского учителя.

Самостоятельную группу составляют воспоминания. Они собраны лично автором и хранятся в личном архиве автора. Это воспоминания сельских учителей: 3. М. Хорьяковой, М. А. Свиридовой, Е. И. Балдициной, непосредственных участников реализации школьной реформы конца 1940 -сер. 1960;х гг. (Приложение 7). Воспоминания — субъективный источник, но именно он придает эмоциональный характер историческому процессу, помогает понять сущность школьной реформы изнутри, делает историю персонифицированной. Эти воспоминания собраны по прошествии многих лет, уже после завершения реформы. Что-то уже просто стерлось из памяти, что-то нивелировалось со временем. Однако эти воспоминания позволяют нам увидеть, как сами учителя относились к процессу модернизации системы образования, как они видели цели этой реформы и как оценивают её результат с позиций сегодняшнего дня.

В' целом привлеченных групп источников достаточно для проведения исследования.

Таким образом, анализ состояния изученности темы показывает, что тема диссертационного исследования актуальна, цели и задачи её раскрытия вполне выполнимы, источниковая база разнообразна, а инструментарий исследования достаточен для достижения поставленных проблем.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе комплексного анализа различных видов, источников впервые выявляются этапы, формы и методы организации работы сельских школ Кемеровской области в рамках реализации государственной программы перехода ко всеобщему образованию. Исследуются ранее не изученные проблемы, связанные со спецификой сельской жизни: динамика контингента учащихся, количественный и качественный состав педагогических кадров, введеныв оборот не использовавшиеся ранее источники.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что собранный в нём фактический материал может быть использован в процессе подготовки к краеведческим спецкурсам в средне-специальных, средних, и высших учебных заведениях и спецкурсам по истории педагогики.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сельская школа является составным элементом системы школьного образования страны, поэтому все направления государственной политики в сфере образования в обязательном порядке касались и сельской школы, но они осуществлялись здесь с учётом специфики сельских условий.

Во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. страна не только восстановила разрушенное войной хозяйство, но и приступила к его дальнейшему развитию в условиях начавшейся научно-технической революции. Это обстоятельство явилось одной из причин реформирования школьного образования.

Государственная политика в сфере школьного образования во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. была направлена на ликвидацию неграмотности, получение обязательного семи-восьмилетнего образования и прошла три этапа: первый этап — 1946 — 1949 гг. — создание предпосылок для разработки и проведения реформирования школьного образованиявторой этап — 1949 — 1958 гг. — введение всеобщего обязательного семилетнего образования, третий этап — 1958 г. — середина 1960;х гг. — введение всеобщего обязательного восьмилетнего политехнического образования.

В годы послевоенного восстановления народного хозяйства основным направлением государственной политики в сфере народного образования стало завершение перехода к обязательному семилетнему обучению, прерванному войной и ликвидация неграмотности, как среди взрослого населения, так и детей школьного возраста.

Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый 24 декабря 1958 г. I существенно изменил советскую систему образования. Начальная четырёхлетняя школа заменялась трёхлетней.

На основании указанного закона вместо семилетних школ создавалась обязательная восьмилетняя политехническая школа, срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет.

Вместе с аттестатом зрелости выпускникам выдавалось свидетельство о получении производственной специальности.

Реорганизация семилетних школ в восьмилетние началась в 1959 году и достигла своего размаха в 1960 — 1961 учебном году, а к 1 сентября 1962 года этот процесс в сельских районах Кемеровской области был завершён полностью.

Теоретической и практической реализацией государственной политики в сфере образования в сельской местности была подготовка будущих тружеников сельского хозяйства. Основной формой реализации — факультативные курсы в старших классах. В этот период перед педагогическими коллективами сельских школ стояла задача: углубить знания учащихся не только по отдельным предметам, но и развить у них интерес и склонность к сельскохозяйственному труду.

С целью успешного решения поставленной задачи была создана слаженная и эффективно действовавшая система трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников.

Все средние сельские школы получили от колхозов и совхозов земельные участки и сельскохозяйственную технику, необходимую для их обработки. За счёт средств колхозов и совхозов в школах были оборудованы учебные мастерские, где школьники могли практически применять полученные на уроках знания. Внедрение основ политехнического производственного обучения потребовало пересмотра учебного плана сельских школ, в который был включён новый предмет «Основы сельскохозяйственного производства». В него вошли разделы по основам растениеводства, животноводства, электрификации и механизации сельского хозяйства, что давало возможность подготовить для сельского хозяйства достаточное количество специалистов широкого профиля.

Учащиеся сельских школ не просто получали необходимые знания, но непосредственно включались в производительный труд в аграрном секторе во время производственной практики на мол очно-товарных фермах и МТС.

В 1950 — 60-е гг. учащиеся сельских школ вовлекались в производительный общественно-полезный труд через работу в ученических производственных бригадах, получив необходимую теоретическую подготовку и практические навыки во время полевых работ, большинство юношей-выпускников оставалось работать трактористами и механизаторами в родных колхозах и совхозах. Таким образом, можно говорить о тщательно продуманной и эффективной политике государства по подготовке тружеников сельского хозяйства.

Развития сельских школ в Кемеровской области во второй половине 1940;хсередине 1960;х гг. имело ряд особенностей.

Во-первых, Кузбасс — индустриальный и высокоурбанизированный регион, где основное внимание уделялось развитию городских школ.

Во-вторых, расположение сельских школ, преимущественно в районных центрах, крупных сёлах и деревнях, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, что приводило к их разобщённости.

В-третьих, сокращение числа жителей в мелких населённых пунктах приводило к малокомплектности сельских школ и их последующей ликвидации.

Отсутствие нормальных шоссейных дорог и регулярного автобусного сообщения делало невозможным своевременную доставку детей к месту учёбы в случае отсутствия школы по месту проживания.

Серьёзные проблемы создавала малокомплектность сельских школ. В таких школах невозможно было обеспечить преподавание каждого учебного предмета специалистами-предметниками, так как из-за отсутствия параллельных классов многие учителя (чтобы иметь полную нагрузку), как правило, вынуждены были вести уроки по дисциплинам, к преподаванию которых в вузе они не готовились.

Малокомплектность серьёзно затрудняла работу по повышению профессионального уровня сельских педагогов, так как по каждому из основных предметов работал, в лучшем случае, один дипломированный специалист, отсюда невозможность создать внутришкольные методические комиссии, являвшихся во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. самой эффективной формой совершенствования мастерства педагогов.

Удалённость большинства сельских школ от научно-методических и культурных центров и от других педагогических коллективов значительно осложняло их работу по внедрению в свою повседневную практику последних достижений педагогической науки и педагогического опыта, проведение методических объединений и открытых уроков.

Отсутствие доступа к библиотечным фондам делало невозможным создание необходимых условий для постоянного самообразования и самосовершенствования сельских учителей. Фонды библиотек сельских школ были скудны и не отвечали постоянно растущим потребностям учителей сельских школ в необходимой информации, а недостаток информации, в свою очередь, негативно сказывался на качестве учебно-воспитательного процесса.

Эти специфические черты оказывали непосредственное влияние на весь учебно-воспитательный процесс в сельских школах Кемеровской области.

Во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. в сельской местности в Кемеровской области изменилась сеть школьных учреждений, постепенно увеличивалось количество семилетних, а затем восьмилетних школ. Количество семилетних школ за период 1943 — 1960 гг. выросло на 76%, численность учащихся в них увеличилась на 82%. За счёт реорганизации семилетних школ в восьмилетние их количество увеличилось за три года (1962 — 1965) на 96%, а численность учащихся в них увеличилась на 97%. Во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. наблюдался постепенный рост уровня образования сельских учителей. В пяти сельских районах Кемеровской области (Ижморском, Крапивинском, Мариинском, Беловском и Промышленновском) в 1950;е — 60-е гг. наблюдался постепенный рост уровня образования учителей, так, численность учителей со средним специальным образованием увеличилась на 89% а с высшим образованием — 30%.

Аналогичные тенденции наблюдались и в других сельских районах Кемеровской области.

Учителя, не имеющие специального образования, среднее специальное образование могли получить в педагогических училищах городов Кемерово, Новокузнецк, Мариинск.

Высшее образование учителя получали на заочных отделениях педагогических институтов в городах Новокузнецке, Кемерово, Томске.

Для улучшения качества подготовки учителей и облегчения трудностей, связанных с необходимостью поездок на сессии, преподаватели педагогических институтов организовывали лектории по предметам и выездные сессии в таких крупных городах, как Белово, Мариинск. Методическая помощь педагогическим коллективам сельских школ в Кемеровской области во второй половине 1940;х — середине 60-х гг. осуществлялась, в основном, в двух формах:

1) путём проведения 2−3 недельных курсов повышения квалификации при Кемеровском ИУУ;

2) путём организации методических занятий, учительских научно-методических конференций при районных отделах управления образования.

Самой доступной для сельских учителей формой повышения квалификации во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. являлось заочное обучение в средне-специальных и высших учебных заведениях.

Основными мерами социальной поддержки и закрепления на селе учительских кадров являлось: выделение участков под индивидуальные огороды, оказание финансовой помощи в покупке скота, кормов и выделение денежных ссуд на жилищное строительство. Проводимые меры позволили повысить как количественный, так и качественный состав педагогов на селе. Численность сельских учителей за изучаемый нами период увеличилась в 1,6 раза.

Таким образом, можно говорить о том, что сельская школа Кузбасса во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. являлась неотъемлемой частью всей советской системы образования и прошла те же этапы развития, что и все школы страны, добившись в реализации государственной политики в сфере образования определенных положительных результатов в совершенствовании структуры и сети сельских школ, увеличении охвата образованием школьного контингента в сельской местности, росте численности сельских учителей и повышении их педагогического мастерства.

Важным итогом практической реализации государственной политики в сфере народного образования в Кемеровской области во второй половине 1940;х — середине 1960;х гг. стало совершенствование сети и учебно-воспитательного процесса в сельских школах, что, в свою очередь, способствовало повышению образованности сельского населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО)
  2. Фонд Кемеровского областного института усовершенствования учителей. Ф.335. ОП.1 Д.3−6.
  3. Кемеровский областной комитет КПСС
  4. Ф.П-75. Оп.1 Д. 10−12- Оп.2 Д.9−11- Оп.7 Д.372−373- Оп.8 Д. 278, 323−324, 409, 426−427- Оп.9 Д.36−38, 47, 143−145, 244, 259, 278. Кемеровский областной промышленный комитет КПСС Ф. П-90. Оп.1 Д. 126, 280−281.
  5. Кемеровский областной сельский комитет КПСС Ф. П-91. Оп.2 Д.94−96.
  6. Фонд Кемеровского областного отдела народного образования Ф. Р-323. Оп.1 Д.61−63- 86−87- 240−241- Оп. З Д. 186, 190−192, 210−215- Оп.7. Д. 17−20- Оп.8 Д. 23, 64, 71, 92- Оп.9 Д. 34−35.
  7. Архивный отдел администрации Промышленновского района. Ф.8. Оп.1. Д.8- Ф.9. Оп.1.
  8. Архивный отдел администрации Беловского района. Ф.4. Оп.1−2. Д.45- Ф.5. Оп.1.
  9. Архивный отдел администрации Крапивинского района. Ф.2. Оп.6. Д. 14- Ф. З. Оп.1.
  10. Архивный отдел администрации Ижморского района. Ф.2,Оп.1. Д.11−18. Архивный отдел администрации Мариинского района. Ф.2,Оп.1. Д. 16.
  11. Опубликованные источники Законы
  12. Закон Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР: закон / Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 1973. — М., 1974.
  13. Ведомости Верховного Совета СССР / Верховный Совет СССР. М., 1959.-№ 1−2.
  14. О ходе выполнения Закона «Об укреплении связи школы с жизнью .»: Постановление Верховного Совета РСФСР от 31.07.1961 г. № 261 / О коммун, воспит. и укреплении связи школы с жизнью сб.документов. М., 1964.
  15. Положение о средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением. / СМ РСФСР // О коммунист, воспит. и укреплении связи школы с жизнью сб. документов. М., 1964.
  16. Документы КПСС и Советского правительства
  17. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Ч. 1 — 3 / ЦК КПСС. — 7-е изд. — М., 1954 — 1960.
  18. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС.-Т. 6−7. 1941 1954/ЦК КПСС. 8-е изд.-М., 1971.
  19. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС.-Т. 8. 1959- 1965/ЦККПСС. 8-е изд.-М" 1972.
  20. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Т.9. / ЦК КПСС. 9-е изд. — М&bdquo- 1985.
  21. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сб. документов. / ЦК КПСС. — М., 1963.
  22. Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране: тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР // Народное образование. 1958. — № 12.
  23. Об организации школ-интернатов: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.09. 1956 г. // О коммунистическом воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб.док. — М., 1964.
  24. О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.09.1957 г. // Народное образование в СССР. Сб. док. 1917 1973. — М., 1974.
  25. Об улучшении производственного обучения учащихся средних общеоб. школ: Постановление СМ СССР № 487 от 30.05.1961 г. // О комм, воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб. док. — М., 1964.
  26. О дальнейшем улучшении работы школ-интернатов, школ и групп с продлённым днём: Постановление СМ РСФСР № 490 от 27.04.1963 г. // СП РСФСР № 8 1963.
  27. О мерах по развитию школ-интернатов в 1959—1965: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР // О коммун, воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб. документов. -М., 1964.
  28. О мероприятиях, связанных с выполнением закона «Об укреплении связи школы с жизнью .»: Постановление СМ СССР от 7.03.1959 г. № 24 182−86 // О коммун, воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб. документов. М., 1964.
  29. Об организации школьных ученических производственных бригад при сельских школах. Постановление СМ СССР от 6.03.1956 г. № 398 // О коммун, воспит. и укреплении связи школы с жизнью: сб.док. -М., 1964.
  30. О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования. Постановление СМ РСФСР от 7.08.1959 г. № 1325 // О коммунистич. воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб .доку ментов. — М., 1964.
  31. Кемеровская область в цифрах: стат. сборник / Статистика. — Новосибирск: Статистика, 1966.
  32. Кемеровская орденоносная: стат. сборник Текст. Кемерово, 1968.
  33. Народное хозяйство в Кемеровской области: стат. сборник. Текст. / — Кемерово, 1958.
  34. Народное хозяйство в РСФСР в 1960 г.: стат. ежегодник. Текст. / Статистика. М., 1961.
  35. РСФСР за 50 лет: стат. сборник. Статистика. М., 1967.
  36. Шаги семилетки. Кузбасс год 1962. Вып. 4. — Кемерово, 1963.
  37. Шаги семилетки. Кузбасс год 1964. Вып. 5. — Кемерово, 1965.1. Сборники документов
  38. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 1973 / ЦК КПСС. -М., 1974.
  39. Народное образование, наука и культура в СССР: стат. сборник. / Статистика. М., 1977.
  40. Об укреплении связи школы с жизнью. Сб. док. — М., 1961.
  41. О коммунистическом воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб. документов. М., 1964.
  42. Положение о производственном обучении учащихся средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением. // О комм, воспит. и укреплении связи школы с жизнью, сб. документов. М., 1964.
  43. Сборник приказов и распоряжений МП РСФСР. М., 1956. — № 10.
  44. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР. М., 1963. — № 28.1. Периодическая печать
  45. В. Коротко о школах нового типа // Кузбасс. 1958. 19 октября.
  46. В. Воспитывать человека труда // Кузбасс. 1960. — 24 сентября.
  47. А. Всем коллективом против второгодничества // Народное образование. — 1962. — № 5. — С. 29−32.
  48. Г. В., Романовская 3. И. Поиски новой организации урока в школах Липецкой области // Советская педагогика. 1962. — № 4. — С. 28−36.
  49. Второгодничество отступает // Народное образование. — 1961. — № 3. — С. 34−40.
  50. Завод и школа // Кузбасс. 1959. — 10 апреля.
  51. За человека прекрасного завтра // Кузбасс. 1960. — 18 сентября.
  52. С. В. Урок и задачи политехнического обучения // Народное образование. 1961. — № 1. — С. 61−66.
  53. В. С. Роль производственного труда в развитии у школьников стремления к знаниям // Советская педагогика. 1962. — № 6. — С. 56−63.
  54. Ю.Королёв Ф. Ф. О путях и мерах преодоления и второгодничества и отсева // Советская педагогика. 1962. — № 2. — С. 3−14.
  55. Крепче связь школы с жизнью // Кузбасс. — 1959. — 12 августа.
  56. Т. Б., Равкин 3. Ю. Завтрашней школе нужен новый учитель // Народное образование. 1959. — № 4. — С. 30−36.
  57. Н. Ф., Калмыкова 3. П. Проблемы преодоления отставания в учении // Народное образование. 1963. — № 4. — С. 60−65.
  58. А. В. Верный курс // Кузбасс. 1959. — 6 августа.
  59. Можно и нужно работать без второгодников // Кузбасс. 1962. — 5 июля.
  60. Э. И. Успешный опыт преодоления неуспеваемости и второгодничества // Народное образование. 1963. — № 2. — С. 31−36.
  61. И. С. Почётная задача учительства // Кузбасс. — 1959. -27 августа.
  62. Новый учебный план общеобразовательной школы // Народное образование. 1955. № 7. — С. 3−7- 37−44.
  63. Перестройка школы дело всенародное // Кузбасс. — 1959. — 5 августа.
  64. О. А. И в вашей школе может не быть второгодников // Народное образование. 1961. -№ 1. — С. 54−60.
  65. Н. А. Из опыта соединения обучения с производительным трудом учащихся // Советская педагогика. 1959. — № 11. — С. 37−44.
  66. И. А. Когда уроки обучают и воспитывают // Народное образование. 1964. — № 11. — С. 14−20.
  67. И. А. Опыт новаторов множится // Народное образование. -1963.-№ 12. С. 6−11.
  68. И. А. Работать без второгодников // Народное образование. -1962.-№ 2.-С. 7−9.
  69. П. Р. Это — творческое дело // Кузбасс. 1958. — 16 августа.
  70. П. Д. Группы продлённого дня в школе // Народное образование. 1960. -№ 1. — С. 54−58.
  71. Э. К. Школьное дело дело партийное // Кузбасс. — 1962. -7 июля.
  72. Е. Г. Три года работы без второгодников // Советская педагогика. 1963. -№ 2. — С. 21−27.
  73. Урок решает качество обучения // Народное образование. 1962. — № 6. -С. 119−123.
  74. У санов В. Н. Школа на новом этапе // Кузбасс. 1964. — 1 сентября.
  75. Учитель и ученик // Народное образование. 1960. — № 2. — С. 1−7.
  76. Шире привлекать общественные силы к школе, к делу народного образования // Народное образование. 1962. — № 2. — С. 3−11.
  77. Школа на новом этапе // Кузбасс. 1960. — 31 августа.
  78. Школа, труд, жизнь // Кузбасс. 1960. — 2 сентября.
  79. JI. И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922 1991). -М., 2001.
  80. М. И. Источники изучения истории советской школы и педагогики М., 1986.
  81. М. И. Основные требования к анализу историко-педагогических источников.-М., 1975.
  82. JI. П. О преодолении формализма в построении уроков // Советская педагогика. 1958. — № 11. — С. 33−48.
  83. А. М. Строительство коммунизма и школа. — М., 1962.
  84. П. Р. Дидактические основы связи обучения с трудом учащихся // Советская педагогика. 1959. — № 7. — С. 29−37.
  85. П. Р. Руководство трудом учащихся на производстве // Народное образование. 1956. -№ 1. С. 23−28.
  86. Е. И. XXII съезд КПСС и задачи органов народного образования и учительства // Народное образование. 1961. — № 12. -С. 6−18.
  87. Т. М. Роль сельской школы в повышении образовательного уровня сельского населения Западной Сибири (1945 1960 гг.) // Развитие народного образования и культурное строительство в Сибири за 70 лет. Материалы научной конференции. — Омск, 1987.
  88. И. Н. Партийное руководство развитием народного образования в 1959 1965. — Новосибирск, 1977.
  89. Ближе к каждому учащемуся! // Народное образование. 1964. — № 8. -С. 1−6.
  90. И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР: Историко-статистические очерки. -М., 1964.
  91. Т., Кириллова П. Мы говорим: да, это замечательный опыт! // Народное образование. 1961. -№ 2. — С. 52−53.
  92. М. В. История российского образования XX века // Народное образование. — 1960. — № 11. — С. 30−36.
  93. JI. Г. Сельская школа. М., 1979.
  94. Дж. После Хрущёва. М., 1966.
  95. К. Ф. Развитие народного образования и науки в Кузбассе в годы семилетки (1959 1965) // Партийные организации Кузбасса в период строительства социализма и коммунизма: сб.статей. — Кемерово, 1967.-С. 16−19.
  96. В. Н. Развитие народного образования в Кузбассе в послевоенный период (1946 1950) // 55 лет Кемеровской области: материалы научно-практ. конф.22 января 1998 г. — Кемерово, 1998. — С. 209−213.
  97. И. И. Зигзаги советской школы. Уфа, 1992.
  98. В. Р. Великий октябрь и становление народного образования. — М., 1987.
  99. Н. X. Очерки об общем образовании и системе народного образования в СССР. М., 1959.
  100. М. И. Российское образование и образование в России: к концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопросы. М., 2001.2326
Заполнить форму текущей работой