Современное состояние арт-журналистики в Китае
Приведём конкретный пример из «Пекинской молодёжной газеты». В середине июня 2011 года в ней опубликовали сообщение на тему: «Они играли роль великих руководителей в истории образования КПК в телесериале `'Великий поход''». Очевидно, что это сообщение опубликовали к дате 90-летия КПК. Однако, кроме того, что определенные персонажи выступают в телесериале «Великий поход», в данном сообщении… Читать ещё >
Современное состояние арт-журналистики в Китае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие арт-журналистики и её отличие от развлекательной журналистики
Известное определение журналистики — «четвертая власть» — имеет под собой серьезное основание. Наряду с политической властью, которая делится в демократическом обществе на три ветви, в качестве четвертой она также выполняет важную функцию — снабжает это общество информацией. В XXI веке обладание ею равноценно обладанию миром благодаря развитию средств связи — прежде всего, интернета.
Сегодня журналистская сфера очень специализирована. Каждому направлению общественного интереса соответствует отдельная профессиональная ниша. На первом месте стоит общественно-политическая журналистика, главный интерес которой — политические события и процессы. От журналиста, пишущего на общественно-политическую тематику, требуется не только писательское мастерство, но и знания из других областей — политологии, истории, философии и пр.
Еще более узкие, нежели общественно-политическая журналистика, специализации предполагают наличие и более серьезной базы знаний и навыков. Они могут приобретаться в ходе получения еще одного высшего образования, помимо журналистского. Как автор, пишущий на специфические темы, требующие профессионального владения предметом, журналист не имеет права быть дилетантом, если ему дорога профессиональная репутация и авторитет среди читателей и других средств массовой информации. Непроверенные данные, не подкрепленные надежными источниками, а, напротив, апеллирующие к сплетням, слухам и даже заведомо ложным сообщениям, могут стать дезинформацией населения. Некомпетентный в вопросе зритель, читатель или слушатель будет обманут и останется в неведении, а эксперты сделают соответствующие выводы о «профессионализме» журналиста. После такого фиаско он может потерять позиции в своей среде, пятно позора окажется несмываемым.
Среди специальных направлений в журналистике, пользующихся постоянной популярностью у аудитории, выделяют экономику, здоровье, медицину, спорт, историю, географию, искусство, литературу и т. д. «И естественно, практика вербует и взращивает журналистов из специальной сферы: спортивная журналистика — из спортсменов, экономическая — из экономистов, финансистов, медицинская — из врачей, арт-журналистика — из среды искусствоведов разного профиля: театроведов в освещении театрального процесса, киноведов — в сфере кино и т. п.». Широта спектра направлений, охватываемых журналистикой, показывает, насколько велик ее образовательный потенциал, какое множество познавательных возможностей она дает людям, несмотря на определенную упрощенность представляемой ею информации. С ростом специализации в журналистике, который мы наблюдаем сегодня, этот потенциал будет также возрастать.
Теперь обратимся к понятию культуры — одному из самых сложных с точки зрения строгости и полноты научного определения. «Культура (лат. cultura — „возделывание, воспитание, образование, развитие“) — это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоёв, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями». Уровень культуры показывает, насколько человеку удалось преодолеть свою примитивную природу, насколько общество развивается как система человеческих отношений. Культура приобретается в процессе обучения и не является чем-то данным изначально.
Механизм трансляции культуры во времени, от поколения к поколению, носит не биологический характер. Именно механизм обучения обеспечивает ее воспроизводство в виде ценностей, верований, норм, правил и идеалов. Все эти элементы культуры конструируют личность, обеспечивают контроль человеческого сознания и поведения.
«Одна из главных функций журналистики — культуроформирующая. Следовательно, заключается она в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека».
Важным моментом осуществления журналистикой культуроформирующей функции является идеологическая обработка массового сознания. Прививая людям определенную идеологию, журналистика позволяет им ориентироваться в социальной действительности и судить о ее явлениях с точки зрения этой идеологии, а также направлять свои действия в соответствии с ней.
Выполняя культуроформирующую функцию, журналистика развивает человеческую личность. В то же время журналистская информация должна соответствовать вкусам и потребностям аудитории, на которую она направлена. Поэтому журналист должен владеть ситуацией — знать потребительскую «конъюнктуру» и выстраивать свою творческую деятельность по мотивам культурных запросов людей.
Наибольшим вниманием из сфер культуры всегда пользуется художественная сфера, то есть искусство и литература. Чуть меньший, но не малый спрос сохраняется на фундаментальную и прикладную науку. Поэтому в средствах массовой информации существуют соответствующие рубрики и разделы художественного, научно-популярного, просветительского характера. Без внимания журналистики не остается и третья по популярности область культуры, включающая в себя культуру быта, досуга и этикет.
Итак, культурная журналистика вносит большой вклад в духовное развитие личности. Она может ограничить воздействие на нее антикультурных явлений. В то же время она создает в обществе массовую культуру, то есть культуру, к которой приобщено большинство людей.
Одним из разновидностей, а точнее — специализаций культурной журналистики является арт-журналистика. Не стоит отождествлять культуру и искусство, но нельзя и отрицать их тесную связь между собой. Искусство выступает как часть культуры. По выражению А. Архангельского, культура — это «такая машина по производству ценностей», которая воздействует на все общество в целом. Искусство же — только один из способов этого воздействия, осуществляемый художественными средствами.
Возвращаясь к разговору о специализации журналистики, нужно сказать, что культурной журналистики она коснулась особенно. Выходят материалы, предназначенные для массового читателя и не требующие от него специальной культурной подготовки. В то же время востребованы тексты, годные для специализированных изданий — например, об архитектуре, музыке и т. д. Публикации такого рода предназначены для небольшого и профессионального круга лиц.
Арт-журналистика как жанр культурной журналистики обладает рядом интересных особенностей. Как правило, материал, посвященный явлению искусства, представляет собой рецензию. В ней авторская оценка может быть сколь угодно субъективной и аргументированной, но ни в коем случае не обязательной для читателя. Главная цель подобного текста — информирование большого количества людей о текущем или грядущем событии, привлечение к нему внимания.
На основе обзора китайской арт-журналистики была составлена следующая типология средств массовой информации:
I. По географическому признаку: международные, отечественные, региональные, местные.
II. По форме выхода: печать, радиовещание, телевидение, интернет-СМИ (онлайн-версия традиционного СМИ, самостоятельное web-издание).
III. По уровню специализации целевой аудитории: узкоспециализированные, массовые.
IV. По тематике: монотематические, политематические.
V. По жанровому своеобразию: информационные, собственно аналитические (анализ арт-рынка, досуговой сферы и так далее) и аналитические рецензионного характера.
Китайская арт-журналистика обладает своеобразием, которое требует дальнейшего анализа. В первую очередь он зависит от типа арт-СМИ.
Арт-журналистике следует учитывать взаимоотношения разных видов искусств, особенно искусства и литературы. «В сфере культуры литература и искусство неотрывно связаны друг с другом. Они отражают реальную жизнь и выражают внутренний мир авторов разными способами, литература через стихотворениия и прозаические произведениия и т. д., а искусство через живопись, музыку, танец и т. д. Арт-журналистика обладает разнообразным содержанием. В ней, помимо изобразительного искусства и литературы, есть место для кино, оперы, танцев и т. д., а также для публичных событий, связанных с творчеством людей в данных видах искусств.
В современном динамичном и противоречивом мире «журналистика играет роль наиболее активного и авторитетного для массового сознания источника информации. К сожалению, в ней преобладают негативные сюжеты и визуальные образы, деформирующие образ мира и человека в нем. Сегодня отчетливо осознается необходимость ценностного осмысления информационного потока в интересах нравственного здоровья людей». В этой связи роль искусства чрезвычайно высока в деле «облагораживания» информационный среды, создании неагрессивного информационного пространства. Кроме того, оно дает возможность целостного понимания мира посредством чувственных образов, которые наиболее доступны человеческому сознанию, чем, скажем, научные понятия.
Арт-журналистика выступает в двойной роли: объекта, когда, рассказывая о художественных событиях, предоставляет материал для исследований, и субъекта, выполняя роль менеджера арт-рынка.
Как уже было сказано, арт-журналистика уделяет внимание не всем событиям культурной жизни, а именно тем, которые связаны с художественным творчеством, с искусством. Она может повлиять на художественные вкуса отдельного человека и всего общества, задать художественные тренды, утвердить одни ценности и отвергнуть иные, наконец, пропагандировать классику. Арт-журналистика может помочь в понимании и корректной интерпретации современного искусства, которое, как мы знаем, часто находится на грани элитарного и массового и не всегда доступно для понимания обывателя.
«Всплеск интереса к искусству вообще, и к антиквариату в частности весьма серьезно отразился на деятельности отечественных средств массовой информации. Резко увеличилось количество печатных изданий, освещающих данную проблематику. Кроме того, становление, развитие галерей и аукционов, определение основных концепций их деятельности осуществлялось в печатных изданиях и сопровождалось журналистикой полемикой. Этот процесс происходит и в настоящее время, оказывая влияние на журналистику».
Бурное развитие арт-журналистики как на страницах специализированной прессы, так и в средствах массовой информации в целом, сегодня очевидно. Это могут быть рецензии на спектакли, концерты, выставки и другие художественные события. Освещая их, арт-журналистика выполняет свою просветительскую задачу. Причем она не констатирует и не предлагает бескомпромиссных оценок, а побуждает читателя к самостоятельному размышлению и осознанию искусства, то есть к его собственному творческому развитию.
Помимо уже упомянутого жанра арт-журналистики — рецензии — следует называть обзор, статью, интервью, авторскую колонку. Главное место в иерархии жанров отводится рецензии. По поводу современной рецензии отмечается, что она — «произведение нового типа рецензента (по его компетентности и мировосприятию, творческому и жизненному опыту, по отношению к этическим принципам, определяющим возможности и алгоритмы использования чужого текста, по характеру взаимоотношений с читателем, по принципам отбора средств речевого воздействия, речевых тактик и стратегий и т. д.)».
Основные отличия арт-журналистики от развлекательной журналистики.
В этой части рассмотрим и проанализируем основные отличия арт-журналистики от развлекательной с трех различных точек зрения.
Во-первых, рассмотрим отличия с точки зрения видов искусства.
Развлекательная журналистика включает в себя новости о кино, телесериалах и популярных песнях. Арт-журналистика рассматривает литературу, изобразительное искусство, скульптуру, классическую музыку, танцы, театр и т. д. За последнее время различные информационные издания, как правило, по виду искусств различают два вышеупомянутых типа журналистики.
Несмотря на то, что данная тенденция преобладает в большинстве СМИ, встречаются также и исключения. Приведём пример, связанный с освещением события в области классической музыки: новость на тему «Три тенора споют у „Запретного города“ в Пекине», казалось бы, должна быть частью арт-журналистики. Во-первых, участники всемирно известного музыкального шоу «Три тенора» являются самыми выдающимися оперными певцами второй половины двадцатого века. Во-вторых, сама их программа «Три тенора» всегда преподносится мировыми СМИ как значительное культурное событие. В-третьих, их выступление у «Запретного города» воспринимается как совмещение европейской оперы с древним китайским строительным искусством, что имеет глубокий культурный и художественный смысл. Однако во многих газетах данная новость подается в развлекательном ключе. Из приведенного примера мы можем понять, что существует тонкая грань для отнесения определенных событий либо к типу арт-журналистики, либо к типу развлекательной журналистики.
Во-вторых, попытаемся выявить различия между двумя направлениями в журналистике с точки зрения уровня популярности среди аудитории.
В данном случае также можно привести вышеуказанный пример. Музыкальное шоу «Три тенора, которые споют у ''Запретного города''» несомненно является значимым событием для любителей культуры и искусства. Оно многократно обсуждалось как среди поклонников мира культуры, так и в информационном пространстве, и это придало сообщениям о нем развлекательный оттенок. Благодаря данному событию люди нашли общую тему для разговора и раз за разом охотно обсуждали это мероприятие. Таким образом, с точки зрения уровня популярности, данное событие можно отнести к сфере развлекательной журналистики.
Эта новость не является единственным примером. В последнее время в развлекательной журналистике появляются новости о премьерах драматических спектаклей или гастролях зарубежных вокальных коллективов. Приобщение к таким классическим видам искусства стало обыденной потребностью массовой аудитории и частью ежедневной жизни. Поэтому появилась тенденция относить такого рода новости к разновидности развлекательной журналистики. Однако здесь сложно провести четкую грань между двумя типами журналистики.
В-третьих, сравним вышеуказанные направления с точки зрения обработки новости.
Это наиболее простой метод отнесения новости к тому или иному виду журналистики. Если говорить об обработке новости в рамках арт-журналистики, то обычно используют традиционные жанры. Один из них — очерк, который объективно описывает то или иное событие. В развлекательной журналистике часто используют такие жанры, которые выражают субъективное мнение журналистов, например, рецензия, комментарий и т. д. Поэтому тема и мнение в развлекательной журналистике занимают более важнее место, чем факт и описание. Факт во многих развлекательных новостях не играет главную роль, а становится вспомогательным аспектом для подтверждения субъективного мнения.
Приведём конкретный пример из «Пекинской молодёжной газеты». В середине июня 2011 года в ней опубликовали сообщение на тему: «Они играли роль великих руководителей в истории образования КПК в телесериале `'Великий поход''». Очевидно, что это сообщение опубликовали к дате 90-летия КПК. Однако, кроме того, что определенные персонажи выступают в телесериале «Великий поход», в данном сообщении практически отсутствуют новостные факты. Данное сообщение можно отнести скорее к развлекательной журналистике. Во-первых, с точки зрения видов искусства, упомянутые в нем люди являются героями телевизионного художественного сериала. Во-вторых, с точки зрения уровня популярности среди аудитории, этот телесериал обладает высоким рейтингом, транслируется по телевидению и находится в фокусе внимания широкой публики. Итак, эта новость является частью развлекательной журналистики, при этом — преднамеренно изготовленной.
Журналист, специализирующийся на развлекательной тематике обычно с четкой и осознанной целью создает такого рода новости. Такой же результат можно ожидать и в некоторых развлекательных журналах и газетах, где порой отсутствуют профессиональные журналисты, а работают только несколько редакторов, которые создают новости на основе комбинирования информации из различных источников. В этом заключается одно из различий в обработке новостей между арт-журналистикой и развлекательной журналистикой. Есть и еще одно различие, которое относится к содержанию журналистских материалов. Арт-журналистика больше внимания обращает на происходящие события, а развлекательная журналистика — на заинтересованные лица, особенно известных людей, звезд и медийных личностей.
Во второй половине июня 2007 года прошёл Шанхайский международный кинофестиваль. В «Пекинской вечерней газете» на развлекательных полосах вышла новость со следующим заголовком: «На десятом Шанхайском международном кинофестивале отсутствовали и звезды, и хорошие фильмы». Здесь налицо серьезная критика программы кинофестиваля 2007;го года. Такая информация имеет более или менее культурную коннотацию, она не является чисто развлекательной новостью. А в «Пекинской утренней газете» на развлекательных полосах разместили материал на тему «Нереальная красавица Софи Марсо». В сообщении описали ход пресс-конференции и коснулись абсолютно каждого события из жизни звезды. Это типичная развлекательная новость, однако если сравнить с новостью Пекинской вечерней газеты, то её содержание является более поверхностным.