Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа формирования эстетической культуры сельских старшеклассников представляет собой педагогически выстроенную систему, в основе которой — реализация личносгпо-развивающего потенциала культурно-образовательной среды сельского социума, созидаемого в процессе взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности. При этом педагогическое планирование и построение процесса формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Эстетическая культура как сущностная характеристика личности старшеклассника сельской школы.:. ^
    • 1. 2. Компоненты и уровни функционирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы
    • 1. 3. Программа формирования эстетической культуры сельских старшеклассников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры старшеклассников сельской школы
    • 2. 2. Особенности формирования эстетической культуры сельских старшеклассников
    • 2. 3. Анализ эффективности программы формирования эстети- 141 ческой культуры старшеклассников сельской школы
  • Выводы по второй главе

Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Образование всегда выступало важнейшей составляющей культурного развития общества, в значительной мере определяющей гуманитарный уровень складывающихся экономических, политических, производственных и межличностных отношений. На повышение качества образования направлен один из наиболее масштабных и приоритетных национальных проектов, результаты реализации которого должны существенно повлиять на все сферы жизни нашей страны. В рамках проекта «Образование» особое внимание уделяется сельской школе, высота образовательного статуса которой во многом определяет перспективы развития сельских регионов.

Кризисные явления в сельском хозяйстве, низкий уровень развития социокультурной и производственной инфраструктуры повлекли за собой дальнейшее ослабление материально-технической базы сельских школ. Как показывают результаты исследований, проведенных Институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАО, до сих пор в сельской школе имеет место применение устаревших форм и методов обучения и воспитания, которые не позволяют целенаправленно и эффективно развивать личность школьников.

В настоящее время, когда сельская школа становится центром социокультурной жизни села, актуализируется проблема формирования эстетической культуры выпускников сельских школ. От того, насколько сформирована эстетическая культура сельского школьника, зависит характер его ценностных ориентации, степень продуктивного участия в дальнейшей творческой деятельности. Именно в сельской школе должны быть созданы все условия подготовки взрослеющего человека к жизни по законам красоты.

В этой связи перед педагогической теорией и практикой встает проблема поиска, обоснования и использования эффективных методов формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

Философские и психолого-педагогические идеи эстетического развития личности нашли свое отражение в трудах отечественных ученых (В.Ф. Асмус, М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, А. И. Буров, М. А. Верб, А. Я. Зись, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, Н.И. Киящен-ко, О. А Кривцун, В. Н. Лазарев, H.JI. Лейзеров, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, Г. А. Недошивин, М. Ф. Овсянников, В. А. Разумный, У. Ф. Суна, Б. М. Теплов, Ю.У. Фохт-Бабушкии, II.K. Чапаев) и зарубежных мыслителей (Сократ, Платон, Аристотель, Г. Гегель, Ф. Шиллер).

Основательно и детально разработаны компоненты системы эстетической культуры личности: проблему развития эстетического интереса рассматривают Е. В. Квятковский, В. А. Филиппова, Ю.У.Фохт-Бабушкинэстетических потребностей — М. А. Верб, В. И. Волынкинэстетического вкуса — В. К. Скатерщиков, Н. Л. Рощинаэстетического идеала — М. С. Каган, О. В. Ларминэстетических взглядов и оценок — Л. М. Баженова, В. Г. Бутенко, II.Н. Яковлева.

Различные стороны психологии эстетического воспитания раскрываются в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. М. Якобсона.

Педагогическим аспектам формирования эстетической культуры личности средствами различных видов искусства посвятили свои работы П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Д. Б. Кабалевский, С.М. Кар-гапольцев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий.

Особую важность для нашего исследования имеют идеи педагогики искусства, раскрывающие значимость общей и эстетической культуры в творческом становлении личности (И.Э. Грабарь, А. Н. Мокрицкий, Б. М. Неменский, П. П. Чистяков, В.Ы. Шацкая).

Теоретическим основам реализации закономерностей и принципов эстетического воспитания в образовательном процессе посвящены диссертационные исследования Е. М. Алехиной, О. Б. Гордиенко, Г. Г. Коломиец, А. А. Куриленко, С. В. Масловской, Т. М. Мальгиной, О. В. Плотниковой, Д. Ю. Пантелина, Т. В. Фроловой, С. Д. Якушевой.

Проблемам модернизации сельского образовательного социума посвящены исследования сотрудников Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (Н.Г. Бочарова, М.П.Гурьянова). Специфические особенности обучения и воспитания в сельской школе раскрыты в трудах М. И. Зайкина, Р. Ф. Князевой, А. Е. Кондратенкова, Г. Ф. Суворовой.

Вместе с тем проблема формирования эстетической культуры сельских старшеклассников пока еще не нашла должного отражения в образовательном процессе сельской школы. Во многом это связано с существующими противоречиями между: потребностями общественной практики в сформированной эстетической культуре сельских старшеклассников и недостаточной разработанностью теоретико-педагогических основ данного процессастремлением старшеклассников к повышению своей эстетической культуры и реальными образовательными условиями современной сельской школы, не всегда обеспечивающими возможность направленного формирования столь значимого качества личности.

Социальная значимость, практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность обозначенных выше вопросов предопределила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

Объект исследования: эстетическая культура сельских старшеклассников как интегративное личностное качество.

Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

Гипотеза исследования: формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы будет осуществляться с большей эффективностью, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

— создана образовательная среда сельской школы эстетической направленности;

— организован процесс направленного становления рациональной и эмоционально-чувственной сфер личности старшеклассников в условиях реализации образовательных возможностей инте-гративного комплекса искусств;

— обеспечено включение учащихся старших классов в активную формотворческую художественно-эстетическую деятельность, ориентированную на развитие базовых составляющих социокультурного пространства сельского социума.

Цель исследования, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить теоретико-методологические аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

2. Уточнить сущность основных понятий и категорий исследования.

3. Определить критерии и обосновать уровни развития эстетической культуры учащихся старших классов сельской школы.

4. Разработать модель формирования эстетической культуры старшеклассников в образовательном процессе сельской школы в условиях направленной реализации авторской программы.

5. Подготовить методические рекомендации учителям сельской школы.

Методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания, предполагающая целостное и всестороннее рассмотрение явлений и процессов в их развитии, становлении и формированиипринцип единства теории и практикиидеи личност-но-деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе в условиях утверждающейся гуманитарной образовательной парадигмыисследования в области социологии села.

Теоретическая основа исследования: Философский уровень диссертационного исследования базируется на научных подходах к понятию «эстетическая культура» (Платон, Аристотель, М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, Г. В. Ф. Гегель, М. С. Каган, И. Кант, А. Ф. Лосев, В.В. Розанов) — концептуальных положениях философии и методологии образования (В.В. Краевский, В. М. Рогозин, Л. В. Хуторской, Б.С. Гершунский). Общенаучный уровень исследования составляют основополагающие идеи теорий личности (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К.К.Платонов), деятельности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина), общей теории культуры (Б.С. Мейлах, В. М. Межуев, А. В. Пирадов В.К. Скатерщиков), ак-сиологизации образования (А.В.Кирьякова, Г. А.Мелекесов). Технологический уровень исследования включает теорию личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, И. И. Ильясов, А. К. Маркова, В.Г. Рындак) концепции технологизации образования (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблемеизучение педагогического опытадиагностика, анкетирование, интервьюированиепедагогическое наблюдениебеседа, письменный и устный опроспедагогический экспериментматематическая обработка диагностических материалованализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 2», муниципальное образовательно учреждение «Акбулакский лицей" — в опытно-экспериментальной работе участвовало 284 старшеклассника.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе (2000;2001) — изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, разрабатывались исходные позиции исследования, проводилась диагностика уровней сформированности эстетической культуры сельских старшеклассников, анализировалось состояние образовательного процесса в сельской школе. Результаты проведенной работы позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования, определить логику формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

На втором этапе (2002;2003) осуществлялся теоретический анализ составляющих процесса формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях сельской школы, обосновывались критерии и показатели ее развития в условиях формирующего воздействия, разрабатывались содержание и уточнялись основные этапы реализации авторской программы формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, уточнялись положения гипотезы исследования.

На третьем этапе (2004;2006) основное внимание уделялось организации и проведению формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, апробации основных положений исследования в образовательном процессе ряда школ п. Акбулаканализировались и обобщались полученные результаты, оформлялся текст диссертационной работы, определялись направления дальнейшего исследования проблемы.

Научная новизна исследования:

— уточнено содержание понятия «эстетическая культура сельских старшеклассников» как интегрального личностного качества, обеспечивающего продуктивную реализацию старшими школьниками идей созидательного формотворчества в социокультурном пространстве современного сельского социума, способствующего утверждению идеалов интеллигентности и гуманиости в выразительной сфере межличностных отношений;

— выявлена специфика формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, определяемая природно-географическими (естественная красота природного окружениянепосредственность включения школьников в производительный сельскохозяйственный труд и жизнь села), социокультурными (отдаленность от культурных центровзначимость народных обычаев, праздников, обрядов, традицийавторитет семейного воспитания) и образовательными (особенности построения учебно-воспитательного процесса, малочисленность педагогов и учащихся, состояние учебно-методической базы) факторами;

— определены критерии (рациональный, эмоциональнохудожественный, деятельностно-поведенческий) и уровни (высокий, средний, низкий, крайне низкий) процесса формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы;

— разработана модель формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, логика построения и реализации которой интегрирует личностные потенциалы восприятия и созидания выразительной предметности в расширяющемся социокультурном пространстве сельского социума.

— разработана программа формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, педагогическая реализация которой основывается на принципах: интеграции и актуализации художественной составляющей дисциплин гуманитарной направленностивключенности сельских старшеклассников в активную формотворческую деятельность с учетом личностных характеристик и индивидуальных предпочтений;

— определены этапы (проектировочный, содержательный, оценочно-контролирующий) реализации программы формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы, включая постоянный мониторинг уровня эстетического развития личности на каждой из образовательно-возрастных ступеней.

Теоретическая значимость исследования определяется обогащением педагогических представлений о содержании и логике эстетического развития сельских школьников, разработкой принципов построения модели формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школыполученные результаты могут выступить основой для дальнейшего изучения путей совершенствования форм и методов формирования эстетической культуры личности, методики преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированных на эстетическое развитие обучаемых. и.

Практическая значимость исследования:

— разработаны и апробированы методические рекомендации учителям сельской школы по формированию эстетической культуры старшеклассников;

— материалы исследования могут быть использованы для оказания помощи сельским учителям гуманитарного профиля в организации процесса формирования базовых компонентов эстетической культуры личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результативность формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы определяет комплекс следующих педагогических условий:

— создание образовательной среды сельской школы эстетической направленности;

— организация процесса становления рациональной и эмоционально-чувственной сфер личности старшеклассников в условиях реализации образовательных возможностей иптсгративного комплекса искусств;

— включение учащихся старших классов в активную формо-творческую деятельность, ориентированную на развитие базовых составляющих социокультурного пространства сельского социума.

2. Создание образовательной среды сельской школы эстетической направленности представляет процесс и результат выразительной актуализации личностно-развивающего потенциала структурных компонентов (природанародные промыслы, обычаи, праздники и традициисемьяучебная и внеучебная деятельность), осуществляемой в ходе совместной деятельности учителей, воспитанников и родителей по преобразованию окружающей действительности по законам красоты, истины и добра.

3. Организация процесса становления рациональной и эмоционально-чувственной сфер личности старшеклассников в условиях реализации образовательных возможностей интегративного комплекса искусств способствует формированию у старших школьников личностно-субъективного отношения к миру человеческого бытия путем непосредственного участия в организуемых мо-тивационно-проблемных ситуациях событийного характера, использования интегрированных уроков литературы с различными видами искусства (театр, живопись, музыка).

4. Включенность сельских старшеклассников в самостоятельную творческую деятельность, ориентированную на развитие составляющих культурно-образовательного пространства сельского социума, предполагает укрепление связи между поколениями, сохранение и обогащение традиций народной культуры и народной педагогики, воспитание любви к родному дому, развитие народных промыслов и ремесел, сохранение окружающей природы и памятников культуры.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивалась применением методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследованияметодологической непротиворечивостью исходных теоретических позицийиспользованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логикеразнообразными источниками информациистатистической значимостью экспериментальных данныхсоотнесением полученных результатов с данными других психолого-педагогических исследований, широкой апробацией теоретико-практических результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на международных (Москва.

Оренбург, 2003; Тамбов, 2004), всероссийских (Санкт-Петербург, 2004; Оренбург, 2001; Шуя, 2004) и межрегиональных (Орск, 2002; Челябинск, 2003) научно-практических конференциях, путем публикаций результатов диссертационного исследования в научно-теоретических и научно-методических сборниках и журналах, а также при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий для учителей школ Акбулакского района.

Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на кафедре общей педагогики Оренбургского государственного университета и кафедре педагогики и методики начального образования Акбулакского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», учительских районных конференциях.

Личный вклад автора состоит:

— в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования эстетической культуры личности в образовательном процессе современной школы;

— разработке модели формирования эстетической культуры сельских старшеклассников;

— выявлении и обосновании педагогических условий практического внедрения модели в образовательный процесс сельской школы;

— в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, систематизации и педагогической интерпретации полученных данных.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и приложений.

Выводы по 2 главе.

Проведенная опытно-экспериментальная работа, результаты реализации программы формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях сельской школы позволили нам сделать следующие выводы:

1. Эффективность авторской программы формирования эстетической культуры сельских старшеклассников повышается, если:

— будет своевременно проведена диагностика уровня эстетической культуры учащихся старших классов;

— педагогический коллектив сельской школы будет эстетически подготовлен к работе по формированию эстетической культуры старшеклассников;

— учебно-воспитательный процесс в сельской школе приобретает культурно-эстетическую направленность;

— разработана модель и применена программа формирования эстетической культуры, культурно-эстетической подготовки старшеклассников в образовательной деятельности сельской школы.

2. Последовательная реализация этапов (проектировочный, содержательный, оценочно-контролирующий) предполагает эффективность разработанной нами программы формирования эстетической культуры сельских старшеклассников.

3. В качестве исходного положения данной программы определена совокупность принципов гуманизма, природосообразности, культуросообразности, субъективности, диалогичпости, реализуемая в рамках педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода.

4. Основными педагогическими особенностями разработанной нами программы являются:

— данная программа может применяться в полном объеме при обучении любым дисциплинам с выраженной художественной направленностью (прежде всего, применима к урокам литературы), позволяет развивать чувственное мироощущение, потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, реализовать индивидуальные задатки и способности.

— использование традиционных форм и средств учебно-воспитательного процесса в рамках классно-урочной системы, внеклассной деятельности (интегрированные уроки, введение спецкурсов эстетической направленности, проведение творческих конкурсов, фестивалей, работа школьного театра и др.), что значительно облегчает ее внедрение в школьную практику.

Заключение

.

В концепции модернизации Российского образования, национальном проекте «Образование» определены основные принципы обновления образования, ведущим из которых является ключевая роль воспитания на основе общечеловеческих и культурных ценностей, которое определяет развитие личности, способной продуктивно реализовать себя в современных условиях развития общества. Центральное место в решении этих проблем занимает формирование эстетической культуры школьников. Актуальность обусловлена потребностью общества в эстетически образованном, культурном человеке, способном эстетически воспринимать, оценивать, преобразовывать окружающий мир и себя в этом мире.

Преобразования в обществе создали реальные предпосылки для обновления процессов образования. Оно направлено на совершенствование существующих форм и методов, целей и средств его реализации. Акцент делается на создание педагогических условий, способствующих эффективному решению обозначенной проблемы.

Проведенное нами исследование, этапы и результаты которого отражены в диссертации, позволяют сделать следующие выводы.

Эстетическая культура сельских старшеклассников представляет собой совокупность способностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие эмоционально-чувственной сферы личности. Педагогическая эффективность процесса формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школы обеспечивается интеграцией видов искусств в учебном процессе и многообразием форм художественно-эстетической деятельности.

Сформированность эстетической культуры личности расширяет мировоззренческие представления старшеклассников, развивает умения и навыки эстетизации повседневной жизни, способствует привнесению аспектов выразительного формотворчества в духовно-практическую действительность сельского социума.

Программа формирования эстетической культуры сельских старшеклассников представляет собой педагогически выстроенную систему, в основе которой — реализация личносгпо-развивающего потенциала культурно-образовательной среды сельского социума, созидаемого в процессе взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности. При этом педагогическое планирование и построение процесса формирования эстетической культуры сельских старшеклассников предполагает постоянство последовательного развития эстетического отношения личности к многообразию видов искусства, предметным формам природного и социального окружения.

Педагогическая успешность реализации программы формирования эстетической культуры сельских старшеклассников в образовательном процессе предполагает:

• развитие личностно-субъективного отношения школьников к искусству и действительности посредством создания мотивацион-но-проблемных ситуаций эстетической направленности и организации событийного восприятия учащимися выразительной предметности окружающей среды;

• использование интегрированных уроков литературы с различными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, театр), расширяющих диапазон художественных интересов учащихся и способствующих актуализации потребности старшеклассников в регулярном общении с художественными произведениями;

• включение старшеклассников в активную формотворческую деятельность обеспечивает развитие эстетических потребностей, интересов, вкуса в процессе творческого восприятия и духовного постижения высоких образцов классического искусства.

Эффективность процесса формирования эстетической культуры определяет комплекс следующих педагогических условий:

— создание образовательной среды сельской школы эстетической направленности;

— организация процесса становления рациональной и эмоционально-чувственной сфер личности старшеклассников в условиях реализации образовательных возможностей ингсгративного комплекса искусств.

— - включение учащихся старших классов в активную формо-творческую деятельность, ориентированную на развитие базовых составляющих социокультурного пространства сельского социума.

Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры старшеклассников сельской школы строилась с учетом анализа диагностических исследований, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента (оценка состояния работы по формированию эстетической культуры в сельской школе, уровень понимания проблемы педагогическим коллективом, выявление уровня эстетической культуры сельских старшеклассников). Было установлено, что развитию эстетической культуры старшеклассников сельской школы соответствуют крайне низкий, низкий, средний и высокий уровни развития.

Реализация программы формирования эстетической культуры старшеклассников сельской школывключенность в активную эстетическую деятельностьэстетизация образовательной среды сельской школыготовность педагога сельской школы к решению проблем формирования эстетической культуры сельского старшеклассника позволили рассчитывать на положительную динамику сформированности эстетической культуры старшеклассников сельской школы.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности выявленных педагогических условий формирования эстетической культуры сельских старшеклассников и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Исследование не претендует на исчерпывающий характер и может быть углублено и расширено в направлении выявления инновационных сфер совершенствования содержания, методов, форм и средств педагогической инструментовки процесса формировании эстетической культуры сельских школьников различного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. И. Эстетическое развитие студентов педагогических колледжей в процессе изучения истории Отечества: авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Аверьянова М., 1998. — 23 с.
  2. , Е. М. Организация эстетического самовоспитания учащихся профтехучилищ во внеурочное время: авт. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. М. Алехина Казань, 1989 — 22 с.
  3. , Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. -496 с.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л:Изд-воЛГУ, 1968.- 339 с.
  5. , В. П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведениях искусства на формирование нравственных взглядов учащихся авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. П. Анисимов -М., 1994.-24 с.
  6. , А. А. Культурное пространство студента /А.А. Андреев // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 38−42.
  7. , В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990.- 608 с.
  9. , В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории: XVII-начало XX вв.) / В. А. Асмус — 2-е изд. М.: Мысль, 1965. — 324 с.
  10. , Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности / Ю. Л. Афанасьев. Львов: Свит, 1990. — 160 с.
  11. И. Баженова, JL М. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения, авт. дисс.. канд. пед наук: 13.00.01 / JI.M. Баженова М., 1982. — 17 с.
  12. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: ВНИК «Школа», 1989. — 149 с.
  13. , Л. В. Воспитание сельского школьника / Л.В. Бай-бородова, А. П. Чернявская. М: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 176 с.
  14. , Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э. А. Баллер. М.: Прогресс, 1987. — 158 с.
  15. , М. М. Эстетика словесного творчества: сб. избр. трудов / М. М. Бахтин. М. Искусство, 1979. — 423 с.
  16. , В.Г. Идея искусства / В. Г. Белинский // Белинский, В. Г. Статьи и рецензии 1841−1845 гг. Т. 2. — М.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1948. — С. 67−83.
  17. , Н. Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников / Н. Б. Берхин // Педагогика. 1995. -№ 2. -С. 42−45.
  18. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. , В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−35.
  20. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский- под редакцией А. В. Петровского. Т. 1.
  21. М.: Просвещение, 1979. 304 с.
  22. , В. И. Педагогические технологии: эволюция понятия / В. И. Боголюбов / Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
  23. , А. А. Личность и общение: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-324 с.
  24. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С.23−25.
  25. , Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. -С. 37−43.
  26. , Ю. Б. Эстетика / Ю.Б. Борев- 4-е изд., доп. М: Политиздат, 1988.-284 с.
  27. , А. И. Проблемы теории эстетического воспитания в СССР на современном этапе: эстетическое воспитание школьной молодежи / А. И. Буров — под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.: Педагогика, 1981.- 36 с.
  28. , В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству / В. Г. Бутенко // Советская педагогика. 1990. — № 5.-С. 57−61.
  29. , А. П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / А. П. Валицкая // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 37.
  30. , Б. М. Психология восприятия / Б.М. Величков-ский, В. П. Зинченко, А. Г. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 246 с.
  31. Венгер, J1. А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер. М.: Просвещение, 1969. -365 с.
  32. , М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций: / М. А. Верб. СП б. 1997. — 142 с.
  33. , А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи / А. Веремьев // Искусство и образование. 2002. -№ 3(21).-С. 24−31.
  34. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- под редакцией А. В. Петровского — 2-е изд., испр. и дои. М.: Просвещение, 1979.-288 с.
  35. , И.П. Воспитание творчеством / И. П Волков. М.: Знание, 1989. — 84 с.
  36. , Л. А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ / Л. А. Волович. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
  37. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 480 с.
  38. , Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- под редакцией В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  39. , Ф. К. Педагогические основы формирования эстетических потребностей у учащихся педагогических училищ: авт. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф. К. Габолаева. М, 1997. — 24 с.
  40. , П.П., Давыдов, Ю.Н. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. М.: Наука, 1991. — 244 с.
  41. , П.Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 112 с.
  42. Гегель. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель. Система отдельных искусств — Т.З. Ч.З. М.: Искусство, 1971. — С. 7−616.
  43. , Ш. М. Беседы об эстетике / Ш. М. Герман, В.К. Скатер-щиков. М.: Знание, 1966. — 160 с.
  44. , Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Современник, 1988. — 608 с.
  45. , А. П. Педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов технических техникумов и колледжей: 13.00.01 / А. П. Головизнина. М: ИОО МО РФ, 1996.-26 с.
  46. , Ф. Н. О некоторых психических качествах личности / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
  47. , И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. М.: Педагогика, 1986.- 127 с.
  48. , И. Ф. Эстетическое восприятие педагога школьниками / И. Ф. Гончаров. // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 89−91.
  49. , А. В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения : авт. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Гордеева. М., 1990. — 19 с.
  50. , О. Б. Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников: авт. дисс.капд. пед. наук: 13.00.01 / О. Б. Гордиенко. Ростов-на-Дону, 1992. — 23 с.
  51. , М. П. Опыт организации междисциилинарного социально-педагогического исследования / М. П. Гурьянова // Педагогика. 002.-№ 6. -С. 48−53.
  52. , М. П. Типология сельских школ России / М. П. Гурьянова // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 34−39.
  53. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
  54. , А. Избранные педагогические сочинения / Адольф Дистервег — сост. и вступ. ст. В. А. Ротенберга. М., Учпедгиз, 1956. -374 с.
  55. , Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. М.: Искусство, 1962. — 314 с.
  56. , Т. А. Педагогические условия формирования эстетического отношения к труду у учеников 6−8 классов в процессе изучения гуманитарных дисциплин: авт. дисс.канд. пед. паук: 13.00.01 / Т. А. Ерахтина. Челябинск: ЧГПУ, 1994. — 23 с.
  57. , П. А. Воспитательная работа в сельской школе / П. А. Жильцов. -М.: Просвещение, 1980. 175 с.
  58. , И. В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраст: авт. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Житная. Ростов-на-Дону, 1997, — 21 с.
  59. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Ата-ханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  60. , А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А. С. Запесоцкий // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 51−55.
  61. , А. Г. Потребности. Интерес. Ценности / А. Г.
  62. Здравомыслов. М.: Мысль, 1986. — 224 с.
  63. , И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя- изд. второе, доп. и перераб. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  64. , А. Я. Эстетическое воспитание и искусство /А.Я. Зись, И. Л. Лазарев. М.: Искусство, 1979. — 194 с.
  65. , Л. В. Этическая и эстетическая культура бытового обслуживания: монография / Л. В. Землянухина. М.: Легпромиздат, 1988, — 144 с.
  66. , Н. А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства: авт. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Зубачевская. Челябинск: ЧГУ, 1995.- 21 с.
  67. , И.П. Воспитывать коллективистов / И. П. Иванов // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. -С. 363−441.
  68. , В.П. Человеческая деятельность познание -искусство / В. П. Иванов. — Киев: Наукова думка, 1977. — 248 с.
  69. , Е. О. Содержание образования: культурологический подход /. Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, И. В. Шалыгина. // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 18−25.
  70. , Л. П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1−9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств: авт. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. П. Ильенко. М, 1996. — 24 с.
  71. , Т. А. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  72. , И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986.-200 с
  73. Искусство и школа: книга для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  74. Исследование художественных интересов школьников / Под общ. редакцией Е. В. Квятковского, Ю.У. Фохт- Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
  75. , Д. Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / Д. Б. Кабалевский — 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  76. , М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Мысль, 1974. — 328 с.
  77. , М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. -СПб.: TOOK Петрополис, 1997. 544 с.
  78. , О. А. Формирование художественных потребностей старшеклассников сельских школ: авт. дисс.капд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Казанский. Новосибирск, 1975. — 22 с.
  79. , К.К. Эстетическое воспитание и культура общения / К. К. Канаева // Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979.-С. 219−227.
  80. Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1992. — 144 с.
  81. Кант, И, Критика способности суждения / И. Кант // Кант, И. Сочинения в шести томах — под общ. редакцией В. Ф. Асмуса, А.В. Гу-лыги, Т. И. Ойзермана. Т. 5. — М.: Мысль, 1966. — С. 161−527.
  82. , П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании / П. Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения — под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — С. 91−108.
  83. , С. М. Человек и личность как эстетические феномены / С. М. Каргапольцев // Вестник ОГУ. Оренбург, 1999. — № 3. -С. 27−33.
  84. , Е. В. Творческая деятельность па уроках искусства / Е. В. Квятковский // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 7−12.
  85. , А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург: Изд-во Южный Урал, 1996. — 188 с.
  86. , Н. И. Сущность эстетического воспитания и его роль во всестороннем и гармоническом развитии личности / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров // Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. — С. 5−32.
  87. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  88. , В.О. Два воспитания / В. О. Ключевский // Антология педагогической мысли России второй половиныХ1Х начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С. 392−400.
  89. , Л.Н. Художественный вкус / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1966.-213 с.
  90. , А. Ю. Педагогический словарь : для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений: / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Код-жаспирова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
  91. , Г. Г. Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений: авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. Г. Коломиец. Оренбург, 2000. — 22 с.
  92. , Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах (общение и возрастные особенности) / ЯЛ. Коломинский. -Минск.: изд-во БГУ, 1976 350 с.
  93. Кон, И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  94. , Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г. Б. Корнетов // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 43−49.
  95. , А. И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко- 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002. — 496 с.
  96. , В. В. Предметное и общепрсдмстное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. -2003.-№ 2.-С. 3−10.
  97. ЮО.Кратикова, В. А. Формирование нравственно-эстетического идеала у подростков средствами искусства: авт. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Кратикова. М., 1988. — 16 с.
  98. Ю1.Кривцун, О. А. Эстетика: учебник / О. А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 1998.-430 с.
  99. , Н. Б. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз / Н. Б. Крылова, Л. П. Печко. М.: Знание 1986.-64 с.
  100. , Н. Н. Формирование эстетических суждений старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству: авт. дисс.канд. пед. наук / Н. Н. Крюкова. М. НИИ ХВ, 1987. — 16 с.
  101. , Г. Ю. Перспективные школьные технологи.: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  102. , В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения: авт. дисс.. д-ра мед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / В. В. Кузнецов. Оренбург, 1999. — 38 с.
  103. Юб.Кульневич, С. В. Педагогика личности: от концепций до технологий: учебно-практическое пособие для учителей и классных руководителей / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  104. Культурология: учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. — 304 с.
  105. , B.C. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / B.C. Кукушкин. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. — 320 с.
  106. , С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. М.: Педагогика, 1989. — 126 с.
  107. ПО.Лармин, О. В. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / О. В. Лармин, Е. А. Ануфриев. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 325 с. Ш. Лейбсон, В. И. Личностный уровень эстетического развития /
  108. B.И. Лейбсон, Н. А. Кушаев. М.: Изд-во НИИ ХВ АПН СССР, 1979.1. C. 21−32.
  109. , Н.Л. Образность в искусстве / H.JI. Лейзеров. М.: Наука, 1974.-263 с.
  110. Лекции по истории эстетики / Под редакцией М. С. Кагана. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 181 с.
  111. Н.Леонтьев, А. А. Научите человека фантазии: творчество и развивающее образование / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. -№ 5. — С.36−44.
  112. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  113. , К. Византизм и славянство / К. II. Леонтьев // Визан-тизм и славянство. Великий спор. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -С. 21−154.
  114. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.
  115. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с
  116. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебное заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  117. , Н. Т. Проблемы достижений учащихся в сельской школе / Н. Т. Ломакина, Ф. Н. Лычагина. Оренбург: Изд-во ООИП-КРО, 2000,-38 с.
  118. , А. Р. Встречные усилия, успех-неуспех в образовательном процессе / А. Р. Лопахин // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 4752.
  119. , А.Ф. Эстетика / А. Ф. Лосев // Философская энциклопедия. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970. — С. 570−577.
  120. , И. Театр и школа / И. Любинский. М.: Просвещение, 1981: — 275 с.
  121. , В. Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы: методические рекомендации для организаторов воспитательного процесса / В. Д. Максимова. Оренбург: Изд-во ООИП-КРО, 2000. — 63 с.
  122. , Е. А. Эстетика наука о прекрасном / Е. А. Маймин. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  123. , А. С. О воспитании / А. С. Макаренко.- М.: Госполитиздат, 1990. 415 с.
  124. , А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999.-256 с.
  125. , Т. М. Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея: авт. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 /
  126. Т.М. Мальгина, — Оренбург: ОГУ, 2000. 20 с.
  127. , С. П. Основы культурологии: учебное пособие для высших учебных заведений: / С.П.Мамонтов- 3-е изд., -доп. М.: Олимп, ИНФРА, 2001. — 320 с.
  128. , Э. А. Теория культуры и современная наука / Э. А. Маркарян. М.: Мысль 1983.- 285 с.
  129. , А.К. формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, Б. А. Орлова. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  130. , Г. О. О значении эстетических потребностей и интересов в эстетическом воспитании / Т. О. Марнет // Эстетическое воспитание школьной молодежи- под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.: Педагогика, 1981. — С. 60−68.
  131. , С. В. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся: методическое пособие / С. В. Масловская. -Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. 96 с.
  132. В.М. Проблемы философии культуры / В. М. Межуев. -М.: Мысль, 1984. -325 с.
  133. , Г. А. Условия аксиологизации педагогического образования / Г. А. Мелекесов. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2001. — 48 с.
  134. Б.Т. Меркин. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  135. Методология и методы исследования культуры / Науч. редактор С. Н. Иконникова, Э. В. Соколов. Л.: Изд-во ЛГИК, 1984. — 168 с.
  136. Методология педагогических исследований: сб. науч. трудов: / Под редакцией А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1980.- 165 с.
  137. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  138. , А.С. На вкус, на цвет. (теоретич. очерк об эстетическом вкусе) / А. С. Молчанова. М.: Искусство, 1966. — 178 с.
  139. МЗ.Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик — под редакцией В. А. Сластеиипа — 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  140. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 456 с.
  141. , Г. К вопросу о сущности эстетического / Г. Недо-шивин // Вопросы эстетики — под общ. редакцией Г. Недошивина. Т. 1. — М.: Госиздат «Искусство», 1958. — С. 3−14.
  142. , Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  143. , А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М .Новиков. М.: Просвещение, 1997. — 254 с.
  144. , М. Ф. История эстетической мысли: учеб. пособие / М. Ф. Овсянников. М.: Высшая школа, 1978. — 352 с.
  145. , А. Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: авт. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. Ж. Овчинникова. -М., 1998.-38 с.
  146. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
  147. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.- под редакцией Н. А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
  148. Основы эстетического воспитания / Под редакцией А.К. Дремо-ва. М.: Высшая школа, 1975. — 327 с.
  149. , Э. Г. Эстетическое и художественное образование / Э. Г. Панаиотиди // Искусство и образование. 2001. — № 2(16). — С.54−61.
  150. , Д.Ю. Реализация эстетических идей Рудольфа Штей-нера в педагогическом образовании на рубеже XIX—XX вв.еков: авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. Ю. Пантелип. Оренбург, 2006. -23 с.
  151. Педагогика. Курс лекций / Под общ. редакцией Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. М.: Просвещение, 1966. — 648 с.
  152. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / С. П. Баранов, Л. Н. Болотина, В. А. Сластенин и др.- под редакцией С. П. Баранова, В. А. Сластенина.- 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1986. -336 с.
  153. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- под редакцией Ю.К.
  154. Бабанского- 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  155. Педагогика: учебное пособие для педучилищ / С. П. Баранов, JI.P. Болотина, Т. В. Волкова, В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1981. -367 с.
  156. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / под редакцией С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с.
  157. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под редакцией II.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  158. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией B.C. Кукушкина. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. — 320 с.
  159. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  160. , Л. П. Эстетическое развитие школьников основными видами деятельности / Л. П. Печко // Теория эстетического воспитания. -М.: Искусство, 1979.-С. 196−219.
  161. , Л. В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников: авт. дисс.канд. пед. наук / Л. В. Пешикова. М., 1997. — 23 с.
  162. , А. В. Эстетическая культура личности / А. В. Пирадов. -Л.: Знание, 1978.-96 с.
  163. Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести / Сост. и отв. ред. Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 476 с.
  164. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  165. , И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гумаиит. изд. центр ВЛА
  166. ДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  167. Поиск новых путей: Из опыта работы: / Сост. С. Н. Громцева. -М.: Просвещение. 1990. 191 с.
  168. , В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  169. , М. М. Как оптимизировать учебный процесс / М. М. Поташник. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  170. , Г. А. Нравственный смысл художественного творчества / Г. А. Праздников. M.-JL: Знание, 1985. — 31 с.
  171. Психология. Словарь / Под общей редакцией Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 384 с.
  172. Психология современного подростка / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  173. Психология и учитель: пер. с англ. / Гуго Мюнстерберг- пер. А. А. Громбаль — 3-е изд., испр. М.: Совершенство, 1997.-320 с.
  174. Проблемы эстетического воспитания подростков: сб. научно-методических статей / Под редакцией J1.B. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
  175. , В. А. Методика формирования эстетической культуры личности / В. А. Разумный. М.: Знание, 1985. — 70 с.
  176. , С. X. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт- 2-е изд. -М.: Музыка, 1972.- 168 с.
  177. , Н. Нерушимое / Н. Рерих. Рига: Виеда, 1991. — 236 с.
  178. , М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, J1.B. Байбородова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.- 56 с.
  179. , В. В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов- сост. В.Н.
  180. Щербакова. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
  181. Рок, И. Введение в зрительное восприятие / И. Рок. М.: Педагогика, 1980.-Кн. 1.-312 е.- кн. 2. — 280 с.
  182. Роль искусства в развитии способностей школьников: / Под редакцией Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
  183. , П.Ю. Моделирование процесса формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования / П. Ю. Романов // Вестник ОГУ. Оренбург, 2003. -№ З.-С. 71−78.
  184. Российская педагогическая энциклопедия М.: Российская Энциклопедия, 1993. — 546 с.
  185. , Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  186. , Ю. Театральное искусство в системе эстетического воспитания школьников / Ю. Рубина // Эстетическое воспитание школьной молодежи- под редакцией Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.: Педагогика, 1981. — С. 88−93.
  187. , С. Л. Основы общей педагогики / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1980. — 486 с.
  188. , О. П. Нравственно-эстетическое воспитание студентов / О. П. Рудницкая. // Педагогика. 1991. — № 9. — С. 85−88.
  189. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  190. , Л. А. Эстетическое воспитание и нравственное развитие школьников / Л. А. Рытикова // Эстетическое воспитание школьной молодежи- под редакцией Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.: Педагогика, 1981.- С.141−149.
  191. , А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика. 1998. — № 3 .- С. 24−29.
  192. , Е. М. Воспитательная деятельность в школе в контексте личностного подхода в образовании / Е. М. Сафронова // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 29−37.
  193. Сборник научно-методических материалов М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с.
  194. , Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личност-но-ориентированного образования / Н. Г. Свирина // Педагогика.2001.-№ 7.-С. 39−44.
  195. , Г. К. Технология саморазвития личности школьника / Г. К Селевко // Школьные технологии. 1999. — № 6. — С.5−26.
  196. , А. Н. Развитие эстетической культуры молодежи / А. Н. Семашко, У. Ф. Суна. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  197. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Просвещение, 1999.- 194 с.
  198. , М. П. Профессиональное обучение: педагогические технологии: учебное пособие / М. П. Сибирская. М.: Просвещение, 2002.- 126 с.
  199. , В. Ф. Образование: образ культуры / В. Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. 1989. — № 12. — С. 5−7.
  200. , Л. А. Формирование гуманистических качеств личности учащихся в процессе эстетического воспитания: авт. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Сипитая. М., 1995.-21 с.
  201. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 360 с.
  202. , В. К. Твой эстетический вкус / В. К. Скатерщиков.-М.: Знание, 1963.-48 с.
  203. , М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Знание, 1984. — 97 с.
  204. , В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  205. , JI. Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография / Л. Б. Соколова. Оренбург: Изд-во ОГ-ПУ, 2003.-352 с.
  206. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанова, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
  207. , Л. Н. Философия красоты / Л. Н. Сголович. М.: Политиздат, 1978. — 118 с.
  208. , М. П. Театральная культура и творческое мышление школьника / М. П. Стуль. // Советская педагогика. 1989. — № 4. -С.24−26.
  209. Советский энциклопедический словарь / Гл. редактор A.M. Прохоров- 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  210. Суходольская-Кулешова, Л. В. Формирование эстетическойкультуры будущего учителя / JI.B. Суходольская-Кулешова // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 34−39.
  211. , У. Ф. Социология эстетической культуры. Проблемы методологии и методики / У. Ф. Суна, В. М. Петров. Рига: Зинатне, 1985.- 272 с.
  212. , В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлин-ский. М.: Просвещение, 1974. — 215 с.
  213. , Г. С. О психологии искусства / Г. С. Тарасов // Педагогика. 1992. -№ 1−2. -С. 24−31.
  214. Творческий процесс и художественное восприятие JL: Наука, 1978. -278 с.
  215. , Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов. // Советская педагогика. 1964. — № 6. — С. 5462.
  216. , А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / А. В. Толстых // Педагогика. 1996. — № 4. — С.9−13.
  217. , Е. М. Воспитание вкуса при восприятии произведений искусства / Е. М. Торшилова // Искусство и образование. 2002. -№ 3(2).-С. 38−43.
  218. , А. Федор Достоевский / А. Труайя. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-480 с.
  219. , К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / К. Д. Ушинский. Т. 10. — М-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1950.- 688 с.
  220. , В. М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание / В. М. Филиппова // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 65−68.
  221. Философский словарь. М.: Политиздат, 1963. — 576 с.
  222. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М., 1998.- 576 с.
  223. , Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки / Г. Н. Филонов // Педагогика. -2001. № 9. — С.3−10.
  224. , Ю. А. И.Ф. Анненский об эстетическом воспитании / Ю.А. Филонов//Педагогика.-2001.-№ 9.- 35−41.
  225. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1987. — 224 с.
  226. , Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагин. М.: Просвещение, 1991. — 228 с.
  227. , Т.В. Художественно-эстетическое развитие студентов в воспитательной системе университета: авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Фролова. Оренбург, 2006. — 21 с.
  228. , И. Ф. Педагогика: учебник / И.Ф. Харламов- 5-е изд., перераб. и доп. Мн.: Университет, 1998. — 560 с.
  229. Художественное восприятие / Под редакцией Ь. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971.- 387 с.
  230. Художественная культура и развитие личности. Монография ВНИИ / Отв. редактор Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука 1987 — 223 с.
  231. Цицерон. Избранные сочинения: / Марк Туллий Цицерон. М.: Знание, 1975. — 336 с.
  232. , Н. 3. Культура и ценности / II. 3. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.
  233. , Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология / Н. К. Чапаев. Екатеринбург-Кемерово, 2005. — 180 с.
  234. , Н. Г. Избранные философские сочинения / Н. Г. Чернышевский. М.: Госкомиздат, 1950. — 856 с.
  235. , И. С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова / И. С. Чернявская. М.: Просвещение, 1982. — 112 с.
  236. , М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 2129.
  237. , В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  238. , С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 х т. Т.1 / С.Т. Шацкий- под редакцией Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — 304 с.
  239. , А. Культура и этика / А. Швейцер // Антология культурологической мысли — авт.-сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. -М.: Иззд-во РОУ, 1996. С. 219−225.
  240. , Ф. Статьи по эстетике / Ф. Шиллер — под общ. редакцией Мих. Лифшица. М-Л.: ACADEMIA, 1935. — 672 с.
  241. , М. И. Мониторинг процесса воспитания школьников / М. И. Шилова // Педагогика. 2001. — № 5.
  242. , Е. Н. Развитие личности средствами педагогической практики / Е. Н. Шиянова, С. В. Недбаева. // Педагогика. 2003. — № 3. -С. 16−19.
  243. , А. К. Развитие эколого-эстетической культуры личности в современной Германии / А. К. Шульженко // Педагогика. -2003.- № 1.
  244. , И. Ю. Процесс самоопределения старшеклассников /
  245. И.Ю. Шустова / Педагогика. 2005. — № 5.
  246. , Ф. Н. Профессионально-нравственная культура / Ф. Н. Щербак. М.: Знание, 1985. — 48 с.
  247. , Р. Н. Нравственные измерения физического образования / Р. Н. Щербаков // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 13 -19.
  248. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  249. , Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. М: Педагогический поиск, 1997. — 78 с.
  250. Эренгросс, Б А. Преподавание курса «Эстетическое воспитание» в профтехучилищах / Б. А. Эренгросс, И. И. Зарецкая, Л. П. Печко, Л. А. Волович. М.: Высшая школа, 1982. — 200 с.
  251. Эстетика: Учебное пособие для вузов: / Научный редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. — 240 с.
  252. Эстетическое воспитание школьников / Под общ. редакцией А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М: Педагогика, 1974. — 304 с.
  253. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  254. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода / Под редакцией Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  255. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика. -М.: Изд-во ВНИИ Искусствознания, 1990. 148 с.
  256. Эстетическая культура советского человека / Под редакцией М.С. Кагана- Г. Ф. Сунягин, А. В. Пирадов и др. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. — 167 с.
  257. Эстетическое сознание и процесс его формирования // Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство 1981. — 256 с.
  258. , Б. П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников / Б. П. Юсов // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Кн. 1. — М.: Советский художник, 1973.-С. 65−103.
  259. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995.-№ 2. — С. 31−42.
  260. , П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  261. , Н.Н. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Н. Н. Яковлева // Вопросы психологии. 1997 — № 4. — С.20−28.
  262. , С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: авт. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Д. Якушева. -Оренбург, 2005.-21 с.
  263. , Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство / Н. А. Ястребова. М.: Наука, 1976. — 80 с.206
Заполнить форму текущей работой