Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Системный подход как основа конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты научных исследований обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университетана региональных научно-методических конференциях «Педагогическая наука и практика — региону», «Информационно — методические материалы по проблемам модернизации кадровой политики в системе образования города Ставрополя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Г. Общенаучная интерпретация современной теории обучения в вузе
    • 1. 1. Историко-содержательный анализ педагогики и дидактики высшей школы
    • 1. 2. Антрополого-педагогический подход к всестороннему изучению человека и его особенностей как субъекта познания
    • 1. 3. Современное педагогическое знание и тенденции его развития в процессе глобализации и конвергенции образования
  • Глава II. Системный подход как основа управления качеством обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе
    • 2. 1. Системный подход как дидактическое условие качества обучения студентов в вузе
    • 2. 2. Конструирование учебного процесса в вузе с использованием системного подхода
    • 2. 3. Модель конструирования учебного процесса в вузе с применением инновационных технологий обучения
  • Глава III. Педагогическое взаимодействие субъектов процесса обучения в вузе. Результаты опытно-экспериментального исследования
    • 3. 1. Педагогическое взаимодействие как основа системного подхода в педагогике и дидактике высшей школы
    • 3. 2. Педагогическая диагностика исследования профессиональных качеств будущих специалистов в вузе (на примере факультета психологии)
    • 3. 3. Коррекционно-развивающая программа

Системный подход как основа конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменение социально-экономических и образовательных ориентиров общества, поиск новых подходов к конструированию учебного процесса в вузе на современном этапе является актуальным и значимым. В ряде задач реформирования российского образования одно из приоритетных, ключевых мест занимала и занимает проблема комплексной перестройки, конструирования учебного процесса в вузе. Перестройка системы образования обусловила необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

Учитывая все особенности в формировании профессиональных качеств будущих специалистов в вузе, мы решили подойти к этой проблеме с позиции системного подхода.

На наш взгляд, конструирование учебного процесса в формировании профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе должно изучаться в структурном единстве всех компонентов. Ориентация на включение различных аспектов анализа учебного процесса студентов задает системный подход, основные положения которого ориентированы на интегративные процессы, на синтез целого.

Как показало наше исследование, проблема системного подхода как основы конструирования учебного процесса в настоящее время находится лишь в стадии интенсивного осмысления: уточняются ее цели, формы и направления, содержание и методические пути реализации (И.В. Блауберг, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, А. П. Огаркова, И. Т. Огородников, Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко, В. В. Рубцов, В. Н. Садовский, Н. Н. Похомов, В. А. Северцев, Ю. В. Тимофеева, А. И. Уемов и др.).

В то же время теоретический анализ педагогической литературы показывает, что в ней не получили должного освещения такие вопросы, как сущность, содержание, назначение системного подхода как дидактического условия качества обучения студентов в вузе, недостаточно освещается научная интерпретация современной теории обучения в вузе.

Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых противоречий между:

— острой потребностью педагогической практики в достижениях конструирования учебного процесса и сравнительно низким уровнем научных исследований в этой области;

— необходимостью решения проблемы конструирования учебного процесса и недостаточной научно — теоретической и практической разработанностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на профессиональную подготовку будущих специалистов;

— уровнем профессиональной компетентности современного педагога и методическими возможностями реализации методов в учебно-воспитательном процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к получению знаний;

— возможным уровнем использования системного подхода как основы конструирования учебного процесса и степенью его внедрения в образовательный процесс.

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, содержание которой сформулировано следующим образом: каковы педагогические условия конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов?

Цель исследования — разработка содержания и научных основ методического обеспечения реализации системного подхода как основы конструирования учебного процесса.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональных качеств будущих специалистов.

Объект исследования — системный подход в конструировании учебного процесса в вузе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначены следующие задачи исследования.

1. Раскрыть общенаучную интерпретацию современной теории обучения в вузе.

2. Систематизировать и обобщить концепции отечественных ученых по проблеме внедрения системного подхода в образовательный процесс вуза.

3. Определить место системного подхода как дидактического условия качества обучения студентов в образовательном пространстве вуза.

4. Обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность системного подхода как основы конструирования учебного про-, цесса в профессиональной подготовке будущих специалистов.

5. Разработать и внедрить в практику коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование профессиональных качеств будущих специалистов.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы по формированию профессиональных качеств будущих специалистов.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов значительно повысится, если будет:

— проанализировано современное педагогическое знание и тенденции его развития в процессе глобализации и конвергенции образования;

— проведено конструирование учебного процесса в вузе с использованием системного подхода;

— создана модель конструирования учебного процесса в вузе с применением инновационных технологий обучения;

— осуществлена систематическая педагогическая диагностика исследования профессиональных качеств будущих специалистов в вузе;

— разработана и внедрена в практику коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование профессиональных качеств будущих специалистов в вузе.

Методологическую основу исследования составили следующие положения: признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знаниядиалектическая взаимосвязь объективного и субъективногообщефилософские принципы — объективности, детерминизма, развития, взаимодействия, важнейшие положения философской и педагогической антропологии о личности и ее развитиисистемный подход к исследованиямаксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностьютеория познания и системный подход в рассмотрении педагогических явленийосновные положения гуманистической психологии и педагогикиидеи личностно ориентированной педагогикиконцепция развития личности в процессе непрерывного образования.

Теоретическую основу исследования составили гуманизация обучения (Ш.А. Амонашвили, А. В. Беляев, М. Н. Берулава, В. А. Караковский, И.Б. Кото-ва, Е.А. Ямбург) — личностно ориентированный подход к образованию (Н.А.Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — теории освоения деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) — активности личности в учебном процессе (С.А. Архангельский, В. И. Горовая, П. Я. Гальперин, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, В. В. Давыдов и др.) — управление системой образования (М.В. Артюхов, Н. И. Бабкин, В. П. Сергеева, Г. Н. Сериков, В. П. Симонов, С. М. Сантурова, В.А. Шаповалов) — идеи системно-целостного подхода к педагогическим явлениям и процессам (С.И. Архангельский, В.П.

Беспалько, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. В. Краевский, А. О. Левин, Н. И. Кузнецова, Л. И. Новикова и др.).

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблемепраксиметрический метод (изучение документов) — статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация) — экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент) — синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследованиямоделирование педагогического процессабеседа, интервьюирование, анкетирование (педагогов, детей) — педагогическое наблюдение.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Ставропольский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский социальный институт, Ставропольский филиал Московского гуманитарно-экономического института.

Диссертационное исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение теоретического и практического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе (2003;2005 гг.) — проведен констатирующий эксперимент, позволяющий убедиться в эффективности дидактических мероприятий по реализации действий, напразленных на конструирование учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) проходило завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования и оформление их в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— впервые разработана модель конструирования учебного процесса в вузе с применением инновационных технологий обучения;

— впервые разработана коррекционно-развивающая программа по формированию профессиональных качеств будущих специалистов в вузе;

— определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов;

— выявлены уровни профессиональных качеств будущих специалистов в вузе на основе применения проективных методик.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

— раскрыто содержание системного подхода как дидактического условия качества обучения студентов в вузе;

— теоретически обоснован антрополого-педагогический подход к всестороннему изучению человека и его особенностей как субъекта познания;

— разработана модель конструирования учебного процесса в вузе с применением инновационных технологий обучения;

— проведен теоретический анализ содержания следующих дефиниций: «система», «педагогическое конструирование», «педагогическое моделирование», «педагогическое проектирование», «педагогическое взаимодействие», «глобализация», «конвергенция».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и опубликована коррекционно-развивающая программа по формированию профессиональных качеств будущих специалистов в вузе. Сформулированные положения могут быть включены в курс педагогики для учебных заведений, использованы в системе повышения квалификации работников образования. Теоретический анализ диссертационного исследования может быть использован при создании авторских программ, учебных пособий по социологии, психологии, педагогике, социальной педагогикерезультаты исследования могут быть использованы как субстанциональная основа учебных пособий по педагогическим и методическим дисциплинам, адресованным студентам педагогических вузов и слушателям институтов повышения квалификации.

Достоверность выводов, сделанных в ходе выполнения исследования, обусловлена полученными результатами, апробацией основополагающих идей, комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы, позитивным разрешением поставленных задач, верификацией предположения. Достоверность полученных результатов обеспечена также применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, представленной источниковедческой базой, многомерным статистическим анализом.

Положения, выносимые на защиту.

1. Процесс профессиональной подготовки необходимо осуществлять с позиции принципов иерархичности, диалогичности, интегрированное&trade-, вариативности, которые позволят системно подойти к конструированию учебного процесса в вузе.

2. Использование системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке должно быть направлено на становление гуманной личности с присущим для нее сочетанием выраженной индивидуальности, характеризующейся осознанием своего гражданского долга, трудолюбия, ответственностью, профессиональной и гуманитарной культурой, а также культурой взаимодействия с окружающими людьми.

3. Конструирование учебного процесса предусматривает системный подход к профессиональной подготовке, нацеленной на её непрерывный рост и совершенствование.

4. Разработанная коррекционно-развивающая программа способствует формированию профессиональных качеств будущих специалистов в вузе.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Результаты научных исследований обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университетана региональных научно-методических конференциях «Педагогическая наука и практика — региону», «Информационно — методические материалы по проблемам модернизации кадровой политики в системе образования города Ставрополя» (Ставрополь, 2003;2005) — Всероссийской научной конференции «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе» (Карачаевск, 2005) — Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2005).

Материалы диссертационной работы внедрены в деятельность в государственных общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет" — «СевероКавказский социальный институт», «Ставропольский филиал Московского гуманитарно-экономического института».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ. < Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 181странице, состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, библиографии, включающей 314 источников. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 5 таблицами.

Заключение

.

Проведенное исследование было посвящено проблеме системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе. В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что эффективность системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов значительно повысится, если будет: проанализировано современное педагогическое знание и тенденции его развития в процессе глобализации и конвергенции образованияпроведено конструирование учебного процесса в вузе с использованием системного подходасоздана модель конструирования’учебного процесса в вузе с применением инновационных технологий обученияосуществлена систематическая педагогическая диагностика исследования профессиональных качеств будущих специалистов в вузеразработана и внедрена в практику коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование профессиональных качеств будущих специалистов в вузе.

Анализ теории показал значимость системного подхода к конструированию учебного процесса в профессиональной подготовке. Несмотря на достаточно широкий круг вопросов, затронутых в общей педагогике, проблемы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе недостаточно разработаны.

В отечественных и зарубежных теориях управления основное внимание уделялось рассмотрению возможных управленческих решений по достижению качества и результативности деятельности субъектов управляемой системы. Именно управленческая деятельность позволяет проектировать стратегические и тактические цели, определять систему управленческих решений, направленных на достижение качества обучения.

Анализ научной литературы позволил вскрыть противоречия между острой потребностью педагогической практики в достижениях конструирования учебного процесса и сравнительно низким уровнем научных исследований в этой областинеобходимостью решения проблемы конструирования учебного процесса и недостаточной научно — теоретической и практической разработанностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на профессиональную подготовку будущих специалистовуровнем профессиональной компетентности современного педагога и методическими возможностями реализации методов в учебно-воспитательном процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к получению знанийвозможным уровнем использования системного подхода как основы конструирования учебного процесса и степенью его внедрения в образовательный процесс.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили выявить следующие зависимости:

— научно-теоретический анализ современного состояния проблемы внедрения системного подхода выявил важность конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов вуза;

— говоря о дидактических факторах и условиях, способствующих реализации психологических закономерностей обучения, выделяются, прежде всего, частно-дидактические цели организации и проведения учебных занятий с применением инновационных технологий;

— анализ результатов экспериментального исследования с применением разработанной коррекционно-развивающей программы подтвердил выдвинутую ранее гипотезу об эффективности системного подхода как основы конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе;

— применение разработанной модели конструирования учебного процесса в вузе позволяет решить не только дидактические задачи, но и ряд воспитательных: обеспечение мировоззренческого воздействия, формирование культуры мышления, умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 248 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-337 с.
  3. А.А. Учет и контроль как принципы организации учебно-воспитательной работы в школе: Дис. .канд.пед.наук. Ростов-н/Д, 1988. -156 с.
  4. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  5. Дж. Революции в науке отдельные события или перманентные процессы? // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей запада. — М.: Логос, 1996. — С 136 — 154.
  6. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Дис. .докт. пед.наук. М., 1998.
  7. Г. Н., Шариков Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста. М.: Высшая школа, 1984. — 60 с.
  8. Н.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном познании в области естествознания. // Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб., 1994. — С. 62 — 68.
  9. Л.Г. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  10. . Вклад в будущее: Приоритет образования/ Пер с англ. М., 1993.- 260 с.
  11. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Мн: Университетское, 1990. 560 с.
  12. Н.А. Моделирование информации и программ в сложных системах // Вопр. философии. 1963. № 12. — С. 27.
  13. .Г. О проблемах современного человека. М.: Наука, 1977. — 384 с.
  14. В.И. Проверь себя. М.: Вега, 1994. — 78 с.
  15. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественнонаучным предметам). Дисс.. докт. пед. наук. М., 1983. — 236 с.
  16. И.Д. Основы теории познания. М.: АН СССР, 1959. — 358 с.
  17. В.В. Новый этап в развитии высшего. педагогического образования // Педагогика. 1992. № 11/12. — С. 48.
  18. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998. -178 с.
  19. С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века.-М.: Вестник Моск. ун-та. 1994. № 4, серия 7. — С. 32.
  20. П.К. Избр. труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — 453 с.
  21. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Дисс.. докт. пед. наук. Новокузнецк, 1999. — 370 с.
  22. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  23. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  24. Ю.В. Педагогическое образование и непрофессиональная педагогическая деятельность// Пед.университет.вестн.Алтая. 1999. № 1. — С. 51.
  25. В.А. Пути совершенствования молодыми учителями своего педагогического мастерства: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1961. 97с.
  26. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  27. В. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в России. -2001. № 4.- с. 147.
  28. Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия// Сов.педагогика. 1971. № 7. -С.41.
  29. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  30. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  31. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.
  32. В.А. Пять заповедей для начинающего менеджера. М.: Экономика, 1988.-52 с.
  33. В.И. Образовательный стандарт: теория и концептуальные основы (опыт системного анализа): Дис. .докт. пед.наук.- М., 1999.-27 с.
  34. .А. Текстовый контроль как средство активизации учебной деятельности студентов: Дис.. .канд.пед.наук. Махачкала, 1999. — 46 с.
  35. К.У. Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалистов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1997. 39 с.
  36. А.А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. — 96 с.
  37. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990.- 183 с.
  38. Н.С. Как выбирается руководитель. М.: Экономика, 1989. — 32 с.
  39. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопр. Психол. -1990. № 2. С. 153−159.
  40. JI.H. Православная педагогика // Педагогика. 2000. № 4. — С.92−97.
  41. B.C. Стандартизация и педагогический мониторинг как форма управления подготовкой кадров в условиях многоуровневого высшего педагогического образования // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 6. Омск, 1994. — С. 16.
  42. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  43. д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики /Курс лекций/. 4.1. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1996. — 317 с.
  44. И.В. Организационно-педагогические модели интеграционных процессов в региональном образовании: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. — 17 с.
  45. И.А. Особенности оценки знаний в педагогическом колледже: Дис. .канд.пед.наук. Краснодар, 1998. — 84 с.
  46. Н.А. Философия свободы. -М., 1989.-241 с.
  47. Дж. Возникновение жизни / Пер. с англ./ М.: Мир, 1969. — С. 15.
  48. А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Монография. Ростов н/Д: Изд-во РПГУ, 2002. — С. 175−188.
  49. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-230 с.
  50. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высш. шк., 1989. -144 с.
  51. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.-256 с.
  52. Бестужев-Лада И. В. Россия накануне XXI века. 1904−2004. От колосса к коллапсу и обратно. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 230 с.
  53. В.В. На гранях логики и культуры: Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.
  54. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. — С. 59.
  55. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. М.: УРАО, 1998.-576 с.
  56. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-695 с.
  57. Т. Новая экономика требует новой системы образования // Высшее образование России. 2000. № 2. — С. 103−105.
  58. В.И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Майкоп, 1999.-48 с.
  59. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983. 272 с.
  60. Большой энциклопедический словарь. Т.2.-М.: Энциклопедия, 1991.-823 с.
  61. Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя. Ростов н/Д: РГПИ, 1969. — 140 с.
  62. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  63. Е.Г., Козулин А. В. Демократизация образования: основные принципы // Высш. образование в Европе. Т. XVI. 1991. № 1. — С. 78.
  64. В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. М.: Просвещение, 1987. — С. 48
  65. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000. — 303 с.
  66. В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Автореф. диссдокт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. — 39 с.
  67. Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога воспитателя в системе непрерывного образования: Дис. .докт. пед.наук. Волгоград, 2001. — 59 с.
  68. М.К. Наука управления: новый подход. М.: Знание, 1990. — 45с.
  69. A.M. Эволюция ценностей высшего педагогического образования (историко-теоретический аспект): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Москва, 1999. — 39 с.
  70. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. — 103 с.
  71. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования 1960- 1990. Дисс. докт. пед. наук. — М., 1994. -341с.
  72. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991.-119с.
  73. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. -М.: Просвещение, 1991. 123 с.
  74. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. М.: Экономика, 1995.-39 с.
  75. В.И. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 83 с.
  76. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 692−698.
  77. Р.Б. Традиция как аксиологическая категория истории образования // Вопросы развития гуманитарного образования в отечественной школе предреволюционного периода. / Образование: идеалы и ценности. — М., 1995. С. 168−199.
  78. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. — М.: Высшая школа, 1986. 158 с.
  79. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Высшая школа, 1977.-310 с.
  80. А.П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дисциплинам в вузе: Автореф. дисс.. докт. философ, наук. Киев, 1986. — 47 с.
  81. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: Высшая школа, 1979.- 176 с.
  82. Вессель К.-Ф. Педагогика в философии и на практике /пер. с нем./. Берлин, 1975.- 126 с.
  83. В. Нравственная культура руководителя. М.: Политиздат, 1988. -77 с.
  84. Н. И проснешься боссом. Новосибирск: Экор, 1989. — 43 с.
  85. Г. П. Школа XXI // Педагогический вестник. 1994. № 4. — С. 3−8.
  86. Г. В. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990.-255 с.
  87. Л.И. Дидактические условия формирования интеллектуальных умений студентов педвузов: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990. 180 с.
  88. Т.П., Кащицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995. — 20 с.
  89. Т.А. Формирование готовности к методическому самообразованию в условиях университета: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1986.- 18 с.
  90. Н.М., Данчинская В. П. Модернизация содержания образования // Народное образование. 1988. № 11. — С. 95.
  91. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. — 111 с.
  92. .Л. Прогностические модели систем образования для объединенной Европы // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994. — 104 с.
  93. Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  94. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. -254 с.
  95. А.С. Молодой руководитель в трудовом коллективе. Свердловск, 1990.-62 с.
  96. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М.: ИПИ РАО, 1995. — С. 3.
  97. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 148 с.
  98. Гегель Г.-Ф. Философская пропедевтика. 1808−1811 гг. // Работы разных лет в двух томах. Т.2. М., 1971.-С.61.
  99. И.Ф. Общая педагогика, выделенная из целей воспитания. М., 1806.-23 с.
  100. ЮО.Гербарт И. Ф. Очерки лекций по педагогике. М., 1835. — 75 с.
  101. Ю1.Гершунский Б. С. Прогнозирование развития образования: Проблемы и перспективы // Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986. — С. 202−203.
  102. Ю2.Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века / В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций / М., 1997. — 697 с.
  103. ЮЗ.Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-пресс», 1995. — 448 с.
  104. Ю4.Гильманов С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дисс.. докт. пед. наук. -М., 1969.-420 с.
  105. Ю5.Гинецинский В. И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема: Дисс.. докт. пед. наук. Л., 1988. — 332 с.
  106. Юб.Гинецинский В. И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. № 3. — С. 10−15.
  107. Ю7.Гиршович B.C. Справочник менеджера образования. В двух томах. Т.1. -М.: Новая школа, 1995. 80 с.
  108. Ю8.Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /пер. с англ./. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  109. Ю9.Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ). М.: Изд-во МГУ, 1965.-230 с.
  110. ПО.Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Воронежский университет, 1984. — 208 с.
  111. Ш. Горовая В. И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 165 с.
  112. З.Горский Д. П. О процессе идеализации и его значении в научном познании // Вопр. философии. 1963. № 2. — С. 50−60.
  113. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление 540 100 «Естествознание». М., 1994.
  114. B.C. О формировании нового типа педагогического мышления // Фи-лос. науки. 1985. № 3. — С. 38−42.
  115. Пб.Готт B.C., Урсул А. Д., Сименюк Э. П. О единстве научного знания. М.: Знание, 1977.-64 с.
  116. М.И., Краснянская К. М. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарнометрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  117. Гребенкина H. JL Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дис. .докт. пед.наук. М., 2000.-95 с.
  118. М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. // Высшее образование в России. 1994. № 4. — С. 105−108.
  119. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996,-112 с.
  120. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995. — 115 с.
  121. Гуманизация и демократизация образования // Инновации и нововведения. -Омск, 1995.-80 с.
  122. Гунявина H. J1. Научно-методические основы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: Дис. .канд.пед.наук. -М., 2000.- 64 с.
  123. В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1994. — 17 с.
  124. В.Н. Социальная педагогика в действии: опыт работы. СГУ., 1994. -57с.
  125. Э.М. Образование личности. М.: Наука, 1994. — 287 с.
  126. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  127. М.А. Проблемы методологии и методики дидактических исследований. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  128. А .Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.-440 с.
  129. Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом процессе: Дисс. .докт. пед. наук.-М., 1996.-254 с.
  130. А.Н. Разви тие образования в современном мире: Учебное пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 200 с.
  131. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск: Новосибирский электротехнический институт, 1971. — 180 с.
  132. Доклад о положении дел в области образования в мире / ЮНЕСКО. Париж, 1991.
  133. О.В. Некоторые аспекты технологии обучения // Современная высшая школа. -1984. № 2 (46). С. 119−122.
  134. И.И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1970. — 22 с.
  135. Ю.М., Пилипитченко Ю. Г. Школа делового общения для менеджеров. М.: Знание, 1989. — 172 с.
  136. А.В. Эффект горизонта. М.: Экономика, 1989. — 192 с.
  137. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М., 1984.- 126 с.
  138. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. 1. -М.: Высшая школа, 1972. 138 с.
  139. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. И. Прозументовой. Барнаул-Томск, 1997. — 128 с.
  140. Н. Как стать толковым руководителем. М.: Вече Персей. ACT, 1995.-36 с.
  141. Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения //Межвуз. сб. научн. трудов / Под ред. Г. Е. Ковалевой. JL: ЛТИ им. Ленсовета, 1990.- 188 с.
  142. Исследование по общей теории систем. Сборник переводов. Общ.ред. и вступ.ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М., 1969. — С.23−32.
  143. История педагогической технологии // Обзорная информация НИИ теории и истории педагогики. М., 1992. — 133 с.
  144. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика): Научно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1987. — 143 с.
  145. .Р. Способности и склонности. М.: Знание, 1990. — 93 с.
  146. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 64 с.
  147. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методические проблемы. М.: Педагогика, 1980. — 158 с.
  148. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997. — С. 11−12.
  149. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избр. педагог, соч. М., 1982. — С. 351, 368, 375.
  150. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Ар-сеньева. -М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  151. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996 160 с.
  152. В.А. Об итогах работы высшей школы в 1994 году и основных направлениях ее деятельности в 1995 году // Высшее образование в России. -1995. № 1.-С. 7−27.
  153. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  154. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 72 с.
  155. Т.К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Матер, науч.-практ. конф. 4.1. Чита: Изд-во За-6ГПУ, 1998.-С. 38−43.
  156. Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании// Педагог.-1999. № 7.-С. 93
  157. ПО.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000. С. 158.
  158. К.Г., Москвичев И. И. Управление содержанием педагогического образования (об основных принципах)// Пед.университет.вестн.Алтая. -1999. № 2.-С. 104
  159. В.П. Организатор и организаторская деятельность. М.: Экономика, 1987.-94 с.
  160. Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — С. 242−477.
  161. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993. — 78 с.
  162. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982.-38 с.
  163. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Советская педагогика. 1970. № 9. — С. 42−48.
  164. .И., Головко М. Б. Методология и принципы интеграции учебных дисциплин // Интеграционные процессы в теории и практике: Интегрирование содержания, методов и форм. Свердловск: СИПИ, 1990. — С. 46−54.
  165. М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Матер, науч.-практ. конф. 4.1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998.-С. 36−41.
  166. И.Б., Шиянова Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 314 с.
  167. И.Б., Шиянова Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1997. — 144 с.
  168. Ш. Котова И. Б., Шиянова Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1997. — 80 с.
  169. И.Б., Шиянова Е. Н. Педагогика. Новые технологии обучения. — М., 1999.-140 с.
  170. В.М. Научные основы управления и организации труда. — М.: Экономика, 1987.-74 с.
  171. В.В. Педагогическая концепция сождержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. № 1. -С. 42−44.
  172. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). -М.: Педагогика, 1977. 64 с.
  173. О., Тьюсон Д. М. Типы людей и бизнес. М.: Персей Вече. ACT, 1995.-90 с.
  174. Р.П. Если вы руководитель. М.: Дело, 1998. — 32 с.
  175. Н.К. Народное образование и демократия // Пед.соч.: В т.1. — М., 1957.-23 с.
  176. В. Личность директора школы // Нар. образ. 1993. № 12. — С. 37
  177. В.П. Гносеологические проблемы системного знания. — М.: Знание, 1983.-64 с.
  178. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -М.: Политиздат, 1976. С. 17.
  179. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — JL: ЛГУ, 1970.-114 с.
  180. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы педагогического исследования. М., 1980. — С. 10.
  181. Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований. М.: НИИ ОП, 1980. — С. 105.
  182. А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: Дис.. .канд.пед.наук. Ростов-н/Д, 2001. — 27с.
  183. И.А. Управление образовательным учреждением на основе квали-метрического подхода (теоретико-методологический аспект): Дис.. .канд.пед.наук. Ижевск, 1997. — 89 с.
  184. Г. И. Взаимосвязь управления и самоуправления в учебно-познавательной деятельности студентов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989.-211 с.
  185. И.Д. Практический менеджмент. М.: Экономика, 1992. — 82 с.
  186. B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: Новая школа, 1995. — 22 с.
  187. М.М. Сущность и структура методов обучения. М.: Высшая школа, 1978.- 158 с.
  188. Левина М. М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания.-М.: МГРИ им. В. И. Ленина, 1991.-С.6.
  189. Г. Проблемы управления народным образованием и исследования его эффективности. М.: МГПИ, 1987. — 89 с.
  190. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психолог, произведения в 2 т. Т.2. -М.: Педагогика, 1983. С. 94 -231.
  191. О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000.-21 с.
  192. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  193. И.В. Секреты умелого руководителя. М.: Наука, 1991. — 65 с.
  194. Н.П. Психологические тесты для деловых людей. М.: Эко, 1994.-90 с.
  195. Магамадова ЛХ. Управление процессом развития профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1993.-19 с.
  196. Ш. Экономика для менеджеров. М.: Экономика, 1993. — 43 с.
  197. С.Ф. Менеджер за работой. М.: Экономика, 1989. — 38 с.
  198. Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1993. — 39 с.
  199. И.П. Какой руководитель нам нужен. М.: Экономика, 1993. — 84 с.
  200. Матюшкин-Герке А.А. Структурно-логические модели конструирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения: Дисс. канд. пед. наук. JL, 1978. — 177 с.
  201. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 365 с.
  202. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-39 с.
  203. Методологические проблемы развития педагогической науки. М.: Педагогика, 1985.-240 с.
  204. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  205. Н.С. Организационно-педагогические условия диагностики качества знаний учащихся в системе вариативного образования: Дис.. .канд.пед.наук. Новосибирск, 2000. — 93 с.
  206. A.M. Профессиональное мышление руководителя. М.: Экономика, 1992.-38 с.
  207. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. № 7. — С. 17−22.
  208. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. — С. 26−31.
  209. А. В. «Социализация и воспитание» М., 1997. — 52с.
  210. В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся: Дис. .канд.пед.наук. Саратов, 2000. — 94 с.
  211. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 39с.
  212. В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 167 с.
  213. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
  214. И.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. -2000. № 7. С.65−70.
  215. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-278 с. 229.0гаркова А. П. Педагогическое управление развитием учебно-операциональной и познавательной самостоятельности студентов. Магнитогорск: МГМА, 1997. — 153 с.
  216. И.Т. Организация и методика работы в высшей школе. М., 1934.-85 с.
  217. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Высшая школа, 1986.-303 с.
  218. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Знание, 1990.- 182 с.
  219. В.П. Новое в подготовке руководителей. М.: Знание, 1990. -89 с.
  220. П.А. Кадры управлением производством. М.: Экономика, 1985. -78 с.
  221. Педагогический словарь. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 774 с.
  222. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. — 368 с.
  223. П.С. Будущему менеджеру. М.: Наука, 1988. — 122 с.
  224. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-225 с.
  225. А.В. Психология в каждом из нас. М.: Просвещение, 1992. -27 с.
  226. В.А. Персонал: как руководить. М.: Эко, 1990. — 38 с.
  227. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.-85 с.
  228. И.П. Проблема объективного измерения учебно-педагогической информации //Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973. — С. 360.
  229. М.М. В поисках оптимального варианта. М.: Знание, 1998. -183 с.
  230. М.М. Управление современной школой. М.: Знание, 1992. -1 57 с.
  231. М.М. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1996. -72 с.
  232. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990. -26 с.
  233. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  234. .М. Психологические основы управления школой. Ставрополь: СГПИ, 1990.-84 с.
  235. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880 с.
  236. С.М. К вопросу о качестве подготовки учителей// Педагог. 1999. № 6.-С. 54.
  237. Ю.В. Дидактические условия и критерии повышения объективности и надежности оценки знаний студентов на основе учета их познавательных способностей: Дис. .канд.пед.наук. Казань, 2000. — 63 с.
  238. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М.: АПН СССР, 1989.-485 с.
  239. В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1986. — 42 с.
  240. Ф.М., Никулин Л. Ф. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: Инфра-МЮ., 1996. — 129 с. 25 8. Садовский В. Н. Основания общей теории систем / Логико-методологический аспект. М.: Наука, 1974. — 311 с.
  241. Т., Водтилайнен Э. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993.-290 с.
  242. В.А., Похомов Н. Н., Гассель Б. М. Актуальные методологические проблемы образования // Совр. высш. шк. 1984. — № 4. — С 17−47.
  243. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  244. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. -Волгоград, 1994. 152 с.
  245. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  246. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 129 с.
  247. Н.М. Система управления образовательными проектами в регионе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1999. -23 с.
  248. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. — С. 3−8.
  249. В.А., Мищенко В. А., Руденко Н. Г. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя// Педагог. 1999. № 7. — С. 83.
  250. В.А. Педагогическое образование для XXI века// М., 1994. -С.187.
  251. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  252. В.А., Руденко Н. Г. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя// Педагог. 1997. № 3. — С. 93.
  253. В.А., Щуркова Н. Е. Педагогическая технология// Программа курса. -М.: изд-во МПГУ, 1991. 37 с.
  254. О.В. Люди в вашем деле соционического менеджмента. Киев, 1996.-29 с.
  255. З.А. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста: Дис. .докт. пед.наук. Саратов, 2001.-39 с.
  256. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.-С. 920.
  257. Л.Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студентов: Дис. .канд.пед.наук. Волгоград, 1999. -183 с.
  258. А.И. Дуальность организации и управления как фундаментальный объяснительный принцип механизма цикличности развития. М., 1989. -39 с.
  259. В.В. Методологический анализ ценностных ориентаций: Авто-реф. дисс. канд. философ, наук. Томск, 1978. — 19 с.
  260. JI.А. Централизованное тестирование как средство экспертизы качества образования: Дис. .канд.пед.наук. -Ростов-н/Д, 2000. 82 с.
  261. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984 — 71 с.
  262. Т.Н., Малашихина И. А. Педагогика и методика высшей школы: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГУ, 1999. — 86 с.
  263. П.С. Золотая книга руководителя. -М.: Экономика, 1996. 39 с.
  264. В.Л. Персонал технология. — Ленинград: Нева, 1989. — 192 с.
  265. .М. Ум полководца. М.: Знание, 1985. — 183 с.
  266. .М. Избранные труды в 2-х т. Т. 1. М.: Просвещение, 1985. — 172 с.
  267. В.П. Управленческая деятельность в школе: психологический аспект. М.: Знание, 1987. — 63 с.
  268. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Фолиум, 1996. — 224 с.
  269. Ю.В. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования // Высш. образование в России. 1994. № 2. — С. 116−124.
  270. П.И., Сенновский И. Б. Основы рефлексивного управления обучением // Технология модульного обучения в школе. М., 1997. — 352 с.
  271. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. -272 с.
  272. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 139 с.
  273. Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент и маркетинг». М.: Эко, 1996. — 94 с.
  274. Э.А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992. — 59 с.
  275. К.М. Управление школьной организацией. М.: Знание, 1995. -175 с.
  276. К.Д. Собрание сочинений. Т.8. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1949.-С. 121.
  277. К.Д. Собрание сочинений. Т.8. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1949.-776 с.
  278. П. Новичок в кресле шефа. М.: Экономика, 1995. — 49 с.
  279. О.А. Управленческая поддержка освоения педагогическим коллективом концепции и технологии личностно-ориентированного образования: Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 170 с.
  280. М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М.: Знание, 1993.-С. 345−360.
  281. С.Е. В учительском строю: единомышленники и соавторы педагога. -М.: Педагогика, 1990. 27 с.
  282. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М., Знание, 1993.-95 с. 301 .Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личностей. СПб: Питер Пресс, 1997. — 73 с.
  283. М.Б. Теоретико-методологические и технологические основы адаптивного тестирования в образовании: Дис. .д-ра пед. наук, С.-Пб., 2001.- 172 с.
  284. В.П. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в условиях непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1999. — 16 с.
  285. И.Д. Чечель Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1999. — 94 с.
  286. И.П., Ямпольский В. З., Чудинов В. Н. и др. Модели управления учебным процессом вуза. Томск: ТГУ, 1992. — 178 с.
  287. Т.И. Менеджмент в управлении школой. М.: Знание, 1992. — 82 с.
  288. Т.И. Подготовка директоров школы: опыт и перспективы // Сов. педагогика. 1990. № 3. — С. 71.
  289. В.А. Высшее образование в системе культуры: Науч. изд. -Ставрополь: СГУ, 1996. С. 22−41.
  290. В.А., Горовая В. И. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 6. Ставрополь: СГПУ, 1994.-С. 3−11.
  291. ЗЮ.Шепель В. М. Управленческая этика. -М.: Наука, 1989. 63 с.
  292. ЗП.Шипилина Л. Менеджмент в сфере образования // Высш. Образование в России.- 1997. № 2.- С. 30.
  293. Е.Ф. Педагогичксая технология важный компонент профессиональной подготовки учителя // Педагог. — 1997. № 2. — С. 53.
  294. Н. Преуспевать с радостью. М.: Экономика, 1993. — 89 с.
  295. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. JI.: ЛГУ, 1991.-114 с.
Заполнить форму текущей работой