Муниципальная избирательная комиссия
Муниципальная комиссия наделяется следующими полномочиями: осуществление на территории муниципального образования контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечение на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов, местных референдумов, изданием… Читать ещё >
Муниципальная избирательная комиссия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования
Избирательная комиссия муниципального образования (муниципальная комиссия) создана для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Она не предназначена для подготовки и проведения выборов органов государственной власти.
Муниципальные комиссии не являются органами местного самоуправления, поскольку их полномочия не направлены на решение вопросов местного значения — федеральный законодатель не рассматривает муниципальные выборы как вопрос местного значения. Однако Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ определяет статус муниципальной избирательной комиссии в гл. 6, именуемой «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления». Законодатель придал муниципальным комиссиям статус муниципальных органов, не входящих в структуру органов местного самоуправления. Но если исходить из того, что структура органов местного самоуправления — элемент системы местного самоуправления, то тогда муниципальные органы должны включаться в нее наряду с органами местного самоуправления. Муниципальная комиссия как муниципальный орган является невыборной (т.е. не образуемой на муниципальных выборах), входит в систему органов местного самоуправления (не в их структуру) и способствует решению вопросов местного значения путем обеспечения формирования состава депутатов и выборных должностных лиц, а также проведения местных референдумов и голосований по вопросам местного значения. Муниципальная комиссия обладает собственной компетенцией, устанавливаемой федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ, уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами, в пределах которой она действует самостоятельно.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную комиссию, обеспечивающую на соответствующей территории подготовку и проведение выборов органов государственной власти. Для такого возложения необходимо обращение представительного органа этого муниципального образования в избирательную комиссию субъекта РФ. На основании данного обращения избирательная комиссия субъекта РФ принимает решение о возложении полномочий муниципальной комиссии на территориальную. Данная норма предусмотрена для муниципальных образований с небольшой численностью населения, в которых имеются ограниченные возможности по подбору кандидатур членов избирательных комиссий. Однако даже в случае возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий по подготовке и проведению муниципальных выборов она в части указанных полномочий действует исключительно как муниципальная комиссия.
Интересным моментом является то, что в отличие от избирательной комиссии субъекта РФ или от территориальной избирательной комиссии муниципальная избирательная комиссия не обязательно должна являться юридическим лицом. Статус юридического лица может быть придан муниципальной комиссии либо уставом муниципального образования, либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Представляется, что все-таки этот вопрос должен решаться исключительно в уставе муниципального образования. К примеру, долгое время в уставе муниципального образования «город Екатеринбург» отсутствовала норма о придании комиссии статуса юридического лица. И лишь в ноябре 2008 г. в устав были внесены соответствующие изменения, и с 31 декабря 2008 г. эта комиссия стала юридическим лицом. Статья 41 устава муниципального образования «город Ульяновск» фиксирует, что муниципальная избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Если муниципальной комиссии как действующему на постоянной основе муниципальному органу предоставлен статус юридического лица, то в местном бюджете необходимо закладывать средства на ее содержание и финансовое обеспечение. Полагаем, что избирательные комиссии столиц (административных центров) субъектов РФ должны обладать правами юридического лица и осуществлять свою деятельность не только в период избирательных кампаний, но и в межвыборный период.
Срок полномочий муниципальной избирательной комиссии составляет пять лет. Если данный срок истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Скажем, если окончание срока полномочий действующей муниципальной комиссии приходится на время проведения выборов главы муниципального образования, то именно действующая комиссия должна будет заниматься подготовкой и проведением указанных выборов.
Полномочия муниципальной избирательной комиссии могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ только в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий муниципальной комиссии является день вступления в силу закона субъекта РФ о преобразовании муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Муниципальная комиссия наделяется следующими полномочиями: осуществление на территории муниципального образования контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечение на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществление на территории муниципального образования мер по обеспечению при проведении муниципальных выборов, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума; оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям; заслушивание сообщений органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением муниципальных выборов; рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий; осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта РФ, уставом муниципального образования.
Следует отметить, что муниципальная избирательная комиссия, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе она осуществляет свои полномочия, обязательно принимает свой регламент. В регламенте предусматриваются порядок избрания председателя комиссии, его заместителя, секретаря, внутренняя организация деятельности комиссии, порядок проведения заседаний и т. п.
Деятельность муниципальной избирательной комиссии осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
Муниципальная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на 15-й день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. Для комиссий, действующих на непостоянной основе, такого требования не предусмотрено. Однако на практике избирательные комиссии, действующие на непостоянной основе, придерживаются данного правила. Для проведения первого заседания в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания комиссии в новом составе полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Обычно в том случае, если комиссия действует на постоянной основе, она принимает план проведения заседаний, и заседания проводятся по данному плану. Хотя внеочередные заседания не являются исключением. Если же муниципальная избирательная комиссия работает на непостоянной основе, то ее заседания, как правило, проводятся лишь в период избирательной кампании.
Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
Особого внимания заслуживает норма о гласности в деятельности муниципальной комиссии. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях муниципальной избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. Для присутствия представителям средств массовой информации также не требуется специального разрешения.
Решения муниципальной избирательной комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. Поскольку решения комиссии не являются муниципальными правовыми актами, законодатель не связывает вступление в силу решений комиссий с их обязательным официальным опубликованием.
Также с целью закрепления принципа гласности в работе муниципальной избирательной комиссии законодатель довольно подробно регламентирует правовое положение наблюдателей.