Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование основ профессиональной успешности у студентов вузов в условиях учебных практик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для профессионального самоопределения прохождение практик в период получения профессионального образования предоставляет студентам возможность установить свои собственные особенности, черты, способности, качествасамостоятельно, осознанно согласовать свои профессионально-психологические возможности с содержанием и требованиями профессиональной деятельностинайти личностный смысл в осваиваемой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
    • 1. Л. Теоретико-методологические основы исследования феномена профессиональной успешности
      • 1. 2. Структура профессиональной успешности
      • 1. 3. Роль учебных практик в формировании основ профессиональной успешности у студентов вуза и условия эффективности этого процесса
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВСЕХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Опыт применения различных форм организации и проведения учебных практик для формирования основ профессиональной успешности у студентов вуза
    • 2. 2. Организация эксперимента по формированию у студентов вуза основ профессиональной успешности в условиях учебных практик
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию основ профессиональной успешности у студентов вуза в процессе учебных практик
  • Выводы по второй главе

Формирование основ профессиональной успешности у студентов вузов в условиях учебных практик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность вопроса организации и проведения в вузе всех видов учебных практик как одного из средств формирования успешного специалиста подтверждается тем, что практика студентов образовательных учреждений является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. В связи с модернизацией российского образования и необходимостью в подготовке квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, вопросы совершенствования содержания и методов организации практик приобретают особую актуальность.

Для исследования проблемы формирования успешного специалиста в условиях учебных практик созданы необходимые предпосылки. А. А. Вербицкий, В. Н. Иванченко, H.JI. Киселева, Е. А. Климов, JI.M. Куликова, Е. В. Малкина, В. Н. Никитенко, А. М. Новиков,.

A.Е.Пантелеймонов, Н. С. Пряжников, В. М. Рыжков, А. П. Ситников,.

B.Д. Шадриков, Н. А. Шамков и др. рассматривают все виды учебных практик как наиболее значительные в деле закрепления, корректировки и развития результатов профессионального обучения. В этих исследованиях убедительно доказывается, что учебные практики имеют большое значение для процесса формирования профессиональной направленности и процессов дальнейшего профессионального самоопределения, формирования профессионального самосознания и профессиональной компетентности.

Общие задачи и проблемы педагогического образования являются базовыми для исследования профессиональной успешности. О необходимости перехода отечественного образования к гуманистической личностно-центрированной ориентации, к развитию и самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека как главной цели образования и основного условия достижения профессиональной успешности указывают в своих работах Н. А. Алексеев, В. В. Сериков, Н. Я. Якиманская и др. Значительное место в работах К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, В. Франкла и др. отводится проблеме внимания к ценностно-смысловой сфере личности, стремящейся к полноценной самореализации и высшим достижениям всей своей жизни.

Отечественные и зарубежные педагоги и психологи обращаются к проблеме достижения успеха: А. С. Белкин, У. Джемс, H. J1. Киселева, А. В. Либин, A.M. Новиков, Е. А. Климов, A.M. Столяренко, Дж. Холланд и др.

Отечественные философы А. Г. Здравомыслов, А. Т. Москаленко, Г. Л. Тульчинский и др. рассматривают успех как социальную потребность человека. Н. М. Амосов, А. С. Белкин, И. Ф. Ведин, Э. В. Ильенков, Н. J1. Киселева, Н. В. Самоукина — как фактор активности личности.

Профессиональная компетентность как условие успешной профессиональной деятельности подробно рассмотрена в работах А. К. Марковой, М. А. Чошанова, А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Э. Ф. Зеера и др. Готовность к профессиональной деятельности, лежащая в основе профессиональной компетентности, раскрывается в трудах А. А. Бодалева, А. А. Деркача, К.М. Дурай-Новаковой, М. И. Дьяченко, Н. Д. Левитова, Л. А. Кандыбовича, Е. Н. Кирпичниковой, А. К. Марковой.

Профессионализм как высший уровень развития профессионала рассматривали А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Т. И. Руднева и др.

Изучение профессиональной успешности невозможно без обращения к результатам исследования проблем профессиональной направленности: Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Бодалев, П. Я. Гальперин, С. И. Зиновьев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, В. А. Ядов и др. и рассмотрения проблем профессионального самоопределения: К.А. Абульханова-Славская, В. А. Багина, Е. И. Головаха, В. П. Зинченко, JI.A. Йовайша, Е. А. Климов, И. С. Кон, В. Д. Пекелис, Н. С. Пряжников и др,.

С точки зрения задач модернизации высшего профессионального образования и с позиций научно-педагогических воззрений все виды учебных практик — это одно из средств формирования основ профессиональной успешности. В то же время в реальной системе практической подготовки специалистов в вузах имеются сложности в организации взаимодействия и долгосрочного сотрудничества с предприятиями, организациями и учреждениями по обучению студентовсуществуют проблемы законодательного и нормативно-правового обеспечения практической подготовки студентов вузов в современных социально-экономических условияхв государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) происходит снижение объёмов практикизачастую практика студентов проводится только в стенах вуза, без выхода в реальную производственную деятельность. Исходя из целей личностно ориентированного образования в отечественном профессиональном образовании наметилось ряд противоречий: 1) между осознанием необходимости создания условий для формирования успешных специалистов и отсутствием единой научной основы для выработки технологии их подготовки- 2) между возможностями всех видов практик в деле формирования основ профессиональной успешности студентов вуза и недостаточной разработанностью условий организации и проведения практик. Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования. Она состоит в необходимости выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования основ профессиональной успешности в период прохождения всех видов практик (учебной, производственной и преддипломной).

Актуальность данной проблемы и необходимость продолжить поиски путей организации й проведения в вузе эффективных практик послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование основ профессиональной успешности у студентов вузов в условиях учебных практик».

Объект диссертационного исследования — система профессионального образования будущего специалиста в вузе.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования основ профессиональной успешности в период прохождения всех видов практик (учебной, производственной и преддипломной).

Цель диссертационного исследования — выявить организационно-педагогические условия формирования основ профессиональной успешности в период прохождения всех видов практик (учебной, производственной и преддипломной), разработать и обосновать методические рекомендации по организации и проведению всех видов практик, предусмотренных государственным образовательным стандартом профессионального образования.

Гипотеза исследования — формирование у студентов основ профессиональной успешности существенно зависит от соблюдения следующих условий:

• студентам предоставлены возможности прохождения практики в реальных профессиональных условиях на начальном этапе получения профессионального образования при соблюдении общедидактических принципов посильности и преемственности выполняемой студентами деятельности;

• студентам предоставлены возможности осуществлять профессиональные пробы в различных сферах деятельности в рамках получаемой специальности (для квалификаций, предусматривающих выполнение специалистом различных профессиональных функций) на основании их желаний и устремлений;

• студентам систематически оказывается психолого-педагогическая помощь и акмеологическая поддержка.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность понятия «профессиональная успешность», выявить его теоретико-методологические составляющие;

2) выявить методы и приемы организации и проведения продуктивных учебных практик и обосновать методический инструментарий, помогающий организовать в период учебных практик условия для успешного начала самостоятельной профессиональной деятельности;

3) определить факторы, содействующие и препятствующие организации такой системы всех видов учебных практик, которая будет представлять собой механизм формирования основ профессиональной успешности и гарантировать молодому специалисту удачный старт на пути к вершинам профессионализма.

Методологическая основа нашего исследования представлена следующими положениями и принципами: принцип единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), положение о взаимосвязи способностей и деятельности (Б.М. Теплов), принцип единства теоретической и практической подготовки, личностный подход, субъектно-деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский А.В., Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), принцип гуманизации образования, основные положения акмеологии, концепция профессионального становления личности (К. С. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. Н. Нечаев, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова,.

Г. В. Суходольский, В.Д. Шадриков).

Основными методами исследования, направленными на решение поставленных исследовательских задач, явились следующие:

1) анализ печатных работ и источников информации, размещенных в сети Internet;

2) анализ нормативных и законодательных документов, относящихся к сфере профессионального образования;

3) наблюдения за деятельностью студентов во время прохождения ими практик;

4) социологические опросы студентов, преподавателей вузов, организаторов и руководителей учебных практик;

5) моделирование содержания, методов и форм организации практик студентов и педагогический эксперимент по апробации разработанных моделей;

6) статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. Опытно-экспериментальной базой были избраны факультет международных отношений и филологический факультет Амурского государственного университета г. Благовещенска. Всего на трех этапах эксперимента приняли участие 285 респондентов.

Исследование проводилось с ноября 2001 г. по январь 2006 г. и включало 3 этапа:

На первом (теоретическом) этапе (2001 — 2003 гг.) проводился анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования, проводилось практическое изучение содержания и организации практик, определялся научный аппарат исследования, что дало возможность выделить и обосновать проблему исследования, определить цели и задачи, сформулировать рабочую гипотезу. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором (поисково-аналитическом) этапе (2004 — 2005 гг.) в процессе экспериментальной работы проводилось уточнение гипотезы, целей, задач исследования, разрабатывались и экспериментально апробировались условия и принципы их реализации, осуществлялся анализ процесса организации и проведения практик на различных факультетах и специальностях, разрабатывались программы практик, проходило апробирование разработанных методических рекомендаций, продолжался поиск путей совершенствования организации практик. Был проведен целостный преобразующий эксперимент.

На третьем (завершающем) этапе (2005 — 2006 г.) осуществлялась систематизация результатов исследования, осуществлялось обобщение и теоретическое осмысление полученных данныхпроводилось оформление диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные направления и результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах на кафедре педагогики и психологии Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии, на научных конференциях: Межвузовской научно — методической конференции «Современные технологии образования и воспитания в высшей школе» (Благовещенск, 2002) — 2-й международной научной конференции «Актуальные проблемы языков, истории, культуры, образования в странах АТР» (Владивосток,.

2002) — 3-й международной научной конференции «Актуальные проблемы языков, истории, культуры, образования в странах АТР» (Владивосток,.

2003) — 3-й региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века» (Владивосток, 2003) — Научно-методической конференции «Качество высшего образования и рынок труда» (Благовещенск, 2004) — Научно-методической конференции «Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии» (Благовещенск, 2005) — Научно-методической конференции «Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии» (Благовещенск, 2006).

Внедрение результатов проводимого исследования осуществлялось с 2002 по 2006 г. в процессе руководства практикой.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Раскрыта сущность понятия «профессиональная успешность» и осуществлен системно-структурный анализ его внутренних связей.

2. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена совокупность организационно-педагогических условий формирования основ профессиональной успешности в период прохождения всех видов практик (учебной, производственной и преддипломной), определены факторы, содействующие и препятствующие организации такой системы всех видов практик, которая будет представлять собой механизм формирования основ профессиональной успешности и гарантировать молодому специалисту удачный старт на пути к вершинам профессионализма.

3. Выдвинуты и обоснованы критерии сформированности основ профессиональной успешности у студентов вуза.

Практическая значимость исследования.

1. Разработаны и обоснованы методические рекомендации по организации и проведению всех видов практик, предусмотренных государственным образовательным стандартом профессионального образования для специальности 32 301 — Регионоведение (Квалификация выпускника — Регионовед, специализация — Китай), которые могут быть взяты за основу при разработке программ практик для квалификаций, предусматривающих выполнение специалистом различных профессиональных функций.

2. Накоплен практический материал, раскрывающий опыт применения различных форм организации и проведения практик для формирования основ профессиональной успешности студентов вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная успешность — качественная личностная характеристика специалиста, процесс формирования которой осуществляется поэтапнопервым этапом этого процесса выступает достижение успешности профессиональной деятельностивторым этапом — достижение и пребывание в состоянии профессиональной успешноститретий этап — профессиональная успешность становится качественной характеристикой личности. Успешность профессиональной деятельности представляет собой системное образование, компоненты которого взаимно интегрированы и взаимообусловлены. Все компоненты данной системы можно разделить на три группы: 1) компоненты, принадлежащие к эмоционально-волевой (мотивационной) готовности к деятельности: успешность профессионального самоопределения, сформированность профессиональной направленности и профессиональный оптимизм- 2) компоненты, принадлежащие к когнитивной готовности к деятельности — сформированность профессионального самосознания- 3) компоненты, принадлежащие к интеллектуальной и операциональной готовности к деятельности — успешность профессионального обучения и развития.

2. Процесс формирования компонентов структуры профессиональной успешности, принадлежащих к эмоционально-волевой (мотивационной) готовности к деятельности, выступает как основа или базис процесса формирования профессиональной успешности. Процесс формирования компонентов, принадлежащих к когнитивной и интеллектуально-операциональной готовности к деятельности, в свою очередь, выступает в качестве надстройки. Процесс формирования профессиональной успешности не может быть завершен в стенах вуза, поэтому в период получения профессионального образования мы можем говорить только о формировании у студентов вуза основ каждого компонента структуры профессиональной успешности.

3. Основы профессиональной успешности в период профессионального образования закладываются при соблюдении следующих условий: 1) студентам предоставляется возможность прохождения практики в реальных профессиональных условиях на начальном этапе получения профессионального образования при соблюдении общедидактических принципов посильности и преемственности выполняемой студентами деятельности- 2) студенты имеют возможность осуществлять профессиональные пробы в различных сферах деятельности в рамках получаемой специальности (для квалификаций, предусматривающих выполнение специалистом различных профессиональных функций) на основании их желаний и устремлений- 3) студентам систематически оказываются соответствующие психолого-педагогическая помощь и акмеологическая поддержка.

4. Объективными факторами, содействующими организации практик, направленных на формирование у студентов вуза основ профессиональной успешности выступают: наличие нормативно-правового обеспечения практической подготовки студентовналичие программно-методического обеспечения практикразработанность организационно-управленческих технологий проведения практикорганизация взаимодействия и долгосрочного сотрудничества с предприятиями, организациями и учреждениями по практическому обучению студентов. Субъективными факторами выступают: активность субъекта прохождения практиксформированность у студентов рефлексивных уменийактивность руководителей практикналичие у руководителей практик компетентности для оказания студентам психолого-педагогического и акмеологического сопровождения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 123 источника, и 11 приложений. Работа содержит 15 таблиц, 13 рисунков и.

Результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что формирование у студентов основ профессиональной успешности в условиях учебных практик существенно зависит от соблюдения следующих условий:

1) если в процессе прохождения практик студентам будет предоставлена возможность прохождения практики на начальном этапе получения профессионального образования при соблюдении общедидактических принципов посильности и приемственности выполняемой студентами деятельности;

2) если студентам представлена возможность осуществить профессиональные пробы в различных сферах деятельности в рамках получаемой специальности (для квалификаций, предусматривающих выполнение специалистом различных профессиональных функций) на основании их желаний и устремлений;

3) если студентам систематически оказывается психолого-педагогическая помощь и акмеологическая поддержка.

На основе теоретического обоснования совокупности организационно-педагогических условий формирования основ профессиональной успешности в период прохождения учебных практик в вузе и анализа передового опыта применения различных форм организации и проведения практик нами были разработаны методические рекомендации по организации и проведению всех видов практик, предусмотренных государственным образовательным стандартом профессионального образования для специальности 32 301 -Регионоведение (Квалификация выпускника — Регионовед, специализацияКитай), которые могут быть взяты за основу при разработке программ практик для квалификаций, предусматривающих выполнение специалистом различных профессиональных функцийопределены объективные и субъективные факторы, содействующие организации практик, направленных на формирование у студентов вуза основ профессиональной успешности.

Объективными факторами, содействующими организации практик, направленных на формирование у студентов вуза основ профессиональной успешности выступают: наличие нормативно-правового обеспечения практической подготовки студентовналичие программно-методического обеспечения практикразработанность организационно-управленческих технологий проведения практикорганизация взаимодействия и долгосрочного сотрудничества с предприятиями, организациями и учреждениями по практическому обучению студентов. Субъективными факторами выступают: активность субъекта прохождения практиксформированность у студентов рефлексивных уменийактивность руководителей практикналичие у руководителей практик компетентности для оказания студентам психолого-педагогического и акмеологического сопровождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С точки зрения задач модернизации высшего профессионального образования и с позиций научно-педагогических воззрений, практика — это одно из средств формирования основ профессиональной успешности. В то же время в существует противоречие между возможностями всех видов практик в деле формирования основ профессиональной успешности студентов вуза и недостаточной разработанностью условий организации и проведения практик. Одним из вариантов решения этой проблемы является разработка научно обоснованного, методически выстроенного, отлаженного механизма организации и проведения всех видов практики студентов (учебной, производственной и преддипломной) как условия интеграции их теоретической и практической подготовки, а в итоге — формирования основ профессиональной успешности будущих специалистов.

Раскрытие сущности понятия «профессиональная успешность» и осуществление системно-структурного анализа его внутренних связей помогло нам теоретически обосновать совокупность организационно-педагогических условий формирования основ профессиональной успешности в период прохождения всех видов практик (учебной, производственной и преддипломной).

Следует различать «успешность профессиональной деятельности» как качественную характеристику деятельности специалиста в аспекте соответствия социально значимых результатов его профессиональной дельности степени личной удовлетворенности ее процессом и результатами- «профессиональную успешность» как субъектно-личностное состояние профессионала, характеризующееся проживанием личностных достижений в контексте истории его профессиональной деятельности и возникающее на ценностной основе стремления к успеху и мастерству- «профессиональную успешность» как качественную личностную характеристику специалиста. Процесс формирования профессиональной успешности осуществляется поэтапно: первым этапом этого процесса выступает достижение успешности профессиональной деятельностивторым этапом — достижение и пребывание в состоянии профессиональной успешноститретий этап — профессиональная успешность становится качественной характеристикой личности.

Успешность профессиональной деятельности представляет собой системное образование. Компоненты данной системы, представляющие собой три группы: 1) компоненты, принадлежащие к эмоционально-волевой (мотивационной) готовности к деятельности: успешность профессионального самоопределения, сформированность профессиональной направленности и профессиональный оптимизм- 2) компоненты, принадлежащие к когнитивной готовности к деятельности — сформированность профессионального самосознания и 3) компоненты, принадлежащие к интеллектуальной и операциональной готовности к деятельностиуспешность профессионального обучения и развития. Все компоненты находятся во взаимосвязи (взаимно интегрированы и взаимообусловлены).

Так как процесс формирования профессиональной успешности не может быть завершен в стенах вуза, то в период получения профессионального образования мы можем говорить только о формировании у студентов вуза основ каждого компонента профессиональной успешности.

Процесс формирования компонентов профессиональной успешности, принадлежащих к эмоционально-волевой (мотивационной) готовности к деятельности, выступает как основа или базис процесса формирования профессиональной успешности. Процесс формирования компонентов, принадлежащих к когнитивной и интеллектуально-операциональной готовности к деятельности, в свою очередь, выступает в качестве надстройки.

Одним из средств формирования основ профессиональной успешности выступают все виды практик, имеющие место в процессе получения профессионального образования, так как обладают достаточными возможностями для формирования у студентов вуза каждого компонента структуры профессиональной успешности.

Для профессионального самоопределения прохождение практик в период получения профессионального образования предоставляет студентам возможность установить свои собственные особенности, черты, способности, качествасамостоятельно, осознанно согласовать свои профессионально-психологические возможности с содержанием и требованиями профессиональной деятельностинайти личностный смысл в осваиваемой профессиональной деятельностипривести в соответствие свои желания и возможности их удовлетворения в данных условияхсформировать отношение личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Эффективным средством осуществления процесса профессионального самоопределения на начальном этапе профессионального образования выступают профессиональные пробы в различных видах профессиональной деятельности в рамках получаемой профессии. Под профессиональными пробами понимаются разнообразные виды профессиональных действий будущих специалистов в рамках получаемой специальности, осуществляемые в условиях реальной профессиональной деятельности в период обучения в учреждении профессионального образования. Цель профессиональных проб — осуществить выбор профессиональной деятельности в рамках получаемой специальности, соответствующей желаниям, способностям, жизненным устремлениям личности. Организация профессиональных проб в рамках получаемой специальности дает возможность обеспечить студентам амплификацию профессионального развития, которую автор данного диссертационного исследования считает важным условием формирования и развития будущего успешного специалиста. Под понятием «амплификация профессионального развития» мы понимаем предоставление студентам возможности разносторонних профессиональных проб (в рамках выбранной специальности) на ранних ступенях профессионального развития как средства выявления задатков и способностей к профессиональной деятельности, возможности завершить процесс профессионального самоопределения (на данном этапе профессионализации).

Все виды практик оказывают значительное влияние на формирование профессиональной направленности личности студента. Это объясняется тем, что происходит переход с учебной деятельности на учебно-профессиональнуюпрохождение практик, характеризующихся разнообразием видов профессиональной деятельности, помогает развитию профессиональной мотивации на основе осознания своих намерений, интересов, склонностей, идеаловсотрудничество с профессионалами в данной сфере деятельности, возможность учиться непосредственно у них заряжает будущих специалистов желанием достичь профессиональных высот, делает профессию привлекательнее, формирует ценностные ориентациивыполнение профессиональной деятельности в реальных условиях, причастность к продуктам профессиональной деятельности оказывают влияние на формирование положительного отношения к профессии, пробуждают желание совершенствовать свою подготовку, приводят к пониманию и внутреннему принятию целей и задач профессиональной деятельности.

Учебные практики способствуют обретению студентом такого эмоционального состояния, которое впоследствии становится характеристикой личности, как профессиональный оптимизмубежденность в достижении профессионального успеха в будущем. Условием выработки профессионального оптимизма выступает оказание студентам психолого-педагогической помощи и акмеологической поддержки во время прохождения ими учебных практик.

Прохождение практик обладает большим потенциалом формирования профессионального самосознания. В процессе регулярного прохождения практик в реальных условиях профессиональной деятельности у студентов появляется осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общностизнание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений. В результате активного взаимодействия с коллегами приходит знание о степени своего признания в профессиональной группе. Активные пробы сил в разнообразных видах профессиональной деятельности информируют студента о его сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, помогают найти свои индивидуальные способы успешного действия. Все это стимулирует проецирование своего образа и представлений о своей работе в будущем.

Роль практик в деле достижения успешности профессионального обучения и развития неоспорима, так как в процессе практик происходит углубление, упрочнение знаний, формирование умений и навыков по специальности (осуществление профессиональных проб в различных сферах деятельности в рамках получаемой профессии эффективно сказывается на накоплении профессионального опыта, а, следовательно, и на формировании профессиональной гибкости и мобильности) — развитие профессиональных способностей и качеств личностизанятие профессиональной деятельностью положительно сказывается на настрое, актуализации и приспособлении возможностей личности для успешных профессиональных действий.

Критериями эффективности процесса формирования основ профессиональной успешности у студентов вузов выступает сформированность тех компонентов структуры профессиональной успешности, которые закладывают основу (базу) для этого процесса: завершенность профессионального самоопределения (на данном этапе профессионализации), сформированность профессиональной направленности и профессиональный оптимизм — убежденность в достижении профессионального успеха в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 624 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991
  3. Акмеология Текст.: Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
  4. , Н.М. Природа человека Текст. / Н. М. Амосов. Киев, 1983
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 2 т.
  6. , Т.И. Методологические проблемы способностей Текст. / Т. И. Артемьева. М., 1977. Психологические пути. 1984, № 3
  7. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976
  8. , А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
  9. , В.А. Психологические особенности проявления активности личности юного спортсмена в профессиональном самоопределении Интернет ресурс. / В. А. Багина http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK 3.02.04 14:32
  10. Ю.Белинская, Е.П., Тихомадрицкая О. А. Социальная психология личности Текст. / Е. П. Белинская, О. А. Тихомадрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001.-301 с.
  11. П.Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. Для учителя Текст. / А. С. Белкин. М.:Просвещение, 1991 — 176 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения)
  12. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1987−420 с.
  13. И.Богданова, И. И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ Интернет ресурс.: дис.канд. пед. наук / И. И. Богданова, diss.rsl.ru, 2003
  14. , А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / А. А. Бодалев. М.: Флинта- Наука, 1998 — 168 с.
  15. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1968
  16. , А. Ю. Профессиональное и психологическое развитие личности студентов Интернет ресурс. / А. Ю. Болыпанин. http://communikatione.narod.ru/lib/ref20.doc 25.11.05
  17. , Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии Интернет ресурс. / Е. Е. Вахромов http://www.hpsy.ru/public/x044.htm 13.02.04
  18. , И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания Текст. / И. Ф. Ведин. М.: Мол. Гвардия, 1988. — 238 с. — (Ун-т молодого марксиста)
  19. , А.А. Два источника повышения качества преподавания и проблема знаково-контекстного обучения Текст. / А. А. Вербицкий // Вопросы повышения качества подготовки специалистов: сб. науч. тр. -М, 1984
  20. , В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1976
  21. , С.М. Словарь профессионального образования Текст. / С. М. Вишнякова. -М., 1999
  22. Внутризаводское движение кадров Интернет ресурс. http://prmarketing.narod.ru/menedg/up/72.htail 25.11.05
  23. Воспитание профессиональной направленности личности учащихся Интернет ресурс., http://www.vtk.t-k.ru/msie/expr01.htm
  24. , А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности Интернет ресурс. / А. А. Горбатков http://www.psyedu.ru/view.php?id=54 31.01.06
  25. , М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1997.- 136 с.
  26. , В.Н. Проблема обоснования выбора в свете социального предвидения Текст. / В. Н. Грищенко // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1972. № 1. -С.6
  27. , М.Т. Педагогические основы образования взрослых Текст. / М. Т. Громкова. М., 1993.- 166 с.
  28. , Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности Текст.: дис.канд. пед. наук / Л. М. Гура. ИГПИ, -Иркутск, 1994.-209 с.
  29. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: дис. д-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. -М., 1983. -256 с.
  30. , М.И., Кандыбович, JI.A. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Мн.: Изд-во БГУ, 1978. — 320 с.
  31. Зб.Зеер, Э. Ф. Психология профессий 2-е изд., перераб., доп. Текст. / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-336 с.
  32. , Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. Т.18. № 6. 1997. — С. 35 — 40
  33. , В.Н. Развитие профессиональных способностей у студентов в условиях педагогической практики Текст.: дис.канд. пед. наук / В. Н. Иванченко. Владивосток, 1999
  34. , JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников Текст. / JI.A. Йовайша. М.: Педагогика. — 129 с.
  35. , С.Б. Мотивация труда Текст. / С. Б. Каверин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 224 с.
  36. , А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология Текст.: дис.докт.наук / А. В. Кириченко. М.: РАГС. 1999 http://www.viu-online.ru/science/publ/bulleten/pagel7.html 07.04.05 9:50
  37. , Е.Н. Трансформация мотивов учения у слушателей-психологов Интернет ресурс. / Е. Н. Кирпичникова. http: //bspu.ab.ru/Journal/pedagog/pedagog 8/atl 3. html 20.10.04
  38. , H.JI. Психолого-педагогические условия развития успешности учителя Интернет ресурс.: дис.канд. пед. наук. 2003 diss.rsl.ru
  39. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996 — 512 с.
  40. , Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 456 с. — (Серия «Психология России)
  41. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / JI.H. Коган. М., 1984
  42. Коллегия Министерства образования Российской Федерации 25 февраля 2004 года Интернет ресурс. / http ://modern. ed. gov.ru/themes/basic/newsview. asp? folder=1449&ne wsld=4222 11.06.04
  43. , Д.Л., Чередниченко, Г.А., Вознесенская Е. Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа Текст. / Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская. М.: Издательство ЦСП, 2002. — 128 с.
  44. , А.В., Попков, В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании Текст. / А. В. Коржуев, В. А. Попков -М.: Изд-во МГУ, 2003. 300 с.
  45. , JI.H. Принципы целенаправленного формирования самооценки Текст. / Л. Н. Корнеева //Психологическое обеспечение социального развития человека /Под ред. А. А. Крылова. Л., 1989
  46. Краткий психологический словарь Текст. -М., 1985
  47. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990.- 119 с.
  48. , Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений // Сибирский учитель: региональный научно-методический журнал. 2001, май-июнь, № 3(13).
  49. , Н.Д. О психических состояниях человека Текст. / Н. Д Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 334 с.
  50. , А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций 2 изд., переработанное Текст. / А. В. Либин. — М.: Смысл- Per Se. 2000. — 549 с.
  51. , Е.В. Практика критерий качества подготовки специалистов Интернет ресурс. / Е. В. Малкина http://msuc.edu.ru/conf05/part3/doc9.html
  52. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона электронный ресурс.
  53. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996
  54. , Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора Текст. / Е. А. Милерян // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М., 1974
  55. , JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя Текст. / JI.M. Митина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
  56. , Н.И. Психическая напряженность Текст. / Н. И. Наенко. -Изд-во Московский университет, 1976. 112с.
  57. , Л.Ф. Возрастная психология Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 374 с.
  58. , В.И. Компетентное образование: социальный аспект Текст. / В. И. Огарев. СПб, 199 567.0жегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М., 1972
  59. , С.И., Швецова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  60. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений Интернет ресурс. // Сибирский учитель: региональный научно-методический журнал. -2001, май июнь № 3 (13) http: // www. edu. nsu. ru
  61. , B.E. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001, Т.22. № 1. С. 90−92
  62. , М.А. Интернет ресурс. / М. А. Пазюкова http://www.igpk.ru/rc/default.asp ?Р=60 116 25.11.05
  63. , А.Е., Рыжков, В.М. Производственная практика студентов и стажировка молодых специалистов Текст. / А. Е. Пантелеймонов, В. М. Рыжков. М.: Высш. Шк., 1987. — 144 с.
  64. , М. Подготовка школьников к выбору профессии Интернет ресурс. / М. Паромонова http://kmualliance.hl .ru/index.php?thread=articles&page=73 08.11.05
  65. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  66. , В.Д. Твои возможности, человек! Текст. / В. Д. Пекелис. 5-ое изд., перераб. и доп.- М.: Знание, 1986. — 272 с.
  67. Первин, JL, Джон, О. Психология личности: Теория и исследования Текст. / JI. Первин, О. Джон. Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. B.C. Магуна- М.: Аспект Пресс, 2000. 607 с.
  68. , А.В. Введение в психологию Текст. / А. В. Петровский. -Москва: Издательский центр «Академия», 1995. 496 с.
  69. Письмо Министерства образования Российской федерации от 3 августа 2000 года N 14−55−484ин/15 Интернет ресурс. http://praktika.karelia.ru/article/11 11.06.04
  70. , К.К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. -2-е, дополненное. Изд-во «Медицина» Москва, 1970
  71. Положение о практике студентов АмГУ Интернет ресурс. http ://intra. amursu.ru/amursu/handbook/umupolpraktic .j sp
  72. Профессиональная педагогика Текст.: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  73. , Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Интернет ресурс. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. http://www.ido.edu.ru/psychology/labourpsychology/index.html 23.09.05
  74. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  75. , Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  76. Психологические исследования Текст.: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО ДЭК», 1996 — 176 с.
  77. Психологический журнал Текст.: том 24, № 3, май-июнь 2003. М.: Изд-во «Наука» МАИК «Наука/Интерпериодика». — 2003.
  78. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Г. М. Никифоров, М. А. Дмитриева, JI.H. Корнеева [и др.]- под ред. Никифорова Г. С. СПб: Изд-во С-Петербурский университет, 1991 — 150с.
  79. Психология личности. Тексты Текст. -М., 1982
  80. Психология труда Текст. / Под ред. Проф. А. В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.
  81. , А.А. Психология изучения личности Текст. / А. А. Реан. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  82. , С.Д. Опыт непрерывной практической подготовки студентов, управления дипломным проектированием и трудоустройством выпускников в Институте экономики и менеджмента Пензенской ГАСА Текст. / С. Д. Резник. Пенза. Изд-во ПГАСА, 52 с.
  83. , В. Школа оптимизма Интернет ресурс. / В. Ромек http://psy.piter.com/library/?tp= 1 &rd=4&l=438 31.01.06
  84. Российское образование. Федеральный портал Интернет ресурс. http://www.edu.ru/legal/public/default.asp?no=10 064 235
  85. , Т.И. Исследование процесса формирования основ педагогического профессионализма студентов университета Интернет ресурс. / Т.И. Рудневаhttp ://remington. samara.ru/~vestnik/1997web 1 /pedi/199 711 301 .html
  86. , Л.И. // Организация практического обучения в колледже как один из путей формирования социально-профессиональной мобильности специалиста Интернет ресурс. / Л. И. Рыбникова http://www.igpk.ru/rc/default.asp?P=60 116 25.11.05
  87. , Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селья. Рига, 1992
  88. , В.П. Педагогическая практика в школе Текст.: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов [Текст] / В. П. Симонов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.180 с.
  89. , А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии Текст. / А. П. Ситников. Изд-во: Технол. шк. Бизнеса, 1996
  90. Словарь. Словарь. Ru интернет ресурс.
  91. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
  92. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. — 960 с.
  93. , А.М. Психология и педагогика Текст.: Учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.
  94. ЮЗ.Тульчинский, Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка Текст. / Г. Л. Тульчинский. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 216 с.
  95. Управление организацией: Энциклопедический словарь Интернет ресурс. / 200lhttp://jur.vslovar.org.ru/8851 .html 25.11.05
  96. , В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения Текст. / В. Д. Шадриков. Ярославль, Яросл. гос. ун-т., 1981
  97. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3-х т. /
  98. Под. ред. С. Я. Батышева. -М., АПО. 1998. 568 с. 117. Этика: Энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
  99. Abraham, H.Maslow. Eupsychian Management: A. Journal, R. Irwin, Homewood. Illinois, 1965
  100. , R.J. «Was Maslow an ristotelian?» revisited // Psychol. Rec. 1991. № l.p. 117−123
  101. Интернет ресурс. http://modern.ed.gov.ru/themes/basic/news-view. asp? folder=1449&ne wsld=4222 11.06.04
  102. Интернет ресурс. http://www/ht.ru/on-line/dictionary/quality.php?term=75 31.01.06
  103. Интернет ресурс. http://www.upr6.mnogosmenka.ru/upr60177/upr60181.htm 25.11.05
  104. Интернет ресурс. [email protected]
Заполнить форму текущей работой