Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественно-научного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью этапа актуализации мотивации стала ликвидация пробелов в сформированности мотивации овладения экологической культурой у большинства подростков, формирование познавательного интереса к разрешению экологических проблем. Он характеризовался зарождением отдельных мотивов, определяющих побудительнуюферу к овладению системой природоохранных умений. Для реализации данной цели наиболее действенными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность мотивации овладения экологической культурой в свете проблемы формирования целостной личности подростков при изучении предметов естественно-научного цикла
    • 1. 2. Критерии и уровни развития мотивации овладения подростками экологической культурой
  • Выводы по первой главе исследования
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
    • 2. 1. Педагогические факторы развития у подростков мотивации овладения экологической культурой
    • 2. 2. Этапы формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой
  • Выводы по второй главе исследования

Формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественно-научного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Вся предшествующая история развития человечества была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности. В результате в настоящее время это привело к серьезным необратимым последствиям — экологическому кризисуглобальной проблеме современности, несущей угрозу человеческой цивилизации, преодоление которой только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет.

В условиях обострения экологической ситуации в России особое значение приобретает необходимость экологического образования, в частности формирование экологической культуры у населения. Опираясь на законодательные документы, определяющие концептуально-стратегическую политику экологического образования в России (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991г.) — Постановления Министерства образования «Об образовании» (092г.) — Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1992г.) — Закон РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях» (1994г.) — Постановление Правительства РФ от 03.11.94. № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения" — проект Программы «Экологическое образование населения России» (1994г.) — Постановление Министерства образования «О внесении дополнений и изменений в закон РФ «Об образовании) — (1996г) — решения Всероссийских съездов по охране природы (3−5 июня 1995, Москва- 3−5 июня 1999, Саратов) — Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образовалия», (2000г.) — «Приоритеты национальной экологической политики России» (2001 г.) и др., мы можем определить в настоящий период основные тенденции экологического образования как действенного фактора устойчивого развития общества.

Одной из важнейших составляющих этой социальной проблемы является педагогическая проблема отсутствия у школьников экологической культуры, экологического мышления, сознания, без чего невозможно формирование новой нравственности, новой морали детей, глубокого понимания места человека в окружающем мире.

Практика показывает, что, несмотря на значительный прогресс в экологическом образовании, уровень экологической культуры большинства учащихся остается недостаточно высоким. Анализ экологического образования в школах г. Волгограда и Волгоградской области показал (было обследовано 1400 учащихся школ Волгограда и Волгоградской области), что большинство школьников не владеют этикой поведения в природе. Потребительское отношение к природе у них чаще преобладает над ответственным, встречаются факты безнравственного, жестокого отношения к природным объектам, непонимания ценностей природы и многое другое, что связано с отсутствием у учащихся внутренней потребности позитивного разрешения экологических проблем, отношение к ним не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений.

Изучение педагогического опыта показало, что лишь около 60% учителей ориентируются в своей деятельности на экологическую проблематику, причем в подавляющем большинстве — только на уровне информационных функций. В эколого-педагогической деятельности превалирует бессистемный отбор и изложение экологических фактов, расплывчатость и абстрактность целеполагания в экологическом образовании. Практически никто из учителей не ориентирован на формирование у учащихся мотивации овладения экологической культуройотсутствует понимание зависимости между уровнем сформированности общей культуры у школьников и уровнем сформированности у них экологической культуры, когда экологическая культура становится фактором, определяющим развитие личности ребенка.

Особенно это проблема актуальна для подросткового периода школьников. Это обусловлено тем, что отношение к объектам природы, как к самоценности, осознание их общественной, социальной значимости закладывается именно в этом возрасте, когда характерной чертой становления личности становится переоценка ценностей, выработгч своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой, с окружающей средой. Подростковый возраст отличается конфликтностью, становлением своего «Я», осознанием своей значимости. Именно в это время необходимо создать школьнику условия для проявления на практике положительной мотивации по отношению к природоохранной деятельности, самоутверждения, самовыражения в ней. В это время необходимо создать школьнику условия для проявления на практике положительной мотивации по отношению к природоохранной деятельности, для самоутверждения, самопроверки и самовыражения. Другими словами, в подростковом возрасте происходит или «может не происходить» согласование личных потребностей и интересов с общественными, что означает осознание личностной позиции в отношении к срциально значимой экологической проблеме. В практической деятельности предлагаемые подросткам знания в области экологии, охраны природы остаются в большинстве случаев не востребованными. Учащиеся знают об экологических проблемах, но не осознаю! своей причастности к их разрешениюзнают о правилах заботы о природе, но не находят им применения в реальной своей деятельности. Основная масса подростков считает, что решением экологических проблем должны заниматься «опытные» взрослые.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема формирования мотивации овладения экологической культурой в подростковом возрасте остается недостаточно разработанной в теории и на практике.

Проблемам формирования экологической культуры у подростков в системе непрерывного экологического образования в последние годы уделяется все больше внимания. Сложились определенные теоретические предпосылки их решения: исследованию основных подходов к определению сущности, структуры, условий, приемов развития экологической культуры посвящены работы Н. Д. Андреевой, С. В. Алексеева, С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б.Т.

Кудрявцевой, Е. Ю. Ногтевой, JT.B. Романенко., О. Г. Роговой, И. Т. Суравегиной, О. Г. Тавстуха и др.- обоснованию принципов непрерывного экологического образования, технологическим особенностям формирования ответственного отношения к природе в процессе преподавания биологии, географии и др. посвящены работы И. А. Габева, А. Н. Захлебного, И. С. Матрусова, Л. П. Салеевой, Е. Ю. Шапокене, И. Т. Суравегиной и др.- Д. Ф. Петяевой Г. В. Шейбниц С. Д. Дерябо, В. А. Левиным проводились исследования о влиянии развития отношений подростков с природой на их нравственное становление и на личность школьника в целом. В этих экспериментальных исследованиях установлены количественные и качественные структурные различия субъективного отношения к природе, показаны особенности отношения к природе у школьников различного возраста. Методологические аспекты формирования экологической культуры анализировались в исследованиях А. И. Борисенко, С. Н. Глазачева, Л. В. Романенко, Н. М. Романенко, В. В. Серикова, А. П. Сидельковского и др., где внимание направлялось на изучение внутренних механизмов этого процесса, делались попытки рассматривать экологическое образование в системе факторов развития личности.

Но, несмотря на обилие литературы, проблема исследования. психолого-педагогических механизмов формирования мотивации овладения экологической культурой в подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Так, мало внимания в научных исследованиях уделяется изучению структуры и функций экологической культуры. Практически нет работ, раскрывающих пути ее формирования у подростков. Не описаны в должной мере процесс и условия формирования мотивации овладения экологической культурой у подростков. Не раскрыты сущностные характеристики последней, условия и факторы формирования экологической мотивации, использования личностно ориентированных технологий в данном процессе.

Несмотря на особое значение предметов естественно-научного профиля в формировании экологического сознания учащихся, не исследованы в должной мере их возможность в формировании мотивации овладения экологической культурой в подростковом возрасте. Вместе с тем общепризнанно, что именно дисциплины естественно-научного цикла способствуют целостному, комплексному восприятию экологических проблем, формированию системы экологических знаний, образующих содержательную базу экологического образования. Принимая во внимание потребности практики и неразработанность научных оснований, представлений о том, как выстраивать процесс формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой, проблема исследования была определена следующим образом: каковы педагогические условия и средства, обеспечивающие формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественно-научного цикла. Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА» .

Объект исследования — формирование экологической культуры у подростков.

Предмет исследования — процесс формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественнонаучного цикла.

Цель исследования — разработка научных основ формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественно-научного цикла.

Гипотеза исследования: формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественнонаучного цикла будет осуществляться более эффективно, чем в массовом опыте, если:

— мотивация овладения экологической культурой подростками будет рассматриваться как специальная цель педагогического процессапредставляющая систему осознанных побуждений, как основа и движущая сила экологосообразного поведения, реализующаяся во всех аспектах жизнедеятельности подростка в активной позиции, направленной на сохранение и преумножение ценностей природы (ресурсных, социальных, нравственных, эстетических, здравотворческих и др.).

— процесс формирования у подростка мотивации овладения экологической культурой будет носить поэтапный характер и выстраиваться с учетом логики ее развития, предполагающей движение мотивации от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию;

— будет учитываться специфика предметов естественно-научного цикла, которые образуют предметно-содержательную базу экологизации образования, а также будут введены дополниг^льные дисциплины экологического профиля («Экология» -~9кл.- «Окружающий мир» -7−9кл.);

— на каждом этапе в качестве ведущего средства будет использоваться система эколого-педагогических, личностно развивающих ситуаций, направленных на формирование и стимулирование у подростков мотивации овладения экологической культурой, становление субъект-субъектного и субъект-объектного личностного опыта участников учебно-воспитательного процесса в ходе решения задач экологического характера.

В соответствии с целью и гипотезой, были поставлены задачи исследования:

1 .Раскрыть сущностные характеристики мотивации овладения подростками экологической культурой как интегрирующего личностного образования.

2.0босновать критерии и показатели развития экологической мотивации и в соответствии с ними дать характеристику уровней ее развития.

3.Выявить основные дидактические условия формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой.

4.0босновать и экспериментально проверить систему средств формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой, опираясь на концепцию личност-то ориентированного образования.

Теоретико — методологической основой исследования являлись идеи гуманистической философии и психологии о человеке как субъекте деятельности и общения, объективных и субъективных факторах его развития, о мотивации поведения и деятельности (В.А. Асеев, Л. И. Божович, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) — концептуальные положения теории экологического образования, формирования экологической культуры (С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, И. Д. Зверев, Ю. П. Ожегов, С. И. Лаптева, В. П. Борисенков и другие) — системный, целостный подход к личности и процессу ее формирования (B.C. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев, A.M. Саранов, В. В. Зайцев и другие) — идеи гуманизации образования, обосновывающие личностно ориентированное обучение и воспитание (Е.В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов. И. С. Якиманская и другие).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: а) теоретические (анализ психолого-педагогической и экологической литературы по проблеме исследования, моделирование, ретроспективный анализ собственного опыта и практики работы учителей эколого-ориентированных школ города и области) — экспериментально-диагностические (анкетирование, беседы со школьниками и учителями, тестирование, проектные методики) — констатирующий и формирующий педагогический экспериментыматематические методы обработки результатов исследованиб) основу эмпирической базы исследования составили методики, позволившие выявить уровень развития мотивации овладения экологической культуре подростками (наблюдение, тесты, анкеты, беседа) — примеры урокор биологии, экологии, предмета «Окружающий мир», в процессе которых предполагалось формирование мотивации овладения экологической культурой подростками.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованиякорректной организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету исследованияреальным положительным результатом в целостном педагогическом процессеприменением адекватных предмету методов обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе с позиций системно-целостного подхода, концептуальных положений личностно ориентированного образована впервые обосновано понятие мотивации овладения подростками экологической культурой, раскрыта его сущность, структура и функции в целостной структуре личности подросткавыделены особенности, признаки проявления и уровни развития мотивации овладения экологической культурой подросткамиуточнены условия и разработаны средства формирования данного компонента мотивационной сферы личности подростка в процессе экологического образования с учетом этапов становления у подростков мотивации овладения экологической культурой.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке теории экологического образования применительно к формированию экологической культуры у подростков, в частности ее мотивационно-потребностной сферы. Раскрыты сущностные характеристики мотивации овладения подростками экологической культурой, как осознанной системы побуждений, представляющих основу и движущую силу экологосообразного поведения и реализующуюся во всех направлениях жизнедеятельности подростка с позиций сохранения и преумножения ценностей природы (ресурсных, социальных, нравственных, эстетических, валеологических и др.). Обоснована логика развертывания этапов процесса от отдельных проявлений компонентов моти^яции и ситуативной реализации ее функций дс полноценного функционированияобоснована система педагогических условий и средств формирования мотивации овладения экологической культурой с позиций системно-целостного подхода и концептуальных положений личностно ориентированного образования. Результаты исследования могут служить теоретической основой для решения проблем формирования экологической культуры на других этапах ее онтогенеза, в иных образовательных условиях.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию системы эколого-педагогических личностно развивающих ситуаций в экологическом образовании для учителей биологии, географии, экологии. Данные материалы могут быть использованы для повышения профессиональной квалификации учителей образовательных учреждений различного типа.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях. «Экологическое и биологическое образование: методология и методика обучения» (Санкт-Петербург 2002 г.) — «Экологическое образование и воспитание» (Рязань 2003 г.) — «Социально-экологическое образование молодых поколений» (Белгород 2002 г.) — на региональных, научно-практических конференциях на базе Волгоградского отделения Российской экологической академии (Волгоград 1999 г., 2002 г.) — в работе конференций южного отделения академии педагогических наук (Волгоград 2002 г., 2003 г.) — на заседаниях круглого стола «Эколого-экономические проблемы Нижней Волги» (Волгоград 2001 г.) — на городской научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовательных учреждениях г. Волгоградана пути к педагогике личности» (Волгоград 2000 г.) — в работе студенческих научно-практических конференций по педагогике и психологии (Волгоград 1999 г., 2000 г., 2001 г.), на аспирантских семинарах ВГПУ.

Выводы исследования отражены в 14 публикациях.

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались в процессе работы эколого-ориентированных школ города и области: в МСОУ № 18 по теме: «Использование системы современных технологий личностно ориентированного экологического образования в рамках отработки модели общеобразовательной школы «Экология и диалектика» — в гимназии № 9. в МСОУ № 49- в мужском педагогическом лицеев Ильменской эколого-ориентированной средней школе Руднянского районав Дурновской средней школе Новоаннинского района.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивация овладения экологической культурой — это система осознанных побуждений личности, представляющая основу и движущую силу экологосообразного поведения и реализующаяся во всех направлениях жизнедеятельности подростка в активной позиции, направленной на сохранение и преумножение ценностей природы (ресурсных, социальных, нравственных, эстетических, здравотворческих и др.).

2. Как компонент структуры личности, она представляет собой интегративное, динамическое, целостное образование, критериями развития которого выступают: степень сформированности отдельных мотивов как компонентов мотивации (состав мотивации) — структура мотивациистепень развития ее целостных свойствстепень сформированности ее функций в регуляции отношений личности с природными объектам, что определяет экологосообразное поведение и социально-ценностные ориентации в природе.

3. Процесс формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой есть последовательность этапов, реализующих объективную логику ее развития. Первый этап ориентирован, главным образом, на актуализацию побуждений к экологосообразной деятельности и эмоциональную оценку экологических проблем, задачвторой этап направлен, преимущественно, на выбор средств и путей решения экологических проблем, когда увязываются воедино мотивы, цели и условия экологосообразной деятельности, и, как следствие, выработку адекватных этим решениям смысловтретий этап направлен на овладение на креативном уровне необходимых, умений, способов решения задач экологического содержания, а также умений всесторонней оценки результатов решения, рефлексии собственного поведения.

4. В системе средств, обеспечивающих эффективное формирование мотивации овладения подростками экологической культурой, ведущими выступают: экологизация содержания дисциплин естественно — научного цикла, система эколого-педагогических, личностно развивающих ситуаций (познавательно-информационные ситуации, побуждающие к самостоятельнопоисковой, мыслительной деятельности учащихсяситуации-имитации, актуализирующие проявление не только интеллектуальных, но и нравственных.- волевых и других усилий личностиценностно-избирательные ситуации, побуждающие ребенка выб: тпать эколого-ориентированные социальные ценности, принимать экологически обоснованные решенияпрактическо-деятельностные ситуации, побуждающие проявление разнообразных экологических уменийситуации-тренинги, имитирующие объективные экологические коллизии, сопряженные с побуждением к проявлению природозащитной позициипроектные ситуации, актуализирующие творческое разрешение экологических проблем, переноса имеющегося опыта экологосообразной деятельности в новые экологические коллизии. :

Базой исследования служили муниципальные образовательные учреждения № 18, № 49 (г. Волгоград) — ггмназия№ 9 (г. Волгоград) — Ильменская средняя школа (Волгоградская область) — Дурновская средняя школа (Волгоградская область) — средняя школа № 9 (г.Волжский) — мужской педагогический лицей (г.Волгоград).

Исследования проводилось в три этапа:

Первый этап (1998;2000 гг.) — поисково-теоретический — изучение научного знания по проблеме, определение исходных позиций исследования, уточнение его предмета, объекта и гипотезы.

Второй (2000;2002 гг.) — опытно-экспериментальный — конструирование процесса формирования мотивации к овладению экологической культурой у подростков, выявление системы методов и средств, обеспечивающих его эффективность, проведение формирующегося эксперимента.

Третий (2002;2004гг.) — описательно-итоговый — анализ и обобщение результатов исследования, ¦ уточнение теоретических и методологических выводов, завершение научного обоснования основных положений исследования, оформление диссертации.

Структура диссертации. Диссертация (158 с.) состоит из введения (14с.), двух глав (первая-51с., вторая-66с.), заключения (5с.), библиографического списка.

Выводы второй главы.

Во второй главе подробно рассмотрены особенности формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой, логика процесса, выявлены факторы, способствующие развитию мотивации овладения экологической культурой, и представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

Процесс формирования мотивации овладения подростками экологической культурой включает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно — воспитательного процесса в школе, в частности экологизации содержания дисциплин естественно-научного цикла, с другой, на изменение, внутриличностной среды посредством сознательно-волевой, личностно-преобразующей работы по переосмыслению подростками своего отношения к проблемам экологии, экологической культуре, к природоохранной деятельности и к стилю своей жизни вообще.

Для построения системы средств формирования мотивации овладения экологической культурой необходим учет социально-психологических особенностей, доминирующих мотивов данной возрастной группы, а также учет исходных состояний мотивации овладения экологической культурой в исследуемых группах подростков.

Логика системы средств формирования мотивации овладения экологической культурой подростками обусловлена идеями системно-целостного подхода в конструировании педагогических процессов и заключается в движении мотивации от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию, а также идеями личностно-ориентированного образования, характеризующего средства и условия протекания эколого-педагогической личностно-развивающей ситуации. Эколого-педагогическая личностно-развивающая ситуация в нашем исследовании, т. е. ситуация опирающаяся на личностный потенциал ребенка в сфере взаимодействия его с объектами природы и природного социума, активно развивающая его средствами природы, предполагает личность в качестве цели и средства экологического образования. Эколого-педагогическая личностноразвивающая ситуация — это ситуация, в которой ученик обретает опыт самооценивания своего поведения в природе, умение разрешать ситуативные экологические проблемы, трудности, умение владеть собой, своими эмоциями, чувствами. Поскольку речь идет «об эколого-педагогической личностно-развивающей ситуации, то она не возникает случайно, а создается целенаправленно учителем, она становится особым педагогическим механизмом, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель экологосообразного поведения, чему предшествуют рефлексия, осмысление, переосмысление созданной ситуации.

В соответствии с логикой процесса формирования мотивации овладения экологической культурой, его целесообразно расчленить на три этапа (актуализация мотивации, целеобразование и выбор действий, реализация действий и оценка результатов деятельности.).

Целью этапа актуализации мотивации стала ликвидация пробелов в сформированности мотивации овладения экологической культурой у большинства подростков, формирование познавательного интереса к разрешению экологических проблем. Он характеризовался зарождением отдельных мотивов, определяющих побудительнуюферу к овладению системой природоохранных умений. Для реализации данной цели наиболее действенными оказались следующие эколого-педагогические условия: насыщение содержания дисциплин естетсвенно-научного цикла современными экологическими понятиями, проблемами. Использование системы стержневых эколого-педагогических личностно-развивающих ситуаций, включающих: познавательно-информационные ситуации, стимулирующие самостоятельно-поисковую, мыслительную деятельность учащихся по приобретению экологических знанийвключение их во всемирное информационное пространство с целью получения релевантной экологической информацииситуации-имитации, включающие деловые игры, эколого-педагогические задачи, экологические диалогиситуации, актуализирующие креативность, требующие самореализации, стимулирующие самовыражение, творческое восприятие экологических проблемценностно— избирательные ситуации, которые создавались в результате выбора ребенком эколого-ориентированных социальных ценностей и в принятии экологически обоснованных грамотных решений, основанных на свободном нразственном выборе.

Целью этапа целеобразования и выбора действий стало: формирование устойчивого познавательного интереса к проблемам экологии, убежденности, что экологическая культура является условием социально-ценностного отношения к природе, высшим уровнем проявления общей культуры личностиактуализация самооценки и коррекция своего поведения с позиций экологосообразногс поведения. Данная цель достигалась с помощью вовлечения подростков в систему ситуаций, требующих проявления экологических природоохранных умений и навыков в разнообразных видах деятельности по отношению к объектам природы и ее ресурсам (природоохранной, научно-исследовательской, мониторинговой, ресурсосберегающей, ресурсовосстановительной, эколого-туристической, эстетической, валеологической и т. д.), созданием эколого-педагогических личностно — развивающих практическо-деятельностных ситуаций, включающих самокоррекцию своего поведения в природе, отношения к ее ресурсам, самоанализ и самооценку.

На этапе реализации действий и оценки результатов деятельности, когда четко проявлялась субординация мотивов, происходило углубление социально-ценностных мотивов, стимулирующих побуждения к уверенной реализации экологических знаний и умений в новых ситуациях, связанных с экологосообразным проектированием своей жизнедеятельности с позиций экологической культуры. Для решения поставленной цели подростки включались в эколого-педагогические личностно-развивающие ситуации, требующие реализации роли «соавтора» в процессе разрешения экологической проблемы, ощущения личной значимости в достижении положительных результатов в решении экологических проблем, имитирующие объективные экологические коллизии, сопряженные с природозащитной, социальной гражданской позицией.

Это проектные ситуации, ситуации-тренинги, а также ситуации кризис? экологических смыслов и их ревизий.

Таков один из вариантов построения процесса формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла.

Заключение

.

В заключении изложим результаты, полученные при решении основных задач исследования.

Первая задача исследования состояла в определении сущности понятия «мотивация овладения экологической культурой» .

Анализ теоретического знания по проблеме, данные экспериментальной работы определили подход к пониманию сущности данного феномена, в соответствии с которым мотивация овладения подростками экологической культурой понимается нами как целостная система осознанных побуждений, * представляющих основу и движущую силу экологосообразного поведения и реализующихся во всех направлениях жизнедеятельности подростка в активной позиции, ориентированной на сохранение и преумножение ценностей природы (ресурсных, социальных, нравственных, эстетических, здравотворческих и др.).

Структура мотивации была адаптирована к психолого-возрастным особенностям подростков. Характерной чертой этой возрастной категории является стремление к самореализации, познанию собственного «Я», к самоутверждению. Стремление к утверждению собственной значимости и самоактуализации позволяет подростку принять экологическую проблему, как лично значимую экологическую реальность. В этот период происходит значительная «переоценка ценностей», их выбор, осмысление и нравственно-мотивированное отношение к действительности, выработка своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой, с окружающей средой. Именно подростковый возраст отличается большой конфликтностью, становлением собственного «Я», осознанием своей значимости, сензитивностью к окружающим, а поэтому именно в это время необходимо создать школьнику условия для практического овладения положительной мотивацией овладения экологической культурой. В этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автоматизации личности подростка, ее социализация через ** осознание собственной важности и значимости в позитивном разрешении экологических проблемпроисходит вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, самосовершенствование, социально-психологическая адаптация. Учащиеся в этом возрасте наиболее расположены к приобретению навыков самооценки своих действий, поступков, направленных на преобразование экологической действительности.

Обоснование критериев и показателей развития мотивации овладения экологической культурой, а также выявление уровней ее развития явились второй задачей исследования. Мотивация овладения экологической культуройинтегративное личностное образование, являющееся частью более широкой целостности — личности подростка. Целостными свойствами ее являются: социально-ценностное содержание, определяющееся социальными ценностями экологической культуры и раскрывающееся в составе, структуре и осознанностипредметная направленность мотивации, детерминированная компонентами экологической культурыдинамические свойства, раскрывающиеся через силу, устойчивость и действенность мотивации овладения экологической культурой.

В качестве основных функций, выполняемых мотивацией овладения подростками экологической культурой нами выделены следующие: избирательная, регуляторная, смыслообразующая, побудительная. Единство этих функций, их реализация способствует приобретению личностного опыта экологосообразного поведенияосознанию значимости природы, ее ценностей, (ресурсных, нравственных, эстетических и т. д.), включенности экологической деятельности в контекст жизнедеятельности личности.

Реализация функций мотивации овладения подростками экологической культурой обусловлена определенной структурой, в которой выявлены шесть групп мотивов: мотивы, побуждающие к осознанию общественной, социальной значимости позитивного разрешения экологических проблемнравственно-этические мотивы овладения экологической культуроймотивы, побуждающие к овладению природоохранными, экологическими умениями и включающие потребность к проявлению данных умений в экологических ситуациях различного типа и содержаниямотивы профессиональной ориентации. Выделенные компоненты мотивации овладения экологической культурой представляют собой не просто набор, а целостную иерархическую систему, в которой системообразующим выступает осознание значимости сформированности у себя экологической культуры для полноценной жизнедеятельности в будущем.

Функционирование мотивации овладения подростками экологической культурой может протекать на разных уровнях, знание которых позволяет научно-обоснованно конструировать цели, этапы и систему средств ь системе формирования мотивации овладения подростками экологической культурой.

В результате диагностического обследования 420 учащихся 7−9-ых классов средних школ г. Волгограда и области было выявлено 3 уровня развития мотивации овладения экологической культурой у подростков: низкий, средний, высокий, которые характеризуются определенными показателями.

Третья задача исследования заключалась в выявлении дидактических условий формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой. Процесс формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой есть последовательность этапов, реализующих объективную логику ее развития. Первый этап был ориентирован, главным образом, на актуализацию побуждений к экологосообразной деятельности и эмоциональную оценку экологических проблем, задач, второй этап преимущественно, на выбор средств и путей решения экологических проблем, когда увязывались воедино мотивы, цели и условия экологосообразной деятельности, и, как следствие, на выработку адекватных этим решениям смысловтретий этап был направлен на овладение на креативном уровне необходимыми, умениями, способами решения задач экологического содержания, а также умениями всесторонней оценки результатов решения экологических проблем, рефлексии собственного поведения в природе.

Четвертая задача исследования была посвящена разработке и обоснованию системы средств формирования у подростков мотивации овладения экологической культурой. В разработке и обосновании системы средств формирования мотивации овладения подростками экологической культурой мы * опирались на теорию целостного подхода, когда процесс формирования мотивации овладения экологической культурой мы рассматривали как следствие его определенных состояний, отличающихся по характеру влияния на мотивацию и на личность подростка в целом, а также на концепцию личностно-ориентированного образования. Пользуясь введенным В. В. Сериковым и Е. А. Крюковой понятийным аппаратом личностно — ориентированного образования, в своем исследовании мы использовали систему эколого-педагогических личностно-развивающих ситуаций как ситуаций, опирающихся на личностный потенциал ребенка в сфере взаимодействия его с объектами природы и природного социума. Эколого-педагогическая личностно-развивающая ситуация — это ситуация, в которой ученик обретал опыт самооценивания своего поведения в природе, проявлял умения разрешать ситуативные экологические проблемы, трудности, умения владеть собой, своими эмоциями, чувствами. Подобного рода ситуации не возникали случайно, а создавались учителем и становились особым педагогическим механизмом, который ставил подростка в новые условия, трансформирующие обычный ход его жизнедеятельности и востребующие от него новую модель экологосообразного поведения.

На каждом этапе опытно-экспериментально работы, мы выделяли ведущие эколого-педагогические личностно-развивающие ситуации, которые в своей основе содержали следующие признаки: нравственный экологообоснованный выбор решения экологической проблемысамостоятельная постановка цели, обусловливающей решение экологической проблемыреализация роли «соавтора» процесса разрешения экологической проблемыпрепятствие, требующее проявления воли и переживания радости в решении экологической проблемы или мелких состав.|ЛЮщих подпроблемощущение собственной значимости в достижении положительных результатов в разрешении экологической проблемы, экологической ситуациисамоанализ и самооценкаотказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностейосознание своей ответственности за возникновение экологических проблем локального, регионального характера в природной и социальной действительности. Мы выделили следующую классификацию эколого-педагогических личностно-развивающих ситуаций: ценностно-избирательные, рефлексивные, проектные ситуации, ситуации-имитации, ситуации-треннинги, познавательно-информационные ситуации, ситуации-экспликации, ситуации практически-экологической природоохранной деятельности, ситуации кризисов смыслов и их ревизии. Разработанная система эколого-педагогических личностно-развивающих ситуаций корректировалась в соответствии с усложнением целей формирования мотивации овладения подростками экологической культурой на каждом этапе процесса.

Таким образом, один из вариантов построения процесса формирования мотивации овладения подростками экологической культурой с использованием системы эколого-педагогических личностно-развивающих ситуаций как обобщенного представления дидактического средства, стимулирующего проявления личностью ее функций (в частности проявление мотивации овладения подростками экологической культурой), апробирован в настоящем исследовании и показал себя целесообразным. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о справедливости выдвинутой гипотезы нашего исследования.

Выполненное нами исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с проблемой мотивации овладения подростками экологической культурой. Так, для более глубокого познания закономерностей развития и путей формирования мотивации овладения экологической культурой, удовлетворяющей современным требованиям общества, необходим поиск более совершенной диагностики сформированности функций мотивации в структуре личности, более глубокий индивидуальный подход к подросткам в процессе формирования их побуждений к экологической культуре. Нуждаются L дальнейшем уточнении и разработке средства, логика построения процесса. Решение этих проблем является целью наших дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под. ред. Д. Н. Кавтарадзе. — М: Изд-во МГУ, 1982. — 52 с.
  2. Л.И. Формирование мотивации ЗОЖ будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. ВГПУ, 1998. — 24с.
  3. . Н. Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентации старших подростков: Дис.. канд. пед. наук. — Архангельск, 1999. 158 с.
  4. АД. Воспитание у учащихся ответственного отношения к уче -нию. Ростов н/Д, 1976. — 164 с.
  5. .Г. О проблемах совершенного человекознания. М., 1977. -380с.
  6. О. С., Глазачев С. И. Педагогические технологии в экологическом образовании: проблемы и подходы // Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград, 1996. С. 92— 108.
  7. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Мысль, 1976.- 160с.
  8. В.Г. Проблемы мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М, 1974. — С. 123— 124.
  9. А.Г. Личность как предмет психологических исследований. — М., 1984.- 103 с.
  10. И Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопр. философии. 1973. — № 6. — С. 86 — 99.
  11. В.П. Слагаемые педагогической психологии. М: Педагогика, 1989.-192 с.
  12. И.В., Садовский Н. В., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования.-М:Мысль, 1970.- С. 7- 48.
  13. О.И. Воспитание мотивации изучения предметов естественного цикла старшеклассниками (на примере обучения биологии и химии):Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1975. — 28 с.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М. .'Просвещение, 1968. 464 с.
  15. Болыпой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энцикл., 1991. Т. 1. — 863 е.- Т. 2. — 768с.
  16. Р. К. Природа, личность, культура // Экологическая альтерна -тива. М.: Прогресс, 1990. — С. 17 — 43.
  17. С. В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 11с.
  18. Л. Д. Экологическая культура школьников: отношение к природе // Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии. М., 1998.- С. 256- 264.
  19. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии. 1976.— № 6.- С. 15
  20. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии.- 1979.- № 2.- С. 10−12.
  21. Е. Д., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку//Сов. педагогика. — 1987.— № 1.- С. 31.
  22. Е. В. Прогностическая роль концепции личностно ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории: Рукопись. 1999. 14с.
  23. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. Ученик в структуре личностно ориентированного образования. — Ростов н/Д., 1997. 36с.
  24. Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов /Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  25. Е. В. Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов / Д., 1995.
  26. А. Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды: Дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1996.- 239с.
  27. . С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психологии. 1997. № 5.- С. 9.
  28. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за дейст -вием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 141 с.
  29. Н. Н. Психологический анализ формирования основ экологического сознания (на материале экспертизы учебных программ по основам экологии для детей 6 лет): Дис.. канд. пед. наук. — М., 1991. -181с.
  30. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопр.психологии. — 1973. № 5. — С. 23 — 40.
  31. А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении//Вопр. психологии. 1997.-№ 3.- С. 12— 22.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:Изд-во Моск. ун -та, 1990. — 228 с.
  33. Н. Ф., Николина В. В. Экологические проблемы в системе экологического образования // Современные проблемы экологии / Под ред. А. А. Касьяна. -М.: Просвещение, 1999. С. 62 — 75.
  34. .С. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности студентов // Мотивы учебной и общественной деятельности школьников и студентов -М., 1980.-С. 102−109.
  35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. -М., 1989. Юс.
  36. Н.Е., Сущенко О. Г. Мотивация творческой активности личности в учебной деятельности. Вып. 2 / ВГПУ. — Волгоград, 1992. — 30 с.
  37. Воспитание у учащихся эмоционально ценностного отношения к природе // Традиции российской школы и современные проблемы образования: Тез. докл. и сообщ. науч.- практ. конф. Волгоград. 21−22 янв. 1997 г. — Ч. 1 -С.58.
  38. А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: Дис. .канд.пед.наук. -Волгоград, 2002. 64с.
  39. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  40. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства// Собр.соч.: В 6 т. Т.5. — М., 1983.
  41. Ф.Ф. Проблема самодвижения в материалистической диалектике.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 85 с.
  42. Я.И. Система учебно-воспитательной работы по охране природы в курсах ботаники и зоологии средней школ ы:Афтореф. дис.канд.пед.наук.- Л., 1964.- 18с.
  43. А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. — М: Моск.гор. психол.-пед.ин-т, 2000.-232с.
  44. И. Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1995.-20 с.
  45. A.M., Курок М. Л. Методологические основы экологического образования и воспитания // Биология в школе. 1981. — № 2. — С. 6 — 24.
  46. С.Н. Экологическая культура и образование. Очерки истории, теории и практики. М: Горизонт, 1997.
  47. С.Н. Методические аспекты формирования экологической культуры // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. — М.: Ноосфера, 1998.-С. 143 -153.
  48. С.Н., Петров С. Е., Сериков В. В. Экологическое воспитание учащихся на уроке // Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. Волгоград, 1980. — С. 16−41.
  49. С.Н., Макарова Т. С. О целостной мотивации и ведущих мотивах экологического самообразования учителя и студента // Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. Волгоград, 1983. — С. 74 — 97.
  50. С.Н., Редковец И.А Принципы воспитания мотивации экологического самообразования студентов педагогического института // Педагогические принципы и условия педагогического образования: Сб. науч. тр. М.: Изд — во. АПН СССР, 1983. — С. 73- 77.
  51. С. Н., Грехова Л. И., Козлова О. Н., Сотникова Н. Н. Культура мира: Взгляд из России (Очерки, проекты). М.: Горизонт- Ставрополь: Сервисшкола, 1999. — 88 с.
  52. С. Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: Очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. — 174 с.
  53. С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: Проб. учеб. пособие для уч. школ, лицеев, колледжей, студ. педвузов, вузов культуры и учителей
  54. Экология для гуманитариев). М.: Горизонт, 1997. — 208с.
  55. А.А. Подготовка учителя начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников // Наука и школа. — 1997. — № 3. С. 15— 17.
  56. П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предметах : Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1965. — 19 с.
  57. М. Н. Теоретические основы интегративно-гуманитарной модели экологического образования: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 240 с.
  58. Ю. А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности: Дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2000. — 269 с.
  59. Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М.: Знание. 1989. -64 с.
  60. Э. В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы: Дис. д-ра филос. наук. М., 1978. — 308 с.
  61. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.:Педагогика, 1977. — 136 с.
  62. О. С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинигр. ун-т. Калининград, 2000. — 572 с.
  63. О.С. О развивающих возможностях учебно воспитательного процесса. — Волгоград, 1976. — 97 с.
  64. О.С., Мамиев Д. М. Работа педагогического коллектива над проблемой «Формирование мотивации учения и труда у учащихся старших ПТУ»: Метод, реком. Ашхабад, 1986. — 91с.
  65. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. — 94с.
  66. С.Т. Формирование мотивации учения школьников: Метод реком. -М., 1982.- 88с.
  67. Е.А. Задания экологического содержания (для школьников) // Нач. школа. 1993. — № 9. — С. 43 — 44.
  68. Е.В. Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. — 222 с.
  69. Данилов Данильян В. И. Устойчивое развитие и проблемы экологической политики // Экол. информ. — 1999. — № 5. — 121 с.
  70. С.Д., ЯсвинВ.А. Экологическая педагогиа и психология. — Ростов н/Д, 1996.- 45−5Ос.
  71. Н. С. Экологическое воспитание детей и подростков в России на рубеже столетий // Вестн. экологического образования в России. — 2000. — № 1(15).-11с.
  72. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974.-С. 146- 169.
  73. М.И. Тест методы и экология // Сорос.образов.журнал. — 1999. -№ 11.- С. 29−34.
  74. И.Д., Захлебный А. И. Принципы и условия экологического образования в школе и в педвузе // Сов. педагогика. — 1984. — № 7. — С. 133 -134.
  75. А.Т., Е.Г.Зверева, В. А. Малинников и др. Экология: Сб. задач и упр. для 6−8 кл. сред. шк. М.: Изд. МИИГАиК, 1996. — 153с.
  76. В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Тюмень, 1999. 46 с.
  77. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб. ст. / Под ред. и с предисл. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972.
  78. B.C. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников: Учеб. пособие. — Ростов н/Д. — 1975. — 50 с.
  79. B.C. Проблемы теории педагогических систем позиций целостного подхода // Воспитание школьников в процессе обучения. Волгоград, 1978. -С. 3−12.
  80. В. С. О концепции целостного учебно воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно — воспитательного процесса — Волгоград, 1981. — С. 5 — 21.
  81. B.C. Формирование личности школьников (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 120 с.
  82. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояния, — М.: Просвещение, 1980.- 199 с.
  83. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. 165с.
  84. А. Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.- 176 с.
  85. Л.Б. Проблемы современной психологии учения. — Вып. 2: Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. М: Знание.1989. С. 99.
  86. Д. Имитационные игры по охране окружающей среды // Вест, высш. школы. 1991. — № 6. — С. 29 — 35.
  87. Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. -М., 1998.- 37с. ^
  88. В. Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь. — 1996.-№ 1.-С.38−45.
  89. В. П. Педагогическая технология формирования экологического мышления старшекласснике в: Дис. канд. пед. наук. — М., 1999. — 193 с.
  90. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования. -М., 1974.-218с.
  91. Г. И. Экологическое образование и воспитание учащихся 6−8 классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1990. -17с.
  92. А. А. Экологическая культура и экологическое образование // Современные проблемы экологии: Кн. для учителя / Под ред. А. А. Касьяна. М.: Просвещение, 1997. — С.60 — 62.
  93. ЮО.Квасова JI.C., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников // Биология в школе. 1998. — № 3. — С.36 — 40.
  94. В. П. Формирование экологической культуры младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 252 с.
  95. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М: Мысль, 1968. -53,148 с.
  96. ЮЗ.Кичатинов Л. П. Формирование мотивов деятельности школьника: Учеб. пособие. Иркутстк, 1989. — 68 с.
  97. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.— 14 с.
  98. В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования //Педагогика.- 2001. № 1.— С.32−41.
  99. Юб.Ковалев В. И. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. — М: Просвещение, 1970.- 391 с.
  100. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журнал. — 1982. Т. 3. -№ 6. — С. 35−44.
  101. В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А. Бодалев- АН СССР, Ин-т Психологии. М: Наука, 1988. — С.192.
  102. А. Г. Психологическое воздействие (теория, методология, практика). — М., 1991.
  103. Ю.Колдаева И. Л. Формирование экологической культуры // Профессионал. — 1999.-5.- С. 15−17.1.111 .Колесникова И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин Л., 1991.- 11 с.
  104. Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. — Ярославль: «Академия развития», 1998. 255 с.
  105. В. В. Определение функции учебника как методологическая проблема дидактики // Проблемы школьного учебника. — Вып. 4. — М., 1976.- 35с.
  106. Е.М. Психологические особенности нравственного воспитания школьников //Трудовое и нравственное воспитание в процессе экологического образования школьников. М., 1984. С. 25−27
  107. Е.С. Социально психологические особенности личности в свете теории отношений // Экспериментальная прикладная психология. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1977.- Вып. 8.-С. 23−30.
  108. Т. В. Формирование экологической культуры учащихся средних школ на современном этапе (дидактический аспект): Дис. канд. пед. наук. М., 1998.- 159с.
  109. Ю.П., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972. — 117 с.
  110. Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М.: Просвещение,' 1990.
  111. Л. Я. Развитие экологической воспитанности старших школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  112. И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков. // Биология в школе. -1997. № 3. — С. 26 — 29
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М: Мысль, 1965. — 572с.
  114. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1977. -304 с.
  115. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд.- во НГПИ, 1987. — 92 с.
  116. Э.Э. Мотивация и ее роль в быту и на работе. СПб., 2000. -65с.
  117. Д. С. Экология проблема нравственная // Наше наследие. — 1991.1.-С. 3−7
  118. . Т. Экология личности // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 19 — 23
  119. А. Ф. Экологическая культура как фактор гармонизациивзаимодействия общества и природы: Дис канд. филос. наук. — Минск, 1988.- 167с.
  120. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М: Наука, 1984.-446 с.
  121. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. — М., 1981.-Т.2.- № 5. С.12−15
  122. В. Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1998. — 306 с.
  123. А. С. Биология в системе культуры. СПб.: Изд — во «Лань», 1998.- 160с.
  124. Г. П. Все начиналось с экологической тропы (Опыт экологического воспитания учащихся Нижневартовского пед. колледжа) // Нач. школа. 1999. — № 3. — С. 34 — 37.
  125. А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии // Мотивация личности: Сб. науч. тр./ Отв. ред.
  126. А. А. Бодалев. М: Изд-во Л ПН СССР, 1982. — 120 с.
  127. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М: Просвещение, 1983. 96 с.
  128. А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  129. И.С. Школа и охрана природы // Знание. — 1976. — № 11 — 25с. Нб. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитиепознавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−18.
  130. Машаров И. М. Система формирования профессиональной мотивации у преподавателей негосударственных вузов: Дис.. канд.пед.наук. — СПб, -2002.- 178с.
  131. М.В. Изучение индивидуальных особенностей учащихся и индивидуальный подход. Волгоград / ВГПИ, 1960. — 81с.
  132. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1971.
  133. Моделирование педагогических ситуаций. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, — 1981. — 120 с.
  134. Н.Н. Экология и образование. М., 1996.- 80 с.
  135. В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 12с.
  136. Мотивация учения: сб. ст. Волгоград, 1976. — 63 с.
  137. В.Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма ленинизма на отношения человека // Психология. — Л.,. 955.
  138. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1957. — Т. 2. -С.110 -125.
  139. Е.Ю. Аксиологические основы развития экологической культуры учащихся в процессе обучения: Дис.. канд .пед. наук. Вологда, 2001. -185с.
  140. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной- АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. — М: Педагогика, 1988.-84с.
  141. В.В. Природа и культура. М: Тривола, 1996. — 134 с.
  142. Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об эстетических мотивах и их разновидностях. — СПб., 1904.
  143. Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок // Сов. педагогика. — 1976. № 6 -13с.
  144. В. П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно — познавательной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 179 с.
  145. К.К. Структура и развитие личности — М., 1986. — 254с.
  146. Н. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. -Казань, 1984.- 147с.
  147. Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сб. науч. тр. / Редкол.: И, Д. Зверев (отв. ред.) и др. — М.: Изд-во АПИ СССР, 1984.-80 с.
  148. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972, — С. 7 — 4.
  149. Психолого педагогические основы процесса экологического воспитания школьников // Севостьянов В. В. Основы экологического образования младших школьников. — Волгоград, 1997.
  150. Психология: Словарь / Под ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.-219с.
  151. Психология: Учеб// Под ред. А. А. Крылова. М., 1998. — 191с.173 .Развитие мотивационно познавательной сферы личности школьника в условиях учебной деятельности: Сб.'науч. тр. / Редкол.: Максимов JT.K. (отв. ред.) и др. — Волгоград: ВГПИ, 1985.- 120 с.
  152. Реан А. А, Коломинсткии Я. А. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.-С.184. '
  153. JT.A. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 187с.
  154. Ролевые игры по охране природы в средней школе: // Сб. ст. НИИ содерж. и методов обучения АНН СССР. Под ред. А. Н. Захлебного. — М., 1977. -57с.
  155. JT.B. Целеполагание в процессе экологического образования и воспитания учащихся // Экологическое образование и воспитание в высшей школе: Тез. докл. межвуз. конф. — Волгоград, 1987. С. 18 — 20.
  156. Романенко JT. B Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1990.-253 с.
  157. JI.B., Романенко Н. М. Организация системы экологического образования школьников во внеклассной работе учителя: Метод, реком. / -Волгоград: Перемена, 1992. 72 с.
  158. C.JI. Основы общей психологии. М: Учпедгиз, 1946. — 370 с. 183 .Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М: Изд. АН СССР, 195 7. — 318с.
  159. П.А. Психология. — М: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.
  160. П.А. Психологические особенности спортивной деятельности // Материалы науч. конф. каф. психологии ГЦОЛИФК по проблемам психологии спорта. М., 1972. — С. 23 — 29.
  161. Ф.К. Основные источники гуманизации учебно-воспитательного процесса // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации и гуманизации образования: Сб. науч. тр. Ч. 2 / ВГПУ-Волгоград: Перемена, 1992. — С. 9 — 22
  162. СалееваЛ.П. Формирование бережного отношения школьников к природе: Дис. канд. пед. наук. — М., 1978. 217 с.
  163. A.M. Системный подход в исследованиях учебно воспитательного процесса средней школы: Дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1985. — 237с.
  164. A.M., Сергеев Н. Н. Система непрерывного экологического образования учащихся: инновационный поиск // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 145— 155.
  165. М.Д., Виноградова А. Д. Опыт применения игровых ситуаций в природоохранительном просвещении школьников // Биология в школе. 1980.- № 5.- С. 70- 72.
  166. Н.К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естественно математического цикла: Дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1982.- 273 с.
  167. Н.К. Взаимосвязь обучения и туда старшеклассников как средство формирования личности школьника, (аспект мотивации учения старшеклассников): Учеб. пособие по спецкурсу. М: Изд-во МОПИ им. Н. К. Крупской, 1989. — 53с.
  168. Н. К. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается.- Вып. 1.- Волгоград, 1990.
  169. Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция итехнологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории), СПб.—Волгоград, 1997.
  170. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5.
  171. В.В. Личностно ориентированное образование:. феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века:
  172. Материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 1994. — С.76−78
  173. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии, — Волгоград. Перемена. 1994. — 152с.
  174. В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -1994.- № 5.- С. 17- 19
  175. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Москва, 1995.
  176. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. -М., 1998.- 67с.
  177. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Автореф.дис.. д-ра пед. наук. М., 1990.31с.
  178. А.П. Человек и природа. Формирование отношений. -Ставрополь, 1985.- 48с.
  179. А.П. Пооблемы познания отношений в советской педагогике. Ставрополь, 1971. — 286с.
  180. В.М. Значение и место деловых игр в системе подготовки учителя //Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: Сб. науч. тр. — 4 1/ ВГПИ. — Волгоград, 1991- С. 158- 163.
  181. Л.П. Задания по экологии для младших школьников // Нач. школа.- 1998.- № 2.- С. 42 49.
  182. В.А. Педагогика. Учеб. пособие -М.: Просвещение, 1995
  183. В.А. Доминанта деятельности // Нар. образование. № 9. -1998.
  184. Советский энциклопедический словарь. М: Сов. энцикл., 1989. — 1632 с.
  185. .А. Мотив и смысл. — М., 1993. — 46с.
  186. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000. С. 173.211 .Суравегина И. Т. Методическая система экологического образования // М., Сов.педагогика. 1988.- j>°9.- С.31−35.
  187. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии: Автореф.дис. дра.пед.наук. М., 1986, — 32с.
  188. И.Т. Четыре занятия об экологической опасности на планете//Биология в школе.- 1991.- № 3.- С.29−34.
  189. Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития познавательной активности взрослых учащихся // Вопр: психологии.- 1984.- № 5.- С.46−48.
  190. О.Г. Развитие творческой активности будущего учителя в учебной деятельности (на материале дисциплин пед. цикла): Дис.. канд. пед. наук. — Луганск, 1992.— С. 187.
  191. .М. Психология. М: Госполитиздат, 1946. — 222с.
  192. О.Г. Педагогические основы развития экокультуры учащихся, в процессе дополнительного образвания: Дис.. канд.пед.наук. — Оренбург, 2001.- 129с.
  193. С.Г. Мотивация активного и пассивного отношения моряков к занятиям физкультурой // Теория и практика физ. культуры. — 1986. — № 1.- С. 37- 39.
  194. Л.В. Категории «структура» и «функции» и их методологическая роль в физике: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1973. -25с.
  195. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — С. 452.
  196. А.А. Доминанта. М-Л., 1996.
  197. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: сов. энцикл., 1983. — 840 с. 223 .Хекхаузен X. Мотивация и деятельность^ 2 т. М., — 1986с.
  198. Е.Ю. Система учебно — воспитательной работы по охране природы в процессе преподавания ботаники в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1969. — 14- 19с.
  199. Ю.В. О сущности, специфике и классификации духовных потребностей // Сов. педагогика. — 1970. № 10. — С. 63 — 74.
  200. Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореф.дис. канд. психол. наук.- М., 1993.- 19с.
  201. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. — Ставрополь" 1991. — 180 с.
  202. Школьный экологический мониторинг: Учеб.-метод.пособие / Под ред. Т. Я, Ашихминой. М.: АГАР, 2000.
  203. Д., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб., 1998. — 461с.
  204. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., Просвещение, 1979. 160с.231 .Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Под ред. С. Н. Глазачева. М., 1996. .
  205. Экологическое образование школьников / Под ред. Печко Л. П. — М., 1984.- 98с.
  206. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М: Просвещение, 1969. — 270 с.
  207. П.М. Психология чувств и мотивация / Под ред. Е. М. Борисовой. -М.:Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -304с.
  208. В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психол. журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 70 — 73
  209. И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. № 2. 31 41.13с.
  210. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996.- 26с.
  211. Barbuto W.S., Scholl R.W. Motivations source inventory: Development and validaition of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation. Psychological reports. 1998. 82, 1011- 1 022 159
Заполнить форму текущей работой