Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности дистанционных образовательных услуг в условиях информатизации общества: На примере Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для повышения эффективности дистанционных образовательных услуг целесообразно применение модифицированной методики оценки рисков в сфере дистанционной подготовки кадров. С этой целью уточнена классификация внутренних и внешних факторов. К внешним отнесены политические, экономико-социальные, экологические, научно-технические. Внутренние — это факторы в основной сфере деятельности образовательного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Роль образования в социально- экономическом развитии общества
    • 1. 2. Экономическое содержание рынка образовательных услуг: особенности, сегментация и проблемы
    • 1. 3. Эволюция концептуальных подходов к формированию рынка дистанционных образовательных услуг
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Организация и внедрение дистанционных технологий в процесс подготовки специалистов
    • 2. 2. Создание учебно-методической базы дистанционной образовательной услуги
    • 2. 3. Формирование контингента потребителей дистанционной образовательной услуги
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Факторы эффективности организации дистанционных технологий подготовки кадров
    • 3. 2. Социально-экономическая эффективность потребления дистанционной образовательной услуги
    • 3. 3. Оценка рисков в сфере дистанционной подготовки кадров

Повышение эффективности дистанционных образовательных услуг в условиях информатизации общества: На примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Уровень образованности населения России является одним из наиболее значимых конкурентных ее преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание динамичного развития образовательной сферы является залогом социального и экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста к росту, опирающемуся на развитие современных отраслей, на использование и производство новых технологий.

Без широкого использования компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий невозможно представить жизнедеятельность современного общества. Информационные технологии проникают во все сферы человеческих отношений.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., принятая в 2001 г., основными целями развития образования в России определила повышение его качества, доступности и эффективности. Эти цели сохраняют свое значение и конкретизируются применительно к настоящему этапу развития Российской Федерации. Экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного профессионального образования, которая призвана предоставить каждому человеку институциональную возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и получения той профессиональной подготовки, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

В условиях информатизации общества изменяется и структура рынка образовательных услуг. Учебные заведения стремятся расширить свою долю на данном рынке, возникают новые экономические отношения. Наряду с традиционной образовательной услугой появляется и развивается дистанционная образовательная услуга, которая позволяет учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, дает возможность учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по дистанционным технологиям, увеличивается количество вузов, использующих их в учебном процессе, создается множество международных образовательных структур.

Центральным звеном, определяющим развитие профессионального образования, становится рынок труда. В этом контексте обеспечение доступности образования приобретает еще одно измерение: формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи.

Необходимость формирования методических основ оценки эффективности дистанционных технологий обучения, обеспечивающих экономический рост на федеральном и региональном уровнях, определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Наибольшая активность в области исследования экономической эффективности народного образования приходится на 60−70 годы XX века. Фундаментальные идеи, на основе которых развиваются современные теории образования, разработаны в трудах экономистов С. Струмилина, JL Туроу, Т. Шульца, Г. Беккера, М. Блауга, М. Педлера и других. Эти проблемы исследовали В. И. Басов, В. Б. Супян, В. И. Марцинкевич, А. О. Семенов.

Изменение концептуальных подходов к высшей школе нашло отражение в трудах исследователей, занимающихся проблемами высшего профессионального образования (Н.М. Багров, М. И. Скаржинский, JI.C. Тарасевич и другие).

Изучение отдельных аспектов экономики образования и эффективности затрат на различные виды подготовки кадров нашло свое отражение в трудах Б. Ременникова и JI. Тульчинского. Известные экономисты Е. Жильцов, В. Ягодкин, Г. Скоров, В. Марцинкевич, Р. Нижегородцев, Л. Нестеров, А. Добрынин, В. Чекмарев, С. Дятлов анализировали основные пути определения эффективности затрат на подготовку квалифицированных кадров. Значительный вклад в развитие исследования общей эффективности затрат на образование внесли В. Жамин, В. Комаров, Е. Воронина и другие.

В разработку проблемы подготовки специалистов в новых условиях хозяйствования большой вклад внесли такие советские и российские ученые, как Ш. З. Валиев, В. Б. Золотарев, К. Г. Кязимов, В. В. Моисеенко, П. Н. Новиков, И. П. Смирнов и другие.

Тем не менее, из-за многогранности проблемы не все ее части получили достаточное раскрытие. Нельзя признать достаточно разработанными экономические механизмы дистанционного обучения, действующие в условиях трансформации рынка образовательных услуг и регионального рынка труда. Большинство моделей оценки эффективности носит весьма условный характер, и далеко не все из них могут быть приняты как базовые.

Недостаток методологических основ оценки экономической эффективности образования привел к тому, что система образования не удовлетворяет потребности как национальной экономики в целом, так и отдельных субъектов федерации в современных условиях.

Цель диссертационного исследования заключается в формировании и выявлении факторов повышения эффективности подготовки кадров с применением дистанционных технологий в условиях информатизации общества.

Учитывая степень разработанности проблемы и цель исследования, поставлены следующие задачи: уточнить роль образования в условиях информатизации обществараскрыть сущность дистанционной образовательной услуги и определить ее преимущественные отличительные свойстваопределить факторы, влияющие на трудоустройство выпускников вузов и на формирование контингента потребителей дистанционной образовательной услугивыявить связь между формами обучения: традиционной и с применением дистанционных технологий обучения, — и качествам подготовки специалистовопределить факторы развития эффективности дистанционных технологий обучения в условиях информатизации обществаразработать методику оценки рисков в сфере дистанционного обучения по уточненной классификации факторов риска.

Объект исследования: инфраструктура рынка образовательных услуг при подготовке кадров в условиях информатизации общества.

Предмет исследования: социально-экономические отношения между субъектами производства и потребления дистанционных образовательных услуг.

На защиту выносятся результаты действия факторов повышения эффективности дистанционных технологий обучения в условиях информатизации общества на основе региональных исследований.

Методологическая и методическая база исследования. В основе исследования лежит методология диалектического материализма, исходя из которой выбирались общенаучные методы познания: анализ, индукция, дедукция, группировка, сравнение, обобщение, логический эксперимент в форме имитационного моделирования. Наряду с общенаучными методами в исследовании применялись современные методы математической статистики, экономико-статистический и социологический методы.

Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых-экономистов в области высшего образования, применения его дистанционных форм, специалистов, рассматривающих проблемы занятости и безработицы на региональном уровне.

Информационную базу диссертационного исследования составили нормативно-правовые и законодательные акты федерального и регионального уровней, статистические данные по Российской Федерации и Республике Башкортостан, материалы зарубежных и отечественных научных и периодических изданий, личные исследования и наблюдения автора.

Научная новизна и вклад автора в исследование заключается в следующем:

— уточнена роль образования в условиях информатизации общества, которая сводится к нескольким группам факторов, включающих тенденции к становлению мировых и континентальных социально-экономических систем, нарастание информационных потоков, стирание границ между политическими и экономическими процессами, выделяя дистанционные технологии обучения как значимый инструмент при формировании единого экономического, политического и образовательного пространства;

— дано авторское определение дистанционной образовательной услуги, рассматриваемой как система экономических отношений по поводу купли и продажи образовательных услуг, потребителями которых могут стать субъекты, имеющие доступ (или в наличии) к инновационным средствам телекоммуникаций и уже владеющие инновационными технологиями, с целью поддержания конкурентоспособности производительных сил общества;

— определены факторы, влияющие на трудоустройство выпускников вузов: миграциясостав безработныхконтингент завершивших обучениетрудоустройство лиц, завершивших обучение, и факторы, формирующие контингент потребителей дистанционной образовательной услуги, устанавливая связь между ними, которая оценивается коэффициентами взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова;

— выявлена связь между формами обучения и качеством знаний с применением коэффициентов контингенции и ассоциации, которая позволила выделить дистанционное обучение, как обеспечивающее более высокий уровень развития способности самообучения, потребность опережающего обучения, выработать мотивацию к непрерывному повышению профессиональных знаний личности обучаемого;

— определены факторы развития эффективности дистанционных технологий обучения, позволяющие построить индивидуальную траекторию учебно-познавательного процесса, активизировать деятельность индивида, достичь профессионального роста и, учитывая, что уровень образованности России — один из наиболее значимых ее конкурентоспособных преимуществ в мировой экономике, разработать структуру экономических отношений при формировании кадрового потенциала общества;

— разработана модифицированная методика оценки наступления рисков в сфере регионального дистанционного обучения, которая учитывает, что на современном этапе развития общества к наиболее вероятностным факторам наступления относятся внутренние факторы риска: повышение платы за обучение, организационные упущения в области менеджмента и др.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в исследовании экономических параметров повышения эффективности высшей школы в рамках концепции внедрения инновационных (дистанционных) технологий. Положения и выводы работы способствуют более глубокому пониманию экономического механизма дистанционного обучения, рассматриваемого в развитии и взаимовлиянии с региональным рынком труда. Результаты исследования вносят определенный вклад в разработку теоретических основ и практики управления двумя важнейшими сферами региона — образовательной и рынком труда.

Практическая значимость диссертационного исследования связана с созданием теоретической и методической основы для совершенствования системы дистанционного обучения с учетом потребностей региона. Результаты работы, выводы и рекомендации могут послужить для корректировки региональной политики в сфере образования, в деятельности вузов и при совершенствовании деятельности службы занятости.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечена применением современной методологии теоретических исследований, достаточным объемом исходной аналитической и статистической информации, продолжительностью исследований.

Апробация работы. Предложенные в диссертационной работе научно-методические основы дистанционного обучения апробированы в течение семилетнего периода деятельности Современного Гуманитарного Института (1996;2005 г. г.), являющегося участником государственной программы в области дистанционного обучения, и Уфимского государственного института сервиса.

Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на международных, российских, региональных научно-практических конференциях и семинарах:

— Межрегиональная научно-теоретическая конференция.

Специалист XXI века" (Октябрьский, 2001 г.);

— Научно-практические конференции «Актуальные проблемы организации образования взрослых», «Особенности педагогики в условиях виртуальной среды обучения» (Москва, 2002 г.) — и.

— Международная научная конференция «Современные технологии в науке, образовании, культуре «(Самара, 2002 г.);

— Межвузовская научно-методическая конференция «Современные проблемы преподавания в техническом высшем учебном заведении» (Уфа, 2004 г.);

— Региональная научно-практическая конференция «Практическая подготовка студентов как основной фактор повышения профессионализма специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда» (Уфа, 2005 г.).

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 5 работах общим объемом 1,7 п.л., в том числе лично автором — 1,3 п.л.

Диссертационная работа выполнена в Уфимском государственном институте сервиса.

Структура работы определена логической последовательностью решаемых задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Роль образования в условиях информатизации общества трудно переоценить. От уровня образованности общества и отношения к научному потенциалу нации зависит возможность государства оставаться конкурентоспособным на мировом рынке. По сравнению с большинством других стран Россия имеет специфическое геополитическое отличие, связанное с территориальной разобщенностью: небольшая плотность населения в отдельных регионах делает страну «государством длинных расстояний».

Проведенный в диссертационной работе анализ особенностей российского образования выявил следующие тенденции:

— рост массовости образования и переход на двухуровневую подготовку;

— рост потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров;

— главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования, внедрение инновационных технологий и экономический рост.

Серьезное влияние на ситуацию в образовании оказывают характерные для современной России демографические процессы. В настоящее время демографический спад характеризуется сокращением контингента обучаемых за период с 1995 по 2004 годы на 13,2%- к 2010 году по сравнению с 1995 — на 36,4%, в начальном профессиональном образовании — 36%- в среднем профессиональном образовании — 26%. В высшем профессиональном образовании до 2006 года прогнозируется рост числа студентов, а к 2010 — спад на 16% по отношению к 2006 году.

Исследования, проведенные в диссертации, позволили сделать следующие выводы:

1. В условиях информатизации общества наиболее важной становится роль образования, которая сводится к нескольким группам факторов, включающих тенденции к становлению мировых и континентальных социально-экономических систем, нарастание информационных потоков, стирание границ между политическими и экономическими процессами, выделяя дистанционные технологии обучения, как значимый инструмент при формировании единого экономического, политического и образовательного пространства.

Изменяется и структура рынка образовательных услуг. Образовательные услуги представляют систему передачи знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.

Учебные заведения стремятся расширить свою долю на рынке, возникают новые экономические отношения. Наряду с традиционной образовательной услугой появляется и развивается дистанционная образовательная услуга. Показана взаимосвязь сегментов рынка образовательных услуг и рынка труда.

В роли самостоятельного сегмента рынка образовательных услуг на всех его уровнях может выступать дистанционная образовательная услуга. Каждый уровень характеризуется своей категорией потребителей, которые могут воспользоваться этой услугой.

Дано авторское определение дистанционной образовательной услуги, рассматриваемой как системы экономических отношений по поводу купли и продажи образовательных услуг, потребителями которых могут стать субъекты, имеющие доступ (или в наличии) к инновационным средствам телекоммуникаций и необходимый уровень знаний и навыков пользования ими с целью поддержания конкурентоспособности производительных сил общества.

2. Выделены преимущественные отличия дистанционной образовательной услуги от традиционной:

— доступность образования для тех, кто по разным причинам не может пользоваться традиционной образовательной услугой;

— возможность использования большей наглядности при изучении учебного материала (с помощью инновационных технологий и систем);

— дает возможность получения образования для жителей любого региона, не выходя из дома;

— относительно низкая себестоимость (в большинстве случаев для погашения издержек на получение дистанционной образовательной услуги достаточно оплаты учащихся);

— приспосабливаемость дистанционной образовательной услуги к индивидуальным свойствам студента;

— возможность доступа студента к материалу по любой изучаемой теме.

3. Принципиальным отличительным свойством дистанционной образовательной услуги является то, что обучаемый должен быть готов к получению знаний с применением дистанционных технологий обучения, что связано: во-первых, с наличием и владением в совершенстве информационными технологиямиво-вторых, с обеспечением доступа к кейс-, интернет-технологиям. Это сопряжено с немалыми материальными затратами.

Следовательно, дистанционная образовательная услуга может потребляться людьми, уже владеющими инновационными технологиями, и предъявляет дополнительные требования к его потребителям.

4. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

Дистанционные технологии обучения внедряются и в традиционных" вузах, расширяя зону влияния и не ломая традиционных форм обучения.

Зарубежная и отечественная. практика показывает, что дистанционная образовательная услуга начинает широко использоваться в профессиональной системе образования. Между тем, процесс ее развития сдерживается традиционными для России причинами — отсутствием достаточной материально-технической базы, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями сферы образования, низким материальным стимулированием преподавателей.

На основе проведенного автором анализа развития дистанционной образовательной услуги в России и за рубежом сделан вывод о том, что:

— в России, как и во всем мире, идет активное внедрение и развитие дистанционных технологий обучения;

Министерство образования и науки РФ ведет работу по актуализации дистанционных технологий обучения. На сегодняшний день в стране сформировались центры, которые уже добились определенных результатов и обладают как творческим, так и техническим потенциалом, необходимым для внедрения инновационных технологий.

5. Исследование показало, что высшие учебные заведения Республики Башкортостан приобрели автономность и академическую независимость. Современные акценты в политике развития образования — это децентрализация и регионализация.

Для эффективного планирования развития системы высшего образования, необходимо учитывать мнения и предпочтения абитуриентов при выборе специальностей и вузов. Исследование структуры вузов РБ позволило выявить устойчивые тенденции роста общей численности студентов (в 1999 г. — 185 чел., в 2004 г. — 321 чел. на 10 000 населения). На 20% увеличилась доля студентов, обучающихся по дистанционным технологиям.

Республика Башкортостан занимает одно из ведущих мест в России по интеллектуальному и педагогическому потенциалу, и реализация концепции развития высшего профессионального образования в регионе требует активного внедрения в процесс обучения инновационных технологий на основе широкой информатизации образования.

В РБ созданы все условия для комплексного решения проблемы внедрения дистанционной образовательной услуги, что позволяет сделать образование более качественным, мобильным, удовлетворяющим любым запросам, доступным всем категориям граждан на всей территории региона,.

6. В сложных экономических условиях остро стоит проблема трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. Это объясняется общим нестабильным положением многих предприятий, которые несколько лет назад еще могли планировать прием новых работников, а сейчас находятся на грани закрытия. В ряде случаев меняются приоритеты в политике занятости на предприятиях — вместо одних специалистов требуются другие. Кроме того, отмена обязательного трудоустройства выпускников освободила их от зависимости. Появилась реальная возможность самостоятельно выбирать место работы, но, в то же время, востребованность кадров стала избирательной.

Выпускники вузов, применяющих дистанционные технологии обучения, являются потенциальными кадрами предприятий, на которых в студенческие годы они проходят в соответствии с нормативными документами трехуровневую практику.

Проведенный анализ спроса на выпускников данных вузов региона характеризует тенденцию роста.

Сравнение общего количества трудоустроившихся выпускников вузов с применением дистанционных технологий обучения и с традиционным обучением дало следующие результаты: в 2001 году — 79% и 80%, 2002 — 81,3% и 76,9%, 2003 — 86% и 80%. Остальные выпускники, как правило, не трудоустроились по различным причинам, в том числе в связи с продолжением обучения в магистратуре или аспирантуре. Это свидетельствует о качестве подготовки специалистов и о равной возможности и дистанционной, и традиционной образовательной услуги соответствовать требованиям регионального рынка труда.

Анализ уровня трудоустройства выпускников профильных специальностей данных вузов позволил сделать вывод о том, что доля трудоустроившихся выпускников вуза с применением дистанционных технологий обучения превышает соответствующий показатель по традиционному обучению в среднем на 5,2%. Это объясняется тем, что в дистанционной образовательной услуге нуждаются специалисты, уже имеющие определенный уровень образования, с целью повышения квалификации и одновременного увеличения стажа работы.

7. Особенностью рынка труда Республики Башкортостан является большой разрыв между уровнем существующей безработицы и уровнем регистрируемой безработицы. То есть в сегодняшних условиях за помощью к государству обращается лишь пятая часть безработных. Эта проблема возникает по ряду причин, прежде всего из-за небольших размеров пособий по безработице, выплата которых к тому же осуществляется с большими задержками. Как показало исследование, это никак не связано с оздоровлением рынка труда. В значительной степени это зависит от «качества» вакансий, которыми располагает служба занятости, и ограниченных возможностей государства в сфере занятости.

Высокому удельному весу трудовых ресурсов в общей численности населения РБ способствует миграционное движение.

Важную роль в формировании трудового потенциала Республики.

Башкортостан играют молодые категории населения. Доля молодежи до 30 лет в группе обратившихся в органы службы занятости — 50%, среди безработных — 28,5%, среди трудоустроенных при содействии службы занятости — 51%, среди направленных на профобучение — 60%. Выявлен рост безработицы среди лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Упразднение ранее существовавшей системы государственного распределения и отсутствие современного механизма регулирования трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования привело к росту числа невостребованных молодых специалистов на рынке труда. Поэтому молодежь активно включилась в процесс формирования предпринимательского сектора. Среди регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики почти 80% организуются молодыми людьми. Собственное дело имеют более 3% молодых людей до 30 лет. Данная тенденция сохранится и в ближайшее время.

8. С целью формирования контингента потребителей дистанционной образовательной услуги проведен опрос жителей региона, который позволил выделить основные причины выбора вуза, работающего в условиях дистанционного обучения:

— использование современных технологий (39,9%);

— мобильность учебной системы (32,5%);

— доверие эффективной и качественной работе образовательной структуры (23,3%).

Позитивное в дистанционной образовательной услуге выделили 46,9% респондентов, негативное — 4,6%.

Исследование показало, что почти 50% респондентов хотели бы получить высшее или второе высшее образование с применением дистанционных технологий обучения.

Установлено, что основными потребителями дистанционной образовательной услуги становятся лица с 23 лет (взрослое население), т. к. человек в этом возрасте, обучаясь в вузе, не ставит главной целью — получение диплома и, как следствие, приобретение работы и заработка, а сознательно вырабатывает мотивацию карьерного роста. Поэтому результаты опроса обобщены в 2 возрастные группы: от 16 до 22 лет, от 23 до 45 лет. Опрос показал, что многие студенты — старшекурсники желают продолжить обучение именно по дистанционной форме, т. к. параллельно с учебой, как правило, по традиционной форме, уже работают и, боясь потерять работу, они вынуждены уходить в академические отпуска или прекращать учебу в вузе.

Основными факторами, формирующими контингент потребителей дистанционной образовательной услуги, являются структура предприятий и занимаемая должность. Среди опрошенных 72,3% основной целью обучения рассматривают трудоустройство на высокооплачиваемую должность. Коэффициенты Пирсона и Чупрова позволили установить связь между данными факторами.

9. Установлена связь между формами обучения и качеством знаний с применением коэффициентов контингенции и ассоциации, которая позволила выделить дистанционное обучение, как обеспечивающее более высокий уровень развития способности самообучения, потребность опережающего обучения, выработать мотивацию к непрерывному повышению профессиональных знаний личности обучаемого.

10. При формировании ресурсов образования возникают важные проблемы: качество обучения, его стоимость и ожидаемые доходы специалистов. На качество обучения, следовательно, и на его эффективность, влияет рост образовательного уровня профессорско-преподавательского состава. По Республике Башкортостан доля преподавателей с учеными степенями составляет 55%. За анализируемый период прослеживается важная тенденция роста профессорско-преподавательского состава на 1 тыс. занятых в экономике.

Матрица зависимости качества (стоимости) обучения и доходов позволила выявить проявления полярных состояний «аристократов"-высокая стоимость обучения и высокие будущие доходы- «гениев» -низкая стоимость обучения и высокие будущие доходы- «наследников» -высокая стоимость обучения и низкие будущие доходы- «дилетантов"-низкая стоимость обучения и низкие будущие доходы.

11. При организации и внедрении дистанционных технологий в процесс подготовки специалистов следует оценить эффективность их организации и социально-экономическую эффективность потребления дистанционной образовательной услуги. В работе выявлены факторы, позволяющие установить, на сколько адекватно воспринимают обучающие системы проблемы и пожелания обучаемых: оценка личности преподавателя, важность читаемых дисциплин, обучение по индивидуальным программам, наличие и доступность учебно-методической литературы. Это имеет большое значение при формировании конкурентоспособности вуза.

12. ДО гораздо дешевле других форм обучения, а качество во многих случаях оказывается выше, что дает возможность сделать успешную карьеру. Кроме того, обучение не отвлекает от работы и не требует дополнительных средств на транспорт и проживание во время учебы.

По мнению экспертов, «виртуальный» студент экономит на своем обучении 30% суммы, которую потратил бы при традиционном обучении.

Анализ уровня дохода для категорий должностей по окончании вузов, работающих по традиционной форме и с применением дистанционных технологий обучения, позволили определить социальноэкономическую эффективность дистанционной образовательной услуги, выражающуюся в приросте дохода, и установить графоаналитическую зависимость, отражающую динамику эффективности дистанционного обучения.

13. Учитывая, что уровень образованности России — один из наиболее значимых ее конкурентоспособных преимуществ в мировой экономике, разработана структура экономических отношений в области формирования кадрового потенциала общества.

14. Обобщены выявленные факторы повышения эффективности дистанционной образовательной услуги:

— фактор сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы;

— фактор повышения качества подготовки кадров;

— фактор повышения уровня жизни населения;

— фактор роста социальных гарантий.

Результаты проведенного исследования показывают, что эффект от составляющих факторов различен, отличается степень влияния данных факторов на общую эффективность дистанционных технологий обучения.

15. Для повышения эффективности дистанционных образовательных услуг целесообразно применение модифицированной методики оценки рисков в сфере дистанционной подготовки кадров. С этой целью уточнена классификация внутренних и внешних факторов. К внешним отнесены политические, экономико-социальные, экологические, научно-технические. Внутренние — это факторы в основной сфере деятельности образовательного учреждения, в сфере обращения, в сфере управления. Экспертная оценка вероятности наступления риска позволила получить следующие результаты: самый высокий балл — среди факторов в основной сфере деятельности (3,15), из которых наибольшее значение имеет повышение платы за обучение (1,05), как внутренний фактор риска. Далее.

— социально-экономические факторы (2,5) из группы внешних факторов, а именно — падение платежеспособного спроса на рынке образовательных услуг (1,6), и факторы риска в сфере управления (1,9) -организационные упущения в области менеджмента.

Установлено, что наибольшей вероятностью наступления обладают внутренние факторы риска.

Реализация рекомендаций и результатов диссертационного I исследования обеспечит дальнейшее успешное развитие дистанционной образовательной услуги, позволит повысить качество ее предоставления и решит социально-экономические проблемы в условиях информатизации общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"//Высшее образование в России. 1996, № 1.
  2. Закон Российской Федерации „Об образовании“ // Бюллетень Министерства образования. 1992.
  3. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ от 13.01.96 № 12 // Высшее образование в России. 1996, № 1.
  4. Закон Российской Федерации „Об образовании“ // Бюллетень ВАК Министерства образования. 1996.
  5. Закон Российской Федерации „Об образовании“ // Советская Башкирия. 1997, N2 239.
  6. Закон Российской Федерации „О занятости населения“ от 20.04.1999 г.// Бюллетень Минтруда. 1996.
  7. II Международный конгресс „Образование и информатика“. Политика в области образования и новые информационные технологии //Информатика и образование. 1996, № 5.
  8. Постановление Коллегии Комитета по высшей школе № 9/1 от 9.06.93 Министерства науки высшей школы и Технической политике РФ „О создании системы дистанционного образования в России“.
  9. Постановление Госкомвуза № 6 от 31.05.95."Концепция создания и развития дистанционного образования в России».
  10. Приказ Министерства образования РФ от 30 мая 1997 г.
  11. Приказ Комитета РФ по высшему образованию от 23.05.96 № 939 МЭСИ «О создании научно-методического совета по дистанционному образованию».
  12. Приказ Министерства образования от 14.07.97 № 1515 «Об осуществлении координации научно-методического обеспечения дистанционного образования РФ».
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Проект//Программа «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». -М., 2004.
  14. А.А. Дидактические основы дистанционного образования.-М: МЭСИ, 1999.
  15. П.Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение // Материалы IV Международной конференции по дистанционному обучению, http:// www.nistedu.ru / korf / 4 korf-DO / broshur. html.
  16. A.A. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие.-М.: ВУ, 1997.
  17. А.Г. Влияние рынка труда на профессиональную подготовку специалистов.- М., 1998.
  18. B.JI. Инновационные процессы в непрерывном образовании: (Культурологический анализ).- Ростов-на Дону: Высшая школа, 1999.
  19. E.JI. Современные социально-экономические аспекты и методы развития системы высшего образования.- СПб., 2000.
  20. АношкинаЕ.Л., Перский Ю. К. Неотложные задачи реформирования системы высшего образования // Материалы республиканскойнаучно-практической конференции «Россия на пути реформ: механизмы интеграции современного общества».- Челябинск, 1999
  21. Аношкина E. JL, Перский Ю. К. Социальная и индивидуальная полезность образования как институциональные факторы экономического развития // Материалы международной научно-практической конференции «Российская экономика на рубеже XXI века».-Пермь, 1999.
  22. E.JI. Анализ социальной и индивидуальной полезностей высшего образования в прогностических целях // Техника машиностроения.- 2000, № 5.
  23. E.JI. Факторы социальной и индивидуальной полезностей высшего технического образования в прогностических целях// Вестник ПГТУ. Аэрокосмическая техника. — 2000, № 6.
  24. E.JI. Маркетинг образовательных услуг аспект формирования специалиста // Материалы Всероссийской учебно-методической конференции «Формирование клинического мышления у студентов на кафедре оперативной хирургии».-Пермь: ПГМА, 2000.
  25. P.M. Формирование рынка труда и активной политики занятости в регионе.- М., 1996.
  26. Н.М. Высшая школа России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2000, № 1.
  27. А. Технология, открытое обучение и дистанционное образование. М.1999. (Нью Йорк, 1996) // Дайджест российской и зарубежной прессы.
  28. Г. Человеческий капитал. Главы из книги: Воздействие и заработки инвестиций в человеческий капитал. // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 11.
  29. Ш. 3. Высшее образование фактор макроэкономическогороста. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
  30. Ш. 3. Концептуальные основы функционирования высшей школы в транзитивной экономической системе,-СПб.: СПбГУЭФ, 2001.
  31. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. — М.: АМО, 1995.
  32. В.Д. Основы бизнеса.-М.: Финансы и статистика, 2000.
  33. Ф 35. Животовская И. Г. Дистанционное обучение в мире: история, теория и практика // Экономика образования. 2002. № 4.
  34. Дистанционное и виртуальное обучение // Дайджест российской и зарубежной прессы. 2000, № 1−8, 1997, № 2.
  35. Дистанционное обучение / Учебное пособие под. Ред. Е. С. Полат.М.: ВЛАДОС, 1998.
  36. С.А. Экономика образования в условиях переходногопериода.-СПб.: СПбГУЭФ, 1995.
  37. А.Н. Структурные изменения в промышленности при переходе к рынку (на материалах промышленности республики Башкортостан).- Уфа, 1998.
  38. И.А. Формирование новой модели занятости и рынка труда в современной экономике России и Республики Башкортостан. М., 1998.
  39. Инновации в образовании.- М.: СГУ.2002, № 1−5.
  40. В.А. Культура и система образования. Архитектоника образования в культуре нового времени // Конев В. А. Человек в мире культуры.- Самара, 1996.
  41. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России.-М.: Госкомвуз РФ, 1995.
  42. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998, № 1.
  43. Р.А., Рассоха М. Г. Педагогические технологии активного обучения.-Белебей, 1996.
  44. Г. А. Экономика научного учреждения.- М.: Экономика, 1979.
  45. В.Г. Концептуальная, модель дистанционного образования // Триместр. 1996, № 1.51 .Марцинкевич В. И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991.
  46. P.M. Информационное производство и проблема «человеческого капитала». Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5 «Экономика», 1995, выпуск 1.53 .Павлова С. А. Методические указания по проведению практики студентов СГИ. 2000.
  47. С.А., Сергиенко И. В. Повышение эффективности подготовки специалистов на базе дистанционного обучения // Экономика и образование. 2001, № 3.
  48. С.А., Сергиенко И. В. Изучение образовательных услуг и их классификация в системе дистанционного образования // Экономика и образование. 2001, № 4.
  49. С.А., Сергиенко И. В. Проблемы дифференциации издержек и экономической эффективности дистанционного обучения // Экономика и образование. 2001, № 6.
  50. С.А., Сергиенко И. В. Маркетинговые исследования иформирование спроса на дистанционное обучение //Экономика и образование. 2002, № 2.
  51. G.A., Сергиенко И. В. Рекламная деятельность вуза: основные этапы, затраты и эффективность // Экономика и образование. 2002, № 2.
  52. Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты //ИНФО. 1996, № 3.
  53. Е.Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. 2002, № 6.
  54. Ю.К., Аношкина E.JI. Эконометрическая модель коммерческого сектора высшей школы // Вестник Пермского университета. Университетское образование, № 4.
  55. Развитие дистанционного образования в мире // Дистанционное образование. 1997, № 2.
  56. Т.И. О цивилизованном подходе к развитию образования // Экономика и образование. 2002, № 5.
  57. В.А. Образование как фактор национальной безопасности России//. Московский Университет. 1997, № 15.
  58. Г. В. Заочно-дистанционное обучение — эффективная форма получения высшего профессионального образования. М., 1998.
  59. В. А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США//Дистанционное и виртуальное обучение. 1997.
  60. И. В. Повышение эффективности подготовки специалистов для строительного комплекса с использованием дистанционной системы обучения. М.: МГСУ, 2001.
  61. А.А. Экономические основы бизнес планирования. — М.: ЮНИТИ, 1999.
  62. М.И. Экономико-институциональная специфика сферы образования.// Экономика образования. 1999,№ 1.
  63. С. Индивидуализация обучения важнейший элемент дистанционной технологии // Дистанционное и виртуальное обучение. 2000, № 5.
  64. Н., Жданович П. Интернет технологии для дистанционного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 1999.
  65. Н. Н., Федько О. С. Управление системой ДО в вузе.// Дистанционное и виртуальное обучение. 1998, № 5.
  66. Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан в 2001 2003 году. / Основные показатели // Internet file / Sever. add. 111. star.
  67. Статистический сборник Госкомстата Республики Башкортостан. Уфа, 2000−2003.
  68. В. Консультации через Интернет // Современное образование. 2000, № 5.
  69. А.Э. Усвоение системообразующих знаний -центральное звено учебной деятельности бакалавра при компьютерном обучении.-Минск, 1998.
  70. Труд и занятость в Республике Башкортостан // Статистический сборник. Уфа, 2002−2003.
  71. А.И. Концепция индивидуального трудового потенциала как результат научного поиска. // Проблемы новой политической экономии. 1999, № 4.
  72. . Стратегия дистанционного обучения // Дайджест российской и зарубежной прессы. 1992.
  73. Д. Третий круг: об образовании и дистанционном обучении // Дистанционное и виртуальное обучение. 1999, № 11.
  74. Хан-Магомедов Д. Д., Орлова Л. Е. Дистанционное образование. //Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. 1998.
  75. Хан-Магомедов Д. Д., Орлова Л. Е. Дистанционное образование: обучающие системы в Интернете.- М., 1998.
  76. И.Ф. Педагогика.- М.: ЮНИТИ, 1997.
  77. Л.П. и др. Статистика.- М.: ИНФРА-М, 1998.
  78. М. Главная проблема для России это образование.//Коммерсантъ. 2000, 12 июля, № 125.
  79. Я. Планирование и контроль капиталовложений. — М.: Экономика, 1987.
  80. В.В. Проблемы формирования рынка образовательных услуг. // Экономика образования, 1999, № 1.
  81. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография / Под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. М. И. Скаржинского. Часть И. Кострома: КГГГУ им. Н. А. Некрасова, 1996.
  82. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография / Под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. М. И. Скаржинского. Часть I. — Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996.
  83. А. О бизнесе образовательных услуг. // Экономика образования. 1999, № 2.
  84. O.K. Образование как составляющая развития человеческого потенциала. // Экономика образования. 1999, № 2.
  85. Ф.И. и др., Экономическая энциклопедия регионов России. Республика Башкортостан.- М.: Экономика, 2004.
  86. И. Л. Использование элементов групповых технологических тренингов в системе дистанционного обучения // Дистанционное образование. М., 1997.
  87. Экономика образования // Международная ассоциация негосударственных высших учебных заведений.-М.: СГУ. 2001, № 4,5.
  88. Ф. Технология обучения в системе высшего образования, — М., 1986.
  89. Е. Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. -М.:Экономика, 1989.
  90. Arrow .К. Higher Education as a Filter. Journal of Public Economics: 2.
  91. А. В., and Micklewright J. (1992).Economic Transformation in Eastern Europe and Distribution of Income. Cambridge: Cambridge University.
  92. Barr Nicholas (1994). The Forces Driving Change. In: Labor Markets and Social Policy in Central and Eastern Europe: The Transition and Beyond (ed.: Nicholas Barr).Oxford: Oxford University Press.
  93. Barr Nicholas (1994, 2). A Strategy for Reform. In: Labor Markets and Social Policy in Central and Eastern Europe: The Transition and Beyond (ed.: Nicholas Barr).Oxford: Oxford University Press.
  94. Barr Nicholas, Stanislav Gomulka and Igor Toms (1994).Constraints jn Change. In: Labor Markets and Social Policy in Central and Eastern Europe: The Transition and Beyond (ed.: Nicholas Barr).Oxford: Oxford University Press.
  95. Boys C.J., Brennan. J, Henkel M., Kirkland J., and Youll P. (1988). Higher Education and the Preparation for Work. London: Jessica Kingsley Publisher (CNAA: Development services project. Report 23).
  96. Cerych L., Colton S. and Jallade, J.-P. (1981). Student Flows and Expenditure in Higher Education. Paris.
  97. Conrad C.F. and Haworth J.G. (1990).Curriculum Higher Education. University of Wisconsin. Madison, February.
  98. P. (1998). Management and the World Work. Harvard
  99. Business Review. Boston: No 1.
  100. Economic Bulletin for Europe (1994).Geneva: Economic Commission for Europe, United Nations. Vol. 46.
  101. Ellman Michael (1989).Socialist Planning. 2d ed. Oxford Cambridge University Press.
  102. Estrin Saul (1994).The Inheritance. In: Labor Markets and Social Policy in Central and Eastern Europe: The Transition and Beyond (ed.: Nicholas Barr).Oxford: Oxford University Press.
  103. Gn' ueeA/ an O. The Virtue’mdcheRcai’rn thelde ofs.Uaivec.v/i1 Preceodmes of «The Virtual University? Symposum University of Melbourne, 1996.
  104. Governors support online learning // The Heller Report Internet Strategies for Education Markets. Vol .4.№ 1 July. 1998.
  105. Mallier T. and Rosser M. (1986). Economics impact studies and higher education institutions. International Journal of Management in Institutional in Higher Education Vol. 10, No 1.
  106. Oehler C., Teicher U. and Hornbostel S. (1986).Aspects of higher Education planning in market economy systems. Planning in Higher Education.-BuchaiQSt.
  107. G. (1981). Returns to Education: an Updated International Comparison. Comparative Educational.
  108. Rawlins Lane V. and Lloyd Ulman (1974). The Utilisation of College-Trained Manpower in the United States. Higher Education and Labor Market. Ed.: Gordon Margaret. New-York: Mc Graw Hill Book Company.
  109. Russia: Education in the Transition (7995,).The World Bank. ECA Country Department 111. Human Resources Division. December.
  110. Schultz (1961).Investment in Human Capital. American Economic Review. 51.
  111. H., Brennan J. (1988).A Liberal Vocationalism. London.
  112. M. (1973).Job Market Signalling. Quarterly Journal of Economics, 8.
  113. J. (1986).The Role and the Functions of the Universities. General report. Paris.
  114. U. (1988). Research on Higher Education and Work in Europe.(Доклад представлен на первой конференции Консорциума исследователей в области высшего образования). Kassel.
  115. U. (1992). Higher Education and Occupational Structures./B.R. Clark- G. Neave (eds.).77ze Encyclopedia of Higher Education.^ol.2. Oxford: Pergamon.
  116. Thurow Lester (1974). Measuring the Economic Benefits of Education. High Education and the Labour Market. Ed-: Gordon Margaret. New-York: McGraw- Hill Book Company.
  117. The Open University of Hong Kong. http: www.unesco.org/iau.
  118. Top 25 Business Schools.// Экономика и жизнь. 2000.1. Анкета1. Уважаемые друзья!
  119. В целях выявления эффективности разнообразных форм обучения просим принять участие в заполнении данной анкеты. Ваши ответы помогут в объективности оценки традиционного и дистанционного обучения.
  120. Если Вы служили в армии, Ваше звание 16. Диплом бакалавра какого ВУЗа Вы хотерядовой и сержантский состав ли бы получитьмладший офицер? сгистарший офицер? другого российского ВУЗазарубежного ВУЗа
  121. Ваше семейное положение 17. Хотели бы Вы получить Британскийженат (замужем) сертификатхолост (не замужем) ?да.нет
  122. Имеются ли у Вас дети п ття? нет ответаида? нет
  123. Хотите ли Вы после получения степени бакалавра продолжить учебу для получения степенимагистра? кандидата наук? доктора наукдостаточно степени бакалавра
  124. На каком предприятии хотели бы работать после окончания ВУЗана государственном предприятиина малом негосударственном предприятиив крупной негосударственной корпорациихочу открыть свое делоне собираюсь работать в ближайшие годы
  125. Есть ли возможность самостоятельного ¦ трудоустройства по окончании СГИ и гдена государственном предприятии? на малом негосударственном предприятии? в крупной негосударственной корпорации? индивидуальное предпринимательство? нет
  126. Ознакомит. Производств. | Преддиплом. самостоятельно филиалкурс численность курс численность курс численность 1 ' 2 J 4 5 6 7 8 | 9 | 10 и
  127. Юриспруденция 248 ОЮ-809 46 ОЮ-709 32 ОЮ-609 ЗЮ-509 40 118 32
  128. Экономика 117 03−809 ЗЭ-709 30 03−709 15 03−609 ЗЭ-509 35 80 29
  129. Менеджмент 43 ОМ-809 9 — 9 -1. Информатика 67 — - - 1. Психология 54 — д // «1. Подпись / fr14 «сентября 2002 г. 1. УТВЕРЖДАЮ1. ОТЧЕТ
  130. СГИ по количеству предприятий и наличию мест для прохожденияпрактики1 2 3
  131. Отдел внутренних дел государственная 35
  132. Прокуратура государственная 10
  133. Суд общей юрисдикции государственная 18
  134. Арбитражный суд РБ государственная 4
  135. Служба судебных приставов государственная 14
  136. Государственная регистрационная палата государственная 17
  137. Юридическая консультация государственная 14
  138. Нотариальная контора государственная, частная 8
  139. Местная администрация государственная 7
  140. ОАО, ЗАО, ООО государственная 40
  141. Налоговая инспекция государственная 6
  142. Налоговая полиция государственная 5
Заполнить форму текущей работой