Главные средства воспитания здорового образа жизни школьника
Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10−12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия — это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую… Читать ещё >
Главные средства воспитания здорового образа жизни школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10−12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия — это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка. Все правила здорового образа жизни, которые относительно легко выполнялись в младшем школьном возрасте, повзрослевшими школьниками могут совершенно игнорироваться. Но это не означает, что подростковый возраст — это время радикального изменения тактики поведения родителей. Изменения должны быть постепенными и подстраиваться под меняющиеся потребности ребенка. Но самое главное — с самого раннего возраста мудро подходить к вопросу здорового образа жизни, действуя гибко и стараясь индивидуализировать образ жизни ребенка.
Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование самомотивации — понимание, «прочувствование» необходимости ведения здорового образа жизни. Поэтому многие мудрые родители и педагоги формулируют для себя основное правило руководства примерно так: лучше пойти на уступки и разрешить ребенку что-то запретное и не совсем полезное, чем чрезмерно давить на него, переходя индивидуальный порог психологической выносливости. И действительно, лучше периодически позволять не совсем здоровую пищу, чем стать причиной депрессии или озлобленности с соответствующими негативными последствиями. Каждый человек, даже самый маленький, — это свободная личность. Свобода человека подразумевает в первую очередь свободу воли, и именно учет этой свободы и должен стать основополагающим принципом воспитания человека, в том числе воспитания здорового образа жизни. Невозможно сколь угодно долго игнорировать желания человека и «насиловать» его свободу воли — это приведет либо к выраженной психопатизации с нарушениями поведения, либо к развитию депрессии и другим невротическим расстройствам.
Когда мы рассматривали проблемы формирования здорового образа жизни школьника, мы упоминали важность баланса между соблюдением основных правил, способствующих сохранению здоровья, и особенностями конкретного человека. Конечно, в валеологии существует направление, утверждающее абсолютную необходимость выполнения каждого из составляющих здорового образа жизни. Однако такой подход неминуемо приведет к попытке создания некоего однотипного образца здорового человека, что не только практически невозможно, но и вредно. Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания. Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни, который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме.
Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык. Полезные стереотипы — вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше объясняйте своему ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т. п., строя разговор с учетом уровня интеллекта и степени зрелости психики.
Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях. При формировании мотивации важной является актуальность проблемы, которая для школьника существенно ограничена коротким промежутком времени — и это следует учитывать. Риск развития в зрелом возрасте инфаркта или инсульта не может мотивировать ребенка на самоограничение — выгода от здорового образа жизни должна находиться в пределах одного-двух, максимум трех лет; все, что уходит по времени далеко вперед, для ребенка кажется таким далеким, что не представляет никакой субъективной важности. Попробуем перечислить основные моменты, мотивирующие на соблюдение правил здорового образа жизни.
Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур. Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.
1. Мотивация удовольствия Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.
2. Мотивация социализации Стремление занять в обществе более высокую ступень может иметь двоякое значение. В компании асоциального типа подросток начинает курить и пить пиво только для того, чтобы быть «своим». А вот в ситуации позитивного общения подросток стремится к достижению наилучшей физической формы и самосовершенствованию.
Сегодня очень актуально говорить то здоровье и здоровом образе жизни. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Данный термин приводится в преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке 19−22 июня 1946 г., вступил в силу с 7 апреля 1948 г., до сегодняшнего дня не изменялся. На протяжении нескольких лет Правительство Российской федерации вводит санкции, направленные на снижение употребления алкогольной и табачной продукции среди подростков. Данные шаги приводят к положительному прогрессу в отношении к своему здоровью и поведению. Стратегия развития спорта, в частности проводимая в Российской Федерации комплексная программа укрепления здоровья в образовательных учреждениях, эффективно реализуется и приносит свои плоды [2; 6; 9; 11]. Вопросу формирования и развития установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни в курсе изучения ОБЖ (на первой ступени образования, 9-х классах) уделяется большое значение. Несомненно, подростки, являются одной из наиболее уязвимых категорий.
Подростки — молодые люди в возрасте от 10−19 лет. Данную возрастную категорию часто считают здоровой группой. Тем не менее, многие подростки подвергаются риску преждевременной смерти. Основными причинами смертности среди подростков являются несчастные случай, самоубийства, насилия, неизлечимые болезни [3; 5; 8; 10; 16]. Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Л. П. Макарова, Н. Н Плахов, А. В. Соловьев определяют основные проблемы, волнующие в первую очередь европейцев [1; 12; 13; 15].
Авторов интересовала молодежь в подростковом возрасте, т. е. в той стадии своего развития, когда процессы полового и социального созревания идут особенно активно, а всякого рода отклонения ведет зачастую к необратимым последствиям в бедующем: 1- наркомания; 2-алкоголизм; 3-токсикомания; 4- зависимость от азартных игр; 5- психическое здоровье; 6- неправильное питание; 7- недостаточная физическая активность [4; 7; 14; 17]. Молодые люди и, особенно, школьники должны утвердиться в мысли о том, что быть здоровыми — это престижно, материально выгодно и социально полезно.