Эмиграция и перестройка («Четвертая волна»)
В любом случае они оказались гораздо скромнее тех апокалиптических прогнозов о будто бы накатывающем на Европу «девятом вале» эмиграции из бывшего СССР мощностью, по разным оценкам, от 3 до 20 миллионов человек, — наплыве, которого Западу даже чисто экономически не по силам было бы выдержать. На деле же ничего «страшного» на Западе не произошло. Легальная эмиграция из СССР оказалась неплохо… Читать ещё >
Эмиграция и перестройка («Четвертая волна») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начало этому периоду следует отсчитывать с эпохи М. С. Горбачева, но, впрочем, не с самых первых его шагов, а скорее со «вторых», среди которых важнейшими были вывод войск из Афганистана, либерализация прессы и правил въезда и выезда в страну. Фактическое начало (точнее, возобновление) еврейской эмиграции при Горбачеве датируется апрелем 1987 года, но статистически это сказалось с некоторым запозданием. Повторим, что этот период, в сущности, продолжается и сейчас, поэтому его количественные оценки нужно обновлять ежегодно.
В любом случае они оказались гораздо скромнее тех апокалиптических прогнозов о будто бы накатывающем на Европу «девятом вале» эмиграции из бывшего СССР мощностью, по разным оценкам, от 3 до 20 миллионов человек, — наплыве, которого Западу даже чисто экономически не по силам было бы выдержать. На деле же ничего «страшного» на Западе не произошло. Легальная эмиграция из СССР оказалась неплохо защищена законодательствами всех западных стран и по-прежнему ограничена представителями лишь нескольких национальностей, для которых — опять-таки лишь в нескольких принимающих их странах — создана определенная правовая и социальная инфраструктура.
Речь идет в первую очередь об этнических немцах и евреях (в меньшей степени — о греках и армянах, в еще меньшей степени и в самое последнее время — о поляках и корейцах). В частности, Израиль создал правовые гарантии для иммиграции (репатриации) евреев, а Германия — для иммиграции немцев и евреев, проживавших на территории б. СССР.
Так, согласно германской Конституции и Закону об изгнанных (Bundes vertriebenen gesetz), ФРГ обязалась принимать на поселение и в гражданство всех лиц немецкой национальности, подвергшихся в 40-е гг. изгнанию с родных земель и проживающих вне Германии. Они приезжали и приезжают или в статусе «изгнанных» (Vertriebenen), или в статусе «переселенцев» или так называемых «поздних переселенцев» (Aussiedler или Spдtaussiedler) и практически сразу же, по первому же заявлению получают немецкое гражданство.
В 1950 году в ФРГ проживало около 51 тысяч немцев, родившихся на территории, до 1939 года входившей в СССР. Это оказалось немаловажным для начала немецкой иммиграции из Советского Союза, поскольку на первом ее этапе советская сторона шла навстречу главным образом в случаях воссоединения семей. Собственно немецкая эмиграция из СССР в ФРГ началась в 1951 году, когда «на родину» выехал 1721 этнический немец. 22 февраля 1955 года Бундестаг принял решение о признании ФРГ гражданства, принятого во время войны, что распространило действие «Закона об изгнанных» на всех немцев, проживавших в Восточной Европе. Уже к маю 1956 года в немецком посольстве в Москве скопилось около 80 тысяч заявлений советских немцев на выезд в ФРГ. В 1958;1959 годах число немецких эмигрантов составило 4−5,5 тысяч человек. Долгое время рекордным был результат 1976 года (9704 иммигрантов). В 1987 году «пал» 10-тысячный рубеж (14 488 человек), после чего практически каждый год планка поднималась на новую высоту (чел.): 1988 год — 47 572; 1989 год — 98 134; 1990 год — 147 950; 1991 год — 147 320; 1992 год — 195 950; 1993 год — 207 347 и 1994 год — 213 214 человек. В 1995 году планка устояла (209 409 человек), а в 1996 году — двинулась вниз (172 181 человек), что объясняется не столько политикой воссоздания благоприятных условий для проживания немцев в Казахстане, России и т. д., сколько предпринятым правительством ФРГ ужесточением регламента переселения, в частности, мерами по прикреплению переселенцев к предписанных им землям (в том числе и восточным, где сейчас проживает около 20%), но в особенности обязательством сдавать экзамен на знание немецкого языка (Sprachtest) еще в на месте (на экзамене, как правило, «проваливается» не менее 1/3 допущенных к нему).
Тем не менее 1990;е годы стали, по существу, временем самого что ни на есть обвального исхода российских немцев из республик бывшего СССР. Всего оттуда в ФРГ за 1951;1996 годы переселилось 1 549 490 немцев и членов их семей. По некоторым оценкам, немцы «по паспорту» (то есть прибывшие на основании § 4 «Закона об изгнанных») составляют среди них примерно 4/5: еще 1/5 приходится на их супругов, потомков и родственников (в основном, русских и украинцев). К началу 1997 года в Казахстане, по тем же оценкам, осталось менее 1/3 проживавших там ранее немцев, в Киргизии — 1/6, а в Таджикистане немецкий контингент практически исчерпан.