Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Буддизм в истории Китая эпохи мин: 1368-1644 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования буддизма в истории Китая эпохи Мин обусловлена его значительной ролью в политической, религиозной и культурной жизни Китая исследуемого периода. Этот период имеет огромное значение в истории Китая. В это время происходит освобождение Китая от монгольского завоевания, сопровождавшееся восстановлением традиционных китайских ценностей. Страна входит в продолжительную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историческая обстановка эпохи Мин
  • Глава 2. Буддизм в политической и идеологической истории Китая эпохи
  • Глава 3. Буддизм в религиозной истории эпохи Мин
  • Глава 4. Буддизм в художественной культуре эпохи Мин

Буддизм в истории Китая эпохи мин: 1368-1644 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования буддизма в истории Китая эпохи Мин обусловлена его значительной ролью в политической, религиозной и культурной жизни Китая исследуемого периода. Этот период имеет огромное значение в истории Китая. В это время происходит освобождение Китая от монгольского завоевания, сопровождавшееся восстановлением традиционных китайских ценностей. Страна входит в продолжительную f полосу экономического и политического расцвета, становится мощной, передовой державой не только в Юго-Восточной Азии, но и во всем мире. Огромные успехи были достигнуты во внешней политике и культуре. Были оформлены все основные принципы учений буддизма, конфуцианства, даосизма. Происходил своеобразный культурный синтез, основанный на взаимодействии этих направлений, при этом буддизм играл существенную роль. В эпоху Мин сформировалось течение сань цзяо (три учения), которое стало ярким явлением в китайской истории.

Усилившаяся политическая роль буддизма проявлялась в прагматическом отношении власти к буддизму. Он активно использовался в ее политических целях, особенно во внешней политике по отношению к Тибету и монгольской периферии. Буддизм имел огромное значение для развития литературно-художественного творчества, оказал большое влияние на окончательное формирование такого жанра, как роман. Его влияние обнаруживается и в минской поэзии.

Вместе с тем необходимо отметить, что буддизм минской эпохи мало изучен, в то время как конфуцианство и даосизм исследованы более тщательно. Изучение роли и места буддизма в указанный период поможет более полно воссоздать картину как истории минского Китая, так и истории Китая вообще.

Степень изученности. Среди работ, посвященных истории эпохи Мин, следует выделить работы A.A. Бокщанина, JI.C. Васильева, JI.A. Боровковой,

Н.П. Свистуновой, Г. С. Кара-Мурза 1, которые исследовали эпоху с исторической, социально-экономической и политической позиций.

Наиболее полное отражение истории Китая эпохи Мин представлено в работах A.A. Бокщанина «Императорский Китай в начале XV века» и «Удельная система в позднесредневековом Китае. Период Мин». В них автор рассматривает экономическое положение в Китае после падения династии Юань и воцарения 'новой династии Мин, анализирует внешнюю и внутреннюю политику империи. Большое внимание уделено экономической I политике Чжу Юаньчжана и его преемников.

Работ, касающихся истории буддизма в эпоху Мин в Китае также немного. К ним необходимо отнести работы A.C. Мартынова, С. Ю. Лепехова, C.B. Никольской, Д. Д. Масалимовой, И. С. Лисевича, Э. С. Стуловой, А. И. Кобзева .

С.Ю. Лепехов в своей статье «Буддийские философские идеи в старой китайской литературе» проводит анализ буддийских мотивов, получивших отражение в литературном творчестве китайских писателей и поэтов эпохи Мин, при этом уделяет большое внимание анализу четырех великих романов: «Троецарствие», «Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад», «Цветы сливы в золотой вазе».

A.C. Мартынов рассматривает религиозную ситуацию в стране в минский период и идеологическую борьбу конфуцианства и буддизма.

1 Бокщанин A.A. Императорский Китай в начале XV века. М., 1976; Он же. Удельная система в позднесредневековом Китае. Период Мин. М., 1986; Васильев Л. С. Политическая власть и социальный контроль в традиционном Китае // Общество и государство в Китае: доклады и тезисы. — М., 1971; Боровкова Л. А. О некоторых аспектах аграрной политики Чжу Юаньчжана // Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае. — М., 1974; Свистунова Н. П. Аграрная политика Минского правительства во второй половине XIV в. — M., 1966; Она же. О свободной крестьянской собственности в начале правления минской династии // Народы Азии и Африки, 1961, № 3- Кара-Мурза. Лекции по истории Китая в средние века. — М., 1940.-Вып. 2.

2 Мартынов A.C. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин // История и культура Китая. — M., 1974; Лепехов С. Ю. Буддийские философские идеи в старой китайской литературе // Вестн. Бурят, ун-та. Сер. 18: Востоковедение — 2006. — Вып. 2- Никольская C.B. К вопросу о композиции романа У Чэнъэня «Путешествие на Запад» // Проблемы восточной философии. — М., 1979; Она же. Буддийские мотивы в романе У Чэнъэня «Путешествие на Запад» // Проблемы Дальнего Востока. — Новосибирск, 1984; Масалимова Д. Д. Китайская литература эпохи Мин. — Улан-Удэ, 1997; Лисевич И. С. У Чэнъэнь. — КЛЭ. -M., 1972. — Т. 7- Стулова Э. С. К вопросу о бытовании баоцзюань в эпоху Мин // Литература и культура Китая. — M., 1972; Кобзев А. И. Ван Янмин и чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. -Новосибирск, 1984; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. — М., 2002.

Говоря о буддизме в этот период, исследователь подчеркивает, что буддизм играл роль воспитательного средства в деле управления государством.

О влиянии буддизма на минскую литературу пишет И. С. Лисевич. Статья C.B. Никольской посвящена отражению буддизма на знаменитом романе эпохи Мин «Путешествие на Запад».

Влиянию буддизма на философию выдающегося философа минского времени Ван Янмина посвящены работы А. И. Кобзева «Ван Янмин и чань-буддизм», «Философия китайского неоконфуцианства». Согласно автору данных работ, философские идеи буддийской школы Чань послужили основой учения Ван Янмина.

Среди китайских ученых историей династии Мин занимался У Хань1. В своих работах он тщательно рассматривает биографию основателя династии Чжу Юаньчжана. Значительное внимание уделено изучению причин падения династии Юань и воцарения минской империи. Также этой темой занимались Юй Дэн, Ян Гочжэнь и др.

Истории буддизма рассматриваемого периода посвятили свои работы такие китайские ученые, как Фан Литянь, Хуа Фантянь, Цзянь Цаньтэн, Фэн Юлань3. В их работах раскрывается процесс исторического развития буддизма в этот период, а также дается характеристика идеологии буддизма. Много внимания уделено выдающимся деятелям и патриархам буддизма эпохи Мин.

1 У Хань. Чжу Юаньчжан чжуань (Биография Чжу Юаньчжана), [б. м.], 1945; Он же. Жизнеописание Чжу Юаньчжана, М., 1980; Он же. Цзи «Мин шил у» (Записки о «Мин шил у»), — «Ду ши чжацзи» («Записки при чтении истории, Пекин, 1956.

2 Юй Дэн. Мин Дай цзяньча чжиду гайшу (Очерк цензорского режима в эпоху Мин), — «Мин дай чжэнчжи» («Политика династии Мин»), Тайбэй, 1968. Сер. «Мин ши луньцун», чжи сы («Сборник статей по истории периода Мин», № 4- Ян Гочжэнь. Лунь Мин чу тунчжи цзецзи ды нэйбу доучжэн (О внутренних противоречиях в господствующем классе в начале эпохи Мин), — «Гуанмин жибао», 23.111.1966.

3 Фан Литянь. Фо цзяо чже сюэ. (Философия буддизма). — Чаньчунь. 2006; Фан Литянь, Хуа Фантянь. Чжун го фо цзяо цзянь ши (Краткая история буддизма в Китае, — Пекин, 2001; Цзянь Цаньтэн. Вань мин фо цзяо гай гэ ши. (История реформ буддизма в период Поздняя Мин), — Гуйлинь, 2006; Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ цзянь ши (Краткий очерк истории китайской философии), — Пекин, 1985.

Из западных авторов, посвятивших свои труды минской эпохе и буддизму этого периода, стоит выделить работы А. Ф. Райта, К. Ченя, Э. Л. Фармера, Ч.П. Фицджералда1 и др.

Объектом исследования является буддизм в истории Китая.

Предметом исследования является место и роль буддизма в политической, идеологической, религиозной и культурной истории Китая эпохи Мин.

Целью данной диссертационной работы является всестороннее исследование буддизма в истории Китая эпохи Мин.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

— дать анализ исторической обстановки Китая периода правления династии Мин;

— исследовать роль буддизма в политической, философской и идеологической истории Китая эпохи Мин;

— выявить особенности буддизма эпохи Мин в истории религиозной культуры минского Китая;

— определить влияние буддизма на литературное творчество минских писателей.

Территориальные и хронологические рамки исследования ограничены территорией Китая эпохи Мин (XIV-XVII вв.) и охватывают период с конца правления Юаньской династии (1367 г.) и до конца правления династии Мин (1644 г.).

Источниковую базу исследования составляют исторические сведения по истории эпохи Мин, получившие свое отражение в исторических хрониках «Мин ши» (История династии Мин) — «Эр ши у ши» (Двадцать пять династийных историй) — «Го цюе» (Изложение сведений о государстве) — «Мин тун цзянь» (Полное отображение истории династии Мин) — «Мин шу» (Книга

1 Wright A. F. Buddhism in Chinese History. — L., 1959; Ch’en K. Buddhism in China: A historical Survey. Princeton, 1964; Farmer E. L. The Princes and the Regional Military Power in Early Mingio — A paper presented at the 22 Annual Meeting of the Association for Asian Studies. — San Francisco, 1970; Fitzgerald C.P. The Southern Expansion of the Chinese People. — Canberra, 1972. истории династии Мин) — «Мин дай Сицзан шиляо» (Материалы по истории Тибета [династии] Мин).

Теоретико-методологические основы. Работа представляет собой комплексное междисциплинарное исследование, проведенное с помощью сравнительно-исторического метода. В центре внимания исследования — область истории китайского буддизма в эпоху Мин. Разнообразная проблематика данной диссертации анализируется в религиоведческом, культурологическом, историко-философском и литературоведческом аспектах. В работе используется системный подход, способствующий раскрытию истории буддизма Китая. Методологической базой при написании диссертации послужили также исследования китаеведов, как в сфере истории, так и в религиоведении.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— данная работа является первым исследованием места и роли буддизма в истории минского Китая;

— проанализированы место и роль буддизма в политической, философской, идеологической истории Китая эпохи Мин. Выявлено, что в этот период буддизм, уступив свое место в философской и идеологической сфере, тем не менее, активно использовался в политике минского двора;

— исследованы особенности буддизма в религиозной культуре минского Китая. Показано, что в минский период особенно большое развитие получили религиозные аспекты буддизма;

— дан анализ влияния буддизма на художественную культуру Китая. Выявлено, что буддизм дал большой толчок развитию литературы, определил новые мировоззренческие ориентиры ее развития.

Научно-практическая значимость. Основные положения данной диссертации могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования истории, культуры и религии Китая эпохи Мин. Материалы диссертации по истории буддизма Китая эпохи Мин могут восполнить пробелы в понимании истории, культуры и религии Китая. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в разработках лекционных курсов по истории культуры Китая.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на ежегодной конференции преподавателей БГУ (2006 г.), международной научно-практической конференции «Восточное общество: интеграционные и дезинтеграционные факторы в геополитическом пространстве АТР» (2007 г.), а также на научно-практической конференции «История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» (2007 г.). По материалам диссертации написаны 5 статей.

Заключение

Проникнув в Китай, буддийское учение ко времени эпохи Мин стало созвучным основам китайской культуры. Буддизм, привнесший зарубежную культуру, в минское время в процессе противоречивого взаимодействия с конфуцианством и даосизмом, постепенно стал оказывать влияние на политику, философию, литературу, нравы, обычаи и духовную жизнь и превратился в важную и неотъемлемую часть традиционной китайской культуры.

Историческая обстановка Китая периода правления династии Мин способствовала этому. Предыдущая монгольская династия Юань, сделав буддизм государственной идеологией, тем самым изменила отношение китайцев к этой религии. С восстановлением национальной династии Мин, несмотря на восстановление всех традиционно китайских ценностей, буддизм продолжал играть важную роль в политической жизни страны. Отношение к нему со стороны китайских властей уже не было таким однозначным как при династии Сун, когда он подвергался гонениям. В области политики ему отводилась роль средства воспитания народа, также он был проводником политики китайского государства на окраинных территориях минской империи. В связи с этим минский двор занимал либеральную позицию по отношению к буддизму.

Огромную роль сыграл буддизм эпохи Мин в философских воззрениях мыслителей этого времени. Выдающийся представитель минского неоконфуцианства Ван Янмин создал свою оригинальную философию под сильным влиянием буддийских идей. Его философия явилась результатом такого феномена китайской культуры как религиозный синкретизм. Заслуга Ван Янмина заключается в том, что он сумел соединить буддийские и исконно конфуцианские идеи и на этом фундаменте создать стройную философскую систему, определившую ход идеологического развития Китая в последующие несколько веков. Тенденция религиозного синкретизма характеризовала всю духовную культуру Китая эпохи Мин. Эпоха Ван Янмина — это эпоха влияния буддизма на все стороны духовной жизни китайского общества.

В эпоху Мин буддизм пошел в народные массы, и именно там он продолжал существовать, все глубже интегрируясь в китайскую культуру. Именно в качестве народной религии буддизм достиг наибольшего успеха в период Мин. Религиозный аспект буддизма в эпоху Мин стал главенствующим по отношению к философско-мировоззренческому. Религиозное поклонение бодхисаттвам имело большое практическое значение. Для обычного мирянина, который не разбирался в теологических тонкостях буддизма, бодхисаттвы олицетворяли конкретную силу, спасающую от мирских невзгод. Он принес народу то духовное успокоение и надежду на счастливую жизнь, которые помогали людям переносить тяготы тяжелой крестьянской жизни. К этому периоду уже было завершены разработки всех аспектов одного из самых интересных и глубоких, интеллектуально насыщенных течений буддизма — школы Чань. Исчерпав себя ко времени династии Мин как философское учение для интеллектуальной элиты Китая, буддизм обрел свое новое рождение именно как религия, с ее обрядовой стороной и магической практикой.

Огромное влияние буддизма на духовную жизнь минского Китая отчетливо проявлялось в литературном творчестве писателей этого времени. Буддийские мотивы и сюжеты присутствовали во всех произведениях эпохи Мин. Особенно отчетливо они проявлялись в романах и повестях. Присутсвие буддийских идей в самой ткани этого жанра свидетельствует о том, какую огромную роль играл буддизм в жизни простого народа. Пройдя долгий и трудный путь своего развития в Китае, буддизм ко времени эпохи Мин стал неотъемлемой частью китайской культуры. Литературные произведения этого периода являются тому доказательством. Это самые характерные примеры наиболее яркого отражения места и роли буддизма в минском обществе. Сюжет и персонажи литературных произведений ярко отражают характерные особенности религиозной и идеологической ситуации эпохи Мин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке:
  2. Н.В. Концепция просветления в «Махаяна-шраддхотпада-шастре» / Н. В. Абаев // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.-С. 23−46.
  3. Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. — 125 с.
  4. В.М. Глава из истории китаизации буддизма / В. М. Алексеев // Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и языка. 1947. — Т. 6, вып. 5.
  5. В.М. Наука о Востоке: Статьи и документы / В. М. Алексеев. М.: Наука, 1982. — 535 с.
  6. В.М. Учение Конфуция в китайском синтезе / В. М. Алексеев // Восток. Пг., 1923. — Кн. 3.
  7. И.А. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая / И. А. Алимов, М. Е. Ермаков, A.C. Мартынов. М.: Муравей, 1998.-288 с.
  8. В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: Соврем, истолкование древ, текстов / В. П. Андросов. М.: Вост. лит., 2001. — 798 с.
  9. В.П. Буддизм: религия и философия / В. П. Андросов // Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век. М., 1985. — С. 130 152.
  10. В.П. Дхарма-санграха: Тексты, переводы и исследования / В. П. Андросов. М., 1999.
  11. М.А. О так называемом «кризисе феодализма» в XIV XV веках / М. А. Барг. — Вопр. истории. — 1960. — № 8.
  12. Е.Ф. Социально-философские аспекты китайского буддизма: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Е. Ф. Баялиева. Улан-Удэ, 1996.- 131 с.
  13. И. Историческое обозрение ойратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени / И. Бичурин. СПб., 1834. — 255 с.
  14. В.А. Очерк истории тибетского народа / В. А. Богословский. М.: Наука, 1962. — 192 с.
  15. A.A. Императорский Китай в начале XV века: (Внутр. политика) / А. А Бокщанин. М.: Наука, 1976. — 323 с.
  16. A.A. Китай и страны южных морей в XIV XVI вв. / A.A. Бокщанин. — М.: Наука, 1968. — 212 с.
  17. A.A. Удельная система в позднесредневековом Китае: Период Мин, 1368−1644 / A.A. Бокщанин. М.: Наука, 1986. — 261 с.
  18. Л.А. О некоторых аспектах аграрной политики Чжу Юаньчжана / Л. А. Боровкова // Аграрные отношения и крестьянское движение в Китае. М., 1974.
  19. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии / Отв. ред. Г. М. Бонград-Левин. М.: Гл. ред. вост. лит., 1982.-318 с.
  20. В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII вв. Ван Чуань-шаня / В. Г. Буров. М.: Наука, 1976. — 221 с.
  21. В.Г. Современная китайская философия / В. Г. Буров. М.: Наука, 1980.-311 с.
  22. Бяньвэнь о Вэймоцзе. Бяньвэнь Десять благих знамений / Изд. текста, пер., предисл. и коммент. Л. Н. Меньшиковой. М.: ИВЛ, 1953. — 19 555 с.
  23. В.П. Буддизм и его принципы / В. П. Васильев. СПб., 1891.
  24. В.П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм / В. П. Васильев. СПб., 1873.- 183 с.
  25. Л.С. Конфуцианство в Китае / Л. С. Васильев. Вопр. истории. — 1968. — № 10.
  26. Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. 2 изд. — М.: Изд. Фирма «Вост. лит.» 2001. — 487 с.
  27. Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли / Л. С. Васильев. М.: Наука, 1989. — 307 с.
  28. .Б. Буддизм и китайская поэзия / Б. Б. Васильев // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азия в средние века. -М., 1982.-С. 98−121.
  29. Введение в буддизм: Учеб. пособие / Ред.-сост. В. И. Рудой. СПб.: Лань, 1999. — 378 с.
  30. Д.Н. Буддийская концепция в китайской прозе и проблемы художественного произведения / Д. Н. Восресенский // Вестн. МГУ. Сер. 14: Востоковедение. 1975. — № 2. — С. 57−67.
  31. Г. Б. Буддийские наставники в период монгольского правления Юань (1279−1368) / Г. Б. Дагданов, Г.-Х.А.Бадмаева //Санжеевские чтения-5: Материалы науч. конф. Улан-Удэ, 2003. — Ч. 1. — С. 165−168.
  32. П. Проникновение буддизма в традиционную китайскую философию (резюме) / П. Демьевиль. ВИМК, 1957.- № 1.
  33. Л.И. Очерк истории Китая / Л. И. Думан // Китай. М.- Л., 1940.
  34. М.Е. Китайский буддизм / М. Е. Ермаков. СПб., 1998.
  35. М.Е. Мир китайского буддизма: По материалам коротких рассказов IV—VI вв. / М. Е. Ермаков. СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. — 238 е.: ил. — (Серия вост. лит. «Мудрость веков»).
  36. Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX- первой трети XX века (Россия и сопредельные страны) / Т.В. Ермакова- РАН. Ин-т востоковедения. СПб. фил.- Ин-т востоковедения. -СПб.: Наука, 1998.-340 с.
  37. Т.В. Классические буддийские практики / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.: Петербург. Востоковедение, 2001. — 292 с. — (Мир Востока).
  38. Е.В. Восток на Западе / Е. В. Завадская. М.: Наука, 1970.- 129 с.
  39. Зегерс, Манфред. Термины буддизма: Основано на «Сокровищнице знания» Джамгён Конгтрула Римпоче / Манфред Зегерс- Пер. с англ. Вагид Рагимов. 2. изд. — СПб.: Алмаз, путь, 2000. — 171 с.
  40. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1974.-532 с.
  41. История стран зарубежной Азии в средние века. М.: Наука, 1970.- 640 с.
  42. Кара-Мурза Г. С. Лекции по истории Китая в средние века / Г. С. Кара-Мурза. М., 1940. — 112 с.
  43. А.И. Ван Янмин и чань-буддизм / А. И. Кобзев // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. — С. 89−101.
  44. А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А. И. Кобзев. М.: Вост. лит., 2002. — 605 с.
  45. Н.И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1966. — 520 с.
  46. В.И. Сущность учения буддизма / В. И. Корнев // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. — С. 10−20.
  47. М.В. Китайский этнос в средние века / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. М.: Наука, 1984. — 335 с.
  48. С. Монголы и Тибет при Чингисхане и его преемниках / С. Кучера // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сб. ст. М., 1970. — С. 255−270.
  49. Ю.А. Космология китайского буддизма: Дис.. канд. ист. наук / Ю. А. Кушнарев. Улан-Удэ, 2001. — 155 с.
  50. Е.И. Очерк истории тангутского государства / Е. И. Кычанов. М.: Наука, 1968. — 355 с.
  51. С. Ю. Праджняпарамита в ранней махаяне / С. Ю. Лепехов // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995. — С. 99−148.
  52. Лисевич. У Чэнъэнь // Кр. лит. энцикл. М., 1972. — Т. 7. — Ст. 859.
  53. В.В. Китай в 16−17 веках: Традиция и культура / В. В. Малявин. М.: Искусство, 1995. — 287 с.
  54. В.В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. М.: Астрель: Дизайн. Информ. Картогр., 2000. — 627 с.
  55. В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени / В. В. Малявин. М.: Дизайн. Информ. Картография и др., 2000. -436 с.
  56. P.M. У Чэнъэнь / P.M. Мамаева // Кр. лит. энцикл. М., 1972.-Т. 7.
  57. В.В. К вопросу об изучении философии буддизма / В.В.
  58. Мантатов // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. — С. 4−9.
  59. A.C. «Учения» и религии в Восточной Азии в период средневековья / A.C. Мартынов, Е. Б. Поршнева // Народы Азии и Африки. -1986.-№ 1.
  60. A.C. Буддизм и общество в странах Центральной и Восточной Азии (предисловие) / A.C. Мартынов // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982.-С. 5−15.
  61. A.C. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин // История и культура Китая / A.C. Мартынов. М., 1974. — С. 307−324.
  62. A.C. Статус Тибета в XVII XVIII веках / A.C. Мартынов. — М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1978. — 282 с.
  63. Д.Д. Буддизм и поэзия: взгляд изнутри / Д. Д. Масалимова. Улан-Удэ, 1999.
  64. C.B. Буддийские мотивы в романе У Чэнъэня «Путешествие на Запад» / C.B. Никольская // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.-С. 114−123.
  65. C.B. К вопросу о композиции, романа У Чэнъэня Путешествие на Запад / C.B. Никольская // Проблемы восточной философии. -М., 1979.- 139−146.
  66. JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / JI.C. Переломов. М.: Наука, 1981.-333 с.
  67. JI.C., Буддизм в Китае: исторические традиции и современность / JI. C, Переломов, Н. В. Абаев // Проблемы Дальнего Востока. 1980.-№ 3.
  68. JI.E. Поздние даосы о природе, обществе, искусстве / JI.E. Померанцева. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 240 с.
  69. П.С. Китайский пантеон / П. С. Попов. СПб., 1907. — 88 с. 1. Сб. МАЭ. Т. 6).
  70. Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н. В. Абаев. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 157 с.
  71. А.П. У Чэнъэнь и его роман «Путешествие на Запад» / А. П. Рогачев. М.: Наука, 1984. — 118 с.
  72. О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке / О. О. Розенберг. Пб., 1919. — 72 с.
  73. О.О. Проблемы буддийской философии / О. О. Розенберг. Пг., 1918. — 368 с.
  74. О.О. Труды по буддизму / О. О. Розенберг. М.: Наука, 1991.-294 с.
  75. Н.П. Аграрная политика Минского правительства во второй половине XIV в. / Н. П. Свистунова. М.: Наука, 1966. — 168 с.
  76. И.И. Миф и религиозный культ в Китае / И. И. Серебренников // ВМ. 1930. — № 4.
  77. К.Ю. Оправдание бытия: Заметки о китайской религиозности / К. Ю. Солонин // Кунсткамера: Этнографические тетради. -СПб., 1998. Вып. 12. — С. 254−265.
  78. B.C. Построение древнекитайских текстов / B.C. Спирин. -М, 2006. 276 с.
  79. Е.А. Опыт текстологического анализа китайских переводов «Ваджраччхедика-Праджняпарамита-сутры» / Е. А. Торчинов // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. — С. 52−59.
  80. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника / Е. А. Торчинов. СПб.: Центр «Петерб. востоковедение», 1997. — 382 с.
  81. У Чэнъэнь. Путешествие на Запад: В 4 т. Т. 1−4 / Пер. с кит. А. П. Рогачева и B.C. Колоколова. М.: ГИХЛ, 1959 г. — 456+448+488+534 с.
  82. У Чэнъэнь. Путешествие на Запад: Роман / У Чэнъэнь- Пер. с кит. А. Рогачева. Рига: Полярис, 1994. — 533 с.
  83. У Чэнъэнь. Сунь Укун Царь обезьян: Роман / У Чэнъэнь- Пер. с кит. А. Рогачева. — М.: Худож. лит., 1982. — 751 с.
  84. O.A. Китайский сатирический роман. (Эпоха Просвещения) / O.A. Фишман. М.: Наука, 1966. — 198 с.
  85. Хоу Вай-лу. Социалные утопии древнегои средневекового Китая. -Вопр. философии. 1959. — № 9.
  86. Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов- Отв. ред. М. Т. Степанянц, Н.В. Абаев- Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят, ин-т обществ, наук. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1995. — 222 с.
  87. Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь / Л.Е. Янгутов- РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии- Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. -160 с.
  88. Л.Е. Философское учение школы хуаянь / Л.Е. Янгутов- Ред. Н.П. Аникеев- АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Ин-т обществ, наук. Новосибирск: Наука, 1982. — 140 с. 1. На иностранном языке:
  89. Ван Янмин цюань цзи (Полное собрание /сочинений/ Ван Янмина). -Шанхай, 1936.
  90. Го цюе (Краткое изложение сведений о государстве) / сост. Тань Цянь. Пекин, 1958.
  91. Дин И. Мин тэу чжэнцзэ (Политика специальной службы в эпоху Мин. Пекин, 1950.
  92. Ли Гуанби. Мин чао ши люе (Краткая история династии Мин). -Ухань, 1957.
  93. Ли Сюнь. Мин Цин ши (История периода Мин и Цин). Пекин, 1956.
  94. Мин дай Сицзан шиляо (Материалы по истории Тибета династии. Мин). Киото, 1959.
  95. Мин тун цзянь (Полное отображение истории династии Мин), сост. Ся Се. Пекин- Шанхай, 1959.
  96. Мин шань цзан (Хранилище знаменитой горы), ксилограф. ЛО ИНА, 37, 5 л, 456−46а.
  97. Мин ши (История династии Мин), сост. Чжан Тин-юй и др. Эр ши у ши" («Двадцать пять династийных историй». — Шанхай. — 1934. — Т. 9.
  98. Мин шу (Книга истории династии Мин) / сост. Фу Вэйлинь. -Шанхай, 1937.
  99. Си Ся Цзи / сост. Дай Сичжан // изд. «Цзин хуа инь шуцзюй». -Пекин, 1924.
  100. Си Ся яньцзю / сост. Ван Цзин-жу. Бэйпин, 1931. — Т. I.111. Сун Шу, сост. Токто и др.
  101. Фан Литянь, Чжун Го фо цзяо цзянь ши (Краткая история буддизма в Китае. Пекин, 2001.
  102. Хун Чао. Чэди чаньюй У Хань ды «Чжу Юаньчжан чжуань» чжэ чжуда дуцао (С корнем вырвем большое ядовитое растение «БиографияcK/i
  103. Чжу Юаньчжана» УХаня). «Гуанмин жи^ао», 15.VI.1966.
  104. Чжунго лидай чжасюе вэньсюань (Избранные сочинения по истории китайской философии). Раздел (эпох) двух Хань и Суй. Т. 2. Пекин, 1963.
  105. Chan Wing-tsit. How Buddhistic is Wang Yang-ming? Philosophy East and West, 1962.
  106. Fitzgerald C. P. The Southern Expansion of the Chinese People. -Canberra, 1972.
  107. Pelliot P. Notes critiques d’histoire Kalmouke. «Oeuvres posthumes», t. VI. — Paris, 1960.
  108. Serruys H. Early Lamaism in Mongolia. OE, 1963. — 10 Jg., H. 2.
Заполнить форму текущей работой