Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предисловие. 
Тяжелая атлетика. 
Том 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нашему мнению, «тяжелая атлетика» — это основополагающее понятие, которое охватывает различные стороны базовой физической и функциональной подготовки человека на основе применения различных средств и методов силового характера. Именно сила является основой занятий тяжелоатлетическими видами спорта. Это физическое качество человека позволяет посредством функционирования скелетной мускулатуры… Читать ещё >

Предисловие. Тяжелая атлетика. Том 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении многих десятков тысяч лет развитие человека связано с использованием различных тяжестей как для трудовой деятельности, добычи пропитания, так и для защиты от врагов. При этом занятия с тяжестями постепенно становятся для многих народов одним популярных средств борьбы для выявления самого сильного атлета. Неудивительно, что победители в этой борьбе отличались от своих соплеменников атлетически сложенной фигурой с хорошо развитой мускулатурой, которая со временем приобретает более объемный и рельефный вид. Люди, использовавшие для своих тренировок различные отягощения, стали называться атлетами, а искусство развивать посредством отягощений физические качества (особенно силу и ловкость) — атлетизмом. Итак, атлет (от греч. а0Хг|тг|с; — борец) — это человек с сильно развитыми мышцами, обладающий большой силой.

По нашему мнению, «тяжелая атлетика» — это основополагающее понятие, которое охватывает различные стороны базовой физической и функциональной подготовки человека на основе применения различных средств и методов силового характера. Именно сила является основой занятий тяжелоатлетическими видами спорта. Это физическое качество человека позволяет посредством функционирования скелетной мускулатуры преодолевать внешнее сопротивление как в процессе трудовой деятельности, так и при занятиях физической культурой и спортом. Для этой цели природа создала величайший по своей конструкции опорно-двигательный аппарат, с которым пока не может сравниться ничто созданное человеком за многие тысячелетия его существования. Человек способен преодолевать большие физические нагрузки. И этот фактор был одним из решающих для того, чтобы выжить в борьбе за свое существование. Тысячелетиями закладывались физические качества современного человека, в том числе и стремление к единоборству. Хотя, конечно, это вовсе не значит, что обладание огромной силой достаточно для победы.

Любой двигательный акт человека сопряжен с проявлением различных физических качеств. Чтобы поднять отягощение даже среднего веса (60—70% от максимума), атлету необходимо в полной мере проявить свои силовые способности, ловкость, координацию, гибкость и др. Достигнуть высоких результатов в тяжелой атлетике невозможно без интегрального развития практически всех физических качеств человека. Хотя при этом надо признать, что сила является основополагающим физическим качеством человека. Ее можно развивать, используя различные средства. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т. е. учитывающие физические возможности того или иного атлета.

Мышцы — удивительное создание природы. Это двигатель с коэффициентом полезного действия, недоступным ни одной машине. В результате движения совершенствуется и сама мышца. Видимым проявлением этого является увеличение ее объема и силы. Мышцы постепенно становятся больше и рельефнее. Мышечная деятельность, в свою очередь, вызывает повышенное потребление кислорода, питательных веществ, более интенсивную работу сердца и легких. Следовательно, одновременно с тренировкой скелетных мышц, которые в основном выполняют двигательную функцию организма человека, развиваются мышцы одного из важнейших органов — сердца. Это удивительное свойство мышечного проявления люди заметили еще в далекой древности. Как отмечал двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, заслуженный мастер спорта, доктор педагогических наук, профессор А. Н. Воробьев: «Человек — самое сложное и тонко устроенное существо на земле. И все, что его касается, тоже никогда не бывает простым. Сила человеческая — не исключение. Как ее развивать? Опыт накапливается по крохам. И хотя во все времена люди мечтали дать ответ на этот вопрос, путь к силе занял долгие десятилетия. Путь, по которому мы не перестаем идти и теперь».

В учебнике по тяжелой атлетике раскрываются четыре вида силовой подготовки, в которых отягощение является основным средством. Опыт создания такого учебника (первое издание опубликовано в 2005 г.) позволяет автору еще раз убедиться в правильности выбранного методологического подхода, объединив в одном учебнике научно-методические достижения в таких видах спорта, как тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, бодибилдинг и гиревой спорт. Следовательно, содержание учебника отражает стремление автора отобразить реальные запросы как спортивной практики, так и науки, приблизив максимально профессиональную подготовку студента к решению тех задач, которые ему придется решать в качестве преподавателя (тренера) с раз — личным контингентом населения (от детского возраста до ветеранов).

Итак, тяжелая атлетика рассматривается одновременно как научная, так и учебная дисциплина и составляет единый базовый теоретический курс. Опыт интегрального подхода к преподаванию учебного материала по тяжелоатлетическим видам спорта в нашей стране имеется (например, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма и Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма).

Учебник состоит из двух томов, которые включают шесть частей.

В первой части изложены исторические и терминологические аспекты, а также дана характеристика тяжелоатлетических видов спорта.

Вторая часть посвящена классификации упражнений, тренировочной нагрузке, которые рассматриваются не только с научно-педагогических, но и с биологических позиций. Освоение этой части учебника позволит студентам постигнуть базовые теоретические и научные основы тренировочного процесса.

В третьей части раскрыты основы спортивной тренировки и обучения, а также биомеханика соревновательных упражнений в тяжелоатлетических видах спорта. Показана возрастная динамика спортивных достижений, принципы тренировки и методы спортивной подготовки с учетом возраста.

Четвертая часть полностью посвящена проблемам методики тренировки. Этот раздел учебника имеет четко выраженный дифференцированный характер, так как в каждом из четырех тяжелоатлетических видов спорта (тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, гиревой спорт и бодибилдинг) имеются свои методические особенности спортивной подготовки атлетов. Рассматриваются основы методики тренировки женщин и ветеранов в тяжелоатлетических видах спорта.

Пятая часть учебника посвящена теории и методике тренировки молодых атлетов. Описываются опытно-поисковые методы тренировки молодых атлетов, что особенно важно для студентов при выполнении курсовых и дипломных научных работ. Значительное место отводится вопросам всесторонней физической и самостоятельной атлетической подготовки.

В шестую часть учебника вошли такие вопросы, как воспитание и психологическая подготовка атлетов, питание тяжелоатлетов, гигиена, технические средства тренировки и научно-исследовательская работа студентов.

Таким образом, в данном учебнике сделана попытка объединить четыре силовых вида спорта. Автор понимает, что не все проблемы теории и методики тяжелоатлетических видов спорта удалось полностью раскрыть. Более того, методика подготовки атлетов в тяжелой атлетике, гиревом спорте, силовом троеборье и культуризме часто по-разному трактуется ведущими специалистами как в нашей стране, так и за рубежом. Поэтому автор будет признателен получить критические замечания в отношении содержательной и проектировочной формы построения учебника.

В результате изучения учебника дисциплины «Тяжелая атлетика» студент должен освоить:

трудовые действия

  • • владения всеми методами обучения развития силы, техникой выполнения упражнений в различных тяжелоатлетических видах спорта и спецификой подготовки атлетов в процессе тренировочных занятий;
  • • методикой подготовки атлетов к спортивным соревнованиям, навыками поиска информации, необходимой для проведения научноисследовательской деятельности;
  • • навыками работы с учебной и научной литературой о достижениях в сфере физической культуры и спорта;
  • • современными технологиями обучения тренировки атлетов;
  • • навыками системного анализа моделирования многолетней подготовки тяжелоатлетов;
  • • навыками разрешения проблем, возникающих в ходе тренировки атлетов и подготовки к соревнованиям в различных силовых видах спорта;

необходимые умения

  • • обобщать и систематизировать современную научную и методическую информацию для ее использования в профессиональной деятельности;
  • • классифицировать тренировочные занятия, упражнения и методы развития силы с учетом возрастных особенностей занимающихся;
  • • использовать полученные знания об основах многолетней спортивной тренировки в процессе профессиональной деятельности;
  • • разрабатывать документы планирования и осуществлять тренировочный процесс;
  • • выбирать необходимые методы подготовки атлетов для реализации поставленных задач;
  • • давать самостоятельную оценку раз — витию физических качеств занимающихся в процессе тренировки;
  • • решать задачи, связанные с всесторонней физической подготовкой атлетов в тяжелоатлетических видах спорта;
  • • грамотно ориентироваться в вопросах питания и психологической подготовки атлетов;

необходимые знания

  • • предмета, целей и задач тяжелой атлетики, положений и теоретических основ спортивной тренировки и обучения силовым видам спорта;
  • • основных понятий и терминов, применяемых в тяжелой атлетике;
  • • методологических принципов современной системы тренировки в тяжелоатлетических видах спорта;
  • • истории и тенденций развития тяжелоатлетических видов спорта в России;
  • • современных представлений о моделировании силовой подготовки атлетов;
  • • профессиональных требований к проведению тренировочных занятий, методики судейства и способов проведения соревнований различного уровня, документов планирования при обеспечении спортивной деятельности.

При написании учебника автор использовал в своем труде материалы публикаций таких известных специалистов, как А. Н. Воробьев, А. С. Медведев, Г. П. Виноградов, П. С. Горулев, Р. А. Роман, А. А. Лукашев, А. И. Фаламеев, М. Т. Лукьянов и другие (тяжелая атлетика, атлетизм); братья Вейдер и Уайдер, А. Шварценег- ю

гер, В. И. Дубинин, В. А. Чурилин с сотр. и другие (бодибилдинг); В. А. Поляков, В. И. Воропаев, В. С. Рассказов, В. М. Пальцев (гиревой спорт); Фредерик К. Хэтфильд, С. Ю. Смолов, Б. И. Шейко и другие (пауэрлифтинг).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой